Взаимосвязь эмоционального интеллекта и совладание со стрессом в подростковом возрасте
Заказать уникальную дипломную работу- 83 83 страницы
- 60 + 60 источников
- Добавлена 22.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Анализ понятия «эмоциональный интеллект» в трудах отечественных и зарубежных исследователей 7
1.2 Психологические особенности подросткового возраста, связанные с эмоциональным интеллектом 24
1.3 Особенности совладающего со стрессом поведения в подростковом возрасте 30
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Цель, задачи и методы исследования 39
2.2. Анализ результатов исследования 40
Выводы по главе 2 48
ГЛАВА 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ 50
3.1. Цель, задачи, организация тренинга 50
3.2 Содержание тренинговой программы 52
Выводы по главе 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………….……………………………………..82
Таким образом, становится очевидным, что развитый эмоциональный интеллект - это спутник успешного совладания со стрессом, что обуславливает решение о разработке программы развития эмоционального интеллекта кадетов.Слайд 11.Программа рассчитана на 36 часов. Цель программы - комплексное развитие всех составляющих эмоционального интеллекта подростков по модели Дж. Мейера и П. Селовея.Тренинги проводились на базе кадетского корпуса «Спасатель» ГАПОУ СО «Уральский техникум «Рифей» в лектории.Первый блок занятий – вводный, в ходе реализации данного блока мы познакомились с группой, создали доверительную атмосферу благодаря специальным упражнениям и ознакомили подростков с иерархической моделью эмоционального интеллекта Дж. Мейера и П. Селовея.Вы втором блоке осуществлялась работа над развитием составляющих эмоционального интеллекта, а именно: над умением идентифицировать и выражать эмоции, использовать эмоции для повышения эффективности мышления и деятельности, улучшения эмпатии и самоанализа, а также над выработкой контроля и управлением своими и чужими эмоциями.Последний блок имел целью логическое завершение тренинговой программы: ответы на незакрытые вопросы участников, упражнения на вызывание положительных эмоций, которые в дальнейшем ассоциировались у подростков с прохождением нашего тренинга развития эмоционального интеллекта. Для проведения тренинга развития эмоционального интеллекта мы обратились к активным и интерактивным методам взаимодействия с подростками. В них вошли:Слайд 12.1. Ресурсные упражнения (для установления доверительной атмосферы, настройки на занятие и налаживание связи);2. Интерактивные мини-лекции (предоставление базовой информации о каждой составляющую эмоционального интеллекта и о нем в целом, но в форме взаимодействия с группой);3. Ролевые игры (в основу игры кладется определенная ситуация или проблема, где участники посредством межличностного взаимодействия находят новые решения, делают определенные выводы и развивают способность к анализу);4. Модерация (ведущий делит участников на группы, по 2 человека или более, дает им задачу, затем происходит совместное обсуждение и подведение итогов);Слайд 13. С календарным планированием можно ознакомиться на экране.Также в конце каждого занятия мы обращались к рефлексии (обратной связи), а после занятий подростки получали домашнее задание, куда обязательно была включена самодиагностика.Слайд 14. Таким образом, мы можем заключить, что существует связь между развитием эмоционального интеллекта и типом совладеющего поведения, поэтому очень важно уделять внимание его развитию особенно в подростком возрасте – сложном возрастном периоде, характеризующимся кризисными и стрессовыми состояниями. Слайд 15. Доклад окончен, спасибо за внимание.
1. Адлер А. Индивидуальная психология и развитие ребенка. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2017. 187 с
2. Алексеева Е.П. Эмоциональный интеллект в процессе социализации молодежи / Е.П. Алексеева // Инновационные процессы в научной среде. материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2019. С. 387-390.
3. Алтухова Е.В. Истоки психологического знания, обоснованные в философских трудах Аристотеля / Е.В. Алтухова, Е.Г. Казьмина // В сборнике: Научное наследие Аристотеля и его современное прочтение. Материалы международных научных чтений, посвященных 2400-й годовщине со дня рождения Аристотеля. 2016. С. 5-10.
4. Андреева Г. Психология социального познания: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2017. - 288с.
5. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта. Вопросы психологии. (2007). № 5. С. 57-65.
6. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной
психологии. Новополоцк: ПГУ, 2011.– 388 с
7. Анохин П. Философские аспекты теории функциональной системы. Москва: Наука, 1978. 399 с.
8. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений. Москва: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс,
2000. 509 с.
9. Беленкова, Л.Ю. Жизнестойкость и эмоциональный интеллект как внутренние источники ресурсов личности студентов с ограниченными возможностями здоровья / Л.Ю. Беленкова, С.В. Котовская // Человек. Общество. Инклюзия. - 2018. - № 3 (35). - С. 105-113
10. Бердникова И.А. Влияние внутриличностного эмоционального интеллекта на компоненты психологического благополучия / И.А. Бердникова // Chronos: психология и педагогика. 2020. № 2 (22). С. 8-12.
11. Блинова, В.Л Особенности жизнестойкости и копинг – поведения личности при разных типах готовности к саморазвитию / В.Л. Блинова //ВЕСТНИК ТГГПУ. №4 (26). - 2015. – С. 22-29
12. Богайчук Д.С. Сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект» в психологических теориях / Д.С. Богайчук, Ю.А. Власова // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 58-9. С. 7-12.
13. Бодалев А., Столин В. Общая психодиагностика. Санкт Петербург: Речь, 2003. 440 с.
14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2018. – 378 с.
15. Ванин В.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и копинг-стратегий педагогов / В.А. Ванин // Научное мнение. 2021. № 6. С. 69-74.
16. Водяха С.А. Эмоциональный интеллект и школьное благополучие современных подростков / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. 2020. № 1. С. 103-108.
17. Волков Б.С. Психология подростка. М.: Педагогическое общество
России, 2018. – 322 с.
18. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2022. — 160 с.
19. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. Москва: Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2014. 532 с.
20. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие. – М., 2018. – 325 с.
21. Дмитриенко В.С. Эмоциональный интеллект / В.С. Дмитриенко // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. 2018. С. 687-690.
22. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной
направленности подростка и возможности ее коррекции: дис. канд. филос.
наук: 19.00.07. - М., 1994. - 219 с.
23. Зеленская М.В. Особенности совладающего поведения у подростков / М.В. Зеленская // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. 2016. С. 104-108.
24. Зиборова А.В. Формирование совладающего поведения подростков в ситуации стресса / А.В, Зиборова // International Journal of Medicine and Psychology. 2022. Т. 5. № 3. С. 88-92.
25. Изотова М. Подростки в поисках эмоционального комфорта. Пособие для родителей. Санкт Петербург: Геос, 2020. 218 с
26. Ильин Е. Эмоции и чувства. Санкт Петербург: Питер, 2008. 783 с
27. Квач К.С. Игра как способ развития эмоционального интеллекта / К.С. Квач // Актуальные вопросы современной науки. 2021. № 3/4 (31/32). С. 19-22.
28. Климова Н.П. Теоретический анализ структуры эмоционального интеллекта / Н.П. Климова // Инновационные подходы в современной науке. Москва, 2020. С. 43-46.
29. Козловская Г. Неврозы и нарушения характера у детей и подростков. Москва: Свет, 2013. 256 с.
30. Колошникова Е.А. Обучение подростков стресс-совладающему поведению / Е.А. Колошникова. Е.В. Попкова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. 2017. С. 190-193.
31. Кон И. Психология ранней юности. Москва: Просвещение, 1989. 207 с
32. Крюкова, Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2013. - № 4. – С. 12-14
33. Курманова Г.А. Роль эмоционального интеллекта в выборе стратегий совладающего поведения подростков / Г.А. Курманова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 5. С. 35-39.
34. Леонтьев, Д.А. Жизнестойкость и ее показатели / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. – М.: Смысл, 2016. – 162с.
35. Либина, А. В. Психология совладания: учебное пособие для вузов / А. В. Либина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2021. — 318 с.— Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/476231
36. Лурия А.Р. Некоторые проблемы изучения высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. Проблемы высшей нервной
деятельности нормального и аномального ребенка. (1956).Т. 1. С. 3 – 17.
37. Лурия, А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное
изучение дезорганизации поведения человека. - М.: «Когито-Центр». - 2018 г., 527 с.
38. Люсин Д. Психологическая коррекция эмоционального интелекта. Санкт Петербург: ПринтР, 2015. 387 с.
39. Люсин Д., Марютина О. Структура эмоционального интеллекта и связь его с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. (2004). №13 (2). С. 128-140.
40. Михайлова У.Э. Эмоциональный интеллект у юношей и девушек старшего подросткового возраста / У.Э. Михайлова // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. № 2. С. 69-74.
41. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Москва: Академия, 2002. 456 с.
42. Никитина Ю.В. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к деятельности в условиях риска / Ю.В. Никитина // Научные исследования и образование. 2018. № 4 (32). С. 45-47.
43. Петрова Е.А. Эмоциональный интеллект как психологический феномен / Е.А. Петрова, М.А. Колоколова // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения. Петрозаводcк, 2022. С. 270-277.
44. Плотникова А.А. Особенности совладающего поведения современных подростков / А.А. Плотникова, Г.Ю. Лизунова // Материалы международной научной конференции молодых ученых. 2017. С. 109.
45. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб: Питер, 2020. – 624 с.
46. Солошенко А.А. Способы совладающего поведения у подростков с разным уровнем самооценки / А.А. Солошенко // Молодежь ХХI века: шаг в будущее. 2019. С. 202-203.
47. Сорокина Н.В. Развитие эмоционального интеллекта подростков / Н.В. Сорокина // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития. 2019. С. 36-41
48. Степанова Е.А. Изучение совладающего поведения агрессивных подростков / Е.А. Степанова // Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики. 2017. С. 395-400.
49. Хазова С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 1. С. 180-185.
50. Хлевная Е.А. Гендерная специфика эмоционального интеллекта / Е.А. Хлевная // Национальное здоровье. 2021. № 4. С. 173-180.
51. Черных Т.Е. Проблема семейного благополучия и эмоционального интеллекта в психологии / Т.Е. Черных // Ярмарка научно-практических инициатив студентов. 2018. С. 143-145.
52. Eysenck H. Intelligence assessment: A theoretical and experimental approach. British Journal of Educational. (1967). № 37, Р. 81-98
53. Eysenck, H. A model for intelligence. Berlin: Springer-Verlag, 1982. 109 р.
54. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. New York: Basic Books, 1983. 179 р.
55. Guilford J. & Hoepfner R. The analysis of intelligence. New York: McGraw-Hill. 1971. 204 р.
56. Guilford J. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967. 167 р.
57. Maier G. Reasoning in humans. I: on direction. Journal of Comparative Psychology. (1930).№ 12, Р. 115-143.
58. Mayer J. Emotional intelligence: popular or scientific psychology. 2005. Retrieved from: http://www.apa.org/monitor/sep 99/.
59. Mayer J., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence. (1993). №18(27) P. 433-447.
60. Thorndike E. Intelligence and its uses. Harperʼs Magazine. (1920). №140. Р. 227-235.
Вопрос-ответ:
Какими исследованиями было проанализировано понятие эмоционального интеллекта?
В работе были проанализированы как отечественные, так и зарубежные исследования по понятию эмоционального интеллекта.
Какие психологические особенности подросткового возраста связаны с эмоциональным интеллектом?
В подростковом возрасте наблюдаются особенности, связанные с развитием эмоционального интеллекта, такие как упрощенная стратегия мышления, повышенная эмоциональность, снижение способности к саморегуляции и др.
Какие особенности совладающего со стрессом поведения можно выделить в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте отмечается поведение, направленное на справление со стрессом, например, поиск поддержки у близких людей, использование стратегий активного решения проблем, установление контроля над ситуацией и др.
Какие трудности могут возникать у подростков в совладании со стрессом?
У подростков может возникать трудность в саморегуляции эмоций, понимании своих эмоций и эмоций других людей, а также в выборе эффективных стратегий совладания со стрессом.
Какой взаимосвязи можно ожидать между эмоциональным интеллектом и совладанием со стрессом в подростковом возрасте?
Ожидается, что развитие эмоционального интеллекта у подростков будет способствовать эффективному совладанию со стрессом и улучшению психологического благополучия.
Какие аспекты взаимосвязи эмоционального интеллекта и совладания со стрессом рассматриваются в главе?
В главе рассматриваются теоретические аспекты связи между эмоциональным интеллектом и совладанием со стрессом в подростковом возрасте.
Что такое эмоциональный интеллект и как он обычно анализируется в исследованиях?
Эмоциональный интеллект - это способность человека разузнавать, понимать, использовать и контролировать свои эмоции и эмоции других людей. В исследованиях эмоциональный интеллект анализируется с помощью различных тестов, опросников и наблюдений.
Какие психологические особенности подросткового возраста связаны с эмоциональным интеллектом?
Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, связанных с эмоциональным интеллектом, таких как повышенная эмоциональная чувствительность, формирование личности и самоидентификации, развитие моральных ценностей и эмпатии.
Какие особенности совладающего со стрессом поведения можно выделить в подростковом возрасте?
В подростковом возрасте наблюдается разнообразие стратегий совладания со стрессом, включая пассивное поведение, активное поиск поддержки и конструктивное решение проблем. Многие подростки также обращаются к негативным способам справиться со стрессом, таким как употребление алкоголя или наркотиков.
Какие выводы можно сделать по результатам исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и совладания со стрессом в подростковом возрасте?
Результаты исследования указывают на тесную связь между эмоциональным интеллектом и совладанием со стрессом в подростковом возрасте. Подростки с более высоким уровнем эмоционального интеллекта обычно успешнее справляются со стрессом и имеют более адаптивное поведение.