Развитие ловкости у детей 4-5 лет посредством игр эстафет
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы по теме развития ловкости у детей 4-5 лет посредством игр-эстафет 6
1.1. Особенности физического развития и общая характеристика развития физических качеств детей дошкольного возраста 6
1.2. Особенности развития ловкости у детей 4-5 лет посредством применения игр-эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет в ДОУ 8
1.3. Методика организации и проведения игр-эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет в ДОУ для развития ловкости у детей 4-5 лет 11
Глава II. Экспериментальная работа по развитию ловкости у детей 4-5 лет посредством игр-эстафет 16
2.1. Диагностика уровня развития ловкости у детей 4-5 лет 16
2.2. Организация работы по развитию ловкости у детей 4-5 лет посредством игр-эстафет 19
2.3. Результаты работы по развитию ловкости у детей 4-5 лет посредством игр-эстафет 21
Заключение 25
Список литературы 26
Цель: развивать ловкость и координацию движений. Ход игры: дети выстраиваются в два ряда. Участники держат в руках по мячу. За сигналом ведущего первый игрок в каждой команде передаёт мяч тому, кто сзади, над головой. Последний в команде, получив мяч, бежит к началу колонны, встаёт первым и передаёт мяч следующему за ним тоже над головой. Побеждает та команда, которая закончит игру первой.3Третья неделя«Баба-Яга». Цель: развивать ловкость, быстроту. Ход игры: игрокам предлагается преодолеть дистанцию в образе Бабы-Яги – в ступе и с метлой. В качестве ступы используется сконструированная для праздничных мероприятий ступа, в качестве метлы – игрушечная метла или недлинная палка для эстафет. Участник встаёт в «ступу» одной ногой, другой остаётся на «земле». В таком положении ему необходимо пройти всю дистанцию и передать «метлу и ступу» (или только «метлу») следующему участнику.4Четвёртая неделя«Волшебная корзина». Цель: развивать ловкость в метании, глазомер, меткость. Ход игры: на равном расстоянии от игроков размещены две корзины. Каждой команде выдаётся по большому мячу. Участники по очереди бросают мяч в корзину. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий в корзину. Воспитатель ведёт подсчёт попаданий (Усложнение: игроки должны добежать до корзины, достать мяч и бросить его; подсчёт ведёт ребёнок, исполняющий роль орбитра).Все подвижные игры-эстафеты были проведены в соответствии с планом игровой деятельности в свободное время. Дети принимали активное участие в играх, проявляли интерес и желание участвовать в эстафетах. Третья игра-эстафета «Баба-Яга» также игралась в другом варианте: дети представляли себя зайчиками, которые прыжками должны были донести морковку (муляж овоща) до следующего участника игры-эстафеты. Также игровые упражнения с элементами эстафет применялись в свободной деятельности детей (в подвижных играх) и в занятиях по физическому развитию. В ходе игр мною применялся индивидуальный подход к каждому ребёнку, обязательный учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка, а также наиболее эффективные педагогические методы и приёмы организации игр-эстафет.2.3. Результаты работы по развитию ловкости у детей 4-5 лет посредством игр-эстафетДля диагностики и определения результатов организации и проведения игр-эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет и определения эффективности применённых игр-эстафет мною была проведена диагностика уровня развития ловкости детей 4-5 лет по представленным в начале экспериментального исследования методикам. Для диагностики и определения уровня развития ловкости у детей 4-5 лет было проведено диагностическое тестирование для определения уровня развития ловкости в средней группе (в тестировании принимало участие 12 детей, участвовавших в проведённых играх; большинство детей 5 года жизни). Для определения уровня развития ловкости были предложены следующие задания: Челночный бег 3х10 и Обегание препятствий (10 м). Всем упражнениям предшествовала разминка, которая включает ходьбу, бег, дыхательные упражнения [3].Таблица 5Результаты диагностики уровня развития ловкости детей 4-5 лет по результатам проведения игр-эстафетУровень ловкостиРезультаты диагностики (экспериментальная группа)Результаты диагностики (в примерном процентном соотношении)Результаты диагностики (контрольная группа)Результаты диагностики (в примерном процентном соотношении; контрольная группа)Высокий866%975%Средний434%325%Низкий00%00%Всего12100%12100%Графически полученные данные можно представить в рис.2.Рис. 2. Диаграмма уровня развития ловкости у детей 4-5 лет по итогам проведения игр-эстафетВывод: исходя из данных диагностики определения результатов организации и проведения игр-эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет, можно определить, что показатели развития ловкости у детей за месяц проведённой работы значительно возросли. Низкий уровень развития ловкости после проведения игр-эстафет не наблюдается, показатели высокого уровня развития ловкости значительно возросли. Следовательно, можно с уверенностью определить, что запланированные и применённые в работе с детьми 4-5 лет игры-эстафеты доказали свою эффективность и оказали положительное влияние на развитие ловкости детей.Вывод по главе 2Для целей выявления уровня развития ловкости у детей 4-5 мною была проведена диагностика уровня развития ловкости у детей 4-5 лет. При организации диагностики была использована методика Вавиловой Е.Н, М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской, В.А. Лях. По результатам диагностики было определено, что большинство детей группы имеют высокий и средний уровень развития ловкости (более 50%). Низкий уровень развития ловкости наблюдался только у одного ребёнка. На основании полученных данных мною был разработан и составлен план проведения игр-эстафет на развитие ловкости у детей средней группы. Представленные в плане игры и игровые упражнения проводились в течение одного месяца. Игры-эстафеты проводились каждую неделю, причём таким образом, что элементы игр-эстафет включались и в повседневную игровую активность детей, и в занятия по физической культуре. Дети с большим интересом участвовали в играх, проявляли активность в предложенных упражнениях, творчески решали представленные задачи. Руководство играми мною осуществлялась с применением принципов индивидуального подхода, учёта возрастных особенностей детей и с применением целесообразных методов и приёмов.По результатам организованных игр была проведена повторная диагностика для определения уровня развития ловкости в средней группе. Исходя из данных диагностики определения результатов организации и проведения игр-эстафет, можно определить, что показатели развития ловкости у детей за месяц проведённой работы возросли. Следовательно, организованные игры-эстафеты доказали свою эффективность и показали важность их включения в работу по физическому воспитанию детей.ЗаключениеВся жизнь человека – движение. Человек двигается постоянно, и уже с момента своего появления на Земле движения стали неотъемлемой частью его жизни. Древние люди двигались очень часто: они охотились, строили своё жилище и защищали его. Но жизнь человека меняется, стремительно улучшаясь (с точки зрения современной науки), и потребность в движениях постепенно сокращается.Большое значение для человека имеет ловкость. Без неё мы, возможно, не стали бы такими умными, физически подготовленными и развитыми. Существует множество способов развития ловкости, но весьма эффективным и действенным многими советскими и российскими педагогами признан способ игр-эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет. Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Игра для ребёнка очень важна: играя, ребёнок познаёт мир. Игра вызывает у детей большой интерес, за которым скрываются не только положительные эмоции, но и развитие и формирование необходимых качеств. Таким образом, в ходе анализа теоретических материалов и литературы, а также в ходе педагогического эксперимента (диагностика и составление плана работы по развитию ловкости), цель и задачи, поставленные нами, были достигнуты. Гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась в ходе педагогического эксперимента.Значение игр поистине велико. Неизвестно, когда появились первые игры, но с самого момента своего возникновения они стали учить детей. «Учить, играя» – это самое главное правило любой игры. Это и главное правило всей педагогики, ведь именно игра становится для ребёнка ключом к окружающему миру, который позволяет ему войти в его неизведанные просторы.Список литературыБауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2014. - С.331-332.Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение,2015. – 96 с.Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад.шк., 2013. - 128 с.Власенко Н.Э. Триста подвижных игр для дошкольников: практическое пособие. - Москва: Айрис-пресс, 2016. – 159Волошина Л. Н., Гавришова Е. В., Елецкая Н. М., Курилова Т. В. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. Инструктору физического воспитания ДОУ. - Москва, 2013 – 141 с.Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2015. - 262 с.Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. - Москва: Просвещение, 2015. - 112 с.Дергунов Н.И. Учебное издание.г. Новосибирск, 2016. - 245С.Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2017. - №4. - С.10Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3.Казина О. Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей: занятия, развлечения, праздники, походы. - Ярославль: Академия-Холдинг, 2015. - 140 с.Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – Москва: Айрис –пресс, 2014.Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академия, 2018. – 320 с.Комарова И.А. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие -2017Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателядет. сада. - Москва: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991 – 320с.Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1973. – 156с.Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. - М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256с.Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с.9-11Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 308с.Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.)Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984. – 159с.Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. – 208с.Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в ДОУ [Текст] / В.Н. Шебеко. - М.: Академия, 1998 – 184с.
1. Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. – СПб.: ВВМ, 2014. - С.331-332.
2. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е.Н. Вавилова. - М.: Просвещение, 1983. – 83с.
3. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение,2015. – 96 с.
4. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад.шк., 2013. - 128 с.
5. Власенко Н.Э. Триста подвижных игр для дошкольников: практическое пособие. - Москва: Айрис-пресс, 2016. – 159
6. Волошина Л. Н., Гавришова Е. В., Елецкая Н. М., Курилова Т. В. Игровые технологии в системе физического воспитания дошкольников. Инструктору физического воспитания ДОУ. - Москва, 2013 – 141 с.
7. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин. - М.: Владос, 2015. - 262 с.
8. Горькова, Л.Г., Обухова, Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. - Москва: Просвещение, 2015. - 112 с.
9. Дергунов Н.И. Учебное издание.г. Новосибирск, 2016. - 245С.
10. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2017. - №4. - С.10
11. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми [Текст] / Ю.Ф. Змановский. - М.: Медицина, 1989. – 128с.
12. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста. Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2015. - № 3.
13. Казина О. Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей: занятия, развлечения, праздники, походы. - Ярославль: Академия-Холдинг, 2015. - 140 с.
14. Калиниченко А. В. Микляева Ю. В. Сидоренко В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – Москва: Айрис –пресс, 2014.
15. Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов. – Москва: Академия, 2018. – 320 с.
16. Комарова И.А. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие -2017
17. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. Для воспитателядет. сада. - Москва: Просвещение, 2014. - 160 с.: ил.
18. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] / М.Ф. Литвинова. - М.: Просвещение, 1986. – 175с.
19. Мамаев А.П. Методика физического воспитания с основами теорий [Текст] / А.П. Мамаев, С.Т. Мельников. - М.: Просвещение, 1991 – 320с.
20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка [Текст] / М.Д. Маханева. - М.: Аркти, 2000. – 107с.
21. Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М.: Просвещение, 1973. – 156с.
22. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] / М.А. Рунова. - М.: Мозайка-Синтез, 2000. – 256с.
23. Семенова Т. Воспитание ловкости у дошкольников [Текст] / Т. Семенова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – с.9-11
24. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э.Я. Степаненкова. - М.: Академия, 2001. - 368с.
25. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 308с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.)
27. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] / А.И. Фомина. - М.: Просвещение, 1984. – 159с.
28. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2000. – 480с.
29. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях [Текст] / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 1984. – 208с.
30. Шебеко В.Н. Методика физического воспитания в ДОУ [Текст] / В.Н. Шебеко. - М.: Академия, 1998 – 184с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности физического развития у детей 4-5 лет?
Дети этого возраста активно развиваются физически. Они увеличивают свою выносливость, гибкость и координацию движений. Развивается сила мышц и быстрота реакции.
Какая роль игр эстафет в развитии ловкости у детей 4-5 лет?
Игры эстафет способствуют развитию ловкости у детей 4-5 лет. Они помогают развивать координацию движений, гибкость, силу мышц и быстроту реакции. В этих играх дети учатся работать в команде и соревноваться друг с другом.
Какими методиками можно организовать и провести игры эстафет и игровые упражнения с элементами эстафет для детей 4-5 лет?
Для организации игр эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет для детей 4-5 лет можно использовать различные методики. Например, можно создать разнообразные преграды и препятствия, через которые нужно пройти, передавая эстафету. Также можно использовать музыкальное сопровождение и таймер для создания дополнительного интереса и напряжения.
Какие игры эстафет будут наиболее эффективны для развития ловкости у детей 4-5 лет?
Для развития ловкости у детей 4-5 лет можно проводить различные игры эстафет. Например, игра "Книжные герои", где дети должны передавать эстафету, называя имена известных книжных персонажей. Или игра "Сокровища пиратов", где дети должны пройти через преграды и найти спрятанные сокровища.
Какие еще физические качества помимо ловкости могут развиваться у детей 4-5 лет через игры эстафет?
Через игры эстафет дети 4-5 лет могут развивать не только ловкость, но и другие физические качества. Например, выносливость, силу мышц, гибкость и быстроту реакции. Также важным аспектом развития является умение работать в команде и сосредотачиваться на выполнении задачи.
Какие особенности физического развития у детей 4-5 лет?
В этом возрасте дети активно развивают свои физические качества, такие как сила, гибкость, быстрота, координация движений и ловкость. Они становятся более активными, улучшается их физическая выносливость и координация. Дети начинают осваивать новые двигательные навыки и умения.
Каким образом развивается ловкость у детей 4-5 лет через игры эстафеты?
Игры эстафеты являются отличным средством развития ловкости у детей 4-5 лет. В ходе таких игр дети выполняют разнообразные движения, требующие точности и координации. Они должны быстро передвигаться, перепрыгивать через препятствия, ловить мячи и многое другое. Такие упражнения способствуют развитию ловкости и улучшению моторики ребенка.
Какая методика организации и проведения игр эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет используется в ДОУ?
В ДОУ используются различные методики организации и проведения игр эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет. Например, детям предлагается выполнять определенную последовательность движений с использованием предметов (мячи, арки, конусы), перемещаться по определенному маршруту, совершать действия на команду и многое другое. Все эти методики разрабатываются с учетом возрастных особенностей детей и направлены на развитие их ловкости.
Какие моменты должны быть учтены при организации игр эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет для детей 4-5 лет?
При организации игр эстафет и игровых упражнений с элементами эстафет для детей 4-5 лет следует учесть несколько важных моментов. Во-первых, игры должны быть безопасными для детей, и использование различных препятствий и предметов должно нести минимальный риск травмирования. Во-вторых, игры должны быть интересными и мотивирующими, чтобы дети с радостью участвовали в них. Также важно учитывать возрастные особенности и физические возможности детей, чтобы задачи были выполнимы, но при этом представляли определенную сложность.
Какие особенности физического развития у детей 4-5 лет?
Дети этого возраста активно развиваются физически: улучшается их координация и ловкость, усиливается мышечный тонус, развивается моторика. Они становятся более ловкими, быстрыми и гибкими.