Воспитание национального самосознания средствами хореографии
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 52 + 52 источника
- Добавлена 18.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы в воспитании национального самосознания средствами хореографии 6
Сущность народного танца как основа патриотической хореографии 6
1.2. Особенности национальных традиций Российской Империи 19
1.3.Основы патриотической хореографии в период истории Советского Союза 30
1.4.Традиции национального патриотического самосознания в истории Великой Отечественной войны 37
Глава 2. Исследование специфики воспитания национального самосознания средствами хореографии, (через номер Военный «Женский батальон») 46
2.1. Хореографический номер Военный «Женский батальон» как основа воспитания национального самосознания средствами хореографии: практические аспекты. 46
Заключение 62
Литература 64
Обратить внимание, что подсчет используется из-за повторения узора, но подсчет только идет к 4, а не к 8. Учащиеся должны начать думать в 4-тактном последовательности. ВНИЗ, ВВЕРХ — сгибание и разгибание обоих коленей.4. КОЛЕНИ, КОЛЕНИ, ПЛЕЧИ, ПЛЕЧИ; 1, 2, 3, 4; 1,2, 3, 4. Руки похлопывают по коленям два раза, затем два раза плечи. Прыжок сначала на одной ноге и затем на другую ногу. Кроме того, использовать два типа простых организованных танцы: (1) Двух (Четырехчастные) и Трехчастные танцы, созданные для большого круга. Двух (четырех)и трехчастные танцы чередуют движенияиз одной части в другую; например, в части I могут использоваться движения и часть II, локомоторные движения. Танцы большого круга начинаютвключать больше изменений направления, поскольку используется движениенепрерывно, и они начинают вовлекать группу в общую формацию двухчастные танцы.Составить танец из музыкальной подборки, сгруппированной в две части (например, «Кадриль»).Четырехчастные танцы используют один и тот же тип музыки для танцев из четырех частей. Разница междучетырехчастными двухчастным танцем- это использование более сложных движений для четырехчастного танца. (на цыпочках иходить с развернутыми носками для повторения для первой. Для части II использовать последовательность похлопываний по коленям, затем по плечам.Танцы большого круга сложнее, чем двух-, трех- и четырехчастные танцы. Учащиеся теперь переходят от более случайного паттерна движения к перемещению в более организованный круг либо в прямом, либо в обратном направлении, либо в направлении и от центра круга. Цель состоит в том, чтобы учащиеся могли научиться держать ритм и менять направление, не теряя равновесия. При движении вперед или назад по классу проще всего изменить направление после 16 ударов, шаги вперед и назад центр проще всего с 8 ударами в каждом направлении. Последовательности из четырех ударов меняют направление слишком быстро. Затем выполнить один круг, не держась за руки, и наконец взяться за руки. Танцы большого круга могут быть использованы в качестве первого танца в классе народного танца. Он служит разминкой для класса и обеспечивает успех для всех. Желательно знакомить с этими шагами и танцами по принципу от самого простого к более сложному. Какие танцы выбрать для постановки зависит от нескольких факторов:-Хронологический возраст и возраст учащихся.-Знакомство с народной музыкой-Насколько комфортно учащиеся двигаются в такт с изменениями внаправление и характер движения-Объем доступного пространства-Отношение учеников к танцу.Учащиеся переходят к танцам, в которых используются шаги даже народного танца. Эти шаги называются «четными», потому что каждое движение в шаге занимает столько же времени на выполнение. Танцы с использованием неравномерных шагов народного танца являются самыми трудными для освоения учащимися из начальных народных танцев из-за комбинаций ударов, разделенных ударов.Танцы с боковыми узорами 2-тактные и 4-тактные повторяющиеся и чередующиеся последовательности. Четыре движения представляют собой повторяющуюся последовательность из 4 тактов. Каждое движение требует равного количества времени, пока ноги чередуются. Танцоры смотрят в любом направлении. Стиль может быть добавлен, чтобы соответствовать характеру танца, музыки, или пожелания хореографа. В предстоящей постановке Военный «Женский батальон» составляется хореографический текст – это танцевальные движения, позы, ракурсы, сочетание в определённой последовательности всех танцевальных движений хореографического номера, передающие конкретное воплощение.:1.Понимание смысла каждого движения, умение сочетать и соединять движения в нужной последовательности, чтобы стали ясны: тема, идея, образ произведения.2.Музыкальная грамотность.3.Умение осмыслять увиденное, услышанное, прочувственное в хореографии, и создавать хореографический образ пластикой тела и выразительностью.Военный танец «Женский батальон» сам по себе является важным событием, которое исполняется после военных тягот и испытаний. Основной целью постановки является знакомство и концертная деятельность участников ансамбля с солдатской пляской как частью хореографического искусства. Рассматриваемая тема позволяет ближе познакомиться и разучить самые распространённые элементы солдатских плясок. Среди основных требований: постановка военного танца «Женский батальон» носит тематику патриотического характера, затрагиваетсятема: военная, духовно-нравственная, тема любви к родному краю, России, ценностное отношение к матери, связь с традициями, Святыми образами- Дева Мария. Длительность выступления соответствует от количества эпизодов, но не более 15 минут. Главное:1) Раскрыть тему, определить композиционное и драматургическое решение, яркие хореографические образы, соответствие костюма, художественное оформление и реквизит номера, музыкального сопровождение); 2) «Исполнительская культура»: соответствие сценическому образу и характеру патриотического танца, артистичность, техника и манера исполнения, культура сцены.Проект постановки военного танца: Военный «Женский батальон»1. Название военного танца: Военный «Женский батальон»2. Руководитель: 3. Постановка хореографического номера сделана по фильму «Женский батальон» в рамках образовательной программы: «Народный танец».4. Учебная дисциплина: Хореографическое творчество.5. Состав хореографической группы: женский коллектив.6. Возраст обучающихся: 17 -18 лет.7. Тип танца: военный, народный танец8.Цель: Воспитание национального самосознания средствами хореографии, формирование основ гражданственности и патриотизма, посредством расширения знаний об истории Первой мировой войны, знакомства с произведениями хореографии музыки о войне.Задачи:- совершенствование знаний по истории первой мировой войны, развитие интереса к изучению истории своей страны;- воспитание патриотизма, гордости, уважения к подвигам героев Первой мировой войны;- развитие познавательной, творческой, деятельности обучающихся;- развитие хореографических способностей, выразительности исполнения, совершенствование техники народного танца в процессе работы над танцевальной композицией: Военный «Женский батальон»;- постановка хореографических композиций: Военный «Женский батальон»;- воплощение драматизма событий военных лет 1917 г., отношение современника к бурным революционным событиям 1917 года, первой мировой войны, в которых отражаются: любовь, и смерть, и человеческая доблесть, и отвага, и святая вера в Бога. События, подтверждающие передачу русского духа, любови к Отчизне и женская самоотверженность. Костюм: ситцевые платья, сарафаны, шинели и головные уборы (военная камуфляжная форма – второй вариант).Подбор мелодий: -Александр Олешко - Минуты тишины.- Надежда Плевицкая – «Песня ратника», «Чайка»- Мария Эмская – «За Родину и честь»-Дж. Верди – Ария Виолетты «Простите навеки»- Показательный оркестр МО СССР, Агапкин В. И.–«Прощание славянки»-Юрий Потеенко – «Газовая атака»- Юрий Потеенко– «Финал»- по сюжетам фильма «Женский батальон», подбор мелодии помогает раскрыть идейное содержание, предать художественный вымысел и собственную интерпретацию исторических событий, связанных с личностью командира добровольцев и сформированной им Первой Женской военной команды смерти Марии Бочкаревой. Чтобы постановка военного танца максимально приближена к реальным судьбам людей и историческим событиям.Постановка танца «Женский батальон» составлена по основным законам сцены: «экспозиция», «завязка», «развитие действия», «кульминация» и «развязка». В течение всех эпизодов, участники танца держат зрителя в эмоциональном напряжении. ЭкспозицияОбщая патриотическая концепция и героический сюжет постановки в значительной степени приближен к реальным событиям фильма: «Женский батальон». Не многие помнят подвиги русских женщин, о их доле периода Первой мировой войны. Вторая мировая - это неоконченная Первая. При этом Первая мировая - война забытая, хотя на ней и умирали наши прадеды. Сюжет хореографической постановки соответствует фильму, увековечивающего женский патриотический порыв и готовность пожертвовать жизнью ради защиты Отечества. Через хореографическую постановку так же как и через весь фильм лейтмотивом Участники постановки - девушки одеты в шинели, предусмотрены сцены по созданию массовки. Экспозиция военного танца о подвиге батальона женщин, созданного в Петербурге по приказу временного правительства в 1917 году. Главными целями подобных формирований было поднять боевой дух армии, а также устыдить солдат-мужчин, отказывающихся воевать. Стремительно развивающиеся события, связанные с судьбами молодых женщин и девушек, вставших с оружием в руках на защиту Родины, захватывают зрителя. Они заставляют беспокоиться о них, гордиться их действиями. Для большинства зрителей, особенно молодежи, главное - напряженный сюжет, спираль событий и впечатляющие спецэффекты на экране. Своей службой «Батальон смерти» подаёт пример храбрости, мужества и спокойствия, поднимает дух солдат и доказывает, что каждая из этих женщин-героев достойна звания воина русской армии.Завязка Завязка должна быть яркой, привлекать внимание. Здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России и ход Первой мировой войны. Государь уже отрёкся от престола. В окопах, где противостояние с немцами длится уже не один год, вовсю вели свою пропаганду большевики. Они призывают к миру с неприятелем. Российское офицерство фактически ничего не может решить без одобрения так называемых солдатских комитетов. Армия находится на пороге окончательного тупика. По приказу временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой.Вышедшие на сцену участники в ситцевых платьях, рабочей одежде, разместившиеся в определенном рисунке.Постановка обыденности того времени, применение атрибутики приветствуется. Номер начинается с точки выхода - движение - переход по сцене по вертикали одного человека, в паре.и сбором девушек для игры в ручеек и переход в хоровод,исполнители начинают собственно танец. Никто не предвещал, что впереди случится Первая мировая война. Цветовые эффекты и музыка помогают оживить постановку. После того как девушки выстраиваются в движение по линейке, происходит смена музыки, звучит тревожная музыка, проецируется кадры, отражающие период 1917-го года, фрагмент Февральской революции, начало Первой мировой войны.), Участники постановки делают более сложные движения.Насерединесценысидятвпрофиль 16 девушек на одном колене.Начинаютраскачиватьсявперёд-назад-вперёд,рукина коленях. Перед переходом в шахматный порядок девушки по номерами: 2,4,6.8,10, 12, 14, 16вытягиваютлевуюногуссокращеннойстопой,рукивпереди взамок.На сюжете по приказу временного правительства для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкарёвой - в это время девушки должны накинуть шинели, взять оружие в руки - зрителю становится интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.Происходит развитие сюжета при первых движениях, которые впоследствии приводят к кульминации.Развитие действия 1 – «сцена танца с оружием» (ряд ступеней перед кульминацией в ряд эпизодов) проходит с нарастающим характером. Это та часть произведения, где развертывается действие - воплощение драматизма событий военных лет 1917 г., отношение современника к бурным революционным событиям 1917 года, первой мировой войны, в которых отражаются: человеческая доблесть, и отвага. События, подтверждающие передачу русского духа, любови к Отчизне и женская самоотверженность - железная дисциплина и высокий военно-патриотический дух, оказывавшихся исполнять свой воинский долг и защищать рубежи Родины. (в фильме –после всесторонней подготовки женщины-солдаты 21 июня 1917 года убывают на Западный фронт, в Белоруссию, где сталкиваются с царящими в русских войсках хаосом и анархией. Доброволицам предстоит пережить ужасы газовой атаки, пресекать братания с противником, участвовать в ночном бою. Девушки воюют наравне с мужчинами, демонстрируя выдержку и чудеса храбрости, и нередко оказываются более дисциплинированными и стойкими, чем их братья по оружию. Но если битвы с немцами «батальон смерти» выигрывает, то в битве за веру в их силы и уважение солдат-мужчин терпит поражение).Боевой пляс – групповой женский танец (хотя в народе это мужской), в котором содержатся элементы боевой подготовки. Эта традиция подготавливает бойца к сражению лежа, сидя и на корточках. Комплексы боевых движений - особые плясовые перемещения и движения в бою становятся ударами и защитами. Окружающий мир нарушен ритмомтанца, в котором участники движутся, сознательно пляшут, нарушая своими движениями ритм пляски и гармонию музыки, тренирует спонтанно сочетаемые боевые движения. В этом сочетании тренируемых качеств состоит еще одна ценность - достигается цельность. Встав в широкий круг, они начинали плясать, сменяя друг друга, под гармошку, бубен, гусли или балалайку, можно одновременно под несколько инструментов. Количество эпизодов определяются динамикой развертывания сюжета с нарастающим переходом.После пляски, когда музыканты уже начинали играть бузу, то выходили ломаться, сначала по одному потом парами или группами. Во время ломания начинали толкаться, пытаясь при этом сбросить толчок противника и переиграв, толкнуть самому, желательно так, чтобы соперник упал. Через какое-то время кто-то из ломавшихся не выдерживал и наносил удар, так начинался этап, который сегодня назвали бы спаррингом. Напряжение постепенно спадает и музыка стихает, на смену появляется новый сюжет, происходит переход к Эпизоду 2. «Образ матери» - «Богомолица».В содержание второго эпизода включается лейтмотив в образе Богородицы. (На экране виден Образ Богородицы, видео или фото фрагмент, как Богородица отдает своего сына Христа на распятие за грехи человечества в качестве символа материнской жертвенности. Так же, чтобы зрителю был понятен эпизод, можно включить фрагмент из фильма, когда в картине показаны матери Нади и Тони, как две противоположности, с точки зрения социального статуса. Так, как в батальон Бочкаревой шли добровольцами женщины, принадлежащие к разным социальным прослойкам населения, от крестьянок до дворянок. Обе матери приносят в жертву на благо Родине своих дочерей..) в военной хореографической постановке используются сложные движения группы, передающие замысел эпизода - матери Нади и Тони, как две противоположности, мать в лице Марии Бочкаревой отдают в жертву своих «дочерей» из батальона, искупая трусость мужчин. Важно показать, что матерью для девушек-добровольцев становится сама Мария Бочкарева, которая воспринимает своих подопечных, как «дочерей». Считается длительным эпизод 2 «Образ матери» и лейтмотив образа матери протекает по нарастанию. В сюжет сцены включить как дочь генерала Татищева оказывается беременной. Будущая мать – дочь святого мученика отправляется на фронт, чтобы принести в жертву себя и свое еще нерожденное дитя, искупая трусость и предательство мужчин-солдат. В сложной композиции проводится демонстрация видео и фото фрагментов по мере смены действий на сцене – происходит смена кадров. «Богомолица»Звучат маракасы - девочки опускаются на пол, садятся на колени, кладут на колени руки, головки опускают вниз, мелодия Богомолица.1.Там далеко-далеко в тихом городе - Встают на колени, рукпротягивают вверх, слегка в стороны смотрят вверх - «взывают к Богу»Посреди земли одна в темной комнате - Опускаются в и.п.О спасении моем Богу молится - Встают на колени, повтор движенийПолуночная моя Богомолица - Встают на ногиОб одном она молит: Стоят прямо, опустив руки.«Храни Господи» !. Девушки внутреннего круга делают шаг вперед, руки вверх, образуя маленький кружочек. Девушки внешнего тоже делают шаг вперед, поднимая руки, образуя большой круг.И всю ночь в окне горят свечи восковы - Кружением вокруг себявнутреннего и внешнего круга меняются местами.Чтобы веру и любовь потерявшая - Повтор движений.Свет нашла душа моя заплутавшая - Повтор движенийна припеве:Мама, мама ты одна не придашь и не разлюбишь – девушки парами из начального и.п. соединяют вверху правые руки и кружатся.В мире этом и другом ты всегда со мною будешьЯ к одной тебе иду в сердце раненая - Перестраиваются, идут друг за другом по большому кругу. Руки вниз, ладошки слегка в стороны.|Мама, мама ты моя стена каменная - 2раза За первой Д. идут и перестраиваются в одну колонну по центру залапосле проигрыша: девушки в колонне поворачиваются профилем кзрителям. Встают, чередуясь через одну лицом к противоположным стенам. Садятся на колени, положив на них руки опустив головы.Эпизод 3 – «Мотив жертвенности и искупления» звучит в сцене, когда в батальоне происходит первое убийство. Девушка по прозвищу «Дюймовочка» погибает от рук вражеского лазутчика. Ее тело приносят к М. Бочкаревой, и та берет ее на руки и рыдает над телом девушки, как мать над телом своего погибшего ребенка. Эту сцену можно уподобить евангельскому сюжету положение во гроб Христа, где Богородица оплакивает своего сына. (Картина А. Бурго "Оплакивание Христа"). Эпизод 4. «Любовь, и смерть». Продолжая линию святых, в постановку хореографического танца Военный «Женский батальон», так же как и в фильме вводится история любви Нади, которая получает похоронку на своего жениха, переодевается в мужскую форму и уходит служить вместо возлюбленного на фронт. Здесь можно усмотреть отсылку к образу святой Ксении Петербургской, которая после гибели своего мужа, надела его одежду и стала называть себя его именем, стараясь таким образом искупить его грехи (проецируя на экране в период движений участников). Все эпизоды требуют стремительно развивающейся драматургии, протекали с нарастанием.Кульминацией образа матери, всех перечисленных эпизодов: «Образ матери», «Мотив жертвенности и искупления» «Любовь, и смерть» становится Родина-мать, приносящая в жертву вражеским захватчикам своих «дочерей» (так же и по фильму). Конфликт, черты которого определились в развязке при плавном, замедленном ходе событий для того, чтобы подчеркнуть силу кульминации, мы выбираем контраст снижения напряженности действия.Развязка обусловлена всем ходом танцевального действия и не затянута, стремление показать все впечатление от танца завершает действие, в основу которых положено идейное содержание, отражающие актуальные темы современности через военный подиум. Развязка становится финалом произведения, подводится идейно-нравственный итог, который зритель должен осознать в процессе постижения всего происходящего на сцене. Постановка хореографического танца военный «Женский батальон» как и идея фильма показывает менталитет и загадки русской души. В России всегда были, есть и, конечно, будут сильные женщины. В мирное время они - жены, матери, дочери, но история России полна трагическими периодами, и в такие периоды женщины осознают свою причастность к этим событиям, потому что эти события вторгаются и разрушают их мир, счастье, любовь. И в хореографической постановке это хорошо показано. Участники Военного «Женского батальона» должны сделали большое дело: им удалось в полной мере раскрыть свои творческие способности, передать тяготы Первой мировой войны. Данная постановка ставит перед собой задачу популяризации хореографии народного танца, расширения области знаний участников по технике исполнения и схеме построения солдатской пляски, разучивания доступных элементов и исполнения в конце занятия импровизированного танца. Патриотические танцы – это выразительная часть народной культуры, менталитета каждого народа. Красота военного танца захватывает, и люди начинают интересоваться культурой своего народа. Это полезно для сохранения национальной идентичности. Военные танцы замечательно развивают пластику движений, совершенствуют физические возможности организма. Во время танца танцоры имитируют боевые движения, а если танец еще и с оружием, то показывают, как человек будет действовать в бою. Это способствует укреплению навыков самообороны. В современном обществе такие навыки очень важны, и многие очень серьезно относятся к военным танцам.Единство музыки и танца, влияющее совершенство хореографического номера. Музыка для танца представляет собой попурри из музыки или песен военных или около военных лет. Определено влияние патриотических музыкальных номеров на создание эпизодов, которые сплачивают, пропагандируют национальные идеи, воспитывают любовь и уважение к родной земле.Таким образом, авторская хореографическая постановка Военный «Женский батальон» в сюжетах воплощения драматизма событий военных лет 1917 г. передает отношение современника к бурным революционным событиям 1917 года, Первой мировой войны, в которых отражаются: любовь, и смерть, и человеческая доблесть, и отвага, и святая вера в Бога. События, подтверждающие передачу русского духа, любови к Отчизне и женская самоотверженность, способствуют воспитанию национального самосознания.Благодаря народной хореографии улучшается исполнительское мастерство, артистичность и характерность в процессе формирования технических качеств. Народная хореография - образовательная форма танца никогда не должна быть потеряна. Народный танец формирует у исполнителя навыки актерского мастерства, помогает ознакомиться с разными характерами выполнения и создать неповторимый колорит национальных красок. Номера с использованием народной хореографии являются более эмоционально насыщенными, яркими, характерными, для них присуща передача чувств исполнителей, их принадлежность к определенной национальности. ЗаключениеОдним из самых популярных художественных направлений среди подрастающего поколения является хореографическое искусство. Оно доступно, понятно, художественное, зрелищное для всех слоев населения. Именно танцы не только воспитывают в человеке эстетический вкус, но и развивают физические качества, хорошую осанку, выносливость, гармоничность движения.Исследованы стилизованные хореографические произведения современной тематики, в которых освещаются проблемы войны – ВОв, второй Мв. Рассмотрены примеры стилизованных танцев, построенных на сочетании народно-сценической и современной народной хореографии, в основу которых положены актуальные темы современности, военных подиум. Внимание уделено танцам, которые сохраняют культурный код нации, знакомят потомков с традициями, обычаями народа, воспитывают любовь и уважение к истории и культуре родного края. Доказано единство музыки и танца, влияющее совершенство хореографического номера. Определено влияние патриотических песен на создание танцев, которые сплачивают, пропагандируют национальные идеи, воспитывают любовь и уважение к родной земле. Сформированы основные принципы создания репертуарных произведений патриотической направленности, имеющих целью воспитания гармонично развитой личности с художественно-эстетическими качествами, достойного патриота и порядочного гражданина.Фольклор, традиции народной культуры помогают стилизовать направление народного танца, помогают выразить балетмейстерусовременные идеи в народном танце, помогаетобъединить современный танец с народной хореографией и воспитать в них чувство национального стиляСегодня народный танец получил особое значение. Ведь кроме возможности популяризировать культуру и искусство той или иной национальности, он воспитывает в ученике хорошую осанку, дотянутые стопы и колени, а также формирует у них чувство музыкального ритма. Изучение танцевальных связок разнообразит занятия по хореографии, делает занятия более насыщенным танцевальными связками и национальными движениями. Следует изучать разнообразные национальные танцы, для того чтобы сформировать исполнительские навыки, а также уважение к разным национальным культурам.ЛитератураАстра-Сенин А. С. Женские батальоны и военные команды в 1917 году // Вопросы истории. 1987. № 10. С. 177—178.Бакланова, Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова, Е. Ю. Стрельцова. – Москва : МГУКИ, 2000. – 344 с. Битва за Сталинград. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. 593 с. Бахрушин, Ю. А. История русского балета : учеб. пособие / Ю. А. Бахрушин. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1973. – 255 с. Васильева, Е. Д. Танец : учеб. пособие / Е. Д. Васильева. – Москва : Искусство, 1968. – 247 с. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. – Санкт-Петербург : Лань : Планета Музыки, 2009. – 192 с. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.Богданов Г.Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене // «Традиционная культура», научный альманах; государственный республиканский центр русского фольклора. М .: — 2007. — № 4. — с. 22—29. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948. 192 с.Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. – Ленинград, 1967.Генинг В.Ф. Этнический процесс первобытности. Свердловск, 1970.Герасимова О.В. Национальное музыкальное искусство и механизмы формирования толерантности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 12. С. 9.Девичий рабочий батальон // Кубанские новости. 7 мая 2005.Ефимова Д.В. Информирование участников пе- дагогического процесса по проблеме толерантности посредством новейших информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 111-115.Жиленко М.Н. Танец как протокоммуникация. Available at: http://gask.countries.ru/?pid=90Житникова Н.Е., Лукина Е.В. Воспитание толе- рантности и чувства патриотизма у подрастающего по- коления через занятия народными танцами // Успехи со- временной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 14-17.Захаров В.М. Фольклор — это симфония движений //«Балет», литературно критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. «Балет». — 2010. — № 1. — с. 32—34. Загородная А. Современное понимание патриотического воспитания молодежи, 2005. 28 с.Игумнова З. Женщины Москвы в годы Гражданской войны. М., 1958.История Второй Мировой войны. 1939-1945. Т. 5. М.: Воениздат, 1975. 536 с. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. M.: Воениздат, 1970. 424 с.Кон И. С. Психология предрассудка. Новый мир. 1969. № 9. С. 186-193.Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – Москва : Искусство, 1972. – 440 с. Карпенко, В. Н. Традиционный танец в русской народной хореографии [Электронный ресурс] / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. Ю. Татаринцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2015. – № 3 (53): в 3 ч. Ч. I. – C. 104–107. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/24.html. – Дата обращения : 10.01.2023.Клименко Е.В. Этнические различия и толерант- ность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантно- сти // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 46-50.Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998: 5: 52 – 58. Кривых С.В., Коновалова Г.А. Педагогические основы патриотического воспитания школьников: монография. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2002.Кривых С.В., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания личности. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1 (20); 270 – 273.Каменева Г. Н. Патриотическая деятельность женщин Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Миракль, 2014. 192 с.Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопр. философии. 1997. № 11. С. 45–53Майковская Л.С. Феномен этнокультурной то- лерантности в музыкальном искусстве и образовании // Искусство и образование. 2009. № 1. С. 65-71. Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 15-18.Надежда из 105-го // Кубанские новости. 2005. 7 мая.Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене / Г. А. Настюков. – Москва :Профиздат, 1976. – 64 с.Николаева К. И. Женщина в боях за коммунизм. Казань, 1941.Раскатова Е.М. «Другое» искусство в контексте времени: проблема толерантности российского общества // Известия Уральского федерального университе- Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21) 17 педагогические науки Адамович Ольга Юрьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ ... та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2005. Т. 34. № 17. С. 72-81.Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ). Ф. 1. Оп. 47. Д. 49. РГАСПИ. Ф. 17. ОП. 22. Д. 1417. Рубежи мужества. M.: ДОСААФ, 1978. 54 с. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера [Электронный ресурс] / И. В. Смирнов. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – Режим доступа : http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml. – Дата обращения : 05.01.2023. Стец В.И. Толерантность как интегральное каче- ство личности подросткового возраста // Карельский на- учный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.Терентьева, Н. А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты) :дис. … канд. культурологии / Н. А. Терентьева. – Челябинск, 2014. – 208 сПермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое // «Балет», литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. «Балет». — 2010. — № 3. — с. 24—25Русия И.Д. Обучение народному сценическому танцу как условие сохранения традиций // Современное образование: традиции и инновации. 2014. № 1. С. 30-38.Теоретические основы педагогики: учебник /под ред. А. Вишневского. Дрогобыч: Возрождение,2001. 258 с.Философский словарь. Редактор И.Т. Фролов. Москва, 1986.Фролова М.И. IT-технологии в художествен- ном образовании как средство формирования обще- культурных компетенций и толерантности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 222-226. Хоцяновская Л. Ф тенденции и перспективы развития народного хореографического искусства. Молодой ученый. 2018. № 1 (53). С. 191-194.Центральный архив Министерства обороны (далее – ЦАМО). Ф. 51. Оп. 961. Д. 35. ЦАМО. Ф. 51. Оп. 961. Д. 70. ЦАМО. Ф. 7. Оп. 881806. Д. 36. ЦАМО. Ф. 7. Оп. 881806. Д. 132.
1. Астра-Сенин А. С. Женские батальоны и военные команды в 1917 году // Вопросы истории. 1987. № 10. С. 177—178.
2. Бакланова, Т. И. Народная художественная культура / Т. И. Бакланова, Е. Ю. Стрельцова. – Москва : МГУКИ, 2000. – 344 с.
3. Битва за Сталинград. Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1970. 593 с.
4. Бахрушин, Ю. А. История русского балета : учеб. пособие / Ю. А. Бахрушин. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 1973. – 255 с.
5. Васильева, Е. Д. Танец : учеб. пособие / Е. Д. Васильева. – Москва : Искусство, 1968. – 247 с.
6. Вашкевич, Н. Н. История хореографии всех веков и народов / Н. Н. Вашкевич. – Санкт-Петербург : Лань : Планета Музыки, 2009. – 192 с.
7. Барбелко Н.С. Межкультурная коммуникация как средство воспитания межкультурной толерантности // Карельский научный журнал. 2013. № 1. С. 8-11.
8. Богданов Г.Ф. Русский народный танец в жизни и на сцене // «Традиционная культура», научный альманах; государственный республиканский центр русского фольклора. М .: — 2007. — № 4. — с. 22—29.
9. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М.: Госполитиздат, 1948. 192 с.
10. Гусев, В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. – Ленинград, 1967.
11. Генинг В.Ф. Этнический процесс первобытности. Свердловск, 1970.
12. Герасимова О.В. Национальное музыкальное искусство и механизмы формирования толерантности // Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, оптимизация. 2006. № 12. С. 9.
13. Девичий рабочий батальон // Кубанские новости. 7 мая 2005.
14. Ефимова Д.В. Информирование участников пе- дагогического процесса по проблеме толерантности посредством новейших информационных технологий // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 111-115.
15. Жиленко М.Н. Танец как протокоммуникация. Available at: http://gask.countries.ru/?pid=90
16. Житникова Н.Е., Лукина Е.В. Воспитание толе- рантности и чувства патриотизма у подрастающего по- коления через занятия народными танцами // Успехи со- временной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 14-17.
17. Захаров В.М. Фольклор — это симфония движений //«Балет», литературно критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. «Балет». — 2010. — № 1. — с. 32—34.
18. Загородная А. Современное понимание патриотического воспитания молодежи, 2005. 28 с.
19. Игумнова З. Женщины Москвы в годы Гражданской войны. М., 1958.
20. История Второй Мировой войны. 1939-1945. Т. 5. М.: Воениздат, 1975. 536 с.
21. Инженерные войска в боях за Советскую Родину. M.: Воениздат, 1970. 424 с.
22. Кон И. С. Психология предрассудка. Новый мир. 1969. № 9. С. 186-193.
23. Каган, М. С. Морфология искусства / М. С. Каган. – Москва : Искусство, 1972. – 440 с.
24. Карпенко, В. Н. Традиционный танец в русской народной хореографии [Электронный ресурс] / В. Н. Карпенко, И. А. Карпенко, А. Ю. Татаринцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота. – 2015. – № 3 (53): в 3 ч. Ч. I. – C. 104–107. – Режим доступа: www.gramota.net/materials/3/2015/3-1/24.html. – Дата обращения : 10.01.2023.
25. Клименко Е.В. Этнические различия и толерант- ность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантно- сти // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 46-50.
26. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма. Педагогика. 1998: 5: 52 – 58.
27. Кривых С.В., Коновалова Г.А. Педагогические основы патриотического воспитания школьников: монография. Новокузнецк: Изд. ИПК, 2002.
28. Кривых С.В., Ясюченя Е.Л. Становление этнического самосознания личности. Мир науки, культуры, образования. 2010; 1 (20); 270 – 273.
29. Каменева Г. Н. Патриотическая деятельность женщин Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Миракль, 2014. 192 с.
30. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.А. Лекторский // Вопр. философии. 1997. № 11. С. 45–53
31. Майковская Л.С. Феномен этнокультурной то- лерантности в музыкальном искусстве и образовании // Искусство и образование. 2009. № 1. С. 65-71.
32. Меньшикова Н.С. Феномен «толерантность»: сущностная характеристика и правовые основы формирования культуры толерантности в эпоху мультикультурализма// Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2015. № 3 (67). С. 15-18.
33. Надежда из 105-го // Кубанские новости. 2005. 7 мая.
34. Настюков, Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене / Г. А. Настюков. – Москва : Профиздат, 1976. – 64 с.
35. Николаева К. И. Женщина в боях за коммунизм. Казань, 1941.
36. Раскатова Е.М. «Другое» искусство в контексте времени: проблема толерантности российского общества // Известия Уральского федерального университе- Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21) 17 педагогические науки Адамович Ольга Юрьевна ТОЛЕРАНТНОСТЬ В ИСКУССТВЕ ... та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2005. Т. 34. № 17. С. 72-81.
37. Российский государственный архив социально-политической истории (далее – РГАСПИ). Ф. 1. Оп. 47. Д. 49.
38. РГАСПИ. Ф. 17. ОП. 22. Д. 1417.
39. Рубежи мужества. M.: ДОСААФ, 1978. 54 с.
40. Смирнов, И. В. Искусство балетмейстера [Электронный ресурс] / И. В. Смирнов. – Москва : Просвещение, 1986. – 192 с. – Режим доступа : http://dancelib.ru/books/item/f00/s00/z0000016/index.shtml. – Дата обращения : 05.01.2023.
41. Стец В.И. Толерантность как интегральное каче- ство личности подросткового возраста // Карельский на- учный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.
42. Терентьева, Н. А. Классический балет: роль и функции в художественной культуре современности (общероссийский и региональный аспекты) : дис. … канд. культурологии / Н. А. Терентьева. – Челябинск, 2014. – 208 с
43. Пермякова А.Б. Опираясь на наследие, искать новое // «Балет», литературно-критический историко-теоретический иллюстрированный журнал. М.: Ред. журн. «Балет». — 2010. — № 3. — с. 24—25
44. Русия И.Д. Обучение народному сценическому танцу как условие сохранения традиций // Современное образование: традиции и инновации. 2014. № 1. С. 30-38.
45. Теоретические основы педагогики: учебник /под ред. А. Вишневского. Дрогобыч: Возрождение,2001. 258 с.
46. Философский словарь. Редактор И.Т. Фролов. Москва, 1986.
47. Фролова М.И. IT-технологии в художествен- ном образовании как средство формирования обще- культурных компетенций и толерантности студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 222-226.
48. Хоцяновская Л. Ф тенденции и перспективы развития народного хореографического искусства. Молодой ученый. 2018. № 1 (53). С. 191-194.
49. Центральный архив Министерства обороны (далее – ЦАМО). Ф. 51. Оп. 961. Д. 35.
50. ЦАМО. Ф. 51. Оп. 961. Д. 70.
51. ЦАМО. Ф. 7. Оп. 881806. Д. 36.
52. ЦАМО. Ф. 7. Оп. 881806. Д. 132.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы используются в воспитании национального самосознания через хореографию?
Основные теоретические основы в воспитании национального самосознания через хореографию включают изучение народных традиций, исследование и практику патриотической хореографии, а также анализ истории Великой Отечественной войны.
Чем народный танец отличается от других видов хореографии?
Одной из особенностей народного танца является его связь с национальными традициями и культурой. Народный танец передает особую энергию и дух народа, является выражением его истории, обычаев и образа жизни.
Какова была роль хореографии в период истории Советского Союза?
В период Советского Союза хореография была использована в воспитании патриотического самосознания. Она служила инструментом пропаганды и формирования идеологии, позволяла выразить гордость за родину и подчеркнуть важность коллективного духа.
Какие были основные традиции национального патриотического самосознания во время Великой Отечественной войны?
Во время Великой Отечественной войны традиции национального патриотического самосознания включали поддержку и героическую защиту родины, воинственность, чувство единства и солидарности, память о павших героях и стремление к победе.
Какие особенности исследуются в специфике хореографии с точки зрения воспитания национального самосознания?
Специфика хореографии в воспитании национального самосознания включает изучение традиций и культуры народа, уникальных характеристик национального танца, а также исследование роли хореографии в исторических событиях и периодах, таких как Великая Отечественная война.
Что такое патриотическая хореография?
Патриотическая хореография - это направление в искусстве, которое использует хореографические элементы для воспитания патриотического и национального самосознания. Через народные танцы и традиции, патриотическая хореография помогает людям развивать привязанность к своей стране, ее культуре и истории.
Какой роль играет народный танец в воспитании национального самосознания?
Народный танец является основой патриотической хореографии. Он помогает сохранять и передавать национальные традиции, культуру и историю. Через народные танцы люди могут учиться ценить и уважать свою страну, а также развивать чувство принадлежности к своему народу.
Какие особенности национальных традиций Российской Империи влияли на патриотическую хореографию?
В Российской Империи существовали разнообразные национальные традиции, каждая из которых внесла свой вклад в патриотическую хореографию. Например, танцы казаков и кавказских народов отражали воинский дух и гордость национального самосознания, а танцы сибирских народов раскрывали своеобразие и богатство этой части России.
Какие традиции национального патриотического самосознания развивались во время Великой Отечественной войны?
Во время Великой Отечественной войны развивались и укреплялись традиции национального патриотического самосознания. Люди через песни, танцы и массовые мероприятия выражали свою поддержку и гордость за свою страну. Патриотическая хореография играла важную роль в поддержании оптимизма и духа солидарности среди населения во время тяжелых испытаний войны.