Методики музыкального воспитания как средства развития эмоциональности школьников

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методика преподавания
  • 26 26 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 06.03.2023
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Особенности воспитания эмоциональности школьников 5
2. Методические аспекты использования музыки в школе как средства воспитания эмоциональности школьников 9
3. Методы и приемы развития эмоционального мира школьников в процессе музыкального воспитания 13
4. Методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников 20
Заключение 24
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Любой вид целостной художественной деятельности связан с развитием эмоциональной чувствительности, ведь именно в целостной художественной деятельности и в процессе эстетического воспитания обогащаются чувственные переживания, эмоциональная сфера личности, что способствует развитию эмоциональной реактивности, подчеркивает Зильберквит М.. [12, c. 62].Применение интеграции и взаимодействия искусств требует педагогического мастерства и творчества учителя, в этом смысле предъявляются дополнительные требования к практической творческой деятельности учителя. В художественном воспитании детей большинство авторов указывают на то, что эмоциональная отзывчивость является необходимой и существенной характеристикой восприятия художественных произведений. Следствием ее возникновения является изменение поведения ребенка, его настроения и мыслей. В то же время некоторые авторы (В. К. Белобородова, Г. Г. Григорьева, Н. С. Карпинская, Л. П. Стрелкова) рассматривают эмоциональную отзывчивость как эмоциональный отклик, начальный этап в восприятии ребенком художественного произведения. Другие (Кузьмин Б.С., Ковалев А.Г., Сакулина Н.П.) считают, что эмоциональная отзывчивость является основой развития творческих способностей, - указывает Панкевич Г.И.[24, c. 105]. Третьи (Б.И. Додонов, Р.И. Жуковская, Л.Н. Комиссарова) соотнести эмоциональный отклик на художественное произведение с оценочной деятельностью, которая характеризуется сравнением, оценкой, мотивацией. Для восприятия художественных произведений, понимания эмоционального содержания необходимо начинать занятие с создания эмоциональной атмосферы в классе. Поэтому создание эмоциональной атмосферы для проявления эмоциональной восприимчивости к музыке является одним из важных условий формирования эмоциональной восприимчивости младших школьников к музыке.Желание выражать свои мысли и чувства не может появиться у младших школьников, если отсутствует интерес к уроку и музыке в целом. Воспитатель должен создать атмосферу доверия и доброжелательности – разговоры и дискуссии, инициированные самими детьми, возникают на занятиях, когда они пробуждают в них стремление к самовыражению, когда они испытывают потребность в общении по поводу эмоциональных переживаний, возникших в процессе слушать музыку.Атмосфера занятий музыкой – это искренность общения, это самопознание, осмысление жизни, погружение в смысловые глубины музыкальных звуков. ИДТИ. Сухомлинский утверждает, что «интерпретация музыкального произведения, особенно незнакомого детям, требует большого такта и высокой педагогической культуры. Нельзя забывать, что язык музыки — это язык чувств; даже народная песня с простыми, иногда элементарными, наивными словами воспринимается как произведение искусства только благодаря мелодии», — пишет Б.И. Кочубей.[18, c. 92]. Диалог в процессе обсуждения музыкальных впечатлений, чувств, эмоций является результатом понимания детьми идеи музыкального произведения, его красоты и тонкости, музыкальных образов. Задача педагога - создать микроклимат и условия для развития эмоциональной восприимчивости учащихся к музыке. Создание ситуации успеха играет важную роль в создании дружеской атмосферы. Поощряя, педагог помогает испытать радость, что придает детям уверенность в преодолении трудностей, в определении собственных переживаний ребенка. Выразительная, эмоциональная форма подачи проблемы позволяет учителю развернуть творческие проявления, делает младших школьников предприимчивыми соучастниками в создании творческого продукта.Поощрение и положительная обратная связь помогают создать непринужденную, непринужденную атмосферу, необходимую для развития эмоциональной отзывчивости. Использование педагогических методов и приемов, влияющих на развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников, является одним из основных педагогических условий. Обращение к методу создания художественного контекста Глазунова О.В. (выход за пределы музыки к родственным видам искусства: живопись, литература) способствуют созданию определенного настроения, пробуждению эмоционального отклика у самых младших школьников, которые имеют большое значение для развития эмоциональной отзывчивости[10, c.62]. Обращаясь к другим видам искусства, учитель должен помнить, что знание выразительных средств каждого вида искусства требует особых навыков, знания истории искусства и высокой культуры. В процессе музыкального восприятия выделяют следующие методы, способствующие развитию эмоционального отклика на музыку как важнейшее условие понимания музыкального искусства: метод эмоционального воздействия (Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко) заключается в умении учителю выражать свое отношение к музыкальному произведению образным словом, мимикой, жестами.Голос педагога может быть окрашен в зависимости от характера, настроения музыки: он говорит тепло, ласково и нежно-убаюкивающе; торжественно, со строгими и мужественными интонациями - под патриотическую песню. Использование метода эмоционального воздействия определяет успешность музыкальной деятельности учащихся, формирует у младших школьников эмоциональную отзывчивость.Для развития эмоциональной реактивности используется метод сравнения (Рыжов Ю.), который предполагает анализ и сопоставление контрастных музыкальных произведений. Сравнивая произведения, учащиеся чувствуют их различие, осознают особенности каждого жанра, обращают внимание на движение мелодии в каждом[26, c. 92]. Объектами сравнения могут служить музыкальные явления разного уровня: высоты тона, регистры, разные размеры, лады, длительности, жанры, формы, тембры, разные интерпретации произведения и т. д. Выполнение различных заданий позволяет им ощутить выразительность средств выражение, употребляемое композитором, способствует воспитанию эмоциональных впечатлений, представлений о музыкальных жанрах, а постепенное сопоставление менее контрастных произведений - способствуют развитию более тонкого восприятия музыки.Использование вербальных приемов (рассказ, беседа, объяснение) (отмечает М. Н. Скаткин) способствует раскрытию содержания произведений, подготовке к их сознательному исполнению, направленности эмоциональных переживаний учащихся. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие образы прошлого, настоящего и будущего.Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. «Слово учителя, — писал В.А. Сухомлинского, «является незаменимым средством воздействия на душу учащегося. Слова никогда не могут полностью объяснить всю глубину музыки, но без слов нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере чувственного познания. Я пытался сделать слово, объяснение музыки, своего рода эмоциональным раздражителем, пробуждающим чувствительность к музыке как к непосредственному языку души…».ЗаключениеЗанятия музыкой влияют на формирование эстетических вкусов. Они способствуют формированию характера и норм поведения. Они обогащают внутренний мир человека живыми переживаниями. Музыкальное образование есть не что иное, как познавательный многогранный процесс, развивающий у детей художественный вкус, воспитывающий любовь к музыке, формирующий нравственные качества человека и эстетическое отношение к окружающему миру.На основании анализа произведений известных музыкальных педагогов (Д. Б. Кабалевского, В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, Б. Асафьева и др.) можно сделать вывод, что музыка украшает жизнь, делает ее интереснее, а также играет важную роль в развитие эмоциональной отзывчивости. Музыка является средством развития эмоциональной сферы, совершенствования мышления, и ребенок становится чутким к прекрасному в искусстве и в жизни.Чувства, в том числе и эстетические, представляют собой специфическую форму отражения окружающего. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет сочетаний предметов, форм, цветов, звуков, которые можно было бы воспринимать как образцы прекрасного. Однако одного наличия этих предметов недостаточно для развития эстетических ощущений у детей. Музыка – прекрасное средство эмоционального воспитания ребенка, она всегда близка личности ребенка. Но ребенок должен научиться воспринимать разные формы, присущие музыке, воспринимать гармонию цветов и звуков, а также испытывать эмоциональные переживания, и уроки музыки могут ему в этом помочь.Это не полностью подтвердило предположение о том, что школьникам должна нравиться та музыка, которая наиболее соответствует их природному темпераменту.Мы обнаружили, что предпочтение музыкальных произведений, настроение которых соответствует особенностям темперамента данного учащегося, отмечается в основном у тех, кто имеет небольшой музыкальный опыт. Музыкально развитые дети, живо реагирующие на музыку, высоко оценивали все прослушанные произведения и затруднялись выбрать, какое из них им понравилось больше всего. Эти дети как бы отклонялись от своих естественных предпочтений и могли положительно оценивать музыку иного характера, чем их темперамент. Можно предположить, что живость реакции на музыкальные произведения различного характера свидетельствует о развитии эмоциональной сферы учащихся. Однако поиск более тонких корреляций между уровнем развития эмоциональной сферы учащихся, уровнем их музыкальной отзывчивости и особенностями их природного темперамента требует дальнейшего изучения.Список литературыАрановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. – 2014. - №1. – с. 78-82.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2015 - №2. - с. 63Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2018. - № 9. – с. 54-57.Бессарабова И.С. Проблема духовного воспитания учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2017. – 302 с.Блейз О.С. Все о музыке. – Балашиха: Астрель, 2010. – 213 с.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2017. – 210 с.Булатова Н.С. Музыкальные жанры и их влияние на психику. – М., 2011. – 122 с.Володихин Д.А. Музыка наших дней. // Современная энциклопедия. – М.: Аванта, 2012. – 428 с.Выготский Л.С. «Психология искусства». – М., 2012. -179 с.Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. // Целительные силы, 2016, №1. – С. 27 – 30.Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 2016. – 135 с.Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011. С.203-207Зильберквит М. Мир музыки. – Москва: Детская литература, 2008. – 128 с.Зорилова С. Федер. агентство по культуре и кинематографии. – Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2018. – 253 с.Исхакова Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи. М., 2006. – 44 с.Кабалевский Д.Б. Что значит современность. / Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2017. С. 186 – 198.Келдыш Г.В. Музыка. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 672 с.Клименко А. И. Влияние музыки на человека. – М., 2013. – 54 с.Коротков С.А. История современной музыки. – М.: Знание, 2016. – С. 53 – 67. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 2016. – С. 76 – 92.Корябина Т. Б. Не разрушать истоки культуры / Музыкальный руководитель. 2012. -№1 – С. 2–5.Лобанова Е. Г. Гармония в мире музыки / Е.Г.Лобанова / статья. - 2011. -473 с.Марра Д. Смертельно опасные звуки / Д.Марра / лекция. - 2010. - 291 с.Николаева Т. О. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на православных традициях / 'Г. О. Николаева /Начальная школа. - 2008. -№ 12 - С. 52-54.Ортега-и-Гассет Х. Новое искусство. – М., 2016. – С. 29-32Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 2007. – С. 46-47Романовская, Т.Б. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука / Т.Б. Романовская; отв. ред. Е.В. Пермяков // Музыка и незвучащее. – М.: Наука, 2010. – с. 14 – 24.Рыжов Ю. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека. - М., 2013. – С. 57-69Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /У Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - С. 7-14.Тарасова, К. Музыкальная работа и руководство ею/ Музыкальный руководитель. -2017. -№7 – С. 3 -6.Фролова Т.А. Музыка и здоровье. / Музыка в школе, 2018, И21. - С. 33 – 43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. – 2014. - №1. – с. 78-82.
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2015 - №2. - с. 63
3. Багашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. - 2018. - № 9. – с. 54-57.
4. Бессарабова И.С. Проблема духовного воспитания учащихся // Современные наукоемкие технологии. - 2017. – 302 с.
5. Блейз О.С. Все о музыке. – Балашиха: Астрель, 2010. – 213 с.
6. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М., 2017. – 210 с.
7. Булатова Н.С. Музыкальные жанры и их влияние на психику. – М., 2011. – 122 с.
8. Володихин Д.А. Музыка наших дней. // Современная энциклопедия. – М.: Аванта, 2012. – 428 с.
9. Выготский Л.С. «Психология искусства». – М., 2012. -179 с.
10. Глазуновой О.В., Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. // Целительные силы, 2016, №1. – С. 27 – 30.
11. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 2016. – 135 с.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения как определяющее условие развития общества: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (16-18 февраля 2011 г.) / под ред. Т.А. Синюшкиной. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КИПКПК, 2011. С.203-207
12. Зильберквит М. Мир музыки. – Москва: Детская литература, 2008. – 128 с.
13. Зорилова С. Федер. агентство по культуре и кинематографии. – Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2018. – 253 с.
14. Исхакова Н. Р. Музыкальные предпочтения молодежи. М., 2006. – 44 с.
15. Кабалевский Д.Б. Что значит современность. / Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1 – 8 классы. Москва «Просвещение» 2017. С. 186 – 198.
16. Келдыш Г.В. Музыка. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. – 672 с.
17. Клименко А. И. Влияние музыки на человека. – М., 2013. – 54 с.
18. Коротков С.А. История современной музыки. – М.: Знание, 2016. – С. 53 – 67. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М.: Знание, 2016. – С. 76 – 92.
19. Корябина Т. Б. Не разрушать истоки культуры / Музыкальный руководитель. 2012. -№1 – С. 2–5.
20. Лобанова Е. Г. Гармония в мире музыки / Е.Г.Лобанова / статья. - 2011. -473 с.
21. Марра Д. Смертельно опасные звуки / Д.Марра / лекция. - 2010. - 291 с.
22. Николаева Т. О. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на православных традициях / 'Г. О. Николаева /Начальная школа. - 2008. -№ 12 - С. 52-54.
23. Ортега-и-Гассет Х. Новое искусство. – М., 2016. – С. 29-32
24. Панкевич Г.И. Искусство музыки. – М.: Знание, 2007. – С. 46-47
25. Романовская, Т.Б. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука / Т.Б. Романовская; отв. ред. Е.В. Пермяков // Музыка и незвучащее. – М.: Наука, 2010. – с. 14 – 24.
26. Рыжов Ю. Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека. - М., 2013. – С. 57-69
27. Султанова Н. Духовно-нравственное воспитание дошкольников / Н. Султанова, Н. Цилько /У Дошкольное воспитание. - 2014. - №5. - С. 7-14.
28. Тарасова, К. Музыкальная работа и руководство ею/ Музыкальный руководитель. -2017. -№7 – С. 3 -6.
29. Фролова Т.А. Музыка и здоровье. / Музыка в школе, 2018, И21. - С. 33 – 43

Вопрос-ответ:

Какие особенности воспитания эмоциональности у школьников рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности воспитания эмоциональности у школьников.

Какие методические аспекты использования музыки в школе описываются в статье?

В статье описываются методические аспекты использования музыки в школе как средства воспитания эмоциональности у школьников.

Какие методы и приемы развития эмоционального мира школьников применяются в процессе музыкального воспитания?

В процессе музыкального воспитания применяются различные методы и приемы для развития эмоционального мира у школьников.

Какие методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников предлагаются в статье?

В статье предлагаются методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников.

Какие источники литературы указываются в статье?

В статье указан список литературы, который содержит источники по данной теме.

Какие особенности воспитания эмоциональности школьников обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются особенности воспитания эмоциональности школьников и приемы развития их эмоционального мира с помощью музыки.

Какие методические аспекты использования музыки в школе рассматриваются в статье?

Статья рассматривает методические аспекты использования музыки в школе для развития эмоциональности школьников, а также подходы и методы, которые могут помочь в этом процессе.

Какие методы и приемы развития эмоционального мира школьников обсуждаются в статье?

В статье обсуждаются различные методы и приемы развития эмоционального мира школьников в процессе музыкального воспитания, включая использование разных музыкальных инструментов, пении, импровизации и т. д.

Какие методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников рассматриваются в статье?

Статья рассматривает методические основы развития эмоциональной отзывчивости на музыку у младших школьников, включая создание эмоциональной атмосферы, использование игровых элементов и активных форм участия.

Какая литература используется в статье?

В статье приведен список литературы, где авторы используют специализированную литературу и научные исследования в области музыкального воспитания и развития эмоциональности у школьников.