Проблемы построения налогового федерализма в РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 15.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Правовые основы налогового федерализма в РФ 3
1.1 Принципы распределения налогов по уровням управления 3
1.2 Формы распределения налогов между бюджетами различных уровней. 10
2. Конституционные основы системы налогов в РФ 13
2.1. Единство системы налогов 13
2.2. Полномочия по определению условий взимания региональныхналогов. 14
3. Конституционный принцип единства налоговой политики 17
3.1. Формы реализации принципа единства налоговой политики. 17
3.2. Выявление нарушений единства налоговой политики. 18
4. Федеральные территории РФ как «новый элемент» в системе налогового федерализма в РФ 21
5. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций в РФ в системе налогового федерализма. 23
Список использованных источников 26
Введена телефонная акция в течение 3-4 дней после неплатежа крупными налогоплательщиками. Компьютерные платежные требования в течение 7-14 дней с установленного законом срока были разосланы другим налогоплательщикам. Налоговые органы в течение относительно короткого периода времени приступили к дальнейшим последующим действиям в зависимости от размера задолженности. Тем не менее, задолженность по налогам оставалась высокой (более 5 процентов ВВП по состоянию на середину 2001 года), что частично отражает отсутствие административных мер по списанию безнадежной задолженности (то есть потому, что налогоплательщик больше не существует, не может быть найден или не имеет активов).4. Федеральные территории РФ как «новый элемент» в системе налогового федерализма в РФВозможность создания федеральных территорий в России появилась после принятия в 2020 году пакета поправок к Конституции России[1]. В статье 67 п.1 Конституции Российской Федерации сказано:Статья 67, пункт 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом[2].Понятие предложил ввести председатель Тульской областной думы Сергей Харитонов, отметивший, чтоК их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности, управление которыми «требует специального регулирования»Совет Федерации одобрил федеральный закон, устанавливающий с 2022 года особенности налогообложения имущества, расположенного в федеральной территории «Сириус».Так, для исчисления транспортного налога в границах федеральной территории будут применяться налоговые ставки, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ. При этом не установлены налоговые льготы.Налогообложение недвижимого имущества организаций будет осуществляться по налоговой ставке 2,2% и исходя из налоговой базы, определённой только по среднегодовой стоимости. Срок уплаты налога установлен не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовых платежей по нему – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.Налоговые ставки и дополнительные (к федеральным) налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц будут определяться представительным органом федеральной территории.При установлении земельного налога представительный орган федеральной территории вправе не устанавливать отчетный период, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не уплачивать авансовые платежи по налогу.До вступления в силу нормативных актов представительного органа федеральной территории «Сириус» о земельном налоге и налоге на имущество физических лиц применяются нормативные акты муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об этих налогах.5. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций в РФ в системе налогового федерализма.Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций регулируются Федеральным законом № 258-ФЗ от 31.07.2020 г. Документ разработан Минэкономразвития и вступил в силу 28 января 2021 года. На сайте министерства сообщается, что «впервые у государства, научного и бизнес-сообщества появился системный механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин (прежде всего, инертность законодательства) использовать сегодня нельзя (искусственный интеллект, блокчейн, большие данные, нейротехнологии, квантовые технологии, виртуальная реальность)».«Закон об инновациях» распространяется на ограниченное число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.Экспериментальный правовой режим допустим в следующих сферах (в скобках приведены примеры функционирования цифровых инноваций):медицина (телемедицина), фармацевтика;транспорт (создание и использование транспортных средств с разной степенью автономности);сельское хозяйство (рационализация существующих процессов за счет применения искусственного интеллекта и робототехники);финансовая деятельность (различные сервисы онлайн-платежей);электронная коммерция (виртуальные торговые площадки и образовательные ресурсы);архитектура и строительство (возведение и реконструкция зданий с использованием передовых технологий);предоставление госуслуг и контрольно-надзорная деятельность (аналитика на основе Big Data);промышленность (корпоративные базы данных, системы защиты информации);связь (разработка программного обеспечения);электроэнергетика (разработан соответствующий проект постановления, ЭПР в этой сфере необходим для реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Энерджинет»).Правительство РФ может определять иные направления, где допустимо применение особого правового режима.До принятия Закона № 258-ФЗ в России отсутствовал общий механизм установления экспериментальных правовых режимов, поэтому складывалась разнообразная практика проведения правовых экспериментов. В связи с этим порядок проведения некоторых правовых экспериментов определялся Федеральными законами.Например, Федеральным законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ был проведен эксперимент по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в г. Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан).Подобный режим вводится для поддержки и развития приоритетных отраслей экономики, для ускоренного появления и внедрения новых продуктов и услуг в сферах применения цифровых инноваций.Цифровые инновации представляют собой новые или существенно улучшенные продукты (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) или процессы, новые методы продаж или организационные методы в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, введенные в употребление, созданные или используемые по определенным направлениям.Введение экспериментального режима позволит компаниям и ИП не применять отдельные предусмотренные обязательные требования, т.е. государством допускаются некоторые послабления в правовом регулировании в течение определенного периода времени по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций.Такой режим позволит создать благоприятные условия для разработки и внедрения цифровых инноваций, а также привлечь инвестиции в развитие предпринимательской деятельности в этой сфере.Сейчас без специального правового регулирования подчас невозможно применение новых разработок. Например, правилами дорожного движения запрещено движение на дорогах беспилотных автомобилей.Список использованных источниковАгапова, Е. С. Совершенствование налоговой системы РФ через призму налоговой системы Эстонии / Е. С. Агапова, Э. Т. Сиразетдинова // Проблемы управления, экономики, политики и права в глобализирующемся мире : Сборник докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС, Ростов-на-Дону, 15–20 апреля 2019 года. – Ростов-на-Дону: Южно-Российский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (ЮРИУФ РАНХиГС), 2019. – С. 24-27. – EDN QNKGUK.Артемова, А. А. Оптимальная налоговая система и налоговая система России / А. А. Артемова, Н. В. Фролова // Современные проблемы экономического развития России : Материалы межвузовской научно-исследовательской конференции магистров, Пермь, 24 июня 2017 года / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова". – Пермь: МиГ, 2017. – С. 3-10. – EDN ZTTWHR.Балакин, Р. В. Анализ налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ / Р. В. Балакин // NB: Финансовое право и управление. – 2014. – № 3. – С. 44-81. – EDN SYIUGX.Веденеев, А. А. О соотношении понятий "система налогового права" и "система налогового законодательства" / А. А. Веденеев // Молодой ученый. – 2020. – № 7(297). – С. 79-81. – EDN FZGKTG.Доржиева, Д. А. Эффективная налоговая система как фактор успешного экономического развития государства: сравнительный анализ налоговых систем России и Сингапура / Д. А. Доржиева // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - VIII : Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Улан-Удэ, 19 мая 2017 года / Ответственный редактор Ю.П. Гармаев. – Улан-Удэ: "Байкальский меридиан", 2017. – С. 35-37. – EDN ZIQHFD.Калинская, М. В. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран / М. В. Калинская, М. А. Дрофа, А. А. Заремук // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 47(6). – С. 414-417. – DOI 10.24412/2304-6139-2021-6-414-417. – EDN TISDLC.Кутаев, Ш. К. Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России / Ш. К. Кутаев, Р. А. Кутаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 3(153). – С. 98-102. – DOI 10.34773/EU.2020.3.19. – EDN HTHPUG.Налоги и налогообложение. Налоговая система России / Н. Н. Селезнева [и др.] ; Федеральное агентство морского и речного трансп., Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций". – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций, 2009. – 322 с. – ISBN 978-5-88789-295-1. – EDN QUCRZT.Налоги и налогообложение. Налоговая система России / Н. Н. Селезнева [и др.] ; Федеральное агентство морского и речного трансп., Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций". – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций, 2009. – 322 с. – ISBN 978-5-88789-295-1. – EDN QUCRZT.Попов, С. А. Сравнение налоговой системы России с налоговыми системами Германии, США, Франции / С. А. Попов, Д. О. Ковалев // Проблемы совершенствования российского законодательства : Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов, Барнаул, 11 апреля 2019 года / Под редакцией Ю.В. Анохина. – Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2019. – С. 218-221. – EDN EKYQFV.Родина, Л. А. Развитие информационного сервиса в системе налогового администрирования развитие информационного сервиса в системе налогового администрирования / Л. А. Родина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2004. – № 1. – С. 14-16. – EDN AGOBZA.Тимербулатова, Р. Х. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы / Р. Х. Тимербулатова // Современные концепции развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 26 октября 2018 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. – С. 195-199. – EDN YNWSTJ.
2. Артемова, А. А. Оптимальная налоговая система и налоговая система России / А. А. Артемова, Н. В. Фролова // Современные проблемы экономического развития России : Материалы межвузовской научно-исследовательской конференции магистров, Пермь, 24 июня 2017 года / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова". – Пермь: МиГ, 2017. – С. 3-10. – EDN ZTTWHR.
3. Балакин, Р. В. Анализ налоговой системы Италии в сравнении с налоговой системой РФ / Р. В. Балакин // NB: Финансовое право и управление. – 2014. – № 3. – С. 44-81. – EDN SYIUGX.
4. Веденеев, А. А. О соотношении понятий "система налогового права" и "система налогового законодательства" / А. А. Веденеев // Молодой ученый. – 2020. – № 7(297). – С. 79-81. – EDN FZGKTG.
5. Доржиева, Д. А. Эффективная налоговая система как фактор успешного экономического развития государства: сравнительный анализ налоговых систем России и Сингапура / Д. А. Доржиева // Сравнительное правоведение в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - VIII : Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Улан-Удэ, 19 мая 2017 года / Ответственный редактор Ю.П. Гармаев. – Улан-Удэ: "Байкальский меридиан", 2017. – С. 35-37. – EDN ZIQHFD.
6. Калинская, М. В. Налоговая система Российской Федерации в сравнении с налоговыми системами зарубежных стран / М. В. Калинская, М. А. Дрофа, А. А. Заремук // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 47(6). – С. 414-417. – DOI 10.24412/2304-6139-2021-6-414-417. – EDN TISDLC.
7. Кутаев, Ш. К. Сравнительный анализ налоговых систем зарубежных стран с налоговой системой России / Ш. К. Кутаев, Р. А. Кутаева // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2020. – № 3(153). – С. 98-102. – DOI 10.34773/EU.2020.3.19. – EDN HTHPUG.
8. Налоги и налогообложение. Налоговая система России / Н. Н. Селезнева [и др.] ; Федеральное агентство морского и речного трансп., Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций". – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций, 2009. – 322 с. – ISBN 978-5-88789-295-1. – EDN QUCRZT.
9. Налоги и налогообложение. Налоговая система России / Н. Н. Селезнева [и др.] ; Федеральное агентство морского и речного трансп., Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций". – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гос. ун-т водных коммуникаций, 2009. – 322 с. – ISBN 978-5-88789-295-1. – EDN QUCRZT.
10. Попов, С. А. Сравнение налоговой системы России с налоговыми системами Германии, США, Франции / С. А. Попов, Д. О. Ковалев // Проблемы совершенствования российского законодательства : Сборник тезисов Всероссийской (с международным участием) научной конференции курсантов, слушателей и студентов, Барнаул, 11 апреля 2019 года / Под редакцией Ю.В. Анохина. – Барнаул: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Барнаульский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации", 2019. – С. 218-221. – EDN EKYQFV.
11. Родина, Л. А. Развитие информационного сервиса в системе налогового администрирования развитие информационного сервиса в системе налогового администрирования / Л. А. Родина // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2004. – № 1. – С. 14-16. – EDN AGOBZA.
12. Тимербулатова, Р. Х. Налоговая система Российской Федерации: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы / Р. Х. Тимербулатова // Современные концепции развития науки : сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 26 октября 2018 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2018. – С. 195-199. – EDN YNWSTJ.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при построении налогового федерализма в РФ?
При построении налогового федерализма в РФ возникают различные проблемы, такие как неравномерное распределение налоговых доходов между регионами, сложности в определении конкретных полномочий по взиманию налогов, неоднозначность в понимании принципа единства налоговой политики и другие.
Какие принципы используются при распределении налогов по уровням управления в РФ?
При распределении налогов по уровням управления в РФ используются следующие принципы: принцип финансовой независимости регионов, принцип пропорциональности налоговых доходов и расходов между бюджетами различных уровней, принцип соотношения налоговых доходов и полномочий регионов.
Какие формы используются при распределении налогов между бюджетами различных уровней в РФ?
При распределении налогов между бюджетами различных уровней в РФ используются следующие формы: передача части налоговых доходов федерального бюджета в региональные и местные бюджеты, установление особого порядка распределения доходов от отдельных видов налогов, установление порядка использования межрегиональных налоговых перерасчетов.
Какие конституционные основы есть у системы налогов в РФ?
Конституционные основы системы налогов в РФ включают в себя принцип единства системы налогов и полномочия по определению условий взимания региональных налогов.
Как реализуется принцип единства налоговой политики в РФ?
В РФ принцип единства налоговой политики реализуется через такие формы, как установление общих принципов взимания налогов, определение единых нормативов налогообложения, координацию налоговых ставок и установление общего порядка распределения налоговых доходов.
Какие проблемы возникают при построении налогового федерализма в РФ?
Построение налогового федерализма в РФ сопряжено с рядом проблем. Одной из них является сложность в распределении налогов между бюджетами различных уровней. Также проблемой является определение условий взимания региональных налогов, а также поддержание единства налоговой политики в рамках федерации.
Какие принципы распределения налогов по уровням управления применяются в РФ?
В РФ применяются следующие принципы распределения налогов по уровням управления: принцип налоговой компетенции, принцип социальной справедливости, принцип фискальной децентрализации и другие. Эти принципы направлены на балансировку финансового равновесия между различными уровнями власти и учет потребностей регионов и населения.
Какие формы распределения налогов между бюджетами различных уровней используются в РФ?
В РФ используются различные формы распределения налогов между бюджетами различных уровней. Это может быть перераспределение налоговых доходов, субсидирование бюджетов субъектов федерации, установление особых налоговых режимов для отдельных регионов и другие механизмы. Целью этих форм является обеспечение достаточного финансирования бюджетов регионов и сбалансированное развитие страны в целом.
Какие правовые основы налогового федерализма существуют в РФ?
В РФ налоговый федерализм имеет свои правовые основы. Конституция РФ определяет единство системы налогов и порядок распределения налогов между бюджетами различных уровней. Кроме того, законы о финансовой системе, о бюджетной классификации и другие организационно-правовые акты также регулируют вопросы налогового федерализма в РФ.