ВКР: Медиакритика для профессиональной аудитории (на примере журнала «Журналист»)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Связи с общественностью
  • 106 106 страниц
  • 123 + 123 источника
  • Добавлена 13.06.2023
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАКРИТИКИ 11
1.1. Сущность и понятие медиакритики 11
1.2. Коммуникационные стратегии медиакритики 20
1.3. Медиакритика в современных СМИ для журналистов 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕДИАКРИТИКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛА «ЖУРНАЛИСТ» #
2.1. Общая характеристика журнала «Журналист» #
2.2. Жанровое своеобразие критических текстов в журнале «Журналист» #
2.3. Особенности авторской критики в журнале «Журналист» #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ #
ПРИЛОЖЕНИЯ #
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАКРИТИКА #
1.4. Сущность и понятие медиакритики #
1.5. Профессиональная аудитория и медиакритика #
1.6. Медиакритика в современных СМИ #
Фрагмент для ознакомления

Данные публикации расширяют представление журналистов о профессиональной среде, объединяют сообщество как в России, так и за рубежом, способствуют развитию знаний и навыков. Особенности авторской критики в журнале состоит в следующем:- освещение проблем, с которыми сталкиваются на практике; - ведение авторской колонки; - субъективность;- использование риторических приемов: образы, сравнение, метафоры;- вступление в критику действующих законов и правил;- открытая дискуссия;- представление собственных трудов.В ходе анализа критических продуктов выявили определенные проблемы, с которыми сталкиваются авторы:- узкая тематика связана с тем, что медиакритика освещает только актуальные проблемы, связанные с медиасферой. Рассмотрение иных тем не отражает интереса профессиональной аудитории,- ограниченность ресурсов. Данная проблема в том, что авторы, публикующиеся в целевых изданиях, ограничены в техническом и информационном обеспечении,- слабое влияние на государство. Авторы, несмотря на то что активно освещают проблему законодательства с сфере СМИ, имеют низкое влияние на государство, изменений в политике не наблюдается,- недостаточное развитие медиообразования. Проблема отражается в том, что авторы, близкие к медиасфере, создают критические продукты низкого качества.На основании анализа профессиональной деятельности медиакритиков разработаны рекомендации:- соблюдать этические и законодательные права и обязанности,- расширять профессиональные и творческие навыки, в том числе в интернет-среде,- интегрировать развитие медиакомпетенций в профессиональную среду,- освещать широкий спектр тем, касающихся медиа,- использовать различные форматы и жанры подачи информации,- искать и создавать уникальный контент,- взаимодействовать с различными направлениям медийной сферы,- ориентироваться на различную аудиторию, профессиональную и массовую,- формировать тренды и следовать тенденциям развития медиарынка,- применять коммуникационные стратегии, которые будут решать определенные задачи.Вывод к главе 2Журнал «Журналист» - российское ежемесячное профессиональное независимое издание, которое работает с 1914 года по сей день. История журнала насыщена событиями, которые отразились на его ценностях и миссии. Сегодня он представляет интересы профессионального сообщества журналистов, способствует его объединению. Основной темой являются проблемы в медиасообществе. Целевой аудиторией являются издатели, главные редактора, а также люди, принимающие решения в медиа; работники СМИ (редакторы, авторы, продюсеры, дизайнеры и другие); государственные и общественные организации (департаменты, союзы и ассоциации, школы и институты); студенты и преподаватели. Печатный вариант журнала выходит ежемесячно, по подписке. Тираж 1100 экземпляров, 98 страниц, 96 полос. Отличается особым пространственно-композиционным оформлением.Основными рубриками являются «книжная полка», «медиа», «реклама и PR», «кейсы», «интервью» «кмж», «конкурсы», «рынок», «профессия», «дизайн», «истории», «мнение».Проанализировав материалы журнала, пришли к выводу, что авторы тщательно выбирают тему для создания работ, основываясь на актуальности, масштабности, социальной значимости и необычности. Проблемно-тематический анализ показал, что основные темы связаны с вопросами формирования информационного пространства в стране и мире, законотворчества, взаимоотношений прессы и власти, свободы слова, поиском, сбором и обработкой информации, анализом творческой деятельности в медиасреде, проблемой образования, истории журналистики, анализом новинок и тенденций развития на медиарынкеПри создании материалов также учитывается стиль оформления заголовков, текста и визуального сопровождения. Таким образом, журнал выполняет все функции, присущие средствам массовой информации в целом.Профессиональная медиакритика представляет собой классический образ – высказывание о трудах журналистов, социологов, лингвистов и других специалистов. При создании медиакритических материалов авторы пользуются разными способами: проводят интервью, собирают мнения в социальных сетях и мессенджерах у коллег, проводят самостоятельный анализ различных работ. Специфика авторской критики в «Журналисте» заключается в том, что освещаются проблемы, с которыми сталкиваются на практике; одной из форм проявлений является авторская колонка; а также прослеживается излишняя субъективность; использование риторических приемов: образов, сравнений, метафор; вступление в критику действующих законов и правил; открытая дискуссия; представление собственных трудов.В исследовании проанализированы авторы, внесшие большой вклад в развитие медиакритики в России и мире в целом, у кого имеются труды не только в журнале «Журналист», но и за его пределами. Данные эксперты имеют авторитет в медиасообществе, способны оказывать влияние как на государственном, так и социальном уровнях. Также проанализированы материалы медиакритиков, только начинающих свою профессиональную деятельность.Среди творческих проявлений авторов можно выделить смелость в высказывании своей точки зрения на различные темы, грамотное и точное использование цитирования и сносок как на профессиональную, так и художественную литературу, отсутствие штампов, умение в форме рассказала донести сложную идею медиаобразования и медиакритики. Выяснили, что основными проблемами является узкая тематика медиакритики, ограниченность ресурсов, слабое влияние на государственные процессы, недостаточное развитие медиообразования.ЗАКЛЮЧЕНИЕПри изучении и анализе исследуемой темы были решены следующие задачи:- изучена сущность и понятие медиакритики,- определили особенности профессиональной аудитории для медиакритики,- рассмотрели состояние медиакритики в современных СМИ и тенденции ее развития,- изучили особенности медиакритики на примере профессионального журнала «Журналист».На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Журналистская информация является способом предоставления знаний об окружающей действительности. Журналистские материалы являются средством воздействия на общество, отличительной чертой которых является сбор, синтез, преобразование различных текстов в один авторский текст журналиста. Основной целью таких текстов является реакция аудитории – вовлечения, исполнения, социальной гарантии.Для того, чтобы тексты СМИ выполняли свою функцию, они должны отвечать определенной структуре: соответствовать актуальности, иметь диалог между автором и читателем, а также использовать визуальное подкрепление информации.Медиакритика как феномен возникла относительно недавно, поэтому трудов, посвященных данной проблеме, недостаточно. Медиакритика связывает в себе теорию и практику. Как отмечают исследователи данной темы, ее задача заключается в критической оценке социально значимых вопросов и участия СМИ в их решении. Выделяют несколько типов критики: массовую, профессиональную и академическую.Основная цель профессиональной медиакритики – способствовать объединению и развитию профессионального журналистского сообщества. Она оценивает творческо-нормативную базу, механизмы и условия социального функционирования профессиональных сообществ, участвующих в информационном производстве и распространении ее в массах.Сегодня можно выделить определенные особенности существования медиакритики в современных СМИ:- переход на онлайн-площадки,- развитие блогов и непрофессиональных авторов,- глобализация,- технологизм, - доступность информации, - развитие медиаобразования,- взаимодействие с различными областями науки,- использование различных видов критики. Особую значимость в создании и распространении медиакритических продуктов приобрел Интернет. Он стал самой эффективной средой для осуществления коммуникации между профессиональной аудитории, отличаясь от предшественников рядом особенностей: в первую очередь, расширенными возможностями в представлении информации за счет мультимедийности, интерактивности и гипертекстуальности.Ярким примером реализации профессиональной медиакритики является журнал «Журналист». Издание основано еще в 1914 году и имеет яркую историю в становлении современного вида. За это время перед руководством журнала стояла основная задача, заключающаяся в поддержке и развитии журналистской среды. Журнал ориентируется на профессиональную аудиторию, что подтверждает ее анализ – 63% - издатели, главные редактора, а также люди, принимающие решения в медиа; 22% - работники СМИ; 10% - государственные и общественные организации; 5% - студенты и преподаватели. По географической локализации преобладают жители столичных регионов.У издания есть официальный сайт, а также страницы в социальных сетях и мессенджерах, на площадках которых реализует информацию со страниц печатной версии. Печатная версия журнала выходит по подписке ежемесячно тиражом 1100 экземпляров. Во Вконтакте насчитывается 18 тысяч подписчиков, а в Telegram – 1,5 тысячи человек. «Журналист» выполняет все функции, присущие медиа, а именно информационную, комментарийно-оценочную, познавательно-просветительскую, развлекательную и функцию воздействия на сознание и поведение аудитории.В штате СМИ профессиональные журналисты и редакторы, с ним также сотрудничают ведущие публицисты, медиакритики, педагоги, психологи, социологи, политологи и другие специалисты. В данном исследовании произведен анализ предметно-тематической характеристики более 50 публикаций на официальном сайте «Журналиста». При выборе тематики корреспонденты опираются на актуальность, социальную значимость, близость к аудитории, масштабность и необычность. Материалы пишутся в различных жанрах: информационном, аналитическом, рекламном, художественно-публицистическом. Основные темы и проблемы медиакритических продуктов можно разделить на четыре группы: деятельность СМИ как социального института, взаимодействие СМИ с различной аудиторией, анализ медийного содержания и производства. Характерными особенностями публикаций «Журналиста» является лаконичность, актуальность темы, субъективность. Авторы открыто высказывают свое критическое мнение в отношении трудов других журналистов и специалистов медиасреды. Еще одним источником медиакритических материалов служит закрытый «Клуб журналистов», целью которого является создание эксклюзивного контента специально для профессиональных и начинающих журналистов, тех, кто работает в медиа или занимается медиаобразованием.Также можно отметить, что издание регулярно и с высокой частотой публикует медиакритические материалы. Характерной особенностью является анализ личности и профессиональной деятельности отдельных авторов. Авторы используют определенные инструменты для их создания: интервью, анализ различные документов и произведений, комментирование, дискуссии, обращаются ко мнению читателей. На качество медиакритических материалов влияют выбор жанра, темы, анализируемые события или явления, творческая натура журналиста, его позиция по данному вопросу, а также способность преобразования объективной действительности в ее информационный аналог.Стоит отметить выдающихся медиакритиков, которые публикуют свои работы в «Журналисте» - Е. Вартанова, Н. Ажгихина, А. Амзин, А. Филлипова, С. Располова и другие. Отличительными чертами их труда можно отметить рассмотрение острых вопросов в медиасфере, обращение к истории, сравнение прошлого, настоящего и будущего, конкретные предложения и рекомендации, создание прецендентов. На примере А. Амзина увидели, что критик создает работы и распространяет их в «Журналисте», в подкастах, в «Клубе журналистов» и других площадках, которые издание активно продвигает. Напротив, С. Распопова пишет в жанре интервью, общается с знаменитыми личностями медиасферы, формирует представление о СМИ и не только. Среди творческих проявлений авторов можно выделить смелость в высказывании своей точки зрения на различные темы, грамотное и точное использование цитирования и сносок как на профессиональную, так и художественную литературу, отсутствие штампов, умение в форме рассказала донести сложную идею медиаобразования и медиакритики. В ходе анализа материалов выявили проблемы, с которыми сталкивается журнал и его медиакритики. Среди них можно выделить политизацию журналистики, коммерциализацию журналистики, нарушение профессиональной этики, укрепление основ национального самосознания, утрата авторитета некоторыми СМИ и отдельными авторами, разобщенность профессионального сообщества. Посредством работы авторов и экспертов, «Журналист» обозначает основные проблемы российской журналистики и предлагает пути их решения. В данной работе предполагалось, что медиакритика для профессиональной аудитории оказывает позитивное влияние на медиасферу и восприятие СМИ и способствует процессу саморегуляции СМИ. Исследование показало, что критика, предназначенная аудитории в сфере медиа действительно способствует развитию данного направления, появлению новых авторов, становлению системы саморегуляции СМИ. Доказано, что на трудах медиакритики причастные к данной сфере повышают профессиональный и творческий потенциал. Основными тенденциями развития медиакритики являются: использование различных видов критики, внедрение критики в блогосферу, развитие медиаобразования, взаимодействие с разными науками. Прогнозируется, что большое количество трудов медиакритики будет создаваться именно в электронном формате как для массовой, так и профессиональной аудитории. В качестве рекомендации для медиакритиков предложено:- расширять профессиональные и творческие навыки, в том числе в интернет-среде,- освещать широкий спектр тем, касающихся медиа,- использовать различные форматы и жанры подачи информации,- искать и создавать уникальный контент,- взаимодействовать с различными направлениям медийной сферы,- ориентироваться на различную аудиторию, профессиональную и массовую.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВМонографические и учебные пособияАкопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданийь/ А.И. Акопов// На примере специальных изданий. – М.: Ирк., 1985. – 95 с.Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.Анненкова, И.В. Медиадискурс XXI века / И.В. Анненкова // Лингвофилософский аспект языка СМИ. – М., 2011. – 70 с.Баканов, Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медиqному критику / Р.П. Баканов. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – 256 с.Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 272 с.Богомолов, Ю.А. Затянувшееся прощание: российское кино и телевидение в меняющемся мире / Ю.А. Богомолова. – М.: МИК, 2006. – 320 с.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М., 2003. – 623 с.Вартанов, А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества / А.С. Вартанов. – М.: КДУ; Высшая школа, 2003. – 320 с.Вартанова, Е.Л. СМИ в меняющейся России / Е.Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2010. – 335 с.Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова // Серия: Академические монографии. – М.: Изд-во МедиаМир, 2013. – 280 с.Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В.В. Ворошилов – СПб.: Изд-во Михайлова В. А. – 2006. – 494 с.Ворошилов, В.В. Техника и технология СМИ //Журналистика. Курс лекций. – СПб, 2004. – 43 с.Головлева, Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е.Л. Головлева. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2009. – 325 с.Даутова, Р.В. Телевизионная критика: учебное пособие / Р.В. Даутова. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. – 100 с.Джуэй-Хуэй, Ч. Средства массовой информации Тайваня: история, современное состояние, перспективы развития. - СПб., 2003. – 608 с.Есин, Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917) / Б.И. Есин. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 464 с.Засурский, И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. / И.И. Засурский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 268 с.Захарченко, Н.А. Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 80 с. Карпенко, Г.Ю. Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений (творчество В.Г. Белинского): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – Саратов, 2002. – 42 с.Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики / А.П. Короченский. – Ростов–на–Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. – 284 с.Короченский, А.П. Медиакритика и система медиаобразования / под ред. А.В. Федорова // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. – 135 с.Короченский, А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П.Короченский. – Ростов-на-Дону: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 335 с.Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П. Короченский // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – 193 с.Левицкая, А.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов: монография / А.А. Левицкая, А.В. Федоров, Е.В. Мурюкина и др.; под общ. ред. А.А. Левицкой. – Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону. – 574 с.МакЛюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. – М., 2007. – 462 с.Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 80 с.Психология интернет-коммуникации: учеб. пособие / Е.П. Белинская. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 192 с. Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. – М.: РОССПЭН, 2010. – 287 с.Руженцева, М.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно- критического эссе ХХ века. – Екатеринбург: Изд-во ЕГПУ, 2001. – 312 с.Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - 2-е изд.М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.Сюцзюань, У. Информационное обеспечение политики китайского руководства на рубеже ХХ-ХХІ вв. Санкт-Петербург., 2010. – 207 с.Тендит, К.Н. История журналистики. Ч. 1: учеб. пособие / К. Н. Тендит, Н. В. Шелковникова. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. – 155 с.Хомелев, Г.Н. Понятие критики и ее формы: опыт философского исследования теории и методологии / Г.Н. Хомелев. – Л.: Изд-во Ленингр. фин-экон. инст-та. – 1991. – 193 с.Статьи из периодических изданийАлешина, Н.В. К вопросу о функциях профессиональной медиакритики / Н.В. Алешина // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 202-206.Асташкин, А.Г. Социальные медиа в структуре современной сетевой коммуникации / А.Г. Асташкин, М.Г. Бреслер // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – № 4. – С. 814–822.Баканов, Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 263 – 265.Баканов, Р.П. К вопросу о функциях современной медийной критики в российской печати / Р.П. Баканов // Cyberleninka. – 2015. – № 1. – С. 1-11.Баканов, Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2009. – С. 114 – 122.Бейненсон, В.А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики / В.А. Бейненсон // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. 2014. - № 2 (2). – С. 418-422.Вартанов, А.С. Цензуры захотелось!? / А.С. Вартанов // Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. – М: КДУ, Высшая школа, 2003 (м). – С. 92-98.Владимирова, Т.Н. Медиакритика: между теорией и практикой / Т.Н. Владимирова, В.А. Славина // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – T. 7. № 4. – С. 646-659.Васильев, С.С. Влияние современных электронных СМИ на подсознание // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3 (13). – С. 176-183.Верник, А. Г. Влияние интернет-контента на информационное поле будущего / А.Г. Верник // Горизонты цивилизации: Пятые аркаимские чтения: материалы науч. конф. - Челябинск, 2014. - С. 38.Громова, В. М. Жанровые особенности дискурса в сети Интернет / Под. ред. д.п.н., проф. Г. С. Трофимовой // Междисциплинарный подход к изучению языка специальности // Материалы и тезисы республиканской научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ. – 2009. – С. 159-164.Добросклонская, Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г. Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – С. 66 – 68.Долгов, М.И. «Новые медиа» и СМИ: сравнение возможности влияния на индивидуальное и общественное сознание // Международный научный журнал «Инновационная наука». –– 2016. № 2. – С. 172–175.Елина, Е. Формы и функции медиакритики в Советской России 1920-х годов / Е. Елина, А. Ваева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. ‒ 2018. ‒ Т. 18, №. 2. ‒ С 219224.Захаров, Е.Е. Этические аспекты российского телевидения в оценках современной телекритики / Отв. Редактор Е.Е. Захаров // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2005. – № 8. – Ч.I-II. – С. 223 – 226.Игнатова, И.Б. Медиакритика в формате авторской колонки: к теории вопроса / И.Б. Игнатова // Медиаисследования 2018. – 2018.– С. 35-38.Ильмухин, В.Н. Опыт изучения медиапотребления в многозадачном режиме: методология и основные результаты / В.Н. Ильмухин // Социология. – 2016. – № 1 (16). – С. 69-74.Ильмухин, В.Н. Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований / В.Н. Ильмухин // Вестник РУДН: Социология. – 2016. – № 3. – С. 1-5.Кирия, И.В. Трансформации журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик / И.В. Кирия, А.А. Новикова // В кн.: Эстетика журналистики. СПб.: Алетейя. 2018. - С. 39-54.Кожемякин, Е.А. Медиакритика и дискурс-анализ / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости БелГУ. 2010. – № 18. – С. 198-213.Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. 2010. – №1. – С. 61.Короченский, А.П. Медиакритика как объект системного изучения / А.П. Короченский // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. – 2004. – № 7-8. – С. 160-168.Крылов, В.Н. Поэтика литературно-критического текста как предмет научного изучения / В.Н. Крылов // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2007. – № 2. Т. 149. – С. 110-122.Лю, С. Информационные службы КНР для зарубежной аудитории. – Путь., 2002. – №1. – С. 48-52.Маркина, Ю. В. Современное понимание процессов концентрации в сфере СМИ и формы медийной собственности в России / Ю.В. Маркина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – Воронеж: Изд. центр ВГУ. – 2014. – С. 138.Мельник, Г. С. Понятие жанра в журналистике. Жанрообразующие факторы в журналистском произведении / Мельник, Г. С., Тепляшина А. Н. // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008. – С. 104-106.Мурюкина, Е.В. Потенциал медиаобразования в подготовке будущих педагогов и классных руководителей / Е.В. Мурюкина // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2022. – № 2. – Т. 79. – С. 63-68.Першина, Е.Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях / Е.Д. Першина. – Медиаскоп. 2017. - № 2. - С.77.Петровская, И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого / И. Петровская // Журналистика и медиарынок. – 2003. – N 2. – С. 42 –45.Розенберг, Н.В. Массовая коммуникация: основные тенденции развития в эпоху digital / Н.В. Розенберг, В.П. Сараева // Наука. Общество. Государство. 2018. - № 2 (22). – С. 1-6.Садовников, А.А. Особенности и перспективы блоговоймедиакритики / А.А. Садовников // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 186-190.Сальный, Р.В. Медиаобразование в России: современные тенденции (2018-2020) / Р.В. Сальный // Образование (Медиаобразование). – 2019. – № 59 (3). – С. 381-392.Сметанина, С.И. Гражданская и профессиональная медиакритика: война дискурсов? / С.И. Сметанина // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 258-260.Сюань, Я. Китайские СМИ в условиях глобализации тенденции / Я. Сюань // Современные коммуникации. ‒ 2004. ‒ № 1. ‒ С. 123-13.Текутьева, И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. – 2016. № 11. – С. 107–113.Успенская, С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации / С.С. Успенская // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, № 1. – С. 240.Федотова, Л. Н. Социология Массовой Коммуникации / Л.Н. Федотов. – Питер. – 2004. – С. 117.Фольц, А.О. Гражданская медиакритика в Германии: обзор исследований / А.О. Фольц, И.Б. Игнатова // Наука и школа. – 2019. – № 4. – С. 11-20.Ханьци Ф. Краткая история китайской журналистики / Ф. Ханьци, Ч. Чжихуа. – Пекин: Издательство при Китайском народном университете., 2009. – С. 40-62.Шестерина, А.М. Особенности конфликтного взаимодействия в медиасфере / А.М. Шестерина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 4. – С. 347-352.Юфкина С.Б. Журнал «Журналист» как профессиональное издание / С.Б. Юфкина // Труды института бизнес-коммуникаций. – 2018. – С. 126-134.Авторефераты диссертаций, диссертации и иные научные исследованияАнтонова, В.И. Трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике: автореферат. / В.И. Антонова. - Казань. 2006. – 248 с.Баканов, Р.П. Медийная критика в федеральной периодической печати 1990-х годов / под. ред. В.З. Гарифуллина // Информационное поле современной России: практики и эффекты. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – С. 109 – 116.Белозерова, Е.В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале русской лингвокультуры) / Е.В. Белозерова // АКД ... филол. наук. – Волгоград, 2007. – 27 с.Садовников, А.А. Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика. Типология, проблема взаимодействия / А.А. Садовников // Дисс…канд.филол.наук. – Иваново, 2011. – 42 с.Электронные ресурсыАбрамов, В. Бумажные газеты и Интернет // Союз журналистов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruj.ru/2010/100128.htmЖурнал «Журналист». – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ruЖурнал «Журналист». – Официальная группа Вконтакте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915Журнал «Журналист». – Официальный канал Telegram. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://t.me/journal_smiЛитературная газета. – Официальный сайт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lgz.ruМедиастанция. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mediastancia.com/about/Новый репортер. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newreporter.orgОбзор журнала «Журналист» за 2020 год. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbs-angarsk.ru/chitatelyam/obzory/obzor-zhurnala-zhurnalist-za-2020-god/Прессинг. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.pressing.spb.ruWeb-canape. Статистика Интернет-пользователей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/Материалы исследования«Анвар Халилулаев: «Занимаясь всем, ты, по сути, не занимаешься ничем». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/anvar-khalilulaevВ издательстве Флинта вышел учебник С. С. Распоповой «Прикладная этика журналиста». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/v-izdatelstve-flinta-vyshel-uchebnik-s-s-raspopovoy-prikladnaya-etika-zhurnalistaВ объективе кинокамеры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/festivals-for-filmmakersВо что мы превратили новости. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/media-consumptionГалина Лазутина о том, зачем нужен «Медиаэтический стандарт». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/mediaethics«Дискуссия: обсуждаем материал Евгения Зиновьева «Как надо писать про губернаторов, мэров и депутатов, чтобы никто не читал». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/review-press-discussionДолой гастарбатизацию медиа! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/puyu-vartanovaЕлена Вартанова: «Людям нужны навигаторы по информационным потокам». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/vartanova-about-journalismЖурналист (?) следующего десятилетия — какой он. Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/superman«Загадка Каверзнева». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/zagadka-kaverzneva«Ирина Жилавская — признанный лидер отечественного медиаобразования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/zhilavskaya«Каждым своим очерком подрывал основы»: каким был Анатолий Аграновский. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/agranovskiy«Как «новая этика» меняет медиа». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/history-lessons«Как раскрыть тему по-новому». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915?w=wall-1824915_17867«Как сделать СМИ свободными и независимыми?» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://jrnlst.ru/independence-mistakesКак структурировать новость? Пять шагов от Александра Амзина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newreporter.org/2021/06/09/kak-strukturirovat-novost-pyat-shagov-ot-aleksandra-amzina/«Кинематограф руками журналиста». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/journalistic-documentariesКонкурс «Золотой фонд прессы» как зеркало русской журналистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/2023/03/31/140728/Кумиры молодежи: на кого равняются начинающие журналисты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/idols-of-youth«Нобелевская премия мира 2021: мнения журналистов и медиаэкспертов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/nobel-prize-21«Новая этика» глазами студентов-журналистов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/new-ethics-studentsПодкаст семинара об аудитории сайтов печатных изданий доступен для членов Клуба Журналиста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcast-and-saleПодписка На Выбор: Почему Норвежской Газете Завидует Большинство Издателей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/2023/03/29/140740/«Поймать аудиторию за три секунды». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/catch-an-audienceПрофессору факультета журналистики МГУ М. В. Шкондину — 90! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/interview-shkondin«Психическое здоровье нации напрямую зависит от работы СМИ». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/mental-health-enikolopovРуководство СЖР решило выйти из Европейской федерации журналистов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/efj-sjr«Соцсети новой искренности». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/new-social-networks«Спасти рядового корреспондента». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/save-journalistsЦифровые вызовы журналистскому образованию. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/vartanova_jurfacЧему учить в эпоху перемен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/skvortsov«Четыре способа набрать подписчиков в телеграм-канал по подписке». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915?w=wall-1824915_17865Школа фельетона: деревенские напитки в эпоху импортозамещения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/drinks-nalivki«23 августа прошла презентация специального выпуска исторического научно-популярного журнала «Родина». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/magazine-presentation«Facebook экспериментирует со специальной пометкой для СМИ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/facebook-breakingПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Вопросы для интервью с представителями редакции журнала «Журналист»Как началась история «Журналиста»?Какую цель преследует журнал?На ваш взгляд, каково состояние медиакритики в России и мире?Кто основная аудитория журнала?Каким образом подбираются авторы и темы для медиакритики?Каковы основные личностные и профессиональные черты критиков «Журналиста»?С какими сложностями сталкиваетесь в профессиональной деятельности?Какие планы для дальнейшего развития журнала? Приложение 2. Оформление публикаций журнала «Журналист»ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕДИАКРИТИКАСущность и понятие медиакритикиАлешина Н.В. К вопросу о функциях профессиональной медиакритики / Н.В. Алешина // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 202-206.Амзин А. Как новые медиа изменили журналистику / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М., 2011. Баканов Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 263 – 265.Баканов Р.П. Медийная критика в системе современной журналистики России: Учебное пособие. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. Баканов Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медийному критику: Учебно-методическое пособие / Р.П. Баканов. – Казань: Издательство Казанского государственного университета, 2008. Владимирова Т.Н. Медиакритика: между теорией и практикой / Т.Н. Владимирова, В.А. Славина // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – T. 7. № 4. – С. 646-659.Вартанова Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова // Серия: Академические монографии. – М.: Изд-во МедиаМир, 2013. – 280 с.Вартанова Е.Л. СМИ в меняющейся России / Е.Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2010. Ворошилов В.В. Техника и технология СМИ //Журналистика. Курс лекций. – СПб, 2004.Добросклонская Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. – С. 66 – 68.Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917) / Б.И. Есин. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 464 с.Захарченко Н.А. Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П. Короченский // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – 193 с.Кожемякин Е.А. Медиакритика и дискурс-анализ. Научные ведомости БелГУ. 2010. – № 18. – С. 198-213.Короченский А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики. – Ростов–на–Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. Короченский А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П.Короченский // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. МакЛюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. М., 2007.Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. Розенберг Н.В. Массовая коммуникация: основные тенденции развития в эпоху digital / Н.В. Розенберг, В.П. Сараева // Наука. Общество. Государство. 2018. - № 2 (22). – С. 1-6.Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - 2-е изд.М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.Тендит К.Н. История журналистики. Ч. 1: учеб. пособие / К. Н. Тендит, Н. В. Шелковникова. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. – 155 с.Хомелев Г.Н. Понятие критики и ее формы: опыт философского исследования теории и методологии. Л., 1991.Профессиональная аудитория и медиакритикаАмзин, А. Как новые медиа изменили журналистику / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.Баканов Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Р.П.Баканов // Материалы VI Международной научнопрактической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» / Отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. – Тольятти: Волжский университет им. В.Н.Татищева, 2009. – С. 114-122.Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. М., 2003.Владимирова Т.Н. Медиакритика: между теорией и практикой / Т.Н. Владимирова, В.А. Славина // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – T. 7. № 4. – С. 646-659.Добросклонская Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г.Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005. – С. 66-68.Ильмухин В.Н. Опыт изучения медиапотребления в многозадачном режиме: методология и основные результаты / В.Н. Ильмухин // Социология. – 2016. – № 1 (16). – С. 69-74.Захаров Е.Е. Этические аспекты российского телевидения в оценках современной телекритики // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых / Отв. Редактор Е.Е. Захаров. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2005. – Вып.8. – Ч.I-II. – С.223-226.Коломиец В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. 2010. – №1. – С. 61.Короченский А.П. Медиакритика как объект системного изучения / А.П. Короченский // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. – 2004. – № 7-8. – С. 160-168.Короченский А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П.Короченский. – Р/н/Д: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – С. 40-45.Садовников А.А. Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика. Типология, проблема взаимодействия Дисс…канд.филол.наук. – Иваново, 2011.Сметанина С.И. Гражданская и профессиональная медиакритика: война дискурсов? / С.И. Сметанина // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 258-260.Медиакритика в современных СМИАсташкин А.Г. Социальные медиа в структуре современной сетевой коммуникации / А.Г. Асташкин, М.Г. Бреслер // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – № 4. – С. 814–822.Баканов Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 263 – 265.Бейненсон В.А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики // Вестник Нижегородского университета им.Н.И.Лобачевского. Филология. 2014. - № 2 (2). – С. 418-422.Верник А. Г. Влияние интернет-контента на информационное поле будущего // Горизонты цивилизации: Пятые аркаимские чтения: материалы науч. конф. - Челябинск, 2014.Гринфельд В.А. Корпоративная медиакритика на страницах профессионального издания / В.А. Гринфельд. – 2015. – № 1. – С. 1-9.Добросклонская Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г. Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – С. 66 – 68.Захарченко Н.А. Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 80 с. Кирия И.В. Трансформации журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик / И.В. Кирия, А.А. Новикова // В кн.: Эстетика журналистики. СПб.: Алетейя. 2018. - С. 39-54.Левицкая А.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов: монография / А.А. Левицкая, А.В. Федоров, Е.В. Мурюкина и др.; под общ. ред. А.А. Левицкой; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону.Маркина, Ю. В. Современное понимание процессов концентрации в сфере СМИ и формы медийной собственности в России / Ю.В. Маркина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – Воронеж: Изд. центр ВГУ. – 2014. – С. 138.Першина Е. Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях // Медиаскоп. 2017. - № 2. - С.77.Психология интернет-коммуникации: учеб. пособие / Е.П. Белинская. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. Садовников, А.А. Особенности и перспективы блоговоймедиакритики / А.А. Садовников // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 186-190.Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. – 2016. № 11. - С. 107–113.Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации. [Текст] // Питер, 2004. – С. 117.Юфкина С.Б. Журнал «Журналист» как профессиональное издание / С.Б. Юфкина // Труды института бизнес-коммуникаций. – 2018. – С. 126-134.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Монографические и учебные пособия

Акопов, А. И. Методика типологического исследования периодических изданийь/ А.И. Акопов // На примере специальных изданий. – М.: Ирк., 1985. – 95 с.
Амзин, А. Как новые медиа изменили журналистику / под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
Анненкова, И.В. Медиадискурс XXI века / И.В. Анненкова // Лингвофилософский аспект языка СМИ. – М., 2011. – 70 с.
Баканов, Р.П. Масс-медиа глазами газет: Практические рекомендации в помощь начинающему медиqному критику / Р.П. Баканов. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. – 256 с.
Баранова, Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.А. Баранова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 272 с.
Богомолов, Ю.А. Затянувшееся прощание: российское кино и телевидение в меняющемся мире / Ю.А. Богомолова. – М.: МИК, 2006. – 320 с.
Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, акад. В. П. Зинченко. – М., 2003. – 623 с.
Вартанов, А.С. На телевизионных подмостках. Актуальные проблемы телевизионного творчества / А.С. Вартанов. – М.: КДУ; Высшая школа, 2003. – 320 с.
Вартанова, Е.Л. СМИ в меняющейся России / Е.Л. Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2010. – 335 с.
Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е.Л. Вартанова // Серия: Академические монографии. – М.: Изд-во МедиаМир, 2013. – 280 с.
Ворошилов, В. В. Теория и практика массовой информации: учебник / В.В. Ворошилов – СПб.: Изд-во Михайлова В. А. – 2006. – 494 с.
Ворошилов, В.В. Техника и технология СМИ //Журналистика. Курс лекций. – СПб, 2004. – 43 с.
Головлева, Е.Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е.Л. Головлева. – М.: Академический Проект; Деловая книга, 2009. – 325 с.
Даутова, Р.В. Телевизионная критика: учебное пособие / Р.В. Даутова. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. – 100 с.
Джуэй-Хуэй, Ч. Средства массовой информации Тайваня: история, современное состояние, перспективы развития. - СПб., 2003. – 608 с.
Есин, Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917) / Б.И. Есин. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 464 с.
Засурский, И. И. Реконструкция России. Масс-медиа и политика в 90-е. / И.И. Засурский. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – 268 с.
Захарченко, Н.А. Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 80 с.
Карпенко, Г.Ю. Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений (творчество В.Г. Белинского): Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. – Саратов, 2002. – 42 с.
Короченский, А.П. Медиакритика в теории и практике журналистики / А.П. Короченский. – Ростов–на–Дону: Изд-во Ростов. ун-та, 2003. – 284 с.
Короченский, А.П. Медиакритика и система медиаобразования / под ред. А.В. Федорова // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. педаг. ин-та, 2009. – 135 с.
Короченский, А.П. «Пятая власть?» Феномен медиакритики в контексте информационного рынка / А.П.Короченский. – Ростов-на-Дону: Международный институт журналистики и филологии, 2002. – 335 с.
Короченский, А.П. Регулятивная роль медиакритики / А.П. Короченский // Саморегулирование журналистского сообщества: опыт и проблемы жизнедеятельности. Перспективы становления в России. – М.: Издательский дом «Стратегия», 2003. – 193 с.
Левицкая, А.А. Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов: монография / А.А. Левицкая, А.В. Федоров, Е.В. Мурюкина и др.; под общ. ред. А.А. Левицкой. – Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону. – 574 с.
МакЛюэн, М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. – М., 2007. – 462 с.
Медиакритика: от теории к практике: учебное пособие / Н.А. Захарченко, Т.В. Карелова. – Самара: Издательство Самарского университета, 2021. ‒ 80 с.
Психология интернет-коммуникации: учеб. пособие / Е.П. Белинская. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. – 192 с.
Разлогов, К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов. – М.: РОССПЭН, 2010. – 287 с.
Руженцева, М.Б. Прагматическая и речевая организация русского литературно- критического эссе ХХ века. – Екатеринбург: Изд-во ЕГПУ, 2001. – 312 с.
Средства массовой информации России: учебное пособие для студентов вузов / М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др.; под ред. Я.Н. Засурского. - 2-е изд.М.: Аспект Пресс, 2011. – 391 с.
Сюцзюань, У. Информационное обеспечение политики китайского руководства на рубеже ХХ-ХХІ вв. Санкт-Петербург., 2010. – 207 с.
Тендит, К.Н. История журналистики. Ч. 1: учеб. пособие / К. Н. Тендит, Н. В. Шелковникова. – Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», 2012. – 155 с.
Хомелев, Г.Н. Понятие критики и ее формы: опыт философского исследования теории и методологии / Г.Н. Хомелев. – Л.: Изд-во Ленингр. фин-экон. инст-та. – 1991. – 193 с.

Статьи из периодических изданий

Алешина, Н.В. К вопросу о функциях профессиональной медиакритики / Н.В. Алешина // Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – С. 202-206.
Асташкин, А.Г. Социальные медиа в структуре современной сетевой коммуникации / А.Г. Асташкин, М.Г. Бреслер // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2018. – № 4. – С. 814–822.
Баканов, Р.П. К вопросу о назначении телевизионной критики в современной российской журналистике / Р.П.Баканов // Журналистика и медиаобразование в ХХI веке: сб. научных трудов II Междунар. науч.-практ. конф. Т.1 / Под ред. А.П.Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 263 – 265.
Баканов, Р.П. К вопросу о функциях современной медийной критики в российской печати / Р.П. Баканов // Cyberleninka. – 2015. – № 1. – С. 1-11.
Баканов, Р.П. Типологические особенности современной российской медийной критики / Отв. ред.: Краснов С.В., Витковская Н.Г., Исакова Т.Б. // Материалы VI Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». – Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева. 2009. – С. 114 – 122.
Бейненсон, В.А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики / В.А. Бейненсон // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Филология. 2014. - № 2 (2). – С. 418-422.
Вартанов, А.С. Цензуры захотелось!? / А.С. Вартанов // Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. – М: КДУ, Высшая школа, 2003 (м). – С. 92-98.
Владимирова, Т.Н. Медиакритика: между теорией и практикой / Т.Н. Владимирова, В.А. Славина // Вопросы теории и практики журналистики. – 2018. – T. 7. № 4. – С. 646-659.
Васильев, С.С. Влияние современных электронных СМИ на подсознание // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 3 (13). – С. 176-183.
Верник, А. Г. Влияние интернет-контента на информационное поле будущего / А.Г. Верник // Горизонты цивилизации: Пятые аркаимские чтения: материалы науч. конф. - Челябинск, 2014. - С. 38.
Громова, В. М. Жанровые особенности дискурса в сети Интернет / Под. ред. д.п.н., проф. Г. С. Трофимовой // Междисциплинарный подход к изучению языка специальности // Материалы и тезисы республиканской научно-практической конференции. – Ижевск: УдГУ. – 2009. – С. 159-164.
Добросклонская, Т.Г. Роль и задачи медиакритики в информационном обществе / Т.Г. Добросклонская // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов науч.-практ. конференции. Часть 1. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – С. 66 – 68.
Долгов, М.И. «Новые медиа» и СМИ: сравнение возможности влияния на индивидуальное и общественное сознание // Международный научный журнал «Инновационная наука». –– 2016. № 2. – С. 172–175.
Елина, Е. Формы и функции медиакритики в Советской России 1920-х годов / Е. Елина, А. Ваева // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. ‒ 2018. ‒ Т. 18, №. 2. ‒ С 219224.
Захаров, Е.Е. Этические аспекты российского телевидения в оценках современной телекритики / Отв. Редактор Е.Е. Захаров // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. – Саратов: Изд-во Латанова В.П., 2005. – № 8. – Ч.I-II. – С. 223 – 226.
Игнатова, И.Б. Медиакритика в формате авторской колонки: к теории вопроса / И.Б. Игнатова // Медиаисследования 2018. – 2018.– С. 35-38.
Ильмухин, В.Н. Опыт изучения медиапотребления в многозадачном режиме: методология и основные результаты / В.Н. Ильмухин // Социология. – 2016. – № 1 (16). – С. 69-74.
Ильмухин, В.Н. Социологический анализ практик медиапотребления: виды и методы исследований / В.Н. Ильмухин // Вестник РУДН: Социология. – 2016. – № 3. – С. 1-5.
Кирия, И.В. Трансформации журналистской деятельности в контексте культурных и коммуникативных практик / И.В. Кирия, А.А. Новикова // В кн.: Эстетика журналистики. СПб.: Алетейя. 2018. - С. 39-54.
Кожемякин, Е.А. Медиакритика и дискурс-анализ / Е.А. Кожемякин // Научные ведомости БелГУ. 2010. – № 18. – С. 198-213.
Коломиец, В.П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В.П. Коломиец // Социологические исследования. 2010. – №1. – С. 61.
Короченский, А.П. Медиакритика как объект системного изучения / А.П. Короченский // Вестник РУДН. Литературоведение. Журналистика. – 2004. – № 7-8. – С. 160-168.
Крылов, В.Н. Поэтика литературно-критического текста как предмет научного изучения / В.Н. Крылов // Ученые записки Казанского государственного университета. – 2007. – № 2. Т. 149. – С. 110-122.
Лю, С. Информационные службы КНР для зарубежной аудитории. – Путь., 2002. – №1. – С. 48-52.
Маркина, Ю. В. Современное понимание процессов концентрации в сфере СМИ и формы медийной собственности в России / Ю.В. Маркина // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – Воронеж: Изд. центр ВГУ. – 2014. – С. 138.
Мельник, Г. С. Понятие жанра в журналистике. Жанрообразующие факторы в журналистском произведении / Мельник, Г. С., Тепляшина А. Н. // Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2008. – С. 104-106.
Мурюкина, Е.В. Потенциал медиаобразования в подготовке будущих педагогов и классных руководителей / Е.В. Мурюкина // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2022. – № 2. – Т. 79. – С. 63-68.
Першина, Е.Д. Принципы выбора российскими новостными медиа площадок для создания групп в социальных сетях / Е.Д. Першина. – Медиаскоп. 2017. - № 2. - С.77.
Петровская, И. Медиакритика: «хорошие» и «плохие» мальчики. Почему телевизионщики пытаются расширить границы допустимого / И. Петровская // Журналистика и медиарынок. – 2003. – N 2. – С. 42 –45.
Розенберг, Н.В. Массовая коммуникация: основные тенденции развития в эпоху digital / Н.В. Розенберг, В.П. Сараева // Наука. Общество. Государство. 2018. - № 2 (22). – С. 1-6.
Садовников, А.А. Особенности и перспективы блоговой медиакритики / А.А. Садовников // ВЕСТНИК ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – № 1. – С. 186-190.
Сальный, Р.В. Медиаобразование в России: современные тенденции (2018-2020) / Р.В. Сальный // Образование (Медиаобразование). – 2019. – № 59 (3). – С. 381-392.
Сметанина, С.И. Гражданская и профессиональная медиакритика: война дискурсов? / С.И. Сметанина // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Екатеринбург, 19 мая 2017 г.). — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 258-260.
Сюань, Я. Китайские СМИ в условиях глобализации тенденции / Я. Сюань // Современные коммуникации. ‒ 2004. ‒ № 1. ‒ С. 123-13.
Текутьева, И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. – 2016. № 11. – С. 107–113.
Успенская, С.С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации / С.С. Успенская // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2007, № 1. – С. 240.
Федотова, Л. Н. Социология Массовой Коммуникации / Л.Н. Федотов. – Питер. – 2004. – С. 117.
Фольц, А.О. Гражданская медиакритика в Германии: обзор исследований / А.О. Фольц, И.Б. Игнатова // Наука и школа. – 2019. – № 4. – С. 11-20.
Ханьци Ф. Краткая история китайской журналистики / Ф. Ханьци, Ч. Чжихуа. – Пекин: Издательство при Китайском народном университете., 2009. – С. 40-62.
Шестерина, А.М. Особенности конфликтного взаимодействия в медиасфере / А.М. Шестерина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. – 2020. – № 4. – С. 347-352.
Юфкина С.Б. Журнал «Журналист» как профессиональное издание / С.Б. Юфкина // Труды института бизнес-коммуникаций. – 2018. – С. 126-134.

Авторефераты диссертаций, диссертации и иные научные исследования

Антонова, В.И. Трансформации типологической и жанровой систем в современной журналистике: автореферат. / В.И. Антонова. - Казань. 2006. – 248 с.
Баканов, Р.П. Медийная критика в федеральной периодической печати 1990-х годов / под. ред. В.З. Гарифуллина // Информационное поле современной России: практики и эффекты. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. – С. 109 – 116.
Белозерова, Е.В. Реклама как жанровый метаконцепт (на материале русской лингвокультуры) / Е.В. Белозерова // АКД ... филол. наук. – Волгоград, 2007. – 27 с.
Садовников, А.А. Литературная и телевизионная критика в Интернете: специфика. Типология, проблема взаимодействия / А.А. Садовников // Дисс…канд.филол.наук. – Иваново, 2011. – 42 с.

Электронные ресурсы

Абрамов, В. Бумажные газеты и Интернет // Союз журналистов России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ruj.ru/2010/100128.htm
Журнал «Журналист». – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru
Журнал «Журналист». – Официальная группа Вконтакте. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915
Журнал «Журналист». – Официальный канал Telegram. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://t.me/journal_smi
Литературная газета. – Официальный сайт. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lgz.ru
Медиастанция. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mediastancia.com/about/
Новый репортер. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newreporter.org
Обзор журнала «Журналист» за 2020 год. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbs-angarsk.ru/chitatelyam/obzory/obzor-zhurnala-zhurnalist-za-2020-god/
Прессинг. – Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.pressing.spb.ru
Web-canape. Статистика Интернет-пользователей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.web-canape.ru/business/internet-2020-globalnaya-statistika-i-trendy/

Материалы исследования

«Анвар Халилулаев: «Занимаясь всем, ты, по сути, не занимаешься ничем». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/anvar-khalilulaev
В издательстве Флинта вышел учебник С. С. Распоповой «Прикладная этика журналиста». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/v-izdatelstve-flinta-vyshel-uchebnik-s-s-raspopovoy-prikladnaya-etika-zhurnalista
В объективе кинокамеры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/festivals-for-filmmakers
Во что мы превратили новости. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/media-consumption
Галина Лазутина о том, зачем нужен «Медиаэтический стандарт». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/mediaethics
«Дискуссия: обсуждаем материал Евгения Зиновьева «Как надо писать про губернаторов, мэров и депутатов, чтобы никто не читал». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/review-press-discussion
Долой гастарбатизацию медиа! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/puyu-vartanova
Елена Вартанова: «Людям нужны навигаторы по информационным потокам». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/vartanova-about-journalism
Журналист (?) следующего десятилетия — какой он. Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/superman
«Загадка Каверзнева». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/zagadka-kaverzneva
«Ирина Жилавская — признанный лидер отечественного медиаобразования». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/zhilavskaya
«Каждым своим очерком подрывал основы»: каким был Анатолий Аграновский. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/agranovskiy
«Как «новая этика» меняет медиа». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/history-lessons
«Как раскрыть тему по-новому». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915?w=wall-1824915_17867
«Как сделать СМИ свободными и независимыми?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/independence-mistakes
Как структурировать новость? Пять шагов от Александра Амзина. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://newreporter.org/2021/06/09/kak-strukturirovat-novost-pyat-shagov-ot-aleksandra-amzina/
«Кинематограф руками журналиста». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/journalistic-documentaries
Конкурс «Золотой фонд прессы» как зеркало русской журналистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/2023/03/31/140728/
Кумиры молодежи: на кого равняются начинающие журналисты. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/idols-of-youth
«Нобелевская премия мира 2021: мнения журналистов и медиаэкспертов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/nobel-prize-21
«Новая этика» глазами студентов-журналистов». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/new-ethics-students
Подкаст семинара об аудитории сайтов печатных изданий доступен для членов Клуба Журналиста. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/podcast-and-sale
Подписка На Выбор: Почему Норвежской Газете Завидует Большинство Издателей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/2023/03/29/140740/
«Поймать аудиторию за три секунды». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/catch-an-audience
Профессору факультета журналистики МГУ М. В. Шкондину — 90! [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/interview-shkondin
«Психическое здоровье нации напрямую зависит от работы СМИ». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/mental-health-enikolopov
Руководство СЖР решило выйти из Европейской федерации журналистов. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/efj-sjr
«Соцсети новой искренности». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/new-social-networks
«Спасти рядового корреспондента». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/save-journalists
Цифровые вызовы журналистскому образованию. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/vartanova_jurfac
Чему учить в эпоху перемен. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/skvortsov
«Четыре способа набрать подписчиков в телеграм-канал по подписке». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://vk.com/club1824915?w=wall-1824915_17865
Школа фельетона: деревенские напитки в эпоху импортозамещения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/drinks-nalivki
«23 августа прошла презентация специального выпуска исторического научно-популярного журнала «Родина». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/magazine-presentation
«Facebook экспериментирует со специальной пометкой для СМИ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://jrnlst.ru/facebook-breaking

Вопрос-ответ:

Какова сущность и понятие медиакритики?

Медиакритика - это область журналистики, занимающаяся анализом и оценкой работы СМИ. Главная цель медиакритики - выявление ошибок, несоответствия фактам, искажения информации и других негативных аспектов в работе СМИ. Основное понятие медиакритики - критический анализ СМИ с точки зрения профессионала, который осознает принципы работы журналистов.

Какие коммуникационные стратегии используются в медиакритике?

В медиакритике используются различные коммуникационные стратегии, чтобы достичь целей анализа и оценки работы СМИ. Это могут быть стратегии конструктивной критики, публичного осуждения, диалога с СМИ, использования экспертного мнения и т.д. Каждая стратегия имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач медиакритика.

Какую роль играет медиакритика в современных СМИ для журналистов?

Медиакритика играет важную роль в современных СМИ для журналистов. Она помогает журналистам развивать свои профессиональные навыки, анализировать и оценивать свою работу, а также улучшать качество информации, которую они предоставляют своей аудитории. Медиакритика также способствует развитию профессионального диалога и обмену опытом между журналистами.

Какова общая характеристика журнала "Журналист"?

Журнал "Журналист" является профессиональным изданием, посвященным медиаиндустрии. Он издается для журналистов и других профессионалов в сфере СМИ. В журнале освещаются актуальные темы и проблемы медиаиндустрии, а также анализируется работа отдельных СМИ и журналистов. В журнале часто публикуются критические тексты, которые помогают профессиональной аудитории оценить и улучшить свою работу.

Что такое медиакритика?

Медиакритика - это анализ и оценка работы средств массовой информации, а также критическое рассмотрение различных аспектов медийной деятельности. Она направлена на выявление проблем и недостатков в работе СМИ, а также на поиск путей их решения.

Какие коммуникационные стратегии используются в медиакритике?

В медиакритике используются различные коммуникационные стратегии, включая анализ структуры и содержания медиа-материалов, исследование взаимодействия медиа и публики, а также оценку качества информационных потоков. Основная цель коммуникационных стратегий в медиакритике - обеспечить максимальную объективность и достоверность информации для аудитории.

Какая роль медиакритики в современных СМИ для журналистов?

Роль медиакритики в современных СМИ для журналистов заключается в том, чтобы выявлять проблемы и недостатки в работе СМИ, а также критически анализировать и оценивать медийные материалы. Это помогает журналистам совершенствоваться и развиваться, а также повышает качество информационного продукта.

Какие особенности медиакритики для профессиональной аудитории имеет журнал Журналист?

Журнал Журналист имеет несколько особенностей в своей медиакритике для профессиональной аудитории. Во-первых, он предоставляет общую характеристику медиакритики и объясняет ее сущность и понятие. Во-вторых, журнал Журналист анализирует и оценивает критические тексты различных жанров, представленных в журнале. В-третьих, он рассматривает медиакритику как инструмент для профессионального развития журналистов.

В чем состоит жанровое своеобразие критических текстов в журнале Журналист?

Критические тексты в журнале Журналист имеют разнообразие жанров. Это могут быть обзоры медийных материалов, рецензии на фильмы и книги, интервью с известными журналистами и многое другое. Журнал Журналист предлагает своей аудитории разнообразие критических текстов, которые помогают лучше понять медийную среду и развиваться как профессионалы.

Что такое медиакритика?

Медиакритика - это анализ и оценка медиаинформации, включая прессу, радио, телевидение и Интернет, с целью выявления ее сильных и слабых сторон, определения качества и достоверности информации, а также выявления влияния медиа на общественное мнение.