Специфика жанров газетной журналистики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 25 25 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 22.02.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический подход к изучению жанров газетной журналистики………………………..………………………………..…....5
1.1. Жанр в журналистике: понятие, сущность, типология………..…..5
1.2 Характеристика газетных жанров……………………………………7
Глава 2. Практический подход к изучению жанров периодических печати …………………………………………………………..………....13
2.1. Анализ информационных газетных жанров………………………..13
2.2. Анализ аналитических газетных жанров…………………………...16
2.3 Анализ художественно-публицистических газетных жанров….….19
Заключение……………………………………………………………..…23
Литература………………………………………………………….……..25
Фрагмент для ознакомления

А. Кондрашов рассматривает медийный продукт в контексте текущей общественно-политической повестки: «Зачем, как говаривал Горбачёв, подбрасывать такое? Особенно сейчас, да ещё так мощно рекламировать?».Автор делает также и прогноз относительно кассовых сборов нового фильма: «Полагаю, достаточных сборов у этого с профессиональной точки зрения добротно сделанного исторического блокбастера не будет». Это необязательный элемент рецензии, но рассуждения автора на тему того, почему фильм не получит широкого одобрения зрителей, делают рецензию глубже и интереснее. В целом это пример качественной, увлекательно написанной, вдумчивой рецензии.2.3. Анализ художественно-публицистических газетных жанровК сожалению, сегодня художественно-публицистические жанры встречаются на станицах газет все реже. Немногие печатные издания к ним обращаются. Одним из таких изданий является «Литературная газета», оттуда и взяты рассмотренные примеры. При этом такие жанры, как памфлет и фельетон практические не встречаются, а очерк и эссе появляются в газете регулярно. Очерк. Н. Пахсарьян. «Движение сердца»(«Литературная газета»)Этот портретный очерк посвящен французскому писателю Стендалю и приурочен к юбилею классика. Как и должно быть в портретном очерке, в центре материала находится герой, его жизнь и судьба. В портретных очерках большую роль играет описание работы героя, поскольку здесь речь о писателе, то автор подробно останавливается на творчестве Стендаля, поскольку это и есть результаты его работы, по которым о нем судят. Автор избрал хронологический принцип изложения материала: повествование о судьбе писателя начинается с рождения и затем планомерно идет к смерти. О творчестве Стендаля автор пишет по ходу повествования. Такая композиция очерка наиболее распространена. Можно проследить всю жизнь героя от начала до конца. К недостаткам такого метода можно отнести то, что более нехронологическая композиция воспринимается более оригинально. Логично, что автор включает цитаты писателя, так есть возможность «услышать» его мысли, почувствовать его голос. Если бы это был очерк о живом человеке, то журналист встретился бы с героем и вставил бы прямую речь персонажа, но здесь приходится основываться на дневниках, письмах, воспоминаниях друзей писателя. Поскольку цель очерка – создать яркий, выпуклый портрет человека, для этой задачи требуется довольно большой объем текста. Тем более если речь идет о классике, чья жизнь уже кончилась и ее можно рассмотреть всю – невозможно в двух словах рассказать о человеке полно. Поэтому мы видим, что у этого материала довольно большой объем (он занимает всю газетную полосу). Автор пишет богатым литературным языком, использует выразительные средства («головная любовь», «опоздавшем родиться»), вставляет высокую книжную лексику («Однако лицемерие оказывается слишком высокой платой за преуспеяние»).Итак, это пример добротного очерка, в котором создан образ писателя. У читателя остается представление и о характере героя, и его работе (творчестве). Эссе.Д. Ефстафьев. «Про человека» («Литературная газета»)Тема задана в подзаголовке эссе «Почему мы испытываем боль, глядя на руины сверхдержавы?» (под сверхдержавой понимается СССР). По заголовку читатель мог бы подумать, что тема другая. Название статьи выражает точку зрения автора, что Советский Союз был системой «про человека», т. е. обращенной к человеку. В этом материале можно увидеть все основные признаки жанра эссе:Подчеркнуто субъективная трактовка темы. Автор высказывает свое личное мнение относительно заявленной темы: «Рискну сказать нечто непопулярное и обидное как для сторонников СССР, так и для антисоветчиков…».Свободная композиция. Мысль автора течет очень свободно, он рассказывает о том, о чем хочет, в том порядке, в котором хочет. Автор начал с того, что есть люди, которые хотят, чтобы про СССР забыли, затем перешел на то, что составляло основу советского строя. Затем рассуждает о том, при каких условиях империи могут существовать, а когда они начинают разрушаться. И следом автор подводит к тому, как современный «человек мира капиталистической социальности» распоряжается советским наследием. Склонность к парадоксам в выражении мысли автора. Автор не просто высказывает свое мнение, но делает это очень оригинально: « Именно Советский Союз как социально-политическая система, как система, которая была «про человека», заставила американцев лететь на Луну, доказывая, что их строй лучше, а человек – умнее. ». Диалогичность – автор как будто все время обращается к невидимой аудитории. Убеждает ее, перечеркивает ее возможные контраргументы или наоборот соглашается: «Да, эта идея «социальной модернизации» во многом представляла собой рефлексию троцкистской «перманентной революции» и в этом смысле была обречена».Образность. Речь автора богатая, насыщена образами: «корабль истории», «перекройка человечества», «Да, заговорить сквозь зубы и едва сдерживая гримасу, но всё же...» и т. д. Итак, этот материал – полноценное эссе, посвященное теме распада СССР. Оно получилось глубоким и насыщенным, соединяющим в себе политические, исторические и философские аспекты. Автор выразил свою точку зрения оригинально и аргументировал ее примерами из истории, провел параллели с другими империями. Таким образом, по итогам анализа можно сделать следующие выводы.Изучение особенностей жанров чрезвычайно важно как для изучения журналистики в целом, так и для формирования журналистских навыков. Понимание особенностей каждого жанра позволяет научиться писать журналистские материалы в зависимости от потребностей в данный момент. Каждому жанру соответствует своя задача. Например, с помощью репортажа можно позволить читателю «увидеть» то событие, свидетелем которого читатель в реальности не был, с помощью интервью — дать услышать читателю прямую речь интересного человека, с помощью статьи – погрузиться глубоко в какую-либо актуальную проблему и т. д.У каждого жанра свои возможности, но и свои ограничения. Например, с помощью заметки можно дать читателю информацию о каком-либо единичном событии, явлении. Заметку можно написать быстро и сразу же отдать редактору, чтобы он пустил ее в номер или поставил на сайт. Если же нужно не просто сообщить о каком-либо событии, но и дать его анализ, хотя бы минимальный, как в аналитической корреспонденции, то понадобится больше времени на подготовку, сбор информации. Некоторые жанры требуют личного общения с героем материала или выезда на место событий и т. д. Зная особенности каждого жанра, журналист понимает, к чему ему готовиться при написании такого материала. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования мы изучили теоретические аспекты темы. Мы рассмотрели понятие жанра как одно из ключевых понятий журналистики. Мы рассмотрели различные типологии жанров журналистики и остановились на подходе А. А. Тертычного как на наиболее дифференцированном. Во второй главе проанализированы публикации, опубликованные в популярных отечественных газетах. Рассмотрены журналистские материалы типичных жанров, опубликованные в популярных газетах, и доказана их жанровая принадлежность. По итогам анализа нами сделаны следующие выводы.Изучение особенностей жанров чрезвычайно важно как для изучения журналистики в целом, так и для формирования журналистских навыков. Понимание особенностей каждого жанра позволяет научиться писать журналистские материалы в зависимости от потребностей в данный момент. Каждому жанру соответствует своя задача. Например, с помощью репортажа можно позволить читателю «увидеть» то событие, свидетелем которого читатель в реальности не был, с помощью интервью — дать услышать читателю прямую речь интересного человека, с помощью статьи – погрузиться глубоко в какую-либо актуальную проблему и т. д.У каждого жанра свои возможности, но и свои ограничения. Например, с помощью заметки можно дать читателю информацию о каком-либо единичном событии, явлении. Заметку можно написать быстро и сразу же отдать редактору, чтобы он пустил ее в номер или поставил на сайт. Если же нужно не просто сообщить о каком-либо событии, но и дать его анализ, хотя бы минимальный, как в аналитической корреспонденции, то понадобится больше времени на подготовку, сбор информации. Некоторые жанры требуют личного общения с героем материала или выезда на место событий и т. д. Зная особенности каждого жанра, журналист понимает, к чему ему готовиться при написании такого материала. Список литературыАкопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденции, статьи / А. И. Акопов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. — 51 с.Бекасов Д. Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики / Д. Г. Бекасов. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 77 с.Беззубов А. Н. Жанрово-стилистическая типология // Современная газетная публицистика. Проблемы стиля / А. Н. Беззубов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 36-47. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. — М.: Аспект Пресс, 2004[Электронный ресурс].— http://evartist.narod.ru/text10/01.htmКим М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. — СПб. : Изд-во Михайлова, 2004. — 335 с.Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко[Электронный ресурс]. —http://evartist.narod.ru/text5/64.htm. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс; 2011. — 320 с. Методы журналистского творчества / под ред. В. М. Горохова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, ,1982. — 250 с.Проблемы жанров в журналистике: сб. статей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 112 с.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 352 с. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тертычный[Электронный ресурс] —http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htmТертычный А. А. Тенденции в использовании жанров на страницах современных печатных СМИ / А. А. Тертычный// Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2011. — № 5[Электронный ресурс]. — https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/5/tendentsii-v-ispolzovanii-zhanrov-na-stranitsakh-sovremennykh-pechatnykh-smi/Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие / М И. Шостак. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с.

Список литературы

1. Акопов А. И. Аналитические жанры публицистики. Письмо. Корреспонденции, статьи / А. И. Акопов. – Ростов-на-Дону: Изд-во Института массовых коммуникаций, 1996. — 51 с.
2. Бекасов Д. Г. Корреспонденция, статья — жанры публицистики / Д. Г. Бекасов. — М.: Изд-во МГУ, 1972. — 77 с.
3. Беззубов А. Н. Жанрово-стилистическая типология // Современная газетная публицистика. Проблемы стиля / А. Н. Беззубов. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. — С. 36-47.
4. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов / С. М. Гуревич. — М.: Аспект Пресс, 2004 [Электронный ресурс]. — http://evartist.narod.ru/text10/01.htm
5. Ким М. Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким. — СПб. : Изд-во Михайлова, 2004. — 335 с.
6. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С.Г. Корконосенко [Электронный ресурс]. — http://evartist.narod.ru/text5/64.htm.
7. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. — М.: Аспект Пресс; 2011. — 320 с.
8. Методы журналистского творчества / под ред. В. М. Горохова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, ,1982. — 250 с.
9. Проблемы жанров в журналистике: сб. статей. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 112 с.
10. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика / А. А. Тертычный. — М.: Аспект Пресс, 2010. — 352 с.
11. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А. А. Тертычный [Электронный ресурс] — http://www.evartist.narod.ru/text2/01.htm
12. Тертычный А. А. Тенденции в использовании жанров на страницах современных печатных СМИ / А. А. Тертычный // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. — 2011. — № 5 [Электронный ресурс]. — https://vestnik.journ.msu.ru/books/2011/5/tendentsii-v-ispolzovanii-zhanrov-na-stranitsakh-sovremennykh-pechatnykh-smi/
13. Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие / М И. Шостак. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с.

Вопрос-ответ:

Что такое жанр в журналистике?

Жанр в журналистике является средством выражения информации и представления материала. Он имеет свои особенности, которые определяют его структуру, стиль и композицию. Жанры в журналистике могут быть информационными, аналитическими, комментариями и другими.

Какие характеристики имеют газетные жанры?

Газетные жанры имеют несколько характеристик, включая краткость и четкую структуру. Они также должны быть информативными, достоверными и ясно выраженными. Газетные жанры могут включать новости, статьи, репортажи, интервью и другие.

Как проводится анализ информационных газетных жанров?

Анализ информационных газетных жанров проводится путем изучения структуры и содержания статьи. Важно определить основную информацию, которая передается в статье, а также взглянуть на стиль и подход, с которым она представлена. Анализ информационных газетных жанров помогает понять, какую информацию автор хочет донести до читателей и как она организована.

Чем отличаются аналитические газетные жанры от информационных?

Аналитические газетные жанры отличаются от информационных тем, что они не только передают факты и информацию, но и анализируют их. В аналитических статьях делается попытка объяснить причины явлений, сделать выводы и прогнозы. Эти статьи часто содержат мнения авторов и предлагают различные точки зрения на рассматриваемую проблему.

Какие жанры периодической печати можно отнести к аналитическим газетным жанрам?

К аналитическим газетным жанрам периодической печати можно отнести статьи-аналитику, комментарии, обзоры, аналитические материалы и исследовательские статьи. В этих жанрах часто осуществляется анализ событий, предоставление аргументов в поддержку определенной точки зрения и различные интерпретации фактов.

Что такое газетная журналистика?

Газетная журналистика - это направление журналистики, связанное с созданием и распространением информации через газеты. Она включает в себя такие жанры, как новости, статьи, интервью и многое другое.

Какие основные характеристики газетных жанров?

Газетные жанры обладают рядом характеристик, включающих информационность, краткость, актуальность, объективность, целевую аудиторию и многое другое. Они разделены на информационные и аналитические жанры, каждый из которых имеет свои особенности.

Что включает практический подход к изучению жанров периодической печати?

Практический подход к изучению жанров периодической печати включает анализ информационных и аналитических газетных жанров. Изучение информационных жанров включает анализ новостей, сообщений, отчетов, аналитических статей и других жанров, которые передают информацию фактического характера. Изучение аналитических жанров включает анализ статей, комментариев, рецензий, анализов и других жанров, которые предлагают авторское мнение и анализ определенной проблематики.