Использование опорных листов при изучении школьного курса информатики

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания технических дисциплин
  • 23 23 страницы
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 23.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика опорных листов как элемента обучения 5
1.1 Сущность понятия «опорные листы» 5
1.2 Требования к составлению, этапы разработки опорных листов 8
1.3 Обзор цифровых инструментов и сред для создания опорных листов 10
2 Особенности применения опорных листов в преподавании информатики 12
2.1 Методика применения опорных листов на уроке информатики 12
2.2 Примеры разработанных опорных листов 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23


Фрагмент для ознакомления

Также приведены значки некоторых других тактовых редакторов, форматы текстовых документов.ЛОС «Общая структура персонального компьютера» является учебным. В нем не указаны связи между блоками. Эти связи обучающиеся должны дополнить самостоятельно.Для создания ЛОС применялись:Программа MicrosoftWord.Программа Paint.net.База векторной графики Pngwing.Рисунок 7 – Пример разработанного ЛОС на тему «Форматирование текста»Рисунок 8 – Пример разработанного ЛОС на тему «Общая структура персонального компьютера»Таким образом, ЛОС можно очень эффективно применять в информатике. Это доказывается опытом педагогов по данной дисциплине. Нами были составлены ЛОС на тему «Форматирование текста», «Общая структура персонального компьютера», которые могут быть использованы педагогами для обучения в курсе информатики.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности использования ЛОС при изучении школьного курса информатики, что позволило сделать следующие выводы:ЛОС – это визуальная модель содержимого учебного материала, в которой он сжат, представлен в виде графических символов (опорных сигналов), представляющих основные смысловые акценты изучаемой темы. При создании ЛОС придерживаются таких требований как лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков, использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота. Создание ЛОС проходит в ряд этапов, а именно отбор программного материала, структурно-логический анализ отобранного материала, построение структурно-логической схемы отобранной информации, выделение основных понятий, определений, формул, символов, которые могут послужить в роли опорных, кодирование учебной информации посредством применения опорных символов, а также мнемонических приемов, расположение учебного материала таким образом, чтобы он соответствовал логике урокаДля создания ЛОС применяются разнообразные цифровые инструменты, в частности текстовые редакторы, табличные редакторы, графические редакторы, онлайн-платформ – конструкторы инфографики, для графического дизайна, с базами векторной графики.Применение ЛОС в преподавании информатики сегодня довольно обширно. Могут применяться как ЛОС, созданные педагогом, так и используется создание ЛОС обучающимися. ЛОС может быть полноценным, а может содержать только часть информации. Остальную информацию обучающиеся дополняют в процессе изучения нового материала во время занятия, либо в процессе выполнения домашнего задания, самостоятельного усвоения программного материала. ЛОС могут иметь разнообразный вид, но большая их часть в качестве опорных сигналов применяет слова, изображения, цвет. Во всех случаях информация объединена в блоки.Нами были составлены ЛОС на тему «Форматирование текста», «Общая структура персонального компьютера», которые могут быть использованы педагогами для обучения в курсе информатики.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнтонов, П.В. Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии / П.В. Антонов // Научный форум: педагогика и психология, 2018. – С.17-22.Васильева, О.А. Опорный конспект как средство развития познавательного интереса на уроках географии / Васильева О.А. // Вестник науки и образования, 2021. – №5-3(118). – С. 72-74. Голякова, В.А. Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуации познавательного затруднения (на примере дисциплины «Информатика») // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2019. – Т.11. – №2(44). – С. 100-107. Горобец, О.А. Опорные конспекты как средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики / О.А. Горобец, А.И. Охотников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования, 2012. – №1. – С. 57-63.Демин,С.С. Листы опорных сигналов по информатике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/listy_opornyh_signalov_po_informatike-396456.htm (дата обращения: 24.01.2023).Замбалова, А.В. Использование листов опорных сигналов на уроках географии / А.В. Замбвлова // Байкал – Родина – Планета. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 27-29.Корень, Р.Ю. Потенциал технологии листов опорных сигналов и листов опорных конспектов на уроках географии / Р.Ю. Корень, Е.А. Журавлевич // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве, 2020. – С. 140-142. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. – 192 с.Миняев, С.А. Использование методики В.Ф. Шаталова при изучении радиотехнических дисциплин / С.А. Миняев, А.Н. Мурсаев, С.В. Зинкин // Вестник Пензенского государственного университета, 2021. – №2(34). – С. 14-19.Николаева, Е.А. Психофизиология: биологические основы психики, психофизиология адаптации и стресса, психофизиология движения, сознание и неосознаваемые процессы, психофизиология сна, функциональная ассиметрия мозга, психофизиология старения: учебник для вузов / Е.А. Николаева. – СПб.: Питер, 2019. – 700 с.Новоселова, Д.В. Применение системы обучения В.Ф. Шаталова в преподавании дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции» / Д.В. Новоселова, С.С. Хасянянова // Теория и практика социогуманитарных наук, 2019. – №1(5). – С. 62-67.Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. – 33 с. Психофизиология: психофизиология памяти, эмоций, внимания, психофизиология сознания и бессознательного, психофизиология стресса, системная психофизиология, дифференциальная и сравнительная психофизиология, клиническая психофизиология, социальна психофизиология: учебник для студентов высших учебных завееднийЮ.В. Гринченко, Т.Н. Греченко, Б.Н. Бензенежных и др.; под ред. Ю.И. Александрова. – -е изд., СПБ.: Питер, 2022. – 526 с.Сайт преподавателя информатики Тельпис Александры Андреевны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://it-alex.jimdofree.com/it-alex.jimdofree.com/информатика-в-схемах/ (дата обращения: 09.01.2023).Тихонов, А.М. Компьютерные опорные сигналы / А.М. Тихонов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2015. – №2. – С. 66-71.Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф. пед. ун-та, 2001. – 67 с.

1. Антонов, П.В. Применение структурно-логических схем в образовательной деятельности посредством интерактивной технологии / П.В. Антонов // Научный форум: педагогика и психология, 2018. – С.17-22.
2. Васильева, О.А. Опорный конспект как средство развития познавательного интереса на уроках географии / Васильева О.А. // Вестник науки и образования, 2021. – №5-3(118). – С. 72-74.
3. Голякова, В.А. Особенности подготовки и чтения лекций в военном вузе на основе ситуации познавательного затруднения (на примере дисциплины «Информатика») // Современная высшая школа: инновационный аспект, 2019. – Т.11. – №2(44). – С. 100-107.
4. Горобец, О.А. Опорные конспекты как средство формирования информационной компетентности учащихся на уроках информатики / О.А. Горобец, А.И. Охотников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования, 2012. – №1. – С. 57-63.
5. Демин,С.С. Листы опорных сигналов по информатике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/listy_opornyh_signalov_po_informatike-396456.htm (дата обращения: 24.01.2023).
6. Замбалова, А.В. Использование листов опорных сигналов на уроках географии / А.В. Замбвлова // Байкал – Родина – Планета. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, 2020. – С. 27-29.
7. Корень, Р.Ю. Потенциал технологии листов опорных сигналов и листов опорных конспектов на уроках географии / Р.Ю. Корень, Е.А. Журавлевич // Материалы международного научного форума обучающихся «Молодежь в науке и творчестве, 2020. – С. 140-142.
8. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. – 192 с.
9. Миняев, С.А. Использование методики В.Ф. Шаталова при изучении радиотехнических дисциплин / С.А. Миняев, А.Н. Мурсаев, С.В. Зинкин // Вестник Пензенского государственного университета, 2021. – №2(34). – С. 14-19.
10. Николаева, Е.А. Психофизиология: биологические основы психики, психофизиология адаптации и стресса, психофизиология движения, сознание и неосознаваемые процессы, психофизиология сна, функциональная ассиметрия мозга, психофизиология старения: учебник для вузов / Е.А. Николаева. – СПб.: Питер, 2019. – 700 с.
11. Новоселова, Д.В. Применение системы обучения В.Ф. Шаталова в преподавании дисциплины «Информационные технологии в юриспруденции» / Д.В. Новоселова, С.С. Хасянянова // Теория и практика социогуманитарных наук, 2019. – №1(5). – С. 62-67.
12. Панюкова, С.В. Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Про-Пресс», 2020. – 33 с.
13. Психофизиология: психофизиология памяти, эмоций, внимания, психофизиология сознания и бессознательного, психофизиология стресса, системная психофизиология, дифференциальная и сравнительная психофизиология, клиническая психофизиология, социальна психофизиология: учебник для студентов высших учебных завееднийЮ.В. Гринченко, Т.Н. Греченко, Б.Н. Бензенежных и др.; под ред. Ю.И. Александрова. – -е изд., СПБ.: Питер, 2022. – 526 с.
14. Сайт преподавателя информатики Тельпис Александры Андреевны [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://it-alex.jimdofree.com/it-alex.jimdofree.com/информатика-в-схемах/ (дата обращения: 09.01.2023).
15. Тихонов, А.М. Компьютерные опорные сигналы / А.М. Тихонов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование, 2015. – №2. – С. 66-71.
16. Шалунова, М.Г. Практикум по методике профессионального обучения: учебное пособие / М.Г. Шалунова, Н.Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф. пед. ун-та, 2001. – 67 с.

Вопрос-ответ:

Что такое опорные листы в обучении информатике?

Опорные листы - это элемент обучения, который представляет собой специально разработанные материалы, содержащие основные понятия, определения, алгоритмы и примеры задач по определенной теме курса информатики. Они помогают ученикам систематизировать и усвоить материал, а также облегчают процесс самостоятельного изучения предмета.

Какие требования предъявляются к составлению опорных листов?

При составлении опорных листов необходимо учитывать принципы доступности, ясности и последовательности. Они должны содержать краткое и понятное объяснение ключевых понятий, быть оформленными в удобной для чтения форме, с использованием наглядных схем и диаграмм. Также важно следить за структурой опорных листов, чтобы они были логичными и содержат необходимую информацию для усвоения темы.

Какие существуют цифровые инструменты и среды для создания опорных листов?

Существует несколько цифровых инструментов и сред, которые помогают создавать опорные листы. Некоторые из них включают в себя Google Документы, Microsoft PowerPoint, Prezi, Canva и другие. Эти инструменты предоставляют возможность создавать опорные листы с помощью текста, изображений, видео и других мультимедийных элементов, что делает их более интерактивными и наглядными для учащихся.

Как опорные листы могут быть использованы на уроках информатики?

Опорные листы могут быть использованы на уроках информатики в качестве вводного материала для ознакомления с новой темой, а также в качестве дополнительного материала для закрепления и углубления знаний. Они могут быть представлены как в форме печатных материалов, так и в цифровом виде, что позволяет учителю выбрать наиболее удобный формат для работы с учениками.

Можно ли найти примеры разработанных опорных листов?

Да, существует множество примеров разработанных опорных листов, которые можно найти в журналах, методических пособиях и на сайтах, посвященных образованию. Эти примеры могут быть использованы учителями в качестве исходной точки для создания собственных опорных листов или адаптированы под конкретные потребности учебного процесса.

Что такое опорные листы в школьном курсе информатики?

Опорные листы — это элемент обучения, представляющий собой набор информационных материалов, которые помогают ученику усвоить и запомнить основные понятия, правила и алгоритмы в рамках изучаемого курса информатики.

Какие требования предъявляются к опорным листам?

Опорные листы должны быть четкими, структурированными и наглядными. Они должны содержать ключевые определения, примеры, иллюстрации и алгоритмы, а также быть адаптированными под возрастные особенности и уровень знаний учащихся.

Какие цифровые инструменты можно использовать для создания опорных листов?

Для создания опорных листов можно использовать различные цифровые инструменты и среды, такие как текстовые редакторы, презентационные программы, графические редакторы, онлайн-платформы и другие инструменты, позволяющие объединить текст, изображения и другие элементы в одном документе.