«Основные тенденции поэзии второй половины XX века. Творчество А. Вознесенского».

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 21 21 страница
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 12.03.2023
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение.
1. Поэзия второй половины XX века.
1.1. Основные тенденции лирики второй половины XX века.
1.2. Поэты-представители лирики второй половины XX века.
2. Жизнь и творчество А. Вознесенского.
2.1. Судьба поэта.
2.2. Своеобразие поэзии А. Вознесенского.
Заключение.
Список использованной литературы.
Фрагмент для ознакомления

Появляются и первые почитатели самобытного таланта и первые злопыхатели. Своей смелой гражданской позицией и критикой действующей власти Вознесенский вызывает гнев Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева, который в 1963 г. обрушивается с жесткой критикой и угрозами на поэта. После чего по стране началась кампания проработок. После завершения политической карьеры Хрущева у Вознесенского выстраиваются неоднозначные отношения с властью. Он может выезжать за границу, но лишь изредка. Его и печатают и временами не печатают. Не смотря на сложные условия для творчества, Вознесенский не опускал рук. На основе его стихов было поставлено несколько спектаклей в Театре на Таганке («Берегите ваши лица», «Юнона и Авось» и др.).
Всего поэт смог опубликовать почти 20 сборников как стихов, так и прозы. В 1983 г. увидело свет трехтомное собрание его сочинений. В последней четверти XX века стали популярны эстрадные песни на его стихи («Песня на «бис», «Миллион алых роз», «Начни с начала», «Плачет девочка в автомате» и др.). Также творчество Вознесенского пополнилось жанром видеом — разновидности поэзии, где нет привычных строф, визуально слова представлены геометрическими фигурами, буквы заменены предметами. Выставки видеом поэта не раз проходили в столицах зарубежных стран.
Поэт умер в 2010 г. в результате тяжелой болезни.

2.2. Своеобразие поэзии А. Вознесенского

Уже с первого сборника стихов, «наиболее прозорливые знатоки поняли, что в лице Вознесенского Россия получила нечто ранее не бывавшее. Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная, поэзия Вознесенского воплощала в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны официальной советской поэзии.»[4].
Еще в начале 60-х годов ХХ в. известный писатель Валентин Катаев назвал поэтический язык Вознесенского «депо метафор», и отмечает наличие множественности значений и смыслов метафорических конструкций. «В этом «футуристическом депо» Земля - арбуз, она «болтается в авоське меридианов и широт»; «по лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», а глаза - «безнадежные карие вишни»[5, с. 104].
И.Н. Вирабов[5] подчеркивает, что поэзия Андрея Вознесенского остается самой неоцененной, вернее, самой непрочитанной. В своей книге филолог и журналист И.Н. Вирабов исследует жизненный и поэтический путь Андрея Вознесенского, начиная с самого детства.
Сам поэт, говоря о том, что оставило в нем наибольший след и определило манеру художественного выражения поэтической мысли, упоминал эпизод возвращения своего отца из блокадного Ленинграда, куда тот был направлен на работу, к семье в Курган. Тогда в отцовском рюкзаке мальчик впервые увидел книгу под названием «Гойя». Это был сборник офортов «Бедствия войны» — разновидности печатной графики, созданный Гойей под впечатлением от кошмаров оккупированной в 1808-1814 гг. французами Испании, с изображением растерзанных и казненных разными способами человеческих тел. Это произвело на Вознесенского огромное впечатление, навсегда утвердив в качестве компонента авторской поэзии сильную эмоциональную составляющую.
Позднее, на основе детских впечатлений, в начале своей творческой карьеры в 1959 г. поэт напишет стихотворение «Гойя»:
Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое. Я — Горе. Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года. Я — Голод. Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой… Я — Гойя!...[3]
Написанное в жанре гражданской лирики произведение - пронзительный вопль страдающего от войн цивилизации обобщенного человека, в образ которого автор вплетает и себя, а также историю своей страны 1941 г.. К тому же местоимение «я» позволяет и читателю персонифицировать себя с поэтическим образом. Выделяется конструкция «го». Она как бы сопоставляет и художника Гойю и всеобъемлющее человеческое горе. Тот же И.Н. Вирабов приводит высказывание Ю. Лотмана, который увидел в повторе «го» «нечто новое по отношению к общесловарному, внеконтекстному значению составляющих стихотворение слов» [5, с. 27].
Это одно из первых стихотворений уже говорит об авторе как о чуткой творческой личности, способной к применению различных языковых средств выразительности для воплощения своего замысла и создания сильного лирического образа.
В стихотворении «Пожар в Архитектурном институте» он будет шокировать читателя сравнением горящих окон с краснозадыми гориллами:
По сонному фасаду
бесстыже, озорно,
гориллой краснозадой
взвивается окно!...[3]
Поэтику Вознесенского отличает художественное своеобразие: активное творческое отношение к слову, к фразе, к строке. А. И. Паластровов отмечает такие особенности лирического почерка поэта как: «заостренная гиперболизация и ассоциативно-смысловая многоплановость, эмоциональная выразительность и яркая образность, крайняя обнаженность чувств, пространственно-временные сдвиги. Помимо сложного ассоциативного мышления, он склонен к резкой смене настроений, интонаций, метафор. Богатая звуковая и ритмическая палитра, обилие созвучий, неожиданные рифмы, являющиеся лингвистическим воплощением художественного и мировоззренческого опыта автора, делают стихи Вознесенского легко запоминающимися.»[10, с. 157].
Таким образом, очевидно, что творчество А. Вознесенского отмечено высокой эмоциональностью и многозначностью художественных образов. Создание ярких самобытных образов происходит за счет широкого набора средств художественного выражения. Здесь и разные оттенки настроения, и самововлеченность автора через местоимение «я», и нетривиальные метафоры и сравнения. Поэт обращается к волнующим каждого человека темам искренне сопереживая и соучаствуя.









Заключение

Благодаря смене общественно-политической ситуации в стране, во второй половине XX в. литературный процесс значительно обогатился направлениями и темами лирической мысли. На смену эстетическим и идеологическим канонам социалистического реализма пришел классический реализм, отмеченный обращением к темам жизни современного человека, его внутреннему миру, волнующим его событиям.
Кроме этого, во второй половине XX в. на литературную арену вышло новое молодое поколение поэтов, названных вскоре «шестидесятниками», которые привнесли в советскую лирику свежие взгляды и темы. Нашла своего читателя и слушателя и «эстрадная лирика», и «тихая лирика», и произведения поэтов-бардов в форме авторской песни.
Одним из знаковых представителей поколения «шестидесятников» стал Андрей Андреевич Вознесенский. Он не только не затерялся в ряду энергичных и талантливых молодых поэтов, но и смог оставаться актуальным на протяжении всей своей творческой жизни.
Его творчество выбивалось из многоголосья разновозрастных поэтов. Оно было полно своеобразия, которое выражалось в честных и искренних эмоциях, ярких и неожиданных образах, созданных с помощью метафор и сравнений, в богатом смысловом содержании текстов.








Список использованной литературы

Андрей Вознесенский - биография и личная жизнь поэта // Биограф. - [Электронный ресурс] // URL:https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-voznesensky/ (дата обращения 09.02.2023).
Андрей Вознесенский - Oфициальный сайт. – [Электронный ресурс] // URL:http://andreyvoznesenski.ru/?grpid=4 (дата обращения 09.02.2023).
Андрей Вознесенский — стихи. Читать стихотворения Андрея Вознесенского // Культура.РФ. - [Электронный ресурс] // URL:https://www.culture.ru/literature/poems/author-andrei-voznesenskii (дата обращения 09.02.2023).
Биография // Центр Вознесенского. – [Электронный ресурс] URL:https://www.voznesenskycenter.ru/biography/ (дата обращения 09.02.2023).
Вирабов И.Н. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1500).
Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: поэтика, жанры, традиции. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. – 272 с.
Лекция 1 Вторая половина ХХ века: история – культура – человек. – [Электронный документ] URL:https://sgpi.ru/user/-130/umk/20%20(2)%20Лекция%201%20Вторая%20половина%20ХХ%20века.pdf (дата обращения 09.02.2023).
Лекция 2 Лирика 50-х и поэзия 80-х: связи и разрывы – [Электронный документ] URL:https://sgpi.ru/user/-130/umk/20%20(2)%20Лекция%202%20Лирика%20%2060-80-х%20годов.pdf (дата обращения 09.02.2023).
Ли, Т.Г. Поэты шестидесятники. Авторская песня: мотивы и образы / Т.Г. Ли // Academic Research in Educational Sciences. – 2022. – Вып. 3 – С. 239-244.
Паластров, А. В. Словообраз «любовь» в поэтемах А. Вознесенского // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – Вып. 2 – С. 157-164.
В.А. Зайцев — доктор филологических наук, профессор МГУ. Изучал поэзию в ее историческом развитии

21

21

Список использованной литературы

1. Андрей Вознесенский - биография и личная жизнь поэта // Биограф. - [Электронный ресурс] // URL:https://biographe.ru/znamenitosti/andrey-voznesensky/ (дата обращения 09.02.2023).
2. Андрей Вознесенский - Oфициальный сайт. – [Электронный ресурс] // URL:http://andreyvoznesenski.ru/?grpid=4 (дата обращения 09.02.2023).
3. Андрей Вознесенский — стихи. Читать стихотворения Андрея Вознесенского // Культура.РФ. - [Электронный ресурс] // URL:https://www.culture.ru/literature/poems/author-andrei-voznesenskii (дата обращения 09.02.2023).
4. Биография // Центр Вознесенского. – [Электронный ресурс] URL:https://www.voznesenskycenter.ru/biography/ (дата обращения 09.02.2023).
5. Вирабов И.Н. Андрей Вознесенский. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1500).
6. Зайцев В.А. Окуджава. Высоцкий. Галич: поэтика, жанры, традиции. – М.: ГКЦМ В.С. Высоцкого, 2003. – 272 с.
7. Лекция 1 Вторая половина ХХ века: история – культура – человек. – [Электронный документ] URL:https://sgpi.ru/user/-130/umk/20%20(2)%20Лекция%201%20Вторая%20половина%20ХХ%20века.pdf (дата обращения 09.02.2023).
8. Лекция 2 Лирика 50-х и поэзия 80-х: связи и разрывы – [Электронный документ] URL:https://sgpi.ru/user/-130/umk/20%20(2)%20Лекция%202%20Лирика%20%2060-80-х%20годов.pdf (дата обращения 09.02.2023).
9. Ли, Т.Г. Поэты шестидесятники. Авторская песня: мотивы и образы / Т.Г. Ли // Academic Research in Educational Sciences. – 2022. – Вып. 3 – С. 239-244.
10. Паластров, А. В. Словообраз «любовь» в поэтемах А. Вознесенского // Вестник Удмуртского университета. – 2011. – Вып. 2 – С.

Вопрос-ответ:

Какие основные тенденции можно выделить в поэзии второй половины XX века?

Основные тенденции поэзии второй половины XX века включают эксперименты с языком и формой, использование личного и автобиографического материала, обращение к городской среде, культуре массовой коммуникации, исследование философских и социальных проблем, а также разрушение традиционных норм и стереотипов.

Кто является представителями лирики второй половины XX века?

Представителями лирики второй половины XX века являются такие поэты, как Анна Ахматова, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий, Сергей Есенин и многие другие.

Какую судьбу имел Андрей Вознесенский?

Андрей Вознесенский имел сложную судьбу. Его поэзия была запрещена и критиковалась властями, но при этом находила много почитателей. Вознесенский был активным и ярким деятелем в общественной жизни, выступал с критикой власти и не боялся высказывать свое мнение. Он был часто подвергается преследованиям и давлению, но продолжал творить и оставаться верным своим идеалам.

В чем состоит своеобразие поэзии Андрея Вознесенского?

Своеобразие поэзии Андрея Вознесенского заключается в его смелой гражданской позиции и критике действующей власти. Он использовал яркие образы и необычные метафоры, экспериментировал с языком и формой. Вознесенский затрагивал в своих стихах актуальные проблемы общества и философские темы. Его поэзия отличалась эмоциональностью и интеллектуальностью, вызывая сильные эмоции у читателей.

Какие основные тенденции можно выделить в поэзии второй половины XX века?

В поэзии второй половины XX века можно выделить несколько основных тенденций. Это эксперименты с формой, использование новых языковых средств, обращение к философским и метафизическим вопросам, а также непосредственная связь с реальными событиями и проблемами мира.

Кто является представителями лирики второй половины XX века?

Вторая половина XX века была богата на выдающихся поэтов, представителей лирики. Среди них можно выделить Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Евгения Евтушенко, Беллу Ахмадулину, Андрея Вознесенского и других.

Какая судьба сложилась у поэта Андрея Вознесенского?

Судьба Андрея Вознесенского была сложной. Он стал одним из самых известных и влиятельных поэтов своего времени, но его смелая гражданская позиция и критика действующей власти вызывали гнев у некоторых людей. Вознесенскому было запрещено печататься в некоторых изданиях, а его книги иногда изъезжали и изъедали лакомые места. Тем не менее, его поэзия остается популярной и актуальной до сих пор.

Какое своеобразие присуще поэзии Андрея Вознесенского?

Поэзия Андрея Вознесенского отличается своеобразием. Он использовал нестандартные языковые средства, экспериментировал с формой и придавал своим стихам оригинальную метафоричность. В его поэзии часто звучали философские и метафизические вопросы, а также непосредственное отражение реальности и социальных проблем.

Почему Андрея Вознесенского можно назвать одним из самобытных талантов второй половины XX века?

Андрею Вознесенскому можно отнести звание самобытного таланта второй половины XX века благодаря его инновационному подходу к поэзии и оригинальности его стиля. Он не боялся экспериментировать и использовать новые формы и средства выражения. Также его глубокая и многогранная поэзия, затрагивающая различные аспекты жизни и общества, делает его творчество уникальным и значимым.