Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 12.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Актуальность работы. Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта, мышления выступает его речь. Посредством речи человек выражает свои эмоции, отношение к окружающему его миру, людям. Кроме того, речь можно рассматривать с точки зрения совместной деятельности, которая должна быть комфортна всем ее участникам. К сожалению, на сегодняшний день все ярче проявляется тенденция к снижению культуры поведения, общения, речи, к применению жаргона, просторечий, вульгаризмов, нецензурных выражений, что говорит о массовом снижении культуры речи в обществе [28].
При этом речевая агрессия, нарушения норм речевого этикета проявляется во всех сферах современной жизни. Между тем, формирование речевого этикета определяет успешность человека в социуме, профессиональной сфере, т.е. его социально-экономическое благополучие в будущем [5].
Именно поэтому одной из основных задач современной школы является организация обучения нормативному общению на всех этапах обучения, начиная с младшего школьного возраста [15]. Данная задача решается во всех предметных областях, однако русский язык – это предмет, который имеет наибольшее значение с точки зрения формирования речевого этикета обучающихся [21].
Для решения данной задачи необходимо модернизировать, перестраивать систему образования таким образом, чтобы она учитывала потребность в формировании речевого этикета у обучающихся, в т.ч. в начальной школе.
Эта тематика нашла свое отражение в исследованиях таких специалистов, как Алибаев А. Н., Арсакаева Х. С., Брызгалова С. А., Вострецова Ю. Л., Гафурова Ю. К., Гераськина А. В., Диканева Е. А., Жажева С. А., Зерали А. С., Зырянова Е. А., Кирюшина А. В. и т.д.
Всё изложенное и определило выбор темы курсового проекта «Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования процесс формирования речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе
Предмет исследования – методика работы по формированию речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе
Цель исследования заключается в разработке эффективной, научно обоснованной и экспериментально проверенной методической системы упражнений, способствующих формированию речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе у младших школьников.
В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что процесс формирования речевого этикета у младших школьников может быть более успешным, чем в современной практике, если учитель будет использовать предложенную нами систему упражнений по работе над речевым этикетом.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования диктуют необходимость решения следующих исследовательских задач:
1. На основе анализа лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы раскрыть теоретические аспекты формирования речевого этикета на уроках русского языка у младших школьников;.
2. Рассмотреть действующие программы, учебники, учебные пособия по русскому языку для начальной школы на наличие в них материала и заданий для работы над речевым этикетом.
3. Разработать систему упражнений, способствующую формированию навыков работы над речевым этикетом у младших школьников.
4. Проверить эффективность предлагаемой методики в ходе обучающего эксперимента.
5. Составить выводы на основе практического и теоретического материала, констатирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, статистическая обработка данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ Советская СОШ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что была составлена и экспериментально проверена методика, направленная на формирование речевого этикета у детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования состоит в систематизации методических приемов по организации работы над формированием речевого этикета у младших школьников, разработке комплекса упражнений, которые могут использоваться педагогами при формировании речевого этикета у младших школьников в процессе изучения курса русского языка.
Курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Был осуществлен анализ методических подходов и УМК, которые способствуют оптимизации процесса обучения учеников начальной школы речевому этикетуна уроках русского языка. Анализ УМК говорит о том, что отдельно программный материал по речевому этикетув них отсутствует, есть лишь отдельные малочисленные упражнения. Этот факт свидетельствует о потребности в разработке и внедрению новых форм работы по формированию речевого этикета.Был разработан комплекс упражнений по формированию речевого этикетау обучающихся младшего школьного возраста.Анализ фактического уровня развития речевого этикетау детей показал необходимость внедрения разработанной системы упражнений.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлибаев А. Н. Нормы речевого общения: речевой этикет. – Текст : непосредственный / А. Н. Алибаев // Вестник Ошского государственного университета. – 2016. – № 3-2. – С. 238-241.Арсакаева Х. С. Этикетные формулы и их роль на уроках русского и чеченского языка в начальных классах / Х. С. Арсакаева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2 (93). – С. 471-473.Брызгалова С. А. Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка. – Текст : непосредственный / С. А. Брызгалова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 10-1. – С. 20-22.Вострецова Ю. Л. Художественное произведение как средство обучения младших школьников речевому этикету. – Текст : непосредственный / Ю. Л. Вострецова, С. В. Бредихина // Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2017. – С. 108-114.Гафурова Ю. К. Речевой этикет и его роль в нашем обществе. – Текст: непосредственный / Ю. К. Гафурова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 13-2 (67). – С. 30-32.Гераськина А. В. Обучение младших школьников речевому этикету на основе работы с зарубежной детской периодикой. – Текст : непосредственный / А. В. Гераськина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – 2022. – № 36. – С. 456-460.Диагностические методики для исследования уровня сформированности лексических умений и знаний формул речевого этикета младших школьников (Переверзева М. А., Еременко О.В.) [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-dlya-issledovaniya-urovnya-sformirovannosti-leksicheskih-umenij-i-znaniya-formul-rechevogo-etiketa-mla-5006824.html (дата обращения: 12.01.2023).Диканева Е. А. Сущность речевого поведения и речевого этикета в современной лингвистике. – Текст: непосредственный / Е. А. Диканева // Матрица научного познания. – 2019. – № 6. – С. 228-232.Жажева С. А. Система работы по овладению младшими школьниками нормами речевого этикета. – Текст : непосредственный / С. А. Жажева, Д. Д. Жажева, С. М. Хапачева, З. З. Шхахутова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 36. – С. 59-63.Зерали А. С. Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников. – Текст : непосредственный / А. С. Зерали, А. М. Яява // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2022. – № 3-4 (29). – С. 27-29.Зырянова Е. А. Генезис и становление проблемы формирования у младших школьников речевого этикета. – Текст: непосредственный / Е. А. Зырянова // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 14. – С. 426-431.Кирюшина А. В. Аксиологический подход в обучении младших школьников речевому этикету. – Текст : непосредственный / А. В. Кирюшина // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 315-320.Киселева Ю. А. Обучение младших школьников речевому этикету в процессе освоения начального курса русского языка. – Текст : непосредственный / Ю. А. Киселева, Г. Ю. Колычева // Воспитание и обучение : теория, методика и практика. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 268-273.Козлова Д. А. Педагогические условия формирования у младших школьников навыков речевого этикета на уроках русского языка. – Текст :непосредственный / Д. А. Козлова, А. А. Майорова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (18). – С. 192-194.Кронгауз М. От редактора. Речевая агрессия и речевой этикет. – Текст: непосредственный / М. Кронгауз // Слово. Ру : Балтийский акцент. – 2020. – Т. 11. № 4. – С. 6.Кузнецова Г. И. Психология развития и педагогики : учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология развития / Г. И. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Свое издательство. – 2020. – 347 с.Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для СПО / под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Издательство Юрайт. – 2016. – 468 с. – ISBN – 978-5-9916-6325-0. – Текст : непосредственный.Милюгина Е. Г. Формирование представлений младших школьников о национальном речевом этикете как научно-педагогической проблеме. – Текст : непосредственный / Е. Г. Милюгина, Д. С. Гурьянова // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов. – 2019. – С 154-160.Мосесова М. Э. Речевой этикет – неотъемлемый элемент речевой коммуникации. – Текст: непосредственный / М. Э. Мосесова // Язык. Культура. Общество. – Сборник статей по материалам межвузовской конференции. – 2016. – С. 38-46.Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития и бытия личности : учебник для студентов высших учебных заведений. В. 2 т. Т. 1 / В. С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука. – 2022. – 674 с. – ISBN – 978-5-02-040903-3. – Текст : непосредственный.Нурсулу Х. С. Развитие интереса к изучению русского речевого этикета. – Текст: непосредственный / Х. С. Нурсулу // CentralAsianResearchJournalforInterdisciplinaryStudies (CARJIS). – 2022. – Т. 2. – № 10. – С. 247-253.Панкова В. В. Психологические основы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета. – Текст : непосредственный / В. В. Панкова, Н. М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2018. – № 1-2 (14). – С. 21-22.Петрова С. В. Формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеклассной работы по русскому языку. – Текст : непосредственный / С. В. Петрова, В. В. Аксенова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-2. – С. 118-120.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 год №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/(дата обращения: 12.01.2023).Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте. – Текст : непосредственный / Л. В. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 31-35.Уракова Ф. К. Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета. – Текст : непосредственный / Ф. К. Уракова, И. В. Щербашина, С. Н. Пханаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 3. – С. 132-140.Устинова М. Ю. Обучение младших школьников речевому этикету посредством упражнений на распространение этикетных формул. – Текст : непосредственный / Н. Ю. Устинова // Язык и социальная динамика. – 2012. – № 12-2. – С. 95-97. Фомина Н. В. Место речевого этикета в современном обществе. – Текст: непосредственный / Н. В. Фомина // Система ценностей современного общества. – 2011. – № 11. – С. 71-74.Фомина О. А. Речевой этикет как часть лингвокультурологии. Экологический подход. – Текст : непосредственный / О. А. Фомина, О. Ю. Потанина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 337-340. Формановская Н. А. Теория общения и речевого этикета. – Текст : непосредственный / Н. А. Формановская // Русский язык за рубежом. – 2010. – № 1 (218). – С. 49-55.Харламова К. В. Формирование у младших школьников навыков речевого этикета на уроках русского языка во втором классе. – Текст : непосредственный / К. В. Харламова, К. С. Переверзина // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 1 (30). – С. 1070-1073. ПРИЛОЖЕНИЕ А. Диагностическая методикаДиагностика №1. Уровень сформированности лексических умений.1. Подобрать анонимы к словам речевого этикета:Здравствуйте – До свидания – Спасибо – Счастливого пути – Добрый день – За каждый верный ответ 1 балл2. Подобрать синонимы к словам речевого этикета:Извините – Будьте добры – Всего хорошего – Привет – Благодарю – За каждый верный ответ 1 балл3. Вставить в предложения подходящие по смыслу «вежливые» слова.Зазеленеет старый пень, когда услышит …Если больше есть не в силах, скажем поварам …Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь …Когда нас бранят за шалости, говорим …И во Франции, и в Дании на прощанье говорят …За каждый верный ответ 1 балл4. Вставить пропущенные слова речевого этикета в текст:Прочитай текст. Дополни пропущенные «вежливые» слова.Алеша забыл учебник по математике дома. И решил попросить у Вики.– Вика, дай ……., учебник на один урок».– Бери, мне не жалко.– Ты меня выручила, …..За каждый верный ответ 1 балл5. Описать иллюстрацию.Посмотрю на картинку и предложи, как используя вежливые слова можно мирно разрешить ссору ребят.3 балла – иллюстрация описана полностью, использовано 10 и больше речевых этикетных формул;2 балла – описаны основные события на иллюстрации, использовано от 5 до 9 этикетных формул;1 балл – описание сюжетных, не достаточное, использовано до 5 речевых этикетных формул;0 баллов – задание не выполнено.Общая оценка результатов: 22-17 баллов – высокий уровень16-10 баллов – средний уровень9-0 баллов – низкий уровеньДиагностика 2. Знание учащимися форму речевого этикетаЗаписать определение слов:Приветствую! – Извините – Будьте любезны – Добро пожаловать – Всего хорошего – Прошу прощения – Отличного дня – За каждый верный ответ 1 баллОбщая оценка результатов: 7-6 баллов – высокий уровень5-4 баллов – средний уровень3-0 баллов – низкий уровеньДиагностика 3. Нахождение ошибок в диалоге1 диалог– Привет, Мария Ивановна!– Здравствуй, Петя.– У нас сегодня будет контрольная по математике?– Да, все верно.2 диалог– Алло, здравствуйте, это Вася?– Нет, вы ошиблись, это магазин.– Ой, понятно.3 диалог– Катя, какая у тебя интересная книга!– Да, это мне бабушка подарила.– Дай, пожалуйста, посмотреть!– Нет, это мой подарок!4 диалог– Мама, купи мне ролики!– Сынок, мы их купим тебе обязательно, но только мы, пожалуйста, пообещай в них сильно быстро не кататься.– Да.5 диалог– Маша, поздравляю темя с днем рождения!– Спасибо!– Это тебе подарок!– Прикольно.За каждый верный ответ 1 баллОбщая оценка результатов: 5 баллов – высокий уровень4-3 балла – средний уровень2 и менее баллов – низкий уровеньДиагностика 4. Выбор правильного ответа, ответы на вопросы, написание частей разговораДать ответ на вопросы, выбрать правильные фразы из предложенных, написать часть разговора.Задание 1. Вопросы:Какие слова выражают просьбу?Как принято извиняться в культурном обществе?Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе?Напиши слова благодарности?Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?Оценка результатов:3 балла – даны полные ответы на все вопросы.2 балла – даны краткие ответы на все вопросы.1 балл – краткие или полные ответы, но не на все вопросы либо частично неправильные.0 баллов – ответы не даны, либо неправильные.Задание 2. Подчеркните вежливые фразы:Извините, пожалуйста, за беспокойство. Можно Колю к телефону?Это Коля? Нет? Дайте ему трубку.Бабушка, положи мне суп.Екатерина Петровна, благодарю вас за урок.Спасибо папа за подарок, мне он очень понравился.А вы видели тут Машу?За каждый верный ответ 1 баллЗадание 3. Дополнить разговор.– – Да, на юге.– – В Крыму.–– Конечно, видел! Купался в нем!– – Море огромное! На одном берегу стоишь, а другого даже не видно!За каждый верный ответ 1 баллОбщая оценка результатов: 7-6 баллов – высокий уровень5-4 балла – средний уровень3-0 балла – низкий уровеньДиагностика 5. Оценка собственного речевого поведенияОпишите своими словами, как вы оцениваете свое поведение? Всегда ли употребляете вежливые слова?Оценка результатов: 2 балла – описание достаточное, самооценка дана1 балл – описание недостаточное, но самооценка дана0 баллов – описание недостаточное, самооценка не дана.Общая оценка результатов: 2 балла – высокий уровень1 балл – средний уровень0 баллов – низкий уровень
1. Алибаев А. Н. Нормы речевого общения: речевой этикет. – Текст : непосредственный / А. Н. Алибаев // Вестник Ошского государственного университета. – 2016. – № 3-2. – С. 238-241.
2. Арсакаева Х. С. Этикетные формулы и их роль на уроках русского и чеченского языка в начальных классах / Х. С. Арсакаева // Мир науки, культуры, образования. – 2022. – № 2 (93). – С. 471-473.
3. Брызгалова С. А. Формирование речевого этикета у младших школьников на уроках русского языка. – Текст : непосредственный / С. А. Брызгалова // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – 2016. – № 10-1. – С. 20-22.
4. Вострецова Ю. Л. Художественное произведение как средство обучения младших школьников речевому этикету. – Текст : непосредственный / Ю. Л. Вострецова, С. В. Бредихина // Материалы 67-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2017. – С. 108-114.
5. Гафурова Ю. К. Речевой этикет и его роль в нашем обществе. – Текст: непосредственный / Ю. К. Гафурова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 13-2 (67). – С. 30-32.
6. Гераськина А. В. Обучение младших школьников речевому этикету на основе работы с зарубежной детской периодикой. – Текст : непосредственный / А. В. Гераськина // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе. – 2022. – № 36. – С. 456-460.
7. Диагностические методики для исследования уровня сформированности лексических умений и знаний формул речевого этикета младших школьников (Переверзева М. А., Еременко О.В.) [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/diagnosticheskie-metodiki-dlya-issledovaniya-urovnya-sformirovannosti-leksicheskih-umenij-i-znaniya-formul-rechevogo-etiketa-mla-5006824.html (дата обращения: 12.01.2023).
8. Диканева Е. А. Сущность речевого поведения и речевого этикета в современной лингвистике. – Текст: непосредственный / Е. А. Диканева // Матрица научного познания. – 2019. – № 6. – С. 228-232.
9. Жажева С. А. Система работы по овладению младшими школьниками нормами речевого этикета. – Текст : непосредственный / С. А. Жажева, Д. Д. Жажева, С. М. Хапачева, З. З. Шхахутова // Сборник конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 36. – С. 59-63.
10. Зерали А. С. Методические средства развития навыков речевого этикета у младших школьников. – Текст : непосредственный / А. С. Зерали, А. М. Яява // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2022. – № 3-4 (29). – С. 27-29.
11. Зырянова Е. А. Генезис и становление проблемы формирования у младших школьников речевого этикета. – Текст: непосредственный / Е. А. Зырянова // Система ценностей современного общества. – 2010. – № 14. – С. 426-431.
12. Кирюшина А. В. Аксиологический подход в обучении младших школьников речевому этикету. – Текст : непосредственный / А. В. Кирюшина // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 315-320.
13. Киселева Ю. А. Обучение младших школьников речевому этикету в процессе освоения начального курса русского языка. – Текст : непосредственный / Ю. А. Киселева, Г. Ю. Колычева // Воспитание и обучение : теория, методика и практика. Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 268-273.
14. Козлова Д. А. Педагогические условия формирования у младших школьников навыков речевого этикета на уроках русского языка. – Текст : непосредственный / Д. А. Козлова, А. А. Майорова // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 1 (18). – С. 192-194.
15. Кронгауз М. От редактора. Речевая агрессия и речевой этикет. – Текст: непосредственный / М. Кронгауз // Слово. Ру : Балтийский акцент. – 2020. – Т. 11. № 4. – С. 6.
16. Кузнецова Г. И. Психология развития и педагогики : учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч. 1. Психология развития / Г. И. Кузнецов. – Санкт-Петербург : Свое издательство. – 2020. – 347 с.
17. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для СПО / под ред. Т. И. Зиновьевой. – Москва : Издательство Юрайт. – 2016. – 468 с. – ISBN – 978-5-9916-6325-0. – Текст : непосредственный.
18. Милюгина Е. Г. Формирование представлений младших школьников о национальном речевом этикете как научно-педагогической проблеме. – Текст : непосредственный / Е. Г. Милюгина, Д. С. Гурьянова // Родная словесность в современном культурном и образовательном пространстве. Сборник научных трудов. – 2019. – С 154-160.
19. Мосесова М. Э. Речевой этикет – неотъемлемый элемент речевой коммуникации. – Текст: непосредственный / М. Э. Мосесова // Язык. Культура. Общество. – Сборник статей по материалам межвузовской конференции. – 2016. – С. 38-46.
20. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития и бытия личности : учебник для студентов высших учебных заведений. В. 2 т. Т. 1 / В. С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука. – 2022. – 674 с. – ISBN – 978-5-02-040903-3. – Текст : непосредственный.
21. Нурсулу Х. С. Развитие интереса к изучению русского речевого этикета. – Текст: непосредственный / Х. С. Нурсулу // Central Asian Research Journal for Interdisciplinary Studies (CARJIS). – 2022. – Т. 2. – № 10. – С. 247-253.
22. Панкова В. В. Психологические основы ознакомления младших школьников с правилами речевого этикета. – Текст : непосредственный / В. В. Панкова, Н. М. Яяева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2018. – № 1-2 (14). – С. 21-22.
23. Петрова С. В. Формирование навыков речевого этикета младших школьников в процессе внеклассной работы по русскому языку. – Текст : непосредственный / С. В. Петрова, В. В. Аксенова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – № 12-2. – С. 118-120.
24. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 год №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 12.01.2023).
25. Ткаченко Л. В. Психолого-педагогические и психолингвистические особенности развития речи младших школьников в период обучения грамоте. – Текст : непосредственный / Л. В. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 7. – С. 31-35.
26. Уракова Ф. К. Теоретические обоснования общелингвистической проблемы речевого этикета. – Текст : непосредственный / Ф. К. Уракова, И. В. Щербашина, С. Н. Пханаева // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2019. – № 3. – С. 132-140.
27. Устинова М. Ю. Обучение младших школьников речевому этикету посредством упражнений на распространение этикетных формул. – Текст : непосредственный / Н. Ю. Устинова // Язык и социальная динамика. – 2012. – № 12-2. – С. 95-97.
28. Фомина Н. В. Место речевого этикета в современном обществе. – Текст: непосредственный / Н. В. Фомина // Система ценностей современного общества. – 2011. – № 11. – С. 71-74.
29. Фомина О. А. Речевой этикет как часть лингвокультурологии. Экологический подход. – Текст : непосредственный / О. А. Фомина, О. Ю. Потанина // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – № 3 (32). – С. 337-340.
30. Формановская Н. А. Теория общения и речевого этикета. – Текст : непосредственный / Н. А. Формановская // Русский язык за рубежом. – 2010. – № 1 (218). – С. 49-55.
31. Харламова К. В. Формирование у младших школьников навыков речевого этикета на уроках русского языка во втором классе. – Текст : непосредственный / К. В. Харламова, К. С. Переверзина // Современные научные исследования и разработки. – 2019. – № 1 (30). – С. 1070-1073.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе?
Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе имеет важное значение, так как оно способствует формированию культуры поведения учеников. Через развитие речи у детей формируется умение выражать свои эмоции и отношение к окружающему миру. Кроме того, обучение речевому этикету помогает создать комфортные условия для совместной деятельности и укрепить взаимоотношения между участниками общения.
Почему речь является показателем уровня культуры человека?
Речь является показателем уровня культуры человека, так как через нее проявляются его интеллект, мышление и способность выразить свои мысли и эмоции. Культурная речь отличается четкостью, точностью и уважением к адресату. Она позволяет говорящему быть понятым и уважаемым в обществе. Поэтому развитие речевой культуры является одной из важных задач на уроках русского языка в начальной школе.
Какие аспекты речи можно рассматривать с точки зрения совместной деятельности?
С точки зрения совместной деятельности речь можно рассматривать как средство обмена информацией, сотрудничества и взаимодействия между участниками общения. Взаимное понимание, уважение и диалог в речи способствуют созданию комфортных условий для совместной работы и повышению эффективности командной деятельности. Поэтому развитие навыков речевого этикета играет важную роль в формировании успешной коммуникативной компетенции учеников.
Почему обучение речевому этикету является важным аспектом в начальной школе?
Обучение речевому этикету в начальной школе является важным аспектом, так как через речь человек выражает свои эмоции, отношение к окружающему миру и людям. Культура и грамотность речи влияют на взаимоотношения между людьми и способствуют комфортной совместной деятельности.
Каково значение интеллекта и мышления в контексте речи?
Интеллект и мышление являются важными показателями уровня культуры человека. Они влияют на способность человека адекватно и грамотно выражать свои мысли и эмоции через речь.
В чем заключается совместная деятельность в контексте речи?
Совместная деятельность в контексте речи предполагает комфортное взаимодействие между людьми. Это означает умение слушать собеседника, выражать свои мысли грамотно и тактично, уважать мнение других и соблюдать речевую этику.
Почему на сегодняшний день наблюдается снижение культуры поведения?
Снижение культуры поведения на сегодняшний день объясняется различными факторами, такими как влияние средств массовой информации, отсутствие внимания со стороны родителей и школы к формированию речевых навыков и этикета, а также отсутствие образцов и примеров хорошего речевого поведения.
Какова роль обучения речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе?
Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе играет важную роль в формировании культуры поведения у детей. Оно помогает сформировать навыки грамотного и тактичного общения, уважительного отношения к собеседникам, а также развивает навыки аргументации и самовыражения.