Оценка конкурентоспособности чая
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 13 + 13 источников
- Добавлена 21.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования качества чая 5
1.1 Химический состав и пищевая ценность чая 5
1.2 Классификация чая 6
1.3 Факторы, формирующие качество чая и требования, предъявляемые к качеству чая 10
1.4 Упаковка, маркировка, условия и сроки хранения 12
Глава 2.Основная методология, используемая при оценке качества и конкурентоспособности чая 15
2.1.Методы и принципы, используемые при оценке качества и безопасности чая 15
2.2.Общие принципы и критерии, используемые при оценке конкурентоспособности сортов чая и чайных напитков 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Конкурентоспособность продовольственной продукции может проявляться только при следующих условиях: - свободный рынок - - понятие «конкурентоспособность» может охватывать как субъекта рыночных отношений, так и хозяйствующих субъектов - - конкурентоспособность учитывает качество продукта как с производителя и со стороны покупателя - конкурентоспособность определяется параметрами товара (технологическими, финансовыми и т.д.) и его долей на рынке. ) и его рыночная доля- - при определении конкурентоспособности укрепляется уровень денежного дохода потребителя на рынке данного товара- - динамическое состояние конкурентоспособности товара- - конкурентоспособность контролируется только конкуренцией, которая развивается в любой свободный рынок товаров.Для детального расчета конкурентоспособности обязательно используется база сравнения, результаты оценки существенно зависят от правильности выбора базы сравнения.Показатели конкурентоспособного товара, которые могут служить основой сравнения для оценки конкурентоспособности продовольствия с точки зрения хозяйствующего субъекта: - нормативные показатели качества - - степень удовлетворения потребительских потребностей - - технологические показатели конкурентоспособного товара - эффективность конкурентного образца, являющегося лучшим на данном рынке, - качественные характеристики образцов другой группы товаров, наиболее близких к характеристикам товара, - качественные показатели идеального (гипотетического) образца.Для оценки конкурентоспособности товара (товаропроизводителей) могут применяться следующие методы: - дифференциальный метод - комплексный метод - интегральный метод - смешанный метод. Дифференциальный метод основан на сравнении отдельных показателей качества с показателями качества по основанию сравнения, полученному соотношению показателей. Когда за значение базы сравнения при оценке конкурентоспособности продовольственных товаров принята степень удовлетворения потребностей потребителя, расчет единичного показателя конкурентоспособности производят по формуле (1):где q – значение степени удовлетворения потребностей потребителя по i-му параметру (i = 1, 2, ..., n); Pi – величина i -го параметра показателя степени удовлетворения потребности потребителя для исследуемой продукции; Рni – величина i -го параметра показателя степени удовлетворения потребности покупателя в тех или иных компонентах по данному показателю. Так как значения параметров во время определения конкурентоспособности продовольственных товаров в зависимости от базы сравнения могут иметь разные значения, их коэффициенты соотношений могут быть равны значению от 0 до 1. Когда в качестве базы сравнения применяют нормативные показатели качества продовольственных товаров, тогда значения единичных показателей выбранного товара будут иметь лишь два параметра – 0 и 1, а знаменатель –1.При несоответствии товара требованиям нормативно-технической документации ему присваивают значение данного параметра – 0, что делает нулевой его конкурентоспособность. Когда оценка конкурентоспособности продовольственных товаров проводится по экономическим или технологическим параметрам, значение единичного показателя заданного продукта может варьироваться в значениях от 0 до бесконечности; база сравнения при этом может иметь такие же значения показателей. При этом коэффициент конкурентоспособности может быть равен числу в пределе от 0 до 1 значение от 0 до 1. В этом случае расчет проводят по формуле (2):где qi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при положительном показателе удовлетворения потребности потребителя; 38 Pi – величина i-го технологического параметра показателя для исследуемого продукта; PiО – величина i-го технологического параметра показателя образца (товара) базы сравнения. Если значения параметров исследуемого продукта будут ухудшать качество товара, тогда коэффициент конкурентоспособности высчитывается по формуле (3):где qi` единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру при положительном показателе удовлетворения потребности потребителя; Pi – величина i-го технологического параметра показателя для исследуемого продукта; PiО – величина i-го технологического параметра показателя образца (товара) базы сравнения. Когда технологические параметры исследуемого товара не имеют количественной оценки, применяют экспертные методы оценки в баллах. Несовершенство дифференциального метода оценки в том, что необходимо выбирать 1 наиболее важный для покупателя показатель в то время, каждый из показателей важен. Обычно метод применяют в случаях, если в качестве базы сравнения используется степень удовлетворения потребности потребителя или нормативно-технологические требования. Комплексные методы позволяют сделать более полную оценку. Основание этих методов в применении комплексных показателей, которые состоят из отдельных единичных дифференциальных показателей конкурентоспособности продовольственных товаров по тем или иным параметрам. Расчет комплексного показателя по норм ативным параметрам, производится по формуле (4):где Iнп – комплексный показатель конкурентоспособности, согласно нормативным параметрам; qнi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле; n – количество показателей. Расчет комплексного показателя по технологическим параметрам (кроме нормативных), производится по формуле (5):где I тп – комплексный показатель конкурентоспособности по технологическим параметрам; qтi – единичный показатель конкурентоспособности по i-му технологическому параметру. ai – весомость i-го параметра в общем наборе из n технологических параметров продовольственного товара, удовлетворяющих потребность покупателя.Иногда может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр показателя – полезный эффект, который в дальнейшем и используется в расчетах. В таком случае расчет комплексного показателя конкурентоспособности исследуемого продовольственного продукта по экономическим параметрам по сравнению с базой сравнения производится по формуле (6):где IЭП – комплексный показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам; З – полные затраты потребителя по базе сравнения; Зо – полные затраты потребителя по оцениваемой продукции. Затраты потребителя по потреблению и приобретению исследуемого образца и сравниваемого товара рассчитываются по формуле (7):где З – полные затраты на приобретение и потребление продукции; ЗС – единовременные затраты на приобретение продукции; Ci – средние суммарные затраты на сохранность продукции, относящиеся к i-му периоду ее гарантийного хранения; Т – гарантийный срок хранения; i – срок (день, месяц, год) по порядку. Конкурентоспособность продовольственного товара может проявляться при определенных условиях. Для подробного расчета конкурентоспособности используется база сравнения, результаты оценки во многом зависят от правильного выбора базы сравнения. Для оценки конкурентоспособности товара может быть использован дифференциальный, комплексный, интегральный метод, смешанный метод – рассмотрена сущность методов и формул для расчетов по ним.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях рыночной экономики конкурентоспособность продукта является ключевым фактором успеха. Конкурентоспособность продукции требует оптимального сочетания качества, цены и дизайна.Конкурентоспособность товара зависит от различных факторов и, следовательно, понятие конкурентоспособности достаточно обширно. Товарность товара рассматривается как конкурентоспособность. Для удовлетворения различных потребностей покупатель приобретает товары, качество и эксплуатационные характеристики которых способны удовлетворить данную потребность.Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения той или иной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, предлагаемыми на рынке.Он определяется набором только конкретных характеристик, которые несомненно интересуют конкретного покупателя и удовлетворяют его потребность. Продукт с более высокой стоимостью может быть менее конкурентоспособным, если его стоимость значительно повышается за счет придания товару новых свойств, мало интересующих его основную группу покупателей.Конкурентоспособность товара может быть определена только путем сравнения его с другим товаром и является относительным показателем. Он отражает отличие данного товара от конкурирующего товара с точки зрения степени удовлетворения той или иной потребности. Для установления конкурентоспособности товара необходимо не только сравнивать его с другими товарами по степени удовлетворения конкретной потребности, но и учитывать затраты потребителя на приобретение, т.е. такие показатели конкурентоспособности, как товар качество, коммерческая деятельность, цена продукта, имидж продукта и престиж бренда.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«ГОСТ 1939-90. Государственный стандарт Союза ССР. Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 04.05.1990 N 1108) - М.: Издательство стандартов, 1990«ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (ред. от 29.11.2012) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях М., ИПК Издательство стандартов, 2004, ИУС «Национальные стандарты», N 9, 2007 (Поправки).«ГОСТ 1938-90. Межгосударственный стандарт. Чай черный байховый фасованный. Технические условия» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 04.05.1990 N 1107) - М.: Издательство стандартов, 1990«ГОСТ Р 54004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 596-ст) - М.: Стандартинформ, 2011.Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 c.Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2018. - 384 c.Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / Г.Г. Дубцов. - М.: Academia, 2016. - 480 c.Жабин В. К. Классификация китайского чая.https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-kitayskogo-chaya. (дата обращения 22.01.2023).Иванова, Т.Н. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие / Т.Н. Иванова. - М.: Инфра-М, 2018. - 347 c.Куликова, Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе: Учебное пособие / Н.Р. Куликова. - М.: Дашков и К, 2013. - 168 c.Кожнев Е. Н. Методы оценки качества чайного сырья и готовой продукции.https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-kachestva-chaynogo-syrya-i-gotovoy-produktsii. (дата обращения 22.01.2023).Павлова, А. А. Качество и конкурентоспособность [Текст] : учеб.- метод. пособие /А. А. Павлова. – М. : Лаборатория книги, 2015. – 152 с. Покровский, А. А. Химический состав пищевых продуктов [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А. Покровский. – М. : Пищевая промышленность, 2016. – 117 с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) «ГОСТ 1939-90. Государственный стандарт Союза ССР. Чай зеленый байховый фасованный. Технические условия» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 04.05.1990 N 1108) - М.: Издательство стандартов, 1990
2) «ГОСТ Р 51074-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утв. Постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 N 401-ст) (ред. от 29.11.2012) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях М., ИПК Издательство стандартов, 2004, ИУС «Национальные стандарты», N 9, 2007 (Поправки).
3) «ГОСТ 1938-90. Межгосударственный стандарт. Чай черный байховый фасованный. Технические условия» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 04.05.1990 N 1107) - М.: Издательство стандартов, 1990
4) «ГОСТ Р 54004-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Методы отбора проб для микробиологических испытаний» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 596-ст) - М.: Стандартинформ, 2011.
5) Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. Вытовтов. - М.: Инфра-М, 2017. - 208 c.
6) Гранаткина, Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами / Н.В. Гранаткина. - М.: Academia, 2018. - 384 c.
7) Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / Г.Г. Дубцов. - М.: Academia, 2016. - 480 c.
8) Жабин В. К. Классификация китайского чая. https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-kitayskogo-chaya. (дата обращения 22.01.2023).
9) Иванова, Т.Н. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебное пособие / Т.Н. Иванова. - М.: Инфра-М, 2018. - 347 c.
10) Куликова, Н.Р. Товароведение и экспертиза чая и кофе: Учебное пособие / Н.Р. Куликова. - М.: Дашков и К, 2013. - 168 c.
11) Кожнев Е. Н. Методы оценки качества чайного сырья и готовой продукции. https://cyberleninka.ru/article/n/metody-otsenki-kachestva-chaynogo-syrya-i-gotovoy-produktsii. (дата обращения 22.01.2023).
12) Павлова, А. А. Качество и конкурентоспособность [Текст] : учеб.- метод. пособие /А. А. Павлова. – М. : Лаборатория книги, 2015. – 152 с.
13) Покровский, А. А. Химический состав пищевых продуктов [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. А. Покровский. – М. : Пищевая промышленность, 2016. – 117 с.
Вопрос-ответ:
Какой химический состав и пищевая ценность чая?
Химический состав чая включает в себя витамины (в основном витамин С), минеральные вещества (фтор, железо, калий, магний и др.), аминокислоты, флавоноиды и другие полезные компоненты. Чай также обладает антиоксидантными свойствами. Пищевая ценность чая зависит от его сорта и способа приготовления.
Как классифицируется чай?
Чай можно классифицировать по различным параметрам, включая степень ферментации, цвет листьев и степень обработки. Основные виды чая включают черный, зеленый, белый, желтый и оолонг. Каждый вид имеет свои особенности и уникальный аромат и вкус.
Какие факторы формируют качество чая и какие требования предъявляются к его качеству?
Качество чая зависит от множества факторов, включая сорт чайного куста, условия выращивания и сбора чайных листьев, методы обработки и упаковки. Основные требования к качеству чая включают свежий аромат, насыщенный вкус, отсутствие горечи или грубости, однородность листьев и отсутствие примесей.
Как проводится оценка качества и безопасности чая?
Оценка качества и безопасности чая проводится с использованием различных методов, включая органолептическую оценку (оценка внешнего вида, аромата и вкуса), химические анализы, микробиологические и токсикологические исследования. Также проводятся проверки на наличие пестицидов и других вредных веществ.
Какие принципы и критерии применяются при оценке качества и конкурентоспособности чая?
Оценка качества и конкурентоспособности чая основывается на таких принципах как сравнение с другими чаями, соблюдение требований качества, учет пожеланий потребителей, анализ конкурентов, измерение показателей качества. Критерии оценки включают в себя внешний вид чая, аромат, вкус, однородность листьев, упаковку и маркировку. Также учитывается цена и доступность товара на рынке.
Каков химический состав и пищевая ценность чая?
Чай содержит ряд полезных веществ, включая катехины, теанин, полисахариды, флавоноиды и витамины. Они придают чаю его специфический вкус и аромат, а также обладают антиоксидантными свойствами, способствуют регуляции обменных процессов в организме и укреплению иммунной системы.
Какие требования предъявляются к качеству чая?
Качество чая зависит от факторов, таких как сырьевой материал, методы производства, условия хранения и транспортировки. Требования к качеству чая включают свежесть, аромат, цвет, вкус и текстуру чайного листа. Кроме того, чай должен быть безопасным для потребления и соответствовать стандартам качества, установленным в стране производства и потребления.
Как выполняется оценка качества и безопасности чая?
Оценка качества и безопасности чая осуществляется с использованием различных методов и принципов. Это может включать визуальную оценку чайного листа, оценку аромата и вкуса чая, анализ на наличие вредных веществ и микробиологических загрязнений. Также проводятся специальные испытания и тесты, чтобы убедиться в соответствии чая стандартам качества и безопасности.
Что влияет на конкурентоспособность чая?
Конкурентоспособность чая зависит от различных факторов, таких как качество, цена, маркировка, упаковка, условия хранения и транспортировки. Конкурентоспособность также может быть повышена за счет разнообразия сортов и вкусов чая, его уникальности, экологической чистоты и соответствия требованиям потребителей на рынке.
Какова основная методология используемая при оценке качества и конкурентоспособности чая?
Оценка качества и конкурентоспособности чая основана на применении определенных методов и принципов. Она может включать в себя визуальную оценку чайного листа, анализ химического состава и пищевой ценности, оценку аромата и вкуса чая, проведение специальных тестов и испытаний на безопасность, а также оценку упаковки, маркировки и условий хранения чая.