Утренняя гимнастика в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 32 32 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 06.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования утренней гимнастики как средства физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста 5
1.1. Сущность физического воспитания 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста 8
1.3 Значение утренней гимнастики для детей 14
Глава 2. Методические особенности использования утренней гимнастики в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста 20
2.1 Методика проведения утренней гимнастики с детьми 20
2.2 Рекомендации педагогам по проведению утренней гимнастики 24
Заключение 29
Список использованных источников 31

Фрагмент для ознакомления

Один и тот же комплекс повторяется в течение одной, двух недель с небольшими изменениями. Следует помнить, что содержание комплекса утренней гимнастики, а также дозировка упражнений различны для детей разных возрастных групп [12].Чтобы утренняя гимнастика оказала на ребенка должное воздействие, важно добиться четкости, точности выполняемых движений и достаточной их интенсивности.Утренняя гимнастика состоит из 3 частей [6]:1)вводная;2)основная;3)заключительная.Каждая часть имеет свои задачи и содержание. Схема построения утренней гимнастики представлена в таблице 2.Таблица 2. - Схема построения утренней гимнастикиСодержание частейМетодика проведенияДлительностьВводная частьСтроевые упражнения, разновидности ходьбы и бега, упражнения на внимание, динамические дыхательные упражнения.Завершается перестроение на ОРУ.Исключить длительные бесцельные движения и прыжки, давать четкие распоряжения, команды, продумать ритмическое сопровождениеРанний возраст – 1-1,5 мин;Младший дошкольный – 1.5-2 мин;Средний - 2-2,5 мин;Старший – 2,5-3 мин.Основная частьКомплекс ОРУ на разные мышечные группы, с разных и.п.Подвижная игра средней интенсивностиПродумать комплекс общеразвивающих упражнений и методику его проведения (раздачу пособий, размещение детей).При выборе ОРУ и подвижной игры ориентироваться на рекомендации руководителя физического воспитанияРанний возраст – 2,5-3 мин;Младший дошкольный – 3-3,5 мин;Средний3,5-4 мин;Старший – 4-5 мин.Заключительная частьМедленная ходьба, динамические и статические дыхательные упражнения, подвижная игра малой интенсивности, упражнения в расслабленииИсключить интенсивные движенияРанний возраст – 1 мин;Младший дошкольный – 1 мин;Средний1,5-2 мин;Старший – 1,5-2мин.Задачи вводной части утренней гимнастики [10]:1) организация внимания детей с направленностью на выполнение согласованных действий;2) формирование правильной осанки;3) подготовка тела к более сложным упражнениямСодержание вводной части [9]:1) построение (в колону, в шеренгу, круг);2) строевые упражнения (повороты и полуобороты влево, вправо, кругом);3) перестроения (из одного столбика в два, из двух столбиков в четыре, в круг, в несколько кругов, смыкания и размыкания приставными шагами в сторону);4) непродолжительная ходьба, чередующаяся с упражнениями, способствующими укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию осанки (ходьба на носочках, с разным положением рук, ходьба с высоким подниманием коленей, на пятках, перекрёстным шагом);5) бег друг за другом и вразброс или в сочетании с прыжками.Задачи основной части утренней зарядки [3]:1) укрепление основных групп мышц;2) формирование правильной осанкиСодержание: выполнение комплекса общеразвивающих упражнений.Упражнения выполняются в определенном порядке: сначала выполняются упражнения на укрепление плечевого пояса и рук, способствующие расширению грудной клетки, правильному выпрямлению позвоночника и развитию дыхательной мускулатуры; затем упражнения для мышц тела; затем выполняются упражнения для развития мышц ног и укрепления свода стопы [15].Задача заключительной части утренней зарядки – восстановить пульс и дыхание.Содержание [4]:1) дети младшего возраста выполняют прыжки или бег, переходящие в заключительную ходьбу.2) дети старшего возраста демонстрируют прыжки, связанные с бегом, затем заключительную ходьбу с различными заданиями.После заключительной ходьбы проводится малоподвижная игра.Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организационным моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной частью физкультурно-оздоровительной работы с детьми.2.2 Рекомендации педагогам по проведению утренней гимнастикиВ данном параграфе мы разработали рекомендации для педагогов, которые помогут им провести утреннюю гимнастику.Особенности педагогического сопровождения утренней зарядки в каждой возрастной группе состоят из следующих действий: постановка и объяснение заданий, определение конкретных заданий и организация их выполнения, постоянный контроль за действиями детей, анализ этих действий, оценка выполнения, корректировка нагрузки, а также тактичное направление поведения занимающихся, установление отношений между ними и т. д.Первая младшая группа:1. Проводите утреннюю гимнастику в групповой комнате; заканчивайте ее за 5-10 минут до завтрака.2. Старайтесь приобщать всех детей к двигательной активности, поощряйте их к самостоятельной деятельности.3. Выполняйте все упражнения вместе с детьми.4. Придайте упражнениям имитационный характер или проведите упражнения с предметами - флажками, лентами, маракасами и т.п.5. Предлагайте детям упражнения с знакомыми предметами, знакомьте их с ними накануне, приучайте воспринимать физкультурные средства как атрибуты упражнений, а не как игрушки.6. Выстраивайте детей врассыпную для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года, постепенно учите их строиться в круг.7. Используйте ориентиры при построении.8. Внедряйте счет «1-2» со второго полугодия.9. Практикуйте 3-4 общеразвивающих упражнения в комплексе, дозировка - 4-5 раз.10. Установите продолжительность утренней зарядки: 4-5 минут.Вторая младшая группа:1. В первом полугодии дети должны использовать упражнения, которые они выполняли в первой младшей группе.2. Выполняйте упражнения на счет «1-2» в начале года и постепенно внедряйте счет «1-4».3. Не требуйте от детей правильного и четкого выполнения упражнений, сходство с примером приблизительное.4. Давайте детям индивидуальные указания относительно качества выполнения двигательных действий.5. Внедряйте предварительный показ общеразвивающих упражнений постепенно.6. Используйте технику «зеркального отображения».7. В конце года ознакомьте детей с перестроением в три колонны способом за ведущим.8. Придавайте упражнениям имитационный характер.9. Практикуйте 4-5 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 5-6 раз.10. Установите продолжительность утренней зарядки: 5-6 минут.Средняя группа:1. В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: по кругу, в три колонны способом за ведущими. Во второй половине года познакомьте детей со способом перестроение тройками.2. Привлекайте детей к выполнению упражнений после предварительной демонстрации и объяснения.3. Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.4. Используйте музыкальное сопровождение.5. Практикуйте 5-6 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 6-8 раз.6. Установите продолжительность утренней зарядки - 6-8 минут.Старшая группа:1. В начале года используйте известные детям перестроение и варьируйте их: в круг, в три колонны способом за ведущим, тройками. Это интересует, стимулирует развитие внимания и координации движений.2. Познакомьте детей с перестроением двойками способом разведения и сведения.3. Используйте неполный образец упражнений, показ подготовленным ребенком.4. Вовлекайте детей в выполнение упражнений по названию, словесной инструкции.5. Дайте общие и предварительные указания относительно правильности и качества выполнения упражнения.6. Добивайтесь качественного выполнения двигательных действий у детей, оказывайте индивидуальную помощь.7. Продолжайте придавать упражнениям имитационный характер.8. Используйте музыкальное сопровождение.9. Практикуйте 6-7 общеразвивающих упражнений в комплексе, дозировка — 8-10 раз.10. Установите продолжительность утренней зарядки - 8-10 минут.Подготовительная группа:1. Выполнения отдельных упражнений можно использовать показ, заранее подготовленного ребенка.2. Продолжительность утренней зарядки в подготовительной группе 10-12 минут.3. Количество повторений ОРУ 6-8 раз.4. Широко используйте упражнения с различным инвентарем и оборудованием.5. Каждый комплекс повторяйте в течение 2 недель.6. Детей приучайте до высокой степени самостоятельности в выполнении упражнений.7. От ребенка 7 лет необходимо требовать хорошего качества движений, он должен принимать четкие исходные и промежуточные положения, удерживать заданные положения и выполнять движения с определенным напряжением.Таким образом, данные рекомендации помогут педагогам в проведении утренней гимнастики в разных возрастных группах. Двигательная разминка, четкий ритм и двигательная активность «зарядят» ребенка положительными эмоциями, настроят его на весь предстоящий день жизни в компании сверстников.ЗаключениеТаким образом, дошкольные образовательные учреждения все больше внимания уделяют физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста и приобщению их к здоровому образу жизни. Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность. Проблема грамотного планирования и реализации программ физической активности и особенно утренней гимнастики достаточно актуальна и требует дальнейшего изучения.Утренняя гимнастика в раннем и дошкольном возрасте является важной частью двигательного режима. Дарит хорошее настроение, повышает жизненный тонус. Утренняя гимнастика вовлекает в активное состояние весь организм ребенка, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, поддерживает обмен веществ, повышает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные чувства, повышает жизнедеятельность организма, оказывает высокий лечебный эффект. У детей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, исчезает сонливость, появляется чувство бодрости и повышается работоспособность.Помимо пользы для здоровья, утренняя гимнастика также имеет большое воспитательное значение. Ее систематическое выполнение прививает детям привычку к ежедневным физическим упражнениям, учит организованно начинать рабочий день, действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, самодостаточным, а также вызывает положительные эмоции и радостное настроение. Кроме того, ежедневное выполнение определенных серий двигательных упражнений способствует совершенствованию двигательных навыков у детей, развитию физических качеств (силы, ловкости, гибкости), улучшает работу координационных механизмов и способствует приобретению знаний в области физической культуры.Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организационным моментом в распорядке дня ребёнка и важной частью физкультурно-оздоровительной работы с детьми.Список использованных источниковАпанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 2019. - 80 с.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для учащихся высших учебных заведений / Ашмарин Б.А- М.: «Просвещение», 2020. -287с.Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 508 c.Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 160 c.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С.Р. Волков, М.М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для учащихся учреждений СПО-  Москва: Авторская академия, 2018 .-187с.Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - Москва: Огни, 2018. - 224 c.Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2019. - 979 c.Гапчинская, Е.В. Утренняя гимнастика./ Е.В.Гапчинская. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2018. - 192 c.Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 868 c.Кризель,М. Детская гимнастика / М. Кризель. - М.: Учпедгиз, 2097. - 176 c.Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Милюкова. - М.: АСТ, 2018. - 159 c.Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. - М.: Дрофа, 2019. - 128 c.Нестерюк, Т.С. Гимнастика маленьких волшебников / Т.С.Нестерюк, А.Я. Шкода. - М.: ДТД, 2018. - 32 c.Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 80 c.Сочеванова, Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 4-5 лет. Демонстрационные картины / Е.А. Сочеванова. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 457 c.Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 859 c.Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3—7 лет. ФГОС ДО: моногр. / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2018. - 401 c.Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Технология физического развития детей 5-6 лет. ФГОС ДО / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2018. - 298 c.Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников. ФГОС ДО / Н.А. Фомина. - М.: Учитель, 2018. - 313 c.Харченко, Т.Е. Здоровье. Физическое развитие. Утренняя гимнастика в детском саду. 2-3 года / Т.Е. Харченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 176 c.

Список использованных источников


1. Апанасенко, Г.А. Физическое развитие детей и подростков / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 2019. - 80 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для учащихся высших учебных заведений / Ашмарин Б.А- М.: «Просвещение», 2020. -287с.
3. Борисова, М. М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников. Учебное пособие / М.М. Борисова, Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 508 c.
4. Власенко, Н. Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 160 c.
5. Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение / С.Р. Волков, М.М. Волкова, учебное пособие к практическим занятиям для учащихся учреждений СПО - Москва: Авторская академия, 2018 . -187с.
6. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет / Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - Москва: Огни, 2018. - 224 c.
7. Волошина, Л.Н. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников / Л.Н. Волошина. - М.: Учитель, 2019. - 979 c.
8. Гапчинская, Е.В. Утренняя гимнастика. / Е.В. Гапчинская. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2018. - 192 c.
9. Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 868 c.
10. Кризель, М. Детская гимнастика / М. Кризель. - М.: Учпедгиз, 2097. - 176 c.
11. Милюкова, И.В. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик / И.В. Милюкова. - М.: АСТ, 2018. - 159 c.
12. Муравьев, В. А. Гармония физического развития и здоровья детей и подростков / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. - М.: Дрофа, 2019. - 128 c.
13. Нестерюк, Т.С. Гимнастика маленьких волшебников / Т.С. Нестерюк, А.Я. Шкода. - М.: ДТД, 2018. - 32 c.
14. Нищева, Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2018. - 80 c.
15. Сочеванова, Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей 4-5 лет. Демонстрационные картины / Е.А. Сочеванова. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 457 c.
16. Степаненкова, Э. Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 859 c.
17. Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3—7 лет. ФГОС ДО: моногр. / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2018. - 401 c.
18. Токаева, Т.Э. Будь здоров, дошкольник. Технология физического развития детей 5-6 лет. ФГОС ДО / Т.Э. Токаева. - М.: Сфера, 2018. - 298 c.
19. Фомина, Н.А. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников. ФГОС ДО / Н.А. Фомина. - М.: Учитель, 2018. - 313 c.
20. Харченко, Т.Е. Здоровье. Физическое развитие. Утренняя гимнастика в детском саду. 2-3 года / Т.Е. Харченко. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 176 c.

Вопрос-ответ:

Какова суть физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста?

Суть физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста заключается в развитии и формировании физических качеств и навыков, здоровья и общего физического развития у детей. Оно включает в себя комплекс упражнений, игр и занятий, направленных на развитие моторики, координации, осанки, выносливости и других физических параметров.

Какие анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста нужно учитывать при использовании утренней гимнастики?

Дети раннего и дошкольного возраста еще находятся в процессе активного формирования своего организма. Их костно-мышечная система, сердечно-сосудистая система и другие органы находятся в стадии роста. Поэтому при использовании утренней гимнастики нужно учитывать их возрастные особенности и выбирать упражнения, соответствующие их физическим возможностям и развитию.

В чем заключается значение утренней гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика имеет большое значение для детей раннего и дошкольного возраста. Она способствует развитию и укреплению мышц, суставов и костей, формированию правильной осанки, координации движений и развитию самооценки и уверенности в себе у детей. Утренняя гимнастика также пробуждает организм, улучшает кровообращение, стимулирует мозг и способствует лучшему восприятию информации и активности в течение дня.

Какие методические особенности следует учитывать при использовании утренней гимнастики в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста?

При использовании утренней гимнастики в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста следует учитывать их возраст, физические возможности и особенности развития. Важно выбирать упражнения, направленные на развитие и укрепление различных групп мышц, развитие координации и равновесия, формирование правильной осанки и ловкости. Также следует проводить гимнастику в игровой форме, что поможет детям более эффективно усваивать упражнения и поддерживать интерес и мотивацию.

Зачем нужна утренняя гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика важна для детей раннего и дошкольного возраста, так как она способствует развитию физических возможностей, укреплению мышц, улучшению координации движений и развитию осанки. Она также помогает улучшить работу сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы.

Какие анатомо-физиологические особенности у детей раннего и дошкольного возраста влияют на использование утренней гимнастики?

Дети раннего и дошкольного возраста имеют особенности развития мышц, костей и суставов. Они также имеют более высокую скорость обмена веществ и требуют больше физической активности. Утренняя гимнастика учитывает эти особенности и помогает детям развиваться и расти здоровыми.

Какую роль играет утренняя гимнастика в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика играет важную роль в системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Она помогает укреплять здоровье, развивать физические способности, формировать правильную осанку и координацию движений, а также развивать личностные качества, такие как выносливость, сила воли и уверенность.

Какие методические особенности следует учесть при использовании утренней гимнастики в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста?

При использовании утренней гимнастики в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности и способности. Гимнастику следует проводить под руководством специалиста, который знает особенности развития детей и может адаптировать упражнения под их возрастные группы. Также важно создать комфортные условия для занятий и использовать разнообразные игровые элементы и материалы.

Чем характеризуется физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста?

Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста характеризуется комплексом системных мероприятий, направленных на формирование и развитие физических качеств и навыков, обеспечение оптимального физического и психического развития, повышение уровня здоровья и адаптации малышей к окружающей среде. Одним из важных средств физического воспитания является утренняя гимнастика.

Каковы анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста?

Анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста включают несформированность опорно-двигательного аппарата, низкую мышечную силу и выносливость, повышенную подвижность суставов, высокую растяжимость связок и т.д. Эти особенности делают детей более подверженными травмам и заболеваниям опорно-двигательного аппарата, поэтому им необходимы специальные методики физического воспитания, включая утреннюю гимнастику.

Какое значение имеет утренняя гимнастика для детей раннего и дошкольного возраста?

Утренняя гимнастика имеет огромное значение для детей раннего и дошкольного возраста. Она способствует активизации обменных процессов, улучшению кровообращения, развитию ловкости, координации и гибкости, укреплению мышц и костной системы, поддержанию нормального физического и психического состояния ребенка, а также созданию положительного эмоционального настроя на весь день.