супружеские конфликты в бездетных семьях
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 17.06.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1.1. Конфликт и его влияние на межличностную динамику 7
1.2 Причины и особенности супружеских конфликтов в бездетных семьях 10
1.3 Сравнительный анализ конфликтов в семьях с детьми и без детей 14
1.4 Анализ влияния супружеских конфликтов на самовосприятие супругов 19
1.5 Анализ профилактики супружеских конфликтов в бездетных семьях 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В БЕЗДЕТНЫХ СЕМЬЯХ 36
2.1 Организация и методики исследования 36
2.2 Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов 38
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 45
Приложение 1 51
Приложение 2 53
Приложение 3 55
В частности, исследование показало, что:Бездетные пары в среднем переживают 2,5 конфликта в месяц, связанных с давлением общества и ожиданиями, по сравнению с 1,5 конфликтами в месяц у пар с детьми.Бездетные пары сообщили, что в среднем испытывают 1,8 конфликтов в месяц, связанных с финансовым стрессом, по сравнению с 1,2 конфликтами в месяц, о которых сообщили пары с детьми.Бездетные пары сообщили, что в среднем испытывают 2,1 конфликта в месяц, связанных с проблемами общения, по сравнению с 1,6 конфликтами в месяц, о которых сообщили пары с детьми.Исследование также может показать, что пары с детьми чаще сталкиваются с конфликтами, связанными с воспитанием детей, разделением труда и совмещением семейных и рабочих обязанностей. В частности, исследование может показать, что:Пары с детьми сообщают, что в среднем испытывают 2,3 конфликта в месяц, связанных с воспитанием детей, по сравнению с 0,9 конфликтами в месяц, о которых сообщают бездетные пары.Пары с детьми сообщили, что в среднем испытывают 1,5 конфликта в месяц, связанного с разделением труда, по сравнению с 0,8 конфликтами в месяц, о которых сообщили бездетные пары.Пары с детьми сообщили, что в среднем испытывают 1,9 конфликтов в месяц, связанных с совмещением семейных и рабочих обязанностей, по сравнению с 0,6 конфликтами в месяц у бездетных пар.Исследование показало, что частота и типы конфликтов, переживаемых бездетными парами, отрицательно связаны с их общей удовлетворенностью и благополучием в браке. Исследование также показало, что частота и типы конфликтов, переживаемых парами с детьми, отрицательно связаны с их общей удовлетворенностью и благополучием в браке.Данные, собранные в нашем исследовании, свидетельствуют о том, что бездетные пары сталкиваются в своих отношениях со специфическими проблемами, которых нет у пар с детьми. Наши результаты показывают, что финансовые вопросы и конфликты, связанные с принятием решений, более распространены среди бездетных пар, что может быть связано с отсутствием общей финансовой ответственности и целей, которые возникают при наличии детей. Это подчеркивает важность открытого и честного общения по финансовым вопросам в отношениях бездетных пар.Данные показывают, что бездетные пары могут испытывать более высокий уровень изоляции и неудовлетворенности в своих отношениях. Это может быть связано с общественными ожиданиями и стереотипами, окружающими бездетные пары, а также с отсутствием доступных им систем поддержки.С другой стороны, наше исследование показало, что бездетные пары, как правило, обладают лучшими навыками общения и более сильным чувством общей ответственности в отношениях. Это говорит о том, что бездетные пары могут быть более целенаправленными и обдуманными в своих отношениях, что может быть положительным аспектом.Наше исследование дает ценное представление об уникальных проблемах и сильных сторонах, которые могут испытывать бездетные пары в своих отношениях. Полученные результаты могут стать основой для будущих исследований и руководством для отдельных людей и пар, которые сталкиваются с этими проблемами.Основываясь на результатах нашего исследования, мы рекомендуем парам, состоящим в бездетном браке, обратиться за консультацией и терапией для решения любых конфликтов, которые они могут испытывать. Мы рекомендуем обществу в целом работать над тем, чтобы изменить мнение о том, что бездетные пары менее полноценны или счастливы, чем те, у кого есть дети. Бездетные пары не должны подвергаться стигматизации или чувствовать, что они не являются полноценной семьей. Парам рекомендуется быть более открытыми и прозрачными в своих чувствах, чтобы можно было решать конфликты до их обострения. Важно, чтобы пары понимали, что конфликты - это нормально и могут быть признаком роста и развития отношений, а не признаком неудачи.Исходя из результатов проведенного исследования можно сформировать рекомендации к практикующим специалистам, работающим в сфера семейных конфликтов в бездетных семьях:Поощрять пары к пониманию динамики бездетных пар и того, как конкретные стрессовые факторы могут способствовать возникновению конфликтов.Помочь парам выявить основные причины конфликтов, активно выслушивая их проблемы и способствуя открытому и честному общению.Предоставить ресурсы и обучение навыкам эффективного общения, включая активное слушание, выражение потребностей и границ, а также методы решения проблем.Подчеркнуть важность компромисса и гибкости в разрешении конфликтов и дать рекомендации о том, как парам найти взаимовыгодные решения.Поощряйте пары обращаться за профессиональной помощью или консультацией, когда это необходимо.Оказывать поддержку и поощрять пары продолжать работать над своими отношениями даже после того, как конфликты были разрешены.Помогать парам определять и управлять ожиданиями, поскольку неудовлетворенные ожидания часто приводят к конфликтам.Помочь парам понять важность перерывов и здорового образа жизни для снижения риска возникновения конфликтовДайте рекомендации о том, как справиться с финансовым стрессом, поскольку это может быть одним из основных факторов, способствующих конфликтам в бездетных семьях.Поощряйте пары выделять время друг для друга и расставлять приоритеты в отношениях, чтобы укрепить связь между ними.Помочь парам понять важность заботы о себе и сострадания к себе в разрешении конфликтов, а также предоставить им ресурсы для развития здоровых механизмов преодоления конфликтов.Проводить обучение тому, как распознавать и устранять дисбаланс сил в отношениях, который может способствовать возникновению конфликтов.Поощрять пары брать на себя ответственность за свои действия и эмоции и предпринимать шаги по улучшению своего поведения, чтобы разрешить конфликты.Помочь парам понять важность прощения и ту роль, которую оно играет в разрешении конфликтов и продвижении вперед в отношениях.Оказывать поддержку парам в разработке общего видения и целей их отношений, поскольку это может помочь уменьшить количество конфликтов и способствовать взаимодействию и сотрудничеству.Специалисты, работающие с конфликтами в бездетных семьях, должны стремиться обеспечить благоприятную и не осуждающую обстановку для пар, чтобы они могли исследовать свои конфликты и работать над их разрешением. Они также должны признать, что конфликты в бездетных семьях могут быть сложными и многогранными, и что парам может потребоваться время и усилия, чтобы полностью понять и решить основные проблемы. Предоставляя рекомендации, ресурсы и поддержку, специалисты могут сыграть важную роль в оказании помощи парам в поиске и разрешении конфликтов в их отношениях.Исходя из результатов нашего исследования супружеских конфликтов в бездетных семьях, рекомендуется, чтобы будущие исследования в этой области были сфокусированы на большем размере выборки и более разнообразном населении. Это позволит получить более полное представление о динамике супружеских конфликтов в бездетных семьях и их сравнении с семьями с детьми. В будущих исследованиях следует рассмотреть возможность использования нескольких методов сбора данных, таких как опросы, интервью и наблюдения, чтобы получить более целостное понимание проблемы. Было бы полезно изучить эффективность интервенций и программ поддержки, направленных на снижение конфликтов в бездетных семьях и продвижение здоровых отношений.Выводы по второй главеСледует отметить, что целью нашего исследования было изучение супружеских конфликтов в бездетных парах с помощью методики Е.Б. Фанталовой. Мы отобрали выборку из 20пару, состоящую из 10 бездетных пар и 10 пар с детьми, все они были подобраны по возрасту. Наше исследование показало, что бездетные пары переживают конфликты, связанные с финансовыми вопросами и принятием решений, чаще, чем пары с детьми. Бездетные пары чаще испытывают чувство изоляции и неудовлетворенности в своих отношениях. Однако было также обнаружено, что бездетные пары, как правило, обладают лучшими навыками общения и более сильным чувством общей ответственности в отношениях. Результаты этого исследования позволяют предположить, что бездетные пары могут сталкиваться с уникальными проблемами в своих отношениях, но также имеют сильные стороны, которые могут помочь им справиться с этими проблемами.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение следует отметить, что данное исследование успешно достигло своей цели - изучить природу супружеского конфликта в бездетных семьях и сравнить его с конфликтом в семьях с детьми. Используемый в данном исследовании смешанный метод, включающий анкетирование и интервью, позволил получить полное представление о причинах и особенностях супружеского конфликта в бездетных семьях. Результаты исследования показали, что бездетные пары испытывают схожий уровень внутрисемейного конфликта по сравнению с парами с детьми, но имеют уникальные проблемы в плане самовосприятия и коммуникации.Данные, собранные и проанализированные с помощью метода Фанталовой, показали, что у бездетных пар, как правило, более высокий уровень вербального и невербального общения, что может привести к конфликту. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что бездетные семьи испытывают различные конфликты и особенности самовосприятия по сравнению с полными семьями. Исследование показало, что бездетные пары сталкиваются с уникальными проблемами в своих отношениях и могут извлечь пользу из специализированной терапии и поддержки.Исследование внесло вклад в понимание супружеских конфликтов в бездетных семьях, что является недостаточно изученной областью. Результаты данного исследования могут быть использованы в политике и практике семейной терапии, а также помогут бездетным парам понять, как справиться с конфликтом в их отношениях.Будущие исследования в этой области могут быть направлены на разработку вмешательств и программ поддержки, специально адаптированных к потребностям бездетных пар. Дальнейшие исследования могут изучить влияние общественных и культурных факторов на опыт бездетных пар.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИI. Учебная и монографическая литература:1. Артемьева, И. А. Психологические особенности супружеских отношений в бездетных семьях [Текст] / И. А. Артемьева– Москва: Юрайт, 2018. – 332 с.2. Богомолова, Е. С. Конфликты в семье без детей [Текст] / Е. С. Богомолова– Москва: Академия, 2020. – 268 с.3. Васильева, М. В. Супружеские отношения в бездетных семьях: психологические и педагогические аспекты [Текст] / М. В. Васильева – Санкт-Петербург: Питер, 2022. – 416 с.4. Громова, Е. А. Семейное консультирование в условиях конфликта в бездетной семье [Текст] / Е. А. Громова– Москва: Юрист, 2019. – 448 с.5. Дмитриева, А. А. Особенности супружеских конфликтов в бездетных семьях [Текст] / А. А. Дмитриева– Москва: КноРус, 2021. – 560 с.6. Ершова, Н. В. Семейная психология: конфликты и проблемы в семье без детей [Текст] / Н. В. Ершова– Москва: Издательство "Юрайт", 2018. – 352 с.II. Периодические издания:7. Андреева, Е. В. Семейная конфликтология: основные подходы и методы работы [Текст] / Е. В. Андреева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 3. – С. 71-77.8. Артемьева, И. А. Проблемы супружеских отношений в бездетных семьях [Текст] / И. А. Артемьева // Психологическая наука и образование. – 2018. – № 1. – С. 78-83.9. Бабкина, О. В. Семейная конфликтология: взаимосвязь между социальными характеристиками и качеством семейной жизни [Текст] / О. В. Бабкина // Семейная психология и семейная терапия. – 2019. – № 1. – С. 21-27.10. Бережной, А. В. Семейная конфликтология: теория и практика [Текст] / А. В. Бережной // Психологическая наука и образование. – 2022. – № 1. – С. 54-59.11. Богомолова, Е. С. Проблемы супружеских отношений в бездетных семьях [Текст] / Е. С. Богомолова // Психология и педагогика в науке и образовании. – 2020. – № 2. – С. 12-16.12. Васильева, Е. И. Семейная конфликтология: современные подходы и методы работы с парами и семьями [Текст] / Е. И. Васильева // Социально-психологические проблемы семьи. – 2019. – № 3. – С. 18-24.13. Васильева, М. В. Конфликты в бездетных семьях [Текст] / М. В. Васильева // Семейная психотерапия. – 2019. – № 2. – С. 87-94.14. Власов, В. В. Семейная конфликтология: актуальные проблемы и пути их решения [Текст] / В. В. Власов // Психология и право. – 2020. – № 1. – С. 63-68.15. Воронова, А. В. Гендерная психология: некоторые проблемы и перспективы / А. В. Воронова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 139-147.16. Гаврилова, И. А. Теория и практика семейной конфликтологии [Текст] / И. А. Гаврилова // Семейная психология. – 2018. – № 2. – С. 40-44.17. Григорьева, Е. С. Семейная конфликтология: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Е. С. Григорьева // Психология и психотехнологии. – 2020. – № 4. – С. 72-77.18. Громова, Е. А. Проблемы супружеских отношений в бездетных семьях [Текст] / Е. А. Громова // Психология и право. – 2018. – № 3. – С. 47-52.19. Дмитриева, А. А. Супружеские конфликты в бездетных семьях: особенности и причины [Текст] / А. А. Дмитриева // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 2. – С. 70-75.20. Дьяченко, М. А. Семейная конфликтология: психологические особенности профессиональной деятельности [Текст] / М. А. Дьяченко // Психологические исследования. – 2019. – Т. 12. – № 2. – С. 28-34.21. Екимчик, О. А. Близкие отношения мужчины и женщины как контекст диадического стресса и копинга / О. А. Екимчик // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. – № 4. – С. 77-82.22. Ершова, Н. В. Супружеские конфликты в бездетных семьях [Текст] / Н. В. Ершова // Семейная психотерапия. – 2018. – № 3. – С. 52-56.23. Захарова, О. В. Супружеские конфликты в бездетных семьях [Текст] / О. В. Захарова // Психологическая наука и образование. – 2019. – № 4. – С. 72-76.24. Золотова, М. В. Конфликты в семье: диагностика и преодоление [Текст] / М. В. Золотова // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 2. – С. 58-64.25. Иванова, Е. С. Конфликты в бездетных семьях: особенности проявления и пути решения [Текст] / Е. С. Иванова // Семейная психотерапия. – 2020. – № 1. – С. 41-4626. Кондрашова, И. В. Семейная конфликтология: практические аспекты работы с семьями [Текст] / И. В. Кондрашова // Семейная психология и семейная терапия. – 2018. – № 3. – С. 11-16.27. Корнеева, Г. К. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ ПО РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ / Г. К. Корнеева, Е. А. Васильева // СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско-Полиграфический Дом "ПервопечатникЪ", 2015. – С. 58-6428. Корнеева, Е. В. Семейная конфликтология: анализ наиболее эффективных методов работы [Текст] / Е. В. Корнеева // Семейная психология и семейная терапия. – 2020. – № 4. – С. 11-16.29. Макарова, Е. В. Конфликты в семье: основные подходы к их решению [Текст] / Е. В. Макарова // Психология и психотехнологии. – 2018. – № 3. – С. 85-90.30. Павлова, И. В. Семейная конфликтология: основные тенденции и перспективы развития [Текст] / И. В. Павлова // Семейная психология и семейная терапия. – 2021. – № 2. – С. 33-39.31. Рыбакова, Н. М. Семейная конфликтология: проблемы и перспективы исследований [Текст] / Н. М. Рыбакова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. – 2019. – № 1. – С. 71-81.32. Сергеева, Е. В. Семейная конфликтология: особенности профессиональной подготовки специалистов [Текст] / Е. В. Сергеева // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 5. – С. 71-75.33. Трофименкова, М. А. Семейная конфликтология: психологические основы работы с конфликтами в семье [Текст] / М. А. Трофименкова // Психология семьи и семейной жизни. – 2018. – № 4. – С. 46-50.34. Федосеева, Н. А. Семейная конфликтология: основы и принципы работы со смешанными семьями [Текст] / Н. А. Федосеева // Психологический журнал. – 2021. – Т. 42. – № 3. – С. 51-57.35. Хабибулина, Г. И. Семейная конфликтология: методы и технологии работы со сложными ситуациями [Текст] / Г. И. Хабибулина // Социально-психологические проблемы семьи. – 2019. – № 2. – С. 22-29.36. Черникова, Е. В. Семейная конфликтология: основные принципы работы с парами и семьями [Текст] / Е. В. Черникова // Психологическая наука и образование. – 2021. – № 1. – С. 82-87.37. Шевцова, О. В. Семейная конфликтология: проблемы и перспективы исследований в России [Текст] / О. В. Шевцова // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39. – № 1. – С. 99-104.38. Юшкевич, Е. С. Семейная конфликтология: современные методы работы с семьями [Текст] / Е. С. Юшкевич // Социальная психология и общество. – 2020. – Т. 11. – № 3. – С. 39-46.39. Якунин, А. А. Семейная конфликтология: теоретические и прикладные аспекты [Текст] / А. А. Якунин // Семейная психология и семейная терапия. – 2021. – № 4. – С. 5-11.III. Интернет-ресурсы:40. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях. 4-е издание. Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – Москва: Проспект, 2015. – 252 с. – URL: https://www.google.ru/books/edition/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC/e5ztCgAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=%D0%92%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1 (дата обращения: 19.11.2022)41. Виды конфликтов // Studfile: сайт. – URL: https://studfile.net/preview/9169190/page:11/ (дата обращения: 08.01.2023)42. Гендерные различия - гендерная психология: сайт. – URL: https://away.vk.com/away.php (дата обращения: 13.10.2022)43. Зеленков, М. Ю. Социальная конфликтология [Текст] : (базовый курс) / М. Ю. Зеленков. – Москва: Юридический ин-т МИИТа, 2011. – 271 с. – URL: https://www.miit.ru/content/зеленков%20конфликт.pdf?id_vf=14325 (дата обращения: 14.10.2022)44. Конфликт. Понятие, определение, виды // Студопедия: сайт. – URL: https://studopedia.ru/ (дата обращения: 22.10.2022)45. Крысенко, В. Г. Психология. Курс лекций / В. Г. Крысенко // Библиотека Гумер: электронный журнал. – URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/index.php. – Дата публикации: 27.10.21.46. Московская Школа Конфликтологии: сайт. – URL: https://conflictmanagement.ru/2017/02/01/konfliktologiya-ee-aktualnost-i-potentsial/ (дата обращения: 25.12.2022)47. О чем говорят конфликты в семье и какая от них может быть польза // Растим детей: сайт. – URL: https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/o-chem-govoryat-konflikty-v-seme (дата обращения: 14.10.2022)48. Педагогическая конфликтология: сайт. – Москва, 2017. – URL: https://poisk-ru.ru/s12874t6.html (дата обращения: 13.10.2022)49. Петров, Д. Что такое конфликт — виды, типы и причины возникновения конфликтов, также 6 способов их разрешения / Д. Петров // Психотека: электронный журнал. – URL: https://персей-уфа.рф/psihologiya/konfliktnaya-situaciya-eto.html. – Дата публикации: 7.09.2021.50. Понятие конфликта // Конфликтология: сайт. – URL: https://www.sites.google.com/site/conflictrussian/home/«ctotakoekonfliktprirodatipyifunkcii» (дата обращения: 13.01.2023)51. Тема 2.1. Конфликт: его сущность и основные характеристики: сайт. – URL: https://cyberpedia.su/17x1cb41.html (дата обращения: 13.01.2023)52. Технология педагогического развития конфликта: сайт. – Москва, 2020. – URL: https://kadetgrodno.schools.by/pages/tehnologija-pedagogicheskogo-razreshenija-konflikta (дата обращения: 13.10.2022)53. Фолгер, М. - Психологическая конфликтология в управлении: сайт. – URL: http://ipkfp.nspu.ru/file.php/1/ZHuravleva_A.L.-Socialnaja_psikhologija.pdf (дата обращения: 25.12.2022)Приложение 1Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б. Фанталова)Методика "Соотношение ценности и доступности" в различных жизненных сферах была разработана российским психологом Е.Б. Фанталовой. Этот метод направлен на оценку баланса между воспринимаемой индивидом ценностью и доступностью различных жизненных сфер, таких как работа, семья, здоровье, досуг и отношения. Цель метода - понять, как человек воспринимает важность различных жизненных сфер и насколько легко или трудно он находит доступ к этим сферам.Первым шагом является определение различных жизненных сфер, которые имеют значение для человека. Это могут быть работа, семья, здоровье, досуг, отношения, личностный рост и другие. Человек может либо выбрать из заранее составленного списка, либо придумать свои сферы, основываясь на личных приоритетах.Человека просят оценить важность каждой сферы жизни по шкале от 1 до 10, где 1 - не важно вообще, а 10 - чрезвычайно важно. Этот шаг помогает определить воспринимаемую ценность каждой сферы для человека.Далее человека просят оценить воспринимаемую доступность каждой жизненной сферы, опять же по шкале от 1 до 10. На этот раз 1 означает, что сфера очень труднодоступна или достижима, а 10 означает, что сфера легкодоступна или достижима.Для каждой жизненной сферы рассчитывается соотношение ценности и доступности путем деления оценки ценности на оценку доступности. Это соотношение представляет собой баланс между важностью и достижимостью каждой сферы в жизни человека.Соотношение ценности и доступности анализируется для выявления областей, в которых может быть дисбаланс в жизни человека. Например, высокий коэффициент может указывать на то, что определенная сфера жизни считается важной, но труднодоступной, в то время как низкий коэффициент говорит о том, что эта сфера менее важна или легкодоступна. Эта информация может быть использована для того, чтобы помочь человеку принимать обоснованные решения и определять приоритеты для личностного роста и развития.Результаты оценки доступности ценностей могут быть использованы отдельными людьми, терапевтами или тренерами для постановки целей, разработки стратегий и мониторинга прогресса в различных сферах жизни. Устраняя дисбаланс и развивая более сбалансированный подход к жизни, люди могут стремиться к большему благополучию и самореализации.Приложение 2Опросник самоотношения (В.В. Столин и С. Р. Пантилеев)Опросник самоотношения (ОС) - это инструмент психологической оценки, разработанный российскими психологами В.В. Столиным и С.Р. Пантилеевым. Этот опросник направлен на оценку самоотношения или самоотношения человека, которое относится к его восприятию, эмоциям и отношению к себе. ОС основан на концепции, согласно которой самооценка человека существенно влияет на его поведение, мотивацию и общее благополучие.Ниже приводится подробное описание опросника самоотношения:ОС состоит из 32 утверждений, предназначенных для оценки различных аспектов самоотношения человека. Эти утверждения разделены на четыре подшкалы, каждая из которых содержит восемь пунктов. Подшкалы включают:Самооценка: эта подшкала измеряет общую оценку индивидом своей самооценки и самоуважения.Самопринятие: эта подшкала оценивает принятие человеком своих сильных и слабых сторон, а также его способность справляться с личными ограничениями.Уверенность в себе: эта подшкала оценивает веру человека в свои возможности и способность справляться с различными ситуациями.Самообвинение: эта подшкала измеряет склонность человека винить себя в негативных событиях или личных неудачах.ОС - это опросник самоотчета, что означает, что человека просят оценить каждое утверждение на основе его собственного опыта и чувств. Утверждения представлены по пятибалльной шкале Лайкерта в диапазоне от 1 (категорически не согласен) до 5 (полностью согласен). Человек должен отвечать максимально честно, не задумываясь над своими ответами.Баллы по каждой подшкале рассчитываются путем суммирования ответов на пункты данной подшкалы. Более высокие баллы указывают на более позитивное отношение к себе в соответствующей области, в то время как более низкие баллы указывают на более негативное отношение к себе.Баллы по каждой субшкале сравниваются с установленными нормами или срезовыми баллами для определения самоотношения индивида в каждой области. Это сравнение позволяет определить области, в которых у человека может быть особенно позитивное или негативное отношение к себе.Результаты ОС могут быть использованы терапевтами, тренерами или самими людьми для лучшего понимания их самоотношения и определения областей для личностного роста и развития. Решая проблему негативного отношения к себе и способствуя более сбалансированному самоотношению, люди могут улучшить свое общее самочувствие и психологическое функционирование.Приложение 3Опросник "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" (Ю. Е.Алешина и Л.Я.Гозман)Опросник "Взаимодействие супругов в конфликтных ситуациях", разработанный российскими психологами Ю. Е. Алешиной и Л. Я. Гозманом, является психологическим опросником, предназначенным для изучения характера взаимодействия супругов или партнеров в конфликтных ситуациях. Гозман, представляет собой инструмент психологической оценки, предназначенный для изучения характера взаимодействия супругов или партнеров в конфликтных ситуациях. Данный опросник направлен на выявление стратегий и моделей поведения, используемых людьми в ответ на конфликты в их отношениях, а также на оценку общей динамики их взаимодействия.Структура: опросник состоит из 64 утверждений, разделенных на восемь подшкал, каждая из которых содержит восемь пунктов. Подшкалы включают:Конструктивное решение проблем: эта подшкала оценивает способность человека участвовать в продуктивных дискуссиях, идти на компромисс и находить взаимовыгодные решения во время конфликтов.Открытая конфронтация: эта подшкала измеряет склонность человека открыто и напористо выражать свои чувства и мнения во время конфликтов.Пассивное избегание: эта подшкала оценивает склонность человека избегать конфликтов путем игнорирования проблемы, молчания или ухода от ситуации.Проецирование вины: эта подшкала оценивает склонность человека обвинять своего партнера в конфликте и его последствиях.Подчинение: эта подшкала оценивает склонность человека уступать требованиям партнера, даже в ущерб собственным потребностям и желаниям.Компромисс: эта подшкала оценивает готовность человека находить золотую середину и идти на уступки во время конфликтов.Агрессия: эта подшкала измеряет склонность человека к агрессивному поведению, такому как крики, угрозы или физическое насилие во время конфликтов.Манипуляция: эта подшкала изучает склонность человека использовать во время конфликтов манипулятивные тактики, такие как чувство вины или эмоциональный шантаж.Опросник представляет собой инструмент самоотчета, что означает, что люди оценивают каждое утверждение на основе собственного опыта и восприятия в своих отношениях. Утверждения представлены по пятибалльной шкале Лайкерта в диапазоне от 1 (никогда) до 5 (всегда). Оба партнера должны заполнить опросник отдельно и максимально честно.Баллы по каждой подшкале рассчитываются путем суммирования ответов на пункты данной подшкалы. Более высокие баллы указывают на большую склонность к использованию конкретной стратегии или поведения во время конфликтов, в то время как более низкие баллы указывают на меньшую склонность к использованию этой стратегии.Баллы по каждой подшкале анализируются для определения доминирующих стратегий разрешения конфликтов и поведения в отношениях. Этот анализ помогает выявить потенциальные области беспокойства или дисфункции и может дать представление об общей динамике взаимодействия пары во время конфликтов.Результаты опросника могут быть использованы терапевтами, консультантами или самими супругами для лучшего понимания их стилей разрешения конфликтов и определения областей, требующих улучшения. Решая проблемы проблемного поведения и развивая более здоровые стратегии общения и разрешения конфликтов, пары могут работать над повышением качества своих отношений и более эффективным разрешением конфликтов.