влияние классической музыки П. И. Чайковского из детского альбома на эмоционально-образное развитие дошкольников

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 27 27 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 16.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты музыкального восприятия у детей дошкольного возраста 6
1.1 Общая характеристика музыкального восприятия 6
1.2 Развитие музыкального восприятия 12
Глава 2 Детский альбом П.И. Чайковского 17
2.1 Влияние классической музыки из Детского альбома эмоционально-образное развитие детей 17
2.2 Возможности использования произведений П.И. Чайковского для эмоционально-образного развития дошкольников 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Фрагмент для ознакомления

Это изменение звучания напоминает губную гармошку.Педали короткие, прямые, для всех аккордов.Полька — это элегантный и жизнерадостный танец со страстным юмором в крайней части и оттенком комизма и неловкости в середине. В польке необходимо добиться легкого и элегантного звучания. Необходимо поработать над аккомпанементом, и чтобы добиться легкого стаккато с небольшим "укусом" баса, лучше выполнять стаккато с небольшим нажатием "от клавиши"."Итальянская песенка"Она написана в тональности ре мажор. Он был создан как домашний эскиз во время путешествия за границу. В письме из Флоренции композитор пишет, что однажды они с братом услышали, как 10-летний мальчик поет трагическую песню на гитаре. Он пел красивым сочным голосом с такой теплотой, что это тронуло сердце Петра Ильича. И эта песня вошла в сборник под названием "Итальянская псенка".Пьеса написана в простом формате из двух частей. Легкая мелодия льется медленно и тихо.Изучая это произведение со студентами, необходимо сосредоточиться на вальсе музыкального образа. Необходимо отдельно поработать с мелодиями (подвижными, грациозными в первой части, консольными во 2-й части) и сопровождением (легким, вальсовым, слегка выраженной поддержкой басов).П.И. Чайковский сумел передать в музыке мысли, переживания и чувства человека, столкновение добра и зла, надежду на счастье, преодоление жизненных препятствий. Его музыка очень мелодична, мелодии близки к народным. Его музыку знают и любят люди из разных стран [7]. Этот сборник детских пьес тоже может стать хорошем подспорьем. "Детский альбом" П.И. Чайковского до сих пор служит примером того, как легко, привлекательно и в то же время осмысленно приобщить ребенка к великому, важному и правдивому искусству, пробудить любовь к народной музыке. Таким образом, нам кажется, что наиболее важной и определяющей чертой фортепианного наследия Чайковского является его собственный, присущий ему способ выражения музыкальных мыслей и образов, которые придают его творчеству неповторимую оригинальность. В то же время общая структура и характер фортепианного исполнения в его творчестве ярко отражают некоторые специфические аспекты национальной традицииОна получила развитие в русском фортепианном искусстве в первой половине 19 века. Первый опыт восприятия классической музыки у детей дает П.И., тесно связанный с произведениями Чайковского из "Детского альбома". Мы заботимся о том, чтобы дети научились чувствовать музыку, чтобы позже можно было охарактеризовать каждого из них и различать услышанные мелодии. Первые несколько произведений из "Детского альбома" П.И. Чайковского при первом знакомстве дети могут исполнять в соответствии с названием, характером музыки. Также дети углубляют свои впечатления, просматривая иллюстрации и мультяшные фантазии по мотивам произведений "Детского альбома". В результате, при повторном прослушивании дети могут легко воспринимать настроение музыки и сосредотачиваться непосредственно на своих внутренних ощущениях как "истинные любители искусства".2.2 Возможности использования произведений П.И. Чайковского для эмоционально-образного развития дошкольниковП.И. Чайковский - гениальный композитор, в произведениях которого ярко выражены живописные и образные начала. Это делает музыку Чайковского близкой и понятной как взрослым, так и детям. Отмеченное глубоким психологизмом сочинение Чайковского отражает тонкие нюансы духовной жизни человека. Эти качества Чайковского как композитора определяют его уникальную роль в музыкально-эстетическом воспитании и образовании. Среди самых популярных произведений Чайковского видное место принадлежит "Детскому альбому". Обращение к этому сборнику в ходе художественной, педагогической и воспитательской работы значительно облегчит решение задач, стоящих перед школьными учителями музыки и воспитателями детских садов [4]. Музыка гораздо полнее воспринимается и переживается слушателями, которые чувствуют ее образное начало. Исходя из этого, воспитатели и воспитательницы детских садов должны строить свою работу над "Детским альбомом" Чайковского, почти каждая пьеса которого является рельефной художественной и образной. Передавая детям художественный образ и объясняя его содержание, учитель имеет возможность затронуть вопрос о средстве музыкальной выразительности, воспроизводящем этот образ, – мелодии. Также естественно указать на неразрывную связь между музыкальным образом и определенными эмоциями, настроениями и переживаниями человека. Опытный и квалифицированный педагог-музыкант (воспитатель) всегда сможет найти правильные слова, способные вызвать эмоциональные состояния, которые испытывают дети, и соотнести их с музыкой, которую они слышат.Музыка Чайковского интонационно близка и понятна российским слушателям (как взрослым, так и детям). Возможно, сказывается в данном случае факторы генетического свойства, своего рода музыкальные «архетипы», иными словами, структурные элементы так называемого «коллективного бессознательного», пребывающие в зародыше большинства психических процессов человека, его восприятий, переживаний, эстетических оценок и т.д. Большинство произведений "Детского альбома" Чайковского могут служить наглядной иллюстрацией известной концепции "трех китов" Д.Б. Кабалевского. Произведение Чайковского из "Детского альбома" можно использовать как при прослушивании музыки, так и в различных музыкальных игровых ситуациях, "Музыкальных загадках" и т.д. Для учителя музыки в классе принципиально важно испытывать эмоции и переживания, подобные тем, которые он или она хочет вызвать у своих учеников. Апатия и безразличие к предмету занятия, эмоциональная нейтральность, как бы умело они ни маскировались, могут вывести из строя воспитательное воздействие [4]. О.А. Апраксина писала: "Если он (учитель) равнодушен к тому, какую музыку он дает детям (поет, слушает), пробуждает на своих уроках чувство энтузиазма, горячего интереса, это одна из особенностей общих занятий искусством: вы можете научить детей чему-то, например, не испытывая творческого возбуждения от процесса внедрения их в музыку". Но в то же время вы не можете воспитать в них ни эстетическое чувство, ни эстетическое отношение, ни эстетический вкус".Таким образом вывод по данной главе состоит в том, что великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский умел, как никто, передать в музыке мысли, переживания, чувства человека. Его музыка яркая, наполненная образами, очень мелодична и эмоциональная.Представляя себе "Детский альбом", великий русский композитор создаал музыку, доступную и понятную детям. "Детский альбом" прекрасно справляется с задачамиэмоционально-образного развития дошкольников и принадлежит к лучшим образцам музыкального искусства. В этих очень искренних произведениях Петр Ильич Чайковский выразил свое отношение к миру детей.ЗаключениеВосприятие музыки — это ее отражение в духовной сфере индивида при непосредственном прослушивании ее в "живом исполнении" или аудиозаписи. Психологи считают, что процесс восприятия нового материала имеет приоритетное значение с точки зрения отношения ученика к этому материалу, успешности его освоения, дальнейшей работы с этим материалом, и вышесказанное в полной мере применимо к работе с музыкальным материалом. Музыкальное восприятие — это особый вид музыкальной деятельности ребенка. Поэтому его организация в системе музыкального и общего эстетического воспитания государства и воспитания ребенка требует постоянного внимания педагогов, психологов и самих музыкантов.Говоря о музыкальном восприятии детей, следует отметить, что для детей процесс восприятия напрямую связан с процессом понимания музыки.Восприятие музыки, как и других видов искусства, является частью художественно-эстетического восприятия, о котором Б.Т. Лихачев писал: "Важнейшей составляющей человеческого сознания является художественно-образное восприятие. От его полноты и яркости зависит сила и глубина эстетического переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов. Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности разделять процессы, характеристики и качества, пробуждающие эстетические чувства в реальности и явлении искусства.Восприятие музыки зависит от условий восприятия, качества музыкального исполнения и, самое главное, от субъекта, который воспринимает – уровня его общего, художественного и эстетического развития, естественного музыкального дня. Конечно, многое в восприятии произведений искусства, а не исключая музыку, влияет на процесс восприятия, то есть на качество определенных восприятий детской жизни и художественного творчества, а дошкольники и младшие школьники, конечно, имеют небольшой запас впечатлений и жизненного опыта, и в результате, круг ассоциаций, связывающих внутренний и духовный мир субъекта с искусством, также ограничен. Учитель должен учесть эту ситуацию и предоставить конкретный образец музыкального искусства для восприятия детской аудиторией. Примите во внимание, какие ассоциации могут возникнуть при восприятии определенной музыки.Исходя из определения музыки Б.В. Асафьевым, образно-познавательная деятельность музыкального сознания учащегося активизируется в процессе понимания "двусмысленности интонированного значения". Восприятие музыки можно считать более полным, чем большее количество элементов, составляющих структуру всего звука, отражается в сознании воспринимаемого объекта. Основами в области восприятия являются: принципы запоминания (от наличия повторяющихся единиц), удовольствия (от соблюдения психологических типов), эмоционального резонанса (от внутреннего состояния, настроения и самочувствия ребенка).Список использованной литературыАблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Э. Ваниева. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2. – С.8–10.Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2015. – 376 с.Назарова, Л. Ф. Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 26-27. Семичева С.М. Значение творчества П.И. Xайковского в развитии музыкального восприятия детей дошкольного возраста: автореф. дис. д-р. пед. наук пед наук: 44.03.01. - Саратов, 2017. - 13 с.Савельев, Г.В. Дошкольники слушают музыку / Г.В. Савельев. – Б.: Гомель, 2015. – 189 с.Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 320с.Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2017. – 346 с.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов - М.: Наука, 2015 – 379 с.Тихонова, Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2018. - № 9. – С.28-29.

1. Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста / А.Р. Аблитарова, Э. Ваниева. // Вопросы дошкольной педагогики. – 2016. – № 2. – С.8–10.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. – М.: Музыка, 2015. – 376 с.
3. Назарова, Л. Ф. Развитие музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через участие в совместном проекте «Детский альбом» П. И. Чайковского глазами детей» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 26-27.
4. Семичева С.М. Значение творчества П.И. Xайковского в развитии музыкального восприятия детей дошкольного возраста: автореф. дис. д-р. пед. наук пед наук: 44.03.01. - Саратов, 2017. - 13 с.
5. Савельев, Г.В. Дошкольники слушают музыку / Г.В. Савельев. – Б.: Гомель, 2015. – 189 с.
6. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. – 320с.
7. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М.: Концептуал, 2017. – 346 с.
8. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов - М.: Наука, 2015 – 379 с.
9. Тихонова, Е.С. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.С. Тихонова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2018. - № 9. – С.28-29.