ТЕМА «Зависимость психофизиологического состояния школьников и особенности сердечнососудистой системы»
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 10.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Связь вариабельности сердечного ритма и состояния организма 5
1.2. Центральные висцеральные механизмы контроля сердечно-сосудистой реактивности. 8
1.3. Гарвардский степ-тест и оценка состояния сердечно-сосудистой системы 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
2.1 Методы исследования 13
2.1.1 Анализ научной и методической литературы 13
2.1.2 Педагогическое тестирование 13
2.2. Результаты анкетирования 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЯ 28
Рекомендации по повышению двигательной активности детей среднего школьного возраста. 28
Для оценки деятельности сердечно-сосудистой системыможно пользоваться Гарвардским степ-тестом. Обследуемому предлагают выполнить восхождение на ступеньку под метроном с заданной частотой. В сумме подъем спуск состоят из 4 движений, каждому из которых соответствует удар метронома. Высоту ступеньки и продолжительность выполнения теста выбирают с учетом пола и возраста испытуемого. После выполнения нагрузки регистрируют ЧСС в положении сидя в течении первых 30 секунд на 2,3 и 4 минутах восстановления. Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) рассчитывают по формуле:ИГСТ=tх100/(f1+f2+f3)х2,Где: t - продолжительность выполнения работ, с;f1, f2, f3 – ЧСС на 2-й, 3-й и 4-й минутах восстановления за 30 секунд. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле (1):Оценка результатов гарвардского степ-теста .ИГСТ, ед.Оценка физической работоспособностиМеньше 55Плохо55-64Ниже среднего65-79Средне80-89Хорошо90 и большеОтличноРезультаты данной пробы среди учащихся показывают, что несмотря на отсутствие целенаправленной физической подготовки, 72,7% демонстрируют хорошие показатели, что говорит о достаточном развитии кардиореспираторной системы.После проведенного анкетирования можно сделать следующие выводы:учащиеся данного класса систематически спортом или физической культурой не занимаются, но, около 50% имеют достаточную физическую нагрузку во внеучебное время;большая часть активности детей приходится на выходные дни, что связано (как видно из последнего вопроса) с большой загруженностью в школьные дни;потенциально, учащиеся данного класса могли бы регулярно и систематически заниматься физической культурой и спортом при наличии должных условий, а именно: меньшей или более равномерно распределённой учебной нагрузке, наличии мотивации для занятий, создании условий для занятий;исходя из проведенного Гарвардского степ-теста можно сделать вывод о том. что большинство обучающихся имеют хороший кардиореспираторный потенциал для занятий спортом. Если в ближайшие годы не поддерживать и не развивать эти способности, то в скором времени переносимость физической нагрузки начнет снижаться.ЗАКЛЮЧЕНИЕДети и молодежь проводят в школах больше времени, чем в любом другом месте, за исключением своих домов. Хотя на школы оказывается все большее давление с целью повышения оценок учащихся по стандартизированным тестам, недавний резкий рост распространенности ожирения и увеличения доли сердечно-сосудистых заболеваний среди детей и подростков свидетельствует о том, что в школах страны существует настоятельная необходимость систематически и эффективно поощрять поведение, которое предотвратит развитие избыточного веса. Физическая активность является ключевым фактором, определяющим весовой статус. Соответственно, если молодые люди собираются заниматься достаточной физической активностью, важно, чтобы школы систематически и эффективно обеспечивали и поощряли участие в физической активности. В большинстве школ уже есть программы, которые обеспечивают учащимся определенную физическую активность, но демографические тенденции в отношении ожирения свидетельствуют о том, что дети и молодежь нуждаются в большей физической активности, чем их нынешний уровень. Хотя родители, общественные организации и медицинские работники разделяют ответственность за обеспечение физической активности молодежи, школы имеют уникальные возможности для решения этой важнейшей проблемы общественного здравоохранения.Школы должны обеспечить, чтобы все дети и молодежь участвовали в минимум 30-минутной физической активности от умеренной до интенсивной в течение учебного дня; это включает время, потраченное на занятия физкультурой. Дополнительная физическая активность должна обеспечиваться в рамках внеклассных и связанных со школой общественных программ.Школы должны расширять возможности физической активности, предоставляя клубы, уроки, очные спортивные и межшкольные спортивные программы, которые отвечают потребностям и интересам всех учащихся в физической активности. Тренеры и другие руководители таких программ должны быть хорошо квалифицированы и, при необходимости, сертифицированы. Школы должны поощрять прогулки пешком и на велосипеде в школу, а руководители школ должны сотрудничать с местными органами власти, чтобы гарантировать, что у учащихся есть безопасные маршруты для ходьбы и езды на велосипеде в школу.На основании проведенного мною исследования двигательной активности у обучающихся 6 «А» класса Гимназии № 17 г. Кемерово, в ходе которого были решены такие задачи, как анализ научно-методической литературы по теме исследования; составление и проведение анкетирования обучающихся 6 «А» класса Гимназии № 17 г. Кемерово, направленного на изучение особенностей их повседневной двигательной активности, мной был сделан вывод о недостаточной физической активности обучающихся. Связано это было, в том числе, и с внешними причинами (недостаточная материально техническая база, недостаток свободного времени). Для того, чтобы повысить физическую активность детей мною были разработаны и внедрены механизмы, позволяющие повысить ежедневную двигательную активность.В научной литературе доказана эффективность предлагаемого повышения уровня двигательной активности, что должно проявиться в виде повышения функционального состояния кардиореспираторной системы, общего уровня здоровья, снижения сердечно-сосудистыми и метаболическими заболеваниями на фоне общей популяции.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Kahn EB, Ramsey LT, Brownson RC, Heath GW, Howze EH, Powell KE, Stone EJ, Rajab MW, Corso P. The effectiveness of interventions to increase physical activity: a systematic review. Am J Prev Med. 2002; 22 (4 suppl): 73–107..Killen JD, Telch MJ, Robinson TN, Maccoby N, Taylor CB, Farquhar JW. Cardiovascular disease risk reduction for tenth graders: a multiple-factor school-based approach. JAMA. 1988; 260: 1728–1733Kumar, B., Robinson, R., Till, S. Physical activity and health in adolescence. Clinical Medicine. 2015;15 (3):267-272.Ruiz J, Castro-Pinero J, Arteo EG, et al. Predictive validity of health-related fitness in youth: a systematic review. Br J Sports Med 2009;43:909–23.Santos R, Mota J, Okley A, et al. The independent associations of sedentary behaviour and physical activity on cardiorespiratory fitness. Br J Sports Med 2014;48:1508-12. Sibley BA, Etnier JL. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis. Pediatr Exerc Sci 2003;15:243–56Strong WB, Malina RM, Blimkie CJ, Daniels SR, Dishman RK, Gutin B, Hergenroeder AC, Must A, Nixon PA, Pivarnik JM, Rowland T, Trost S, Trudeau F. Evidence based physical activity for school-age youth. J Pediatr. 2005; 146: 732–737.Trudeau F, Laurencelle L, Tremblay J, Rajic M, Shephard RJ. Daily primary school physical education: effects on physical activity during adult life. Med Sci Sports Exerc. 1999; 31: 111–117.Viner RM, Cole TJ. Television viewing in early childhood predicts adult body mass index. J Pediatr 2005;147:429–5.Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56 с.Васкан, И., Захожий, В., Захожа, Н., Мацкевич, Н. Научно-методические основы развития двигательной активности подростков во внеурочной деятельности. Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. 2016;1 (33):40-46.Власова, И.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебнометод. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 136 сЕрменова, Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников. 2016.Назарова, Е.Н., Жилов, Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: «Академия». Издание: 2-е изд., стер.- 2014Солодков, А. С. Физиология человека : общая.Спортивная. Возрастная [Текст]: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 сAPA. Larry Kenney, W., Wilmore, J. H., & Costill, D. L. (2020). Physiology of sport and exercise (7th ed.). Human Kinetics.ПРИЛОЖЕНИЯРекомендации по повышению двигательной активности детей среднего школьного возраста.С целью профилактики гиподинамии и связанных с ней состояний, мною была разработана система мероприятий, позволяющая увеличить вовлеченность детей в занятия физической культурой и спортом. МероприятиеЦельОтветственный ДатаРазработка системы поощрительных мер в виде за успешные выступления на соревнованиях различного уровня (например, введение спортивной стипендии)Повышение мотивации и заинтересованности школьников Администрация школыПеред началом учебного годаРассмотреть возможность освобождения от уроков физической культуры учеников, имеющих золотой значок ГТО Повышение мотивации и заинтересованности школьниковАдминистрация школыПеред началом учебного годаОбеспечить на базе школы замену устаревшего инвентаря и оборудования, повысить материально-техническую оснащенность Создание оптимальных материально-технических условий для занятий спортомАдминистрация школыПеред началом учебного годаРассмотреть возможность создания на базе школы секций по самым распространенным видам спорта – мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетитка; а также устроить среди учеников опрос по поводу того, какие бы они хоте видеть спортивные секции и кружки в школе.Создание оптимальных материально-технических условий для повышения внешкольной физической активностиАдминистрация школыПеред началом учебного года. Опрос также желательно провести в летний период.Оснащение околошкольной велосипедной парковкиСоздание оптимальных материально-технических условий для повышения внешкольной физической активностиАдминистрация школыСоздание ее к началу учебного года и поддержание в рабочем состоянии в осенне-весенний периодПроведение классных часов на тематику пользы физической активности для здоровья с приведением наглядных примеров и физиологическим обоснованиемПовышение заинтересованности школьников в занятиях физической культурой.Классный руководительРегулярно в течение учебного года (1 раз/месяц)По возможности – равномернее распределить учебную нагрузку в течение неделиСоздание оптимальных условий для занятий физической активностью во внешкольное времяЗаведующий учебной частьюНа протяжении всего учебного годаВ конце каждого урока – организовать легкую суставную разминку (2-3 минуты)Непосредственное повышение двигательной активностиКлассный руководительЕежедневно
1. Kahn EB, Ramsey LT, Brownson RC, Heath GW, Howze EH, Powell KE, Stone EJ, Rajab MW, Corso P. The effectiveness of interventions to increase physical activity: a systematic review. Am J Prev Med. 2002; 22 (4 suppl): 73–107..
2. Killen JD, Telch MJ, Robinson TN, Maccoby N, Taylor CB, Farquhar JW. Cardiovascular disease risk reduction for tenth graders: a multiple-factor school-based approach. JAMA. 1988; 260: 1728–1733
3. Kumar, B., Robinson, R., Till, S. Physical activity and health in adolescence. Clinical Medicine. 2015;15 (3):267-272.
4. Ruiz J, Castro-Pinero J, Arteo EG, et al. Predictive validity of health-related fitness in youth: a systematic review. Br J Sports Med 2009;43:909–23.
5. Santos R, Mota J, Okley A, et al. The independent associations of sedentary behaviour and physical activity on cardiorespiratory fitness. Br J Sports Med 2014;48:1508-12.
6. Sibley BA, Etnier JL. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis. Pediatr Exerc Sci 2003;15:243–56
7. Strong WB, Malina RM, Blimkie CJ, Daniels SR, Dishman RK, Gutin B, Hergenroeder AC, Must A, Nixon PA, Pivarnik JM, Rowland T, Trost S, Trudeau F. Evidence based physical activity for school-age youth. J Pediatr. 2005; 146: 732–737.
8. Trudeau F, Laurencelle L, Tremblay J, Rajic M, Shephard RJ. Daily primary school physical education: effects on physical activity during adult life. Med Sci Sports Exerc. 1999; 31: 111–117.
9. Viner RM, Cole TJ. Television viewing in early childhood predicts adult body mass index. J Pediatr 2005;147:429–5.
10. Баева, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста : учебное пособие / Н.А. Баева, О.В. Погадаева. – Омск : СибГУФК, 2003. – 56 с.
11. Васкан, И., Захожий, В., Захожа, Н., Мацкевич, Н. Научно-методические основы развития двигательной активности подростков во внеурочной деятельности. Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сборник научных трудов. 2016;1 (33):40-46.
12. Власова, И.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебнометод. пособие [Электронный ресурс] / И. А. Власова, Г. Я. Мартынова. – Челябинск : ЧГАКИ, 2014. – 136 с
13. Ерменова, Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников. 2016.
14. Назарова, Е.Н., Жилов, Ю.Д. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. М.: «Академия». Издание: 2-е изд., стер.- 2014
15. Солодков, А. С. Физиология человека : общая.Спортивная. Возрастная [Текст]: учебное пособие / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М. : Олимпия Пресс, 2005. – 528 с
16. APA. Larry Kenney, W., Wilmore, J. H., & Costill, D. L. (2020). Physiology of sport and exercise (7th ed.). Human Kinetics.
Вопрос-ответ:
Какая связь существует между вариабельностью сердечного ритма и состоянием организма школьников?
Существует прямая связь между вариабельностью сердечного ритма и состоянием организма. Она может служить индикатором психофизиологического состояния школьника. Исследования показывают, что у школьников с низким уровнем вариабельности сердечного ритма наблюдаются частые случаи усталости, стресса и затрудненной адаптации к учебной программе.
Какие центральные висцеральные механизмы отвечают за контроль сердечно-сосудистой реактивности у школьников?
Контроль сердечно-сосудистой реактивности у школьников осуществляется через центральные висцеральные механизмы, включающие головной мозг, вегетативную нервную систему и гормональную систему. Эти механизмы регулируют сердечный ритм и сосудистый тонус в зависимости от потребностей организма.
Что такое Гарвардский степ-тест и как он помогает оценить состояние сердечно-сосудистой системы у школьников?
Гарвардский степ-тест - это тест, который позволяет оценить физическую активность и состояние сердечно-сосудистой системы у школьников. Во время теста школьникам предлагается пройти определенный маршрут в заданном темпе, а затем измеряются показатели сердечного ритма, артериального давления и дыхания. Эти данные позволяют сделать выводы о функционировании сердечно-сосудистой системы и общем состоянии организма школьника.
Какие методы и организация исследования применяются для изучения функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников?
Для изучения функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы у школьников применяются различные методы, включая анкетирование, наблюдение, физические тесты и измерение показателей сердечного ритма и артериального давления. Исследование проводится в специально оборудованных лабораториях или на практике, например, во время физических занятий.
Какие функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у школьников среднего возраста?
У школьников среднего возраста есть свои особенности сердечно-сосудистой системы. Они имеют достаточно высокую вариабельность сердечного ритма, что говорит о гибкости и адаптивности их организма. Также у них происходит влияние центральных висцеральных механизмов на контроль сердечно-сосудистой реактивности. Оценка состояния системы проводится с использованием Гарвардского степ-теста.
В чем заключается связь между вариабельностью сердечного ритма и состоянием организма школьников?
Связь между вариабельностью сердечного ритма и состоянием организма школьников заключается в том, что чем выше вариабельность сердечного ритма, тем более гибким и адаптивным является организм. Это означает, что школьники с высокой вариабельностью сердечного ритма имеют лучшее здоровье и более устойчивые показатели сердечно-сосудистой системы.
Какие центральные висцеральные механизмы влияют на контроль сердечно-сосудистой реактивности у школьников?
У школьников влияние на контроль сердечно-сосудистой реактивности оказывают центральные висцеральные механизмы. Эти механизмы ответственны за регуляцию сердечной активности и сосудистого тонуса. Они связаны с работой центральной нервной системы и внутренних органов. Их взаимодействие влияет на функционирование сердечно-сосудистой системы школьников.
Как оценивается состояние сердечно-сосудистой системы школьников с помощью Гарвардского степ-теста?
Состояние сердечно-сосудистой системы школьников оценивается с помощью Гарвардского степ-теста. Этот тест позволяет определить уровень физической нагрузки, которую организм может выдержать без заметного перенапряжения. При выполнении теста измеряется пульс, анализируется дыхание и наблюдается общая реакция организма на физическую активность. Таким образом, Гарвардский степ-тест помогает оценить состояние сердечно-сосудистой системы у школьников.