«Особенности городской прозы. Творчество Ю. Трифонова»
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 13.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Понятие «городской прозы» и творчество Ю. Трифонова 4
2.Основные темы городской прозы Ю. Трифонова 9
Заключение 16
Список литературы 17
Река времени все дальше уносит их, и если бы эти другие люди встретили бы каким-нибудь колдовскимобразом тех, исчезнувших, в бумазейных рубашонках, то «не догадались бы даже, что встретили самих себя». Характерно для Ю. Трифонова и символическое восприятие города. Роман Ю. Трифонова «Время и место» - зеркало, отразившее Москву с 30-х по 70-е годы. Все главы названы какими-то реально существующими в географическом, ландшафтном плане хронотопными узлами города. Первая глава "Пляжи тридцатых годов" построена на контрасте: садовая тропинка, каменистая дорога под ногами бегущих детей и река с ее "бездной", мир забав, мальчишеских игр и его внезапное превращение в мир, подчиненный законам взрослых. В сценах на пляже словно "генетически законсервирована" последующая жизнь героев, "нахлебавшихся" страданий и боли. Во второй главе "Центральный парк" другой доминирующий образ-символ: парк и больница. ("Там люди веселятся, здесь страдают, а граница между тем и другим - ветхий забор из тонких железных прутьев.Стоит его перелезть, и вы там". В романе начинает звучать метафорический подтекст: слитность, не-разделимость безысходности и радости, жизни и смерти. Четыре главы носят название "Тверской бульвар". Это своеобразный центр романа - московская улица, где расположены Литинститут, с которым оказалась связана судьба главного героя, и дом, где он родился. Третья глава "Тверской бульвар - 1" начинается с излюбленного приема Ю.Трифонова - лейтмотивного образа-символа. Нянька одного из главных героев произведения рассуждает, куда повести ребенка гулять - к громадному каменному человеку по имени Тимирязев или в противоположную сторону, где стоит памятник А.С.Пушкину. В главе "Тверской бульвар - 2" топос судьбы оборачивается любовным топосом: главный герой встречает и теряет ту, которой суждено было стать для него единственной. Эта утрата и определила неудавшуюся личную жизнь Антипова.Последующие главы "Якиманка", "Переулок за Белорусским вокзалом" посвящены юности "военной поры" главных героев. Введение ретроспекции в текст романа многозначительно - восприятие жизни как источника сюжетов, героев для литературных произведений делает Антипова бесстрастным наблюдателем-аналитиком. И погруженность в прошлое с его бедами и горем возвращает герою способность чувствовать чужое несчастье, сострадать людям. После этого в романе Ю.Трифонова следуют главы "Тверской бульвар - 3", "Тверской бульвар - 4", знаменующие слияние судьбы героя и его творений (именно здесь появляется высказывание: "...как он выступит на суде, так и с книгой получится. Не с книгой - с судьбой".Девятая и десятая главы "Конец зимы на Трубной", "Большая Бронная" построены вокруг смерти двух людей - Сталина и писателя Киянова. И если первая освобождает Антипова от страха, ставшего приметой 30 - 50-х годов, то вторая становится ориентиром в исследовании жизни духа вопреки обстоятельствам. Глава "Новая жизнь на окраине" начинается с перемен в судьбе Антипова: переезд на полученную жилплощадь; разрыв с женой, любимой женщиной, переделка романа "Синдром Никифорова". Все события, происходящие и описанные в ней, отмечены знаком разрыва, распада, разрушения, перемен. Попытка все отбросить, забыть и начать "новую жизнь" -"окраинную" (в отличие от центральногохронотопа - Тверской бульвар) писателю Антипову не удается, слишком многочисленны и прочны нити, уходящие в прошлое. Две последние главы "Время и место", "Пережить эту зиму" - завершают поиски "своего времени и места". Главные герои проходят жизненный путь, обретая и утрачивая, но всегда остро чувствуют особый судьбоносный миг.По существу каждая глава романа - это локальное определение времени и места. Названия московских улиц, бульваров не случайно стали главами романа Ю.Трифонова: образ и облик столицы словно "вкодирован" в структуру "Времени и места".Кроме того, для Трифонова важен мотив другой жизни, трансформаций героя – как внутренних, так и социальных. В частности, показательна повесть с названием «Другая жизнь». Здесь сливаются воедино прачечная, очереди в магазинах, родительские собрания в школах, продвижения по службе, посещение спиритических сеансов и поиски вечного генетического кода поколения как доказательство того, что со смертью человек не исчезает бесследно. Все это реализовалось в особом субстрате городской жизни, где причудливо смешались исторические, культурные, этнические пласты. Главный герой повести «Другая жизнь» историк Сергей Троицкий является мечтателем. Все его творческие планы – это «новая изумительная греза». Безусловно, идея другой жизни в одноименной повести Ю.Трифонова неотделима от переходного периода от оттепели 50 - 60-х годов к застою, от образа московской жизни, от специфики восприятия и преломления действительности сознанием идеалиста советского времени.ЗаключениеНа основании вышесказанного возможно сделать следующие выводы.Городская проза как эстетическая общность писателей обнаруживает связи и преемственность в использовании однородных ключевых, доминирующих средств поэтики. Образы-символы, образ дома-ковчега, дома-вагона, города-текста, города-леса организуют художественный мир городской прозы.В концепции личности наиболее явно отразился внутренний стержень развития городской прозы 70-80-х годов. Специфика взгляда на мир и человека реализуется прежде всего через динамику поисков и обретений. Несомненно, что своеобразный центр городской прозы - творчество Ю.Трифонова. Именно автор московских повестей задал своими произведениями особую тональность и направленность городской прозы, определив специфику её развития в 70-80-е годы XX века.В творчестве Ю. Трифонова наиболее ярко прозвучали мотивы отчуждения человека в большом городе, поиска себя и собственного места в структуре бытия, тема разрыва между духовным и материальным. Особое внимание мы обратили на повесть Трифонова «Обмен», которая посвящена одному из ключевых мотивов городской прозы – квартирному вопросу. Квартирный вопрос нивелирует духовное, обостряя все социальные противоречия. В русле решения «квартирного вопроса» Трифонов очень ярко демонстрирует проблему духовного кризиса человека своего времени. Список литературыПотанина Л.Н., Гололобов М.А. Городской текст как теоретическая проблема. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoy-tekst-kak-teoreticheskaya-problema?ysclid=le03aa1bt7959049706Снурицын К.А. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО РАЗЛАДА ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ Ю. В. ТРИФОНОВА «ОБМЕН».// https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-duhovnogo-razlada-lichnosti-v-povesti-yu-v-trifonova-obmenТрифонов Ю.В. Время и место. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=27863&p=1Трифонов Ю. В. Московские повести. - М., 2011. 448 с.Трифонов Ю.В. Дом на набережной. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezhnoj-jurij-trifonov/ Трифонов Ю.В. Другая жизнь. – Режим доступа: https://kniga-online.com/books/proza/sovremennaja-proza/15182-yurii-trifonov-drugaya-zhizn.htmlШаравин А.В. Городская проза 70 - 80-х гг. XX в. :Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. - Брянск, 2001. - 485 с.
1. Потанина Л.Н., Гололобов М.А. Городской текст как теоретическая проблема. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskoy-tekst-kak-teoreticheskaya-problema?ysclid=le03aa1bt7959049706
2. Снурицын К.А. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОГО РАЗЛАДА ЛИЧНОСТИ В ПОВЕСТИ Ю. В. ТРИФОНОВА «ОБМЕН».// https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-duhovnogo-razlada-lichnosti-v-povesti-yu-v-trifonova-obmen
3. Трифонов Ю.В. Время и место. – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=27863&p=1
4. Трифонов Ю. В. Московские повести. - М., 2011. 448 с.
5. Трифонов Ю.В. Дом на набережной. – Режим доступа: https://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezhnoj-jurij-trifonov/
6. Трифонов Ю.В. Другая жизнь. – Режим доступа: https://kniga-online.com/books/proza/sovremennaja-proza/15182-yurii-trifonov-drugaya-zhizn.html
7. Шаравин А.В. Городская проза 70 - 80-х гг. XX в. : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01. - Брянск, 2001. - 485 с.
Вопрос-ответ:
Что такое городская проза?
Городская проза - это литературное направление, которое описывает жизнь городской среды и ее обитателей. Она фокусируется на проблемах горожан, их отношениях и взаимодействии с окружающей средой.
Какие основные темы присутствуют в городской прозе Ю. Трифонова?
В городской прозе Ю. Трифонова присутствуют различные темы, такие как судьба города и его обитателей, проблемы маленьких людей, искажение и потеря индивидуальности, утрата исторической памяти и др. Он отображает сложность современной городской жизни и ее влияние на личность.
Что характерно для творчества Ю. Трифонова?
Характерно для творчества Ю. Трифонова символическое восприятие города. Он обращает внимание на незаметные детали и мелочи, которые заставляют задуматься. Его произведения отражают парадоксы современной городской жизни и проблемы идентичности и человеческого существования в большом мегаполисе.
Какие главные темы рассматривает Ю. Трифонов в своих произведениях?
В своих произведениях Ю. Трифонов рассматривает главные темы судьбы города и горожан, проблемы самоопределения и поиска истинной ценности в современном мире, утраты искренности и человеческой связи, искусственности и разрушения окружающей среды.
Каким образом Ю. Трифонов описывает городскую жизнь?
Ю. Трифонов описывает городскую жизнь с помощью мелких деталей и нюансов, которые создают образы живых и реалистичных персонажей. Он обращается к символам и аллегориям, чтобы передать сложность и противоречия современной городской реальности.
Что такое городская проза?
Городская проза - это литературный жанр, который отражает жизнь и проблемы города. Городская проза характеризуется изображением урбанистической среды, ее особенностей и влияния на жизнь людей.
Кто такой Ю. Трифонов и какое место он занимает в городской прозе?
Ю. Трифонов - это известный русский писатель, автор множества произведений в жанре городской прозы. Он считается одним из самых талантливых и оригинальных представителей этого жанра.
Какие основные темы присутствуют в городской прозе Ю. Трифонова?
В городской прозе Ю. Трифонова основными темами являются человек в городе, его взаимоотношения с другими людьми, проблемы городской среды, а также искание смысла и гармонии в суете и безумии города.
Какое влияние на городскую прозу Ю. Трифонова оказывает символическое восприятие города?
Символическое восприятие города является одной из ключевых особенностей городской прозы Ю. Трифонова. Он использует символы и образы, чтобы передать особенности и атмосферу города, а также внутренний мир и состояния его героев.