Защита прав потребителей и ответственность за их нарушение

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Управление качеством
  • 24 24 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.02.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие и сущность защиты прав потребителей 5
2. Виды юридической ответственности за нарушение прав потребителей 15
Заключение 23
Список литературы 24

Фрагмент для ознакомления

Нормы уголовной ответственности, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся в УК РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ). В соответствии со ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления. Согласно УК РФ лицо может быть осуждено за преступление и привлечено к уголовной ответственности только в том случае, если совершенное им деяние прямо предусмотрено одной из норм Особой партии уголовного законодательства. В Уголовном кодексе ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей предусмотрена только одной статьей, а именно статьей 238 УК РФ.Согласно ст. 238 УК РФ производство, хранение или перевозка в целях сбыта или реализации товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, - а также выдача или ненадлежащее использование официального документа, удостоверяющего соответствие таких товаров, работ или услуг требованиям безопасности, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере, соответствующем заработной плате или иному доходу. осужденного на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.В соответствии с этой статьей товары, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также прилагаемые к ним документы являются объектами правонарушений. В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» стандарты Российской Федерации подразделяются на международные (региональные), национальные, отраслевые и коммерческие стандарты.Международные (региональные) стандарты применяются на территории Российской Федерации, если они установлены международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией, или соглашением сторон. Требования, установленные государственными нормативными актами, обязательны для соблюдения государственными органами и хозяйствующими субъектами.При отсутствии национальных стандартов на отдельные виды товаровразрабатываются технические условия, эталоны, образцы по качеству, комплектности или упаковке, содержащие основные характеристики, которым должен отвечать товар. В области защиты прав потребителей Закон предоставляет организациям потребителей право проводить экспертизу качества и безопасности продукции, проверять соблюдение прав потребителей и правил оказания бытовых услуг и других видов услуг, участвовать от имени потребителей в проверках. нарушения их прав. Организации потребителей имеют право обратиться в суд в интересах потребителей. В случае нарушения прав потребителей предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.Одним из способов усиления защиты прав потребителей Роспотребнадзор видит внесение изменений в КоАП РФ в части определения дополнительных административных правонарушений, связанных с несоблюдением обязательных требований законодательства о защите прав потребителей (поскольку КоАП РФ не не выделять специальную главу о защите прав потребителей, что порождает споры и противоречия как в правоприменительной, так и в судебной практике), а также увеличение размера соответствующих штрафных санкций, по крайней мере, за нарушения, причинившие реальный вред жизни, здоровью и имуществу потребителей в связи с производством и реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг).Если говорить о законодательстве других стран, то в США «защитой прав потребителей» называют федеральный Закон об охране кредитования потребителей - Consumer Credit Protection Act (1968 г.) и предложенный к принятию штатами Единообразный кодекс кредитования потребителей - Uniform Consumer Credit Code (UCCC). В Австралии Закон о торговой практике (1974 г.) защищает потребителей, ограничивая конкуренцию и борясь с недобросовестной конкуренцией.Одним из самых последних является испанский закон о защите прав потребителей и пользователей 1984 года. Защита прав потребителей говорится как в специальных законах, так и в законах, посвященных конкретным видам обслуживания населения. В то же время защита прав потребителей часто связывается с правом на форму, общими торговыми условиями, исходящими от монополий, экономической преступностью и другими методами недобросовестной конкуренции. Это еще раз подтверждает, что сама проблема защиты прав потребителей коренится в функционировании рыночной экономики.Организационно и практически теория защиты прав потребителей основана на создании многочисленных потребительских обществ и связанных с ними административных органов. Например, в Палате представителей Конгресса США есть подкомиссия по защите прав потребителей. В Англии есть министерство цен и защиты прав потребителей, а в ФРГ- совет потребителей при федеральном министерстве экономики и потребительские союзы самодеятельности. Подобные организации существуют во Франции, Японии и других странах. В некоторых странах всеобъемлющие законы регулируют все аспекты защиты прав потребителей.Примером тому является мексиканский закон о защите прав потребителей 1975 г.: он содержит многочисленные положения (о рекламе, гарантиях, информационных обязательствах и ответственности компаний, кредитных учреждений и шлюзовых услуг), наделяет исполнительную власть широкими полномочиями (в частности, в отношении установление цен на товары народного потребления) и создает должность Федерального защитника прав потребителей (который должен защищать интересы потребителей и имеет на это большие права), а также Национальный институт защиты прав потребителей, задачей которого является информирование и просвещение потребителей. Само собой разумеется, что вопрос защиты прав потребителей выведен за национальные рамки: в рамках РЭС создан Консультативный комитет по защите прав потребителей Комиссии Общего рынка. Общества потребления имеют тенденцию развиваться при участии профсоюзов.Таким образом, широко восхваляемая на Западе теория защиты прав потребителей сводится к идее защиты потребителя-покупателя, получателя кредита, страхователя, пассажира, студента или туриста в конкурентной борьбе предприятий за преимущества. На наш взгляд, наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а их профилактика и предотвращение. И все же, главное не в том, чтобы усиленно заботиться о создании и функционировании такой системы, а помнить о ценности клиента, необходимости уважать его и постоянно воплощать в жизнь эти идеи в условиях ежедневного общения с клиентами и решения их проблем.ЗаключениеТаким образом, потребители во всем мире нуждаются в информировании о своих правах и обязанностях, так как это будет способствовать укреплению экономических отношений на потребительском рынке, более точному и правильному толкованию и реализации правовых норм законодательства о защите прав потребителей не только в контексте судебного разбирательства.На основании проведенного исследования мы пришли к выводу, что Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрена необходимость осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей.Тем не менее, единая комплексная система норм обеспечения контроля и надзора на практике отсутствует. Масштабы и эффективность государственного контроля (надзора) не соответствуют масштабам нарушений прав потребителей. Снижая свое надзорное присутствие в рыночных отношениях, государство не обеспечивает исполнение судебных решений в пользу потребителей. Снижается и уровень ответственности за нарушение прав потребителей.Отменена уголовная ответственность за обман потребителей, а административная ответственность несоизмерима с пользой от нарушений, что, безусловно, еще больше побуждает производителей (исполнителей, продавцов) к новым и более серьезным нарушениям. В связи с этим считаем необходимым усилить публично-правовой аспект защиты прав и законных интересов потребителей, внести изменения в главу 14 КоАП РФ, ужесточающие ответственность за правонарушения в сфере законодательства о защите прав потребителей.Список литературыНормативно правовые акты1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс2. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"//Консультант Плюс4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) //Консультант Плюс5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) ГК РФ Статья 394. Убытки и неустойка//Консультант Плюс6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение //Консультант ПлюсНаучная литература7. Гуревич В. А. Некоторые вопросы совершенствования законодательства РФ о защите прав потребителей / В. А. Гуревич // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 136–139. !8. Жусупбекова М. К. Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации / М. К. Жусупбекова // Вестник института законодательства Республики Казахстан. - 2019. - № 1 (55). - С. 128–134.9. Нехорошева Е. В. Защита прав потребителей в административном праве / Е. В. Нехорошева, В. А. Захарова // Актуальные проблемы административного и финансового права: сб. науч. ст. магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». - М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА. - 2018.- С. 165–170.10. Синцов Г. В. К вопросу о законодательстве о защите прав потребителей / Г. В. Синцов, Е. Б. Казакова // Актуальные проблемы российского права на современном этапе - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2017. - С. 3–10.Электронные ресурсы11. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009555961 (дата обращения 06.01.2023)12. Плахова Е.С. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-v-rossii-administrativno-pravovoy-aspekt (дата обращения 06.01.2023)13. Храмцов А.Б. Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-v-sfere-zaschity-prav-potrebiteley (дата обращения 06.01.2023)

Нормативно правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //Консультант Плюс
2. Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
3. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 05.12.2022) "О защите прав потребителей"//Консультант Плюс
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.12.2022) //Консультант Плюс
5. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) ГК РФ Статья 394. Убытки и неустойка//Консультант Плюс
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение //Консультант Плюс
Научная литература
7. Гуревич В. А. Некоторые вопросы совершенствования законодательства РФ о защите прав потребителей / В. А. Гуревич // Вестник экономики, права и социологии. - 2017. - № 4. - С. 136–139. !
8. Жусупбекова М. К. Права потребителей на получение необходимой и достоверной информации / М. К. Жусупбекова // Вестник института законодательства Республики Казахстан. - 2019. - № 1 (55). - С. 128–134.
9. Нехорошева Е. В. Защита прав потребителей в административном праве / Е. В. Нехорошева, В. А. Захарова // Актуальные проблемы административного и финансового права: сб. науч. ст. магистрантов, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция». - М.: Московский финансово-юридический университет МФЮА. - 2018.- С. 165–170.
10. Синцов Г. В. К вопросу о законодательстве о защите прав потребителей / Г. В. Синцов, Е. Б. Казакова // Актуальные проблемы российского права на современном этапе - Пенза : Приволжский Дом знаний, 2017. - С. 3–10.
Электронные ресурсы
11. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009555961 (дата обращения 06.01.2023)
12. Плахова Е.С. Защита прав потребителей в России: административно-правовой аспект. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-potrebiteley-v-rossii-administrativno-pravovoy-aspekt (дата обращения 06.01.2023)
13. Храмцов А.Б. Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-v-sfere-zaschity-prav-potrebiteley (дата обращения 06.01.2023)

Вопрос-ответ:

Что такое защита прав потребителей?

Защита прав потребителей - это комплекс мер, направленных на обеспечение соблюдения прав и интересов потребителей, а также предотвращение и пресечение нарушений этих прав.

Какие виды юридической ответственности существуют за нарушение прав потребителей?

Существуют гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение прав потребителей.

Какие нормы уголовной ответственности предусмотрены за нарушение прав потребителей?

Нормы уголовной ответственности, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся в Уголовном кодексе РФ.

Что является основанием уголовной ответственности?

В соответствии со статьей 8 Уголовного кодекса РФ, основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления.

Где можно найти информацию о защите прав потребителей?

Информация о защите прав потребителей содержится в законодательных актах, таких как Уголовный кодекс РФ, а также может быть получена в органах государственной власти и некоммерческих организациях, занимающихся защитой прав потребителей.

Защита прав потребителей — важная тема в современном обществе?

Да, защита прав потребителей является важной темой в современном обществе. Считается, что права потребителей являются основой устойчивого и справедливого рыночного взаимодействия между продавцами и покупателями. Ответственность за нарушение прав потребителей направлена на защиту интересов слабой стороны - потребителей, и способствует созданию честных и прозрачных условий для всех участников рынка.

Какие виды юридической ответственности существуют за нарушение прав потребителей?

За нарушение прав потребителей предусмотрены различные виды юридической ответственности. Одним из них является административная ответственность, которая может быть выражена в виде штрафа или административного иска на взыскание ущерба. Также существует гражданско-правовая ответственность, когда потребитель имеет право требовать компенсацию материального ущерба и моральной компенсации. Кроме того, предусмотрена и уголовная ответственность, которая возникает при совершении умышленных или халатных преступлений против прав потребителей.

В каких нормативных актах предусмотрена уголовная ответственность за нарушение прав потребителей?

Уголовная ответственность за нарушение прав потребителей предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации. Конкретно, нормы уголовной ответственности содержатся в статье 171.1 УК РФ, которая устанавливает уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Если деяние содержит все признаки преступления, совершенное против прав потребителей, то лицо, совершившее это деяние, может понести уголовную ответственность.