Монашеские общины на православном приходе
Заказать уникальную дипломную работу- 100 100 страниц
- 85 + 85 источников
- Добавлена 11.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. МОНАШЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 7
1.1 Основы для возникновения монашества 7
1.2 Исторический обзор правового положения монастырей и монашества 14
1.3 Значение института монашества для государства, общества и личности.19
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ МОНАШЕСКИХ ОБЩИН В РОССИИ 25
2.1 Зарождение монашеских общин при православных приходах 25
2.2 Тайное монашество периода СССР 41
2.3 «Монастырь в миру» как социально-духовное явление 44
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ МОНАШЕСТВО ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ 50
3.1 Особенности организации жизни современной монашеской общины 50
3.2 Монашеская община как особая социальная общность верующих 61
3.3 Организация монашеских общин из монашествующих священнослужителей, проходящих служение на православных приходах 65
3.4 Монашеская община как один из вариантов подготовки к принятию монашества мирскими людьми 68
3.5 Проблемы современной монашеской общины 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
Приложение 1 101
Приложение 2………………………………………………………………….
Постриг в монаха совершается добровольно, только тогда, когда послушник оказывается готов к нему духовно. При этом до сих пор поднимается вопрос о принудительном постриге. Если раньше постричь в монахи могли в качестве наказания, то сейчас о принудительном постриге говорят в случае, когда на послушника оказывается психологическое давление со стороны архиерея или духовника, которые могут настоятельно ему это советовать или даже требовать принять постриг. Монашеские обеты должны быть даны лично постригаемым, поскольку монахом считается тот, кто произнес слова обета.Таким образом, можно отметить, что долгий путь от верующего в монахи необходим для того, чтобы человек разобрался в себе, своих желаниях и побуждениях, преодолел все препятствия и поборол соблазны. Для того, чтобы познакомиться с верой, поглубже узнать ее, человек может жить трудником при монастыре, т.е. добровольно трудиться и проживать на его территории, проникаясь внутренней жизнью монастыря, изучая его Устав и принимая участие в богослужениях. Путь в трудники открыт для всех, однако на следующую ступень – послушничество, переходят далеко не все, предпочитая мирскую жизнь. Из послушников также можно уйти в мир, т.е. человек долгое время готовится к важному духовному шагу, и делается он по свободной воле, а не по мимолетному желанию, с полным пониманием того, что именно совершается и какие будут последствия данного шага.3.5 Проблемы современной монашеской общиныНесмотря на то, что история православных монашеских общин насчитывает тысячи лет, в каждой эпохе появляются свои проблемы, требующие разрешения для продолжения нормального функционирования таких общин. В настоящее время существующие проблемы различного рода выявляются при проведении рабочих встреч с игуменами во время инспекций, конференций, а также при их обращении за разъяснениями и помощью в поиске путей решений существующих проблем.При обобщении были выявлены следующие актуальные проблемы современной монашеской общины:1. Возраст монашествующих.Ссылаясь на творения древних святителей, преимущественным полагается принятие монашества в молодом возрасте, поскольку пожилые люди сталкиваются с трудностями в силу состояния здоровья и сложившейся ценностной системы, с трудом поддающейся изменениям. Молодые люди, не обладая большим жизненным багажом, испытывают меньше трудностей при отказе от мирского и меньше соблазнов вернуться в мир.При этом отмечается, что в настоящее время многие насельники – люди преклонного возраста. Это связано как с их естественным старением, так и с тем, что им на смену приходит недостаточное количество молодых людей. Кроме того, некоторые монастыри скорее напоминают дома для престарелых, поскольку решение уйти в монастырь принимается некоторыми людьми, зачастую одинокими, из желания «догляда» и комфортного периода дожития. Они не только не способны нести послушания, но и нуждаются в посторонней помощи, что негативно сказывается на организации монастырского быта и богослужениях. В связи с этим предлагают крайне взвешенно подходить к положительному решению о постриге пожилых и старых людей.2. Назначение руководителя монастыря.Духовное руководство монашеской общиной осуществляет духовный отец или духовная мать (игумен, игуменья) в зависимости от монастыря. Однако существует проблема долгого пребывания общины без такого руководителя, поскольку его не назначают, а фактически оно осуществляется духовником и лицом, назначенным из братии или сестричества в качестве исполняющего обязанности на неопределенный срок. Однако такое положение не способствует внутренней и внешней стабильности жизни монастыря.Кроме того, в ходе проверок было выявлено, что руководство могли осуществлять люди, далекие от управления монастырскими общинами, в нарушение существующих правил.Следует уделять внимание и личностным характеристикам кандидатов в игумены или игуменьи, поскольку им вверено духовное руководство и попечение о насельниках, и показывать личный пример на пути к спасению. 3. Проблема открытия новых монастырей.Православные общины могут быть преобразованы в монастыри как на базе существующих ранее монастырей, так при приходских храмах. В зависимости от этого применяются разные принципы. Принцип икономии, т.е. компромиссности, применяется ради сохранения существующих монастырских комплексов. Принцип же акривии, т.е. строгости и запрете отклонения от установленных правил, применяется при открытии на основе приходских храмов.4. Проблема благоустроенности монастырей.Связана с предыдущими проблемами. Так, в новооткрытых монастырях должны быть лица из духовенства, способные совершать суточный круг богослужения, поскольку его совершение свидетельствует о благоустроенности монастыря, а также совершать Таинства с необходимой периодичностью.Лицо, являющееся кандидатом в игумены (игуменьи), должно пройти соответствующую подготовку в наиболее благоустроенном монастыре. При этом поднимается вопрос и к требованиям к кандидату, поскольку ему предстоит духовное руководство всеми насельниками – предлагается отойти от принципа икономии и руководствоваться исключительно принципом акривии. Также полагается необходимым вернуть практику, существовавшую до революции, о направлении насельников из таких монастырей в менее благоустроенные для оказания помощи в налаживании монастырской жизни. 5. Проблема духовного облика насельников общин.Насельник призваны охранять святоотеческие основы, поэтому к ним предъявляются требования относительно их морального облика. Проведение проверок выявило, что в настоящее время много общин, в которых насельники либо ранее самовольно покинули ее, либо осуществило самовольный постриг без получения благословления на это, а также нарушающих данные обеты иным образом. Все это не способствует ни созданию положительного образа насельников у мирян, ни духовному совершенствованию, ни, тем более, сохранению святоотеческих основ православия.6. Проблема соблюдения обета нестяжания.Если до революции проблема нестяжания насельников решалась путем передачи всего своего имущества родственникам или монастырю перед постригом, в настоящее время, когда люди получают пенсии и другие пособия, вопрос осуществления обета нестяжания является острым. Так, фактически находясь на полном содержании монастыря, насельники получаемые ими доходы расходуют на приобретение личных вещей, выходящих за круг необходимых в монастырской жизни, и предметов роскоши, а также обеспечивают трудоспособных родственников, оставшихся в миру.7. Проблема служения миру.Несмотря на то, что монашеские общины могут существовать при приходах, нельзя уравнивать их деятельность в отношении мирян. Основной формой служения монашествующих миру является молитва, а внешняя деятельность не должна противоречить монашескому образу жизни. Также такую внешнюю деятельность не следует путать с послушанием. Кроме того, активные контакты с миром могут быть причиной дополнительных соблазнов для молодых насельников, еще не умеющих бороться со страстями.8. Проблема «приписных» монахов.Человек может принять постриг вне монастыря, однако он должен быть причислен к братии или сестричеству какого-либо монастыря, и он должен поддерживать с ними духовную связь. Представляется логичным, что для эффективного управления и духовного единения количество таких насельников должно быть минимальным, в виде исключения. Однако проведение проверок выявило, что в некоторых обителях такие насельники составляли большинство, что не способствует сохранению внутренней духовной устойчивости общины.Кроме того, было выявлено, что в некоторые мужские монастыри в качестве послушания направлялись монахини в отсутствие реальной особой духовной связи между мужским и женским монастырями. Также современной проблемой является духовная проблема – духовное окормление насельников. Согласно указанному ранее Положению и монастырским Уставам, ведущую роль в этом занимает игумен, который должен не просто осуществлять руководящие функции, но и уделять ежедневное внимание духовной жизни каждого насельника, не ограничиваясь совершениями Таинств. Также Русская Православная Церковь в ряде вопросов стремится к возвращению древнего афонского монашества, что отражается и в принимаемых Собором документах. Так, указывается, что насельники в любое время могут обратиться к игумену по своим духовным вопросам, а последний должен уделить им достаточно внимания. При этом не во всех монастырях такое оказывается возможным на практике.Так, на общецерковных Соборах игумены крупных монастырей поднимали проблему их переполненности насельниками, а также того, что возложение на игуменов административных и хозяйственных функций мешают ему выполнять свою главную функцию по духовному окормлению.В этих случаях необходимо переложить часть своих распорядительных функций на других лиц, а духовное руководство необходимо исполнять в полном объеме, поскольку именно он должен заботится о духовном состоянии насельников вверенного ему монастыря. Духовное окормление может быть получено в разных формах:1. Наставление словом.Его осуществляет игумен как одновременно для всех, так и в личной беседе с насельником.2. Таинство исповеди и Евхаристии.Совершается преимущественно духовником, но не запрещено совершение и священником.3. Получение советов.Они даются после Таинства исповеди сообразно духовным потребностям.4. Келейное чтение.Определяется игуменом сообразно духовным потребностям и физическим силам насельника.5. Назидание.Преподается посредством религиозных текстов, читаемых братии или о время совершения богослужения.6. Молитва.Все насельники являются духовными чадами игуменов, о которых они просят в своих молитвах.В монастыре вся жизнь монахов посвящены духовному совершенствованию, а пример им подают их игумены. Поэтому игумен должен выказывать наибольшую ревность в молитве и послушанию по сравнению с остальными насельниками. Они должны быть первыми не только на духовном, но и на трудовом поприще, показывая пример. Именно игумен является мерилом духовного совершенства всех насельников его монастыря. Поэтому в назначаемом игумене должны сочетаться личностные, духовные характеристики и способность быть игуменом, т.е. направлять других и нести ответственность за их жизнь и духовное совершенствование.Однако в настоящее время все чаще встает вопрос о роли игумена в достижении насельниками духовного совершенства. Особенно это касается женских монастырей.Так, Положением устанавливаются следующие правила, способствующие духовному окормлению насельников:– если в монастыре много насельников, то в помощь игумену избираются духовники;– если духовник находится в неблагоприятном духовном состоянии, он должен открыться игумену, дабы не нанести духовный вред другим насельникам;Если между монахом и его духовником возникают непонимания и разногласия, духовник должен быть заменен;– в женских монастырях Таинство исповеди производится духовником или священником;– исповедующий насельниц духовник должен сохранять независимость от игуменьи для того, чтобы самостоятельно решать возникающие с монахинями пастырские вопросы;– пастырская деятельность в отношении монахинь не должна наносить ущерба соблюдению устава, внутренней жизни монастыря и духовному руководству игуменьи.Одновременно, несмотря на наличие общих регламентирующих документов, остаются проблематичными именно некоторые вопросы духовного руководства, которое в полном объеме невозможно прописать ни в одном нормативном документе. По Афонской традиции, служение игумена не отличается от служения духовника, и между их определениями нет разграничения. Так, игумен является духовником для своих насельников, он – духовный водитель братии.В пример приводится духовное окормление, получаемое монахами Свято-Введенской Оптиной Пустыни, в которой:– игумен участвует в постригах;– он несет ответственность за духовное состояние братии;– игумен должен как можно чаще обращаться с назиданиями;– игумен назначает молитвенное и келейное правило, решает вопрос о частоте допуска к Таинству причастия;– игуменом определяется мера послушания, а также само послушание, которое должно вести к духовному совершенствованию монаха;– таинство исповеди должно совершаться как можно чаще, сообразно возможностям игумена;– духовники должны сообщать игумену о духовном состоянии и допущенных прегрешениях вверенной ему братии.Остановимся подробнее на последнем пункте. Подразумевается, что такое сообщение не является раскрытием тайны исповеди, поскольку духовник должен следить за духовным состоянием насельников и вовремя сообщать обо всех негативных изменениях игумену. Однако этот вопрос нуждается в дополнительном изучении и регламентации. При этом на практике такое ухудшение духовного состояния насельника связано с соблюдением строгих правил монастырской жизни и копящимся недовольством, а не с реальным упадком веры. Кроме того, Положением такие беседы насельника с игуменом не относятся к какому-либо таинству, т.е. она, фактически, приравнивается к простой беседе, не влекущей правовых последствий. При этом для надлежащего духовного окормления игумен должен знать все мысли и допущенные прегрешения насельника.При этом о том, что монашествующие должны открывать все свои помыслы духовнику и игумену, говорилось практически с момента становления монашества. Если верующих хочет достичь успехов в духовном делании и жить по заповедям, он должен отслеживать свое состояние и открывать все свои сокровенные тайны духовнику, который должен быть милосердным и сострадательным. Именно путь открытия мыслей является способом утверждения доброго и порицания неодобрительного. При этом кроме порицания верующих получит и духовное лечение, искоренив тем самым свои пороки и продвинувшись на пути духовного совершенства.При этом, как и на Таинстве исповеди, при открытии мыслей необходимо сохранять ее тайну, поскольку даже случайное, беззлобное открытие кому-либо постороннему помыслов насельника влечет потерю доверия к духовнику, дара открытости души, а также к нанесению душевных травм, негативно влияющих на верующего.Некоторые исследователи полагают, что тайная исповедь произошла от публичной монашеской исповеди – раскрытия мыслей. При этом необходимо отличать помысел, являющийся греховным, от явного греха и прямого нарушения Устава монастыря.Разделение игуменского служения и духовнического в Русской Православной Церкви произошло в синоидальный период, когда монастырям было запрещено исполнять Устав монастыря, произошло ослабление единоначалия и утрата духовного руководства.Однако духовное окормление – крайне важная и одна из самых древних монастырских традиций. Если же оно не выполняется либо существуют препятствия для свободного общения насельника с игуменом, это прививает монаху привычку к лукавству, что негативно отображается на его духовном состоянии. В свою очередь, игумен должен не столько наказывать нарушителей, а врачевать их, в том числе назначение дополнительных послушаний. Таким образом, даже наказывая, игумен заботится о спасении души человека, что соотносится с заповедью о любви к ближнему, когда даже наказание призвано нести благое, и оно накладывается из любви к согрешившему.Но для подобного наложения наказаний нужна жизненная мудрость игумена, который сможет правильно рассудить и наложить наиболее полезное наказание, а также выявить причины совершения прегрешения и приложить усилие для его устранения.В этом контексте издревна существует проблема «власти вязать и решить» или «дара ключей», которая считается особым даром, который можно получить разными путями:– рукоположение;– успехи в духовном совершенствовании;– «обожение».Также указывается, что такой властью обладали пророки, не имевшие монашеского сана, но наделенные Дарами Святого духа. При этом осмысления такого дара с точки зрения богословия, его комплексного рассмотрения как такового не получило ни раньше, ни сейчас.С этой позиции интересны Афонские традиции, когда духовники, даже мудрые и опытные в пасторской деятельности, боялись согрешить не только против Бога, но и против человека, пусть даже неумышленно. И не надеясь на свои, человеческие силы, они обращались за помощью к Господу, чтобы при беседе с человеком слышать голос Божий и различать его среди своих мыслей. Они полагали, что совершенные монахи ничего не говорят от себя, а только то, что им открывает Святой Дух, а говорение от себя приводит к ошибкам.И если это замечали святые старцы, то что же тогда можно сказать о современных духовниках, не обладающих такой святостью. Для современного духовника такие слова должны служить призывом для смирения и критического взгляда, чтобы избежать впадения в мнимую безгрешность только из-за занимаемой должности.Принятие исповеди или открытия помыслов относится к послушанию. Поэтому при его возложении необходимо обратиться к опыту святых старцев, ищущих сил у Господа через молитву. Их молитвы могут быть включены игуменом в молитвенную практику насельников.Из сказанного выше вытекает проблема отношения насельников к словам своего духовника. Посредством слов духовника сохраняется связь сердца верующего с Богом, который может и не дать слово духовнику, если насельник не готов его принять и руководствоваться им, а также если пришел к духовнику со своим решением.Одной из неудобных тем для монашеских общин, как для мужских, так и для женских, является исповедь разным духовникам, поскольку они могут давать разные советы, и вместо сохранения единства и правильного наставления насельник может утратить доверие к какому-либо из духовников, а также это может привести к раздору среди монахов. Единственным выходом становится избрание одного духовника, либо возможность открывать помыслы только игумену или игуменье.Поскольку на игумена возлагается ответственность за состояние и духовное делание вверенных ему насельников, он призван не только научать их и увещевать, но и в случаях необходимости обличать братию, а также наказывать ихв целях спасения души.Епитимию необходимо рассматривать не в качестве наказания, а как духовное лекарство, помогающее излечить человеческие грехи. Архимандрит Венедикт рассматривал следующие возможные способы врачевания иноков:– переселение в другую келию (не одиночную);– перевод на более трудное послушание;– поставление на поклоны;– снятие монашеских одежд;– введение дополнительного временного молитвенного правила.Как видим, никакого физического или психологического насилия над монахом не предусмотрено.Мерами духовного воспитания являются словесный выговор наедине или при других монахах, и епитимья, то есть определенное покаянное делание, телесный труд или некоторое ограничение, налагаемое игуменом ради душевного исцеления и исправления брата. В качестве крайней формы наказания, когда иные меры не привели к исправлению насельника, может быть принято решение о его изгнании из монастыря.В женских монастырях епитимии, связанные с проступками монахинь, налагаются игуменьей. Наказания, обусловленные грехами, открытыми на исповеди, налагаются исповедующим священником, который в своем решении должен сообразовываться с порядком жизни обители и, в необходимых случаях, ставить в известность игуменью о наложенной епитимии.Подводя итоги, следует сказать, что тема духовного окормления насельников монастыря достаточно обширная. Духовное окормление братии — наиглавнейшее служение игумена. Никакие административные или хозяйственные обязанности не должны помешать игумену в духовном попечении о каждом брате.В целях воспитания и назидания игумен прибегает к назначению епитимии. Епитимия не должна восприниматься как наказание и, тем более, не должна быть поводом к нежеланию насельника открыть свои помыслы игумену.Таким образом, можно отметить, что у современных монашеских общин существуют проблемы, как организационного, так и социального характера, которые признаются и рассматриваются в целях их решения, а также в целях устранения обстоятельств, являющихся их причинами.Также можно отметить, что имеются и нерешенные духовные проблемы в современном монашестве, например, относительно личности игумена, его обязанностей и духовного окормления насельников, что, на наш взгляд, достойно отдельного, более подробного, рассмотрения для выявления глубины проблемы и возможных путей решения религиозным путем с опорой на религиозные положения.Завершая рассмотрение главы, полагаем необходимым отметить следующее. Организация жизнедеятельности современных монастырей имеет как общеправовые, так и религиозные основы, единые для всех. При этом общегражданское законодательство защищает Церковь от распространения еретических воззрений, оказывает ей посильную помощь в виде освобождения от большей части налогов и предоставления субсидий. Насельниками становятся люди разных социальных кругов, при этом многими движет не только любовь к Богу, которая является основной причиной ухода в монастырь, но и иные, не являющиеся вескими, причины. К последним можно отнести попытку бегства от мирских проблем (неудачи в личных отношениях, неспособность найти свое место в жизни, нуждаемость), интерес, желание карьерного роста. Однако большинство из них не выдерживают трудностей и ограничений монашеской жизни, уходя еще на первоначальном этапе, когда предшествующие проблемы теряют свою значимость или решаются другими способами.Долгий путь от простого верующего в насельники необходим для того, чтобы человек разобрался в себе, своих желаниях и побуждениях, преодолел все препятствия и поборол мирские соблазны. Для ознакомления с верой, ее основами не обязательно становиться монахом – человек может жить какое-то время при монастыре трудником, т.е. добровольно трудиться на благо монастыря на его территории, проникаясь внутренней монашеской жизнью, изучая его Устав и принимая участие в богослужениях. Путь в трудникиоткрыт для всех, однако на следующую ступень – послушничество, переходят далеко не все, предпочитая мирскую жизнь. Из послушников также можно уйти в мир, т.е. человек долгое время готовится к важному духовному шагу, и делается он по свободной воле, а не по мимолетному желанию, с полным пониманием того, что именно совершается и какие будут последствия данного шага.Обычно монахи проживают уединенно, в общежительных монастырях, во внутреннюю часть которых не пускают мирян, однако бывают обстоятельства, когда насельник необходим на приходе. Для того, чтобы он не растерял при нахождении в миру монашеского устроения, были разработаны правила и рекомендации осуществления такой деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕЗавершая рассмотрение настоящей работы, полагаем возможным сформулировать следующие выводы.Возникновению монашества способствовали социально-экономические причины, благодаря которым получил свое развитие аскетизм, ставший позже основой монашества.Исторически правовое положение монастырей и монашество характеризовалось то полным принятием и поддержкой со стороны государства, то гонениями и лишениями. Церковь, всегда существовавшая вне государства, насильно была введена в государственный аппарат в XVIII веке, и была вынуждена подчиняться. Именно с этого периода можно говорить о начале ухудшения положения монастырей в послемонгольский период. О роли монашества вспоминали только в тяжелые времена, сознательно принижая ее в период социальных перемен, стремясь не допустить его значительного влияния на народ с одновременной помощью государству в регулировании социальных отношений. На современном этапе, с возобновлением интереса к религии, положение монастырей стало улучшаться. Монастыри признаются центрами возрождения культурно-духовных ценностей, монахи активно участвуют в общественной жизни с применением коммуникативных достижений современности. В последние годы государство стало делать ставку на авторитет Церкви в вопросах как сохранения культурно-духовных традиций, так и в вопросах идеологического объединения русского народа и противодействия проникающим в Россию деструктивным Западным ценностям. Феномен монашества в христианстве имеет внутренние и внешние причины. К внешним принято относить гонения властей на первых христиан. Ко внутренним – социальные и религиозные. Особо подчеркивается, что к монашеству ведет стремление спасти свою душу путем праведной жизни. Поскольку, после прекращения гонений, христианство превратилось в государственную религию, ее догмы стали подстраиваться под желания правящих кругов, теряя свою истинность. Поэтому верующие предпочитали отказаться от связей с миром. Феномен монашества прошел долгий путь развития от уединенных келий пустынников до монастырей при приходах.Однако монашество и религиозная жизнь вообще зависели от политики в отношении них государственной власти, и они переживали как взлеты, так и падения при государственных потрясениях. Для религиозной жизни наибольшим потрясением стала Революция и приход к власти большевиков, которые активно принялись насаждать атеизм всеми возможными способами, вплоть до убийств священнослужителей и запретом веры под угрозой ссылок. Поэтому в России в советский период было распространено тайное монашество как стремление верующих людей жить во Христе несмотря на окружающую действительность. Тайными монахами становились как лица, принявшие Таинства священства до Революции, так и ранее не до такой степени верующие люди. Тайна их рукоположения строго охранялась – даже члены семьи не знали, что их родственник стал монахом. Поскольку несение служений открыто было затруднено, им считалась светская трудовая деятельность. Запрещалось внешне каким-либо образом выдавать свою принадлежность даже просто к верующим (например, у женщин – ношение черного платка), не то что ношение облачения. Многие монахи и монахини в миру были учеными, врачами и простыми тружениками, тайна духовной жизни которых зачастую не была раскрыта даже после их смерти. «Монастырь в миру» как социально духовное явление был многогранен. Под ним понималось и попытка преодоления веками существовавших различий между двумя путями спасения – мирским и монашеским, путем развития идеи понимания истинного христианства как подвижничества, и идея истинного монашества. Опираясь на Апостольские послания Нового Завета, выражалась идея монастыря в душе человека, в котором он может каяться без ограничений. С идеями «монашества в миру» тесно связана идея исихии, или умной молитвы, под которой понимали Иисусову молитву и способ ее совершения. Она идеально подходило под сложившуюся в советском государстве ситуацию – верующему больше не нужно было куда-то идти, участвовать в совершении обрядов и Таинств. Все это было возможно в его душе, а молитва его была короткой и емкой. Такое служение стало считаться истинным христианством, выраженном в подвижничестве.Также существовали явления творческого и ученого монашества в миру, чьи приверженцы своей судьбой доказали верность своим идеалам. Организация жизнедеятельности современных монастырей имеет как общеправовые, так и религиозные основы, единые для всех. При этом общегражданское законодательство защищает Церковь от распространения еретических воззрений, оказывает ей посильную помощь в виде освобождения от большей части налогов и предоставления субсидий. Насельниками становятся люди разных социальных кругов, при этом многими движет не только любовь к Богу, которая является основной причиной ухода в монастырь, но и иные, не являющиеся вескими, причины. К последним можно отнести попытку бегства от мирских проблем (неудачи в личных отношениях, неспособность найти свое место в жизни, нуждаемость), интерес, желание карьерного роста. Однако большинство из них не выдерживают трудностей и ограничений монашеской жизни, уходя еще на первоначальном этапе, когда предшествующие проблемы теряют свою значимость или решаются другими способами.Долгий путь от простого верующего в насельники необходим для того, чтобы человек разобрался в себе, своих желаниях и побуждениях, преодолел все препятствия и поборол мирские соблазны. Для ознакомления с верой, ее основами не обязательно становиться монахом – человек может жить какое-то время при монастыре трудником, т.е. добровольно трудиться на благо монастыря на его территории, проникаясь внутренней монашеской жизнью, изучая его Устав и принимая участие в богослужениях. Путь в трудники открыт для всех, однако на следующую ступень – послушничество, переходят далеко не все, предпочитая мирскую жизнь. Из послушников также можно уйти в мир, т.е. человек долгое время готовится к важному духовному шагу, и делается он по свободной воле, а не по мимолетному желанию, с полным пониманием того, что именно совершается и какие будут последствия данного шага.Обычно монахи проживают уединенно, в общежительных монастырях, во внутреннюю часть которых не пускают мирян, однако бывают обстоятельства, когда насельник необходим на приходе. Для того, чтобы он не растерял при нахождении в миру монашеского устроения, были разработаны правила и рекомендации осуществления такой деятельности.Таким образом, полагаем, что поставленные перед настоящим исследованием задачи были выполнены в полном объеме, а цель – достигнута.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – Ст. 3301.Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – Ст. 1930.Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. – 03.07.1995. – № 27. – Ст. 2503.Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. – 14.08.1995. – № 33. – Ст. 3340.Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 148.Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 145.Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 29.09.1997. –№ 39. – Ст. 4465.Положение о монастырях и монашествующих [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/polozhenie-o-monastyryah-i-monashestvuyushhih (дата обращения 19.01.2023). Положение о монашеских постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях [Электронный документ] – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5911611.html (дата обращения 28.01.2023).Астэр И.В. Современное русское православное монашество как социокультурный феномен: автореф. дисс. …кандидата философских наук. 09.00.13 / Астэр Ирина Валериевна. – СПб, 2009. – 23 с.Астэр И.В. Юридический статус и экономическая деятельность современных православных монастырей в России // Известия ВГПУ. – 2009. – № 3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskiy-status-i-ekonomicheskaya-deyatelnost-sovremennyh-pravoslavnyh-monastyrey-v-rossii (дата обращения: 20.01.2023).Барсов Т.В. Учреждение Святейшего Синода при Петре I, Святейший синод в его прошлом [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov/svjatejshij-sinod-v-ego-proshlom/10 (дата обращения 23.11.2022).Болгов Н.Н., Смирницких Т. В. От страстей греха к подвигу аскетизма: феномен святости раскаявшихся блудниц в ранней Византии // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2008. – № 21 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-strastey-greha-k-podvigu-asketizma-fenomen-svyatosti-raskayavshihsya-bludnits-v-ranney-vizantii (дата обращения: 22.11.2022).Болгов Н.Н. От гетеры до игуменьи. Женщина в ранней Византии: мир чувств и жизнь тела. – Москва: Ломоносовъ, 2020. – 208 с.Болгов Н.Н., Красникова Е.А. Матрона Пергская. – Белгород, 2011. – 180 с.Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи / С.Н. Булгаков. – М.: Наука, 1993. – 637-643 с.Гайденко П.И. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI - первой половины XIII вв // Вестник ЕДС. – 2015. – № 4 (12). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neskolko-zamechaniy-o-sotsialnyh-aspektah-drevnerusskogo-monashestva-xi-pervoy-poloviny-xiii-vv (дата обращения: 21.11.2022).Денисов М.Ю. К вопросу о происхождении гностицизма // Христианское чтение. – 2020. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proishozhdenii-gnostitsizma (дата обращения: 22.11.2022).Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – Т. 1. – 608 с.Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель – М., 1993. – 112 с.Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель – М., 1993.– 112 с.Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской Империи XVIII-начала XX вв. : Государственно-правовой и канонический аспект : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сев.-Кавказ. науч. центр высш. шк. Ростов-на-Дону, 2004. – 22 с.Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина / Вступ. ст. А. И. Сидорова, с. III-XXXII. - М. : Паломник, 1996. – 693 с.Калинин Л, диакон. Предисловие к кн.: Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Т. 1. Проповеди и поучения (1921-1926 гг.). – М., 1995. –684 с.Каргальцев А.В. Монтанизм в римской Северной Африке: к проблеме восприятия мученичества // РЦО. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/montanizm-v-rimskoy-severnoy-afrike-k-probleme-vospriyatiya-muchenichestva (дата обращения: 22.11.2022).Корпачев П.А. Аскетическая традиция в христианстве до появления монашества // TerraLinguistica. – 2017. – № 1. [Электронный ресурс]. – URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asketicheskaya-traditsiya-v-hristianstve-do-poyavleniya-monashestva (дата обращения: 22.11.2022).Лосев А.Ф. «Я сослан в ХХ век». В 2 т. Т. 2. / А.Ф. Лосев. – М.: Время, 2002. – 688 с.Лосев А.Ф. Жизнь. Повести, рассказы, письма / А.Ф. Лосев. – СПб.: АО Комплект, 1993. – 535 с.Нюрнбергский процесс : cборник материалов / [под ред. К. П. Горшенина (гл. ред.) и др.]. – Москва : Госюриздат, 1951-1952. - Т. 1: Нюрнбергский процесс. Т.1. – М., 1952. – XXIV. – 832 с.Отец Алексей Мечев : Воспоминания С. Дурылина, о. Владимира, епископа Арсения, А. Ярмолович и др. Письма; Проповеди; Надгробное слово о себе самом. – Ред., примеч. и предисл. Н. А. Струве. – Париж : YMCA-press, Cop. 1970. –389 с.Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия, Святитель Василий Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/svjatitel-vasilij-velikij/7 (дата обращения 23.11.2022).Романов И.А. О Всемирном Совете церквей - Долго ли нам играть в экуменизм и когда всё это кончится? [Электронный ресурс] / И.А. Романов. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/09/01/dolgo_li_nam_igrat_v_ekumenizm_i_kogda_vse_eto_konchitsya (дата обращения 22.11.2022).Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения (1927-1928 гг.). Т. 2. – М. : Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т : Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. – 576 с.Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения (1927-1928 гг.). Т. 2. – М. : Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т : Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. – 576 с.Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Т. 1. Проповеди и поучения (1921-1926 гг.). – М., 1995. – 434 с.Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон, 1995. – 440 с.Силина Ю.Б. Актуальные вопросы духовного окормления монахов // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. – 2018. – № 2. –[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-duhovnogo-okormleniya-monahov (дата обращения: 29.01.2023).Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А.И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. – 528 с.Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Смирницких Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. – Белгород, 2009. – 251 с.Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Смирницких Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. – Белгород, 2009. – 251 с.Соколов И.И. Св. Григории Палама, архиепископ фессалоникийский, его труды и учение об исихии, Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/svt-grigorij-palama-arhiepiskop-fessalonikijskij-ego-trudy-i-uchenie-ob-isihii/1 (дата обращения 13.11.2022)Степанова Е.А. Экуменический процесс в современной Европе: политико-мировоззренческое измерение [Электронный ресурс] / Е.А. Степанова. – URL: http://www.politex.info/content/view/268/30/ (дата обращения 17.01.2023).Федотов Г.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. / Г.П. Федотов. – М.: Мартис, 1998. – 380 с.Феофан Затворник, св. Творения: Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 1. / св. Феофан Затворник. – М.: Паломник, 1994. – 583 с.Феоктистова З.А. Монастырский устав и Иисусова молитва // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. – 2018. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monastyrskiy-ustav-i-iisusova-molitva (дата обращения: 29.01.2023).Фудель С.И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. / С.И. Фудель. – М.: Русский путь, 2001. – 648 с.Харчевников А.С. Подвиг, рождающий веру, и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник ЕДС. – 2020. – № 2 (30). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvig-rozhdayuschiy-veru-i-vera-sposobnaya-na-podvig-tserkovnaya-zhizn-blokadnogo-leningrada (дата обращения: 20.01.2023).Шилов В. Н., Рышковская А. Ю., Болгова А. М. Особенности реализации христианского девства в миру и иночестве в ранневизантийский период // Viaintempore. История. Политология. – 2010. – № 13 (84) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-hristianskogo-devstva-v-miru-i-inochestve-v-rannevizantiyskiy-period (дата обращения: 12.11.2022).https://vrns.ru/ (дата обращения 22.11.2022).https://diveevo-monastyr.ru (дата обращения 25.01.2023).Азбука веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?1Tim.1&r (дата обращения 22.11.2022).Апостола Павла 2-е послание к коринфянам, глава 6 (2Кор.6) на русском языке. Новый Завет. Синодальный перевод Библии [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?2Cor.6&r (дата обращения 15.01.2023).Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/asketicheskoe-i-bogoslovskoe-uchenie-svyatogo-grigoriya-palamy/ (дата обращения 22.11.2022).ВРНС призван сформулировать суверенную народную идеологию [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/26/vrns_prizvan_sformulirovat_suverennuyu_narodnuyu_ideologiyu (дата обращения 16.11.2022).Диалог седьмой. О монашестве, Диалоги - протоиерей Валентин Свенцицкий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/dialogi/7 (дата обращения 02.01.2023).Заместитель главы ВРНС А.В. Щипков принял участие в лектории парка «Зарядье» на тему эстетического воспитания. [Электронный ресурс]. – URL: https://vrns.ru/news/zamestitel-glavy-vrns-a-v-shchipkov-prinyal-uchastie-v-lektorii-parka-zaryade-na-temu-esteticheskogo/ (дата обращения 22.11.2022).Зачем люди уходят в монастырь? Для чего нужно монашество? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/inye-lyudi/ (дата обращения 20.01.2023).Значение монашества для современного Православия. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола в рамках VI Международной богословской конференции [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1322613.html (дата обращения 23.11.2022).Инклюзивный язык Библии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.metafisika.ru/docx/inkluzivniy_yazik_biblii.doc (дата обращения 22.11.2022).Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963). [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/06/25/materialy_o_polozhenii_i_deyatelnosti_monastyrej_v_sssr_po_dokumentam_soveta_po_delam_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_pri_snk_sm_sss/ (дата обращения 23.11.2022).Монашество как Таинство Церкви. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3223822.html (дата обращения 25.01.2023).Никто не знал, что они – монахи [Электронный ресурс]. – URL: https://pravoslavie.ru/81924.html (дата обращения 02.01.2023).О некоторых актуальных проблемах монашеской жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://monasterium.ru/doklady/smilensk-2021/o-nekotorykh-aktualnykh-problemakh-monasheskoy-zhizni/ (дата обращения 27.01.2023).О Приснодевстве блаженной Марии - преподобный Иероним Блаженный, Стридонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o-prisnodevstve-blazhennoj-marii/ (дата обращения: 04.01.2023).О проблемах современного монашества [Электронный ресурс]. – URL: https://3rm.info/publications/55979-o-problemah-sovremennogo-monashestva.html (дата обращения 18.01.2023).Основания монашеского образа жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://valaam.ru/publishing/44762/ (дата обращения 22.11.2022).Палладий. Лавсаик. О юродивой девственнице [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/1 (дата обращения 04.01.2023).Письмо к девице Принципие, или надгробное слово вдове Маркелле [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Письмо к Деметриаде [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Письмо к Евстохии – о хранении девства [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_23 (дата обращения 22.11.2022) Письмо к Лете [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Письмо к Марцелле о болезни Блезиллы [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Письмо к Павле. О еврейском алфавите 118 псалма [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Письмо к той же Марцелле [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).Православное монашество и вызовы современного мира [Электронный ресурс]. – URL: https://mroc.pravobraz.ru/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/ (дата обращения 23.11.2022). Преподобный Антоний Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/ (дата обращения 02.01.2023).Преподобный Бенедикт Нурсийский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursijskij/ (дата обращения 02.01.2023).Преподобный Пахомий Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pahomij_Velikij/ (дата обращения 02.01.2023).Рождение монашества [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/rozhdenie-monashestva/ (дата обращения 22.11.2022).Священнослужение монахов на приходах — Московская епархия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – URL: http://moseparh.ru/svyashhennosluzhenie-monaxov-na-prixodax.html (дата обращения 28.01.2023).Сказание о добродетелях блаженной Павлы - преподобный Иероним Блаженный, Стридонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o_dobrodet_pavly/(дата обращения: 04.01.2023).Софроний, архим. Часть третья. Об основах православного подвижничества, Старец Силуан Афонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/3 (дата обращения 12.01.2023).Тайные монахи: исповедники веры и защитники Церкви [Электронный ресурс]. – URL: https://pravlife.ru/taynye-monahi (дата обращения 02.01.2023).Тайные монашеские общины в советской Москве [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/tajnye-monasheskie-obshhiny-v-sovetskoj-moskve/ (дата обращения 02.01.2023).Уранополитизм. Избранное отца Даниила [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mission-center.com/pravoslavnie-novosti/1-pravoslavnie-novosti/1056-uranopolitizm (дата обращения 17.01.2023).
2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 22.05.1995. – № 21. – Ст. 1930.
3. Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства РФ. – 03.07.1995. – № 27. – Ст. 2503.
4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» // Собрание законодательства РФ. – 14.08.1995. – № 33. – Ст. 3340.
5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 148.
6. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства РФ. – 15.01.1996. – № 3. – Ст. 145.
7. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 29.09.1997. –№ 39. – Ст. 4465.
8. Положение о монастырях и монашествующих [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/polozhenie-o-monastyryah-i-monashestvuyushhih (дата обращения 19.01.2023).
9. Положение о монашеских постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях [Электронный документ] – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5911611.html (дата обращения 28.01.2023).
10. Астэр И.В. Современное русское православное монашество как социокультурный феномен: автореф. дисс. …кандидата философских наук. 09.00.13 / Астэр Ирина Валериевна. – СПб, 2009. – 23 с.
11. Астэр И.В. Юридический статус и экономическая деятельность современных православных монастырей в России // Известия ВГПУ. – 2009. – № 3. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskiy-status-i-ekonomicheskaya-deyatelnost-sovremennyh-pravoslavnyh-monastyrey-v-rossii (дата обращения: 20.01.2023).
12. Барсов Т.В. Учреждение Святейшего Синода при Петре I, Святейший синод в его прошлом [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov/svjatejshij-sinod-v-ego-proshlom/10 (дата обращения 23.11.2022).
13. Болгов Н.Н., Смирницких Т. В. От страстей греха к подвигу аскетизма: феномен святости раскаявшихся блудниц в ранней Византии // Проблемы истории, филологии, культуры. – 2008. – № 21 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-strastey-greha-k-podvigu-asketizma-fenomen-svyatosti-raskayavshihsya-bludnits-v-ranney-vizantii (дата обращения: 22.11.2022).
14. Болгов Н.Н. От гетеры до игуменьи. Женщина в ранней Византии: мир чувств и жизнь тела. – Москва: Ломоносовъ, 2020. – 208 с.
15. Болгов Н.Н., Красникова Е.А. Матрона Пергская. – Белгород, 2011. – 180 с.
16. Булгаков С.Н. Догматическое обоснование культуры. В 2 т. Т. 2. Избранные статьи / С.Н. Булгаков. – М.: Наука, 1993. – 637-643 с.
17. Гайденко П.И. Несколько замечаний о социальных аспектах древнерусского монашества XI - первой половины XIII вв // Вестник ЕДС. – 2015. – № 4 (12). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neskolko-zamechaniy-o-sotsialnyh-aspektah-drevnerusskogo-monashestva-xi-pervoy-poloviny-xiii-vv (дата обращения: 21.11.2022).
18. Денисов М.Ю. К вопросу о происхождении гностицизма // Христианское чтение. – 2020. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-proishozhdenii-gnostitsizma (дата обращения: 22.11.2022).
19. Добротолюбие : в русском переводе : [в 5 т.]. - Изд. 4-е. - Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2010. – Т. 1. – 608 с.
20. Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель – М., 1993. – 112 с.
21. Жизнеописание священномученика о. Сергия Мечева, составленное его духовными чадами // Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 16. Базель – М., 1993.– 112 с.
22. Заикина И.В. Правовое положение монастырей в Российской Империи XVIII-начала XX вв. : Государственно-правовой и канонический аспект : автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сев.-Кавказ. науч. центр высш. шк. Ростов-на-Дону, 2004. – 22 с.
23. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению : Этико-богослов. исслед. Сергея Зарина / Вступ. ст. А. И. Сидорова, с. III-XXXII. - М. : Паломник, 1996. – 693 с.
24. Калинин Л, диакон. Предисловие к кн.: Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Т. 1. Проповеди и поучения (1921-1926 гг.). – М., 1995. –684 с.
25. Каргальцев А.В. Монтанизм в римской Северной Африке: к проблеме восприятия мученичества // РЦО. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/montanizm-v-rimskoy-severnoy-afrike-k-probleme-vospriyatiya-muchenichestva (дата обращения: 22.11.2022).
26. Корпачев П.А. Аскетическая традиция в христианстве до появления монашества // Terra Linguistica. – 2017. – № 1. [Электронный ресурс]. – URL: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/asketicheskaya-traditsiya-v-hristianstve-do-poyavleniya-monashestva (дата обращения: 22.11.2022).
27. Лосев А.Ф. «Я сослан в ХХ век». В 2 т. Т. 2. / А.Ф. Лосев. – М.: Время, 2002. – 688 с.
28. Лосев А.Ф. Жизнь. Повести, рассказы, письма / А.Ф. Лосев. – СПб.: АО Комплект, 1993. – 535 с.
29. Нюрнбергский процесс : cборник материалов / [под ред. К. П. Горшенина (гл. ред.) и др.]. – Москва : Госюриздат, 1951-1952. - Т. 1: Нюрнбергский процесс. Т.1. – М., 1952. – XXIV. – 832 с.
30. Отец Алексей Мечев : Воспоминания С. Дурылина, о. Владимира, епископа Арсения, А. Ярмолович и др. Письма; Проповеди; Надгробное слово о себе самом. – Ред., примеч. и предисл. Н. А. Струве. – Париж : YMCA-press, Cop. 1970. –389 с.
31. Примогенов Н. Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия, Святитель Василий Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/svjatitel-vasilij-velikij/7 (дата обращения 23.11.2022).
32. Романов И.А. О Всемирном Совете церквей - Долго ли нам играть в экуменизм и когда всё это кончится? [Электронный ресурс] / И.А. Романов. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/09/01/dolgo_li_nam_igrat_v_ekumenizm_i_kogda_vse_eto_konchitsya (дата обращения 22.11.2022).
33. Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения (1927-1928 гг.). Т. 2. – М. : Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т : Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. – 576 с.
34. Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения (1927-1928 гг.). Т. 2. – М. : Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т : Православ. братство во имя иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», 1996. – 576 с.
35. Свенцицкий В., прот. Монастырь в миру. Т. 1. Проповеди и поучения (1921-1926 гг.). – М., 1995. – 434 с.
36. Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолвствующих. – М.: Канон, 1995. – 440 с.
37. Силина Ю.Б. Актуальные вопросы духовного окормления монахов // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. – 2018. – № 2. –[Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-duhovnogo-okormleniya-monahov (дата обращения: 29.01.2023).
38. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества / А.И. Сидоров. – М.: Православный паломник, 1998. – 528 с.
39. Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Смирницких Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. – Белгород, 2009. – 251 с.
40. Смирницких Т.В. Характер и специфика частной жизни женщины в ранней Византии: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03 / Смирницких Татьяна Викторовна; [Место защиты: Ставроп. гос. ун-т]. – Белгород, 2009. – 251 с.
41. Соколов И.И. Св. Григории Палама, архиепископ фессалоникийский, его труды и учение об исихии, Свт. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/svt-grigorij-palama-arhiepiskop-fessalonikijskij-ego-trudy-i-uchenie-ob-isihii/1 (дата обращения 13.11.2022)
42. Степанова Е.А. Экуменический процесс в современной Европе: политико-мировоззренческое измерение [Электронный ресурс] / Е.А. Степанова. – URL: http://www.politex.info/content/view/268/30/ (дата обращения 17.01.2023).
43. Федотов Г.П. Собрание сочинений. В 12 т. Т. 2. / Г.П. Федотов. – М.: Мартис, 1998. – 380 с.
44. Феофан Затворник, св. Творения: Начертание христианского нравоучения. Т. 1. Ч. 1. / св. Феофан Затворник. – М.: Паломник, 1994. – 583 с.
45. Феоктистова З.А. Монастырский устав и Иисусова молитва // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. – 2018. – № 2. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monastyrskiy-ustav-i-iisusova-molitva (дата обращения: 29.01.2023).
46. Фудель С.И. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. / С.И. Фудель. – М.: Русский путь, 2001. – 648 с.
47. Харчевников А.С. Подвиг, рождающий веру, и вера, способная на подвиг: церковная жизнь блокадного Ленинграда // Вестник ЕДС. – 2020. – № 2 (30). [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podvig-rozhdayuschiy-veru-i-vera-sposobnaya-na-podvig-tserkovnaya-zhizn-blokadnogo-leningrada (дата обращения: 20.01.2023).
48. Шилов В. Н., Рышковская А. Ю., Болгова А. М. Особенности реализации христианского девства в миру и иночестве в ранневизантийский период // Via in tempore. История. Политология. – 2010. – № 13 (84) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-realizatsii-hristianskogo-devstva-v-miru-i-inochestve-v-rannevizantiyskiy-period (дата обращения: 12.11.2022).
49. https://vrns.ru/ (дата обращения 22.11.2022).
50. https://diveevo-monastyr.ru (дата обращения 25.01.2023).
51. Азбука веры [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?1Tim.1&r (дата обращения 22.11.2022).
52. Апостола Павла 2-е послание к коринфянам, глава 6 (2Кор.6) на русском языке. Новый Завет. Синодальный перевод Библии [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/biblia/?2Cor.6&r (дата обращения 15.01.2023).
53. Аскетическое и богословское учение святого Григория Паламы [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/asketicheskoe-i-bogoslovskoe-uchenie-svyatogo-grigoriya-palamy/ (дата обращения 22.11.2022).
54. ВРНС призван сформулировать суверенную народную идеологию [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/10/26/vrns_prizvan_sformulirovat_suverennuyu_narodnuyu_ideologiyu (дата обращения 16.11.2022).
55. Диалог седьмой. О монашестве, Диалоги - протоиерей Валентин Свенцицкий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Sventsitskij/dialogi/7 (дата обращения 02.01.2023).
56. Заместитель главы ВРНС А.В. Щипков принял участие в лектории парка «Зарядье» на тему эстетического воспитания. [Электронный ресурс]. – URL: https://vrns.ru/news/zamestitel-glavy-vrns-a-v-shchipkov-prinyal-uchastie-v-lektorii-parka-zaryade-na-temu-esteticheskogo/ (дата обращения 22.11.2022).
57. Зачем люди уходят в монастырь? Для чего нужно монашество? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/inye-lyudi/ (дата обращения 20.01.2023).
58. Значение монашества для современного Православия. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на заседании круглого стола в рамках VI Международной богословской конференции [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1322613.html (дата обращения 23.11.2022).
59. Инклюзивный язык Библии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.metafisika.ru/docx/inkluzivniy_yazik_biblii.doc (дата обращения 22.11.2022).
60. Материалы о положении и деятельности монастырей в СССР по документам Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР (1950–1963). [Электронный ресурс]. – URL: https://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/06/25/materialy_o_polozhenii_i_deyatelnosti_monastyrej_v_sssr_po_dokumentam_soveta_po_delam_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_pri_snk_sm_sss/ (дата обращения 23.11.2022).
61. Монашество как Таинство Церкви. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3223822.html (дата обращения 25.01.2023).
62. Никто не знал, что они – монахи [Электронный ресурс]. – URL: https://pravoslavie.ru/81924.html (дата обращения 02.01.2023).
63. О некоторых актуальных проблемах монашеской жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://monasterium.ru/doklady/smilensk-2021/o-nekotorykh-aktualnykh-problemakh-monasheskoy-zhizni/ (дата обращения 27.01.2023).
64. О Приснодевстве блаженной Марии - преподобный Иероним Блаженный, Стридонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o-prisnodevstve-blazhennoj-marii/ (дата обращения: 04.01.2023).
65. О проблемах современного монашества [Электронный ресурс]. – URL: https://3rm.info/publications/55979-o-problemah-sovremennogo-monashestva.html (дата обращения 18.01.2023).
66. Основания монашеского образа жизни [Электронный ресурс]. – URL: https://valaam.ru/publishing/44762/ (дата обращения 22.11.2022).
67. Палладий. Лавсаик. О юродивой девственнице [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Elenopolskij/lavsaik/1 (дата обращения 04.01.2023).
68. Письмо к девице Принципие, или надгробное слово вдове Маркелле [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
69. Письмо к Деметриаде [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
70. Письмо к Евстохии – о хранении девства [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_23 (дата обращения 22.11.2022)
71. Письмо к Лете [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
72. Письмо к Марцелле о болезни Блезиллы [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
73. Письмо к Павле. О еврейском алфавите 118 псалма [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
74. Письмо к той же Марцелле [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/pisma/#0_28 (дата обращения: 04.01.2023).
75. Православное монашество и вызовы современного мира [Электронный ресурс]. – URL: https://mroc.pravobraz.ru/pravoslavnoe-monashestvo-i-vyzovy-sovremennogo-mira/ (дата обращения 23.11.2022).
76. Преподобный Антоний Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Velikij/ (дата обращения 02.01.2023).
77. Преподобный Бенедикт Нурсийский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Benedikt_Nursijskij/ (дата обращения 02.01.2023).
78. Преподобный Пахомий Великий [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pahomij_Velikij/ (дата обращения 02.01.2023).
79. Рождение монашества [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/rozhdenie-monashestva/ (дата обращения 22.11.2022).
80. Священнослужение монахов на приходах — Московская епархия Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. – URL: http://moseparh.ru/svyashhennosluzhenie-monaxov-na-prixodax.html (дата обращения 28.01.2023).
81. Сказание о добродетелях блаженной Павлы - преподобный Иероним Блаженный, Стридонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/o_dobrodet_pavly/(дата обращения: 04.01.2023).
82. Софроний, архим. Часть третья. Об основах православного подвижничества, Старец Силуан Афонский [Электронный ресурс]. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/3 (дата обращения 12.01.2023).
83. Тайные монахи: исповедники веры и защитники Церкви [Электронный ресурс]. – URL: https://pravlife.ru/taynye-monahi (дата обращения 02.01.2023).
84. Тайные монашеские общины в советской Москве [Электронный ресурс]. – URL: https://www.pravmir.ru/tajnye-monasheskie-obshhiny-v-sovetskoj-moskve/ (дата обращения 02.01.2023).
85. Уранополитизм. Избранное отца Даниила [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mission-center.com/pravoslavnie-novosti/1-pravoslavnie-novosti/1056-uranopolitizm (дата обращения 17.01.2023).
Вопрос-ответ:
Какие основы лежат в основе возникновения монашества?
Основы возникновения монашества включают духовные и религиозные мотивы, стремление к отречению от мирских привязанностей, поиск глубокого религиозного опыта и желание следовать примеру святых.
Какое историческое положение занимают монастыри и монашество в России?
В истории России монастыри и монашество сыграли значительную роль. Они были центрами культуры, образования, медицины и благотворительности. Однако, в разные периоды истории их положение менялось, и существовали моменты преследования и закрытия монастырей.
Какое значение имеет институт монашества для общества, государства и личности?
Институт монашества имеет большое значение для общества, государства и личности. Монастыри являются центрами духовной жизни, местами богослужений, учебы, молитвы и монашеской работы. Они также активно занимаются благотворительностью и помощью нуждающимся. Для личности монашество может быть путем к духовному росту, самоосознанию и связи с Богом.
Какие были особенности зарождения монашеских общин в России?
Зарождение монашеских общин в России было связано с распространением христианства и приходом миссионеров. Монахи основывали общины на обезлюдевших местах, таких как леса, горы и острова. Они стремились к молитве, подвигу и духовной одержимости.
Какие были особенности монашества в период СССР?
В период СССР монашество было запрещено и подвергалось преследованиям. Многие монастыри были закрыты, монахи арестованы и расстреляны. Однако некоторые монастыри продолжали существовать тайно, и монахи скрывались от советских властей. После распада СССР монашество начало восстанавливаться и развиваться.
Какое значение имеет монашество для государства, общества и личности?
Монашество имеет большое значение для государства, общества и личности. Для государства монастыри и монашеские общины являются культурным наследием и привлекают туристов, что способствует развитию туристической индустрии и экономики. Для общества монашество играет важную роль в сохранении духовных традиций и заповедей, а также выполняет благотворительную деятельность, помогая нуждающимся. Для личности монашество может быть путем к созерцанию, покаянию и религиозному просветлению.
Какие монастыри находятся в России?
В России находится большое количество монастырей. Некоторые известные монастыри в России – Троице-Сергиева Лавра, Псково-Печерский монастырь, Соловецкий монастырь, Валаамский монастырь и др. В каждом из этих монастырей проживает община монахов, следующих монашеским правилам и осуществляющих духовную работу.
Что такое тайное монашество периода СССР и как оно связано с монашеством?
Тайное монашество периода СССР – это монашество, которое существовало в стране при атеистическом режиме, когда официально было запрещено существование монастырей и монашества. Монахи и монахини были вынуждены прятаться и вести скрытый образ жизни, чтобы сохранить свою веру и практику. В это время существовали стеллажные монастыри, небольшие монастыри в частных домах или квартирах, где монахи скрывались и совершали богослужения.