Язычество и шаманизм в исследованиях Б.А. Рыбакова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 29 29 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 21.02.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Историографический обзор научных работ о славянском язычестве. 6
1.1. Исторические работы предшественников Б.А. Рыбакова 6
1.2. Общая историография темы славянского язычества от дореволюционной эпохи до современных исследований 14
1.3. Краткие выводы по главе. 18
Глава 2. Вклад Рыбакова в исследование славянского язычества 19
2.1. Краткая биография Б.А. Рыбакова. 19
2.2. Основной труд Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян». 21
2.3 «Язычество Древней Руси» 24
2.4. Выводы по главе 27
Заключение 28
Список источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Пытавшийся пересмотреть взгляды Аничкова Б. А. Рыбаков прямо опирался в своих реконструкциях славянских верований на построения древнерусских книжников, которые, с его точки зрения, также напрямую отражали тысячелетнюю языческую традицию. В его работе прослеживается стремление привязать культы к определенным историческим эпохам. Так, язычники-славяне в описании «Слова святого Григория» поклонялись сначала упырям иберегыням (женским духам вроде русалок), потом Роду и рожаницам (духам рода и судьбы), наконец— богу Перуну. Б.А.Рыбаков отождествил Рода со Святовитом: для восточных славян таким "единым богом в небесах" был Род, а для западных славян божеством "белого света" был Святовит. Поэтому он считает Рода "всеобъемлющим божеством Вселенной со всеми её мирами: верхним, небесным, откуда идет дождь, и летят молнии, средним миром природы и рождения и нижним с его "огненным родством". На наш взгляд, в этом определении верно отражена божественная сущность Рода, однако, будучи одним из главных славянских богов, он не совпадает с Богом Творцом, почитавшимся славянами Высшим божеством, прародителем богов. Род - бог Вселенной, имеющий аспект преемственности - родства жизневозникновений, поскольку зарождение жизни и является неотъемлемой частью развития Вселенной.Прямо следуя этому подходу средневековой книжности, Б. А. Рыбаков пошел дальше русских книжников и избрал «бога Рода» в качестве высшего божества эпохи, предшествующей утверждению Перуна. Малосимпатичный Упырь, конечно, не мог претендовать на роль высшего славянского божества в каменном веке: чтобы лишить его божественного статуса, достаточно было сослаться на представления о множественности духов в верованиях первобытной эпохиПохоронные обряды и их развитие изучены весьма добротно. В труде Б.А. Рыбакова прослеживается развитие похоронной обрядности в связи с изменениями в представлениях древних славян о загробном мире. Однако несколько вопросов в теме похоронной обрядности по-прежнему вызывают споры: это вопрос о причинах возникновения курганных захоронений и вопрос о причине перехода от обряда кремации к обряду ингумации в IX - XI вв. Поднимаются современными исследователями и ранее не изученные вопросы похоронной обрядности (например, исследование археологическималоуловимых наземных погребений с трупосожжением у славян). Б.А.Рыбаков считал, что идолов они имели, более того, он приводил рисунки и фотографии таковых (как, например, Збручинский идол Святовита-Рода (IX век н. э.)). Рядом с ними находились места для жертвоприношений.Рыбаков разделяет версию о вере славян в единого Бога-творца в книге “Язычество древних славян”. Здесь он приводит ряд убедительных доказательств того, что славяне почитали Бога, равного по статусу библейскому Богу-Творцу (он приводит цитаты из русских переводов Библии и трудов средневекового русского духовенства, в которых поклонение Богу-Отцу противопоставляется поклонению Роду).В дальнейшей, христианской культуре Руси образ Сварогасохранился, но был замещен сразу двумя святыми Кузьмой и Демьяном, которых именовали Кузьмодемьяном. В деревенском христианском пантеоне Кузьмодемьяну отводилось весьма почетное место – не редко сразу после Господа-Бога и Богородицы. Его иногда величали Богом . Культ же Рода и Рожаниц существовал даже в 15 веке, так как упоминается в русском переводе “Слова Исайи и Пророка”: “Господь сказал: наследником моей святой горы будут избранные люди, то есть такие, которые служат Богу и выполняют его повеления, а не те, которые служат Роду иРожаницам, бесполезным идолам”.Итак, подводя итог, следует заметить, что Рыбаков в первой части своей работы расширил рамки изучения проблемы славянского язычества. Продолжая работу, начатую еще Аничковым, он привнес новые концепции и развил старые. Теперь подробно рассмотрим продолжение его работы.2.3 «Язычество Древней Руси»Книга «Язычество древней Руси»(1987) является прямым продолжением, как бы вторым томом, исследования "Язычество древних славян", вышедшего в 1981 г. Первая книга посвящена более раннему периоду; пытаясь найти истоки язычества, автор углубляется в первобытные времена, анализируя зарождение древнейших верований.Второй том работыпосвящен роли древней языческой религии в государственной и народной жизни Киевской Руси до принятия христианства. Автор показывает высокий уровень языческих воззрений и обрядов накануне крещения Руси, их проявление в общественной жизни, в прикладном искусстве, в церковных обрядах. Несмотря на обилие научных фактов, оба тома «Язычества» написаны относительно простым, понятным языком. Не скажу, что читается легко, на одном дыхании (наоборот, иногда зачастую каждый абзац содержит в себе массу оригинальных мыслей и выводов, каждый из которых приходится обдумывать определенное время). Выводы иногда неоднозначны, однако всегда обоснованы. Книга будет интересна как специалисту, как и любому, кто увлекается данной темой.Б.А.Рыбаков в книге «Язычество Древней Руси» pаскpывает истоки наводного мировоззрения русских, украинцев и белорусов, послеживает периодизацию язычества: дуалистический анимизм (культ вампиров и беpегинь), культ божеств плодородия (Рода и pожаниц), дpyжинныйкyльтПеpyна, сменяемый христианством. Анализиpyется происхождение языческих богов, представления о мире и управляющих им силах, восходящие к охотничьему обществу палеолита и мезолита. Подробно изучены мировоззрении древних земледельцев IV-III тысячелетий до н. э. на территории Украины и его отголоски в мировоззрении славян. Рассмотрены этногенез славян, святилища и погребальные обряды праславянской этнической общности.Книга Рыбакова начинается с части, посвященной, как указано в ее названии, язычникам «трояновых веков», т. е. славянам первой половины I тыс. н. э. Здесь рассмотрены их предполагаемые святилища, идолы, игрища, календарные знаки, погребальная обрядность. Во второй части («Апогей язычества») анализируется состояние язычества и христианства во второй половине I тыс. и их противоборство в конце тысячелетия (в частности, роль языческих жрецов). А в третьей части («Двоеверие») – та же проблема в XI-XIII вв., конкретно – язычество в культуре крестьян (дом, обереги), горожан, языческие обряды и празднества, живущие наряду с христианством и под видом христианских в христианском переосмыслении.Таким образом, прослеживается вся эволюция славянской языческой религии от истоков до татаро-монгольского нашествия во всех многообразных проявлениях и по всем доступным видам источников .Христианство в своей практике широко использовало первобытную магию; молебен о дожде (когда священник кропил поля “святой” водой) ничем не отличался от действий первобытного жреца, пытавшегося таким же магическим путем упросить небеса окропить поля настоящим дождем.Являясь эклектичным и стихийным объединением ряда древних земледельческих и скотоводческих культов, христианство по своей сущности очень близко подходило к языческим верованиям славян, германцев, кельтов, финнов и других народов. Недаром после христианизации так тесно слились местные народные верования с учением христиан.Христианство отличалось от язычества не своей религиозной сущностью, а только теми чертами классовой идеологии, которые наслоились за тысячу лет на примитивные верования, уходящие корнями в такую же первобытность, как и верования древних славян или их соседей.Христианские миссионеры, шедшие к славянам или германцам, не создавали ничего принципиально нового; они приносили лишь новые имена для старых богов, несколько иную обрядность и значительно более отточенную идею божественного происхождения власти и необходимости покорности ее представителям. Мировоззрение же миссионеров не отличалось от мировоззрения языческих жрецов, колдунов и знахарей. Рыбаков Б.А. считает, что «язычество», как известно, – крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде для обозначения всего нехристианского, дохристианского. Этим термином должны были покрываться самые разнородные и разного исторического уровня религиозные проявления: и мифологизированная религия античного мира, и представления первобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев, кельтов или домусульманская религия татар. Однако во всеобщности, всеохватности термина "язычество", одностороннего по происхождению и сумбурного по существу, есть одно несомненное достоинство: расплывчатый термин пригоден для всех стадий первобытных религиозных воззрений вплоть до появления выросших из язычества мировых религий .2.4. Выводы по главеКак писал Рыбаков, одна из самых интересных для него тем – язычество Древней Руси, древних славян. Она полна романтики и почти не тронута историками. Исследователи касались отдельных сторон проблемы, изучали только поучения, которые писались против язычников. Один из историков весьма остроумно заметил, что многие поучения напоминают конспекты лекций, которые читались в Киево-Печерском монастыре, своего рода духовной академии Древней Руси. Может быть, и так. Но для более глубокого изучения темы необходимо привлечь дополнительно большой этнографический материал, археологию, необходимо воссоздать историю мировоззрений, найти их корни, вторгнуться в глубину памяти народной. И вот когда мы обнажим эти корни, окажется, что множество наших представлений уходит в глубочайшую старину... Книга Рыбакова содержит фундаментальные выводы о жизни, быте и уровне социально-экономического и культурного развития населения Восточной Европы. Б. А. Рыбаков значительно раздвинул хронологические рамки «славянского мира». Он привёл аргументы в пользу того, что предками славян были отдельные скифские племена, обитавшие в Причерноморье ещё во времена «отца истории» Геродота (V век до н. э.). ЗаключениеНесмотря на большое количество современных исследований и исследователей, тема славянского язычества остается малоизученной, а современный интерес к нему иногда вредит его научному пониманию, а не идет на пользу. В таких условиях очень полезно иметь систематезированный взгляд на языческие культы славян, попытку составить который предпринял Б.А. Рыбаков в 1970-1980-е года.Рыбаков провел глубокое и комплексное научное изучение темы, рассмотрел самые разные типы источников и пользовался огромным объемом литературы и провел собственное исследование. Рыбаков в своих трудах доказал каждое свое утверждение. Был разобран вопрос о происхождении богов. С научно-атеистических позиций подошел Рыбаков к вопросу о противостоянии христианства и язычества, однако в его работах нет критики религии. Следует сказать, что тема славянского язычества, как и вся тема истории ранних славян и древней, дохристианской Руси все еще во многом покрыта мраком и содержит большой простор для исследований, которые могли бы не просто пролить свет на религиозные представления древнеславянских народов, но и показать тем самым процесс формирования славянского общества, предания о народной мудрости, создававшейся веками. Изучая религиозные культы славян можно понять и те аспекты их жизни, которые пока малоизученны. Список источников и литературыИсточники:Лаврентьевская летопись. СПб., 1897Повесть вpеменных лет. М.; Л., 1950Литература:Андреев Н. П. Русский фольклор, М – Л.: Учпедгиз, 1938 г. 649 с.Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003Бычков А.А.Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М.,2001Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т 2, М., 2000Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Велесова книга. М., 1993Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Репринтное издание М.:2000Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998.- 669сДаль В.М.О поверьях, суевериях и предрассудках русскогонарода. Репринтное издание «Индрик» М.:2003Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (репринтное издание 1880 г.). Изд.: М.: Книга Принтшоп 1989 г. 620 с.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.Карпов А. Владимир Святой. М., 1997. (Серия “ЖЗЛ”).Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М., 1991.Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.,1988Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси.в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.Кузьмин А.Г.Падение Перуна. Становление христианства на Руси М.: Молодая гвардия. 1988 г. 240 с.

1. Лаврентьевская летопись. СПб., 1897
2. Повесть вpеменных лет. М.; Л., 1950
Литература:
3. Андреев Н. П. Русский фольклор, М – Л.: Учпедгиз, 1938 г. 649 с.
4. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. М., 2003
5. Бычков А.А.Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М.,2001
6. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т 2, М., 2000
7. Глинка Г.А. Древняя религия славян // Мифы древних славян. Велесова книга. М., 1993
8. Голубинский Е.Е. История Русской церкви. Репринтное издание М.:2000
9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. - М.: Юрайт, 1998.- 669с
10. Даль В.М.О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. Репринтное издание «Индрик» М.:2003
11. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия (репринтное издание 1880 г.). Изд.: М.: Книга Принтшоп 1989 г. 620 с.
12. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.
13. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997.
14. Карпов А. Владимир Святой. М., 1997. (Серия “ЖЗЛ”).
15. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. М., 1991.
16. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.,1988
17. Крянев Ю.В., Павлов Т.И. Двоеверие на Руси. в кн. Как была крещена Русь. М.: Политиздат, 1988 г.
18. Кузьмин А.Г.Падение Перуна. Становление христианства на Руси М.: Молодая гвардия. 1988 г. 240 с.

Вопрос-ответ:

Какие исторические работы предшествовали трудам Б.А. Рыбакова?

В предшествующих работах исследовались различные аспекты славянского язычества, включая его истоки, духовную культуру и мифологию. Некоторые из этих работ взяты Б.А. Рыбаковым за основу и дополнительно разработаны в его собственных исследованиях.

Какие основные исследования были проведены в области истории славянского язычества до наших дней?

Существует обширная историография темы славянского язычества, начиная с дореволюционной эпохи и до современных исследований. В этих работах изучаются различные аспекты славянской религии, обрядов и верований. Некоторые из них критически рассматривают славянское язычество, другие строят более объективную картину истории этой религии.

Каков вклад Б.А. Рыбакова в исследование славянского язычества?

Б.А. Рыбаков внес значительный вклад в исследование славянского язычества. Он провел обширное исследование истории и мифологии древних славян, а также рассмотрел множество аспектов этой религии, включая ее место в культуре и обществе славян. Его главное произведение "Язычество древних славян" является одним из ключевых трудов в этой области.

Какую биографию имеет Б.А. Рыбаков?

Б.А. Рыбаков - известный российский историк и археолог, специализирующийся в исследовании славянского язычества. Родился он в 1908 году и всю свою жизнь посвятил научной деятельности. Внесший значительный вклад в изучение этой темы, Б.А. Рыбаков умер в 2001 году, оставив после себя богатое наследие и многочисленные работы.

Что изучает книга "Язычество и шаманизм в исследованиях Б А Рыбакова"?

Книга исследует тему славянского язычества и шаманизма в работах Б А Рыбакова.

Какие работы рассматриваются в историографическом обзоре научных работ о славянском язычестве?

В обзоре рассматриваются исторические работы предшественников Б А Рыбакова и общая историография темы славянского язычества от дореволюционной эпохи до современных исследований.

Какие выводы можно сделать по главе, посвященной историографии темы славянского язычества?

Краткие выводы по данной главе не указаны.

Что можно узнать из краткой биографии Б А Рыбакова?

Из краткой биографии Б А Рыбакова можно узнать основную информацию о нем и его вкладе в исследование славянского язычества.

Какой основной труд Б А Рыбакова рассматривается в книге?

В книге рассматривается основной труд Б А Рыбакова "Язычество древних славян".

О чем говорится в главе 1 книги "Язычество и шаманизм в исследованиях Б А Рыбакова"?

Глава 1 предоставляет историографический обзор научных работ о славянском язычестве. Она включает такие разделы как исторические работы предшественников Б А Рыбакова, общая историография темы славянского язычества от дореволюционной эпохи до современных исследований, а также краткие выводы по главе.

Какие темы рассматриваются в главе 1 "Язычество и шаманизм в исследованиях Б А Рыбакова" книги?

В главе 1 рассматриваются исторические работы предшественников Б А Рыбакова, общая историография темы славянского язычества от дореволюционной эпохи до современных исследований, а также приводятся краткие выводы по главе.

Что представляет собой глава 2 книги "Язычество и шаманизм в исследованиях Б А Рыбакова"?

В главе 2 рассматривается вклад Б А Рыбакова в исследование славянского язычества. Она содержит краткую биографию Б А Рыбакова и основной труд Б А Рыбакова "Язычество древних славян".