История зарождения и развития каменного зодчества на Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 14 14 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 05.03.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Развитие храмового каменного зодчества в Древней Руси 4
2.Роль Московской школы в развитии каменного зодчества 9
Заключение 13
Список литературы 14

Фрагмент для ознакомления

К тому времени Белокаменный Кремль, возведённый ещё при Дмитрии Донском, устарел и нуждался в реставрации. Новая крепость была сооружена по последнему слову мировой военной техники, из прочного кирпича на белокаменном фундаменте. Кремль стоял на острове: с одной стороны кремлёвского треугольника протекала Москва – река, с другой – река Неглинная. Со стороны Красной площади был прорыт ров глубиной 12 м, наполненный водой из Неглинной. По обе стороны рва шли дополнительные линии укреплений. В Кремле были возведены Грановитая палата для торжественных приёмов, усыпальница московских великих князей и царей – Архангельский собор. Псковскими мастерами были построены домовая церковь государя – Благовещенский собор и изящная Ризположенская церковь.Церковь Рождества Богородицы на Сенях является древнейшим из дошедших до наших дней памятников архитектуры Кремля. Её построили в 1393-1394 гг. по заказу вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии, считается, что эта церковь посвящена победе в Куликовской битве. Об этом также свидетельствует тот факт, что храм посвящен празднику Рождества Богородицы, тогда как это Рождество совпадает с датой великой Куликовской битвы. Новая церковь была выстроена вместо деревянной церкви Воскрешения Лазаря и находилась при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма.Церковь выполнена из белого камня, является четырехстолпной трехапсидной. Круглые в плане западные столбы несут сводчатое перекрытие хор, наличие которых подтверждается внутристенной лестницей, расположенной в северо-западном углу. В архитектуре храма сочетаются черты разных архитектурных школ: владимиро-суздальской (круглые столбы, обрамление портала, лопатки) и раннемосковской, на что указывает наличие килевидных резных завершений портала, ниш, окна-розетки.В 1395 г. храм был расписан Феофаном Греком и Даниилом Черным вместе с учениками. В 1479 году, как предполагается, случился сильный пожар, вследствие чего произошел обвал верха здания, однако вскоре церковь восстановили. В 1514 году церковь Рождества Богородицы была перестроена Алевизом Новым, который также занимался строительством нового каменного великокняжеского дворца. Древний храм был сохранен как подклет, но он был надстроен в уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместили главный престол. В подклете стал располагаться придел Лазаря, который ранее располагался при алтаре. К сожалению, сохранилось крайне мало сведений о том, каков был облик алевизовского храма. Самое отчетливое изображение можно найти только на чертеже «Кремленаград» начала 1600-х годов, где он показан как трехглавый, имеющий три апсиды, два придела, которые появились, скорее всего, не ранее второй половины ХVI в.Благовещенский кремлёвский собор начал строиться в 1397 году при сенях дворца великого князя Василия Дмитриевича. П.П. Гнедич отмечает, что «это приходская церковь Кремля: здесь цари говели, венчались и крестились.... Каждый правитель считал своей обязанностью украсить чем-либо этот храм». В архитектурном плане в основе этого собора - четырехстолпный трехапсидный крестово-купольный храм. ЗаключениеМожно сделать следующие выводы. Крещение Руси (988 год) оказало сильное влияние на развитие культуры нашего Отечества, а также и на становление каменного зодчества. В Древней Руси до принятия христианства существовали богатые традиции строительства, тем не менее, каменное зодчество не было развито. Благодаря тесному культурному взаимодействию с Византией начали формироваться национальные школы зодчества на фундаменте византийских традиций. Период с XII по XIV вв. – это время зарождения самостоятельных центров монументального каменного строительства, чему в немалой степени способствовал процесс феодальной раздробленности. Русское зодчество XIV – XV вв., развиваясь, как мы уже отметили ранее, на основе древнерусских и византийских традиций, обогащалось за счёт современного русского национального искусства, вместе с тем использовало античные, итальянские образцы. Во многом это наиболее актуально для московской школы зодчества, появление которой ознаменовало собой начало активного церковного и гражданского строительства. В частности, именно в Москве, во второй половине XIV века впервые были построены каменные стены (1367) и было положено начало созданию Кремлёвского архитектурного ансамбля, что также следует рассматривать как весьма значимый этап в развитии каменного зодчества Руси. Список литературыГнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969.Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998.Московский Кремль.// http://www.kreml.ru/Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999. Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970. Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985. https://arheologija.ru/vladimir-dmitrievskiy-sobor/

1. Гнедич П.П. Всемирная история искусств./П.П. Гнедич. – М., 1997.
2. Грабарь И. О русской архитектуре. - М., 1969.
3. Иоаннисян О. Романская архитектура Ломбардии и зодчество Владимиро-Суздальской Руси (к вопросу о происхождении мастеров Андрея Боголюбского) // Научная конференция памяти М. А. Гуковского. - СПб.: Эрмитаж, 1998.
4. Московский Кремль.// http://www.kreml.ru/
5. Никольский В.А. Старая Москва. Китай-город./Электронный ресурс// http://www.protoart.ru/.
6. Повесть временных лет / подгот. текста, пер., статьи и комм. Д. С. Лихачёва. — СПб.: Наука, 1999.
7. Рабинович М.Г. Облик Москвы в XIII – XVI вв./М.Г. Рабинович//Вопросы истории. № 11, 1977.
8. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура./П.А. Раппопорт. – М., 1970.
9. Успенский собор Московского Кремля. /Архитектура и история// http://www.russiancity.ru/
10. Федоров В.И. Успенский собор: исследование и проблемы сохранения памятника. – М., 1985.
11. https://arheologija.ru/vladimir-dmitrievskiy-sobor/

Вопрос-ответ:

Какое значение имел Московский Кремль в истории каменного зодчества на Руси?

Московский Кремль имел огромное значение в развитии каменного зодчества на Руси.

Какая роль была у Московской школы в развитии каменного зодчества на Руси?

Московская школа играла важную роль в развитии каменного зодчества на Руси.

Какими материалами были построены храмы в Древней Руси?

Храмы в Древней Руси были построены из камня.

Какими способами развивалось храмовое каменное зодчество в Древней Руси?

Храмовое каменное зодчество в Древней Руси развивалось разными способами.

Какие материалы использовались при строительстве Московского Кремля?

При строительстве Московского Кремля использовались прочный кирпич и белокаменный фундамент.

Как развивалось храмовое каменное зодчество в Древней Руси?

Храмовое каменное зодчество в Древней Руси развивалось постепенно. В начале основным материалом для строительства храмов была дерево. Однако с появлением образцов каменного зодчества из Болгарии и Константинополя, таких как Софийский собор, на Руси начали возникать первые каменные храмы. Они были мощными и прочными сооружениями, что являлось важным фактором в условиях сурового русского климата. Постепенно каменные храмы стали все более популярными, и каменное зодчество стало развиваться на Руси.

Какова роль Московской школы в развитии каменного зодчества?

Московская школа сыграла важную роль в развитии каменного зодчества на Руси. С ее появлением в Москве появился новый стиль архитектуры, который сочетал в себе элементы русского народного зодчества и западноевропейской готики. Московская школа развивалась в тесном взаимодействии с княжеской властью, и благодаря этому была возможность возводить большие и сложные сооружения, такие как Московский Кремль. Московская школа стала важным центром каменного зодчества, и ее идеи и техники были распространены по всей Руси.

Какова история зарождения и развития каменного зодчества на Руси?

История зарождения и развития каменного зодчества на Руси началась с прихода христианства. В начале дерево было основным материалом для строительства храмов, но с появлением образцов каменного зодчества из Болгарии и Константинополя на Руси появились первые каменные храмы. В дальнейшем каменные храмы стали все более популярными, и каменное зодчество развивалось на Руси. С развитием Московской школы архитектуры, которая сочетала в себе элементы русского народного зодчества и западноевропейской готики, каменное зодчество достигло своего расцвета.

Какое значение имеет каменное зодчество на Руси?

Каменное зодчество имело большое значение на Руси. Оно позволяло возведение прочных и долговечных сооружений, отличающихся высокой архитектурной и художественной ценностью.

Какие храмы были построены в Древней Руси?

В Древней Руси были построены различные храмы, в том числе церкви, монастыри и соборы. Они отличались разнообразием архитектурных форм и украшений и являлись центрами религиозной и культурной жизни.

Какую роль сыграла Московская школа в развитии каменного зодчества?

Московская школа сыграла важную роль в развитии каменного зодчества. Она стала центром мастерства и искусства, где формировались новые архитектурные стили и техники. Ее влияние распространялось на другие регионы Руси и оказало значительное влияние на дальнейшее развитие зодчества.