СБО традиции и инновации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиография
  • 20 20 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 16.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Справочно-библиографическое обслуживание: сущность, структура, свойства 4
1.1. Возникновение и развитие справочно-библиографического обслуживания 4
1.2. Справочно-библиографическое обслуживание – поиск оптимальной модели 7
2. Инновации справочно-библиографического обслуживание 13
2.1. Перспективное направление развития СБО – мобильное обслуживание 13
2.2. Инновации в справочно-библиографическом обслуживании пользователей библиотеки вуза 14
Заключение 19
Список использованных источников 20





Фрагмент для ознакомления

Эти тенденции отразились в первую очередь на деятельности библиотек как элемента системы социальных коммуникаций, и в частности на СБО.Справочно-библиографическое обслуживание пользователей является одним из важнейших направлений деятельности библиотеки вуза. Активное использование информационных технологий в сферах библиотечной деятельности внесло существенные изменения и в справочно-библиографическое обслуживание пользователей. Трансформация традиционных форм справочно-библиографического обслуживания происходит на всех этапах информационной работы библиотеки. Внедрение новых инновационных видов в справочно-библиографическое обслуживание пользователей позволяет библиотеке вуза занимать и удерживать лидирующие позиции на рынке информации. Анализ особенностей введения инноваций в процесс справочно-библиографического обслуживания пользователей в российских библиотеках разных типов показал, что одним из приоритетных направлений является постепенный ввод новых форм в справочно-библиографическое обслуживание библиотек высшей школы. Согласно определению [4] термина «инновация», в ходе данного процесса, происходит «качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованной рынком», что даёт возможность говорить о том, что инноватизация справочно-библиографического обслуживания пользователей создаёт благоприятную почву для дальнейшего эффективного роста всей библиотечной системы. Среди возможных инноваций в справочно-библиографическом обслуживании пользователей выделим следующие: виртуальное справочно- библиографическое обслуживание (ВСБО), мобильное обслуживание, вебинары с элементами СБО. Отметим, что ВСБО представляет собой СБО пользователей, осуществляемое в электронной форме в среде виртуального информационного пространства, чаще всего в режиме реального времени, в процессе которого пользователи используют различные Интернет-технологии (компьютерные, электронные и иные технологии) для коммуникативного взаимодействия с библиографами ВСС в условиях географической отдалённости от библиотеки, результатом при этом является виртуальная справка [8, с. 77]. Всё большее распространение среди существующих видов ВСБО получают виртуальные справочные службы или виртуальные столы справок, работа которых основана на специальной форме на сайте вуза, в которой пользователи имеют возможность отправить интересующий запрос библиографу и через определенное время получить релевантный ответ. Неоспоримым преимуществом является тот факт, что библиограф и пользователь могут не только общаться через чат, но и совместно обращаться к различным цифровым объектам (поисковым системам, базам данных, цифровым библиотекам). Кроме чат-обслуживания, наибольшее распространение среди вузовских библиотек России получила система виртуальной справочной службы. Виртуальные справочные службы (ВСС) представляют собой онлайновую справочную библиографическую службу библиотеки, предназначенную для СБО удалённых пользователей. Основной задачей ВСС является максимально оперативное и полное удовлетворение информационных потребностей удаленных пользователей. В большинстве случаев служба функционирует на некоммерческой основе и доступна всем пользователям. С введением ВСС в практику СБО, библиотеки вузов могут расширить сферу деятельности и пользовательскую аудиторию. Можно отметить, что основной принцип работы ВСС – доступность информации и равноценное повсеместное информационное обслуживание [5, с. 2].Названия виртуальных справочных служб разнообразны, но, в целом, отражают главную суть работы – в онлайн режиме оказывать услуги СБО: «Виртуальная справка», «Спроси библиографа (библиотекаря, специалиста)», «Библиограф онлайн», «Библиограф спешит на помощь», «Скорая библиографическая помощь», «Задайте вопрос библиотекарю», «Спрашивали? – Отвечаем!», «Интернет-справка», «Вопросы и ответы» [7]. Одним из инноваций в СБО можно считать мобильное обслуживание. При этом разные авторы и разработчики понимают под данным термином различные значения: это и «быстрое» СБО пользователей библиотеки, и СБО с применением мобильных устройств (операторов сетей). Интересен опыт мобильного справочного обслуживания в библиотеках вузов (идея университетских библиотек США), в справочных и информационных отделах пользователям предоставляются определенные часы - время «мобильного» обслуживания, за короткий срок пользователь получает максимум информации по своему запросу (выполняют мобильные запросы наиболее квалифицированные сотрудники отдела) [2, с. 16]. Предоставление информационных услуг владельцам мобильных телефонов, с помощью передачи текстовых сообщений, позволит обеспечить им получение необходимых справочно-информационных данных в любое время. Сообщения на мобильный телефон можно передавать и принимать как в режиме ожидания, так и во время разговора [6]. Таким образом, инновационные процессы в СБО, тесным образом переплетающиеся с традиционными формами СБО, являются неотъемлемой частью всей системы обслуживания пользователей вузовской библиотеки. С развитием новых технологий, библиотеки трансформируют собственные услуги СБО, включая элементы информационно-коммуникативных технологий во все процессы СБО.ЗаключениеВнедрение информационных технологий в справочно-библиографическом обслуживании поставило профессиональное библиотечное сообщество перед необходимостью переосмысления роли и места библиографа в современной электронной среде. Библиотека НТБ ГАГУ не осталась в стороне и стала активно применять инновационные технологии в своей работе. Они позволяют перенести многие виды профессиональной деятельности в сетевую среду. Получив Интернет-воплощение, справочно-библиографическое обслуживание выигрывает в оперативности, масштабе обслуживаемой пользовательской аудитории, в предоставлении не только библиографической, но и полнотекстовой информации.Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей было и продолжает оставаться одним из наиболее важных направлений деятельности библиотеки. Изменились способы библиографической деятельности, но не ее роль в вузовской библиотеке. Информационно-библиографический отдел НТБ ГАГУ работает в условиях двух технологий - традиционной и компьютерной. В настоящее время одно без другого не может существовать, настолько все взаимосвязано, только сочетание всех форм информационно-библиографического обслуживания позволит поддерживать более качественную работу с читателями.Список использованных источниковВасина Е. Ю. Информационно-библиографическая работа: выбираем приоритеты // Б-ки вузов Урала, 2003. № 4. С. 37–43. Кравченко Т., Початкина О., Титунова И. Формирование научной картотеки. Справочный аппарат и информационное обслуживание // Библ. дело. 2012. № 10. С. 19–22. Маарно Р. Информационное «Бюро забытых вещей» – новая модель библиотечной справочной службы // Науч. итехн. б-ки. 2013. № 1. С. 94–99. Редькина Н. С. Моделирование как метод научного познания в библиотековедении. Новосибирск, 2016. С. 11. Avery S., Hahn J., Zilic M. Beyond consultation: a new model for librarian's office hours // Public Serv. Quart. 2008. Vol. 4, N 3. P. 187–206. Cassell Kay Ann. Meeting Users’ Needs Through New Reference ServiceModels // Cassell Kay Ann. URL: http://rusu-library.blogspot.ru/2009/08/blog-post_18.html (дата обращения: 11.02.2023). Gale C. D., Evans B. S. Face-to-face: the implementation and analysis of a Research consultation service // Coll. a. Undergrad. Libr. 2007. Vol. 14, N 3. P. 85–101. Heikkila-Furrey J., Kearns S. K., Littrell L. Reference by your side: Redesigning the library help desk // Ref. Libr. 2007. Vol. 48, N 2. P. 41–59.

Список использованных источников

1. Васина Е. Ю. Информационно-библиографическая работа: выбираем приоритеты // Б-ки вузов Урала, 2003. № 4. С. 37–43.
2. Кравченко Т., Початкина О., Титунова И. Формирование научной картотеки. Справочный аппарат и информационное обслуживание // Библ. дело. 2012. № 10. С. 19–22.
3. Маарно Р. Информационное «Бюро забытых вещей» – новая модель библиотечной справочной службы // Науч. и техн. б-ки. 2013. № 1. С. 94–99.
4. Редькина Н. С. Моделирование как метод научного познания в библиотековедении. Новосибирск, 2016. С. 11.
5. Avery S., Hahn J., Zilic M. Beyond consultation: a new model for librarian's office hours // Public Serv. Quart. 2008. Vol. 4, N 3. P. 187–206.
6. Cassell Kay Ann. Meeting Users’ Needs Through New Reference ServiceModels // Cassell Kay Ann. URL: http://rusu-library.blogspot.ru/2009/08/blog-post_18.html (дата обращения: 11.02.2023).
7. Gale C. D., Evans B. S. Face-to-face: the implementation and analysis of a Research consultation service // Coll. a. Undergrad. Libr. 2007. Vol. 14, N 3. P. 85–101.
8. Heikkila-Furrey J., Kearns S. K., Littrell L. Reference by your side: Redesigning the library help desk // Ref. Libr. 2007. Vol. 48, N 2. P. 41–59.

Вопрос-ответ:

Что такое СБО традиции и инновации?

СБО (справочно-библиографическое обслуживание) "традиции и инновации" - это система предоставления информационно-библиографической помощи пользователям библиотеки. Она объединяет классические подходы и новые технологии в обработке и предоставлении информации. В рамках данной системы осуществляется поиск, сбор, анализ и предоставление информации пользователям.

В чем состоит сущность СБО традиции и инновации?

Сущность СБО традиции и инновации заключается в оптимальном сочетании классического библиографического аппарата и использования современных информационных технологий. Такая система позволяет эффективно обрабатывать и предоставлять информацию пользователям. Она включает в себя работу с каталогами, осуществление поиска в базах данных, подбор и анализ релевантных материалов, а также использование электронных ресурсов и интернет-технологий.

Какое место занимает СБО традиции и инновации в обслуживании пользователей?

СБО традиции и инновации является важной составляющей обслуживания пользователей библиотеки. Она обеспечивает информационно-библиографическую поддержку для различных категорий пользователей - студентов, преподавателей, исследователей и других. Благодаря современным технологиям и инновационным подходам, СБО традиции и инновации способствует повышению качества и эффективности обслуживания, удовлетворяя потребности пользователей в доступе к информации.

Каким образом развивается справочно-библиографическое обслуживание?

Справочно-библиографическое обслуживание развивается путем внедрения инноваций и новых подходов. Одним из перспективных направлений развития является мобильное обслуживание, которое позволяет пользователям получать информацию и доступ к ресурсам библиотеки через мобильные устройства. Также существуют инновации, направленные на развитие СБО для пользователей библиотек вузов. Внедрение новых технологий и методов анализа информации способствует повышению эффективности работы и удовлетворению потребностей пользователей.

Что такое СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографическое обслуживание?

СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографическое обслуживание - это методика сбора, обработки и предоставления информации, необходимой пользователю библиотеки для решения его информационных потребностей.

Какие основные структурные элементы включает СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографическое обслуживание?

Основные структурные элементы СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографического обслуживания включают: библиографический аппарат, электронные базы данных, информационные ресурсы и библиотечные услуги.

Как возникло и развивалось справочно библиографическое обслуживание?

Справочно библиографическое обслуживание возникло в результате необходимости более эффективной организации поиска информации для пользователей библиотеки. Оно развивалось с появлением новых технологий и возможностей компьютерной обработки информации.

Как можно оптимизировать поиск информации при справочно библиографическом обслуживании?

Для оптимизации поиска информации при справочно библиографическом обслуживании можно использовать оптимальные модели и алгоритмы поиска, а также электронные базы данных и современные поисковые системы.

Какие инновации применяются в справочно библиографическом обслуживании пользователей библиотек вуза?

В справочно библиографическом обслуживании пользователей библиотек вуза применяются различные инновации, такие как мобильное обслуживание, использование современных информационных технологий, внедрение электронных библиотечных систем и др.

Что такое СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографическое обслуживание сущность структура свойства?

СБО традиции и инновации 3 1 Справочно библиографическое обслуживание - это комплекс мероприятий, осуществляемых библиотекой для обеспечения пользователей информационными ресурсами и помощи в поиске необходимой информации. Оно включает в себя такие задачи, как составление библиографий, подбор литературы, консультации и т.д. Структура и свойства этого обслуживания зависят от конкретных требований и потребностей пользователей.

Что представляет собой перспективное направление развития СБО мобильное обслуживание?

Перспективное направление развития СБО - мобильное обслуживание, представляющее собой предоставление услуг библиотеки через мобильные устройства, такие как смартфоны и планшеты. Пользователи могут получать доступ к электронным каталогам, заказывать книги, задавать вопросы библиотекарям и получать информацию о мероприятиях и акциях прямо с помощью своего мобильного устройства.