Жизнестойкость и особенности совладения с профессиональными трудностями.
Заказать уникальную дипломную работу- 88 88 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 10.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 13
Глава 1. Теоретические вопросы изучения жизнестойкости и особенностей совладания с профессиональными трудностями 17
1.1 Исследование проблемы жизнестойкости в отечественной и зарубежной психологии 17
1.2 Подходы ученых к проблеме совладающего поведения и копинг-стратегий 26
1.3 Специфика жизнестойкости и совладания в рамках организационного поведения личности 33
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование жизнестойкости и особенностей совладающего поведения личности, в условиях профессиональных трудностей 42
2.1.Описание объекта и методик исследования 42
2.2. Анализ результатов исследования жизнестойкости и особенностей совладающего поведения личности, в условиях профессиональных трудностей 44
Выводы по главе 2 50
Глава 3. Рекомендации по развитию конструктивного совладающего поведения сотрудников организации 52
3.1 Рекомендации по организации курса «Психологическое проектирование в решении профессиональных задач» 52
3.2 Рекомендации по организации тренинга «Развитие жизнестойкости практикующего психолога» 56
Выводы по главе 3 76
Заключение 78
Список использованных источников 82
Приложения 88
«Последний круг».Занятие 7. Профессиональная жизнестойкостьЦель занятия: содействие активизации личностных ресурсов, усиление профессиональной жизнестойкости.Актуализация проблемы. Профессиональная жизнестойкость характеризует возможность личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, не снижая успешности профессиональной деятельности.«Первый круг».Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».Цель: способствовать положительному восприятию своего «Я», повышению самооценки.Ход упражнения. Ведущий предлагает участникам подумать и ответить на вопрос: «Почему каждый из вас заслуживает уважения?» Затем каждый рисует солнце, в центре солнечного круга пишет свое имя или рисует свой портрет, а вдоль солнечных лучей записывает свои положительные черты. Ведущий отмечает: «Постарайтесь, чтобы солнечных лучей было как можно больше» Упражнение-дискуссия «Ресурсы жизнестойкости».Сложные ситуации встречаются почти каждый день, но не каждая из них заканчивается поражением. Благодаря чему мы находим выход из сложных жизненных и профессиональных обстоятельств?Инструкция: «Разделите лист бумаги пополам. Первая колонка будет называться «внешние ресурсы жизнестойкости», вторая – «внутренние ресурсы жизнестойкости». А теперь максимально сконцентрируйтесь на себе и попытайтесь обнаружить то, что всегда вас поддерживает и помогает предотвратить неудачи в любых жизненных ситуациях. В первой колонке запишите тех людей, на помощь или совет которых вы всегда можете рассчитывать. Во второй – наиболее сильные черты вашего характера и темперамента, поддерживающие вас уже сегодня».Обсуждение: На какие собственные ресурсы жизнестойкости вы можете рассчитывать на пути к достижениям? Как вы поняли, что именно эти качества для вас самые важные? «Последний круг».Блок №4. Контрольный.Занятие 8. Проведение повторной групповой психодиагностики.Занятие 9. Завершение программы.Цель занятия: подведение итогов и завершение программы.«Первый круг».Упражнение «Рефлексивная мишень».Рефлексия (лат. refl exio – обращение назад, самопознание) – осознание индивидом того, как его воспринимают и оценивают другие индивиды или общности; вид познания, в процессе которого субъект становится объектом своего наблюдения; размышления, анализ собственного психического состояния.Цель: Подведение итогов тренинга. Время: 15 мин. Оборудование: шаблон «мишень» на листе ватмана, цветные карандаши, фломастеры.Ход упражнения: На листе ватмана рисуется мишень, разделенная на четыре (можно больше или меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры для рефлексии состоявшихся групповых взаимодействий. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности ведущего; 4-й сектор – оценка собственной деятельности. Каждый участник маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, «плюс» и т.п.).Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия.Если участник очень низко оценивает результаты, то отметка ему ставится в «молоко» или в поле «О» на мишени; если выше, то в поле "3". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в «яблочко», в поле «5» мишени. После того, как все участники взаимодействия «выстрелили» (поставили четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и тренер организует ее краткий анализ. После проведения упражнения проводится обсуждение.Упражнение «Источники пополнения моих ресурсов».Работа в мини-группах по 5 участников. Сначала каждый участник самостоятельно определяет пять видов активности, отдыха, которые, по его опыту, доставляют ему удовольствие.В мини-группе участники обсуждают свои источники пополнения ресурсов, группирующих их. Каждая группа совместно выбирает любой ресурс и символически представляет его в большой группе (в виде символических действий, пантомимики, «скульптуры»), кратко описывает.Важно обратить внимание. Во время упражнения создать атмосферу игры и творчества. Можно привлечь группы тем, что в конце упражнения большая группа символически покажет, проигрывает тот из продемонстрированных ресурсов, который понравится большинству участников.Упражнение «Гора».Цель: выяснить реализацию ожидаемых результатов. Время: 10 мин.Оборудование: изображение горы, смайлики зеленого, желтого и красные цвета.Ведущий: «Мы многое послушали, увидели, многое проработали. Напоследок, мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое впечатление о нашем тренинге, выбрав один из смайликов. Если тренинг был полезен вам, возьмите зеленый, если вы не уверены – желтый, а если считаете, что нет – красный».Инструкция: «Предлагаю подойти к изображению «Горы» и расположить свой «смайлик» на ней». Обсуждение в кругу: каждый участник выбирает и заканчивает фразу по собственному желанию (Меня поразило… Мне вспомнилось… Мне запомнилось… Меня раздражало… Мне понравилось…).Прощание.Индивидуальный этап. Проводится индивидуальная практическая работа с каждым специалистом Центра в зависимости от их диагностических результатов и предполагает индивидуализированный подбор определенных мер и методов, направленных на помощь в профессиональном самоосуществлении определенному специалисту.Индивидуальный этап также состоит из трех блоков:1) анализ индивидуальных диагностических результатов психологов с целью определения перечня тех, с которыми целесообразна индивидуальная практическая работа; разработка индивидуальных программ, направленных на содействие профессиональному самоосуществлению определенного специалиста;2) формирующе-развивающий – выполнение психологом индивидуальной программы с постоянным сопровождением этого процесса другим психологом;3) контрольный – определение эффективности индивидуальной работы, принятие решения о ее завершении (с предоставлением рекомендаций относительно дальнейшей самостоятельной работы специалиста).Таким образом, в данной главе мы изложили наше видение Программы повышения жизнестойкости сотрудников Психологического центра, в которую мы включили кооперативные методы, тренинг, в который, в свою очередь включены ролевые игры, упражнения, беседы. Выводы по главе 3Нами было преждлоожено два направления реализации рекомендаций: 1) Программа «Психологическое проектирование в решении профессиональных задач» рассчитана на три месяца, состоит из 10 занятий, каждое из которых длится 1,5 часа, периодичность встреч – 1 раз в неделю.Для реализации работы на формирующем этапе были выбраны такие кооперативные методы: обучение в команде, Jigsaw («Джигсо»), дискуссия.Общая цель программы – усилить развитие компетенций практикующих психологов за счет развития конструктивных стратегий совладающего поведения и влияния тем самым на развитие профессионального самосознания и интегральных личностных характеристик – гибкости, компетентности, направленности. Работа была разделена на шесть взаимосвязанных и взаимодополняющих этапов. 2) Тренинг «Развитие жизнестойкости практикующего психолога». Вструктуру тренинговых занятий программы входят: а) ролевые игры (моделирование ситуаций); б) групповые упражнения-дискуссии («Мое профессиональное «Я», «Плюсы и минусы моей профессии», «Мои способы борьбы со стрессом», «Мои профессиональные ресурсы», «Поиск позитива» и т.п.); в) тренинговые упражнения с последующим обсуждением и анализом результатов.Общий этап программы содействия развитию профессиональной жизнестойкости рассчитан на двадцать семь академических часов (9 занятий по 3 часа) и включает 4 блока: организационный, диагностический, формирующе-развивающий и контрольный. Разработанные рекомендации, на наш взгляд, помогут действующим психологам освежить свои знания о стрессе, профессиональной мотивации, жизнестойкости. Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие жизнестойкости сотрудников психологического Центра. ЗаключениеПонятие жизнестойкости, ведённое Сьюзен Кобаса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладания с ним.В контексте проблемы совладания со сложными ситуациями, психологи и философы рассматривали жизнестойкость как: определённую степень живучести (Л.А. Александрова), отвагу быть (П. Тиллих), действовать вопреки (М. Хайдегер), способность преодоления самого себя (Д.А. Леонтьев), способность превращать проблемные ситуации в новые возможности (С.А. Богомаз), ключевой ресурс (С. Мадди). С. Мадди и С. Кобаса в своём исследовании показали, что жизнестойкость является личностной характеристикой, которая, является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску. То есть, жизнестойкость – это система установок и убеждений личности, способствующих включённости в процесс повышенной сложности, контроль и управление этим процессом, а также восприятие происходящих событий, как позитивного характера, так и негативного, как опыт для дальнейшего роста и развития личности.Феномен совладающего поведения, в отечественной литературе, начал развиваться с 1994 года, благодаря Л.И. Анцыферовой, которая ввела данный термин в научный дискурс психологической науки. Несмотря на это, феномен совладающего поведения рассматривался еще в 70-х годах, в университете Беркли психологами когнитивистского направления Р. Лазарусом и С. Фолкманом, как элемент поведения направленный на преодоление стрессовых ситуаций (англ. cope). В настоящее время принято использовать два термина, означающих, по сути, одно и то же.Снижение уровня жизнестойкости и совладания в профессиональной деятельности может быть вызвано различными факторами производственной среды. В современной литературе можно встретить различные классификации причин, вызывающих данное снижение. Так, западные специалисты выделяют следующие источники снижения уровня жизнестойкости и совладания:- особенности самой работы (степень сложности труда, ответственности, разнообразие заданий, степень свободы действии контроля людей над темпом и сроками, а также параметры физической среды (шум, вибрация и температура, рабочая нагрузка и т.д.), в современных условиях популярным становится такой фактор как новые технологии);- роль сотрудника в организации (ролевая неоднозначность (неясность роли), ролевой конфликт (конкурирующие или противоречивые требования работы), ответственность, а также ролевая перегрузка;- взаимоотношения на работе (взаимоотношения с руководством, коллегами, клиентами и т.д.);- деловая карьера (отсутствие карьерного роста, профессиональная неуспешность и т.д.);- факторы, связанные с организационной культурой (ограничение свободы сотрудника, несоответствие ожиданий работника корпоративной культуре и т. д.) и т.п.Среди способов совладания со стрессовой ситуацией и с механизмами защиты, являющимися первичной спонтанной реакцией индивида на стресс, выступают копинги. Наряду с адаптивными копингами выделяют относительно адаптивные и дезадаптивные стратегии совладания со стрессовыми ситуациями.Проведенное эмпирическое исследование позволило установить следующее: - у 55% (11 человек) сотрудников преобладает высокий уровень жизнестойкости: для них характерен высокий уровень вовлеченности в рабочий процесс, от выполняемой работы они получают удовольствие, для них работа – это призвание; у этих сотрудников так же высок уровень контроля, «сюрпризы» в работе – для них редкость, они стремятся максимально прогнозировать и контролировать рабочий процесс. У 35% (7 человек) уровень жизнестойкости средний. Для таких сотрудников опасность представляют только «внештатные», стрессовые ситуации, в таких случаях сотрудники могут растеряться, потерять над собой контроль, быть не в состоянии справиться со своей реакцией на текущие события. В целом, они вовлечены в рабочий процесс, проявляют сдержанность и собранность. Меньшая часть (10% - 2 человека) проявили низкий уровень жизнестойкости% - 55% сотрудников выбирает стратегию дистанцирования, 35% сотрудников Центра выбрали стратегию принятия ответственности, 10% специалистов выбрали стратегию бегства-избегания, она предполагает осуществление попыток преодоления личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п.;- 55% сотрудников продемонстрировали высокий уровень нервно-психической устойчивости. У этих специалистов возможность нервных срывов, неадекватных психических реакций, перепадов настроения, неадекватного личного и профессионального поведения крайне мала. В работе такие сотрудники максимально собраны, отстранены (не погружаются в проблемы клиента, не экстраполируют их). 35% сотрудников показали средний уровень НПУ. У данных специалистов нервно-психические срывы вероятны, особенно во «внештатных» или экстремальных условиях. 10% сотрудников продемонстрировали низкий уровень НПУ: высокая вероятность нервно-психических срывов, нестабильная нервная система, эмоциональные всплески, резкие перепады настроения – все эти состояния характерны для низкого уровня НПУ. У психологов такой уровень НПУ может быть вызван эмоциональным выгоранием, профессиональной деформацией и т.д.Корреляционный анализ показал, что: существует сильная прямая зависимость между уровнем жизнестойкости и стратегией дистанцирования – высокий уровень жизнестойкости коррелирует со стратегией дистанцирования;существует умеренная зависимость между уровнем жизнестойкости и принятием ответственности – средний уровень жизнестойкости коррелирует со стратегией принятия ответственности;существует умеренная обратная зависимость между жизнестойкостью и стратегией бегство-избегание: высокий уровень жизнестойкости отрицательно коррелирует с данной стратегией, иными словами, данная стратегия присуще для специалистов с низким уровнем жизнестойкости; существует сильная прямая корреляция между уровнем жизнестойкости и уровнем нервно-психической устойчивости – сотрудники с высоким уровнем жизнестойкости обладают также высоким уровнем НПУ.В качестве рекомендаций было предложено организовать курса «Психологическое проектирование в решении профессиональных задач» и организовать тренинг «Развитие жизнестойкости практикующего психолога». Программа тренинга была подробно описана в тексте работы.Цель работы было достигнута, гипотеза частично доказана. В дальнейшем проблема может исследоваться в русле взаимосвязи жизнестойкости сотрудников и эмоциональным выгоранием. Список использованных источниковАлександрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова //Психология здоровья и безопасности человека. - №3. – 2014. – С. 23-45Аминева Я.Р. Эмпирическое изучение личностных детерминант копинг-стратегий у лиц находящихся в условиях сложной жизненной ситуации // Материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. «Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы». – Новосибирск: НП «СибАК», 2012Анцыферова JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 3 - 12.Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113.Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4(26). - 2015. – С. 22-29Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 132 с.Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 32. - С. 23-28Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию / Н.М. Волобуева //Научные ведомости серия гуманитарные науки. - № 12. – 2014. – С. 12-19Гранковская Р.М. Защита личности: психологические механизмы/ Р.М. Гранковская, И.М. Никольская. – СПб: Знание, 1998. – 225 с.Дианова, С.Д. Индивидуально-психологические особенности и копинг-стратегии сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / С.Д. Дианова // Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. - Москва, 2018. - С. 18-23.Егорова, О.В. Жизнестойкость личности: теория, исследования, психологическая практика / О.В. Егорова, О.И. Ефимова, А.А. Ощепков и др. - Ульяновск, 2019. – 221 с.Залыгаева, С.А. Исследование особенностей стрессоустойчивости и копинг-стратегий у представителей экстремальных профессий / С.А. Залыгаева, М.Д. Зайцев // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 29-32.Земскова, А.А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России / А.А. Земскова: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток, 2019. – 129 с.Зливков В.Л. Идентичность и подлинность личности в контексте цивилизационных вызовов современности // В книге: Психодиагностика личности в жизненных ситуациях. 2016. – 115 с.Кабанченко, Е.А. Сущность феномена жизнестойкости / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 231-233.Картузова, Н.А. Когнитивно-смысловые установки жизнестойкости личности / Н.А. Картузова // Психология человека и общества. - 2021. - № 5 (34). - С. 13-19.Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М. В. Кларин. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 288 с.Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости / С.В. Книжникова. – Краснодар: «АВС- полиграфия», 2015. – 111 с.Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231 Либина, А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL:https://urait.ru/bcode/476290Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация кандидата психологических наук / М.В. Логинова. – М., 2010 – 238 с.Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 17 – 21Максименкова, Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» / Л.О. Максименкова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119.Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.Михайлова, А.Г. Жизнестойкость и психологическая адаптация как показатели профессионального самоопределения личности / А.Г. Михайлова, И.В. Скуратовская // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 220-224.Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко // Психология. Психофизиология. – 2018. – с. 5-10Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2016. – 289 с.Незванкина, А.Ю. Жизнестойкость как психологическое явление: подходы к определению / А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -5. - С. 056-058.Неретина, Т.Г. Компоненты жизнестойкости личности / Т.Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2021. - С. 385.Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490085Половинкина, А.В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России / А.В. Половинкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 75-78.Пятун, Д.Э. Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлечённость, контроль, вызов / Д.Э. Пятун // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. - 2019. - С. 232-234.Стецишин, Р.И.Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: диссертация кандидата психологических наук / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 187 с.Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. – с. 4-14Фомина, Е.А. Жизнестойкость как ресурс осознанной саморегуляции в новой социокультурной реальности / Е.А. Фомина, В.А. Соломонов // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография. - Москва, 2020. - С. 320-337.Черчес, Т.Е. Роль жизнестойкости и функциональных состояний в профессиональной подготовке психологов / Т.Е. Черчес, Е.С. Нелюб // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. - С. 51-55.Чупракова, А.А. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС /Чупракова А.А, М.В. Шамардина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 121-128.Шевченко, Т.И. Динамика защитных стратегий поведения в экстремальной профессиональной деятельности / Т.И. Шевченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2017. - № 7. - С. 213-220.Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2021. - № 15. - С. 104-110.Khoshaba, D. M., & Maddi, S. R. (1999). Early experiences in hardiness development.Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 51(2), 106–116. https://doi.org/10.1037/1061–4087.51.2.106Taylor, M. K., Pietrobon, R., Taverniers, J., Leon, M. R., & Fern, B. J. (2013). Relationships of hardiness to physical and mental health status in military men: a test of mediated effects. Journal of Behavioral Medicine, 36(1), 1–9. https://doi.org/10.1007/s10865–011–9387–8Thomassen, Å. G., Hystad, S. W., Johnsen, B. H., Johnsen, G. E., Laberg, J. C., & Eid, J. (2015). The combined influence of hardiness and cohesion on mental health in a military peacekeeping mission: A prospective study. Scandinavian Journal of Psychology, 56(5), 560–566. https://doi.org/10.1111/sjop.12235Приложение 1Диагностическая методика № 1Исследование жизнестойкости в русле концепции С. Мадди (модификация Алфимовой и Голимбет)Тест жизнестойкости представляет собой адаптацию опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.Шкалы теста:- Вовлеченность.- Контроль.- Принятие риска.Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности». Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности. В противоположность этому, отсутствие подобной убежденности порождает чувство отвергнутости, ощущение себя «вне» жизни.Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому — ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.Принятие риска — убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, отмечая галочкой тот ответ, который наилучшим образом отражает Ваше мнение.Бланк диагностикиКлючи шкал Для подсчета баллов ответам на прямые пункты присваиваются баллы от 0 до 3:- «нет» - 0 баллов, «скорее нет, чем да» -1 балл, «скорее да, чем нет» - 2 балла, «да» - 3 балла.Ответам на обратные пункты присваиваются баллы от 3 до 0: «нет» - 3 балла, … «да» - 0 баллов.Затем баллы по отдельной субшкале (вовлеченности, контроля и принятия риска) по прямым и обратным пунктам суммируются. Суммы получаем по каждой субшкале.Далее вычисляется общий балл жизнестойкости - путем суммирования данных по трем субшкалам.Прямые и обратные пункты для каждой шкалы представлены ниже.Таблица 1 Результаты исследования уровня жизнестойкости по опроснику МаддиИмя, возрастВовлеченностьУровеньКонтрольУровеньПринятие рискаУровеньЖизнестойкостьУровеньОльга, 28 14В14В13В41ВТатьяна, 3212СР12СР10СР34СРДарья, 3012СР12СР10СР34СРНаталия,3514В14В13В41ВЛариса, 3412СР12СР10СР34СРТатьяна, 3714В14В13В41ВМария, 4012СР12СР10СР34СРАлена, 2814В14В13В41ВАнна,3314В14В13В41ВНаталия, 3614В14В13В41ВАлена, 3812СР12СР10СР34СРТаисия, 2914В14В13В41ВЕлена, 3212СР12СР10СР34СРСветлана, 3414В14В13В41ВИрина, 3514В14В13В41ВВера, 298Н8Н7Н23НИнга, 3014В14В13В41ВАндрей, 3814В14В13В41ВАлексей, 4912СР12СР10СР34СРЮрий, 428Н8Н7Н23НПриложение 2Диагностическая методика № 2 Копинг-тест Лазаруса (адаптация Вассермана)Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий.Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.Опросник состоит из 50 утверждений, группируемых в 8 шкал. Номера опросника (по порядку, но разные) работают на разные шкалы, например, в шкале «конфронтативный копинг» вопросы - 2, 3, 13, 21, 26, 37 и т.д.Испытуемому предлагаются 50 утверждений касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.Вопросы тестаОКАЗАВШИСЬ В ТРУДНОЙ СИТУАЦИИ, Я ...никогдаредкоиногдачасто1... сосредотачивался на том, что мне нужно было делать дальше – на следующем шаге01232... начинал что-то делать, зная, что это все равно не будет работать, главное - делать хоть что-нибудь01233... пытался склонить вышестоящих к тому, чтобы они изменили свое мнение01234... говорил с другими, чтобы больше узнать о ситуации01235... критиковал и укорял себя01236... пытался не сжигать за собой мосты, оставляя все, как оно есть01237... надеялся на чудо01238... смирялся с судьбой: бывает, что мне не везет01239... вел себя, как будто ничего не произошло012310... старался не показывать своих чувств012311... пытался увидеть в ситуации что-то положительное012312... спал больше обычного012313... срывал свою досаду на тех, кто навлек на меня проблемы012314... искал сочувствия и понимания у кого-нибудь012315... во мне возникла потребность выразить себя творчески012316... пытался забыть все это012317... обращался за помощью к специалистам012318... менялся или рос как личность в положительную сторону012319... извинялся или старался все загладить012320… составлял план действии012321... старался дать какой-то выход своим чувствам012322... понимал, что сам вызвал эту проблему012323... набирался опыта в этой ситуации012324... говорил с кем-либо, кто мог конкретно помочь в этой ситуации012325... пытался улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами012326... рисковал напропалую012327... старался действовать не слишком поспешно, доверяясь первому порыву012328... находил новую веру во что-то012329... вновь открывал для себя что-то важное012330... что-то менял так, что все улаживалось012331... в целом избегал общения с людьми012332... не допускал это до себя, стараясь об этом особенно не задумываться012333... спрашивал совета у родственника или друга, которых уважал012334... старался, чтобы другие не узнали, как плохо обстоят дела012335... отказывался воспринимать это слишком серьезно012336... говорил о том, что я чувствую012337... стоял на своем и боролся за то, чего хотел012338... вымещал это на других людях012339... пользовался прошлым опытом - мне приходилось уже попадать в такие ситуации012340... знал, что надо делать и удваивал свои усилия, чтобы все наладить012341… отказывался верить, что это действительно произошло012342... я давал обещание, что в следующий раз все будет по-другому012343... находил пару других способов решения проблемы012344... старался, что мои эмоции не слишком мешали мне в других делах012345... что-то менял в себе012346... хотел, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось012347... представлял себе, фантазировал, как все это могло бы обернуться012348... молился012349.. прокручивал в уме, что мне сказать или сделать012350... думал о том, как бы в данной ситуации действовал человек, которым я восхищаюсь и старался подражать ему0123Ключ сырых балловКонфронтационный копинг - пункты: 2, 3, 13, 21, 26, 37.Дистанцирование - пункты: 8, 9, 11, 16, 32, 35.Самоконтроль - пункты: 6, 10, 27, 34, 44, 49, 50.Поиск социальной поддержки - пункты: 4, 14, 17, 24, 33, 36.Принятие ответственности - пункты: 5, 19, 22, 42.Бегство-избегание - пункты: 7, 12, 25, 31, 38, 41, 46, 47.Планирование решения проблемы - пункты: 1, 20, 30, 39, 40, 43.Положительная переоценка - пункты: 15, 18, 23, 28, 29, 45, 48.После расчета «сырых» показателей по шкалам необходимо осуществить их перевод в стандартные Т-баллы с использованием разработанных таблиц.Таблица 2 Результаты копинг-теста Лазаруса№ испытуемого п/пДистанцированиеСамоконтрольПринятие ответственностиБегство-избеганиеОльга, 28 +Татьяна, 32+Дарья, 30+Наталия,35+Лариса, 34+Татьяна, 37+Мария, 40+Алена, 28+Анна,33+Наталия, 36+Алена, 38+Таисия, 29+Елена, 32+Светлана, 34+Ирина, 35+Вера, 29+Инга, 30+Андрей, 38+Алексей, 49+Юрий, 42+Приложение 3Диагностическая методика № 3 – НПУ «Прогноз»Нервно-психическая устойчивость (НПУ) отражает риск дезадаптации личности в условиях стресса.Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе и стрессоустойчивости.Методика представляет собой опросник, состоящий из 84-х утверждений.Испытуемым предлагается прочесть утверждение и дать дайте ответ «да» или «нет».Методика имеет обратную шкалу - чем большее число баллов показывают испытуемые, тем больше выражена нервно-психическая неустойчивость, т.е. тем менее они стрессоустойчивы. Инструкция к тесту диагностики стрессоустойчивостиВам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю». Текст психодиагностической методики определения уровня нервно-психической устойчивости 1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.5. У меня часто болит голова.6. Иногда я говорю неправду.7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.9. Бывает, что сержусь.10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.21. Запоры у меня бывают редко.22. В игре я предпочитаю выигрывать.23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.27. С моим рассудком творится что-то неладное.28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.32. Думаю, что я человек обреченный.33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.38. Моя внешность меня в общем устраивает.39. Я вполне уверен в себе.40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.41. Кто-то управляет моими мыслями.42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.44. Счастливей всего я бываю, когда один.45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.46. Я любил сказки Андерсена.47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.48. Меня злит, когда меня торопят.49. Меня легко привести в замешательство.50. Я легко теряю терпение с людьми.51. Часто мне хочется умереть.52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.57. У меня были очень необычные мистические переживания.58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.60. Я человек нервный, легко возбудимый.61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.77. Мне трудно проснуться в назначенный час.78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.79. В детстве я был капризный и раздражительный.80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.82. У меня есть судимые родственники.83. В юности я имел приводы в милицию.84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год. Обработка результатов теста Шкала искренности ответов:– «да» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.Шкала нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости):Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов:– «да» – вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;– «нет» – вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68. Интерпретация результатов теста определения уровня нервно-психической устойчивостиХарактеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»:29 и более – низкий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога).14-28 - средний уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности).13 и менее – высокий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы маловероятны).Важно! Шкала теста определения уровня нервно-психической устойчивости имеет обратный характер, то есть, чем выше численное значение, тем ниже нервно-психическая устойчивость и стрессоустойчивость.Результаты тестирования (сырые баллы) можно перевести в 10-бальную шкалу, используя следующую таблицу:Полученные баллы НПУПункты шкалы НПУЗначение пунктов шкалы НПУ33 и более29-3223-2818-221234Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе14-175Среднее11-139-107-865 и менее678910Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.Приложение 4«Психологическое проектирование в решении профессиональных задач» Тема 1. Понятие игры и ее использование в психологии. Тема 2. Игра в практической деятельности психолога.Тема 3. Игра как средство решения профессиональных психологических задач. Тема 4. Введение в профессиональное решение психологических задач. Тема 5. Психологические теории в решении проблемных ситуаций.Тема 6. Психологические методы и средства решения проблемных ситуаций. Тема 7. Психологический анализ способов решения практических задач. Тема 8. Профессиональная и личностная позиции в работе психолога. Тема 9. Рефлексия как профессиональный инструмент работы психологаВыпускная квалификационная работа – бакалаврская работа выполнена мной совершенно самостоятельно. Все использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них. Выпускная квалификационная работа – бакалаврская работа прошла проверку на корректность заимствования в системе «Антиплагиат.ру».Настоящим подтверждаю, что даю разрешение Университету «Синергия» на размещение полного текста моей выпускной квалификационной работы – бакалаврской работы, отзыва на мою выпускную квалификационную работу в электронно-библиотечной системе Университета «Синергия»._______________________ ФИО___________________________________ Подпись«___»___________________202___г.
1. Александрова Л.А. О составляющих жизнестойкости личности как основе ее психологической безопасности в современном мире / Л.А. Александрова // Психология здоровья и безопасности человека. - №3. – 2014. – С. 23-45
2. Аминева Я.Р. Эмпирическое изучение личностных детерминант копинг-стратегий у лиц находящихся в условиях сложной жизненной ситуации // Материалы Междунар. заочной науч.-практ. конф. «Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы». – Новосибирск: НП «СибАК», 2012
3. Анцыферова JI.И. Сознание и действия личности в трудных жизненных ситуациях / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1996. - № 1. - С. 3 - 12.
4. Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113.
5. Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4 (26). - 2015. – С. 22-29
6. Бобченко, Т. Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов / Т. Г. Бобченко. – М.: Издательство Юрайт, 2023. — 132 с.
7. Богомаз, С.А. Жизнестойкость как компонент инновационного потенциала человека / С.А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. - 2017. - № 32. - С. 23-28
8. Волобуева, Н. М. Психологическая культура как условие жизнестойкости человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию / Н.М. Волобуева // Научные ведомости серия гуманитарные науки. - № 12. – 2014. – С. 12-19
9. Гранковская Р.М. Защита личности: психологические механизмы/ Р.М. Гранковская, И.М. Никольская. – СПб: Знание, 1998. – 225 с.
10. Дианова, С.Д. Индивидуально-психологические особенности и копинг-стратегии сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России / С.Д. Дианова // Проблемы современной психологической теории и практики. Сборник научных статей. - Москва, 2018. - С. 18-23.
11. Егорова, О.В. Жизнестойкость личности: теория, исследования, психологическая практика / О.В. Егорова, О.И. Ефимова, А.А. Ощепков и др. - Ульяновск, 2019. – 221 с.
12. Залыгаева, С.А. Исследование особенностей стрессоустойчивости и копинг-стратегий у представителей экстремальных профессий / С.А. Залыгаева, М.Д. Зайцев // Научный потенциал. - 2020. - № 1 (28). - С. 29-32.
13. Земскова, А.А. Психологическая оценка и коррекция жизнестойкости курсантов вузов МЧС России / А.А. Земскова: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук // Тихоокеанский государственный медицинский университет. Владивосток, 2019. – 129 с.
14. Зливков В.Л. Идентичность и подлинность личности в контексте цивилизационных вызовов современности // В книге: Психодиагностика личности в жизненных ситуациях. 2016. – 115 с.
15. Кабанченко, Е.А. Сущность феномена жизнестойкости / Е.А. Кабанченко // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XXXV студенческой международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 231-233.
16. Картузова, Н.А. Когнитивно-смысловые установки жизнестойкости личности / Н.А. Картузова // Психология человека и общества. - 2021. - № 5 (34). - С. 13-19.
17. Кларин, М. В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие для вузов / М. В. Кларин. — М.: Издательство Юрайт, 2023. — 288 с.
18. Книжникова, С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения на основе формирования жизнестойкости / С.В. Книжникова. – Краснодар: «АВС- полиграфия», 2015. – 111 с.
19. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14
20. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.
21. Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231
22. Либина, А. В. Совладающий интеллект: практическое пособие / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476290
23. Логинова, М.В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов: диссертация кандидата психологических наук / М.В. Логинова. – М., 2010 – 238 с.
24. Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения / С. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26, № 6. - С. 17 – 21
25. Максименкова, Л.О. Психологические особенности феномена «жизнестойкость» / Л.О. Максименкова // Интеграция современных научных исследований в развитие общества. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 116-119.
26. Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.
27. Миняхина, К.А. Жизнестойкость как способ совладания с психотравмирующей ситуацией у работников профессий экстремального профиля / К.А. Миняхина, А.А. Кузнецова // Региональный вестник. - 2020. - № 4 (43). - С. 67-69.
28. Михайлова, А.Г. Жизнестойкость и психологическая адаптация как показатели профессионального самоопределения личности / А.Г. Михайлова, И.В. Скуратовская // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. - 2019. - С. 220-224.
29. Наливайко, Т.В. Особенности проявления жизнестойкости в структуре социально-психологических свойств личности студентов / Т.В. Наливайко // Психология. Психофизиология. – 2018. – с. 5-10
30. Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2016. – 289 с.
31. Незванкина, А.Ю. Жизнестойкость как психологическое явление: подходы к определению / А.Ю. Незванкина, В.В. Мецлер // Приднепровский научный вестник. - 2017. - Т. 4. - № -5. - С. 056-058.
32. Неретина, Т.Г. Компоненты жизнестойкости личности / Т.Г. Неретина // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2021. - С. 385.
33. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/490085
34. Половинкина, А.В. Жизнестойкость как составляющая личностно-профессионального потенциала следователя ОВД России / А.В. Половинкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - № 5. - С. 75-78.
35. Пятун, Д.Э. Феномен жизнестойкости и его компоненты: вовлечённость, контроль, вызов / Д.Э. Пятун // В сборнике: ДОКЛАДЫ ТСХА. - 2019. - С. 232-234.
36. Стецишин, Р.И. Личностно-психологические ресурсы жизнестойкости: на примере личности врача-клинициста: диссертация кандидата психологических наук / Р.И. Стецишин. – Краснодар, 2008. – 187 с.
37. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. - 1985. - № 6. – с. 4-14
38. Фомина, Е.А. Жизнестойкость как ресурс осознанной саморегуляции в новой социокультурной реальности / Е.А. Фомина, В.А. Соломонов // Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени. Коллективная монография. - Москва, 2020. - С. 320-337.
39. Черчес, Т.Е. Роль жизнестойкости и функциональных состояний в профессиональной подготовке психологов / Т.Е. Черчес, Е.С. Нелюб // Актуальные проблемы психологии труда: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. – 2019. - С. 51-55.
40. Чупракова, А.А. Факторы жизнестойкости сотрудников МЧС / Чупракова А.А, М.В. Шамардина // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2019. - № 4. - С. 121-128.
41. Шевченко, Т.И. Динамика защитных стратегий поведения в экстремальной профессиональной деятельности / Т.И. Шевченко // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2017. - № 7. - С. 213-220.
42. Янцевич, О.А. Взаимосвязь жизнестойкости и совладающего поведения у специалистов разных профессий / О.А. Янцевич, Н.Н. Струнина // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2021. - № 15. - С. 104-110.
43. Khoshaba, D. M., & Maddi, S. R. (1999). Early experiences in hardiness development.Consulting Psychology Journal: Practice and Research, 51(2), 106–116. https://doi.org/10.1037/1061–4087.51.2.106
44. Taylor, M. K., Pietrobon, R., Taverniers, J., Leon, M. R., & Fern, B. J. (2013). Relationships of hardiness to physical and mental health status in military men: a test of mediated effects. Journal of Behavioral Medicine, 36(1), 1–9. https://doi.org/10.1007/s10865–011–9387–8
45. Thomassen, Å. G., Hystad, S. W., Johnsen, B. H., Johnsen, G. E., Laberg, J. C., & Eid, J. (2015). The combined influence of hardiness and cohesion on mental health in a military peacekeeping mission: A prospective study. Scandinavian Journal of Psychology, 56(5), 560–566. https://doi.org/10.1111/sjop.12235
Вопрос-ответ:
Что такое жизнестойкость и какие особенности совладения с профессиональными трудностями?
Жизнестойкость - это способность человека справляться с жизненными трудностями и сохранять психологическую стабильность. Особенности совладания с профессиональными трудностями включают в себя различные стратегии и способы преодоления сложностей на работе.
Какие подходы применяются при исследовании проблемы жизнестойкости в психологии?
Исследование проблемы жизнестойкости включает в себя различные подходы как в отечественной, так и зарубежной психологии. В отечественной психологии акцент делается на изучении роли социально-экономических факторов. В зарубежной психологии применяются подходы, основанные на изучении индивидуальных особенностей личности и ее взаимодействия с внешним миром.
Какие стратегии совладания с профессиональными трудностями существуют?
В исследовании совладающего поведения и копинг стратегий выделяются различные подходы. Некоторые исследователи выделяют два типа стратегий: проблемно-ориентированные (направленные на решение проблем) и эмоционально-ориентированные (направленные на снижение эмоционального дискомфорта). Другие ученые выделяют более детальные классификации стратегий совладания, такие как активное поисковое совладание, пассивное избегание, переоценка ситуации и т.д.
Какие особенности совладания и жизнестойкости встречаются в рамках организационного поведения личности?
В рамках организационного поведения личности особенности совладания и жизнестойкости могут быть связаны с адаптацией к организационной среде, соотношением с профессиональными ценностями и задачами, мотивацией и взаимодействием с коллегами и руководством. Одна из особенностей заключается в эффективном управлении стрессом на работе и использовании адаптивных стратегий справления с трудностями.
Что такое жизнестойкость и почему она важна в профессиональной сфере?
Жизнестойкость - это психологическая характеристика личности, которая позволяет человеку успешно преодолевать трудности и стрессовые ситуации. В профессиональной сфере жизнестойкость играет важную роль, так как помогает справляться с профессиональными трудностями, сохранять высокую мотивацию к работе и достигать поставленных целей.
Какие подходы ученые используют при изучении совладающего поведения и копинг стратегий?
Ученые используют различные подходы при изучении совладающего поведения и копинг стратегий. Некоторые из них рассматривают копинг стратегии как общие стратегии преодоления трудностей, а другие выделяют конкретные виды копинга, такие как проблемно-ориентированный копинг или эмоционально-ориентированный копинг.
Что такое организационное поведение личности и как оно связано с жизнестойкостью и совладанием?
Организационное поведение личности - это сфера профессиональной деятельности, связанная с взаимодействием с другими людьми на работе. Жизнестойкость и совладание играют важную роль в организационном поведении личности, так как помогают справляться с профессиональными трудностями, эффективно коммуницировать с коллегами и руководством, а также поддерживать мотивацию и успешно работать в коллективе.
Какие выводы можно сделать на основе исследования проблемы жизнестойкости и совладания в отечественной и зарубежной психологии?
Исследование проблемы жизнестойкости и совладания в отечественной и зарубежной психологии позволяет сделать следующие выводы: 1) жизнестойкость является важной характеристикой личности, которая помогает успешно преодолевать трудности и стрессовые ситуации; 2) совладающее поведение и копинг стратегии имеют различные подходы и методы исследования; 3) жизнестойкость и совладание являются важными факторами в организационном поведении личности.