Возможности использования конструктора Lego для обогащения математических представлений детей
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 20.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КОНСТРУКТОРА LEGO 6
1.1. Теоретические сведения о математических представлениях 6
1.2. Характеристика математических представлений старших дошкольников 8
1.3. Конструктор Lego как средство формирования математических представлений старших дошкольников 12
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНСТРУКТОРА LEGO ДЛЯ ОБОГАЩЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Диагностика математических представлений старших дошкольников 16
2.2. Развитие математических представлений старших дошкольников средствами конструктора Lego 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22
ПРИЛОЖЕНИЕ А. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 25
Упражнение №1. Настольная игра-бродилка (рисунок А7, Приложение А). Упражнение №2. Ребенку предлагается поле с выделенными квадратами, подписанными цифрами (с 1 до 10). На каждом поле предлагается разметить то количество блоков, какое число написано на квадрате.Упражнение №3. Математические примеры с использованием Lego, например, блок с 8 шипами + блок с 2 шипами = ? или 3 блока синего цвета + 2 блока синего цвета = ?.Величина. Упражнение №1. Сравнение столбиков из блоков Lego (больше, меньше, шире, уже).Упражнение №2. Составление столбиков меньше (больше), шире (уже) того, что составлен педагогом.Форма.Упражнение №1. Составление из квадратных кирпичиков прямоугольников. Упражнение №2. Составление фигур по заданиям.Упражнение №3. Заполнение карточек с заданиями по цвету, форме (рисунок А8, Приложение А.Ориентировка в пространстве. Упражнение №1. Прохождение лабиринта из блоков Legoпо заданию педагога (один шаг вверх, два шага влево, три шага вниз и т.д.) (рисунок А9, Приложение А).Упражнение №2. Указать какой блок находится в месте по описанию педагога. Например, «Какой блок находится в центре панели?», «Какой блок находится в левом верхнем углу?» и т.д. (рисунок А10, Приложение А).Таким образом, с помощью Lego-конструирования можно эффективно развивать ЭМП у дошкольников.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы изучили возможности использования Lego-конструирования в качестве средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников.Полученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Элементарные математические представления представляют собой элементарные знания в области математики, такие как представления о количестве, счете, величине, форме, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени.Существует ряд требований к уровню сформированности ЭМП у детей дошкольного возраста. При этом, как показывает практика, эти требования далеко не всегда достигнуты детьми, что требует от педагогов ДОУ дополнительных усилийпо созданию эффективной системы формирования математических представлений у дошкольников.Обобщая опыт применения Lego-конструирования в качестве средства формирования ЭМП у дошкольников, мы можем сделать вывод о том, что данный подход весьма эффективен.На примере 24 детей мы показали, что из 24 детей 3 имеют низкий уровень сформированности ЭМП (12,5%), 21 – средний уровень сформированности ЭМП (87,5). Был разработан комплекс упражнений с использованием Lego-конструктора.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАбибуллаеваС.С. Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста / С.С. Абибуллаева // Молодой ученый, 2022. – №20(415). – С.545-547.Алексеева Е.Е. Дидактическая ценность математического понятия / Е.Е. Алексеева // Наука Красноярья, 2015. – №2(19). – С.74-84.БелошистаяА.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб.занятий. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.БородаеваВ.В. О развитии деятельности счета у детей пятого года жизни / В.В. Бородаева // Молодежная наука: тенденции развития, 2019. – №2. – С.35-41.Васильева О.П. Лего-конструирование – инструмент развития элементарных математических представлений у дошкольников / О.П. Васильева // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы III Международной научно-практической конференции, 2020. – С.240-243.ВернигороваН.В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием / Н.В. Вернигорова // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов III международной научно-практической конференции, 2016. – С.194-201.Волкова Я.А. Элементы лего-конструирования в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Я.А. Волкова // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистратов, аспирантов. Т. 11, 2020. – С.42-44.Деева Л.О. Из теории о формировании элементарных математических представлений / Л.О. Деева // Глобус: психология и педагогика, 2019. – №7(35). – С.9-11.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов, стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.ИскандероваИ.Р. Изучение сформированности математических представлений у младших дошкольников / И.Р. Искандерова // Вопросы педагогики, 2019. – №4-1. – С.72-78Ковалева Г.И. Графический образ и графическое представление математического понятия / Г.И. Ковалева, Н.Ю. Милованов // Казанский педагогический журнал, 2017. – №4(123). – С.31-36.Коняева А.П. Развитие математических способностей с помощью лего-конструирования / А.П. Коняева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С.55-59.КудренкоЗ.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Lego-конструктора / З.В. Кудренко // Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2022. – С.100-103.Лобан Т.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2017. – 84 с.Мельниченко Я.И. Формирование математических представлений у старших дошкольников / Я.И. Мельниченко, С.Г. Софьина, Т.Н. Тюрина // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, 2017. – С.215-217Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 376 с.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 с.Полякова А.М. Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений / А.М. Полякова // Мировая и российская наука: области развития и инноваций. Сборник научных статей. Т. 2, 2020. – С.86-88.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14.02.2023).Томина В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе математического развития / В.А. Томина // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее. Сборник статей ФГБОУВО «Оренбургский государственный педагогический университет», 2022. – С.453-455.Турова И.В. Современные подходы к определению понятия «Математическое развитие детей дошкольного возраста / И.В. Турова // Вестник Красноярского государственного пелагического университета им. В.П. Астафьева, 2015. – №4(34). – С.154-157.ПРИЛОЖЕНИЕ А. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛРисунок А1 – Карточка для задания №2Рисунок А2 – Карточка к заданию №4Рисунок А3 – Карточка к заданию №6Рисунок А4 – Карточка к заданию №7Рисунок А5 – Карточка к заданию №8Рисунок А6 – Карточка к заданию №14Рисунок А7 – Упражнение №1 блока «Количество, счет»Рисунок А8 – Упражнение №3 блока «Форма»Рисунок А9 – Упражнение №1 блока «Ориентировка в пространстве»Рисунок А10 – Упражнение №2 блока «Ориентировка в пространстве»
1. Абибуллаева С.С. Математическое развитие как важное направление развития детей дошкольного возраста / С.С. Абибуллаева // Молодой ученый, 2022. – №20(415). – С.545-547.
2. Алексеева Е.Е. Дидактическая ценность математического понятия / Е.Е. Алексеева // Наука Красноярья, 2015. – №2(19). – С.74-84.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. занятий. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
4. Бородаева В.В. О развитии деятельности счета у детей пятого года жизни / В.В. Бородаева // Молодежная наука: тенденции развития, 2019. – №2. – С.35-41.
5. Васильева О.П. Лего-конструирование – инструмент развития элементарных математических представлений у дошкольников / О.П. Васильева // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы III Международной научно-практической конференции, 2020. – С.240-243.
6. Вернигорова Н.В. Развитие у детей младшего дошкольного возраста умений оперировать свойствами и отношениями объектов через использование дидактических игр с математическим содержанием / Н.В. Вернигорова // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования. Сборник научных статей и материалов III международной научно-практической конференции, 2016. – С.194-201.
7. Волкова Я.А. Элементы лего-конструирования в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Я.А. Волкова // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистратов, аспирантов. Т. 11, 2020. – С.42-44.
8. Деева Л.О. Из теории о формировании элементарных математических представлений / Л.О. Деева // Глобус: психология и педагогика, 2019. – №7(35). – С.9-11.
9. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов, стандарт третьего поколения / под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
10. Искандерова И.Р. Изучение сформированности математических представлений у младших дошкольников / И.Р. Искандерова // Вопросы педагогики, 2019. – №4-1. – С.72-78
11. Ковалева Г.И. Графический образ и графическое представление математического понятия / Г.И. Ковалева, Н.Ю. Милованов // Казанский педагогический журнал, 2017. – №4(123). – С.31-36.
12. Коняева А.П. Развитие математических способностей с помощью лего-конструирования / А.П. Коняева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2018. – С.55-59.
13. Кудренко З.В. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством Lego-конструктора / З.В. Кудренко // Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследований. Сборник статей Международной научно-практической конференции, 2022. – С.100-103.
14. Лобан Т.И. Теория и методика формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2017. – 84 с.
15. Мельниченко Я.И. Формирование математических представлений у старших дошкольников / Я.И. Мельниченко, С.Г. Софьина, Т.Н. Тюрина // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, 2017. – С.215-217
16. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 376 с.
17. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 с.
18. Полякова А.М. Исследовательская деятельность дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений / А.М. Полякова // Мировая и российская наука: области развития и инноваций. Сборник научных статей. Т. 2, 2020. – С.86-88.
19. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14.02.2023).
20. Томина В.А. Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе математического развития / В.А. Томина // Наука и молодежь – 2022: взгляд в будущее. Сборник статей ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», 2022. – С.453-455.
21. Турова И.В. Современные подходы к определению понятия «Математическое развитие детей дошкольного возраста / И.В. Турова // Вестник Красноярского государственного пелагического университета им. В.П. Астафьева, 2015. – №4(34). – С.154-157.
Вопрос-ответ:
Как можно использовать конструктор Lego для обогащения математических представлений детей дошкольного возраста?
Конструктор Lego предоставляет возможность детям развивать математические навыки через конструирование, сортировку, сравнение и классификацию элементов, а также через решение задач с использованием геометрических форм и чисел.
Какие математические представления формирует конструктор Lego у старших дошкольников?
Конструктор Lego помогает старшим дошкольникам развивать представления о формах, цветах, размерах, симметрии, счете, геометрии и логическом мышлении. Они могут изучать пространственные отношения, понимать различные математические операции и учиться решать проблемы.
Какие преимущества использования конструктора Lego для обучения математике у детей дошкольного возраста?
Использование конструктора Lego в обучении математике позволяет детям активно и креативно учиться, развивает у них пространственное мышление, сенсорные навыки и координацию движений. Кроме того, дети могут изучать абстрактные математические понятия через конкретные объекты и создавать свои собственные модели.
Каким образом конструктор Lego способствует развитию математических представлений старших дошкольников?
Конструктор Lego помогает старшим дошкольникам развивать математические представления путем манипулирования элементами конструктора, создания моделей, решения задач, а также позволяет им визуализировать и конкретизировать абстрактные математические понятия.
Каким образом конструктор Lego способствует развитию логического мышления у детей дошкольного возраста?
Конструктор Lego позволяет детям дошкольного возраста работать с элементами в определенном порядке, следовать инструкциям и создавать последовательности действий. Это тренирует и развивает их логическое мышление, способность планировать и решать проблемы.
Какие возможности предоставляет конструктор Lego для обогащения математических представлений детей дошкольного возраста?
Конструктор Lego позволяет детям развивать математические представления, такие как счет, геометрия, логическое мышление и пространственное восприятие. С помощью различных деталей и комбинаций дети могут создавать разные формы, строить по схемам, считать количество деталей и учиться решать математические задачи.
Какие теоретические основы развития математических представлений рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяется характеристике математических представлений старших дошкольников и возможностям конструктора Lego в формировании этих представлений.
Какие математические представления формируются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста формируются математические представления о числах, формах, размерах, пространстве и логических отношениях. Они учатся считать, распознавать геометрические формы, различать больше-меньше, выстраивать последовательности и решать простые математические задачи.
Почему конструктор Lego является эффективным средством формирования математических представлений у детей дошкольного возраста?
Конструктор Lego позволяет детям активно взаимодействовать с материалом, строить и конструировать, что развивает их пространственное восприятие и логическое мышление. Дети могут экспериментировать с разными формами, размерами и комбинациями деталей, что способствует формированию математических представлений.
Какие практические аспекты использования конструктора Lego для развития математических представлений рассматриваются в данной статье?
В данной статье рассматриваются практические аспекты использования конструктора Lego, такие как создание простых конструкций с заданными параметрами, игры с числами и формами, решение логических задач и преобразование геометрических фигур. Описываются различные игровые ситуации и методики, способствующие развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.
Каковы основные теоретические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста?
Основные теоретические основы развития математических представлений у детей дошкольного возраста включают в себя понятийную сферу, операционную сферу и пространственно-геометрическую сферу. Процесс развития математических представлений проходит через постепенное усвоение понятий и операций, а также через определенные этапы развития, связанные с освоением пространственных и геометрических представлений.
Как можно охарактеризовать математические представления старших дошкольников?
Математические представления старших дошкольников отличаются от представлений более младших детей более глубоким и абстрактным пониманием понятий и операций. Они способны решать простые математические задачи, ориентироваться в пространстве и анализировать геометрические фигуры. Однако, их математические представления еще ограничены и не могут быть применены в полной мере в различных ситуациях.