Лексическая норма как составляющая процесса подготовки учащихся 8-9 классов к Основному государственному экзамену

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 58 58 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 17.04.2023
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1.1. Лексическая норма как лингвистическое понятие 6
1.2. Характеристика лексических норм русского языка и ошибок, связанных с их несоблюдением 15
1.3. Обзор практики учителей по обучению лексической норме в процессе подготовки к ОГЭ в 8-9 классах 18
Выводы по первой главе 21
Глава 2 Опытно – эмпирическое исследование обучения лексической норме в процессе подготовки обучающихся к ОГЭ в 8-9 классах. 23
2.1 Анализ и диагностика программного содержания по освоению лексических норм на уроках русского языка в 8-9 классах 23
2.2. Организация работы над лексическими нормами на уроках русского языка и литературы в 8 и 9 классе основной общей образовательной школы 32
2.4. Обобщение полученных результатов 35
1. Конспект урока 38
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список использованных источников 49

Фрагмент для ознакомления

5. В качестве текущего контроля на уроках русского языка учитель может использовать задания открытого банка ОГЭ. Но необходимо учитывать, что выполнение заданий из открытого банка заданий ОГЭ по литературе нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, позволяющей сформировать у учащихся общие учебные действия, способствующие более эффективному усвоению изучаемых вопросов, а также дифференциации обучающихся по уровню подготовки. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом опираясь на самооценку и устремления каждого учащегося.1. Конспект урокаКонспект урока по русскому языку в 8 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению (ОГЭ, 15.3)»Предмет, классРусский язык, 8 классУМК«Русский язык 8 кл», Л.А.Тростенцова, Т.А. ЛадыженскаяТема урокаПодготовка к сочинению-рассуждению (ОГЭ, 15.3)Тип урокаурок усвоения новых знанийОборудованиеТекст И. Трояновского, учебникТехнологиятехнология личностно-ориентированного обучения, элементы информационно-коммуникативной технологии, развивающего и проблемного обученияФормы работыгрупповая, индивидуальнаяМетодыпроблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.Цели урока: выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы; подготовить учащихся к сдаче ОГЭ, написанию сочинения-рассуждения 15.3, знать структуру текстов и уметь написать текст по выбранной темеЗадачи:1)образовательные:расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение  самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как милосердие, отзывчивость, человечность.УУД:предметные:- умение отвечать на поставленный вопрос аргументировано;- умение анализировать, делать обобщающие выводы;личностные:-развивать творческие способности учащихся;-формировать нравственно-этическое оценивание;регулятивные:- умение контролировать свою деятельность по результату; - адекватно оценивать свою работу на уроке и воспринимать оценку учителя и одноклассников;коммуникативные:- строить отношения с одноклассниками в ходе сотрудничества;- высказывать и отстаивать своё мнение, работая в группе;- овладевать монологической и диалогической формами речи.ЭтапыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяПримечаниеОрганизационный этапПроверка готовности класса к уроку. Учитель приветствует учащихся, обеспечивает положительную эмоциональную обстановку на уроке, привлекает внимание обучающихся к предстоящей учебной деятельности.Подготовка к занятию.Актуализация субъектного опыта учащихся, определение темы урокаЭпиграф на доске (запись в тетради):«Пока человек чувствует боль – он жив.Пока человек чувствует чужую боль – он Человек».Эмоциональный настрой.Анализируют эпиграф, записывают в тетрадьРазбирают понятия «человек», «чужая боль»Мотивация и целеполагание на изучение нового материалаСегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как СОСТАРАДАНИЕ, и соберем материал к сочинению.- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях)Синонимы: жалость, милосердие, участие, сердоболие, сердобольность, соболезнование, сожаление, сочувствие, гуманностьАнтонимы: жестокость, безразличие, равнодушие.Подводит учащихся к определению цели.Сегодня на уроке мы обратимся к анализу текста, напишем сочинение-рассуждениеВысказывают свои мысли, отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарёмКоллективно определяют цель урока – проанализировать текст, написать сочинениеТворческая практическая деятельность по реализации построенного проектаЧтение текста. Теперь мы с вами можем познакомиться с текстом, с которым будем работать. (Выразительное чтение текста)Слушают, читают, анализируют текстЗакрепление новых знаний и способов действийБеседа - О чем этот текст? (О сострадании) - Какую проблему поднимает И. Трояновский? (проблему сострадания живому существу)- Как вы понимаете значение этого слова? ( ответы учащихся)Сострадание – этокачество личности или способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания (обычно имеется в виду негативный спектр) и принять решение помочь в любой ситуации.Отвечают на вопросы , записывают синонимы, антонимы, работают со словарёмКонтроль знанийНайдите в тексте примеры сострадания, назовите номера предложений.Приведите примеры из собственного жизненного опыта, когда вам приходилось испытывать чувство сострадания.Выполняется работа по тексту в парах.Приведение примеров из собственного опытаРефлексияРебята, скажите, о чём мы сегодня говорили на уроке? Чем запомнился вам урок? (ответы).Чему вы научились? Взаимооценка ( учащиеся дают оценку своей работе )Проводят рефлексию Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; дают оценку своей работеИтоги урока. Домашнее заданиеКомментирует домашнее заданиеДома вы, пользуясь подготовленными материалами, попробуйте написать сочинение- рассуждение по данному тексту (15.3)Записывают домашнее задание.Текст.1) Я не упомню тот день, когда он появился в нашем доме. (2) Как-то раз, выйдя из квартиры и открыв железную дверь подъезда, заметил, что мимо меня прошмыгнул какой-то белый пушистый комок. (3) Оглянувшись, увидел, что комок уселся на первом этаже возле бронированной, так же как остальные квартиры и сам подъезд, двери номер один.(4) Это был пёсик-болонка, пушистый, как вискозная мочалка. (5) Выглядел он забавно, как нарисованный терьер знаменитого когда-то клоуна Карандаша, только шерсть цвета не чёрного, а белого и вся в белых стружках-кудряшках.(6) — Цуцик, Цуцик, — позвал я его первой пришедшей на ум кличкой.(7) Не обращая на меня никакого внимания, не повернув даже в мою сторону головы, пёсик, задрав морду и глядя на дверь, звонко и требовательно пару раз тявкнул, оповещая хозяев первой квартиры о своём прибытии.(8) — Чтоб ты сдох, зараза, дармоед! — раздалось за дверью, которая со скрипом приоткрылась, являя на свет божий заспанное, недовольное, опухшее лицо хозяйки. (9) Пёсик прошмыгнул внутрь, и дверь с лязгом захлопнулась.(10) «Да, брат, не повезло тебе», — думал я, выходя из подъезда.(11) Через несколько дней я выгуливал за домом свою Лайму — чёрную девочку, кокера-спаниеля. (12) Гуляя по пустырю, увидел своего нового знакомого Цуцика, который, не обратив на нас внимания, обхаживал низкорослые кустики и торчащие пучки травы. (13) Не могу точно сказать, по каким критериям я это определил, то ли по серьёзности на морде, то ли по деловитости и спокойствию, с каким он это делал, но он был, наверняка, уже не молод. (14) В кармане у меня лежал пакетик с карамельками. (15) Достав одну, решил побаловать песика:(16) — Цуцик, Цуцик, на, на, на!(17) Цуцик, не торопясь, словно дав понять, что отрывают его от важного дела, повернулся ко мне. (18) Он был будто бы вырезан из цельного куска крупноячеистого белого пенопласта. (19) Голова почти без шеи плавно переходила в туловище, отчего песик не крутил ей, а поворачивался всем туловищем сразу. (20) Медленно подойдя, он осторожно принял из моих рук подарок и с хмурой неблагодарностью отправился исполнять прерванное дело.(21) ... Летний отпуск на Байкале пролетел быстро, но плодотворно.(22) Вернувшись, я обратил внимание, что вот уже вторую неделю не вижу нигде мелькающую белую зефиринуЦуцика. (23) Зато на лоджии первой квартиры появился злобно рычащий на прохожих чёрный пес из породы мастифов. (24) Встретив Люську, дочку хозяев первой квартиры, спросил:(25) — А где же ваша собачка-то беленькая?(26) — Да убежал он.(27) — Как убежал?(28) — Да мамка плесканула на него кипятком, вот и убежал.(29)Я остолбенел.(30) — Зачем же???(31) — Да надоел он, толку никакого, зато у нас сейчас другая собака — квартиру стережёт!(32) А через несколько дней я увидел Цуцика в стае бездомных дворняжек, пробегавших по нашему двору. (33) Он семенил за ними зефиринкой, но не белой, а бело-розовой...(34) — Цуцик, Цуцик, на, на, на!(35) Цуцик остановился, повернулся ко мне боком и тут я увидел...(36) Безобразным розовым островом зияла голая кожа на боку собаки... (37) Он не подошёл ко мне, как прежде, а лишь взглянул прямо в глаза и побежал догонять своих новых друзей, таких же свободных и помеченных жизнью. (38) Этот взгляд ожёг душу. (39) Он до сих пор стоит перед глазами:(40) За что?(И.Трояновский)Выводы по второй главеСовременному обществу, быстро развивающемуся в области науки, техники, нужны образованные, грамотные люди, которые могут самостоятельно решать любые вопросы.В настоящее время преподавание русского языка осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований в России, что и сказывается на качестве знаний учащихся.С одной стороны, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение его внешних и внутренних функций, Снижение речевой культуры и грамотности населения, падение интереса к изучению родного языка. В условиях постоянно меняющегося общественного мира и мира науки школа не может оставаться неизменной. «Концепция модернизации российского образования» предписывает внедрение компетенций и компетентностного подхода, формирование новой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые концепции. В соответствии с требованиями современного общества основной задачей школы становится подготовка думающего человека высокой гуманитарной культуры.Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности, как учителю, так и ученику, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знанияТема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование «на одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.ЗаключениеСовременная методика преподавания русского языка преследует формирование трёх основных компетенций учащихся:Лингвистической ;Языковой;Коммуникативной;Разнообразная подготовка к ОГЭ помогает и учителю и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итоговых мероприятий контроля знаний. Успешный результат сдачи выпускниками экзаменов это еще и воспитание личности, уважительное отношение к родному языку. А самое главное это огромное желание получить положительные результат в своей работе.При правильном использовании современной методики по подготовке к основному государственному экзамену, можно скорректировать и улучшить уровень умений, знаний и всех приобретённых навыков по всем разделам учебной дисциплины и по конкретным темам, которые вызывают затруднения. А постоянная работа помогает и учителю еще и в психологическом аспекте преодолеть психологический дискомфорт во время ОГЭ. В современном мире есть уникальные возможности усовершенствовать свои знания и умения и посредством сети интернет при помощи профессиональных сайтов, где можно выполнять тренировочные задания. Но чтобы правильно выполнять все необходимые задания нужно уметь применять алгоритмы и всю полученную в школе теорию. Методические рекомендации в пособии «В помощь ученику» дает возможность быстро находить нужный раздел, правильно повторять и находить материал по всем частям экзаменационной работы. На смену традиционной репродуктивной педагогике, ориентированной на развитие памяти, приходит более востребованная педагогика, ориентированная на развитие мышления. В связи с этим, возникает необходимость определения и рассмотрения различных характеристик образовательных достижений, их фиксации, измерения и оценивания. Для повышения качества обучения педагогу необходимо уметь грамотно и к месту выбирать и применять существующие формы и методы педагогического контроля, четко определять его цели и функции. В современной образовательной практике для измерения учебных достижений учащихся существуют достаточно многообразные способы проведения качественного и количественного анализа образовательных достижений. Оптимальный их выбор 30 является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности.К урокам контроля относятся и самостоятельные работы учащихся. Особенность такого урока, на котором проводится самостоятельная работа учащихся по решению частных задач, заключается в том, что самостоятельность действий учащихся не сводится только к выполнению предложенных заданий, но и включает самостоятельный контроль и оценку детьми своих действий. Работы такого типа учителем специально не проверяются и никак не оцениваются. Такие работы проводятся регулярно после определенного этапа освоения учащимися каких-либо знаний. Задача самостоятельных работ: определение самими учащимися уровня освоения предложенного материала, выработка «инструмента» самоконтроля и самооценки. Учитель подключается к контролю и оценке только в том случае, если от учащихся поступил запрос на помощь в проверке данной работы. После самостоятельной работы обязательно следует коллективный разбор выполнения поставленных учителем задач, при котором учащийся может проверить не только правильность решения, но и способы контроля, и объективность собственной оценки выполненной работы.Новые формы оценивания «надстраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Для оценивания образовательных достижений я использую тестовые задания. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля. Слово тест произошло от английского слова "test" - проба, испытание, исследование. Тест - это инструмент, измеряющий у учащихся уровень их овладения знаниями и умениями в результате обучения. Одна из важных задач тестов - быстрая и надежная оценка знаний человека. С помощью тестов удобно проводить контроль, который даёт возможность определить, насколько ученик справился с требованиями. Тесты позволяют определить «проблемную зону», «болевую точку», дают возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответствующую коррекционную работу.С 5 класса среднего звена учениками заводятся и систематически пополняются орфографические, орфографические справочники, которые помогают при подготовке к ОГЭ. Большим плюсом при такой работе оказывается если учитель берет ребят с 5 класса и ведет его до конца до 9 или до 11, но это бывает не всегда возможным. Независимо от формата экзамена и формы его проведения, все экзаменационные мероприятия выстраиваются в обязательном порядке при соблюдении нормативно-правовой, законодательной, документальной базы. Учителя и методисты выпускных классов должны постоянно ознакомиться с федеральными и региональными нормативными документами, материалами результативности прошедших итоговых аттестаций по предмету, проводить мониторинг проблемных ситуаций, стараться обходить «зоны риска», чтобы выйти на положительные результаты.Изменения в российском образовании создают необходимость воспитания личности, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор. Кроме уроков развития речи, работу над созданием речевых произведений учащихсяследует проводить систематически. Традиционная методика направлена на формирование коммуникативной потребности, мотивацию к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами. Школьники знают o них, но не умеют использовать в практической деятельности. Применяемые в процессе урока технологии достижений знаний и компетентностных результатов призваны активизировать учебную деятельность школьникаРечь - это сложнейшая человеческая деятельность, причем творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать; прежде всего, выучивается говорить тот, кому есть что сказать, поэтому необходимо учить детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствуют повышению эффективности учебного процесса. Проблема деятельности учителя по формированию устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися основной общеобразовательной школы в методике преподавания русского языка не нова. Но она ещё сравнительно мало изучена, хотя в современной школе считается одной из актуальнейших. Список использованных источниковАлександров, В. Н. ОГЭ. Русский язык. Отличный результат : учебная книга участника ОГЭ. / В. Н. Александров, О. И. Александрова ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021. - 478 с.Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. / И.А. Алексеева - Москва, 2002.Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания: Анализ программ. Тематическое и календарное планирование. Дидактические материалы. Контрольные задания / И. А. Алексеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 319 с.Белобрыкина, О.А. Речь и общение: попул. пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина; худож. Г. В. Соколов. - Ярославль: Акад. развития : Академия К, 1998. - 239 с.Васильевых, И. П. Русский язык. Основной государственный экзамен. Типовые варианты экзаменационных заданий : 14 вариантов заданий, инструкция по выполнению работы, подробные критерии оценивания, разборы заданий, тексты для изложений, ответы / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. - Москва : Экзамен, 2021. - 103 с.Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А Рыбникова, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: методическое пособие /В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. А. Мерзлякова [и др.]. - Москва: Рус. яз., 1985. - 116 с.Виноградова, Л. А. Сборник текстов для изложений (4-8 классы): Пособия для учителя / Л. А. Виноградова, А. Н. Горчак. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2004 - 175 с.Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А.И. Власенков— Москва: Просвещение, 1973 -384 с. 111Войтелева, Н.Л. Диктант и изложение : сборник учебных материалов по русскому языку для подготовки в вузы : учебное пособие / Н. Л. Войтелева, Р. А. Долгих, О. М. Мамай. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Экзамен, 2008. - 381 с.Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с.Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в школе. / В.А. Добромыслов— Москва: Ленинград, Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 2003 -256 с.Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. / Н.И. Жинкин — Москва : Лабиринт, 1998 – 364с.Жирова, Т.В. Сочинения и изложения. 9-10 классы: [100 различных сочинений] / Жирова Т.., Федиенко В.. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 441 с.Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков— Москва: Просвещение, 1995 – 223 с.Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001. – 496 с.Криворотова, В.В. Познавательные задачи на уроках русского языка. / В.В. Криворотова — Москва, 2005 Кузнецов, А. Ю. ОГЭ в 2021 году. Русский язык : задание 1-5: рабочая тетрадь. / А. Ю. Кузнецов, А. С. Задорожная, М. А. Кузнецова. - Москва : Изд-во МЦНМО, 2021. - 63 с.Ладыженская, Т. А. Особенности языка ученических изложений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов ; Акад. пед. наук РСФСР. Институт общего и политехнического образования. - Москва : Просвещение, 1965. - 167 с.Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. / М.Р. Львов — Москва, 1999.Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / М. Р. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 272 с.Львова С. И. Учебно-методический комплекс: 8 и 9 класс / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010.Медведев А. А. Школьный словарь иностранных слов / А. А. Медведев. - М.: Центрполиграф, 2010 - 607 сМетодика преподавания русского языка : Руководство к самостоятельной работе над курсом : Для студентов-заочников II-V курсов фак. подгот. учителей нач. кл. пед. ин-тов / Московский государственный заоч. пед. ин-т; [М. С. Соловейчик и др.]; Под ред. М. С. Соловейчик. - Москва : Просвещение, 1988. – 140с.Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. — Москва: Просвещение. 1991. 112 Методика русского языка для школьных педагогических училищ : Учебное пособие / В. А. Кустарева, Л. К. Назарова, Н. С. Рождественский, В. И. Яковлева. - Москва : Просвещение, 1969. - 367 с. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова – Москва: Просвещение, 1984. Нарушевич, А.Г. Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. / Нарушевич А.Г. - Москва: 2020. - 40 с.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. – 268с. Обучающие изложения в VII - VIII классах / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, Т. В. Напольнова. - Москва: Просвещение, 1964. - 240 с.Павлова Н. С. Речевая культура молодого специалиста: учебное пособие / Н. С. Павлова, Ю. Б. Пикулёва, И. В. Шалина. – Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2008. – 178 с.Пахнова, Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом : дидактические материалы / Т. М. Пахнова. - Москва :Айрис-Пресс, Чеховский полиграфкомбинат). 2006 - 237 с. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. / Л.М. Перминова - СПб., 2006 -58с.Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.Русова, Н.Ю. Русский язык. Экзаменационные письменные работы: Тесты. Диктанты. Сочинения. Изложения. / Н.Ю. Русова - Москва, 2003. Рухленко, Н.М. Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в старших классах : учебное пособие / Н. М. Рухленко. - Белгород :Белгор. гос. ун-т, 2004 (Изд-во Белгор. гос. ун-та). - 82 с.Рябухина, Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе// Е.А. Рябухина. – Русский язык в школе. – 2009. – С. 37-42. 113Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. / Г.К. Селевко - Москва: НИИ школьных технологий 2005 - 284с.Сироткина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. / О.Б. Сироткина – Москва, 1996.Соколова, Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста. / Г.П. Соколова - Москва, 2003 - 347с. Суворова, А.И. Изложение и обучение слушанию. / А.И. Суворова — Москва, 2005. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. / А.В. Текучев — Москва, 1980. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: официальный сайт. – Москва. – 2021. – URL: https://fipi.ru/oge (Дата обращения: 15.12.2020) Федиенко В.В. Сочинения и изложения: 9 – 10 классы. / В.В. Федиенко, Т.В. Жирова - Москва, 2005. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений. / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина – Минск, 1995 - 32с.Цыбулько, Г.И. Готовимся к экзамену в IX классе: пособие для учащихся. / Г.И. Цыбулько — Москва, 2019.Ходакова О. А. Лексическая работа на уроках русского языка [Электронный ресурс] / О. А. Ходакова // Образовательный студенческий портал. – 2010.Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.Цыбулько, И.П. ОГЭ. Основной государственный экзамен. Русский язык. Итоговое собеседование : типовые варианты : 36 вариантов / И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021. - 191 с.;Цыбулько, И.П. ОГЭ-2021. Русский язык : основной государственный экзамен : типовые экзаменационные варианты : 12 вариантов : проект с участием разработчиков КИМ ОГЭ / И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева, 114 Е. В. Швецова ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021.

Список использованных источников
1. Александров, В. Н. ОГЭ. Русский язык. Отличный результат : учебная книга участника ОГЭ. / В. Н. Александров, О. И. Александрова ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021. - 478 с.
2. Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. / И.А. Алексеева - Москва, 2002.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания: Анализ программ. Тематическое и календарное планирование. Дидактические материалы. Контрольные задания / И. А. Алексеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 319 с.
4. Белобрыкина, О.А. Речь и общение: попул. пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина; худож. Г. В. Соколов. - Ярославль: Акад. развития : Академия К, 1998. - 239 с.
5. Васильевых, И. П. Русский язык. Основной государственный экзамен. Типовые варианты экзаменационных заданий : 14 вариантов заданий, инструкция по выполнению работы, подробные критерии оценивания, разборы заданий, тексты для изложений, ответы / И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева. - Москва : Экзамен, 2021. - 103 с.
6. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А Рыбникова, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.
7. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности: методическое пособие /В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. А. Мерзлякова [и др.]. - Москва: Рус. яз., 1985. - 116 с.
8. Виноградова, Л. А. Сборник текстов для изложений (4-8 классы): Пособия для учителя / Л. А. Виноградова, А. Н. Горчак. - 2-е изд., перераб. - Москва : Просвещение, 2004 - 175 с.
9. Власенков, А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе / А.И. Власенков— Москва: Просвещение, 1973 -384 с. 111
10. Войтелева, Н.Л. Диктант и изложение : сборник учебных материалов по русскому языку для подготовки в вузы : учебное пособие / Н. Л. Войтелева, Р. А. Долгих, О. М. Мамай. - Изд. 2-е, стер. - Москва : Экзамен, 2008. - 381 с.
11. Головин Б. Н. Основы культуры речи: учебное пособие / Б. Н. Головин. – М.: Высшая школа, 1990. – 328 с.
12. Добромыслов, В.А. Изложения и сочинения в школе. / В.А. Добромыслов— Москва: Ленинград, Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 2003 -256 с.
13. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. / Н.И. Жинкин — Москва : Лабиринт, 1998 – 364с.
14. Жирова, Т.В. Сочинения и изложения. 9-10 классы: [100 различных сочинений] / Жирова Т.., Федиенко В.. - Ростов на/Д: Феникс, 2005. - 441 с.
15. Ивченков, П.Ф. Обучающее изложение. 5-9 классы. / П.Ф. Ивченков— Москва: Просвещение, 1995 – 223 с.
16. Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О. М. Казарцева. – 4-е изд. – М.: Флинта, 2001. – 496 с.
17. Криворотова, В.В. Познавательные задачи на уроках русского языка. / В.В. Криворотова — Москва, 2005
18. Кузнецов, А. Ю. ОГЭ в 2021 году. Русский язык : задание 1-5: рабочая тетрадь. / А. Ю. Кузнецов, А. С. Задорожная, М. А. Кузнецова. - Москва : Изд-во МЦНМО, 2021. - 63 с.
19. Ладыженская, Т. А. Особенности языка ученических изложений / Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов ; Акад. пед. наук РСФСР. Институт общего и политехнического образования. - Москва : Просвещение, 1965. - 167 с.
20. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. / М.Р. Львов — Москва, 1999.
21. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. / М. Р. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 272 с.
22. Львова С. И. Учебно-методический комплекс: 8 и 9 класс / С. И. Львова, В. В. Львов. – М.: Мнемозина, 2010.
23. Медведев А. А. Школьный словарь иностранных слов / А. А. Медведев. - М.: Центрполиграф, 2010 - 607 с
24. Методика преподавания русского языка : Руководство к самостоятельной работе над курсом : Для студентов-заочников II-V курсов фак. подгот. учителей нач. кл. пед. ин-тов / Московский государственный заоч. пед. ин-т; [М. С. Соловейчик и др.]; Под ред. М. С. Соловейчик. - Москва : Просвещение, 1988. – 140с.
25. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя. /Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд. — Москва: Просвещение. 1991. 112
26. Методика русского языка для школьных педагогических училищ : Учебное пособие / В. А. Кустарева, Л. К. Назарова, Н. С. Рождественский, В. И. Яковлева. - Москва : Просвещение, 1969. - 367 с.
27. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения: пособие для учителя / И. Д. Морозова – Москва: Просвещение, 1984.
28. Нарушевич, А.Г. Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку. Работа над сочинением. / Нарушевич А.Г. - Москва: 2020. - 40 с.
29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат [и др.] ; под ред. Е. С. Полат. - 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2009. – 268с.
30. Обучающие изложения в VII - VIII классах / М. Т. Баранов, П. Ф. Ивченков, Т. А. Ладыженская, Т. В. Напольнова. - Москва: Просвещение, 1964. - 240 с.
31. Павлова Н. С. Речевая культура молодого специалиста: учебное пособие / Н. С. Павлова, Ю. Б. Пикулёва, И. В. Шалина. – Екатеринбург: изд-во Уральского ун-та, 2008. – 178 с.
32. Пахнова, Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом : дидактические материалы / Т. М. Пахнова. - Москва : Айрис-Пресс, Чеховский полиграфкомбинат). 2006 - 237 с.
33. Перминова, Л.М. Формирование общих учебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования. / Л.М. Перминова - СПб., 2006 -58с.
34. Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка: пособие для учителей / А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1979. – 144 с.
35. Русова, Н.Ю. Русский язык. Экзаменационные письменные работы: Тесты. Диктанты. Сочинения. Изложения. / Н.Ю. Русова - Москва, 2003.
36. Рухленко, Н.М. Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в старших классах : учебное пособие / Н. М. Рухленко. - Белгород : Белгор. гос. ун-т, 2004 (Изд-во Белгор. гос. ун-та). - 82 с.
37. Рябухина, Е.А. Создание контрольно-измерительных материалов по русскому языку на компетентностной основе// Е.А. Рябухина. – Русский язык в школе. – 2009. – С. 37-42. 113
38. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. / Г.К. Селевко - Москва: НИИ школьных технологий 2005 - 284с.
39. Сироткина, О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: Пособие для учителя. / О.Б. Сироткина – Москва, 1996.
40. Соколова, Г.П. Уроки русского языка и словесности: Опыт лингвистического анализа текста. / Г.П. Соколова - Москва, 2003 - 347с.
41. Суворова, А.И. Изложение и обучение слушанию. / А.И. Суворова — Москва, 2005.
42. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для студентов фак. русского языка и литературы. / А.В. Текучев — Москва, 1980.
43. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»: официальный сайт. – Москва. – 2021. – URL: https://fipi.ru/oge (Дата обращения: 15.12.2020)
44. Федиенко В.В. Сочинения и изложения: 9 – 10 классы. / В.В. Федиенко, Т.В. Жирова - Москва, 2005.
45. Фридман, Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений. / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина – Минск, 1995 - 32с.
46. Цыбулько, Г.И. Готовимся к экзамену в IX классе: пособие для учащихся. / Г.И. Цыбулько — Москва, 2019.
47. Ходакова О. А. Лексическая работа на уроках русского языка [Электронный ресурс] / О. А. Ходакова // Образовательный студенческий портал. – 2010.
48. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 143 с.
49. Цыбулько, И.П. ОГЭ. Основной государственный экзамен. Русский язык. Итоговое собеседование : типовые варианты : 36 вариантов / И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021. - 191 с.;
50. Цыбулько, И.П. ОГЭ-2021. Русский язык : основной государственный экзамен : типовые экзаменационные варианты : 12 вариантов : проект с участием разработчиков КИМ ОГЭ / И. П. Цыбулько, Т. Н. Малышева, 114 Е. В. Швецова ; под редакцией И. П. Цыбулько. - Москва : Нац. образование, 2021.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет лексическая норма в процессе подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ?

Лексическая норма играет важную роль в процессе подготовки учащихся к ОГЭ. Она помогает ученикам правильно и точно выражать свои мысли, использовать разнообразные лексические единицы и избегать ошибок, связанных с неверным выбором слов. Соблюдение лексической нормы помогает ученикам достичь высоких результатов на экзамене.

Как можно охарактеризовать лексические нормы русского языка и какие ошибки могут быть связаны с их несоблюдением?

Лексические нормы русского языка определяются в соответствии с требованиями литературного языка. Они включают в себя правила выбора слов, употребления синонимов, использования идиом и фразеологических выражений. Ошибки, связанные с несоблюдением лексических норм, могут проявляться в неправильном выборе слов, использовании устаревших или неуместных выражений, а также в неправильном употреблении синонимов.

Какие методы и подходы используют учителя при обучении лексической норме в процессе подготовки к ОГЭ в 8-9 классах?

Учителя используют различные методы и подходы, чтобы обучить учащихся лексической норме. Они используют упражнения на правильный выбор слов, на запоминание синонимов и антонимов, на закрепление правил выбора слов в конкретных контекстах. Также учителя могут проводить коллективные и индивидуальные работы, а также организовывать обсуждения и дискуссии на разные темы для развития словарного запаса и умения использовать разнообразные лексические единицы.

Какие выводы можно сделать по результатам проведенного опытно-эмпирического исследования обучения лексической норме учащихся?

Проведенное исследование показало, что обучение лексической норме имеет положительный эффект на успехи учащихся в подготовке к ОГЭ. Ученики, которые активно работали над соблюдением лексической нормы, показывали более высокие результаты и проявляли большую уверенность в использовании разнообразных лексических единиц. Также было выявлено, что сочетание коллективной и индивидуальной работы дает наилучшие результаты в обучении лексической норме.

Что такое лексическая норма?

Лексическая норма - это установленное обществом объемное значение слова, правило выбора слова, соответствующего его лексической семантике и употреблению.

Какие ошибки связаны с несоблюдением лексических норм русского языка?

Ошибки, связанные с несоблюдением лексических норм русского языка, могут быть вызваны неправильным выбором синонимов, неправильным использованием идиом, западными влияниями и просто некорректным использованием слов и выражений.

Как учителя обучают лексической норме в процессе подготовки к ОГЭ в 8-9 классах?

Учителя обучают лексической норме путем проведения различных упражнений, заданий и игр, направленных на расширение словарного запаса, понимание смысловых оттенков и правильное использование слов и выражений в различных контекстах.

Каковы выводы по первой главе статьи?

Выводы по первой главе статьи заключаются в том, что лексическая норма является важной составляющей подготовки учащихся 8-9 классов к ОГЭ, и для ее успешного освоения необходимо проводить практические занятия и упражнения, направленные на развитие словарного запаса и понимание смысловых оттенков слов.

Чем вызваны ошибки, связанные с несоблюдением лексических норм русского языка?

Ошибки, связанные с несоблюдением лексических норм русского языка, могут быть вызваны неправильным пониманием смысла слова, неправильным контекстом использования, неграмотным использованием идиом и нарушением правил выбора и согласования слов.