«ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ЛЕНИНГРАДА В 1985-1991 Г.»
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 08.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА Ι. ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)…………………………………………………5
1.1. Система образования в середине 1980-х годов и предпосылки его реформирования…………………………………………………………………..5
1.2. Проблемы подготовки учителя в изменившихся социально-экономических условиях в эпоху перестройки. ………………………………..8
ГЛАВА IΙ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ ЛЕНИНГРАДА: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ…………………………………..………13
2.1. Система повышения квалификации педагогических кадров в Ленинграде: история и современность………………………………...……….13
2.2. Положение и статус ленинградских учителей 1985 – 1991 гг. ....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….28
В школах города работали 25,4 тыс. учителей, в том числе 19 тыс. с высшим образованием.
Педагогический энциклопедический словарь содержит сведения о ленинградских педагогах, удостоенных почётного звания Героя Социалистического Труда. Среди них: Нина Александровна Кирсанова (школа № 24), Людмила Михайловна Смирнова (школа № 533), Лидия Ивановна Шапкина (школа № 169), Татьяне Ивановне Гончаровой (школа № 536) присвоено звание народного учителя СССР». В 1990 году в Ленинграде работало свыше 120 заслуженных учителей РСФСР.
Повышение профессиональной компетентности учителей требовало высокого уровня педагогического образования. В советское время существовала система обязательного государственного распределения выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, при которой выпускники должны были направляться в учебные заведения на срок не менее трех лет. В конце 1980-х и в 1990-е годы начала внедряться более свободная система распределения. Приоритет при распределении выпускников отдавался школам в сельской местности.
Поставленные задачи ЦК КПСС и Совмина СССР постановлением «О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта» в образовательной сфере невозможно было достигнуть только по идеологическим, партийным решениям без учета экономического положения страны. Остаточный принцип финансирования образования не смог полностью решить финансовые, материально-технические и кадровые проблемы школ.
Многие выпускники педагогических учебных заведений не работали по профессии. Это было связано со слабой реализацией системы социальной защиты молодых специалистов, социально-бытовой неустроенностью. Низкая заработная плата по сравнению с промышленными сферами, обязательная система распределения не полностью решала кадровую проблему, так как меры административного принуждения заставляли выпускников ехать по месту распределения на определенное время, но по окончании срока отработки многие увольнялись, и распределительная система не решала кадровую проблему.
Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стеногр. отчет. - Москва: Политиздат, 1983. - 222 с.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. - М.: Политиздат, Т. 15: 1984 - 1985 / под общ. ред.: К. У. Черненко, М. С. Смиртюкова. - 1985. - с. 431
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. - М.: Политиздат, Т. 15: 1984 - 1985 / под общ. ред.: К. У. Черненко, М. С. Смиртюкова. - 1985. - 703 с.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. - М.: Политиздат, Т. 15: 1984 - 1985 / под общ. ред.: К. У. Черненко, М. С. Смиртюкова. - 1985. – с. 431
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: сб. док. - М.: Политиздат, Т. 15: 1984 - 1985 / под общ. ред.: К. У. Черненко, М. С. Смиртюкова. - 1985. – с. 432-433
Там же. - с. 433
Ломакина Т.Ю., Новиков П.Н., Фирсов Г.А. Проблемы перестройки вечернего и заочного обучения // Материалы Всесоюзного совещания-семинара работников вечерних и заочных средних специальных учебных заведений. – М., 1992. – с. 23-27
Андреев Ю. К вопросу о положении педагогов нашей средней школы // Русская школа. 1990. № 1. - с. 21
О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. - с. 21.
Андреев Ю. К вопросу о положении педагогов нашей средней школы // Русская школа. 1990. № 1. - с. 23.
Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. М.Ю. Мартынова. М., 2015. - с. 125.
Подготовка учительских кадров в условиях социально-экономических преобразований второй половины XX - начала XXI в.: на материалах Южного Урала: дис. канд. ист. наук: 07.00.02. Астрахань, 2009. - с. 132.
Базисный учебный план средней общеобразовательной школы, утв. Приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 751 от 22.09.89. М., 1989. – с. 16.
Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002. 325 с.
1. Адамская Н.П., Столяр А.А. Какой учитель нужен школе? // Советская педагогика. 1991. № 7. с. 61-70
2. Андреев, Ю. К вопросу о положении педагогов нашей средней школы / Ю. Андреев // Русская школа. - 1900. - № 1. - С.112 – 123
3. Артемов А.В. Идеология обновления в риторике М.С. Горбачева как базовый элемент образа перестройки (на примере подготовки выступления на февральском пленуме ЦК КПСС 1988 г.) // Вестник Пермского университета. История: Вып. 2. 2017. с. 106-114.
4. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы, утв. Приказом Госкомитета СССР по народному образованию № 751 от 22.09.89. – М.: ВНИК «Школа», НИИСиМО АПН СССР, 1989. – 16 с.
5. Белова Н.А. Повседневная жизнь учителей / отв. ред. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2015. – 228 с.
6. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. - 205 с.
7. Беспалова Н.В. Особенности подготовки педагогических кадров в университете. – Дисс. канд. пед. наук. – Саранск, 2003. с.225
8. Всесоюзный съезд работников народного образования, [20-22 дек. 1988 г., Москва]: стеногр. отчет. М.: Высшая школа, 1990. - 410 с.
9. Гончаров М.А. Подготовка педагогических кадров в России в XIX - начале XX в // Преподаватель ХХI век. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogicheskih-kadrov-v-rossii-v-xix-nachale-xx-v
10. КПСС в резолюциях и решениях. Т. 14. М. : Политиздат. 1987.
11. Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика,1991 г., № 10, с. 88-93.
12. Народное образование в СССР: сборник нормативно-правовых актов / под ред. Павлищева К. С. –Москва: 1987. – 98 с.
13. Народное хозяйство Ленинграда и Ленинградской области за 70 лет: стат. сб. -Л.: Лениздат, 1987. - 191 с.
14. Никитин Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования. История становления, сравнительный опыт, современное состояние, прогнозирование, развитие. Учебное пособие. – М.: МО РФ, РИПКРО, 1995.
15. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М., 1984.
16. О советской школе и учителях. Материалы Всекрымского съезда учителей Крым АССР. – Севастополь, 2008.
17. Общественная жизнь Ленинграда в годы перестройки, 1985—1991: сборник материалов / сост. О.Н. Ансберг, А.Д. Марголис, отв. Ред. А.Д. Марголис. СПб.: Серебряный век, 2009. 781 с.
18. Павленко Ю. М., Веременко В. А. Повседневная жизнь ленинградских учителей 1982 – 1991 ГГ. // 2022. №27 (72). URL: https://scilead.ru/article/2685-povsednevnaya-zhizn-leningradskikh-uchitelej-
19. Панина Л.Ю. Проблемы подготовки учителей в период перестройки (1985-1991 гг. ) (по материалам журнала «Советская педагогика») // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №1 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-podgotovki-uchiteley-v-period-perestroyki-1985-1991-gg-po-materialam-zhurnala-sovetskaya-pedagogika (дата обращения: 26.01.2023).
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000. - 512с.
21. Педагогические династии Санкт-Петербурга XIX-XXI веков. http://peddynasty-spb.ru/publ/1
22. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая рос. энцикл., 2002. - 527 с.
23. Перестройка неотложна, она касается всех и во всём. Речь М.С. Горбачёва на совещании актива Хабаровской краевой партийной организации 31 июля 1986 г. // Правда. 1986. 2 авг.
24. Пионова Р.С. Педагогическое образование: стратегия на будущее // Советская педагогика. 1991. № 8. с. 71
25. Пушкарева Н. Л. «История повседневности и «история частной жизни»: содержание и соотношение понятий // Социальная история. 2004. М., с. 93
26. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам: Сб. док. Т. 15. Ч. 1. 198З г.-май 1984 г. — М.: Политиздат, 1985.
27. Руденко, Е. Ю. Проблематика образовательных реформ в СССР в 1950–80-е годы / Е. Ю. Руденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 6 (401). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/401/88665/
с. 562.
28. Собкин В.С. «Учительство как социально-профессиональная группа», М., 1996 г.
29. Социальная история Санкт-Петербурга / [В. В. Фортунатов, Е. Э. Платова, Т. И. Симоненко, В. А. Данилов, Е. Р. Гутина; науч. ред. В. Н. Соловьев]. - СПб.: Русский остров, 2005. - 336 с.
30. Тумалев В.В. Учительство в ситуации социально-политических перемен / В.В. Тумалев. В 5 ч. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 1995. –с . 21-22
31. Утехин И. В. Быт больших коммунальных квартир г. Ленинграда в 1970 – 90-е гг.: стереотипы повседневного поведения: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук / И. В. Утехин. – СПб., 2001. - 276 с.
32. Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительства, СПб, 2001г. - 132 с.
33. Худоминский П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917 – 1981 гг.). М., 1986.-184 c
34. Шевелев, А. Н. Петербургская школа как историко-образовательный феномен: учебное пособие / А. Н. Шевелев. - Санкт-Петербург: СПбАППО, 2006. - 80 с.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существовали в системе образования в середине 1980-х годов?
В середине 1980-х годов в системе образования существовали проблемы, связанные с несовершенством учебных программ, устаревшими методами преподавания, недостаточной квалификацией учителей, неравномерностью доступа к образованию и др.
Какие предпосылки привели к реформированию системы образования в 1985-1991 годах?
Реформирование системы образования в 1985-1991 годах было обусловлено предпосылками, такими как необходимость адаптации образования к новым социально-экономическим условиям, требованиям научно-технического прогресса, изменениям в обществе и росту потребности в квалифицированных кадрах.
Какие проблемы возникли в подготовке учителей в условиях перестройки 1985-1991 годов?
В эпоху перестройки 1985-1991 годов возникли проблемы в подготовке учителей, связанные с необходимостью переориентации образования на новые ценности и задачи, изменением требований к учителю, несоответствием содержания образования требованиям рынка труда, недостаточностью финансирования системы образования и др.
Какие проблемы были связаны с профессиональной подготовкой учителей в Ленинграде?
С профессиональной подготовкой учителей в Ленинграде были связаны проблемы, такие как отсутствие соответствующих методических материалов и литературы, ограниченный доступ к инновационным методикам, низкое материальное поощрение, недостаточное финансирование и др.
Какие изменения произошли в социально-экономических условиях в эпоху перестройки?
В эпоху перестройки произошли изменения в социально-экономических условиях, связанные с переходом к рыночной экономике, развитием частного сектора, изменением структуры промышленности и сельского хозяйства, ростом безработицы и др.
Какая система образования была в Ленинграде в середине 1980-х годов?
В середине 1980-х годов в Ленинграде действовала советская система образования, которая была основана на принципах марксизма-ленинизма и гарантировала бесплатное и всеобщее образование.
Какие предпосылки привели к реформированию системы образования в Ленинграде в 1985-1991 гг.?
Предпосылками реформирования системы образования в Ленинграде в 1985-1991 гг. стали изменение политической обстановки в Советском Союзе, начало периода перестройки под руководством Михаила Горбачева, а также необходимость приспособления образования к новым требованиям и вызовам времени.
Какие проблемы возникли в подготовке учителей в Ленинграде в период перестройки 1985-1991 гг.?
В период перестройки 1985-1991 гг. в подготовке учителей в Ленинграде возникли различные проблемы, связанные с изменяющимися социально-экономическими условиями и новыми требованиями к образованию. Некоторые из этих проблем включали отсутствие адекватного финансирования, дефицит учебных материалов и современного оборудования, а также недостаточную подготовку педагогических кадров для работы в новых условиях.
Как менялись социально-экономические условия во время перестройки и как это сказалось на подготовке учителей в Ленинграде?
Социально-экономические условия во время перестройки в Ленинграде менялись в результате введения новых рыночных механизмов, перехода к самостоятельности предприятий и увеличения роли частной инициативы. Это привело к изменениям в требованиях к педагогическим кадрам и их профессиональной подготовке. Учителям стало необходимо осваивать новые методы и формы работы, а также учитывать потребности рыночной экономики и развития предпринимательства.
Какие проблемы существовали в системе образования в середине 1980-х годов?
В середине 1980-х годов существовали такие проблемы в системе образования, как отставание программ и методик от современных требований, недостаток качественных учебников и учебных материалов, низкая оплата труда учителей, недостаточная подготовка педагогов к использованию новых технологий в образовательном процессе.