Жизнестойкость и особенности совладания с профессиональными трудностями
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 43 + 43 источника
- Добавлена 01.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 7
Глава 1. Теоретические вопросы изучения жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями 11
1.1 Исследование проблемы жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии 11
1.2 Подходы ученых к проблеме совладающего поведения и копинг-стратегий 18
1.3 Специфика жизнестойкости и совладания в рамках организационного поведения личности 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями у сотрудников в организации 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ результатов исследования жизнестойкости и особенностей совладающего поведения личности, в условиях профессиональных трудностей 38
Выводы по главе 2 49
Глава 3. Рекомендации по развитию жизнестойкости и оптимизации механизмов совладающего поведения сотрудников полиции 51
3.1 Социально-психологический тренинг, направленный на повышение уровня совладания с профессиональными трудностями 51
3.2 Психологические рекомендации по поведению работника полиции в опасных ситуациях несения службы 58
Выводы по главе 3 62
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложения…………………………...…………………………………………71
Ожидаемые результаты программы:1) Знать:- виды копинг-поведения и копинг-механизмов;- пути развития копинг-поведения в рамках когнитивно-поведенческого подхода;- средства эмоциональной саморегуляции как средства преодоления рискованных ситуаций;- особенности социального взаимодействия в ситуациях риска;-пути преодоления стресса, возникающего в ситуациях риска;2) Уметь:- использовать наиболее оптимальные копинг-механизмы в рискованных ситуациях;- находить необходимые личностные ресурсы для преодоления стресса в ситуациях риска;- переструктурировать иррациональные мнения;- адаптироваться под динамические условия в рискованных ситуациях;- преодолевать конфликтные ситуации, сопровождающие рискованные жизненные обстоятельства;- использовать техники когнитивно-поведенческой терапии как средства развития копинг-поведения личности в условиях риска;Продолжительность программы: 10 занятий по 80 минут.Структура занятий в общем виде:1) процедура приветствия;2) информационная часть;3) общие упражнения на развитие копинг-поведения, включающие групповое взаимодействие, рефлексию, стрессоустойчивость, психологическую гибкость, навыки преодоления конфликтов и релаксации;4) упражнения с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии;5) проведение мозгового штурма, групповой дискуссии, бесед;6) домашнее задание;7) рефлексия (обсуждение занятия);8) процедура прощания.Описание программы развития представлено ниже. Все занятия можно проводить не только физически, но и в онлайн-формате. Всю работу по развитию копинг-поведения в ситуациях риска можно разделить на несколько основных блоков:1. Копинг-поведение: ознакомление участников с понятием «копинг», «копинг-поведение», «копинг-стратегии»; анализ собственного копинга поведения, развитие эффективного копинга поведения у различных рискованных жизненных ситуациях с помощью техник когнитивно-поведенческой терапии.2. Иррациональное мышление: определение понятия иррационального мышления, причины его возникновения и средства перевода иррациональных мыслей в рациональных, анализ иррациональных мыслей в процессе жизнедеятельности, проработан собственных иррациональных мнений до рационального уровня.3. Релаксация в ситуациях риска. Техники релаксации позволяют справиться с нежелательным волнением во время рискованных ситуаций, что в свою очередь может оказать негативное влияние на концентрацию личности и обсуждение своих действий. Способность к самоовладению позволит индивидууму действовать благоразумно и осмысленно. В процессе работы использовался комплексный подход. Акцент был сделан на том, что с помощью разработанной программы на когнитивном уровне участники смогут идентифицировать собственные иррациональные мысли по отношению к стрессовым ситуациям, поймут причины их возникновения, усваивают и отработают техники перевода иррациональных мнений в рациональных. На поведенческом уровне участники проанализируют собственные виды копинг-поведения, поймут, что именно вызывает ответную реакцию и при каких условиях, и отработают желаемую форму копинг-поведения в процессе выполнения индивидуальных техник, например копинг-карты, и во время группового разыгрывания жизненных ситуаций с рискованным контекстом. Чтобы выйти за пределы небольших занятий, были введены домашние задания, которые в свою очередь помогали участникам закреплять желаемые формы поведения и работать с собственными мыслями в свободное время. Таким образом погруженность в процесс развития копинг-поведения в ситуациях риска не была ограничена исключительно занятиями.4. Когнитивно-поведенческая терапия строится на принципах теории обучения. Во-первых, психологу важно донести своему клиенту, что человек может совершать ошибки, это естественно и вполне нормально. На естественности совершения ошибок также акцентировалось внимание во время групповой работы, чтобы каждый из участников чувствовал себя максимально комфортно. Принцип всеохвата подразумевает, что состояние стресса, вызванное ситуациями риска, может влиять как на умственную деятельность человека, так и на его поведение. Не бывает стресса без внутриличностных конфликтов.Занятия по развитию копинг-поведения в ситуациях риска охватывают работу не только с поверхностными промежуточными мыслями и рациональными установками, но и прорабатывают более глубокие темы – система отношений к конфликтам, возникающих при рисках. Именно они являются причиной стрессового состояния, которое может наблюдаться у сотрудников экстремальных профессий.Одной из наших задач в процессе реализации программы развития было обучение участников тренинга смотреть на себя со стороны и таким образом получать больше информации о себе, учиться изменять свое мышление и поведение - это то, что лежит в фокусе метода когнитивно-поведенческой терапии. Анализ от поверхностных произвольных мыслей к более глубоким, которые за ними скрываются, разъяснялись участникам в процессе терапии. Отношения в группе были партнерскими, не было приказов, ответственность полностью распределялась между участником и психологом. Именно во время работы в группе участники тренинга имели возможность отслеживать свои иррациональные мнения и неэффективные формы копинг-поведения в момент межличностного взаимодействия. И следующим этапом было развитие мыслей и поведения к желаемым формам. В методе когнитивно-поведенческой терапии при работе с ситуациями риска, которые могут вызвать стресс, важны три принципа:1. Осознание актуальной проблемы.2. Формирование альтернативы. Понимание того, как нужно поступать в тех или иных ситуациях риска, которые существуют алгоритмы обработки информации, как нужно выстраивать дела.3. Закрепление в обычной жизни.В результате проделанной работы, участники научились не только лучше понимать свое поведение, но не смогли трансформировать, развить его.План программы представлен в таблице 3.Таблица3План программы тренинга№ и цель занятияСтруктура занятияЗанятие 1. Цель: знакомство участников между собой и с тренером, принятие правил функционирования группы, ознакомление со структурой занятий.Продолжительность: 80 минут.Структура:Упражнение «Знакомство»Упражнение «Принятие правил»Упражнение «Скажи мое имя»Упражнение «Восточный базар»Упражнение «Рефлексия и особенности ее проведения»Упражнение «Прощание»Занятие 2. Цель: ознакомление участников с понятием риска, типами копинг-поведения личности в ситуациях стресса и риска.Продолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеИнформационный блокУпражнение «Я и риск»Упражнение «Жизненная прямая»Домашнее заданиеУпражнение «Прощание»Занятие 3. Цель: анализ существующего копинг-поведения участников, выделение иррациональных копинг-стратегий в ситуациях рискаПродолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеИнформационный блокУпражнение «Власть»Упражнение «Лед и пламя»Упражнение «Узкий мостик»Домашнее заданиеРефлексия 5 минУпражнение «Прощание»Занятие 4. Тема: ознакомление участников со средствами развития иррациональногокопинг-поведения до оптимального уровня в ситуациях рискаПродолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеИнформационный блокТехника научного опросаИнформационный блок: Техника "Селекция иррациональных убеждений".Рефлексия 5 минУпражнение «Прощание»Занятие 5. Тема: отработка техники когнитивного переструктурирования каксредства развития неадекватного, ригидного мышления к рациональным формам в ситуациях рискаПродолжительность: 80 минут.Информационный блок: понятие иррационального мышления и их виды.Упражнение «Изменение мнений»Упражнение «Анкета рационального самоуправления»Домашнее заданиеПродолжение таблицы3РефлексияПрощаниеЗанятие 6. Тема: влияние эмоциональных реакций на стратегию поведения в ситуации риска.Продолжительность: 80 минут.ПриветствиеИнформационный блок: описание особенностей дифференциации мнений и чувств как средства контроля эмоциональных и поведенческих реакций в ситуации риска.Техника "A-B-C".Техника «Независимость»Домашнее задание «Самопоощрение».Занятие 7. Тема: развития копинг-поведения в ситуациях риска условиях групповоговзаимодействия и работа над модификацией мнений.Продолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеТехника «Ролевая игра»Техника «Копинг-карты»РефлексияПродолжительность: 5 мин.Домашнее заданиеРефлексияУпражнение «Прощание»Занятие 8. Тема: отработка рациональных форм копинг-поведения.Продолжительность: 80 минут.Структура:Упражнение «Репетиция поведения»Упражнение «Я не могу»Упражнение «Уверенные, неуверенные и грубые ответы»Домашнее заданиеРефлексияЗанятие 9. Цель: ознакомление с техниками эмоциональной разрядки как средствасаморегуляции в ситуациях рискаПродолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеИнформационный блок: описание метода систематической десенсибилизации и его связь с рациональными формами копинг-поведения.Метод систематической десенсибилизацииУпражнение "Передача энергии"Домашнее заданиеРефлексияУпражнение «Прощание»Упражнение «Волшебное слово «Да»РефлексияУпражнение «Прощание».Занятие 10. Цель: развитие психологической гибкости как составляющей копинг-поведения, способности преодолевать стрессы в ситуациях риска конструктивным путем,Продолжительность: 80 минут.Структура:ПриветствиеИнформационный блок: психологическая гибкость как средство эффективнойкопинг-поведения.Упражнение «Плюс и минус»Окончание таблицы 3находить нестандартные пути решения проблем.Упражнение «Когнитивная гибкость»Упражнение «Противоположности»Считаем, что предложенные мероприятия будут способствовать эффективному развитию копинг-поведения у сотрудниковполиции.3.2 Психологические рекомендации по поведению работника полиции в опасных ситуациях несения службыВ работе полицейским необходимо учитывать общественный резонанс поступков и действий, которые они совершают: чем многочисленнее общественное окружение работника полиции в условиях предотвращения правонарушения или задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, тем меньше следует рассчитывать на общественную поддержку и помощь. 1) Следует всегда рассчитывать только на собственные силы, знания и умения: - обращаться к окружающим, с целью их информирования о законности и целесообразности ваших действий; -эффективность деятельности работника полиции в стремительно развивающейся опасной ситуации зависит главным образом от того, насколько возможно предусмотреть ее развитие и контролировать;- формировать свое внутреннее психическое состояние готовности к действию.2. Необходимо всегда бытьвнимательными относительно внезапного превращения обыденной ситуации в экстремальную: - любая экстремальная ситуация определяется существованием или актуализацией одного или нескольких экстремум факторов (объективных и субъективных).Объективные факторы:- наличие оружия (или внезапное овладение им) у лица, которое подозревается в совершении правонарушения;- неожиданный захват заложника:- наличие подстрекателя в толпе;- гибель или ранение коллеги;- состояние опьянения или наркотического возбуждения у правонарушителя и т.д.Субъективные факторы: - состояние эмоциональной возбудимости правонарушителя; - отсутствие самоконтроля у работника полиции; - склонность к бессмысленному риску и необоснованным управленческим решениям; - признаки деформации личности (тщеславие, агрессивность, корыстность); - отсутствие профессиональных знаний, умений и навыков у работника полиции.3. В указанных условиях работник полиции должен выяснить определяющий экстремум – фактор и направить усилия на его нейтрализацию: – много ошибочных решений и действий в экстремальных ситуацияхсвязаны с отрицательными психическими состояниями, переживаниями и установками, с которыми работник погружается в экстремальную ситуацию (приступы страха, неуверенности, волнения, обострение чувства самосохранения, психического «забывания» проработанных стереотипов действий, привычек и т.п.). Следовательно, важным элементом отработки навыков в действиях в экстремальных ситуациях должно быть создание или коррекция собственных психических состояний. Спокойное взвешенное поведение работника полиции, корректная манера общения, сдерживание «жестикуляции и бурных эмоциональных проявлений» будут восприниматься гражданами положительно или, по крайней мере, нейтрально, что существенно уменьшает риск нежелательного хода событий.Рекомендации по установлению психологического контакта с гражданами:1. Обращаться к людям приветливо, назвать себя (фамилию и должность).2. В случае необходимости показать служебное удостоверение и объяснить цель обращения.3. Демонстрировать заинтересованность в решении проблемы, в попытке понять позицию вашего контактора.4. Быть снисходительными к человеку и осторожными с критикой, особенно, касающейся его личности.5. Высказывать претензии только к особенностям поведения человека, а не к нему как к личности. Оценивать данный конкретный поступок.6. Не делать замечания правонарушителю в присутствии его семьи, лучше это делать наедине.7. Не быть категоричными и грубыми.8. Не торопить собеседника и не угрожать ему.9. Не стучать ногой, палкой, пальцами по столу и т.п. Такое поведение сотрудника полиции может вызвать неадекватную реакцию у человека, и ситуация из штатной может перерасти в экстремальную.Тактические рекомендации по реализации законных требований работника полиции:1. Требование декларируется сразу – жестко и персонифицировано.2. Коррективы в нее вносятся постепенно.3. Жесткая позиция отстаивается до последнего момента.4. Постоянный поиск компромиссных путей достижения одного результата.5. Следует обязательно отделять эмоции от проблемы.6. Необходимо активно следить за состоянием и действиями оппонента. Признаки вспышки агрессивности, которые необходимо постоянно отслеживать полицейскому:- резкое изменение эмоций и выражения лица;- сжатие пальцев рук;- мышечная игра скул;- потоотделение;- прищуривание век;- наклон туловища с прикрытием грудной части, плечо впереди, ведущая нога выставлена вперед и полусогнута;- при выражении угроз – расстояние между контакторами – сокращается, а перед возможной физической агрессией – увеличивается.При общении с ранее судимыми, склонными к насильственным действиям полицейскому необходимо:- ожидать внезапных и опасных поступков;- учитывать их неадекватно завышенную самооценку и легкость провоцирования;- общение с ними должно быть чисто официальным, с сохранением определенной социальной и пространственной дистанции.В острых конфликтах на семейно-бытовой почве:- следует остерегаться не только мятежника конфликта, но и его ближайшего пострадавшего семейного окружения;- действия работника полиции относительно физического ограниченного заговорщика довольно часто обуславливает внезапную переориентацию и изменение настроений пострадавшего не в пользу сотрудника.Выводы по главе 3Итак, для того чтобы поддерживать высокий уровень жизнестойкости и совладания, а также повысить его у тех сотрудников, кто испытывает проблемы с данными характеристиками, были представлены рекомендации, состоящие из двух блоков: тренинговые занятия;рекомендации-памятка по поведению работника полиции в опасных ситуациях несения службыАктуальность программы третинговых занятий заключается в недостаточной разработке путей развития копинг-поведения у полицейских в рискованных ситуациях.Цель тренингов: развитие компетентности копинг-поведения в рискованных ситуациях.Продолжительность программы: 10 занятий по 80 минут.Структура занятий в общем виде:процедура приветствия;информационная часть;общие упражнения на развитие копинг-поведения, включающие групповое взаимодействие, рефлексию, стрессоустойчивость, психологическую гибкость, навыки преодоления конфликтов и релаксации;упражнения с использованием техник когнитивно-поведенческой терапии;проведение мозгового штурма, групповой дискуссии, бесед;домашнее задание;рефлексия (обсуждение занятия);процедура прощания.В области психологических рекомендаций, главное – это уметь выключать эмоции, не провоцировать оппонента своим поведением и всегда бдительно следить за поведением другого человека.ЗаключениеПонятие жизнестойкости, ведённое Сьюзен Кобаса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним. В контексте проблемы совладания со сложными ситуациями, психологи и философы рассматривали жизнестойкость как: определённую степень живучести (Л.А. Александрова), отвагу быть (П. Тиллих), действовать вопреки (М. Хайдегер), способность преодоления самого себя (Д.А. Леонтьев), способность превращать проблемные ситуации в новые возможности (С.А. Богомаз), ключевой ресурс (С. Мадди). С. Мадди и С. Кобаса в своём исследовании показали, что жизнестойкость является личностной характеристикой, которая, является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску. То есть, жизнестойкость – это система установок и убеждений личности, способствующих включённости в процесс повышенной сложности, контроль и управление этим процессом, а также восприятие происходящих событий, как позитивного характера, так и негативного, как опыт для дальнейшего роста и развития личности.Феномен совладающего поведения, в отечественной литературе, начал развиваться с 1994 года, благодаря Л.И. Анцыферовой, которая ввела данный термин в научный дискурс психологической науки. Несмотря на это, феномен совладающего поведения рассматривался еще в 70-х годах, в университете Беркли психологами когнитивистского направления Р. Лазарусом и С. Фолкманом, как элемент поведения направленный на преодоление стрессовых ситуаций (англ. cope). В настоящее время принято использовать два термина, означающих, по сути, одно и то же.Снижение уровня жизнестойкости и совладания в профессиональной деятельности может быть вызвано различными факторами производственной среды. В современной литературе можно встретить различные классификации причин, вызывающих данное снижение. Так, западные специалисты выделяют следующие источники снижения уровня жизнестойкости и совладания:- особенности самой работы (степень сложности труда, ответственности, разнообразие заданий, степень свободы действии контроля людей над темпом и сроками, а также параметры физической среды (шум, вибрация и температура, рабочая нагрузка и т.д.), в современных условиях популярным становится такой фактор как новые технологии);- роль сотрудника в организации (ролевая неоднозначность (неясность роли), ролевой конфликт (конкурирующие или противоречивые требования работы), ответственность, а также ролевая перегрузка;- взаимоотношения на работе (взаимоотношения с руководством, коллегами, клиентами и т.д.);- деловая карьера (отсутствие карьерного роста, профессиональная неуспешность и т.д.);- факторы, связанные с организационной культурой (ограничение свободы сотрудника, несоответствие ожиданий работника корпоративной культуре и т. д.) и т.п.Среди способов совладания со стрессовой ситуацией и с механизмами защиты, являющимися первичной спонтанной реакцией индивида на стресс, выступают копинги. Наряду с адаптивными копингами выделяют относительно адаптивные и дезадаптивные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями.Проведенное эмпирическое исследование позволило установить следующее: - 65% сотрудников Первого отдела полиции по г.о. Химки обладают совокупностью качеств, необходимых для эффективного совладания с профессиональными трудностями: обладают сильным типом нервной системы, спокойны, склонны к самоанализу, сдержаны. Эмоциональная устойчивость данных сотрудников проявляется в сохранении организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Для них характерно отсутствие большой напряженности и беспокойства. Данные сотрудники вовлечены в рабочий процесс, контролируют свои действия, ситуацию и принимают риск – т.е. обладают высоким уровнем жизнестойкости. Этим сотрудникам присущи стратегии совладания с трудностями, оптимальные для работы в полиции – самоконтроль и дистанцирование. - 25% сотрудников показывают средний уровень готовности к выполняемой работе – тип их нервной системы и эмоциональная устойчивость позволяют выполнять возложенные на них обязанности, однако в экстренных ситуациях они могут частично утратить контроль над ситуацией. Данные сотрудники в качестве копинг-стратегии избрали дистанцирование.- оставшиеся 10% сотрудников, на мой взгляд, обладают набором черт, свидетельствующих о профессиональной непригодности: средне-слабый тип НС, нейротические проявления, низкий уровень жизнестойкости, нерациональные копинг-стратегии (принятие ответственности, бегство-избегание) – набор качеств, которые будут препятствовать эффективному выполнению должностных обязанностей сотрудника полиции.Корреляционный анализ показал:- существует прямая умеренная зависимость жизнестойкости и сильного типа нервной системы; - существует прямая сильная зависимость жизнестойкости и личностными особенностями личности: жизнестойкость коррелирует с экстраверсией и эмоциональной стабильностью с высокой силой;- существует обратная сильная зависимость жизнестойкости и средне-слабого типа нервной системы;- существует обратная сильная зависимость жизнестойкости и интроверсии и эмоциональной нестабильности.Другими словами, сотрудники полиции с высоким уровнем жизнестойкости обладают сильным типом нервной системы, они, как правила являются экстравертами с выраженной эмоциональной стабильностью.Сотрудники, жизнестойкость которых находится на низком уровне являются интровертами с эмоциональной нестабильностью и обладают нервной системой средне-слабого типа.Для того чтобы поддерживать высокий уровень жизнестойкости и совладания, а также развить у сотрудников эффективное копинг-поведение, были представлены рекомендации, состоящие из двух блоков: тренинговые занятия и памятка сотруднику полиции по поведению в ситуациях риска.Таким образом, цель исследования была достигнута, гипотеза частично подтверждена. В дальнейшем, мы полагаем, необходимо провести более углубленное исследование связи копинг-стратегий с жизнестойкостью и совладанием сотрудников полиции, постараться выявить закономерности, использовав другие диагностические методики.Список использованных источниковАлександрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова //Психология здоровья и безопасности человека. - №3. – 2014. – С. 23-45Анцыферова JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 3 - 12.Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113.Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4(26). –2015. – С. 22-29Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 32. - С. 23-28Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2019. – 228 с.Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию / Н.М. Волобуева //Научные ведомости серия гуманитарные науки. - № 12. – 2014. – С. 12-19Газизуллина Э.Э. Эмоциональный стресс: причины и пути преодоления сотрудниками полиции / Э.Э. Газизуллина // В книге: Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. Сборник тезисов выступлений участников международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 2019. –С. 100-104.Гранковская Р.М. Защита личности: психологические механизмы/ Р.М. Гранковская, И.М. Никольская. – СПб: Знание, 1998. – 225 с.Дианова, С.Д. Индивидуально-психологические особенности и копинг-стратегии сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / С.Д. Дианова // Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. - Москва, 2018. - С. 18-23.Егорова, О.В. Жизнестойкость личности: теория, исследования, психологическая практика / О.В. Егорова, О.И. Ефимова, А.А. Ощепков и др. - Ульяновск, 2019. – 221 с.Егорова Н.Э. О правилах поведения сотрудников полиции при общении с гражданами / Н.Э. Егорова // В книге: «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии». - 2017. - С. 227-230.Залыгаева, С.А. Исследование особенностей стрессоустойчивости и копинг-стратегий у представителей экстремальных профессий / С.А. Залыгаева, М.Д. Зайцев // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 29-32.Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условияхздоровья и болезни/ Е.Р. Исаева. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2019. – 136 с.Земскова, А.А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России / А.А. Земскова: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток, 2019. – 129 с.Кабанченко, Е.А. Сущность феномена жизнестойкости / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 231-233.Картузова, Н.А. Когнитивно-смысловые установки жизнестойкости личности / Н.А. Картузова // Психология человека и общества. - 2021. - № 5 (34). - С. 13-19.Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости / С.В. Книжникова. – Краснодар: «АВС- полиграфия», 2015. – 111 с.Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14Кустов П.В. Профилактика профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов / П.В. Кустов // Научно-практические исследования. – 2020. - № 14. – С. 35-38Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231 Либина, А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/476290Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация кандидата психологических наук / М.В. Логинова. – М., 2010 – 238 с.Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 17 – 21Максименкова, Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» / Л.О. Максименкова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119.Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.Михайлова, А.Г. Жизнестойкость и психологическая адаптация как показатели профессионального самоопределения личности / А.Г. Михайлова, И.В. Скуратовская // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 220-224.Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко // Психология. Психофизиология. – 2018. – с. 5-10Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2016. – 289 с.Незванкина, А.Ю. Жизнестойкость как психологическое явление: подходы к определению / А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -5. - С. 056-058.Неретина, Т.Г. Компоненты жизнестойкости личности / Т.Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2021. - С. 385.Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490085Половинкина, А.В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России / А.В. Половинкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 75-78.Пятун, Д.Э. Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлечённость, контроль, вызов / Д.Э. Пятун // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. - 2019. - С. 232-234.Стецишин, Р.И.Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: диссертация кандидата психологических наук / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 187 с.Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. – с. 4-14Фомина, Е.А. Жизнестойкость как ресурс осознанной саморегуляции в новой социокультурной реальности / Е.А. Фомина, В.А. Соломонов // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография. - Москва, 2020. - С. 320-337.Черчес, Т.Е. Роль жизнестойкости и функциональных состояний в профессиональной подготовке психологов / Т.Е. Черчес, Е.С. Нелюб // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. - С. 51-55.Чупракова, А.А. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС /Чупракова А.А, М.В. Шамардина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 121-128.Шевченко, Т.И. Динамика защитных стратегий поведения в экстремальной профессиональной деятельности / Т.И. Шевченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2017. - № 7. - С. 213-220.Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2021. - № 15. - С. 104-110.Hobfoll, S.E. Stress, culture, and community / S.E. Hobfoll. – N.Y. and London. 1998. – 296 p.
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Психология здоровья и безопасности человека. - №3. – 2014. – С. 23-45
2. Анцыферова JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 3 - 12.
3. Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113.
4. Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4 (26). – 2015. – С. 22-29
5. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 32. - С. 23-28
6. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. — СПб.: Питер, 2019. – 228 с.
7. Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию / Н.М. Волобуева // Научные ведомости серия гуманитарные науки. - № 12. – 2014. – С. 12-19
8. Газизуллина Э.Э. Эмоциональный стресс: причины и пути преодоления сотрудниками полиции / Э.Э. Газизуллина // В книге: Безопасность личности, общества и государства: теоретико-правовые аспекты. Сборник тезисов выступлений участников международной научно-теоретической конференции. Санкт-Петербург, 2019. – С. 100-104.
9. Гранковская Р.М. Защита личности: психологические механизмы/ Р.М. Гранковская, И.М. Никольская. – СПб: Знание, 1998. – 225 с.
10. Дианова, С.Д. Индивидуально-психологические особенности и копинг-стратегии сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / С.Д. Дианова // Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. - Москва, 2018. - С. 18-23.
11. Егорова, О.В. Жизнестойкость личности: теория, исследования, психологическая практика / О.В. Егорова, О.И. Ефимова, А.А. Ощепков и др. - Ульяновск, 2019. – 221 с.
12. Егорова Н.Э. О правилах поведения сотрудников полиции при общении с гражданами / Н.Э. Егорова // В книге: «Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии». - 2017. - С. 227-230.
13. Залыгаева, С.А. Исследование особенностей стрессоустойчивости и копинг-стратегий у представителей экстремальных профессий / С.А. Залыгаева, М.Д. Зайцев // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 29-32.
14. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни/ Е.Р. Исаева. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2019. – 136 с.
15. Земскова, А.А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России / А.А. Земскова: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток, 2019. – 129 с.
16. Кабанченко, Е.А. Сущность феномена жизнестойкости / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 231-233.
17. Картузова, Н.А. Когнитивно-смысловые установки жизнестойкости личности / Н.А. Картузова // Психология человека и общества. - 2021. - № 5 (34). - С. 13-19.
18. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости / С.В. Книжникова. – Краснодар: «АВС- полиграфия», 2015. – 111 с.
19. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14
20. Кустов П.В. Профилактика профессионального стресса у сотрудников правоохранительных органов / П.В. Кустов // Научно-практические исследования. – 2020. - № 14. – С. 35-38
21. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.
22. Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231
23. Либина, А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476290
24. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация кандидата психологических наук / М.В. Логинова. – М., 2010 – 238 с.
25. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 17 – 21
26. Максименкова, Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» / Л.О. Максименкова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119.
27. Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.
28. Михайлова, А.Г. Жизнестойкость и психологическая адаптация как показатели профессионального самоопределения личности / А.Г. Михайлова, И.В. Скуратовская // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 220-224.
29. Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко // Психология. Психофизиология. – 2018. – с. 5-10
30. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2016. – 289 с.
31. Незванкина, А.Ю. Жизнестойкость как психологическое явление: подходы к определению / А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -5. - С. 056-058.
32. Неретина, Т.Г. Компоненты жизнестойкости личности / Т.Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2021. - С. 385.
33. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490085
34. Половинкина, А.В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России / А.В. Половинкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 75-78.
35. Пятун, Д.Э. Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлечённость, контроль, вызов / Д.Э. Пятун // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. - 2019. - С. 232-234.
36. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: диссертация кандидата психологических наук / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 187 с.
37. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. – с. 4-14
38. Фомина, Е.А. Жизнестойкость как ресурс осознанной саморегуляции в новой социокультурной реальности / Е.А. Фомина, В.А. Соломонов // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография. - Москва, 2020. - С. 320-337.
39. Черчес, Т.Е. Роль жизнестойкости и функциональных состояний в профессиональной подготовке психологов / Т.Е. Черчес, Е.С. Нелюб // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. - С. 51-55.
40. Чупракова, А.А. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС / Чупракова А.А, М.В. Шамардина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 121-128.
41. Шевченко, Т.И. Динамика защитных стратегий поведения в экстремальной профессиональной деятельности / Т.И. Шевченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2017. - № 7. - С. 213-220.
42. Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2021. - № 15. - С. 104-110.
43. Hobfoll, S.E. Stress, culture, and community / S.E. Hobfoll. – N.Y. and London. 1998. – 296 p.
Вопрос-ответ:
Что такое жизнестойкость?
Жизнестойкость - это способность человека противостоять негативным воздействиям и стрессам в жизни, сохранять психическое равновесие и успешно справляться с трудностями.
Какие подходы к изучению проблемы жизнестойкости существуют в психологии?
В психологии существуют различные подходы к изучению проблемы жизнестойкости. Один из них - психодинамический подход, который связывает жизнестойкость с развитием эго и его способностью справляться с конфликтами. Другой подход - рационально-эмоциональный, основанный на изучении мышления и эмоций человека и их влияния на жизнестойкость. Еще один подход - социально-психологический, который рассматривает жизнестойкость в контексте социальной среды и взаимодействия с другими людьми.
Что такое совладание с профессиональными трудностями?
Совладание с профессиональными трудностями - это способность человека адаптироваться и эффективно справляться с трудностями, связанными с его профессиональной деятельностью. Это включает в себя умение находить пути решения проблем, адекватно реагировать на стресс и поддерживать работоспособность.
Какие стратегии совладания используются при профессиональных трудностях?
При профессиональных трудностях человек может использовать различные стратегии совладания, например, проблемно-ориентированные или эмоционально-ориентированные стратегии. Проблемно-ориентированные стратегии включают поиск информации, планирование действий и постановку целей. Эмоционально-ориентированные стратегии включают выражение эмоций, поиск поддержки у других людей и позитивное переоценивание ситуации.
Какое значение имеет жизнестойкость и совладание с профессиональными трудностями в организационном поведении личности?
Жизнестойкость и совладание с профессиональными трудностями играют важную роль в организационном поведении личности. Они способствуют адаптации к изменениям в рабочей среде, повышают производительность и эффективность работы, а также влияют на уровень удовлетворенности работой и общим благополучием сотрудника.
Что такое жизнестойкость?
Жизнестойкость - это психологическая характеристика человека, которая определяет его способность справляться с трудностями, стрессом и негативными ситуациями в жизни.
В чем разница между жизнестойкостью и совладанием с профессиональными трудностями?
Жизнестойкость охватывает широкий спектр трудностей в жизни, включая личные, социальные и профессиональные. Совладание с профессиональными трудностями - это специфический аспект жизнестойкости, который фокусируется на способности справляться с проблемами и стрессом, связанными с работой и профессиональной деятельностью.
Какие подходы существуют к проблеме совладающего поведения и копинг стратегий?
Существуют различные подходы к изучению совладающего поведения и копинг стратегий, включая проблемно-ориентированный подход, эмоционально-ориентированный подход и подход, основанный на поиске социальной поддержки. Каждый из этих подходов рассматривает способы справления с трудностями и стрессом с разных точек зрения.
Какая специфика жизнестойкости и совладания в рамках организационного поведения личности?
В рамках организационного поведения личности, жизнестойкость и совладание становятся особенно важными для успешной профессиональной деятельности. Людям нужно уметь адаптироваться к изменениям в работе, переживать стресс, управлять эмоциями и находить пути решения проблем в рабочей среде.
Какие выводы можно сделать по данной главе?
В данной главе были рассмотрены исследования в области жизнестойкости и совладания с профессиональными трудностями. Были рассмотрены подходы ученых к данной проблеме, а также специфика жизнестойкости и совладания в рамках организационного поведения личности. Весь этот материал позволяет сделать вывод о важности развития жизнестойкости и совладания для успешной профессиональной деятельности.