Методика развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 27 27 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 05.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки 5
1.1. Понятия и виды координационных способностей 5
1.2. Особенности координационной подготовки самбистов 11
1.3. Средства и методы развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки 13
Глава 2. Методика развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки 19
2.1. Методика развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки 19
2.2. Контроль и оценка развития координационных способностей у самбистов на этапе начальной подготовки 19
Заключение 23
Список использованных источников 24
Приложение 27

Фрагмент для ознакомления

В соответствии с видами координационных способностей, для исследования были взяты не только, собственно, координационные способности, но и те физические возможности каждого юного спортсмена, которые определяют в той или иной мере уровень координации.Таким образом, в ходе исследования было диагностировано 6 основных показателей физических способностей, два из которых имеют подвиды, отдельно диагностируемые в процессе проведения эмпирического исследования.1. Функциональная проба для определения уровня ловкости испытуемого.Каждому испытуемому экспериментатор 10 раз бросает мяч с расстояния нескольких метров. Количество «взятых» мячей соответствует количеству баллов, полученных испытуемым. Таким образом, максимальное количество баллов у каждого испытуемого равно 10.2. Функциональная проба для определения уровня пространственной ориентировки испытуемого.В качестве основного действия, которое должны осуществлять испытуемые, выбрана ходьба по кругу (вокруг спортивного зала). На пяти участках зала развешиваются специальные ленточки. Первый раз испытуемый обходит зал в обычных условиях. Затем выключается свет и испытуемые делают еще один круг, собирая развешенные ленточки.Интерпретация результатов осуществляется следующим образом:10 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор всех 5 ленточек.9 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор 3-4 ленточек.8 баллов – проход по четкой и привычной траектории, сбор 1-2 ленточек.7 баллов – проход по четкой и привычной траектории, ленточки не собраны.6 баллов – сбой траектории, сбор всех 5 ленточек.5 баллов – сбой траектории, сбор 3-4 ленточек.4 балла – сбой траектории, сбор 1-2 ленточек.3 балла – сбой траектории, ленточки не собраны.2 балла – полная потеря ориентации в пространстве, вынужденный сход с трассы.1 балл – падение, ухудшение физического состояния или задевание стен, спортивного инвентаря.0 баллов – отказ от прохождения трассы и выполнения задания.3. Функциональная проба для определения уровня равновесия испытуемого.Испытуемым дается 5 заданий на проверку равновесия, за каждое из которых они могут получить от 0 до 2 баллов (0 баллов – невыполнение задание, падение, 1 балл – недостаточное время выдерживания упражнения, 2 балла – задание выполнено полностью). По сумме каждый испытуемый может набрать от 0 до 10 баллов:Задание 1 – стойка на двух ногах на ширине плеч, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).Задание 2 – стойка на правой ноге, левая согнута в колене, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).Задание 3 – стойка на левой ноге, правая согнута в колене, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).Задание 4 – стойка на корточках, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).Задание 5 – стойка на двух ногах, максимально сведенных вместе, руки вытянуты вперед, глаза закрыты (1 минута).4. Функциональная проба для определения уровня точности воспроизведения движений испытуемым.Испытуемым показывается 5 упражнений (движения выполняются экспериментатором последовательно), которые они должны повторить и за каждое из которых они могут получить от 0 до 2 баллов (0 баллов – невыполнение задание, падение, невозможность повторить за экспериментатором, 1 балл – неточности при повторе упражнения (не в ту сторону, не той конечностью и т.д.), 2 балла – задание выполнено полностью). По сумме каждый испытуемый может набрать от 0 до 10 баллов:Задание 1 – левая нога вправо, правая рука вперед, левая рука за спиной, наклон головы назад.Задание 2 – наклон вперед, правая нога влево, левая нога влево, руками изображается мельница.Задание 3 – прогиб спины назад, левая рука вперед, наклон головы вниз, правая рука влево.Задание 4 – приседание, наклон вперед, правая рука влево, наклон головы назад, левая нога вперед.Задание 5 – прыжок на двух ногах, наклон назад, руки на пояс, руки вверх, отжимание, выпад вперед правой ногой без наклона туловища и отрыва ноги.5. Функциональная проба для определения уровня гибкости испытуемых.Испытуемые последовательно выполняют 10 упражнений на гибкость, а экспериментатор присуждает каждому упражнению 0 баллов (невыполнение или недостаточное выполнение) или 1 балл (упражнение выполнено полностью). Всего испытуемые по данному показателю могут набрать от 0 до 10 баллов.Диагностические упражнения (в названной последовательности): «мостик», «ласточка на животе», «наклон в пол вперед», «наклон назад», «наклон влево», «наклон вправо», «кувырок вперёд», «продольный шпагат», «поперечный шпагат», «заброс ног за голову в положении лежа на спине».Каждый показатель оценивается и анализируется отдельно. С целью проведения формирующего эксперимента нами был разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей самбистов. Разработанный комплекс представлен в Приложении данной работы.В целом разработанный нами комплекс должен способствовать развитию координационных способностей самбистов в комплексе с развитием остальных физических качеств.ЗаключениеОдним из основных методов физического воспитания детей любого возраста, несомненно, является спорт. В этой форме деятельности возможен выбор наиболее подходящего вида спорта, который характеризуется доступностью, глубиной и многогранностью воздействия на детей.Под координацией понимается способность человека максимально рационально координировать все движения частей тела в процессе решения конкретной двигательной задачи. Это понятие можно охарактеризовать несколько иначе. Это способность человека контролировать свои собственные движения.В исследовании уровня развития координационных способностей у самбистов приняли участие 30 детей в возрасте 7-8 лет.В ходе первоначального исследования были получены различные данные о развитии физических способностей самбистов, принявших участие в констатирующем эксперименте, которые не полностью совпадали друг с другом. В то же время мы можем сказать, что координационные способности необходимо развивать эффективными методами.Внедрение комплекса проходило в рамках учебных занятий в течение 9 недель. После проведения разработанного комплекса у детей повысились все показатели координационных способностей и сопутствующих физических способностей.Таким образом, можно утверждать, что разработанный нами комплекс эффективен для развития координационных способностей самбистов.Список использованных источниковАлиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22Антонюк, С. Д. Реализация инновационной программы «Самбо в школу» в рамках учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.Д. Антонюк //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – №. 9 (161). – С. 45-49Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.Боевые и спортивные единоборства (комплект из 7 книг). - М.: ИГ "Весь", 2014г.- 421 c.Ботяев В.Л. Координационные способности в системе спортивного отбора // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – №1 (28). –с.34-37.Буканов В.Д. Рабочая программа спортивной подготовки по виду спорта самбо, составленная на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по самбо утверждённого приказом Минспорта России от 17 апреля 2014 г. №145.Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 44-46.Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов. Учебное пособие / В.С. Гарник. - М.: МГСУ, 2012 г. – 176 с.Головихин Е.В. Рекомендации по особенностям формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов на примере сборной команды России по тхэквондо (ВТФ): учебно-методическое пособие. - М., 2007, с.12-20.Двейрина О.А. Степень научной разработанности проблемы координационной подготовки спортсмена // Ученые записки университета Лесгафта. – 2018. – №1 (155). – с.39-45.Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.Зубайраева, С.Л. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14-15 лет: Автореф. дисс... канд пед. наук. - М., 1967. - 20 с.Крюков В.Ю. Формирование координационных способностей у юных каратистов, как фактор повышения результативности их соревновательной деятельности. Вестник ТГУ, выпуск 9 (101), 2011.Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98Лукин, С. А. Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) [Текст] / С.А. Лукин // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – №. 3 (157). – С. 66-7Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.Набатникова М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов /- М.: Физкульра и спорт, 2016 г.- 279 с.Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств [Текст] / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры.–2001.–№6.–С. 17–20.Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.Павлов А.Е. Экспериментальное обоснование эффективности методики обучения юных борцов технико-тактическим действиям с использованием технических средств // Теория и практика Физической Культуры.- 2015.-№8.-с.41-44.Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения : учебник [для тренеров] : в 2 кн. — К.: Олимпийская литература, 2015. — Т. 1. — 680 с.Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. – Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151.Физическая подготовка в самбо: В. Ф. Бойко, Г. В. Данько.-СанктПетербург.- Дивизион.- 2010 г.- 224 с. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретико-практические рекомендации: Д. В. Максимов, В. Н. Селуянов, С. Е. Табаков – Москва.- ТВТ Дивизион, 2011 г.- 160 с.Шахмурадов А.Ю.Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. М: Изд-во Высшая школа, 2017.125 с.ПриложениеКомплекс упражнений для развития координации самбистов на начальном этапе подготовкиПодвижные игры«Быстрее антилопы». Антилопе необходимо быстро бегать, чтобы убегать от хищников. Ведущая начинает перечислять названия животных(заяц, белка, мышь…). Как только она произнесёт название хищника (волк, ягуар…), ребята и антилопа начинают бег до финишной линии и там берут по одному банану. Число бананов на один меньше, чем число участников. Тот, кому не достанется банан, выбывает из игры. В конце конкурса остаётся один победитель, которому вручается сладкий приз.Танцевальный зоопарк. Дети под музыку передают друг другу фигурку животного. Тот, у кого она останется после того как музыка закончится, должен станцевать танец, изображая какое-нибудь животное. После этого другие дети угадывают, какое животное было изображено.Игра «Саранча». На полу разбросаны крупные листья. Участникам игры необходимо набрать как можно больше листьев, при этом передвигаться можно только прыгая. Победитель получает приз – мягкую игрушку «Кенгуру».Игра «Лягушка». Участники конкурса должны быстро прыгнуть внурь коробки, а затем быстро выпрыгнуть из неё. И таких прыжков должно быть 6. Побеждает самый быстрый. Победителю достаётся приз – мягкая игрушка «Царевна-Лягушка».Конкурс на самый интересный прыжок. Участники решают сами, каким он будет. Это может быть «Прыжок – колечко», в ходе которого ноги должны коснуться головы, или «прыжок-рыбка», напоминающий настоящую рыбу, выныривающую из водоёма и др. Победитель определится аплодисментами зрителей.«Мультимячики».Маленьких мячиков на один меньше, чем число участников. Ведущая называет разные слова. Как только она произнесёт название мультфильма, нужно взять мячик в руки. Тот, кому мяч не достался, выбывает из игры. В конце останется один победитель.Игра «Быстрый апельсин». Нужно влезть внутрь огромного апельсина и прокатиться в нём до конца зала. Выигрывает быстрейший.«Крылья, лапы, плавники» .Педагог раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, все танцуют. Затем педагог произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если она скажет «крылья», ребята должны быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если она скажет «лапы», дети поднимают животное, которое умеет бегать, ну а если она произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать. Это игра на выбывание, в результате которой останется один победитель.«Морковка для кролика». Дети произвольно делятся на две команды. Каждый ребёнок прыжками добирается до финишной линии, берёт модель морковки и бросает её в корзину, которую держит в руках следующий участник. Обратно игрок добирается бегом, а следующий участник отдаёт корзинку товарищу по команде и повторяет путь своего сокомандника. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. «Кошки-мышки» (интеллектуальный конкурс). Участники делятся на 2 команды – «Кошки» и «Мышки». Коржик задаёт вопросы. Если верный ответ «Кошка» - кошки убегают, а мышки догоняют их, и наоборот. В конце конкурса останется один победитель. Вопросы для детей могу быть такими:Эти животные могут забраться на высокое деревоВ Египте она является священным животнымУ Лукоморья он пел песни и рассказывал сказкиБуду грызть я утром пол,И шорох ты услышишь,А кто же я такая?Я серенькая…Это животное относится к грызунам.Микки Маус – это…Игра «бабочка» (развитие эстетики движений): ребёнку предлагается на некоторое время стать бабочкой и показать всю свою красоту и изящество (покружиться, красиво помахать крылышками и др.)Игра «Грибок» (развитие координации при стоянии на одной ноге): ребёнку предлагается стать лесным грибом и постоять некоторое время на одной ножке. Грибок должен наблюдать за тем, что творится в лесу, и делиться впечатлениями. Через некоторое время необходимо сменить опорную ногу.

Список использованных источников


1. Алиханов И.И. Биомеханические аспекты спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1984. С. 20-22
2. Антонюк, С. Д. Реализация инновационной программы «Самбо в школу» в рамках учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / С.Д. Антонюк //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. – Т. 21. – №. 9 (161). – С. 45-49
3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991.287 с.
4. Боевые и спортивные единоборства (комплект из 7 книг). - М.: ИГ "Весь", 2014г.- 421 c.
5. Ботяев В.Л. Координационные способности в системе спортивного отбора // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2014. – №1 (28). –с.34-37.
6. Буканов В.Д. Рабочая программа спортивной подготовки по виду спорта самбо, составленная на основе Федерального стандарта спортивной подготовки по самбо утверждённого приказом Минспорта России от 17 апреля 2014 г. №145.
7. Булкин, В.А. Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности / В.А. Булкин, Е.В. Попова, Е.В. Сабурова // Теория и практика физической культуры. 1997. № 3. С. 44-46.
8. Гарник, В. С. Боевые искусства и единоборства в психофизической подготовке студентов. Учебное пособие / В.С. Гарник. - М.: МГСУ, 2012 г. – 176 с.
9. Головихин Е.В. Рекомендации по особенностям формирования специальных двигательных и координационных качеств тхэквондистов на примере сборной команды России по тхэквондо (ВТФ): учебно-методическое пособие. - М., 2007, с.12-20.
10. Двейрина О.А. Степень научной разработанности проблемы координационной подготовки спортсмена // Ученые записки университета Лесгафта. – 2018. – №1 (155). – с.39-45.
11. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник. / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 464 стр.
12. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте . - 2013. - 320 c.
13. Зубайраева, С.Л. Исследование объема и целесообразной последовательности обучения технике борьбы самбо подростков 14-15 лет: Автореф. дисс... канд пед. наук. - М., 1967. - 20 с.
14. Крюков В.Ю. Формирование координационных способностей у юных каратистов, как фактор повышения результативности их соревновательной деятельности. Вестник ТГУ, выпуск 9 (101), 2011.
15. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. 2015. - 28 - 32 с.
16. Лебедева Г.А. Координационные способности как основа физического развития человека // Материалы IV международного научного медицинского симпозиума «Тенденции развития адаптивной физической культуры. Вопросы реабилитации и профилактики». – Казань: Казанский государственный медицинский университет, 2013. – С. 90–98
17. Лукин, С. А. Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) [Текст] / С.А. Лукин // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2018. – №. 3 (157). – С. 66-7
18. Лях В.И., Зданевич А.А. Координация движений. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
19. Набатникова М.Я. Основы управления подготовки юных спортсменов /- М.: Физкульра и спорт, 2016 г.- 279 с.
20. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств [Текст] / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры.–2001.–№6.–С. 17–20.
21. Николаева Л.П. Физическое развитие: структура и основные компоненты. – Новороссийск: Дело, 2014. – 288 с.
22. Новожилова А.А., Васильева О.В. Классификация координационных способностей человека. – Омск: Омская государственная медицинская академия, 2016. – 145 с.
23. Осипова В.Н. Возрастная физиология и психофизиология: учебное пособие.- М.: МГИУ, 2010. – 190 с.
24. Павлов А.Е. Экспериментальное обоснование эффективности методики обучения юных борцов технико-тактическим действиям с использованием технических средств // Теория и практика Физической Культуры.- 2015.-№8.-с.41-44.
25. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения : учебник [для тренеров] : в 2 кн. — К.: Олимпийская литература, 2015. — Т. 1. — 680 с.
26. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. – Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.
27. Урманов А.В., Кропоткина С.С. Особенности развития координационных способностей // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2016. – № 11. – С. 142–151.
28. Физическая подготовка в самбо: В. Ф. Бойко, Г. В. Данько.- СанктПетербург.- Дивизион.- 2010 г.- 224 с.
29. Физическая подготовка единоборцев (самбо, дзюдо). Теоретико-практические рекомендации: Д. В. Максимов, В. Н. Селуянов, С. Е. Табаков – Москва.- ТВТ Дивизион, 2011 г.- 160 с.
30. Шахмурадов А.Ю. Научно-методические основы многолетней подготовки борцов. М: Изд-во Высшая школа, 2017.125 с.