Рефлексия как процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Педагогика
  • 19 19 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.02.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение. 2
1. Метапознание как основа для рефлексии. 4
1.1 Основные элементы метапознания. 4
1.2. Причины использования неэффективных стратегий. 5
1.3. Метакогнитивные стратегии. 5
2. Рефлексия – основа самообразования. 7
2.1. Основные характеристики рефлексии. 7
2.2. Подходы и функции рефлексии. 9
2.3. Типология рефлексии и ее применение на практике. 10
3. Развитие профессиональной рефлексии в процессе обучения студента. 12
3.1. Система развития профессиональной рефлексии. 12
3.2. Способы развития рефлексии. 14
Заключение. 16
Список литературы. 18

Фрагмент для ознакомления

Вся получаемая информация впроцессе обучения должна проецироваться на его будущуюпрофессиональную деятельность. Именно осознание важностиполучаемых знаний даѐт ту мотивацию в процессе обучения, котораянеобходима для формирования будущего специалиста.Способы развития рефлексии.Чтение лекции, котороесопровождается так называемыми интерактивными заданиями,снабжено наглядными средствами. Лекция, построенная такимобразом, начинает провоцировать мысли учащихся, стимулирует ихрефлексию.Метод сократической беседы. Суть его в том, чтобы подвергать сомнению любую информацию по предметному вопросу. В преподавании активно должны быть задействованы различныесредства, стимулирующие рефлексивное мышление – групповыедискуссии, методы структурированных бесед, деловые игры исеминары. Целесообразно использование упражнений и заданий,помогающих участникам освободиться от рамок традиционногомышления и сделать новые открытия для улучшения ежедневнойработы по освоению учебных курсов.Исходя из сказанного, формирование профессиональной рефлексиидолжно осуществляться с перехода от учебной деятельности студентовк профессиональной, т.е. постепенного изменения, трансформацииличностной позиции в профессионально-личностную. Возможностьтакого перехода можно осуществить в квазипрофессиональнойдеятельности, где моделируются, т.е. воспроизводятся в условияхобучения, с той или иной мерой адекватности процессы и явления,происходящие в реальной профессиональной деятельности. Формирование профессиональнойрефлексии - это не стихийный, а планомерный, целенаправленный процесс, который включает в себя ряд взаимосвязанных ивзаимообусловленных этапов. 1 этап – самопознание, на котором производится развитие общейтехнологии творческого поиска, выяснение личностной рефлексивнойпозиции студента, оценка себя как личности.2 этап – самосозидание. На данном этапе происходиттрансформация личностной позиции студента в педагогическуюпозицию, проектирование себя в будущей педагогическойдеятельности (Я - педагог).3 этап - самореализация способностей к организацииобразовательного пространства, рефлексии профессиональнойдеятельности, развитие креативности и осознания себя как творческойличности.Постоянное самооценивание, самоорганизация, сопоставлениесобственных достижений разных временных периодов способнопривить ученику привычку к самоанализу и планированию своейдеятельности, мотивированному профессиональному развитию.Поэтому применение рефлексивных методов обучения представляетсянеобходимым в особенности на психологических факультетах. Крометого, использование рефлексивных методов обучения оправдано ужетем, что они дают простор для творчества и самореализациипреподавателю.Конечно, рефлексивная модель обучения требует ответственности,постоянного напряжения ума, критического взгляда на вещи,импровизации.Заключение.Таким образом, эффективность познавательной деятельности студентов связана с развитиемметапознавательных навыков и рефлексии, которые помогают управлять своими когнитивными процессами. Метапознаниепомогает не только освоить учебный материал, но и понять и правильно организовать процесс изучения, и это позволяетрассматривать метакогнитивные навыки как основу успешной учебной деятельности. Для определения качества овладенияметапознавательными навыками и рефлексией выделяются следующие уровни: низкий, средний, высокий. Низкий уровеньпредполагает отсутствие у студента навыков рефлексии и метапознания. На среднем уровне освоения студент способенставить цели и задачи, выбирать способы и приёмы осуществления деятельности, анализировать и оценивать результатысвоей учебной деятельности с помощью учителя. На высоком уровне студент осуществляет рефлексию и выбираетстратегию выполнения деятельности самостоятельно на основе собственной логики, умозаключений. Знаний и навыков,способен к осознанному саморазвитию и самообразованию.Главным приобретением использования метакогнитивных навыков и рефлексии в обучении становится развитиеспособности самостоятельно учиться и способности к непрерывному самообразованию. Самообразование основано наразвитии способности студента к рефлексии, саморегуляции и самооценке, что происходит лишь в опыте самой учебнойдеятельности и в его постоянном рефлексивном осмыслении. Развитие метакогнитивных навыков позволит будущимспециалистам успешно справляться с трудностями в нестандартных и проблемных ситуациях, обеспечит самоуправление исамоорганизацию самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности.Анализ научной литературы и проведённые исследования подтвердили, что для успешного обучения необходимоактуализировать метапознавательные навыки и рефлексию, которая выполняет регуляционную функцию в процессеполучения образования.Метапознавательные навыки и рефлексия является важные компоненты обеспечения успешности профессиональногообучения. Студенты с развитыми навыками рефлексии и метапознания самостоятельны в поиске новых знаний и выбореэффективных способов их приобретения; способны принимать обоснованные решения, делать осознанный выбор и нести занего ответственность; способны к самопознанию, саморазвитию и самообразованию.Несомненно, рефлексия влияет на развитие личности:- во-первых, она ведет к целостному представлению, знанию осодержании, способах и средствах своей деятельности;- во-вторых, разрешает критическое представление о себе и о своейдеятельности;- в-третьих, делает человека (специалиста) субъектом своейактивности.Таким образом, рефлексия помогает будущему специалисту сформулировать получаемые результаты, предопределить целидальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.Список литературы.1. Баилук В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха:моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012.2.Беленкова Юлия Сергеевна Роль рефлексии в процессе самообразования и саморазвития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-refleksii-v-protsesse-samoobrazovaniya-i-samorazvitiya (дата обращения: 10.01.2023).3. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-studentov-v-uchebnom-protsesse-1 (дата обращения: 10.01.2023).4. Полькина С.Н. Развитие рефлексии у школьников в процессе обучения литературе на основе деятельностногоподхода // Наука и школа. – №5. – 2015. – С. 121-126.5. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебнойдеятельности // Экспериментальная психология. – 2014. – T. 7. – № 2. – С. 82-93

Список литературы.
1. Баилук В.В. Человекознание. Самообразовательная и самовоспитательная реализация личности как закон успеха: моногр. / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2012.
2. Беленкова Юлия Сергеевна Роль рефлексии в процессе самообразования и саморазвития // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №72-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-refleksii-v-protsesse-samoobrazovaniya-i-samorazvitiya (дата обращения: 10.01.2023).
3. Головин А.А. Методы развития профессиональной рефлексии у студентов в учебном процессе // Территория науки. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-professionalnoy-refleksii-u-studentov-v-uchebnom-protsesse-1 (дата обращения: 10.01.2023).
4. Полькина С.Н. Развитие рефлексии у школьников в процессе обучения литературе на основе деятельностного подхода // Наука и школа. – №5. – 2015. – С. 121-126.
5. Прохоров А.О., Чернов А.В. Влияние рефлексии на психические состояния студентов в процессе учебной деятельности // Экспериментальная психология. – 2014. – T. 7. – № 2. – С. 82-93

Вопрос-ответ:

Что такое метапознание и как оно связано с рефлексией?

Метапознание - это способность осознавать и контролировать свой собственный познавательный процесс. Оно представляет собой особую форму рефлексии, которая позволяет участникам образовательного процесса анализировать свои действия, цели, стратегии и прогнозировать результаты своей деятельности. Таким образом, метапознание является важным элементом рефлексии, который помогает ученикам и преподавателям осознавать свои знания, умения и навыки.

Какие основные элементы включает в себя метапознание?

Метапознание включает такие основные элементы, как метакогнитивные стратегии и метапознавательные убеждения. Метакогнитивные стратегии - это планы и методы, которые участники образовательного процесса используют для контроля и регуляции своего познавательного процесса. Метапознавательные убеждения, в свою очередь, определяют общую установку на учение, веру в свои возможности и уверенность в успешности овладения знаниями и умениями.

Какие метакогнитивные стратегии могут быть использованы в образовательном процессе?

В образовательном процессе могут быть использованы различные метакогнитивные стратегии, такие как планирование, мониторинг и оценка. Планирование предполагает составление плана действий и выбор наиболее эффективной стратегии. Мониторинг включает наблюдение за своими действиями, контроль за качеством выполнения задачи и определение причин возникающих проблем. Оценка позволяет участникам образовательного процесса сделать выводы о своих успехах и неудачах, исследовать причины их возникновения и разработать пути для дальнейшего совершенствования.

В чем заключается основная характеристика рефлексии?

Основная характеристика рефлексии заключается в способности участников образовательного процесса осознавать, анализировать и оценивать свои мысли, чувства и действия. Рефлексия позволяет им смотреть на себя со стороны, выявлять свои сильные и слабые стороны, понимать, какие стратегии и подходы эффективны, а какие нуждаются в изменении или коррекции. Таким образом, рефлексия является основой для самообразования и саморазвития.

Что такое рефлексия в образовании?

Рефлексия в образовании - это процесс и результат фиксирования участниками образовательного процесса состояния своего развития и саморазвития, а также причин этого состояния.

Какие элементы включаются в процесс метапознания?

Основные элементы метапознания включают в себя осознание собственных мыслей и эмоций, понимание целей и задач, осмысление своих ролей и взаимодействий с окружающими.

Почему участники образовательного процесса могут использовать неэффективные стратегии?

Причинами использования неэффективных стратегий могут быть недостаточная самооценка, непонимание целей обучения, отсутствие мотивации, неумение анализировать и корректировать свои действия.

Какие метакогнитивные стратегии могут быть использованы в процессе рефлексии?

Метакогнитивные стратегии включают самонаблюдение, самоконтроль, самооценку, планирование и коррекцию действий, а также умение оценивать свои знания и умения.

Какие типы рефлексии существуют и как они могут быть применены на практике?

Существуют типы рефлексии, такие как интроспективная, интерперсональная, ретроспективная и перспективная. Они могут быть применены на практике для анализа собственных мыслей и эмоций, анализа коммуникации с другими людьми, оценки прошлого опыта и планирования будущих действий.