Религиозная проблематика творчества М.А. Булгакова в оценке советской критики и современных СМИ
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 28.02.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………………………...……........…3
ГЛАВА 1 Общая характеристика религиозных взглядов М. А. Булгакова в жизни и творчестве………………………………..........................................……5
1.1 Отношение М. А. Булгакова к религии………………………………………5
1.2 Религиозные идеи романа «Мастер и Маргарита»…………………………..8
ГЛАВА 2 Оценка религиозной проблематики в творчестве М. А. Булгакова советскими и современными критиками……………………………………….14
2.1 Советская цензура и полемика вокруг романа «Мастер и Маргарита»……………………………………………………………………….14
2.2 Основные тенденции в осмыслении темы религии в романе «Мастер и Маргарита» в современных СМИ……………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………………28
Татьяна Поздняева в своей книге «Воланд и Маргарита» пишет: «Иешуа не называет себя философом, но Понтий Пилат определяет его именно так и даже спрашивает, из каких греческих книг он почерпнул свои воззрения. На мысль о греческих первоисточниках знаний Иешуа прокуратора натолкнуло рассуждение о том, что все люди добры от рождения. Философская концепция Иешуа о том, что «злых людей не бывает», противостоит знанию иудеев об онтологическом зле». Таким образом, автор опять же подчеркивает существенные отступления Булгакова от традиционных религиозных текстов.Ю. В. Новикова полагает, что автор использует мениппейный способ увидеть традиционнуюрелигиозную историю и типичные роли, которые традиционно играют Бог и сатана. В конечном счете, сюжет романа разворачивается таким образом, что как будто бы ничего и не произошло, а память всего лишь сыграла злую шутку с персонажами. Существование Бога и сатаны, Иисуса и Понтия Пилата все еще сомнительно. События в романе показывают, никто не знает, что истинно, а что ложно. Религиозная тема в этом романе, очевидно, призвана выяснить истину. Так, персонажам она во многом необходима для того, чтобы опровергнуть или доказать существование определенных религиозных личностей. А для самого автора религиозные источники, темы и исторические личности создают основную канву романа, без которой он не смог бы существовать. Таким образом, автор считает главной особенностью выражения религиозной проблематики Булгаковым то, что он использует для этого приемы иронии, сатиры и смеха. Кроме того, истина не подается в романе «прямым текстом», сюжет строится так, что и герои, и читатель до конца ни в чем не уверены. По мнению М. М. Дунаева, именно через образ Иешуа в романе «христианство вообще являет свою несостоятельность». «Непостижимая тайна Божественного самопожертвования, приятия на Себя позорной, самой унизительной казни, отречение от своего могущества во искупление человеческого греха, явившее наивысший пример смирения, даже как чистая идея эти ценности гораздо важнее и значительнее, нежели любой романтический порыв, обусловленный заурядным непониманием последствий собственных деяний». Анализируя идеи романа, Дунаев обнаруживает в образе Иешуа образ всего христианства. В этом образе он видит слабость, самопожертвование и смирение во имя истин, которые невозможно доказать и проверить. Б. Сарнов понимал религиозную проблематику романа «Мастер и Маргарита» следующим образом: он считал, чтоБулгаковверил в то, что человеческая жизнь не ограничивается только двухмерным пространством земного бытия. Он утверждал, что автор видел смысл и цель человеческой жизни в существовании, так называемого, третьего измерения, потустороннего мира, который человек может и не ощущать при жизни, но именно на этом и строятся все жизненные смыслы, стремления и цели.Сарнов писал, что «дело писателя как раз и состоит в том, чтобы факт существования этого третьего измерения, скрытого от наших глаз, делать явным, постоянно напоминать людям о том, что это третье измерение и есть высшая, истинная реальность…». Следовательно, Сарнов считает, что религиозная тема – центральная, ключевая тема романа «Мастер и Маргарита». Именно в раскрытии этой темы он видит главную задачу Булгакова как автора и считает, что он однозначно справляется с этим в своем произведении.В программе «Игра в бисер» с ведущим Игорем Волгиным, выходившей на телеканале «Культура», в ходе обсуждения идей и замысла романа «Мастер и Маргарита» приглашенные критики, исследователи творчества Булгакова высказывают следующие тезисы: – Ключевая тема романа: тема веры и безверия. Булгаков писал заведомо непроходимый роман, он знал, что его не опубликуют, но писал его, потому что его влекла эта тема, и ему нужно было с ней разобраться. Конечно, с церковной точки зрения ему можно предъявлять всякие претензии, но, на мой взгляд, самым главным является то, что это очень честная и очень выстраданная книга, написанная человеком, который потерял Бога, потерял церковь. Он мечтает туда вернуться, но понимает, что это очень трудно сделать. И в романе сделана художественная попытка возвращения Булгакова к Богу.– Роман Булгакова – это сеанс художественной магии. Богословский подход невозможен к этому тексту. Это художественный текст, не имеющий отношения к Евангельскому, поэтому и не вступающий с ним в противоречие.Кроме того, рассуждая о религиозных мотивах в романе, участники телепрограммы высказывают мысль о том, что образ Маргариты в романе можно сравнить с образом библейской Богородицы. Поскольку Маргарита является в повествовании олицетворением милосердия, такое сопоставление кажется гостям и ведущему довольно смелым, но, тем не менее, имеющим право на существование. Таким образом, современный взгляд на религиозную проблематику романа несколько отличается от оценок советских критиков.Можно заметить, что с уходом советской цензуры творчество Булгакова стало получать более лояльные отзывы и положительную оценку критиков. Расхождения с религиозными каноническими текстами исследовали по-прежнему отмечают в рецензиях на роман, однако этот факт в современном мире перестал считаться непростительной ошибкой Булгакова и его желанием осквернить религию.Подводя итог, можно сказать, что в большинстве оценок советских критиков творчество Булгакова не находило одобрения ни на протяжении жизни писателя, ни после его смерти. Разбирая в критических статьях религиозную проблематику романа «Мастер и Маргарита», современники писателя делали акцент на несоответствиибулгаковских образов и событий романа традиционным религиозным текстам, при этом использование в ершалаимских главах настоящих исторических личностей, мест, названий.ЗаключениеТема веры и безверия была одной из главных тем в жизни Михаила Афанасьевича Булгакова. Его детство прошло в семье верующих родителей, однако во взрослом возрасте Булгаков отошел от религии и церкви. Тем не менее тема Бога не оставляла Булгакова на протяжении всей жизни. Из воспоминаний его близких становится известно, что писатель всегда оставался верующим человеком. Закономерно, что итогом его творческого пути стал крупный роман с ярко выраженной религиозной проблематикой.Центральные идеи романа «Мастер и Маргарита» – это поиск ответов на фундаментальные нравственно-философские и религиозные вопросы: что такое истина? Существует ли Бог? Существует ли жизнь после смерти? Что или кто управляет человеческой жизнью?Автор рассматривает в своем произведении важнейшие общечеловеческие категории: проблему добра и зла, веры и безверия, справедливости, любви и т.д.На своих современников роман произвел неоднозначное впечатление. Произведение после первой публикации вызвало такой общественный резонанс, что в среде советских литературных критиков долгое время не утихали споры о том, как нужно понимать и оценивать «Мастера и Маргариту». Особенно яркой была полемика критиков М. С. Гуса и В. Я. Лакшина.Несмотря на то, что среди советских читателей роман пользовался огромной популярностью, критиками он был воспринят в основном негативно. Идеи, литературный стиль и язык писателя оказались слишком смелыми, злободневными и прямолинейными для антирелигиозного, тоталитарного и несвободного советского общества.В современном мире интерес к произведениям Булгакова не угасает. Современные критики и исследователи его творчества подчеркивают уникальность и нестандартность романа «Мастер и Маргарита». Но и сейчас существуют те, кто критикует произведение Булгакова, например, писатель Д. Быков. Однако в целом в литературном и литературоведческом сообществе наблюдается тенденция к пониманию и принятию религиозных идей Булгакова и его идеи о понимании законов бытия через закон справедливости.Таким образом, цель курсовой работы достигнута посредством выполнения поставленных задач:Была изучена значимость религиозного аспекта в жизни и творчестве М. А. Булгакова для полного понимания религиозных идей его творчества.Были проанализированы религиозные идеи романа «Мастер и Маргарита».Изучена и проанализирована советская критика по роману «Мастер и Маргарита».Выявлены иобозначены современные тенденции в понимании религиозной проблематики творчества М. А. Булгакова.Список литературыБулгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков. – Москва : АСТ. – Эксклюзив: Русская классика. –2016. – 512 с.Быков, Д.Л. Три соблазна Михаила Булгакова / Д. Л. Быков //LiveJournal. [Электронныйресурс] :URL:https://alexmagin38.livejournal.com/9146.html (Дата обращения: 28.01.2023). Гус, М. С. Горят ли рукописи? / М. С. Гус // Знамя. 1968. – № 12.– 220 с.Дунаев, М. М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита") / М. М. Дунаев. Пермь. – 1999. – С. 46-53.Злочевская, А. В. Религиозно-философская позиция М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» / А. В. Злочевская. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/296091 (Дата обращения: 26.01.2023). Капец, О. В. Постмодернистский аспект творчества М.А. Булгакова / О. В. Капец, В. П. Капец// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2020. – №2 (257). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskiy-aspekt-tvorchestva-m-a-bulgakova(Дата обращения: 27.01.2023).Кораблев, А. А. Смерть на Патриарших: заметки об особенностяхаргументации в "Мастере И Маргарите" / А. А. Кораблев // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков. Материалы Четвертых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя. 2-е изд.. Том 3. 2015. – 30-60 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29792605(Дата обращения: 27.01.2023).Лакшин, В. Я. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита." / В. Я. Лакшин // Новый мир, 1968. –№ 6. – 309 с.Маломожнова, Е. С. Феномен восприятия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Е. С. Маломожнова // Молодой ученый. – 2016. – № 2 (106). – С. 912-913. – URL: https://moluch.ru/archive/106/25347/ (Дата обращения: 26.01.2023).Метченко, А. Современное и вечное / А. Метченко // Москва. 1969. – № 1. – 208 с.Михаил Булгаков: "Есть один приличный вид смерти – от огнестрельного оружия. Но у меня его, к сожалению, нет"/ 2020. –[Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.kp.ru/daily/26348.5/3233622/(Дата обращения: 26.01.2023).Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита" / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным / Телеканал Культура. – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.youtube.com/watch?v=IzBfaS8U20o(Дата обращения: 28.01.2023).Михаил Булгаков. Жизнь и творчество / [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://m-bulgakov.ru/publikacii/bulgakov-1000-i-1-citata/p15(Дата обращения: 26.01.2023).Новикова, Ю. В. Роль церковно-религиозной лексики в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Ю. В. Новикова // БГЖ. 2018. – №4 (25). С. 34-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tserkovno-religioznoy-leksiki-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita(дата обращения: 26.01.2023).О романе «Мастер и Маргарита» Булгакова / Компас, 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа :http://svistuno-sergej.narod.ru/news/o_005/2022-01-06-4200(Дата обращения: 26.01.2023).Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 6. Булгаков. Роман для Сталина – YouTube [Электронный ресурс] — URL: https://www.youtube.com/watch?v=IMK6E0VMprI(Дата обращения: 28.01.2023).Поздняева, Т. Воланд и Маргарита: «Иешуа Га-Ноцри и Новый Завет (продолжение). Философия Иешуа» / Т. Поздняева.Москва : Амфора, 2007. – Серия: Новая Эврика. – 448 с.Сарнов, Б. Каждому – по его вере / Б. Сарнов. Москва : МГУ. – 2003. – 96 с.Скорино, Л. И. Лица без карнавальных масок / Л. И. Скорино// Вопросы литературы. 1968. – № 6. – 26 с.Сотникова, В. А. Библейские мотивы произведения М. Булгакова "Мастер И Маргарита" / В. А. Сотникова, Р. Н. Назар // Гуманитарные науки. 2018. – С. 148-152. [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36860632(Дата обращения: 27.01.2023).Черкашина, Л. Чей глас умолк на братской перекличке? / Л. Черкашина // Интернет-газета «Столетие». – 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/chej_glas_umolk_na_bratskoj_pereklichke__537.htm(Дата обращения: 27.01.2023).Чудакова, М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп. / М. О. Чудакова. Москва : Книга, 1988. – 670 с.Чудакова, М.О. Мир Булгакова - Arzamas / М.О. Чудакова // [Электронный ресурс]. Режим доступа :https://arzamas.academy/courses/39https://tass.ru/kultura/1137292(Дата обращения: 28.01.2023).Keм был M.A. Бyлгaкoв: бoгoбopцeм или aтeиcтoм-кoщyнникoм? / [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.textologia.ru/literature/interesnie-fakti-literaruri/proizvedenija-bulgakov/kem-bil-ma-bulgakov-bogoborcem-ili-ateistom-koschunnikom/5151/?q=471&n=5151(Дата обращения: 28.01.2023).
1. Булгаков, М. А. Мастер и Маргарита / М. А. Булгаков. – Москва : АСТ. – Эксклюзив: Русская классика. –2016. – 512 с.
2. Быков, Д. Л. Три соблазна Михаила Булгакова / Д. Л. Быков // LiveJournal. [Электронный ресурс] : URL : https://alexmagin38.livejournal.com/9146.html (Дата обращения: 28.01.2023).
3. Гус, М. С. Горят ли рукописи? / М. С. Гус // Знамя. 1968. – № 12.– 220 с.
4. Дунаев, М. М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита") / М. М. Дунаев. Пермь. – 1999. – С. 46-53.
5. Злочевская, А. В. Религиозно-философская позиция М.А.Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» / А. В. Злочевская. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://bogoslov.ru/article/296091 (Дата обращения: 26.01.2023).
6. Капец, О. В. Постмодернистский аспект творчества М.А. Булгакова / О. В. Капец, В. П. Капец // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2020. – №2 (257). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postmodernistskiy-aspekt-tvorchestva-m-a-bulgakova (Дата обращения: 27.01.2023).
7. Кораблев, А. А. Смерть на Патриарших: заметки об особенностяхаргументации в "Мастере И Маргарите" / А. А. Кораблев // Михаил Булгаков в потоке российской истории XX-XXI веков. Материалы Четвертых Международных научных чтений, приуроченных к дню ангела писателя. 2-е изд.. Том 3. 2015. – 30-60 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29792605 (Дата обращения: 27.01.2023).
8. Лакшин, В. Я. Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита." / В. Я. Лакшин // Новый мир, 1968. – № 6. – 309 с.
9. Маломожнова, Е. С. Феномен восприятия романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Е. С. Маломожнова // Молодой ученый. – 2016. – № 2 (106). – С. 912-913. – URL: https://moluch.ru/archive/106/25347/ (Дата обращения: 26.01.2023).
10. Метченко, А. Современное и вечное / А. Метченко // Москва. 1969. – № 1. – 208 с.
11. Михаил Булгаков: "Есть один приличный вид смерти – от огнестрельного оружия. Но у меня его, к сожалению, нет"/ 2020. –[Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.kp.ru/daily/26348.5/3233622/ (Дата обращения: 26.01.2023).
12. Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита" / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным / Телеканал Культура. – 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=IzBfaS8U20o (Дата обращения: 28.01.2023).
13. Михаил Булгаков. Жизнь и творчество / [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://m-bulgakov.ru/publikacii/bulgakov-1000-i-1-citata/p15 (Дата обращения: 26.01.2023).
14. Новикова, Ю. В. Роль церковно-религиозной лексики в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" / Ю. В. Новикова // БГЖ. 2018. – №4 (25). С. 34-47. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tserkovno-religioznoy-leksiki-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita (дата обращения: 26.01.2023).
15. О романе «Мастер и Маргарита» Булгакова / Компас, 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа : http://svistuno-sergej.narod.ru/news/o_005/2022-01-06-4200 (Дата обращения: 26.01.2023).
16. Открытый урок с Дмитрием Быковым. Урок 6. Булгаков. Роман для Сталина – YouTube [Электронный ресурс] — URL: https://www.youtube.com/watch?v=IMK6E0VMprI (Дата обращения: 28.01.2023).
17. Поздняева, Т. Воланд и Маргарита: «Иешуа Га-Ноцри и Новый Завет (продолжение). Философия Иешуа» / Т. Поздняева. Москва : Амфора, 2007. – Серия: Новая Эврика. – 448 с.
18. Сарнов, Б. Каждому – по его вере / Б. Сарнов. Москва : МГУ. – 2003. – 96 с.
19. Скорино, Л. И. Лица без карнавальных масок / Л. И. Скорино // Вопросы литературы. 1968. – № 6. – 26 с.
20. Сотникова, В. А. Библейские мотивы произведения М. Булгакова "Мастер И Маргарита" / В. А. Сотникова, Р. Н. Назар // Гуманитарные науки. 2018. – С. 148-152. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36860632 (Дата обращения: 27.01.2023).
21. Черкашина, Л. Чей глас умолк на братской перекличке? / Л. Черкашина // Интернет-газета «Столетие». – 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/chej_glas_umolk_na_bratskoj_pereklichke__537.htm (Дата обращения: 27.01.2023).
22. Чудакова, М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд., доп. / М. О. Чудакова. Москва : Книга, 1988. – 670 с.
23. Чудакова, М. О. Мир Булгакова - Arzamas / М. О. Чудакова // [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://arzamas.academy/courses/39https://tass.ru/kultura/1137292 (Дата обращения: 28.01.2023).
24. Keм был M. A. Бyлгaкoв: бoгoбopцeм или aтeиcтoм-кoщyнникoм? / [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://www.textologia.ru/literature/interesnie-fakti-literaruri/proizvedenija-bulgakov/kem-bil-ma-bulgakov-bogoborcem-ili-ateistom-koschunnikom/5151/?q=471&n=5151 (Дата обращения: 28.01.2023).
Вопрос-ответ:
Какие были религиозные взгляды М.А. Булгакова в жизни и творчестве?
М.А. Булгаков был весьма сложной личностью, и его взгляды на религию также были многообразными. Он вырос в семье священника и получил отличное религиозное образование, но со временем стал критически относиться к церкви и принимать идеи философии и научного материализма. Булгаков был очень лояльным к православной вере и всегда поддерживал церковные обряды, но в то же время он никогда не согласился с тем, что было совершено церковью в истории.
Какие религиозные идеи были заложены в романе "Мастер и Маргарита"?
В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков раскрывает многочисленные религиозные идеи. Основная из них - это идея непосредственного вмешательства сверхъестественных сил в жизнь человека, его спасение через веру и любовь. В романе также присутствует мотив распятия и идея возрождения, которые являются ключевыми в христианской религии. Булгаков также коснулся проблемы зла и нравственности в романе, внедрив в него многообразных персонажей, символизирующих различные стороны человеческой натуры и борьбу между добром и злом.
Как критики оценивали религиозную проблематику в творчестве М.А. Булгакова?
Советская критика относилась к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова весьма отрицательно. В то время церковь была подвергнута преследованиям со стороны коммунистического режима, поэтому религиозные идеи Булгакова рассматривались как "ретроградные" и "реакционные". Критики говорили, что Булгаков не следует "новому литературному курсу" и призывают к отказу от религии.
Какие были религиозные взгляды М.А. Булгакова?
М.А. Булгаков был религиозным человеком и исповедовал православное христианство.
Какие религиозные идеи присутствуют в романе "Мастер и Маргарита"?
В романе "Мастер и Маргарита" присутствуют такие религиозные идеи, как контраст между добром и злом, сатана и человеческая натура, понятие покаяния и прощения, а также тема веры и чудес.
Как относилась советская критика к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова?
Советская критика относилась к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова крайне негативно, так как она противоречила официальной антирелигиозной политике государства.
Как была оценена религиозная проблематика в творчестве М.А. Булгакова в современных СМИ?
В современных СМИ религиозная проблематика в творчестве М.А. Булгакова оценивается разнообразно. Некоторые исследователи видят в его работах глубокие религиозные мотивы и символику, в то время как другие считают их лишь элементами художественной выразительности.
Что понимал М.А. Булгаков под религией?
М.А. Булгаков понимал религию как важную составляющую человеческой жизни, как источник моральных ценностей и духовной поддержки в сложных ситуациях.
Какие были религиозные взгляды М.А. Булгакова?
М.А. Булгаков был глубоко религиозным человеком и исповедовал православие. Он верил в Бога и придерживался христианских ценностей.
Какие религиозные идеи присутствуют в романе "Мастер и Маргарита"?
В романе "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков затрагивает различные религиозные темы, такие как вера, искупление, благодать. Он показывает взаимодействие Бога и дьявола, а также представляет Христа и Понтия Пилата. Религиозные идеи играют важную роль в развитии сюжета и характеров.
Как советская критика относилась к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова?
Советская критика неодобрительно относилась к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова. Его религиозные взгляды и идеи не соответствовали официальной атеистической идеологии. Булгаков был подвержен критике и цензуре, его произведения часто запрещались или сильно редактировались.
Какова оценка религиозной проблематики в творчестве М.А. Булгакова современными СМИ?
Современные СМИ относятся к религиозной проблематике в творчестве М.А. Булгакова с большим интересом и уважением. Булгаков считается одним из величайших русских писателей, а его религиозные идеи и символика воспринимаются как глубокие и значимые. Его произведения рассматриваются как важное наследие искусства и литературы.