граждпнское право
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 0 + 0 источников
- Добавлена 14.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1.Общая характеристика института опеки и попечительства в России 5
1.1.История развития института опеки и попечительства в России 5
1.2.Понятие, цели и значение опеки и попечительства 10
Глава 2.Порядок установления и прекращения опеки и попечительства 15
2.1.Особенности установления опеки и попечительства 15
2.2.Порядок прекращения опеки и попечительства 19
Глава 3.Проблемы и перспективы развития института опеки и попечительства в РФ на современном этапе развития 22
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Данная норма может быть использована, когда речь ведется о близких родственниках (например, во время установления опеки (попечительства) дедушек и бабушек над внуками при наступлении смерти их родителей). После истечения установленного срока предварительная опека или попечительство должны быть или прекращены, или видоизменены в постоянную – в том случае, если опекун (попечитель) предоставляет всю необходимую информацию и отсутствуют основания для вынесения отказа.ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает компетенцию органов опеки и попечительства, регламентирует правовое положение опекунов и попечителей, систематизирует процесс формирования и прекращения опеки и попечительства.К нововведениям законодательства следует отнести: введение упрощенной процедуры установления опеки при необходимости незамедлительного назначения опекуна либо попечительства; введение опеки на временной основе (к примеру, при направлении в длительную командировку родителей); возможность установления опеки и попечительства над лицом, не достигшим совершеннолетнего возраста по заявлению их родителей (с указанием определенного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут выполнять собственные обязанности родителей. Устанавливается также преимущественное право близких родственников выступать в качестве опекунов (попечителей). Закрепляется возможность формирования опеки и попечительства на основании договора об осуществлении опеки и попечительства, который заключается органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Данным договором может устанавливаться выплата соответствующего вознаграждения. Достаточно подробно регламентированы вопросы управления, охраны и распоряжения имуществом подопечных, установлена процедура и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных.Современное законодательство называет в качестве обязательного условия назначения опекуном (попечителем) согласие лица на выполнение опекунских обязанностей, что объяснить нетрудно. Только свободное волеизъявление, желание заменить ребенку родителей может быть предпосылкой успешного воспитания, забота не может строиться на принуждении. Однако существует не так много людей, готовых обременить себя такими заботами, и чаще всего это бывают близкие родственники.В связи с этим представляется возможным пересмотреть норму о том, что опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица, или только опекунами, когда речь идет об установлении опеки над несовершеннолетними. Можно было бы указать, что, например, старшие братья, сестры (полнородные и неполнородные), достигшие возраста 16 лет, могут осуществлять опеку над своими младшими братьями, сестрами, если разница в возрасте с последними не менее 5 лет.Это положение может действовать в том случае, если близких родственников по прямой или боковой восходящей линии, желающих принять на себя соответствующие обязанности, нет, а братья и сестры проживали и продолжают проживать совместно, между ними существуют близкие родственные отношения. При этом возможно учесть мнение достигших 10 летнего возраста их младших братьев и сестер. Это решение представляется более разумным, чем передача посторонним людям нежелающих расставаться со своими близкими детей. Следует учесть, что согласно закону одно и то же лицо, как правило, может быть опекуном или попечителем только одного гражданина.В семейном законодательстве имеется такая форма устройства детей, которые остались без родительского попечения, как фактическое воспитание, которое, к большому сожалению, сегодня не имеет под собой никакой развитой нормативной базы. Можно осуществлять фактическое воспитание без оформления опекунства, однако, фактические воспитатели не получают никаких средств на содержание ребенка (у них в последующем может образоваться право взыскать алименты с фактических воспитанников), содержат его только за счет своих средств, и дети, которые находятся на фактическом воспитании, не имеют определенных пособий и льгот от государства, которые, к примеру, получают дети-сироты, которым был назначен опекун (попечитель).Предоставление лицам, не достигшим 18 лет, относительной свободы, включая гражданско-правовую сферу, вовсе не значит, что им не требуется помощь при осуществлении прав и выполнении обязанностей, обладателями которых они считаются. Между тем, необходимо учитывать, что сама история назначения опекунов и попечителей говорит о том, что, несмотря на нормы закона о необходимости назначения опекунов и попечителей, фактически не всегда таковые назначаются, в особенности в случаях, если будут сделаны выводы, что несовершеннолетнее лицо (в возрасте от 16 до 18 лет) способно самостоятельно решать те либо другие вопросы без какой-либо посторонней помощи. Профилактическая работы с детьми и семья обязана создавать все необходимые условия для своевременного определения проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку его родной семьи. Все перечисленные мероприятия должны быть приоритетным направлением в работе органов опеки и попечительства.Объектом профилактической и реабилитационной работы органов опеки и попечительства должны выступать не только дети, которые были лишены попечения родителей, но и дети, не лишенные родительского попечения, но находящиеся в условиях, создающих угрозу их жизни, здоровью или препятствующих их нормальному воспитанию. Обязательство органов опеки и попечительства проводить профилактическую и реабилитационную деятельность с этими детьми и семьями должна быть установлена при помощи принятия необходимых нормативно-правовых актов.Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на то, чтобы сохранить семью, создать все необходимые условия для того, чтобы быть воспитанными в родной семье. Инициатива вопроса, который связан с лишением родительских прав, должна быть самой крайней мерой воздействия на родителей, и должна применяться только в том случае, если другие меры не принесли надлежащего результата. Также необходимо заметить, что органы опеки и попечительства обязаны проводить профилактические беседы и реабилитационную работу с родителями, лишенными собственных прав или ограниченными в них, оказывать содействие и помощь для восстановления семьи. При устройстве детей в семью необходимо развивать различные формы семейного устройства таких детей, расширять возможности устройства детей в семьи граждан РФ. Устройство детей в семьи иностранных граждан порой приносит отрицательный результат, включая лишение жизни детей. В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, органы опеки и попечительства обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями. Реализация данного направления требует планирования и информирования граждан о возможностях устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Эту информацию необходимо размещать в СМИ: на радио и телевидении, запускать социальную рекламу, посвящать специальные передачи по защите детей; в глобальной сети Интернет, в печатных изданиях; в муниципальных, государственных и негосударственных организациях, учреждениях, предприятиях, в общественных местах, в почтовых отделениях, банках, зданиях местных администраций, в виде соответствующих плакатов, объявлений, при помощи применения стендов, технических средств, плакатов и т.д.). Обратимся к материалам судебной практики.Обобщение практики судов говорит о том, что зачастую граждане РФ отказывались в принятии детей на воспитание в собственные семьи из-за состояния здоровья передаваемых на усыновление детей, наличия у них тяжелой наследственности. В определенных случаях на подобный отказ оказывали влияние возраст детей, их пол, внешние данные, неблагополучное социальное положение их родителей, отсутствие возможности установить психологический контакт с ребенком.Так, при изучении Саратовским областным судом одного из дел об усыновлении было установлено, что вследствие наличия проблем в поведении и возраста (9 лет) от принятия несовершеннолетнего на воспитание отказалось семнадцать семей. Помимо этого, ребенок два раза был передан под опеку, однако, по просьбе и заявлению опекунов их освободили от обязанностей вследствие проблем в поведении ребенка.По одному из дел, изученных Ярославским областным судом, главной причиной отказа граждан от принятия ребенка в семью также был возраст ребенка (9 лет).Тверской областной суд, изучая заявление граждан Франции об усыновлении лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, определил, что с информацией о ребенке ознакомились 309 семей РФ, но эти граждане отказались посещать ребенка в детском доме для того, чтобы решить вопрос о принятии девочки на воспитание из-за состояния ее здоровья. По одному из дел, изученных Саратовским областным судом, было определено, что от усыновления лица, не достигшего совершеннолетия, отказалось сорок девять семей из-за тяжелой наследственности ребенка, отрицательных сведений о ее матери, состоянии его здоровья.Таким образом, можно говорить о том, что опека и попечительство по-прежнему остается самой востребованной формой устройство социально нуждающихся несовершеннолетних и совершеннолетних граждан.В данной форме имеется колоссальный положительный потенциал, который дает возможность устроить судьбу нуждающегося в заботе гражданина наилучшим способом: с одной стороны, обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина, а с другой стороны – максимально приближенным к проживанию в семейных условиях.Развитие и последующее совершенствование института опеки и попечительства на протяжении долгих лет показывает его способность обеспечить выживание определенных категорий лиц, которым требуется социальная поддержка. В этом случае мы видим встречное удовлетворение интересов: частного, состоящего в самосохранении человека, а также публичного, заключающегося в сохранении жизни и здоровья, интеллектуального потенциала этой личности, а также в обеспечении общественной безопасности в целом, устранении нищенства, детской безнадзорности, профилактике наркомании и алкоголизма, снижения уровня преступности.ЗаключениеПо традиции в России считалось и продолжает сохраняться такая позиция, что ребенок должен быть воспитан в естественных условиях, то есть в семье. По этой причине законодатель всегда отдает приоритет семейным и «квазисемейным» формам воспитания ребенка. Принято выделять такие традиционные формы воспитания детей, которые остались без родительского попечения, как опека и попечительство, усыновление, приемная семья, а также новые, но пока еще не получившие широкого распространения: семейные детские дома, детские деревни, устройство подростков мужского пола в воинские части, замещающая семья и др.Главные усилия государства в настоящее время направлены на семейное устройство детей, которые остались без родительского попечения.Опека – это форма устройства граждан, которые не достигли 14 лет, и признанных по решению суда недееспособными гражданами, когда назначенные органом опеки и попечительства опекуны считаются законными представителями подопечных, совершают от их имени и в их непосредственных интересах все юридически значимые действия. Попечительство – это форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, которые были ограничены судом в дееспособности, когда назначенные органом опеки и попечительства попечители должны помогать несовершеннолетним при осуществлении их прав и выполнении обязательств, защищать их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, предоставлять согласие на совершение подопечных определенных действий. К основаниям для установления опеки и попечительства следует отнести: лишение родительские прав, иные случаи оставления детей без заботы и опеки, смерть родителей, отсутствие родителей. Среди действующих проблем использования законодательных норм об институте опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми следует выделить следующие:- проблема обеспечения последовательности и системности норм права, используемых в области регулирования института опеки и попечительств;- проблема правового положения несовершеннолетнего родителя в возрасте от 16 до 18 лет, не эмансипированного и не состоящего в браке;- проблема реализации полномочий органов опеки и попечительства относительно нематериальной области жизни подопечного. Считаем необходимым закрепить на законодательном уровне возможность опекунов (попечителей) требовать от своих трудоспособных, достигших совершеннолетнего возраста бывших подопечных предоставления содержания при утрате своей трудоспособности, нуждаемости, отсутствия возможности получения финансовой помощи из иных источников, т.е. расширить за счет опекунов (попечителей) перечень субъектов алиментных обязательств второй очереди. Это возможно в том случае, если они без заключения договора надлежащим образом содержали и воспитывали подопечных и опекаемых до достижения совершеннолетнего возраста, к примеру, не меньше 5 лет, в свое время в силу объективных причин не имели возможности получать алименты от родителей несовершеннолетних на содержание последних и т.д. А свои средства, которые были потрачены на подопечных и опекаемых, были значительно больше выплат, предусмотренных государство, что подтверждается актом проверки органа опеки и попечительства. Если же при подобных условиях в качестве опекунов и попечителей выступали бабушки и дедушки, браться и сестры, то они смогут быть субъектами алиментных обязательств субсидиарного характера уже в силу нормы, которая имеется в СК РФ.