Психологическая реабилитация лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Введение (обоснование выбора темы, актуальность, степень изученности, цели, задачи исследования, теоретическая и практическая значимость)
Заказать уникальную дипломную работу- 36 36 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 06.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами
1.1.Характеристика посттравматических расстройств………………..5
1.2.Сущность и структура психологической реабилитации …………16
Глава 2. Составление программы психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами
2.1.Диагностика посттравматических расстройств……………………22
2.2.Программа психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами…………………………24
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….33
Рефлексия позволит осознать положительные перспективы.Важным в программе психологической реабилитации является и использование медитативных техник. Людей с ПТСР можно обучить выполнению их самостоятельно в любое время.Инструкция по проведению одной и них опишем. Людям с ПТСР предлагается удобно расположиться, позволить мыслям идти своим чередом, наблюдать за ними, как будто это листья на ветках большого дерева или волны, набегающие на берег моря.Если появляются тревожные мысли о том, что может случиться что-то плохое, то необходимо помнить, что это только мысль, появление которой не означает, что действительно случится что-то плохое. Человеку следует сказать себе: «Мысль не реальна, а существует в моей голове».Следует стараться не обращать внимания на содержание мыслей — воспринимать их как результат работы мозга, опасности они не представляют. Здесь и сейчас вы находитесь в полной безопасности.Эффективным является и прием оспаривания убеждения. Он состоит в том, что травмирующее событие осталось в прошлом — возможно, минуло уже много месяцев. Но человеку кажется, что он в опасности. Навязчивые мысли, состояния напоминают о произошедшем. Но уже все страшное в прошлом, и ничто не угрожает. Человека с ПТСР учат оспаривать мысль о том, что до сих пор есть опасность. Например, если пережит пожар, авария или взрыв, то надо напоминать себе, как безопасно положение, в котором находится сейчас и не забывать, что ощущение постоянной опасности не отражает реальность.В программе используется и прием подробного рассказа истории травмирующей ситуации. Участникам предлагается как можно подробнее рассказать историю травмирующего события. Обращаясь к ним, нужно сказать о том, что когда люди рассказывают свою историю впервые, то события кажутся изолированными, непоследовательными, деталей не хватает. Все дело в том, что попытки заблокировать пережитое мешают перерабатывать эти воспоминания Заново рассказываяпсихотравмирующую историю и встречаясь со своими страхами, человек убеждается, что в памяти всплывут новые детали, восстановится последовательность событий — и все это будет пугать не так сильно.Можно записывать воспоминания на бумагу или диктофон, при этом человек должен стараться описать все подробности: где находился, что привело к травматическому опыту, что происходило вокруг. Нужно закрыть глаза и представить всю картину целиком. О чем думали, что чувствовали? Какие физические обстоятельства произошедшего помните? Что ощущали органы чувств? Чем больше человек вспомнит деталей, тем лучше удастся воссоздать пережитый опыт. Прием «Управляю ситуацией» состоит в том, что людям с ПТСР говорят о том, что тревожные образы обретают власть, когда кажется, что ими не управляют. Рассеять это чувство можно с помощью сознательного изменения образов в вашем сознании.Есть упражнение «Пугающие ощущения: деперсонализация», когда в течение двух минут человеку предлагается не отвлекаться, рассматривать точку на стене или свое отражение в зеркале.Эффект состоит в том, что ощущение себя размывается, человек больше не чувствует себя реальным. Это своеобразный защитный механизм сознания, который позволяет остановить запущенные психические реакции, чтобы человек мог отключиться, когда страх становится слишком сильным. Обычно такие ощущения заставляют человека думать, что он сходит с ума. Упражнение же демонстрирует, что это всего лишь временное искажение восприятия.Методика «Иерархия страхов». Инструкция состоит в том, что надо создать иерархию страхов, разбить общий страх на отдельные составляющие и проранжировать их в соответствии с тем, насколько сильна тревога, вызываемая каждым из них. Каждому страху нужно присвоить от 0 до 10 баллов в зависимости от того, как сильно они пугают. Потом провести какое-то время, проигрывая в голове каждую из этих ситуаций и записывая, как изменяется уровень страха каждые две минуты. Сначала страх сильный — около 8 -10 баллов, — но постепенно снижается. Когда будет ниже 3 баллов, то можно переходить к следующему образу из иерархии и повторять процесс. В конечном итоге человек учится проигрывать в фантазии все страхи, не испытывая при этом беспокойства.Раз однажды уже случилось ужасное, это не означает, что подобное еще раз случится. Но травмировавшее событие осталось в прошлом, и нет оснований ожидать его повторения. Это убеждение возникает потому, что ваше сознание не может проработать травматический опыт, а потому смешивает прошлое, настоящее и будущее.Техники самовнушения также используются в работе с лицами с ПТСР. Содержание описано ниже: «Мое волнение — это признак опасности. Страх, напряжение и возбуждение — нормальные реакции на травматический опыт. Теперь они возникают, потому что по ошибке считаете происходящее сейчас опасным. Сами по себе чувства не представляют опасности. Если вы поймете, что это лишь ложная тревога, они утихнут.Мне нужно забыть то, что случилось. Невозможно подавить воспоминания. Да и не нужно. Пытаясь отключить мысли, вы только усилите страх и гарантируете себе возвращение плохих воспоминаний. Вам нужно позволить им жить в сознании, оставаясь тем, чем они действительно являются, — безвредными мыслями.Вы проходите через многие трудности, связанные с ПТСР и с выполнением упражнений из этой книги. И травматическая ситуация, и то, что вы пережили после нее, — тяжелый для вас опыт. Но каждый раз, делая что-то для себя полезное, вы можете вознаграждать себя. Хвалите себя за то, что набрались смелости переступить через страх: сделали что-то пугающее сейчас, чтобы меньше бояться этого в будущем. Отмечайте любой прогресс на этом сложном, но правильном пути. Только вы знаете, как вам было тяжело, и только вы сами можете пройти через все это, чтобы добиться улучшений. Подумайте, как вознаградить себя сразу после выполнения упражнений. Повторяйте пугающую историю, пока она вам не надоест, — а потом похвалите себя за то, как стараетесь выполнять то, что в перспективе поможет вам». Для определения динамики состояний могут быть использованы рефлексивные отчеты, ведение дневников состояний и т.д. Проводится повторное тестирование.В программе на этапе групповой работы, когда формируется система взаимоотноошений людей с психотравмой, используются упражнения арт-терапии, например, упражнение «Маска моего настроения», «Ущерб и его компенсация», «театр моей жизни», «Мое и наше будущее» и т.д. В работе используются музыкальные произведения, позволяющие моделировать настроение людей с ПТСР, как классические, так и современные, представленные различными музыкальными жанрами.Таким образом, мы разработали программу психологической реабилитации, которая может использоватьсяпсихологами в работе с лицами, переживающими психотравму.ЗаключениеПроблема психологической реабилитации лиц с психотравмирующими стрессовыми расстройствами – одна и острых социальных проблем в связи с тем, что число их неуклонно растет, что определяется военными конфликтами, природными катаклизмами, техногенными катастрофами, террористическими и экстремистскими угрозами. Задача помощи этим людям является предметом изучения медиков, психологов, педагогов, социологов, антропологов и т.д. Отечественные и зарубежные ученые разработали различные подходы к изучению феномена ПТСР, технологии психологической реабилитации.В исследованиях А. В. Васильевой, В. Е. Галенко, Э. М. Залкинд, Е.В.Казенной, Т. А. Караваевой, А. Кардинер, Е. П. Лукошкиной; С.В. Ляшковской, И.Г.Малкиной-Пых, Х. Oпенхеума, Г.Селье, М. В. Соловьева, Н. В. Семеновой, Н. Тарабриной, В. А. Ташлыкова, З.Фрейда, Дж.Эришена, Дж. Ялома и др.описан феномен посттравматического стрессового расстройства, его проявления, причины, последствия.В то же время, несмотря на то, что феномен достаточно хорошо изучен, существует необходимость разработки программ психологической реабилитации людей, переживающих ПТСР, число которых увеличивается. Это и определило структуру и содержание дипломной работы, ее методологиюВо введении обоснована актуальность, обозначены цель, задачи, практическая и теоретическая значимость.В первой главе рассмотрены феномен посттравматического расстройства, описаны подходы к его рассмотрению, особенности проявления у различных людей, последствия, а также дано определение психологической реабилитации, ее содержание, методы, которые могут использоваться с людьми с ПТСР.Во второй главе обоснован выбор диагностических методик для изучения психотравм людей, переживающих последствия различных катастроф, военных событий, потерь и тд. Здесь же представлена разработанная программа психологической реабилитации, указаны принципы работы, структура и содержание.Таким образом, цель достигнута - разработана программа психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами, решены поставленные задачи. Безусловно, сложность проблемы требует разработки новых подходов к оказанию психологической помощи, но разработанная программа может быть интересной для специалистов, работающих с этой категорий людей.Список литературы1.Абабков, В. А.Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. — Санкт-Петербург : Речь, 2004.2.Агарков, В. А. Базовые принципы психотерапии последствий психологической травмы / В. А. Агарков // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2010. — № 1. — С. 11—16.3.Александрова, Л. А.Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф / Л. А. Александрова. — Москва, 2004.4.Антипов, В. В.Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — Москва : Владос-Пресс, 2004. 5.Арнтц, А.Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / А. Арнтц, Г. Якоб. — Москва : Научный мир, 2016.6.Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь.-М,2002, С.2367.Бермант-Полякова, О. В.Посттравма: диагностика и терапия / О. В. Бермант-Полякова. — Санкт-Петербург : Речь, 2006.8.Боголюбова, О. Н.Психологическая травма и опыт переживания стыда / О. Н. Боголюбова, Е. В. Киселева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2016. — № 11. — С. 63—72.9.Бохан, Т. Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрес- соустойчивости / Т. Г. Бохан. — Томск, 2008.10.Бочаров, В. В.Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии / В. В. Бочаров // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 12. — 2010. — Вып. 1. — С. 9—17.11.Васильева А. В. Диагностика и терапия посттравматического стрессового расстройства в клинике пограничных расстройств и соматической медицине / А. В. Васильева, Т. А. Караваева, Е. П. Лукошкина; сост.Н. В. Семенова, под общ.ред. Н. Г. Незнанова. // Диагностика и лечениепсихических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций, Выпуск 2 – СПб.: «КОСТА», 2019 – 423 с.12.Василюк, Ф. Е.Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк. — Москва, 2007.13.Венгер, А. Л.Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал. — 2006. — № 1. — С. 131—159.14.Волошин, В. М.Посттравматическое стрессовое расстройство (клиника, динамика, течение и современные подходы к психофармакотерапии) / В. М. Волошин. — Москва, 2004.15.Грегори, Д.Заставь его замолчать. Как победить внутреннего критика и начать действовать / Д. Грегори. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.16.Дедова, К. Н.Роль посттравматического стрессового расстройства в патогенезе органических эмоционально-личностных нарушений у комбатантов в периоде отдаленных последствий боевой психической травмы / К. Н. Дедова. — Санкт-Петербург : ВМА, 2012.17.Демкин, Д, Иванов, В, Круглов, В. Новыеметоды реабилитации военнослужащих с боевой психической травмой в армиях зарубежных государств//Известия Российской военно-медицинской академии. Том 38 №3.201918.Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005 — 400 с.19.Караваева, Т. А. Посттравматическое стрессовое расстройство [Электронный ресурс] / Т. А. Караваева и др. // Проект клинических рекомендаций, 2022 – URL: https://psychiatr.ru/news/1475 (дата обращения 23.11.2022)20.Казенная, Е. В. Современные зарубежные исследования посттравматического стрессового расстройства и его лечения эффективными психотерапевтическими методами у взрослых [Электронный ресурс] / Е. В. Казенная // Современная зарубежная психология, 2020 – Т.9, № 4 – C.110 – 119.21.Левин, П. А. Исцеление от травмы: авторская программа, которая вернет здоровье вашему организму / П. А. Левин. — Санкт- Петербург : Весь, 2011.22.Ляшковская, С. В. Подходы к определению и типологии мишеней психотерапии вконтексте задач совершенствования индивидуальных программ психотерапии / С. В. Ляшковская, В. А. Ташлыков, Н. В. Семенова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 2017 – № 1 – С. 89 – 9823.Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).24.Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. — Москва : Смысл, 2005.25.Молчанова, Е. С. Посттравматическое стрессовое и острое стрессовое расстройство в формате DSM-V: внесенные изменения и прежние проблемы / Е. С. Молчанова // Медицинская психология в России. — 2014. — № 1. С. 2.26.Осипова, А. А. Справочник практического психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.27.Организация оказания медицинской помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством:методические рекомендации С.В. Ляшковская, М.Ю. Попов, В.К. Шамрей, Е.С. Курасов, А.А. Марченко, Н.Г. Незнанов. –СПб., НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева 2022 – 36 с.28.Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. В.А. Солдаткина; ГБОУ ВПОРостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015 – 624 с.29.Падун, М. А.Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика / М. А. Падун, А. В. Котельникова. — Москва : Институт психологии РАН, 2012.30.Первая психологическая помощь: руководство для работников на местах. — Женева : ВОЗ, 2014.31.Петер, С. Л.Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс / С. Л. Петер. — Москва : СГУ, 2000.32.Погудина, Е.Исцеление Внутреннего ребенка / Е. Погудина. — Москва : Litres, 2019.33.Посттравматическое стрессовое расстройство / под редакцией В. А. Солдаткина. — Ростов-на-Дону : РостГМУ, 2015.34.Психология кризисных и экстремальных ситуаций / под редакцией Н. С. Хрусталевой. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2018.35.Свиридкина, Т Л.Шагни из прошлого. Руководство по психотерапии травмы / Т. Л. Свиридкина. — Москва : Городец, 2017.36.Сыропятов, О. Г.Техники психотерапии при ПТСР / О. Г. Сыропятов, Н. А. Дзеружинская. Киев : УВМА, 2014.37.Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабина. – СПб.: Питер, 2001 – 272 с.38.Холлик, М.Исцеление от эмоциональных травм — путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии / М. Холлик, К. Коннелли. — Санкт-Петербург : Весь, 2012.39.Шарфф, Д.Терапия физической и сексуальной травмы, основанная на теории объектных отношений / Д. Шарфф, Дж. Шарфф. — Москва : Центр психологического консультирования и психотерапии, 2019.40. Фрейд З. Мы и смерть Критически-историческое исследовательское издание/ Зигмунд Фрейд.М.: Эрго, 2022.
Список литературы
1.Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. — Санкт-Петербург : Речь, 2004.
2.Агарков, В. А. Базовые принципы психотерапии последствий психологической травмы / В. А. Агарков // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. — 2010. — № 1. — С. 11—16.
3.Александрова, Л. А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф / Л. А. Александрова. — Москва, 2004.
4.Антипов, В. В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям / В. В. Антипов. — Москва : Владос-Пресс, 2004.
5.Арнтц, А. Практическое руководство по схема-терапии. Методы работы с дисфункциональными режимами при личностных расстройствах / А. Арнтц, Г. Якоб. — Москва : Научный мир, 2016.
6.Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь.-М,2002, С.236
7.Бермант-Полякова, О. В. Посттравма: диагностика и терапия / О. В. Бермант-Полякова. — Санкт-Петербург : Речь, 2006.
8.Боголюбова, О. Н. Психологическая травма и опыт переживания стыда / О. Н. Боголюбова, Е. В. Киселева // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. — 2016. — № 11. — С. 63—72.
9.Бохан, Т. Г. Культурно-исторический подход к стрессу и стрес- соустойчивости / Т. Г. Бохан. — Томск, 2008.
10.Бочаров, В. В. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии / В. В. Бочаров // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 12. — 2010. — Вып. 1. — С. 9—17.
11.Васильева А. В. Диагностика и терапия посттравматического стрессового расстройства в клинике пограничных расстройств и соматической медицине / А. В. Васильева, Т. А. Караваева, Е. П. Лукошкина; сост.Н. В. Семенова, под общ.ред. Н. Г. Незнанова. // Диагностика и лечение психических и наркологических расстройств: современные подходы. Сборник методических рекомендаций, Выпуск 2 – СПб.: «КОСТА», 2019 – 423 с.
12.Василюк, Ф. Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система / Ф. Е. Василюк. — Москва, 2007.
13.Венгер, А. Л. Психологическая помощь детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях (на опыте работы с жертвами террористического акта в Беслане) / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. А. Морозов // Московский психотерапевтический журнал. — 2006. — № 1. — С. 131—159.
14.Волошин, В. М. Посттравматическое стрессовое расстройство (клиника, динамика, течение и современные подходы к психофармакотерапии) / В. М. Волошин. — Москва, 2004.
15.Грегори, Д. Заставь его замолчать. Как победить внутреннего критика и начать действовать / Д. Грегори. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.
16.Дедова, К. Н. Роль посттравматического стрессового расстройства в патогенезе органических эмоционально-личностных нарушений у комбатантов в периоде отдаленных последствий боевой психической травмы / К. Н. Дедова. — Санкт-Петербург : ВМА, 2012.
17.Демкин, Д, Иванов, В, Круглов, В. Новые методы реабилитации военнослужащих с боевой психической травмой в армиях зарубежных государств//Известия Российской военно-медицинской академии. Том 38 №3.2019
18. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. — СПб.: Речь, 2005 — 400 с.
19.Караваева, Т. А. Посттравматическое стрессовое расстройство [Электронный ресурс] / Т. А. Караваева и др. // Проект клинических рекомендаций, 2022 – URL: https://psychiatr.ru/news/1475 (дата обращения 23.11.2022)
20.Казенная, Е. В. Современные зарубежные исследования посттравматического стрессового расстройства и его лечения эффективными психотерапевтическими методами у взрослых [Электронный ресурс] / Е. В. Казенная // Современная зарубежная психология, 2020 – Т.9, № 4 – C.110 – 119.
21.Левин, П. А. Исцеление от травмы: авторская программа, которая вернет здоровье вашему организму / П. А. Левин. — Санкт- Петербург : Весь, 2011.
22.Ляшковская, С. В. Подходы к определению и типологии мишеней психотерапии в контексте задач совершенствования индивидуальных программ психотерапии / С. В. Ляшковская, В. А. Ташлыков, Н. В. Семенова // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева, 2017 – № 1 – С. 89 – 98
23.Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с. – (Справочник практического психолога).
24.Меновщиков, В. Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями / В. Ю. Меновщиков. — Москва : Смысл, 2005.
25.Молчанова, Е. С. Посттравматическое стрессовое и острое стрессовое расстройство в формате DSM-V: внесенные изменения и прежние проблемы / Е. С. Молчанова // Медицинская психология в России. — 2014. — № 1. С. 2.
26.Осипова, А. А. Справочник практического психолога по работе в кризисных ситуациях / А. А. Осипова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
27.Организация оказания медицинской помощи лицам с посттравматическим стрессовым расстройством: методические рекомендации С.В. Ляшковская, М.Ю. Попов, В.К. Шамрей, Е.С. Курасов, А.А. Марченко, Н.Г. Незнанов. –СПб., НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева 2022 – 36 с.
28.Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. В.А. Солдаткина; ГБОУ ВПО РостГМУ Минздрава России. – Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015 – 624 с.
29.Падун, М. А. Психическая травма и картина мира: теория, эмпирия, практика / М. А. Падун, А. В. Котельникова. — Москва : Институт психологии РАН, 2012.
30.Первая психологическая помощь: руководство для работников на местах. — Женева : ВОЗ, 2014.
31.Петер, С. Л. Психологическая помощь лицам, перенесшим психотравмирующий стресс / С. Л. Петер. — Москва : СГУ, 2000.
32.Погудина, Е. Исцеление Внутреннего ребенка / Е. Погудина. — Москва : Litres, 2019.
33.Посттравматическое стрессовое расстройство / под редакцией В. А. Солдаткина. — Ростов-на-Дону : РостГМУ, 2015.
34.Психология кризисных и экстремальных ситуаций / под редакцией Н. С. Хрусталевой. — Санкт-Петербург : СПбГУ, 2018.
35.Свиридкина, Т Л. Шагни из прошлого. Руководство по психотерапии травмы / Т. Л. Свиридкина. — Москва : Городец, 2017.
36.Сыропятов, О. Г. Техники психотерапии при ПТСР / О. Г. Сыропятов, Н. А. Дзеружинская. Киев : УВМА, 2014.
37.Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса / Н. В. Тарабина. – СПб.: Питер, 2001 – 272 с.
38.Холлик, М. Исцеление от эмоциональных травм — путь к сотрудничеству, партнерству и гармонии / М. Холлик, К. Коннелли. — Санкт-Петербург : Весь, 2012.
39.Шарфф, Д. Терапия физической и сексуальной травмы, основанная на теории объектных отношений / Д. Шарфф, Дж. Шарфф. — Москва : Центр психологического консультирования и психотерапии, 2019.
40. Фрейд З. Мы и смерть Критически-историческое исследовательское издание/ Зигмунд Фрейд.М.: Эрго, 2022.
Вопрос-ответ:
Какую тему выбрали для исследования?
Для исследования была выбрана тема "Психологическая реабилитация лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами".
Почему выбрали эту тему и почему она является актуальной?
Тема выбрана с целью изучения психологической реабилитации лиц, страдающих посттравматическими стрессовыми расстройствами. Она является актуальной, так как помогает разработать эффективные методы и подходы к лечению и реабилитации таких пациентов.
Какая степень изученности данной проблемы?
Проблема психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами достаточно хорошо изучена. Множество исследований уже проведено в данной области, но все еще существует необходимость в дальнейшем развитии и углублении знаний.
Какие цели и задачи были поставлены в исследовании?
Целью исследования было определение эффективных методов психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Основные задачи включали анализ сущности и структуры реабилитации, изучение характеристик посттравматических расстройств и составление программы реабилитации.
Какая практическая и теоретическая значимость исследования?
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанных программ реабилитации для лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Теоретическая значимость состоит в расширении знаний о психологической реабилитации и углублении понимания посттравматических расстройств.
Какое значение имеет выбор темы "Психологическая реабилитация лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами"?
Выбор данной темы имеет большое значение, так как посттравматические стрессовые расстройства являются серьезной проблемой в современном обществе, и психологическая реабилитация играет важную роль в помощи таким людям в их восстановлении и адаптации.
Какова степень изученности проблемы посттравматических расстройств и психологической реабилитации?
Проблема посттравматических расстройств и психологической реабилитации достаточно хорошо изучена в научных исследованиях и имеет значительную теоретическую базу. Однако, постоянно проводятся новые исследования и разрабатываются новые методики, чтобы улучшить эффективность психологической помощи таким пациентам.
Какие задачи ставятся перед исследованием психологической реабилитации лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами?
Основными задачами исследования являются разработка эффективных методик психологической реабилитации, определение причин и механизмов возникновения посттравматических стрессовых расстройств, а также улучшение качества жизни пациентов и их адаптация к обычной повседневной деятельности.
В чем состоит сущность и структура психологической реабилитации?
Сущность психологической реабилитации заключается в оказании пациентам психологической помощи для преодоления посттравматических стрессовых расстройств. Структура психологической реабилитации включает в себя несколько этапов: оценку состояния пациента, терапевтическую работу, использование различных методик и техник, а также контроль и поддержку восстановления.
Почему выбрана тема "Психологическая реабилитация лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами"?
Тема выбрана с целью изучения методов и подходов к психологической реабилитации людей, страдающих от посттравматических стрессовых расстройств. Эта проблема имеет большую актуальность в современном обществе, где многие люди сталкиваются с негативными последствиями различных видов травматических ситуаций.
Какова структура психологической реабилитации для лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами?
Структура психологической реабилитации включает несколько этапов. Сначала проводится диагностика и оценка состояния пациента. Затем разрабатывается индивидуальный план реабилитации, который включает в себя различные методики и техники, направленные на снятие психологической травмы и восстановление нормального функционирования пациента. Ключевые методы включают психотерапию, арт-терапию, тренинг по релаксации, медитацию и другие.