проблемы нравственности в трудах Р. Фахреддина
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 20.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ВЗГЛЯДЫ Р. ФАХРЕДДИНА…………7
1.1. Жизненный путь Р. Фахреддина……………………………………………….7
1.2. Творчество и взгляды Р. Фахреддина………………………………………….9
Вывод по главе 1……………………………………………………………………16
ГЛАВА 2. НРАВСТВЕННОСТЬ В ТРУДАХ Р. ФАХРЕДДИНА…………..18
2.1. «Женский вопрос» в трудах Р. Фахреддина…………………………………18
2.2. Воспитание детей в трудах Р. Фахреддина…………………………………..26
Вывод по главе 2……………………………………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...36
Особый интерес в современной педагогике вызывает работа «Воспитанная мать», в котором Р. Фахреддин указывает, что результат воспитания детей и их развития зависит от воспитанности родителей, в первую очередь – матери. В связи с этим он считает важным личный пример родителей.Также он выступал за единство родителей и учителей в вопросах воспитания подрастающего поколения, поскольку считал его важной социальной задачей, которую необходимо решать сообща.школа должна давать не только светские знания, но и прививать любовь к религии, труду и учебе.В работе «Обучение нравам» содержатся и указания для лиц, не являющихся родителями – воспитателей и учителей. Р. Фахреддин указывает, что поведение детей является отражением поведения обучающего их взрослого, работать с детьми нужно с добром и мягкосердечием, показывать собственным примером, а не только призывать словами. Настоящий учитель не должен срываться на детях, вымещать на них свою злость. При этом Р. Фахреддин подчеркивает, что воспитание, которое должно прививаться с детства, неразрывно связано с образованием.Именно поэтому Р. Фахреддин связывал развитие общества в образовании, просвещении народа. При этом, говоря о важности роли родителей в воспитании своих детей, он не исключал и участия общества в этом процессе.В произведении «Воспитанный ребенок» Р. Фахреддин приводит следующие качества воспитанного ребенка:– аккуратность;– подчинение родителям;– приличное поведение в обществе;– соблюдение режима;– соблюдение правил личной гигиены и т.д.Таким образом, он призывает к проявлению в быту заложенных в него нравственных ценностей, и даже на современный взгляд его мысли не кажутся странными и выходящими за грань обычной культуры и нравственности.Также следует отметить, что Р. Фахреддин поддерживал идею раздельного обучения мальчиков и девочек, поскольку их воспитание отличается – девочку с детства воспитывают как будущую мать, а также чтобы не допускать смешения полов, поддерживая предписания Священного Корана. Таким образом, работа «Воспитанный ребенок» доносила до читателей не только правила поведения и воспитания, но и демонстрировала исламские ценности, благодаря чему имела большую значимость. В медресе эта книга использовалась и в качестве учебника по этике и этикету.После того, как Р. Фахреддин стал редактором в журнале «Шура», им было опубликовано около 80 книг, отображающих его педагогические взгляды. Кроме его работ, в журнале были опубликованы статьи, касающиеся образования в России и арабских странах, также анализировалось состояние образования с татарских школах. Кроме общих вопросов, публиковались программы уроков по биологии, психологии, теории воспитания, дидактики.Подчеркивая необходимость знать свои традиции, в отдельных разделах книги «Отрада» Р. Фархеддин приводит традиции и обычаи татар, которые связаны не только с гостеприимством и угощением гостя, но и указывающих на вред, причиняемый употреблением алкоголя и табака здоровью человека. Таким образом, Р. Фахреддин заботился не только о нравственности, но и о здоровье подрастающего поколения и татарской нации, общества в целом.Вывод по главе 2.Во всех трудах Р. Фахреддина, независимо от их направленности, прослеживается стремление к развитию и совершенствованию уммы, возрождению нравственности и воспитания достойный «сынов нации», которые принесут славу татарскому народу. Для того, чтобы искоренить пороки, существующие на тот период времени в умме, среди татарского народа, Р. Фахриддин предлагал пути и способы реформирования общества и регулирования общественных отношений в пределах Шариата. Особое внимание уделялось им женщине – ее нравственности и правовому положению, поскольку именно женщине Р. Фахреддин отводил главную роль в воспитании подрастающего поколения. В тот период времени права женщин зачастую нарушались, что противоречило Шариату, но способа влияния на это не было. Именно с целью защиты прав женщин Р. Фахреддин, обладая огромным авторитетом среди ахундов и имамов, запросил их мнение относительно возможности получения женщиной развода при условии, что муж пропал, был сослан, или просто не выполняет свои обязанности по содержанию в отношении жены. Т.е. невозможностью получения развода, согласно действовавшемуханафитскомумазхабу, существенно ухудшалось положение женщины, что оказало влияние на состояние нравственности. На основании полученных ответов на свое предложение им был составлен сборник, который предполагалось использовать в деятельности имамов всей Империи.Кроме того, Р. Фахреддин высказывал передовые для своего времени взгляды по вопросу образования женщин, полагая его основой формирования нравственности. Помимо просветительской деятельности, в журнале велось и религиозное образование читателей – ответы на вопросы предоставлялись с опорой на Священный Коран и Сунну, порой показывая не имеющими религиозной основы действовавших среди татар традиций.В центре жизни Р. Фахреддин ставит нравственного, образованного и воспитанного человек, радеющий за интересы народа. В действиях героев его произведений отражаются авторские религиозно-этические и философско-эстетические взгляды.Выводя женщину на первый план, Р. Фахреддин подчеркивает огромную роль женщины в жизни общества, задача которых - воспитать новое поколение, достойных «сынов нации». Поэтому в условиях эмансипационных процессов второй половины XIX - первой половины XX вв. в мире и в российском обществе, он также выводит в своих работах татарскую и мусульманскую женщину на первый план. Касаясь вопросов воспитания, Р. Фахреддин подчеркивает, что оно должно строиться на личном примере педагога, на его профессионализме и знании не только своего предмета, но и знании психологии учеников, а также сопровождаться достойным поведением самого педагога.Таким образом, Р. Фахретдин внес большой вклад в изучение национальных особенностей педагогики татарского народа, истории развития педагогической мысли. ЗАКЛЮЧЕНИЕЗавершая настоящую работу, можно отметить следующее. В сложившейся в настоящее время ситуации, когда западной пропагандой активно насаждаются идеи и взгляды, противоречащие нравственности, необходимо найти опору для ее сохранения. Такой опорой могут стать труды Р. Фахреддина, в которых вопросы нравственности и гуманизма занимают центральное положение вне зависимости от предмета исследования.Национальные традиции и ценности возрождаются в работах Р. Фахреддина, который, несмотря на нелегкие условия жизни, сумел сохранить свою нравственность, доброту, и познавать Истину для достижения блага всей мусульманской уммой, а также общества в целом. Его взгляды могут быть использованы вне зависимости от вероисповедания, поскольку они транслируют общечеловеческие ценности.В работах Р. Фахреддина содержатся религиозно-просветительские идеи, которые были прогрессивны для своего времени, а также оказали большое влияние на изменение жизни татар. К сожалению, в настоящее время не все его труды получили перевод на русский, татарский и иные языки, чтобы ими моно было насладиться в полной мере. Р. Фахреддин, будучи высокообразованным (и самообразованным) человеком, используя много арабоязычных источников различной направленности (это и география, и история, и педагогика, и богословие), составлял свои труды на старотатарском, персидском и турецком языках, что затрудняет их изучение нами. Одновременно это и не может не восхищать. Не останавливаясь на одной области познания, ведя активную литературную и публицистическую деятельность, Р. Фахреддином было издано множество трудов в разных областях знания, что помогло сформировать широкий круг читателей, чьи проблемы рассматривались им и с точки зрения традиционности религии, и с точки зрения современной культуры.Пытаясь противодействовать политике советской власти, стремящейся уничтожить религию, не допустить объединения мусульманских общин и формирования их единой позиции по религиозным и светским вопросам, Р. Фахреддин в своих работах пытался отразить общечеловеческие нравственные устои, а также призвать к получению знаний и самосовершенствованию как необходимым качествам любого нравственного человека. Также он призывает к проявлению человеком в быту заложенных в него нравственных ценностей, что не кажется чем-то необычным или «отсталым» даже на современный взгляд.Он понимал, что для сохранения мусульман как уммы необходимо просвещение и сохранение существующих традиций. Также своим жизненным путем он доказал, что любые негативные тенденции, существующие в обществе, возможно преодолеть путем не только личного подвижничества и стремления к совершенству, но и, что более важно, совместными усилиями множества людей, направленными на достижение прогресса с сохранением своей культуры и нравственно-религиозных основ.Во всех трудах Р. Фахреддина, независимо от их направленности, прослеживается стремление к развитию и совершенствованию уммы, возрождению нравственности и воспитания достойный «сынов нации», которые принесут славу татарскому народу. Для того, чтобы искоренить пороки, существующие на тот период времени в умме, среди татарского народа, Р. Фахриддин предлагал пути и способы реформирования общества и регулирования общественных отношений в пределах Шариата. Особое внимание уделялось им женщине – ее нравственности и правовому положению, поскольку именно женщине Р. Фахреддин отводил главную роль в воспитании подрастающего поколения. В тот период времени права женщин зачастую нарушались, что противоречило Шариату, но способа влияния на это не было. Именно с целью защиты прав женщин Р. Фахреддин, обладая огромным авторитетом среди ахундов и имамов, запросил их мнение относительно возможности получения женщиной развода при условии, что муж пропал, был сослан, или просто не выполняет свои обязанности по содержанию в отношении жены. Т.е. невозможностью получения развода, согласно действовавшемуханафитскомумазхабу, существенно ухудшалось положение женщины, что оказало влияние на состояние нравственности. На основании полученных ответов им был составлен сборник, который предполагалось использовать в деятельности имамов всей Империи.Кроме того, Р. Фахреддин высказывал передовые для своего времени взгляды по вопросу образования женщин, полагая его основой формирования нравственности. Помимо просветительской деятельности, в журнале велось и религиозное образование читателей – ответы на вопросы предоставлялись с опорой на Священный Коран и Сунну, порой показывая не имеющими религиозной основы действовавших среди татар традиций.В центре жизни Р. Фахреддин ставит нравственного, образованного и воспитанного человек, радеющий за интересы народа. В действиях героев его произведений отражаются авторские религиозно-этические и философско-эстетические взгляды.Выводя во многих своих работах на первый план женщину, Р. Фахреддин подчеркивает ее огромную роль в жизни общества, задача которой – воспитать новое поколение, достойных «сынов нации». Поэтому в условиях эмансипационных процессов второй половины XIX - первой половины XX вв. в мире и в российском обществе, он также выводит в своих работах татарскую и мусульманскую женщину на первый план. Касаясь вопросов воспитания, Р. Фахреддин подчеркивает, что оно должно строиться на личном примере педагога, на его профессионализме и знании не только своего предмета, но и знании психологии учеников, а также сопровождаться достойным поведением самого педагога. Следует отметить, что в своих работах Р. Фахреддин опирался на нормы, изложенные в Священном Коране – он поддерживал идею раздельного обучения мальчиков и девочек, поскольку их воспитание кардинально отличается, а также чтобы не допускать запрещенного смешения полов. Таким образом, он не только доносил до читателей правила поведения и воспитания, но и демонстрировал исламские ценности и их практическое применение, благодаря чему его произведения имеют большую педагогическую и богословскую значимость. Подчеркивая необходимость знать свои традиции, в отдельных разделах своих произведений Р. Фархеддин приводит традиции и обычаи татар, которые связаны не только с гостеприимством и угощением гостя, но и указывающих на вред, причиняемый употреблением алкоголя и табака здоровью человека. Таким образом, Р. Фахреддин заботился не только о нравственности, но и о здоровье подрастающего поколения и татарской нации, общества в целом. Также им было отмечено, что многие молодые священнослужители утрачивают свой авторитет из-за своего поведения. Поэтому, призывая к сохранению национальной памяти в виде ношения национальных религиозных одежд, он призывает улемов и священнослужителей выделяться среди членов уммы своими знаниями и добропорядочностью, а не внешним видом, т.е подчеркивал особую роль знания и личностных характеристик.Таким образом, Р. Фахретдин внес большой вклад в развитие нравственности, развитие педагогической мысли и регулирование брачно-семейных отношений с соблюдением прав женщин, совместив требования Шариата со светскими традициями. В настоящее время наблюдается стойкий интерес к трудам Р. Фахреддина не только со стороны лиц, изучающих богословие, но и со стороны педагогов, поскольку наставления и поучения Р. Фахреддина находятся вне времени, религии и пространства, отображают общечеловеческие ценности, в связи с чем могут быть применены как при профессиональном обучении детей, так и в домашних условиях родителями, осуществляющих воспитательный процесс не только по религиозным правилам, но и стремящихся передать детям общечеловеческую мораль и привить навыки, необходимые для жизни в нравственном обществе. В настоящей работе были изучены жизненный путь Р. Фахреддина, оказавший влияние на формирование его взглядов;рассмотрены его творчество и взгляды, нашедшие отражениев его трудах;изученорешение Р. Фахреддином«женского вопроса»;рассмотрены взгляды Р. Фахреддинана воспитание детей.Таким образом, полагаем, что все задачи, поставленные перед настоящим исследованием, были выполнены, а цель – достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫСписок литературыАминов Т.М. Фахретдинов, РизаитдинФахретдинович // Башкирская энциклопедия / гл. Ред. М. А. Ильгамов. – Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2010. – С. 99-101.Байбулатова Л.Ф. Источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р. Фахреддина / Автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Л.Ф. Байбулатова // Казан.гос. ун-т. – Казань, 2004. –22 с.Баншев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова / Ф.Н. Баншев. – Уфа: Китай, 1996. –68 с.Гарипова Р. Роль РизаэддинаФахреддина в реформе мусульманского семейного права в Российской Империи / Р. Гарипова // Историческая этнология. – 2020. – № 2. –С. 206-223.Кадымова Р.Р. Вклад РизаэддинаФахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. / Автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Р.Р. Кадымова. – Казань, 2013. – 23 с.Лукьянова Р.А. Путь истины РизаитдинаФахретдина / Р.А. Лукьянова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 10. –С. 198-205.Марданова Д.З., Гайнанова М.Р. РизаэддинФахреддин: реформатор и «сетевой менеджер» / Д.З. Марданова, М.Р. Гайнанова // Историческая этнология. – 2020. – № 2. – С. 198-205.Михеев С.С. К вопросу о формировании татарского купечества / С.С. Михеев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. –С. 122-124.Надергулов М.Х. Риза Фәхретдиновяҙмаларында дин әһелдәре, әҙиптәрһәмғалимдар / М.Х. Надергулов // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 года). — Уфа: ООО «Принт +», 2006. — 206 с.Ризаэтдин бин Фахретдин. Культура ученичества [Текст] = Шэкердлекэдэби. – Казань: Издательство Императорского университета, 1899. – 47 с.Роднов М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. / М.И. Роднов // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). – Уфа: ООО «Принт+», 2006. – С. 15-20.Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2003. –230 с.Фахретдин Р. «Джавамигуль-калим» шархе / Р. Фахретдин. – Казань: Конверс, 1995. – 232 с.Фэхретдин Р. Тэржемэихэлем / Р. Фэхретдин. – Казан: «Иман» нэшрияты, 2009. – 69 б.Халиков И.Ю. Педагогические взгляды РизаэддинаФахретдина / И.Ю. Халиков // КПЖ. – 2009. – № 11-12. – С. 166-169.Хасавнех А.А. РизаэддинФахреддин и его биографический труд «МэшhYPхатыннар» («Знаменитые женщины») / А.А. Хасавнех // Историческая этнология. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 306-317.Шагавиев Д.А. Влияние мусульманского реформатора Джамал ад-Дина ал-Афгани на татарского богослова РизаэтдинаФахретдина (Ризу Фахретдинова) / Д.А. Шагавиев // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 4. – С. 118-125.Юзеев А.Н. Религиозно-философские взгляды Марджани / А.Н. Юзеев // Гасырларавазы - Эхо веков. – 2014. – № 3-4. –С. 139-147.Ят Милли бэпрэм // Шура. – 1908.– № 9. – Б. 275-278.Электронный ресурсСура 5. Трапеза [Электронный ресурс].URL: https://quran-online.ru/5:90 (дата обращения: 15.01.2023).Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Риза Фахретдин и идеи реформ мусульманского мира России[Электронный ресурс].URL: https://idmedina.ru/books/materials/rmforum/4/muh_habu.htm (дата обращения: 15.01.2023). Ростовщичество (риба) в Исламе [Электронный ресурс].URL: https://umma.ru/rostovshhichestvo/ (дата обращения: 15.01.2023).Смысл хадиса об одетых и в то же время обнаженных женщинах URL: https://azan.ru/maqalat/read/smyisl-hadisa-ob-odetyih-i-v-to-zhe-vremya-obnazhennyih-zhenschinah-9817 (дата обращения: 16.01.2023).
Список литературы
1. Аминов Т.М. Фахретдинов, Ризаитдин Фахретдинович // Башкирская энциклопедия / гл. Ред. М. А. Ильгамов. – Уфа: ГАУН «Башкирская энциклопедия», 2010. – С. 99-101.
2. Байбулатова Л.Ф. Источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р. Фахреддина / Автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Л.Ф. Байбулатова // Казан. гос. ун-т. – Казань, 2004. – 22 с.
3. Баншев Ф.Н. Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Р. Фахретдинова / Ф.Н. Баншев. – Уфа: Китай, 1996. –68 с.
4. Гарипова Р. Роль Ризаэддина Фахреддина в реформе мусульманского семейного права в Российской Империи / Р. Гарипова // Историческая этнология. – 2020. – № 2. –С. 206-223.
5. Кадымова Р.Р. Вклад Ризаэддина Фахреддина в формирование нового статуса женщины в татарском обществе конца XIX - начала XX вв. / Автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Р.Р. Кадымова. – Казань, 2013. – 23 с.
6. Лукьянова Р.А. Путь истины Ризаитдина Фахретдина / Р.А. Лукьянова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 10. – С. 198-205.
7. Марданова Д.З., Гайнанова М.Р. Ризаэддин Фахреддин: реформатор и «сетевой менеджер» / Д.З. Марданова, М.Р. Гайнанова // Историческая этнология. – 2020. – № 2. – С. 198-205.
8. Михеев С.С. К вопросу о формировании татарского купечества / С.С. Михеев // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. – 2007. – №7. –С. 122-124.
9. Надергулов М.Х. Риза Фәхретдинов яҙмаларында дин әһелдәре, әҙиптәр һәм ғалимдар / М.Х. Надергулов // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 года). — Уфа: ООО «Принт +», 2006. — 206 с.
10. Ризаэтдин бин Фахретдин. Культура ученичества [Текст] = Шэкердлек эдэби. – Казань: Издательство Императорского университета, 1899. – 47 с.
11. Роднов М.И. Семья Р. Фахретдинова по материалам земской переписи 1900-1901 гг. / М.И. Роднов // Проблемы башкирской, татарской культуры и наследие Ризы Фахретдинова: Материалы межрегионального симпозиума (13 мая 2005 г.). – Уфа: ООО «Принт+», 2006. – С. 15-20.
12. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. – Казань: Татар. Кн. Изд-во, 2003. –230 с.
13. Фахретдин Р. «Джавамигуль-калим» шархе / Р. Фахретдин. – Казань: Конверс, 1995. – 232 с.
14. Фэхретдин Р. Тэржемэи хэлем / Р. Фэхретдин. – Казан: «Иман» нэшрияты, 2009. – 69 б.
15. Халиков И.Ю. Педагогические взгляды Ризаэддина Фахретдина / И.Ю. Халиков // КПЖ. – 2009. – № 11-12. – С. 166-169.
16. Хасавнех А.А. Ризаэддин Фахреддин и его биографический труд «МэшhYP хатыннар» («Знаменитые женщины») / А.А. Хасавнех // Историческая этнология. – 2020. – Т. 5, № 2. – С. 306-317.
17. Шагавиев Д.А. Влияние мусульманского реформатора Джамал ад-Дина ал-Афгани на татарского богослова Ризаэтдина Фахретдина (Ризу Фахретдинова) / Д.А. Шагавиев // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 4. – С. 118-125.
18. Юзеев А.Н. Религиозно-философские взгляды Марджани / А.Н. Юзеев // Гасырлар авазы - Эхо веков. – 2014. – № 3-4. – С. 139-147.
19. Ят Милли бэпрэм // Шура. – 1908.– № 9. – Б. 275-278.
Электронный ресурс
20. Сура 5. Трапеза [Электронный ресурс]. URL: https://quran-online.ru/5:90 (дата обращения: 15.01.2023).
21. Мухетдинов Д.В., Хабутдинов А.Ю. Риза Фахретдин и идеи реформ мусульманского мира России [Электронный ресурс]. URL: https://idmedina.ru/books/materials/rmforum/4/muh_habu.htm (дата обращения: 15.01.2023).
22. Ростовщичество (риба) в Исламе [Электронный ресурс]. URL: https://umma.ru/rostovshhichestvo/ (дата обращения: 15.01.2023).
23. Смысл хадиса об одетых и в то же время обнаженных женщинах URL: https://azan.ru/maqalat/read/smyisl-hadisa-ob-odetyih-i-v-to-zhe-vremya-obnazhennyih-zhenschinah-9817 (дата обращения: 16.01.2023).