Формирование выразительности речи младших школьников средствами театрализованной деятельности на уроках литературного чтения.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 17.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования выразительности речи младших школьников 5
1.1 Особенности выразительности речи детей младшего школьного возраста 5
1.2 Организация театрализованных игр на уроках литературы по развитию выразительности речи 8
Глава 2. Опытно-поисковая работа по речевому развитию младших школьников посредством театрализованной деятельности на уроках литературного чтения 13
2.1 Методическое обеспечение исследования и результаты констатирующего этапа эксперимента 13
2.2 Экспериментальная программа формирования выразительности речи младших школьников средствами театрализованной деятельности на уроках литературного чтения 17
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложения 27
Контрольная диагностика проводилась как в экспериментальной, так и в контрольной группах, на контрольном этапе эксперимента использовалось один и тот же диагностический материал.Занятия с элементами театрализованной деятельности по окончании формирующего опыта уже дали положительные результаты. Наблюдая за детьми в различных сценариях и в диалогах между ними, дети явно становились более выразительными. Появилась мимика, дети начали жестикулировать руками во время разговора друг с другом. Дети как бы «артистичнее» стали общаться друг с другом, беря на себя ту или иную роль в своих играх. Новое исследование подтвердило наблюдение.Статистическая значимость различий уровня тренированности речевой выразительности у детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлена в табл. 2 и на рис. 2 (приложение 2).Сравнительный анализ результатов опытной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента показал достоверные результаты. Критерий углового преобразования Фишера выявил статистически значимые различия между контрольной и экспериментальной группами с высоким уровнем тренированности речевой выразительности.Среди детей экспериментальной группы 40 % детей имели высокий уровень, 10 % - низкий уровень и 50 % - средний уровень в двух группах. В контрольной группе 20% детей были высокими, а 30% - низкими.Из данных, представленных в таблице, видно, что имеется значительное расхождение в уровнях сформированности речевой выразительности детей экспериментальной и контрольной групп. Количество детей в экспериментальной группе с высокими показателями значительно превышает количество детей в контрольной группе.Проведенная работа по формированию выразительности речи детей в целом дала хорошие результаты. Дети стали более активными, научились импровизировать, вносить предложения при передаче голоса персонажей, а также передавать величину героя в голосе.Таким образом, можно говорить об эффективности работы, выполненной в экспериментальной группе. Сравнительный анализ результатов контрольной и опытной групп на этапах наблюдения и контроля эксперимента представлен в табл. 3 и на рис. 3 (приложение 3). В ходе работы значительно улучшились результаты выполнения диагностических заданий, направленных на изучение сформированности детской речевой выразительности.Сравнительный анализ данных контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента выявил повышение уровня сформированности речевой выразительности в экспериментальной группе. Подтверждена статистическая значимость изменений состояния сформированности речевой выразительности детей экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента, происходящих на всех уровнях. При сравнении экспериментальной и контрольной групп до и после экспериментальной работы можно увидеть повышение уровня сформированности речевой выразительности, однако динамика повышения в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.До обучения обе группы, контрольная и экспериментальная, находились на низком уровне тренированности речевой выразительности, средние показатели которой составили 30 % - экспериментальная группа и 40 % - контрольная группа. После эксперимента средний показатель детей в обеих группах составил 50%. В результате проведенной работы установлено, что показатели детей экспериментальной группы стали соответствовать высокому уровню сформированности речевой выразительности, то есть при коррекционном воздействии и целенаправленной педагогике уровень сформированности повышается, выразительность речи.Изучив речевое состояние детей, на основании анализа экспериментальных данных можно сделать вывод, что проведенное коррекционное воздействие имеет положительную динамику. Работа, проделанная в процессе формирования опыта, непосредственно оказала существенное влияние на устранение недостатков в выразительности речи. В ходе занятий дети стали активно использовать знакомые средства выразительности, дети стали эмоционально общаться друг с другом.В совместной деятельности дети больше сдружились, научились не перебивать друг друга, оценивать не самого ребенка, а его действия. В инсценировках активизировался словарный запас детей, расширился словарный запас. Благодаря мимическим и пантомимным упражнениям многие дети научились не только интонационно передавать признаки предмета, но и выражать его настроение мимикой и жестами. Анализ данных показал, что только в экспериментальной группе произошедшие изменения были статистически значимыми и достоверными.Таким образом, существенные различия, выявленные при сравнительном анализе результатов детей контрольной и экспериментальной групп на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, подтвердили научную обоснованность и эффективность предложенной программы формирования речевой выразительности у младших школьников средствами театральной деятельности на уроках литературного чтения.ЗаключениеТаким образом, работа, направленная на повышение уровня выразительности речи младших школьников посредством театрализованной деятельности на занятиях по литературному чтению, на наш взгляд, даст оптимальные результаты при создании необходимых условий:1. Мы считаем важным поддерживать эмоциональный настрой учащихся на протяжении всего занятия, поскольку убеждены, что когда ребенок психологически спокоен, позитивен в работе, он будет правильно выполнять упражнение и уважать его - даже отведенное время. Так как положительная мотивация в деятельности школьника играет важную роль: желание учиться у школьника с положительной мотивацией выражено ярче, он будет работать более интенсивно, чем у ребенка со слабой мотивацией.2. Для достижения положительного результата школьникам необходимо постоянно выполнять типовые задания, только в этом случае будет происходить развитие речевой выразительности и усвоение данного материала.3. Мы считаем важным заниматься театральной деятельностью для развития выразительности речи младшего школьника. Роль игры в развитии ребенка с переходом в школу не исчезает, а наоборот занимает большую часть деятельности учащегося, особенно во время игры развиваются все психические процессы у детей, поэтому с помощью игры это верный способ вовлечь детей в работу.Итак, выполняя театрализованную деятельность по развитию выразительности речи учащихся, педагог должен знать и учитывать психологические и возрастные особенности. Уроки литературного чтения помогут сделать речь школьника более грамотной, насыщенной, точной, эмоционально красочной и выразительной.Список литературы1. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.3. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры./ Патрушева И. В. - М.: Юрайт, 2019. 130 с.4. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры./ Смирнова Е. О. - М.: Юрайт, 2019. 224 с.5. Суртаева Н. Н. Педагогика, педагогические технологии./ Суртаева Н. Н. - М.: Юрайт, 2019. 250 с.6. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник. // Молодой ученый. - 2017.- № 12 (92). - С. 826-829. Электронные ресурсы7. Александрова Н.С. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-teatralizovannyh (дата обращения 17.03.2023)8. Выготский Л. С. Мышление и речь. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003817072 (дата обращения 17.03.2023)9. Крючкова Т.А. Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vyrazitelnosti-rechi (дата обращения 17.03.2023)10. МБОУ СОШ №7 г. Нижний Новгород. – URL: http://school7nn.edusite.ru/ (дата обращения 17.03.2023)11. Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки. – URL: http://www.oxoz.ru/fenovs-217-1.html (дата обращения 17.03.2023)12. Острогорский В.П. Выразительное чтение. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003617334 (дата обращения 17.03.2023) 13. Парфенова О.Ю. Использование элементов школьного театра в процессе обучения учащихся третьего класса литературному чтению. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov (дата обращения 17.03.2023)14. Рязапова Л. З. Культура речи: учебное пособие. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006684664 (дата обращения 17.03.2023) 15. Савова М. Р. Словарь-справочник «Педагогическое речеведение». – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001799844 (дата обращения 17.03.2023) 16. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000624707 (дата обращения 17.03.2023) 17. Штемберг Ю.Л. Театрализованная деятельность в формировании выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-v (дата обращения 17.03.2023)ПриложенияПриложение 1Таблица 1 – Результаты обследования выразительности речи детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе экспериментаУровниЭкспериментальная группаn = 10Контрольная группаn = 10Угловое преобразование ФишераКоличество детейПроцент соотношения к общему количеству детейКоличество детейПроцент соотношения к общему количеству детейВысокий00%110%0,64Средний330%440%0,48Низкий770%550%1,37Рисунок 1 – Результаты обследования выразительности речи детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе экспериментаПриложение 2Таблица 2 – Результаты обследования выразительности речи детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе экспериментаУровниЭкспериментальная группа n = 10Контрольная группа n = 10Угловое преобразование Фишера Количество детейПроцент соотношения к общему количеству детейКоличество детейПроцент соотношения к общему количеству детейВысокий440%220%1,68Средний550%550%0Низкий110%330%1,40Рисунок 2 – Результаты обследования выразительности речи детей экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе экспериментаПриложение 3Таблица 3 – Сравнение результатов обследования выразительности речи детей КГ и ЭГ до и после обученияУровни развития связной речиЭкспериментальная группаn = 10Контрольная группаn = 10Констатирующий экспериментКонтрольный экспериментУгловое преобразование ФишераКонстатирующий экспериментКонтрольный экспериментУгловое преобразование ФишераВысокий0%40%2,0710%20%1,63Средний30%50%0,9240%50%1,51Низкий70%10%1,7450%30%0,92Рисунок 3 – Сравнение результатов обследования выразительности речи детей КГ и ЭГ до и после обучения
1. Бермус А. Г. Практическая педагогика./ Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.
2. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии. / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
3. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры./ Патрушева И. В. - М.: Юрайт, 2019. 130 с.
4. Смирнова Е. О. Психология и педагогика игры./ Смирнова Е. О. - М.: Юрайт, 2019. 224 с.
5. Суртаева Н. Н. Педагогика, педагогические технологии./ Суртаева Н. Н. - М.: Юрайт, 2019. 250 с.
6. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник. // Молодой ученый. - 2017.- № 12 (92). - С. 826-829.
Электронные ресурсы
7. Александрова Н.С. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-teatralizovannyh (дата обращения 17.03.2023)
8. Выготский Л. С. Мышление и речь. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003817072 (дата обращения 17.03.2023)
9. Крючкова Т.А. Развитие выразительности речи младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-vyrazitelnosti-rechi (дата обращения 17.03.2023)
10. МБОУ СОШ №7 г. Нижний Новгород. – URL: http://school7nn.edusite.ru/ (дата обращения 17.03.2023)
11. Методика «Исследование выразительности речи» И.Ф. Павалаки. – URL: http://www.oxoz.ru/fenovs-217-1.html (дата обращения 17.03.2023)
12. Острогорский В.П. Выразительное чтение. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003617334 (дата обращения 17.03.2023)
13. Парфенова О.Ю. Использование элементов школьного театра в процессе обучения учащихся третьего класса литературному чтению. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-elementov (дата обращения 17.03.2023)
14. Рязапова Л. З. Культура речи: учебное пособие. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006684664 (дата обращения 17.03.2023)
15. Савова М. Р. Словарь-справочник «Педагогическое речеведение». – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001799844 (дата обращения 17.03.2023)
16. Светловская Н.Н. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000624707 (дата обращения 17.03.2023)
17. Штемберг Ю.Л. Театрализованная деятельность в формировании выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-v (дата обращения 17.03.2023)
Вопрос-ответ:
Какие особенности выразительности речи младших школьников можно выделить?
Особенности выразительности речи младших школьников связаны с их возрастными особенностями и стадией развития речи. На этом этапе дети еще только учатся составлять предложения, использовать разные части речи и передавать эмоциональное содержание. Их речь может быть простой и недостаточно выразительной. Однако с помощью театрализованной деятельности на уроках литературного чтения дети могут развить свою выразительность, обогатить речь эмоциональными оттенками и улучшить произношение.
Как организовать театрализованные игры на уроках литературы для развития выразительности речи младших школьников?
Организация театрализованных игр на уроках литературы - это прекрасная возможность развивать выразительность речи у младших школьников. Учителю необходимо выбрать литературный материал, который будет интересен детям, и провести урок в игровой форме. Можно предложить ученикам воспроизводить диалоги персонажей, играть роли, использовать разные интонации и выражения лица. Такие игры помогут детям привыкнуть к выразительному чтению и развить навыки эмоциональной передачи содержания текста.
Какими методами можно формировать выразительность речи младших школьников с помощью театрализованной деятельности?
Для формирования выразительности речи младших школьников с помощью театрализованной деятельности можно использовать разные методы. Например, можно предложить детям воспроизводить сцены из литературных произведений, играть роли разных персонажей и передавать их эмоциональное состояние. Также можно проводить упражнения на развитие произношения, речевого дыхания и интонаций. Важно создать атмосферу игры и позволить детям проявить свою индивидуальность и креативность.
Какие особенности выразительности речи у детей младшего школьного возраста?
Особенности выразительности речи у детей младшего школьного возраста заключаются в их естественной натуральности и спонтанности. Дети в этом возрасте часто используют эмоциональное окрашивание речи, активно проявляют свои эмоции и пытаются передать их через речь. Они также часто использовать жесты, мимику и выразительные интонации для усиления эффекта своей речи.
Как организовать театрализованные игры на уроках литературы для развития выразительности речи?
Организация театрализованных игр на уроках литературы для развития выразительности речи может включать различные элементы, такие как ролевые игры, импровизации, драматические постановки, чтение вслух с использованием разных интонаций и т.д. Важно создать подходящую атмосферу и мотивировать учеников к активному участию в играх. Также важно дать им возможность выразить свои эмоции и идеи через речь и действия.
Какие результаты можно достичь при формировании выразительности речи младших школьников через театрализованную деятельность на уроках литературного чтения?
Формирование выразительности речи младших школьников через театрализованную деятельность на уроках литературного чтения может привести к развитию их коммуникативных навыков, уверенности в себе, умению выразить свои мысли и эмоции, развитию памяти, воображения и творческого мышления. Они также могут научиться сотрудничать в группе, слушать других, адаптироваться к различным ролям и ситуациям. Все это может положительно сказаться на их общей речевой и социальной компетенции.
Какова роль театрализованной деятельности в формировании выразительности речи младших школьников?
Театрализованная деятельность играет важную роль в формировании выразительности речи младших школьников, так как через игру и имитацию реальных ситуаций дети могут практиковать различные способы выражения своих мыслей и эмоций. Они также могут учиться использовать жесты, мимику, интонации и другие выразительные средства для подчеркивания своей речи и создания атмосферы. Театрализованная деятельность также может помочь детям преодолеть стеснение и улучшить свои навыки общения.
Как формируется выразительность речи у младших школьников на уроках литературного чтения?
Выразительность речи младших школьников может формироваться средствами театрализованной деятельности на уроках литературного чтения. Использование различных игровых форматов и ролевых игр позволяет детям активно выражать свои эмоции и мысли, развивать мимику, жестикуляцию и интонацию.
Какие особенности выразительности речи характерны для детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста обычно проявляют чистоту произношения и яркую эмоциональность в своей речи. Однако, им часто недостает умения передать смысловую нагрузку, использовать разнообразные интонации и ритмы речи. Театрализованная деятельность на уроках литературного чтения помогает развивать такие навыки.
Как организовать театрализованные игры на уроках литературы для развития выразительности речи?
Для организации театрализованных игр на уроках литературы можно использовать различные методы: ролевые игры, чтение произведений с актерским подходом, создание сцен и маленьких спектаклей. Важно создавать атмосферу свободного творчества и позволять детям выражать свои мысли и эмоции через речь и действия.
Какие результаты может показать опытно-поисковая работа по речевому развитию младших школьников с использованием театрализованной деятельности?
Опытно-поисковая работа, проводимая с использованием театрализованной деятельности на уроках литературного чтения, может показать положительные результаты в развитии выразительности речи младших школьников. Дети могут научиться передавать эмоции и мысли через интонацию, жесты и мимику, а также развить навыки сценической речи.
В чем преимущество использования театрализованной деятельности на уроках литературного чтения для формирования выразительности речи?
Использование театрализованной деятельности на уроках литературного чтения позволяет активизировать участие детей в учебном процессе, создать интерес к чтению и развитию речи. Также это дает возможность детям выражать свою индивидуальность, развивать творческое мышление и коммуникативные навыки.