Содержание и формы работы Воскресной школы для взрослых
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 15.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Воскресная школа в системе просветительской деятельности Русской православной церкви.
1.1. Понятие и история возникновения воскресной школы.
1.2. Содержание просветительской деятельности воскресных школ для взрослых.
2. Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых.
2.1. Формы работы воскресных школ для взрослых.
2.2. Современное состояние и значение воскресных школ для взрослых.
Заключение.
Список использованной литературы.
Благодаря данному нормативно-правовому акту обязанностью каждого прихода стало обеспечение религиозного просвещения своих прихожан и в первую очередь через воскресные школы для разных категорий граждан, в том числе и для взрослых.
Основными регламентирующими документами для Отдела стали: Устав Русской Православной Церкви, решения Архиерейских Соборов, постановления Священного Синода, патриаршие указы, а также отечественное законодательство, в том числе Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» и Закон Российской Федерации «Об образовании».
Ключевые задачи данного Отдела:
общее руководство и управление деятельностью системы начального, среднего и высшего религиозного образования мирян Русской Православной Церкви;
помощь в создании сети православных учреждений воспитательно-образовательного характера во всех епархиях Русской Православной Церкви.
В рамках реализации данных задач основными направлениями работы Отдела становятся:
организация воскресных школ в каждом церковном приходе;
разработка необходимой нормативной, методической и информационной базы для деятельности воскресных школ;
участие в повышении качества просветительской работы воскресных образовательных учреждений.
Помимо христианского образования на местах значимой площадкой для знакомства с опытом разных воскресных школ выступили Международные образовательные Рождественские чтения, проводимые с 1993 г. и которые затем преобразовались в общественно-научный форум, в котором наряду с Русской Православной Церковью начали принимать участие Министерство образования РФ, РАО и ведущими российскими образовательными учреждениями.
Благодаря постоянному обмену опытом совершенствовалась и регламентация деятельности воскресных школ, которые в настоящее время принято называть «церковно-приходские воскресные школы». Школы для взрослых наряду с семейными и детскими школами стали наиболее распространенными типами воскресных школ. Для координации их деятельности и накоплению рабочего опыта в епархиях учреждаются Епархиальные комиссии по Церковному просвещению и деятельности Воскресных школ.
Вышедший в 1999 г. Указ Святейшего Патриарха Алексия II «О повышении уровня и эффективности церковно-приходской воспитательной и образовательной деятельности» (№ 3786) стал основой для разработки воскресными школами своих регламентирующих документов — Положений. Данный указ конкретизировал поле деятельности воскресных школ, что способствовало более четкой и ясной организации их работы.
Представляется необходимым привести пример деятельности воскресной школы для взрослых.
Так, например, Воскресная школа Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси при храме святого праведного воина Феодора Ушакова г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», которая создана по благословению настоятеля игумена Дамиана (Залетова) в 2017 году (Приказ № 10 от 01.10.2017 г.) на базе Воскресной учебно-воспитательной группы Подворья, которая существовала с 2013 года (далее по тексту — Воскресная школа).
Данная воскресная школа не является юридическим лицом и действует как структурное подразделение Подворья. В отношении взрослых прихожан целью ее создания выступает дополнительное их религиозное образование, в частности:
осуществление своими силами функций религиозной организации по обучению христианской этике;
формирование навыков и умений, которые являются необходимыми для полноценного ведения образа жизни православного христианина.
Во главе Воскресной школы стоит Директор, который назначен Настоятелем Подворья.
Воскресная школа включает в себя несколько подразделений:
- отделение для взрослых, которое осуществляет катехизацию взрослых;
- отделение занятий с взрослыми по дополнительным программам.
Финансируется Воскресная школа за счет Подворья, которое также занимается ее материальным обеспечением.
Обучаться в Воскресной школе могут:
- граждане православного вероисповедания, к которым относятся и прихожане Подворья, и граждане, которые являются прихожанами других храмов и лица на пути воцерковления;
-граждане, которые пока не исповедуют православие, но хотят обратиться в православную веру.
Сотрудники Воскресной школы — это православные граждане, клирики или прихожане Подворья или других приходов Русской Православной Церкви. Также к преподаванию дисциплин по дополнительных программам (кружки вышеуказанной направленности) допускаются лица, находящиеся на пути воцерковления и. Обязательным условием для таких сотрудников выступает уважительное отношение к Церкви с их стороны и готовности строить свою жизнь по христианским заповедям.
Работа административной части, преподавательского и технического состава Воскресной школы осуществляется на добровольных началах. В состав Администрации Воскресной школы входят (по мере формирования): Директор, его заместители по разным направлениям деятельности: учебной, воспитательной, спортивной работе и т.д.
Катехизация взрослых осуществляется на бесплатной основе, обучение по дополнительным программам производится за счет посильных пожертвований.
Основными задачами взрослого отделения Воскресной школы являются:
a) ориентация слушателей на их христианское развитие и самовоспитание (помощь в осмыслении таких ключевых понятий, как Бог, человек и его место в мире, душа, мироздание, смысл и назначение жизни, грех, место Церкви в истории развития человеческого общества и в жизни отдельной личности), иными словами — духовное просвещение слушателей;
б) помощь в приобщении слушателей к церковному опыту жизни христианина; их ориентация на личный опыт молитвенной жизни, помощь в выработке собственного навыка общения с Богом;
в) подача систематизированных знаний о вере.
Деятельность Воскресной школы в отношении взрослых слушателей включает в себя несколько следующий видов:
- обучение в рамках вероучительных предметов;
- проведение дополнительных занятий, ориентированных на личность и на социальное взаимодействие слушателей (творческие, трудовые, игровые мероприятия);
- организация и проведение различных концертов, выставок, праздников и вечеров в христианском духе;
- организация и проведение массовых мероприятий;
- организация методической работы в целях совершенствования обучающих программ, повышения качества педагогической деятельности сотрудников Воскресной школы, помощь преподавательскому составу в организации самообразования, включая проведение конференций, семинаров и т.д.;
- информационное обеспечение православных концертов, театральных постановок, выступлений;
- обеспечение издания каталогов, информационных листков, буклетов для ознакомления всех желающих с образовательным процессом Воскресной школы;
- осуществления взаимодействия в рамках имеющихся полномочий со средствами массовой информации, а также публикация материалов просветительского, информационно-справочного и иного характера по вопросам приобщения к православной вере;
- публичное информирование о духовно-просветительской и образовательной деятельности Воскресной школы через Интернет-сайт Подворья www. http://hramushakova.ru.
Во взрослом отделении Воскресной школы обучение осуществляется по следующим основным вероучительным предметам: Священное Писание, Литургика, Катехизис, Богословие иконы, Агиография, Церковное искусство, Основы православной культуры, Церковное пение. Перечень основных предметов может уточняться.
Духовно-просветительский и образовательный процесс в Воскресной школе включает в себя:
- лекции, практические занятия, семинары;
- участие в церковных Богослужениях и православных Святых Таинствах;
- паломнические поездки, экскурсии, посещение выставок и прочие дополнительные мероприятия;
- участие в подготовке и проведении различных концертов, праздников, духовных вечеров, благотворительных ярмарок, летних и миссионерских поездок.
Прием в Воскресную школу возможен в течение всего календарного года. Для зачисления взрослых в Воскресную школу им необходимо подать набор определенных документов, в который входят: прошение, анкета и копия личного паспорта. Затем директором или одним из его заместителей с кандидатами в слушатели проводится собеседование после которого и производится зачисление. Занятия для взрослых также могут свободно посещать все желающие.
Прием взрослых осуществляется:
- на катехизаторские занятия - в любом возрасте;
- на обучение по дополнительным программам — в разном возрасте, с учетом соответствия возрастным группам определенных программ.
Продолжительность занятий со взрослой аудиторией не регламентируется и может изменяться в зависимости от целей, задач и возрастной категории конкретной программы.
Взрослые обучающиеся имеют право:
- на получение знаний по основным вероучительным предметам, а также на получение образования по дополнительным программам;
- на пользование книжно-информационной базой Воскресной школы;
- на участие в культурно-досуговой жизни.
Они же обязаны:
- выполнять требования документов, регламентирующих деятельность Воскресной школы, указания и распоряжения и указания Директора Воскресной школы, его заместителей и преподавателей;
- соблюдать дисциплину, порядок на территории Воскресной школы, а также общаться по правилам христианского поведения;
- с уважением относиться к другим участникам образовательного процесса;
- иметь скромный опрятный вид и сменную обувь;
бережно относиться к имуществу Воскресной школы и Подворья.
Здесь наблюдается стремление Воскресной школы учитывать веяния времени и потребности населения. В связи с массовым внедрением информационных технологий в жизнь общества, постепенно коммуникации между людьми посредством компьютеров и иных технических приемо-передающих устройств распространились в сети Интернет. Постепенно сформировалось информационное общество, одним из основных символов которого стало наличие веб-сайта в сети Интернет, который формирует его облик и «служит его базовой структурой». Современные воскресные школы приняли на вооружение электронные ресурсы для дополнительного предоставления необходимой религиозной информации своим слушателям и общения с ними, а также для оперативного доступа к опыту других образовательных учреждений подобного типа.
Думается, что нельзя недооценивать нравственное значение воскресных школ для взрослого человека. Причем в разные исторические периоды это значение представляется разным, но все равно важным. В дореволюционный период воскресные школы были зачастую единственным способом представителей низших классов общества приобщиться к грамоте, что давало им возможность повысить свой культурный уровень и улучшить свою жизнь. У разных слоев населения появлялась возможность более тесного общения, что становилось связующим звеном между интеллигенцией и малограмотными людьми. В постсоветский период и в настоящее время просветительская атмосфера воскресных школ дает возможность любому человеку утолить духовную жажду знаний, найти ответы на многие нравственные вопросы, обрести опору в жизни и круг единомышленников и единоверцев. Потому как ущербный или пострадавший в духовном плане человек не может быть в достаточной мере полноценной личностью, не теряющейся в дни невзгод и испытаний. К тому же это актуально для интересов общества и государства.
Здесь уместно привести высказывание К.Д. Ушинского, который писал: «Ведь только просвещенный религией и образованием человек составляет тот российский народ, который будет обеспечивать благоденствие России, ее силу, спокойствие и богатство».
Таким образом, видно, что с изменением политической ситуации в государстве и развитием общества изменялись содержание и формат деятельности воскресных школ для взрослых. С течением времени произошел переход от обучения грамоте к обучению христианской религии, помощи в познании веры и основ духовной жизни. При этом воскресные школы не забывают анализировать накопленный многолетний опыт и учитывать потребности общества в деле приобщения к религии и обретения морально-нравственных опор в жизни. С этой целью изменяется форма образовательного процесса. А именно: сокращается лекционная подача материала, слушателю предлагается не быть пассивной стороной обучения, а вовлекаться в беседы с адаптацией материала под жизненные ситуации и условия, быть активным участником дополнительных кружков и занятий по интересам, в рамках которых осуществляются миссионерские поездки по святым местам, организуются тематические встречи и концерты.
Заключение
В заключении работы представляется возможным сказать следующее. Воскресные школы для взрослых стали реализацией нескольких разных задачи Русской Православной Церкви, содержание которых претерпело серьезные изменения в исторической перспективе ее существования.
Так, заявившие о себе общественности царской России во второй половине XIX в. воскресные школы для взрослых в тот период социально-экономического развития страны и повышения интереса к народному образованию стали необходимым инструментом для обучения грамоте низших слоев населения.
В начале XX в. произошло изменение целевых ориентиров обучающей деятельности воскресных школ для взрослого населения. Общество требовало расширения объема предметов для доступа народа к более разнообразным знаниям. Что давало возможность для повышения культуры сознания и увеличения числа более квалифицированных рабочих кадров без отрыва от производства.
Со сменой государственного политического строя в России после Октябрьской революции и ориентации нового советского правительства на ликвидацию безграмотности и новую антирелигиозную идеологию воскресные школы остались в прошлом.
Новую жизнь воскресные школы для взрослых получили в постсоветский период, в конце XX в., вновь со сменой курса политического развития страны и декларацией свободы вероисповедания. Но на этом этапе развития общества обучение грамоте было давно неактуальным и на первый план выдвинулись цели познания веры. На волне интереса к традиционной для многих народов России православной вере многие стали причислять себя к православным христианам не имея при этом даже основ религиозных знаний. В связи с изменением государственной идеологической политики возросла роль Русской Православной Церкви в обществе. Что позволило ей расширить виды своей деятельности за счет создания системы религиозного образования населения, в том числе и взрослого.
На современной этапе своего существования воскресные школы для взрослых осуществляют несколько видов деятельности в рамках религиозного образования и просветительской деятельности. В настоящее время слушатели воскресных школ не только обучаются по вероучительным предметам, но им также оказывается катехизация — содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном принятии жизни Церкви, организуются концерты, встречи, выставки, миссионерские поездки.
Список использованной литературы
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 43–55.
Балашов Б., прот. Несколько методик преподавания для взрослых воскресных школ // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL:https://school.orthpatr.ru/node/234520 (дата обращения 13.01.2023).
Балашов Б., прот. Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL: https://school.orthpatr.ru/node/230163 (дата обращения 13.01.2023).
Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы - Катехизация и воцерковление. - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye-shkoly-poltora-veka-istorii-i-novye-perspektivy.shtml (дата обращения 13.01.2023).
Дворниченко А.С. Воскресные школы: история и современность // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 9-11.
Дивногорцева С.Ю. Церковный приход как институт религиозного образования // URL:http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1147 (дата обращения 13.01.2023).
Духавнева А.В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. – 2019 – № 1 (106). - С. 30-36.
Ефим Сирин. Творения // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/150 (дата обращения 13.01.2023).
Качала Т.В. Использование веб-сайтов в организации просветительской деятельности православных приходов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 2 (17). С. 77–81.
Качала Т.В. Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – Вып. 3 (22). С. 95–104.
Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2019. - Вып. 55. - С. 44–56.
Мещеринов П., игумен. Беседы о вере и Церкви // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi (дата обращения 13.01.2023).
Пестов Н.Е. Часть пятая. Взаимоотношения с миром, Современная практика православного благочестия. Том II // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-2/2 (дата обращения 14.01.2023).
Положение о Воскресной школе // URL:https://hramushakova.ru/index.php/voskresnaya-shkola/положение-о-воскресной-школе (дата обращения 15.01.2023).
Склярова Т.В. Образовательная деятельность Русской православной церкви в сфере религиозного и государственномуниципального образования в период 1990-2015 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 60. С. 11–21.
Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.
Шафранов О.И. Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шавранова. – 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. - М.: Паломникъ, 2011; Творения: в 5 т. / Т. 1. - 2014 - 656 с. / Аскетические опыты. Часть 1. - 123-556 с.
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
Дворниченко А.С. Воскресные школы: история и современность // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 9-11.
Там же, с. 10
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
Духавнева А.В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. – 2019 – № 1 (106). - С. 30-36.
Духавнева А.В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. – 2019 – № 1 (106). - С. 30-36.
Там же, с. 32.
Духавнева А.В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. – 2019 – № 1 (106). - С. 30-36.
Склярова Т.В. Образовательная деятельность Русской православной церкви в сфере религиозного и государственномуниципального образования в период 1990-2015 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 60. С. 11–21.
Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 43–55
Балашов Б., прот. Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL: https://school.orthpatr.ru/node/230163 (дата обращения 13.01.2023)
Балашов Б., прот. Несколько методик преподавания для взрослых воскресных школ // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL:https://school.orthpatr.ru/node/234520 (дата обращения 13.01.2023).
Мещеринов П., игумен. Беседы о вере и Церкви // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi (дата обращения 13.01.2023).
Цит. по: Мещеринов П., игумен. Беседы о вере и Церкви // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi (дата обращения 13.01.2023).
Ефим Сирин. Творения // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/150 (дата обращения 13.01.2023).
Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.
Пестов Н.Е. Часть пятая. Взаимоотношения с миром, Современная практика православного благочестия. Том II // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-2/2 (дата обращения 14.01.2023).
Шафранов О.И. Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шавранова. – 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. - М.: Паломникъ, 2011; Творения: в 5 т. / Т. 1. - 2014 - 656 с. / Аскетические опыты. Часть 1. - 123-556 с
Качала Т.В. Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – Вып. 3 (22). С. 95–104.
Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2019. - Вып. 55. - С. 44–56.
Дивногорцева С.Ю. Церковный приход как институт религиозного образования // URL:http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1147 (дата обращения 13.01.2023).
Положение о Воскресной школе // URL:https://hramushakova.ru/index.php/voskresnaya-shkola/положение-о-воскресной-школе (дата обращения 15.01.2023).
Качала Т.В. Использование веб-сайтов в организации просветительской деятельности православных приходов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 2 (17). С. 77–81.
Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы - Катехизация и воцерковление. - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye-shkoly-poltora-veka-istorii-i-novye-perspektivy.shtml (дата обращения 13.01.2023).
47
47
1. Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 3 (18). – С. 58–66.
2. Агеева А.В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития (продолжение) // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 4 (19). – С. 43–55.
3. Балашов Б., прот. Несколько методик преподавания для взрослых воскресных школ // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL:https://school.orthpatr.ru/node/234520 (дата обращения 13.01.2023).
4. Балашов Б., прот. Особенности системы работы в воскресной школе для взрослых // Воскресная школа. [Электронный ресурс] // URL: https://school.orthpatr.ru/node/230163 (дата обращения 13.01.2023).
5. Воскресные школы: полтора века истории и новые перспективы - Катехизация и воцерковление. - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/katehizacija/voskresnye-shkoly-poltora-veka-istorii-i-novye-perspektivy.shtml (дата обращения 13.01.2023).
6. Дворниченко А.С. Воскресные школы: история и современность // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 1 (86). - С. 9-11.
7. Дивногорцева С.Ю. Церковный приход как институт религиозного образования // URL:http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=1147 (дата обращения 13.01.2023).
8. Духавнева А.В. Формирование целевой ориентации воскресных школ и народных университетов во второй половине XIX – начале XX в. // Ярославский педагогический вестник. – 2019 – № 1 (106). - С. 30-36.
9. Ефим Сирин. Творения // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tvorenia/150 (дата обращения 13.01.2023).
10. Качала Т.В. Использование веб-сайтов в организации просветительской деятельности православных приходов // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2010. – Вып. 2 (17). С. 77–81.
11. Качала Т.В. Приходские образовательные учреждения для взрослых как одна из форм церковной социально-педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2011. – Вып. 3 (22). С. 95–104.
12. Косолапова Т.В. Воскресная школа XXI века: вызовы и возможности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. - 2019. - Вып. 55. - С. 44–56.
13. Мещеринов П., игумен. Беседы о вере и Церкви // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi (дата обращения 13.01.2023).
14. Пестов Н.Е. Часть пятая. Взаимоотношения с миром, Современная практика православного благочестия. Том II // Православный портал «Азбука веры» - [Электронный ресурс] URL:https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-2/2 (дата обращения 14.01.2023).
15. Положение о Воскресной школе // URL:https://hramushakova.ru/index.php/voskresnaya-shkola/положение-о-воскресной-школе (дата обращения 15.01.2023).
16. Склярова Т.В. Образовательная деятельность Русской православной церкви в сфере религиозного и государственномуниципального образования в период 1990-2015 гг. // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. – 2021. – Вып. 60. С. 11–21.
17. Терещенко Т.Н. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Москва : ДАРЪ, 2007. - 768 с.
18. Шафранов О.И. Полное собрание творений и писем: в 8 т. / святитель Игнатий Брянчанинов / Общ. ред. О.И. Шавранова. – 2-е изд., испр. и доп.: Письма: в 3 т. - М.: Паломникъ, 2011; Творения: в 5 т. / Т. 1. - 2014 - 656 с. / Аскетические опыты. Часть 1. - 123-556 с.