Этапы работы над лексическим материалом (на примере повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи")
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 30 + 30 источников
- Добавлена 05.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. 5
1.1 Тематическое своеобразие повести 5
1.2 Методика работы над лексикой в школе 9
Глава 2. 13
2.1 Тематические группы слов в повести 13
2.2 Метафоры, эпитеты, сравнения 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
Именно такой вид метафор, в основном, использовал Достоевский в своем произведении «Белые ночи».Когнитивная метафораФормирует абстрактное значение слова.Дадим определение термину сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой [3].Так как классификаций сравнений множество, рассмотрим образованные сложными по семантике текстами:Это может быть сравнение-образ, в которой два участника не порознь, а сравниваются вместе и сливаются в микрокартину. Неопределенные сравнения - когда автор как бы теряется в словах от эмоций, ведь такие сравнения обычно выражают состояние в превосходной степени.В произведение Достоевского также встречается эпитет. Также дадим ему определение: Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета или лица для большей художественной выразительности [4].Также рассмотрим, какие виды эпитетов существуют. Возьмем классификацию по Веселовскому А. Н., который выделяет несколько их видов:Тавтологические эпитеты – это эпитет, подчеркивающий какое-нибудь свойство определяемого слова, то есть повторяющий в своем составе признак, обозначающий неотъемлемую часть предмета.Пояснительные эпитеты – в их основе лежит один признак:сочетания с существительным в предмете;характеризующий его по отношению к практической цели и идеальному совершенству.В этих эпитетах много переживаний, в них отражены элементы местной истории, богатство аналогий, растущее со временем.Существенный признак пояснительного эпитета – относительность существенного признака.Веселовский выделил две группы пояснительных эпитетов:Эпитет-метафора Предполагает параллелизм впечатлений, их сравнение и логический вывод уравнения. Синкретический эпитет Отличается физиологическим синкретизмом и ассоциацией наших чувственных восприятий, в которых человек не отдает себе отчета. Приведем в пример найденные в первой главе эпитеты:светлое небо;сердитые и капризные люди;любезный читатель;удивительная тоска;известный час;горделиво смотрел.Большинство найденных эпитетов относится к синкретическому виду эпитетов, так как поясняет существительное и дает ассоциацию. Следовательно, это самый распространённый вид эпитетов в данном произведении.ЗаключениеВ настоящей курсовой была рассмотрена повесть «Белые ночи» Ф. М. Достоевского, а также методика по работе с детьми школьного возраста. Были найдены тематические группы слов (метафоры, сравнения, эпитеты).Также был сделан краткий тематический анализ произведения, что позволило глубже прочувствовать атмосферу Петербурга времен Достоевского, а также позволило сделать вывод, что оно отчасти автобиографично.Подводя итог, можно сказать, что цель курсовой работы была достигнута, а задачи выполнены. СписокиспользованнойлитературыГрамота.ру.Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=метафора[дата обращения 02.01.2023]Грамота.ру.Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=лексика[дата обращения 03.01.2023]Грамота.ру.Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=сравнение [дата обращения 05.01.2023]Грамота.ру.Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=эпитет [дата обращения 05.01.2023]Е.А. Уразова Типы метафоры. Метафора, метонимия, сравнение – в чем отличие? Электронный научный журнал № 11- 1 (14) 2016. Военный университет Министерства обороны РФ. 151-156 с.Изучение лексики и фразеологии в основной школе. Учебно-методический портал.Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/159002/97575/[дата обращения 03.01.2023]Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: ЕдиториалУРСС, 2004. Мир русской литературы. История создания повести "Белые ночи" Достоевского. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.literaturus.ru/2021/01/istorija-sozdanija-povest-belye-nochi-dostoevskij.html[дата обращения 02.01.2023]Федор Достоевский. Антология жизни и творчества. Белые ночи. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/nights/[дата обращения 02.01.2023]Фоксфорд. Семантическое поле, тематическая группа, лексико-семантическая группа. Электронный ресурс. Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/semanticheskoe-pole-tematicheskaya-gruppa-leksiko-semanticheskaya-gruppa[дата обращения 02.01.2023]Этимология слов русского языка. Internetурок. Электронный ресурс. Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/etimologiya-slov-russkogo-yazyka[дата обращения 03.01.2023]В.В. Петров, Научные метафоры. Природа и механизмы функционирования [Текст] / В.В. Петров // Философские основания научной теории. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. – 59 – 70 с.И.В. Ружицкий. Символическое употребление слова в произведениях Ф. М. Достоевского.[Текст] // Мир русского слова, 2008. – 58-63 с.А.В. Веселовский 1989: 59-75.Ч. Цуйцуй. Проблема разграничения понятий «лексико-семантическая группа» и «тематическая группа». [Текст] // сборник статей XLVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 2021 г. -173-175 с.Тюрин В.В. Лексико-семантическое поле «Родина» в лирике Н.М. Рубцова. Нижний Новгород, 2017. С.57.Алефиренко Н.Ф. Общее языкознание. История и теория языка: – М.: Азбуковник, 2013. –308 с. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учебное пособие. М.: «Высшая Фундаментальные и прикладные научные исследования 175 XLVIIInternationalscientificconference | www.naukaip.ru школа», 1990. С.126.КодуховВ.И. Введение в языкознание: учеб. для студентов пед. ин.-тов спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” – 2-е изд., перераб. и доп.— М: Просвещение, 1987.– 288 с.Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/ [дата обращения 02.01.2023] Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с. Тихонов А.Н. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык / А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлева и др.; под общ. ред. А.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова. М.: Флинта: Наука, 2008. 840 с. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: tapemark.narod.ru/les/ [дата обращения 02.01.2023] А. П. Еремеева. Полиэтническая школа: теория и методика изучения лексики русского языка в 5 классе // Обучение и воспитание: методики и практика. М. 2015 г. - 107-113 с.Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: МПГИ, 1989. 1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст] – М.: Академия, 2004. –368с. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.ИЩеболева [Текст] – М.: Академия, 2002. –544с. Старикова, И.Л. Дидактический материал для комплексного повторения [Текст] // Русский язык – 2004 –№ 22 С. 8 Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка [Текст] – М.: Просвещение, 1972. – 326с.Айдарова Л. И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.-95 с.
1. Грамота.ру. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=метафора [дата обращения 02.01.2023]
2. Грамота.ру. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=лексика [дата обращения 03.01.2023]
3. Грамота.ру. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=сравнение [дата обращения 05.01.2023]
4. Грамота.ру. Электронный ресурс. Режим доступа: http://gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=эпитет [дата обращения 05.01.2023]
5. Е.А. Уразова Типы метафоры. Метафора, метонимия, сравнение – в чем отличие? Электронный научный журнал № 11- 1 (14) 2016. Военный университет Министерства обороны РФ. 151-156 с.
6. Изучение лексики и фразеологии в основной школе. Учебно-методический портал. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.uchmet.ru/library/material/159002/97575/ [дата обращения 03.01.2023]
7. Лакофф Дж. Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Едиториал УРСС, 2004.
8. Мир русской литературы. История создания повести "Белые ночи" Достоевского. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.literaturus.ru/2021/01/istorija-sozdanija-povest-belye-nochi-dostoevskij.html [дата обращения 02.01.2023]
9. Федор Достоевский. Антология жизни и творчества. Белые ночи. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fedordostoevsky.ru/works/lifetime/nights/ [дата обращения 02.01.2023]
10. Фоксфорд. Семантическое поле, тематическая группа, лексико-семантическая группа. Электронный ресурс. Режим доступа: https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/semanticheskoe-pole-tematicheskaya-gruppa-leksiko-semanticheskaya-gruppa [дата обращения 02.01.2023]
11. Этимология слов русского языка. Internetурок. Электронный ресурс. Режим доступа: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bleksika-frazeologiyab/etimologiya-slov-russkogo-yazyka [дата обращения 03.01.2023]
12. В.В. Петров, Научные метафоры. Природа и механизмы функционирования [Текст] / В.В. Петров // Философские основания научной теории. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. – 59 – 70 с.
13. И.В. Ружицкий. Символическое употребление слова в произведениях Ф. М. Достоевского. [Текст] // Мир русского слова, 2008. – 58-63 с.
14. А.В. Веселовский 1989: 59-75.
15. Ч. Цуйцуй. Проблема разграничения понятий «лексико-семантическая группа» и «тематическая группа». [Текст] // сборник статей XLVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 2021 г. - 173-175 с.
16. Тюрин В.В. Лексико-семантическое поле «Родина» в лирике Н.М. Рубцова. Нижний Новгород, 2017. С.57.
17. Алефиренко Н.Ф. Общее языкознание. История и теория языка: – М.: Азбуковник, 2013. –308 с.
18. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика: учебное пособие. М.: «Высшая Фундаментальные и прикладные научные исследования 175 XLVII International scientific conference | www.naukaip.ru школа», 1990. С.126.
19. Кодухов В.И. Введение в языкознание: учеб. для студентов пед. ин.- тов спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” – 2-е изд., перераб. и доп.— М: Просвещение, 1987.– 288 с.
20. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. URL: https://classes.ru/grammar/174.Akhmanova/ [дата обращения 02.01.2023]
21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. 543 с.
22. Тихонов А.Н. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык / А.Н. Тихонов, Р.И. Хашимов, Г.С. Журавлева и др.; под общ. ред. А.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова. М.: Флинта: Наука, 2008. 840 с.
23. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: tapemark.narod.ru/les/ [дата обращения 02.01.2023]
24. А. П. Еремеева. Полиэтническая школа: теория и методика изучения лексики русского языка в 5 классе // Обучение и воспитание: методики и практика. М. 2015 г. - 107-113 с.
25. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: МПГИ, 1989.
26. 1. Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст] – М.: Академия, 2004. –368с.
27. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. Николина, И.И Щеболева [Текст] – М.: Академия, 2002. –544с.
28. Старикова, И.Л. Дидактический материал для комплексного повторения [Текст] // Русский язык – 2004 –№ 22 С. 8
29. Шанский, Н.М. Лексикология современного русского языка [Текст] – М.: Просвещение, 1972. – 326с.
30. Айдарова Л. И. Маленькие школьники и родной язык. М.: Знание, 1983.-95 с.
Вопрос-ответ:
Какое своеобразие тематики можно наблюдать в повести "Белые ночи"?
В повести "Белые ночи" можно наблюдать своеобразие тематики. Она основана на размышлениях главного героя о любви, одиночестве, судьбе и мечтах. Это произведение психологической направленности, где главное внимание уделяется внутреннему мироустройству персонажей.
Каким образом происходит работа над лексикой в школе?
В школе работа над лексикой происходит с использованием различных методик. Одна из них - частичное объяснение значения слов и их употребление в контексте. Также используется ассоциативный метод, когда слова связываются с образами и историями, чтобы лексика запоминалась лучше. Другой метод - контекстное запоминание, когда слова вставляются в разные предложения, чтобы понять их значения.
Какие тематические группы слов можно выделить в повести "Белые ночи"?
В повести "Белые ночи" можно выделить несколько тематических групп слов. Например, слова, связанные с понятием любви: сердце, страсть, чувство, судьба. Также встречаются слова, описывающие одиночество: тоска, печаль, грусть. Еще одна группа слов связана с мечтами: фантазия, идеал, мечта. Эти слова помогают раскрыть главную тему повести.
Какие метафоры и эпитеты используются в повести "Белые ночи"?
В повести "Белые ночи" Ф.М. Достоевский использует метафоры и эпитеты, чтобы создать образную и яркую картину. Например, в повести встречаются следующие метафоры: "сердце тоски и мечты", "надежда, как тихий ветер", "улыбка, которая заглядывает в душу". Эпитеты также помогают передать настроение и характер персонажей, например, "печальные глаза", "прекрасное лицо".
Каковы этапы работы над лексическим материалом в повести "Белые ночи"?
Работа над лексическим материалом в повести "Белые ночи" проходит следующими этапами: 1) изучение тематического своеобразия повести; 2) применение методики работы над лексикой в школе; 3) выделение тематических групп слов; 4) анализ метафор, эпитетов и сравнений; 5) формирование абстрактного значения слов.
Каким образом происходит изучение тематического своеобразия повести?
Изучение тематического своеобразия повести "Белые ночи" происходит путем анализа основных сюжетных линий и мотивов, которые присутствуют в произведении. Рассматривается образ Артемия, главного героя, его отношения с Настенькой, представленная атмосфера и настроение в тексте.
Какую методику работы над лексикой используют в школе?
В школе применяется методика работы над лексикой, которая включает в себя разнообразные упражнения и задания для развития словарного запаса учащихся. Это может быть чтение и анализ текстов, выполнение словарных диктантов, составление словосочетаний и фраз, игры со словами и многое другое. Все это помогает ученикам развить навыки понимания и использования лексического материала.
Какие тематические группы слов можно выделить в повести "Белые ночи"?
В повести "Белые ночи" можно выделить несколько тематических групп слов: группа слов, связанных с природой и пейзажами (небо, река, звезды); группа слов, относящихся к чувствам и эмоциям (любовь, радость, грусть); группа слов, характеризующих героев и их действия (влюбиться, встреча, разговор).
Какие метафоры, эпитеты и сравнения использует Достоевский в повести "Белые ночи"?
В повести "Белые ночи" Ф.М. Достоевский использует различные метафоры, эпитеты и сравнения, чтобы передать особенности и настроение героев и окружающего мира. Например, он описывает нежность души героини как "нежной малиновой огненной лентой", использует сравнение "как маленький ветерок перебегает" для передачи легкости движения героя.
Что такое когнитивная метафора?
Когнитивная метафора - это метафора, которая формирует абстрактное значение слова. В повести "Белые ночи" Ф.М. Достоевский часто использует именно такой вид метафор.
Каким образом Ф.М. Достоевский работал над лексическим материалом в повести "Белые ночи"?
Ф.М. Достоевский использовал методику работы над лексикой, которая включала в себя разделение слов на тематические группы. Он также активно использовал метафоры, эпитеты и сравнения для обогащения лексического материала своего произведения.