2. Механизм административно-правового регулирования в административном праве.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 34 34 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 18.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Понятие и структура предмета административно-правового регулирования 5
2. Понятие и виды методов Административно-правового регулирования 14
3. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты 30
Заключение 33
Библиография 34
Фрагмент для ознакомления

К этой категории методов относятся, например, "автономия", "подчинение", "планирование" и т. д.Посредством административного и правового регулирования часто повторяющиеся социальные отношения не только укрепляются. Для права также характерна регулирующая функция, которая способствует изменению и совершенствованию существующих отношений, а также возникновению новых общественных отношений, для которых созрели объективные предпосылки.Названная функция административно-правового регулирования также воплощает в жизнь специальные методы регулирования стимулирующих свойств, прямая цель которых-стимулировать добровольные действия отдельных членов или целых групп общества, соответствующие новым социальным отношениям. Частными разновидностями методов, обладающих стимулирующими свойствами, являются, например, методы рекомендации и стимулирования.Суть рекомендательного метода заключается в том, что нормативные предписания содержат рекомендации без прямого обязательного регулирования относительно желаемого поведения, в результате которого наиболее эффективно будет получен результат, полезный для конкретной команды или для общества в целом. Кроме того, рекомендательный метод, как правило, предполагает установление определенных поддерживающих условий, гарантирующих реализацию выбранного поведения.Особенность рекомендательного метода заключается в том, что, предписывая субъектам определенное поведение, он одновременно дает им право самостоятельно принимать решение о масштабах, форме и способах реализации этого поведения. В связи с этим П. Э. Недбайло отмечает, что в одних случаях рекомендация предоставляет субъектам право выбора конкретного решения, в других обязывает их принять определенное решение, но позволяет им указать положение стандарта в соответствии с реальными возможностями данного субъекта.Несомненно, метод стимулирования также обладает стимулирующим свойством, которое устанавливает такое волевое состояние субъекта, при котором последний волен выбирать предписанное улучшенное поведение в ожидании получения определенных преимуществ - выгод в случае достижения желаемого результата . Особенность стимулирующего метода заключается в том, что нормы права содержат указания на определенный тип поведения, следование которому желательно для всего общества, но не обязательно для каждого отдельного субъекта. Однако выбор такого поведения подкрепляется обещанием наделить субъекта преимуществами, выходящими за рамки общепринятых норм.Стимулирующий метод выражается в различных стимулирующих нормах и особенно широко используется в регулировании трудовых отношений. Стимулирующий метод находит свое воплощение в применении различных мер материального и морального стимулирования.Рекомендательные и стимулирующие методы, имеющие своей общей целью стимулирование совершенствования, совершенствования общественных отношений, отличаются непосредственным характером определения волевого состояния субъектов. Если рекомендация при формулировании рекомендаций по желаемому правилу указывает только на то, что сам выбранный вариант поведения сулит определенные преимущества по сравнению с обычным, то поощрение, наряду с указанием на желаемое поведение, устанавливает определенные преимущества в качестве вознаграждения за выбранный вариант. улучшенное поведение и достигнутый результат. Следовательно, стимулирующий метод характеризуется большей определенностью состояния воли испытуемых, чем в рекомендациях. Важной функцией административно-правового регулирования является вытеснение определенных общественных отношений. Эта функция выражается прежде всего в том, что нормы права устанавливают запреты на отдельные действия, указывая на неизбежные последствия, которые могут наступить в случае нарушения запрета. Реализации этой функции способствуют особые методы регулирования – методы принудительного воздействия. Их суть заключается в том, что они содержат угрозу неблагоприятных последствий в результате проступка. Это вызывает у субъектов волевое состояние, при котором последние осознают необходимость соблюдать установленный порядок и воздерживаются от его нарушения, чтобы не вызвать осуждения общества, т.д.В этом случае методы принудительного воздействия выступают в качестве превентивного средства воздействия.Когда запрет не соблюдается и срок давности нарушается, методы принудительных действий выражаются в причинении нарушителю определенных испытаний, которые вызывают чувства виновного, побуждают его критически оценивать свое поведение, делать выводы на будущее. Здесь методы принудительного воздействия выступают в качестве реального средства установления правильного волевого состояния субъекта, который не желает в одиночку подчиняться установленному порядку и получает соответствующее возмездие от общества, подвергаясь справедливому наказанию.Вообще говоря, методы принудительного воздействия, как превентивные, так и реальные, направлены на ориентацию воли субъектов в соответствии с интересами сообщества, коллектива, хотя сами эти субъекты желают вести себя иначе, вопреки установленной норме закон.Методы принудительного воздействия носят специфический характер и преследуют конкретные цели. – Закон, в зависимости от характера и степени опасности правонарушений, предусматривает следующие виды средств принуждения : уголовные санкции, административные, дисциплинарные и имущественные санкции, а также меры общественного воздействия. Каждая из этих разновидностей имеет свои особые подразделения. Например, каждая статья особой части УК РФ предусматривает, помимо вида наказания, еще и свою конкретную меру. Соответствующие подразделения также имеют все виды административных, дисциплинарных и имущественных санкцийПриведенная выше классификация способов административного и судебного регулирования так называемого материального характера не претендует на полноту. Вы можете найти другие основы классификации и сгруппировать методы по-другому. Кроме того, совокупность этих способов административного и судебного регулирования нельзя считать исчерпывающей. Процессуальные методы в основном используются при применении материального права. Методы процедурного характера должны также включать методы, используемые в законодательной сфере. Специфика процессуальных методов заключается в том, что их непосредственным объектом является воля особых субъектов, таких как те, кто официально уполномочен создавать и применять правовые нормы в определенной сфере деятельности государства.В подавляющем большинстве эта группа методов состоит из соответствующих норм процессуального права. Процедурные методы очень разнообразны и могут быть классифицированы по разным признакам. Например, за основу классификации мы можем взять структуру административно-правового регулирования, то есть систему организационно-правовых форм деятельности государственных органов. Эта основа позволяет проводить различие между методами законотворчества и методами правоприменения. Методы законотворчества используются в деятельности государственных органов и отдельных должностных лиц для установления норм права. Цель этих методов - установить определенное волевое состояние субъектов, на которых возложены функции непосредственного юридического образования. К методам законотворчества относятся такие методы, как подчинение, делегирование полномочий, санкционирование, каждый из которых имеет свою природу и цель. Например, метод подчинения выражается в установлении такого волевого состояния субъектов законодательной деятельности, при котором один из них обязан конституционными нормами всегда руководствоваться в своей законодательной деятельности общими нормативными предписаниями, установленными другим субъектом – вышестоящей инстанцией.Санкционирующий метод выражается, например, в том, что отдельные законодательные органы в силу своей правовой природы обязаны окончательно определять правовую ценность норм, принятых ответственными органами.Методы правоприменения более разнообразны и различаются в зависимости от конкретной организационно-правовой формы деятельности, в которой они используются. Например, такие методы, как наблюдение, утверждение, одобрение, широко используются в регулировании правоохранительной деятельности. Например, начисление заработной платы бухгалтеру предприятия не может быть рассчитано без надлежащего одобрения расчетов руководителем этого предприятия.Особые методы административно-правового регулирования используются при регулировании правоохранительной деятельности. Например, на стадии предварительного следствия, когда речь идет о регулировании отношений следователя и прокурора, используются метод предварительного разрешения (следователь не может проводить обыск без разрешения прокурора), метод утверждения (обвинительное заключение по делу). следователь по делу может быть представлен суду только после его утверждения прокурором) и т. д. Когда речь идет о регулировании отношений между следователем, с одной стороны, и свидетелем, экспертом, с другой, например, используется метод предупреждения об ответственности за дачу ложных показаний, изобличение и т. д. Методы других организационных форм правоприменения - надзор, правоприменение, реализация государственных правоприменительных мер-отличаются особым характером и содержанием.3. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институтыПравовая система - это внутреннее единство права, определяемое в конечном итоге экономической системой общества и ее разделением на различные взаимосвязанные отрасли (и правовые институты). Дифференциация правовой системы отражает как специфику объекта регулирования, так и специфику правовых средств (методов) воздействия на общественные отношения.Система права определяется системой экономических отношений. Но поскольку право является субъективным фактором общественного развития, его система не может быть сведена к экономической структуре общества. Она также не сводится к структуре других общественных отношений, поскольку право является классовым выражением общественных отношений, а не их пассивным отражением.Однако из этого не следует, что система права систематизатора законодательства может быть отделена от существующей системы общественных отношений.Правовая система исторически развивается с развитием законодательства, выступающего посредником в экономических и других социальных отношениях. Создавая определенные нормативные акты, в том числе кодексы, государство ставит перед собой задачу регулировать отдельные виды общественных отношений, а не всю систему реальных отношений, одновременный учет которых во всем их многообразии и движении практически невозможен для законодателя. Кодификация осуществляется периодически, в то время как социальные отношения развиваются непрерывно.Таким образом, можно сознательно создать правовое государство.или даже набор норм (кодекс), но практически нет способа с сегодняшнего дня на завтра построить всю существующую правовую систему. Задача состоит не в искусственном построении правовой системы, а в понимании закономерностей ее развития и кодификации различных отраслей права (систематизации действующего законодательства) на основе анализа существующих общественных отношений и особенностей их правового регулирования.Последние, находясь в рамках необходимости и учитывая характер регулируемых отношений, могут избрать тот или иной метод правового воздействия на них. Он может варьировать эти методы, используя их в различных комбинациях. Именно субъективность метода отличает его от субъекта. Но и те, и другие играют важную роль в построении правовой системы, они тесно взаимодействуют друг с другом.Следует помнить, что закон регулирует не все, а только самые фундаментальные отношения с точки зрения интересов государства. И уж тем более тем, кто объективно нуждается в судебном посредничестве. Государство не стремится к тотальному правовому регулированию общественной жизни, поэтому многие отношения между людьми регулируются другими социальными нормами - моралью, обычаями, традициями и т. д. Кроме того, не все отношения могут регулироваться законом, а только те, которые подлежат внешнему контролю. Отношения, подлежащие правовому регулированию, приобретают правовую форму и выступают в качестве правовых.Группировка норм по отраслям и институтам зависит прежде всего от особого разнообразия социальных отношений, их качественной специфики. Однако не всегда возможно отличить одну отрасль права от другой только на основании предмета, поскольку существуют такие отношения, которые опосредованы нормами нескольких отраслей. Например, имущественные отношения во всех их формах регулируются гражданским правом, уголовным правом, административным правом, конституционным правом. В таких случаях на помощь приходит метод регулирования, поскольку каждая отрасль права имеет свой собственный и характерный способ воздействия на поведение субъектов (или их комбинацию).Однако наряду с общими существуют специфические методы административно-правового регулирования, характерные для определенных отраслей права и отношений, которые они опосредуют. К ним относятся:Императивный и диапозитивный методы, используемые главным образом в уголовном и гражданском праве (соответственно). В разной степени они присущи и другим отраслям. В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.Заключение Таким образом, одного материального руководства недостаточно : если руководство руководствуется только им, было бы трудно провести различие между отраслями и связанными с ними учреждениями. Кроме того, в законодательстве нет абсолютно независимых отраслей, поскольку они являются частью единой системы. Если бы только предмет служил основой для разделения права, то было бы слишком много ответвлений. Общая концепция метода административно-правового регулирования (как выборочной категории) включает в себя следующие элементы, которые дают представление о том, как государство с помощью права влияет на происходящие социальные процессы :а) установление границ регулируемых отношений, что, в свою очередь, зависит от ряда объективных и субъективных факторов (характеристики этих отношений, экономические и другие потребности, интересы государства и т. д.).;б) публикация соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, требования к их правильному и возможному поведению ;в) наделять участников общественных отношений (граждан и юридических лиц) правоспособностью и правоспособностью, позволяющими им вступать в различные правоотношения ;г) определение мер ответственности (принуждения) за нарушение этих правил. В целом правовой метод - это известный набор правовых инструментов, с помощью которых государственная власть оказывает необходимое влияние на добровольные общественные отношения, чтобы дать им желаемое развитие.Эта специфика отличает этот тип социального устройства от других форм нормативного регулирования общественной жизни. Важность описанного правового механизма заключается в том, что он во многом определяет действенность и эффективность закона.БиблиографияАгапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. 424 с.Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. 624 с.Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 544 с.Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 328 с.Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018. 112 с.Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 112 с.Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. 320 с.Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 432 с.Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2017. 402 с.Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 432 с.Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник. — М.: Юрайт, 2018. 426 с.Макарейко Н. В. Административное право. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2017. 260 с.Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 428 с.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / М.Б. Добробаба, Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннов и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. 1044 с.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1343 с.Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. 1337 с.


1. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 1. Общая часть. — М.: Юрайт, 2019. 472 с.
2. Агапов А. Б. Административное право. Учебник для бакалавриата и магистратуры. В 2-х томах. Том 2. Публичные процедуры. Особенная часть. — М.: Юрайт, 2019. 424 с.
3. Административное право Российской Федерации. Практикум. / под ред. Алехин А. П. — М.: Зерцало, 2020. 256 с.
4. Административное право Российской Федерации. Учебник. — М.: Юстиция, 2016. 624 с.
5. Административное право Российской Федерации. Учебник. / под ред. Соколов А. Ю. — М.: Инфра-М, Норма, 2016. 352 с.
6. Административное право. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Конин Н. М., Маторина Е. И. — М.: Юрайт, 2019. 356 с.
7. Административное право. Учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. Зубач А. В. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.
8. Алексеев И. А., Станкевич Г. В., Цапко М. И., Свистунов А. А., Белявский Д. С., Хабибулина О. В. Административное право. Учебник. — М.: Проспект, 2020. 320 с.
9. Борисов А.Н., Лагвилава Р.П. Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2018. 544 с.
10. Волков А. М. Административное право России. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 328 с.
11. Гречина Л. А. Административное право РФ. Курс лекций. — М.: РГ-Пресс, 2018. 112 с.
12. Деменкова Н. Г., Стариков И. Ю., Игнатова М. С. Административное право в схемах и таблицах. Учебник. — М.: Проспект, 2019. 112 с.
13. Зубач А. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 530 с.
14. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации. — М.: Издательский дом Университета "Синергия", 2020. 320 с.
15. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 432 с.
16. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2017. 402 с.
17. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 432 с.
18. Конин Н. М., Маторина Е. И. Административное право. Учебник. — М.: Юрайт, 2018. 426 с.
19. Макарейко Н. В. Административное право. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт, 2017. 260 с.
20. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт, 2019. 486 с.
21. Осинцев Д. В. Административное право. Учебник для СПО. — М.: Юрайт, 2019. 428 с.
22. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / М.Б. Добробаба, Э.Г. Липатов, С.Е. Чаннов и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. 1044 с.
23. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая / Р.В. Амелин, М.Б. Добробаба, М.Э. Капитанец и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1120 с.
24. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 1. 1343 с.
25. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая / Р.В. Амелин, А.В. Колоколов, М.Д. Колоколова и др.; под общ. ред. Л.В. Чистяковой. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019. Т. 2. 1337 с.

Вопрос-ответ:

Что такое административно-правовое регулирование?

Административно-правовое регулирование - это система правовых норм и методов, которая регулирует отношения между государственными органами и гражданами, а также между государственными органами и юридическими лицами в сфере административных правоотношений.

Какова структура предмета административно-правового регулирования?

Структура предмета административно-правового регулирования включает в себя объекты, субъекты и правоотношения. Объектами административно-правового регулирования являются государственные функции и интересы общества. Субъектами регулирования являются государственные органы и граждане, а также другие участники правоотношений. Правоотношения в административно-правовом регулировании возникают в процессе осуществления государственных функций и определяют права и обязанности сторон.

Какие виды методов административно-правового регулирования существуют?

Существует несколько видов методов административно-правового регулирования, включая командно-распорядительный, экономический, информационный, стимулирующий, принудительный и комплексный методы. Каждый из этих методов используется при регулировании административных правоотношений в зависимости от конкретных задач и целей государства.

Что означает деление права на отрасли и институты?

Деление права на отрасли и институты означает, что правовая система разделена на различные области, такие как гражданское право, уголовное право, административное право и т.д. Каждая отрасль права регулирует определенную сферу общественных отношений. Институты являются составной частью каждой отрасли права и представляют собой систему правовых норм, регламентирующих определенные виды правоотношений.

Какие методы административно-правового регулирования относятся к категории автономии?

К категории методов административно-правового регулирования, относящихся к автономии, можно отнести методы, основанные на принципе самоорганизации и самоуправления организаций и предприятий. Например, возможность принятия собственных правил и нормативных актов, планирование и контроль своей деятельности.

Что такое административно-правовое регулирование?

Административно-правовое регулирование - это совокупность механизмов, которые применяются для установления и обеспечения порядка взаимодействия между государством и административными органами с одной стороны, и гражданами и организациями - с другой стороны.

Какова структура предмета административно-правового регулирования?

Предмет административно-правового регулирования состоит из трех основных элементов: административно-правовой нормы, особого субъекта и объекта административно-правового воздействия.

Какие методы административно-правового регулирования существуют?

Существует несколько видов методов административно-правового регулирования: прямое, косвенное, административное и правовое.

Что позволяет деление права на отрасли и институты?

Деление права на отрасли и институты позволяет более эффективно регулировать различные аспекты общественных отношений и ситуаций, определять права и обязанности участников этих отношений и определять порядок их регулирования.

Какие методы относятся к категории методов административно-правового регулирования?

К категории методов административно-правового регулирования относятся, например, методы автономии, подчинения, планирования и др. Эти методы позволяют достичь целей административно-правового регулирования и обеспечить правопорядок в обществе.

Что такое административно-правовое регулирование?

Административно-правовое регулирование - это совокупность нормативных правовых актов, применяемых государством для регулирования отношений в области административной деятельности. Оно включает в себя организацию государственного аппарата, установление прав и обязанностей граждан и организаций, а также меры государственного воздействия на нарушителей административного законодательства.