Контроль и надзор в системе государственного управления: Теория и практика реализации в России

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 58 58 страниц
  • 70 + 70 источников
  • Добавлена 03.03.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Осуществление государственного контроля (надзора) в Российской Федерации: основные понятия и правовое регулирование 7
1.1 Понятие, сущность и принципы государственного контроля и надзора 7
1.2 Правовое регулирование государственного контроля и надзора: эволюция и современное состояние 14
Глава 2. Практика реализации контроля и надзора в системе государственного управления на примере АНО «Проектный Офис Стратегия Развития Нижегородской Области» 24
2.1 Полномочия органов контроля и надзора. Эффективность их реализации 24
2.2 Формы и методы осуществления контроля и надзора 31
2.3 Правовое положение подконтрольных и поднадзорных субъектов 37
Глава 3. Пути совершенствования законодательства в сфере государственного контроля (надзора) в Российской Федерации 43
3.1 Проблемы правоприменительной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) 43
3.2 Проблемы правового регулирования государственного контроля (надзора) и пути их решения 49
Заключение 55
Список использованных источников 58


Фрагмент для ознакомления

Метод государственного контроля (надзора) – это совокупность приемов, способов и средств, применяемых с целью реализации определенный формы контроля (надзора)».Проблема: Недостаткомзаконодательства о РОП заключаться в том, что применение критериев отнесения подконтрольноголица к группе риска осуществляется уполномоченным органом, что может повлечь стремление получения значений, достижимых наиболее простыми способами, но не направленных на увеличение степени безопасности работников, а также отсутствие методики определения соответствия получаемых данных действительной степени вреда, который причиняется подконтрольным субъектом.Решение: Считаем необходимым внесение изменений в Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 о применении риск-ориентированного подхода, Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, которым утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства (на примере которого рассматривалась проблема), а также в регламенты, которыми регулируется деятельность отдельных контрольно-надзорных органов, где закреплено, что критерии отнесения деятельности к определенным классу и категории опасности устанавливаются Правительством РФ на основании данных, представляемых соответствующим уполномоченным органом. Необходимость применения предлагаемых указанным органом показателей должна быть подтверждена им. В этом случае будет исключена возможность использования предоставляемых уполномоченным органом некорректных сведений, а применяемые критерии позволят получать наиболее эффективные данные.Проблема: Анализ действующего законодательства и практики его применения позволяет сформулировать вывод о необходимости наделения контрольных и надзорных органов полномочиями по обращению в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга в той сфере, в которой органом реализуются соответствующие полномочия. Решение: В связи с чем предлагается внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 29 ФЗ № 248-ФЗ пункта 7.1 следующего содержания: «обращаться в суд с иском, направленным на защиту прав неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений прав данных лиц».

Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31 (часть I). Ст. 5007.
5. Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ (утратил силу) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» // Российская газета. № 155-156. 11.08.2001.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ (утратил силу) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 153-154. 10.08.2001.
8. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 41. 06.03.2002.
9. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.
10. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249.
11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015.
12. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. № 146.
13. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Российская газета. - № 8. - 16.01.1996.
14. Указ Президента РФ от 29.06.1998 № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Российская газета. № 122. 01.07.1998.
15. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» // Российская газета. № 148. 25.07.2003.
16. Указ Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» // Российская газета. № 105. 17.05.2008.
17. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 415 (ред. от 16.04.2021) «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок» // Собрание законодательства РФ. 11.05.2015. № 19. Ст. 2825.
18. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 (ред. от 22.09.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3345.
19. Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 184 (ред. от 22.09.2021) «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собрание законодательства РФ. 12.04.2004. № 15. Ст. 1477.
20. Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.12.2022.
21. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах» // Собрание законодательства РФ. 14.11.2005. № 46. Ст. 4720.
22. Закон Нижегородской области от 03.03.2015 г. № 24-З «О стратегическом планировании в Нижегородской области [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=152008039&backlink=1&&nd=152077338 (дата обращения: 16.12.2022).
23. Постановление ЦИК СССР № 87, СНК СССР № 234 от 11.02.1934 «Об образовании Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров Союза ССР» // СЗ СССР. 1934. № 9. Ст. 58.
24. Постановление СНК СССР от 15.10.1940 № 2029 «Об утверждении Положения о Народном Комиссариате Государственного Контроля Союза ССР» // СП СССР. 1940. № 28. Ст. 673.
25. Закон СССР от 15.03.1946 «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик - в Советы Министров союзных и автономных республик» // Ведомости ВС СССР. 1946. № 1.
26. Постановление Совмина СССР от 15.08.1957 № 1000 «Об образовании Комиссии советского контроля Совета Министров СССР» // СП СССР. 1957. № 10. Ст. 104.
27. Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1963 № 94 «О составе Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР» // СП СССР. 1963. № 2. Ст. 15.

Материалы судебной практики
28. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23.06.2004, 30.06.2004 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2004. - № 11.
29. Кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 88а-7863/2020 по делу № 2а-5450/2019 // СПС Консультант Плюс.
30. Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.12.2019 № 88А-2163/2019 по делу № 2а-12/2019 // СПС Консультант Плюс.
31. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2021 по делу № 88а-5156/2021, 2а-99/2018 // СПС Консультант Плюс.
32. Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 22.12.2020 № 88А-25543/2020 по делу № 2а-448/2020 // СПС Консультант Плюс.
33. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.08.2022 № Ф05-16423/2022 по делу № А40-290880/2021-146-2185 // СПС Консультант Плюс.
34. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 02.10.2019 по делу № 33а-16944/2019 // СПС Консультант Плюс.

Учебная и научная литература
35. Агамагомедова С.А. Аксиологические аспекты государственного контроля и надзора // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 1. С. 37-61.
36. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Ч. 1. М., 1994. С. 178.
37. Анисимова К.О. Понятие и сущность государственного контроля и надзора, проблемы их разграничения // Научный вестник Крыма. 2018. № 4 (15). С. 12.
38. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. М., 2002. С. 26.
39. Бакулина А.А., Топчий П.П. Управление и финансы в оборонно-промышленном комплексе: преобразования в рамках цифровой экономики // Банковское право. 2017. № 4.
40. Бахрах Д.Н. Административное право Росси: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Юриспруденция / Д. Н. Бахрах. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2011. С. 175.
41. Беляев В.П. Контрольная и надзорная юридическая деятельность: к вопросу о разграничении понятий / В.П. Беляев // Право и политика. 2014. №2. С. 245-251.
42. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ. 2015. С. 208..
43. Воронин О.В. О типе и месте российской прокуратуры в современной системе органов государственной власти // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, № 6, 2010, С. 117-123.
44. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. М., 1998. С. 232.
45. Гамалей А.А. Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением // Образование и право. 2018. № 4. С. 25-29.
46. Зубарев С.М. О правоохранительных аспектах контроля и надзора // Уголовно-исполнительное право. 2017. № 4. С. 417-421.
47. Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2004. С. 5.
48. Киселёв С.Г. Правовой статус государственного гражданского служащего // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 2. С. 61-65.
49. Конин Н.М. К вопросу о понятии и содержании государственного управления // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 2 (85). С. 159-163.
50. Кучинская Е.В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - № 2 (16). - 2014. - С. 81-88.
51. Лисеенко В.И. Институт государственного контроля и надзора в Российской Федерации: история попыток реформирования в 1990-2017 гг. // Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017. №1 (7). С. 43.
52. Мальчугина О.С. Полномочия федеральных органов государственной власти РФ в социальной сфере // Вестник магистратуры. 2019. № 7-2 (94). С. 146-149.
53. Масленникова Е.В. Анализ российского опыта реформирования контрольно-надзорной деятельности (часть 1) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Государственное и муниципальное управление. 2018. № 2. С. 135-148.
54. Масленникова Е.В., Добролюбова Е.И. Реформирование контрольно-надзорной деятельности: результаты с точки зрения граждан и согласно статистической отчетности // Власть. 2021. № 2. С. 170-179.
55. Максименко М.В., Гарцев И.В. Понятие и черты государственного управления // Образование. Наука. Научные кадры. 2022. № 2. С. 93-95.
56. Методы и формы государственного управления. Под редакцией А.Е. Лунева. М., 1977. С. 5.
57. Михайлов Ф.Н., Балыкина К.А. Понятие Федеральной службы по надзору в сфере транспорта как правоохранительного органа // E-Scio. 2021. № 6 (57). С. 338-343.
58. Никонова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3 (41). С. 202-210.
59. Общее административное право. Под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007. С. 382.
60. Серков П. П.: Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : монография : в 3 ч. М., 2018. С. 21.
61. Солдатов А.П., Братановский С.Н. Особенности и некоторые проблемы административной ответственности в сфере трудовых отношений // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1 (53). С. 23-31.
62. Старостин С.А. О подмене понятий в государственном управлении // Вестник Томского государственного университета. Право. 2019. № 32. С. 76-96.
63. Чиркин В.Е. Контрольная власть: монография. - М.: Юристъ, 2008. С. 105.
64. Фарикова Е.А. Формы правового регулирования отношений в сфере государственного управления // Право и практика. 2020. № 2. С. 59-63.
65. Фиалковская И.Д. Теоретические вопросы взаимодействия форм и методов государственного управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2019. № 6. С. 261-267.
66. Шарифулин А.А. Контроль и надзор: к вопросу о соотношении понятий // Вопросы российской юстиции. 2022. № 17. С. 99-106.
67. Шатохин А.Ю. К вопросу об оспаривании в суде распоряжения административного органа о проведении проверки, акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2018. № 3. С. 356-361.
68. Эрделевский А.М. О неопределенном круге лиц в гражданском процессе // СПС КонсультантПлюс. - 2013.
69. Юдин К.А. Основные направления деятельности уполномоченного Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) в марте 1936 — январе 1937 года (на материале Ивановской области) // Вестник академии права и управления. 2012. №. 28. С. 150-154.
70. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти / А.Б. Яблонская // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №4. С. 93-96.

Вопрос-ответ:

Какие понятия и принципы лежат в основе государственного контроля и надзора в Российской Федерации?

Основными понятиями и принципами государственного контроля и надзора в Российской Федерации являются: государственный контроль, государственный надзор, контрольно-надзорная деятельность, принцип законности, принцип субъектности, принцип объективности, принцип системности и комплексности, принцип оперативности и др. Государственный контроль и надзор осуществляются органами государственной власти и управления, а также специально уполномоченными организациями и должностными лицами.

Как эволюционировало и насколько современное правовое регулирование государственного контроля и надзора в России?

Правовое регулирование государственного контроля и надзора в России прошло значительную эволюцию. Начиная с 1990-х годов, был проведен ряд реформ с целью совершенствования системы контроля и надзора. В современной России действуют различные нормативные акты, включающие федеральные законы, постановления и приказы, которые определяют порядок и правила осуществления государственного контроля и надзора. Основой такого регулирования являются конституционные принципы Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения.

Какая практика реализации контроля и надзора может быть примером в системе государственного управления?

Один из примеров практики реализации контроля и надзора в системе государственного управления может быть АНО (автономная некоммерческая организация) Проектная ярмарка. Данная организация занимается контролем и надзором в сфере проектирования и строительства. Она осуществляет проверку соответствия проектов и объектов строительства требованиям законодательства, контролирует качество выполнения работ, а также принимает участие в разработке нормативно-правовых актов в данной сфере.

Какие понятия связаны с государственным контролем и надзором в России?

В России государственный контроль и надзор связаны с понятиями сущность и принципы, правовое регулирование.

Какой принцип лег в основу государственного контроля и надзора в России?

Принцип государственного контроля и надзора в России лежит в обеспечении охраны прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Какова эволюция правового регулирования государственного контроля и надзора в России?

Эволюция правового регулирования государственного контроля и надзора в России прошла через несколько стадий и на данный момент находится в современном состоянии.

Каким образом государственный контроль и надзор осуществляются в системе государственного управления в России?

Государственный контроль и надзор в системе государственного управления в России осуществляются с помощью различных органов и институтов, которые осуществляют наблюдение и проверку соблюдения законов и нормативных актов.

Какова практика реализации контроля и надзора в системе государственного управления на примере АНО?

На примере АНО (автономная некоммерческая организация) можно наблюдать практику реализации контроля и надзора в системе государственного управления, где организация подчиняется определенным правилам и регулярно проходит проверки со стороны контролирующих органов.