Группа кратковременного пребывания как путь социализации ребенка раннего дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 37 37 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 15.04.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание:

Введение………………………………………………………………………. . . 3
Глава 1. Особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1. 1. Особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребёнка в ДОО………………………...…………………………………………. 6
1. 2. Сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения……8
1. 3. Особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания……………………………………………………………………. . 11
Глава 2. Методики социализации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ……………………………..………………………………………………. 16
2. 1. Организация и методы исследования………………………………. . …16
2. 2. Результаты исследования…………………………………………………20
2. 3. Программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период социализации в группе временного пребывания…………22
Заключение…………………………………………..…………………………. 34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИ1Й СПИСОК…………………………………………35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………. 37
Фрагмент для ознакомления

Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребёнка, вредных привычках, сне, любимой еде, любимой игрушке и др. Воспитатель ДОУ должен быть другом и советчиком в семье. В переходный период ребёнок особенно нуждается в теплом, любящем обращении как дома, так и в ДОУ. Детям часто трудно принять новые микросоциальные ситуации. Они могут улучшать реакцию на эмоциональный фон. Для предотвращения таких реакций детям необходимо оказывать медицинскую, психологическую и педагогическую поддержку в процессе их подготовки и социализации к пребыванию в ДОУ. Данная работа сосредоточена на следующих направлениях:1)подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование перемен для него;2)организация жизни детей в переходный период;3)-контроль за состоянием здоровья детей в переходный период и коррекция возникающих нарушений. В это время у малыша появляется естественная закалка, запас витаминов; Кроме того, дети из уже сформированных групп за лето разошлись, а новому ребёнку легче подружиться, занятия только начинаются, повышения риска заболеваемости пока нет. Подготовка детей к поступлению в ДОУ должна начинаться не позднее 6 месяцев. Педиатр должен составить план подготовки и отметить начало деятельности в актуализируемом списке диагнозов. За два месяца до поступления в ДОУ проводят профилактические осмотры детей врачи: офтальмолог, невролог, отоларинголог, ортопед, стоматолог, участковый педиатр и логопед (для детей от 3 лет). В зависимости от симптомов ребёнок должен быть осмотрен другими специалистами. В период подготовки, согласно календарю прививок, иммунизация ребёнка продолжается, но, планируя ее, педиатр должен помнить, что посещение детского сада имеет смысл без лишних слов начать в начале этого месяца после последней прививки. По результатам обследований проводятся лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия, составляется выписка для детского сада с полной оценкой здоровья, указанием курса смены, рекомендациями на период смены суточного рациона, питания, физкультура и закаливание. Подготовка родителей – важный этап в подготовке ребёнка. В поликлинике и детском саду создается информационный центр для родителей с информацией о документах и анализах, необходимых для поступления; желательно назначать консультации врачей, психологов и педагогов этих центров в определенные дни. Возможна организация родительских конференций на темы «Подготовка детей к поступлению в ДОУ», Родители должны осознавать важность постепенного и раннего перехода (не менее чем за 2-3 недели до поступления) перевода ребёнка на систему дневного пребывания, аналогичную ДОУ, приёма блюд и продуктов, которые там используются для питания. Учитывая значение белков и витаминов в адаптационных реакциях детей, родителям следует обращать внимание на качество детского питания. У детей с неблагоприятным прогнозом изменений за 3-4 недели до поступления в ДОУ рекомендуется увеличить возрастной уровень содержания белка в суточном рационе на 10-15 %, а также необходимо употреблять йодированную соль. Следует акцентировать внимание на необходимости развития у ребёнка навыков самообслуживания: приёма пищи, одевания, пользования горшком, мытья рук и умывания. Для социализации ребёнка в детский коллектив рекомендуется гулять и играть с другими детьми, посещать групповые занятия, участвовать в общедетских мероприятиях. Если ребёнок, поступающий в ДОУ, уже умеет устно общаться, следует посоветовать родителям обратиться к нему по поводу поступления. В этих беседах необходимо подчеркнуть, что родители еще любят ребёнка, а он уже вырос, многому научился и будет идти «работать», помогая им. Возможность посещения ДОУ должна преподноситься как важная составляющая его жизни. Можно читать ребёнку книги о детях в детском саду, играть в детской сад, ходить туда на «День открытых дверей». Ни в коем случае нельзя запугивать детей и высказывать свои опасения и тревоги. Родителям можно предложить научно-популярную литературу по этой теме. Ребёнок должен быть принят в ДОУ психологом и воспитателем в центре. При этом уточняются сведения об образе жизни, состоянии здоровья, эректильных и поведенческих особенностях ребёнка, уточняются необходимые лечебно-воспитательные мероприятия. Имеет смысл оформление стенда «Помощь в переходе ребёнка в ДОУ», создание индивидуальных памяток для родителей. Во время приема врач дошкольного учреждения должен интересоваться состоянием здоровья поступающего ребёнка. В соответствии с состоянием здоровья врач выполняет определенные врачебные обязанности на переходный период: администрирование, питание, организация дневного сна и др. Воспитателю еще до поступления ребёнка в группу необходимо выяснить, каковы особенности воспитания ребёнка в семье – домашний подход, способы вскармливания и постельный режим использования в семье, узнать, как ребёнок ложится спать, спит, какое желание, как чувства устроены. Так, уже при поступлении ребёнка уточняются факторы риска в биологическом и социальном анамнезе и особенности поведения ребёнка в семье. Вся информация передается воспитателю группы, которую посещает ребёнок, что обеспечивает индивидуальный подход к детям. Количество часов, проводимых с вновь поступившим ребёнком, должно постепенно увеличиваться. В первую неделю он не должен проводить в центре более 3 часов в день, продолжительность пребывания увеличивается в зависимости от его эмоционального состояния. Таким образом, потребуется 2-3 недели, чтобы ребёнок был готов провести 10-12 часов в ДОУ, как и нормальные поведенческие симптомы. В переходный период для ребёнка сохраняются обычные режимы кормления и отхода ко сну. Ни в коем случае нельзя ребёнка кормить или усыплять, чтобы не вызывать и закреплять на длительное время негативное представление о детской среде, с целью предотвращения реакции защиты. Временное сохранение приёмов ознакомления ребёнка, даже если они нарушают правила, установленные в ДОУ, помогает ему легче адаптироваться к новым ситуациям. Иногда сложной ситуацией для ребёнка является большая площадь помещения и оборудование, сильно отличающееся от обычной домашней обстановки. В этом случае ребёнка лучше поместить в более замкнутое пространство, поближе к взрослому, чтобы не лишать его чувства безопасности. Это также позволяет воспитателю удовлетворить вполне реальную потребность детей в эмоциональном общении со взрослыми в переходный период. Помогает быстро адаптироваться к новой ситуации часто относится к ребёнку с любовью, разрешает играть. В переходный период педагог внимательно следит за поведением ребёнка. Это помогает поддерживать верную адаптацию. Иногда при очень тяжелом эмоциональном состоянии рекомендуется забрать малыша домой на 2-3 дня. Как правило, детям первого и второго года жизни на переходный период лучше назначать схему для младшего возраста. Основными целевыми показателями в конце переходного периода являются крепкий сон, полноценное питание, здоровое эмоциональное состояние, активное поведение ребёнка, нормальная с возрастом прибавка массы тела. Как показывают наблюдения, по мере привыкания детей к новым ситуациям в первую очередь возникает стремление прийти в себя, сон становится труднее нормализоваться, дольше всего сохраняются эмоциональные нарушения. Восстановление желания и сна сразу не обеспечит нормальной прибавки в весе, если малыш будет поддерживать менее эмоциональный тонус. Нормализация всех симптомов свидетельствует о переходе ребёнка в психологический возраст. В то же время на следующей неделе следует более внимательно осмотреть малыша, так как он может быть переведен на нормальный строй, иногда вызывая резкое снижение эмоционального тонуса. При наблюдении за состоянием здоровья малыша в переходный период особое внимание следует уделить носоглотке. Даже незначительное покраснение зева или наличие умеренных выделений из носа является показанием к изъятию ребёнка на 3-4 день из дошкольного учреждения. На фоне незначительного снижения резистентности организма эти луковицы, проявляющие начало бактериальной и вирусной активности, могут привести к развитию тяжелого респираторного заболевания. Поэтому ребёнку необходима спокойная домашняя обстановка. Естественно, организация жизни ребёнка в переходный период может быть обеспечена только совместными усилиями заведующей, врача, воспитателя и всего персонала, а также родителей. Ребёнок намного быстрее и легче адаптируется, если семья старается сохранить методы воспитания, применяемые в ДОУ. Чем раньше устанавливается единство в дошкольном и семейном учреждении, чем больше ребёнок приближается к своим индивидуальным особенностям, тем быстрее и болезненнее происходит процесс привыкания к новым ситуациям. Поскольку детям трудно приспособиться к изменениям жизненных обстоятельств в раннем возрасте, нельзя допускать частых изменений в составе групп и частых перемещений детей из группы в группу. Перевод детей в другую группу также требует должной организации. Переход к другому воспитателю и в новую группу детей, хотя и не такой резкий, как переход из семьи в дошкольный центр, тем не менее, даже при этом у некоторых детей выявляют нормальные нарушения поведения. Во избежание этого воспитатель при перемещении ребёнка должен сообщить персоналу организации, куда перемещается ребёнок, рассказать о его индивидуальных особенностях и приёмах, давших хорошие результаты в воспитании. Поэтому организация переходной работы с детьми раннего возраста предполагает комплекс мероприятий: мероприятия по подготовке ДОУ к приему новых детей; организационная работа администрации, воспитателей, психолога, ассистентов воспитателей; работа медицинского персонала; семейная работа. Работа должна проводиться планомерно, организованно, при полном сотрудничестве вышеперечисленных лиц. ЗаключениеПоступление в детский сад меняет практически все условия жизни маленького ребёнка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт. Поэтому на сегодняшний день актуальна тема социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Проведение комплекса лечебно-педагогических мероприятий до поступления ребёнка в ясли и в период социализации в детском учреждении способствует более легкой социализации к новым условиям. Рассмотренные аспекты доказывают, что существует множество условий, влияющих на адаптацию ребёнка раннего возраста в группе временного пребывания. Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе зависимости, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым к каждому ребёнку, уметь привлечь его внимание. Педагог должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь контролировать поведение детей в трудный период их привыкания к условиям детского учреждения. Период социализации – сложное время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому сотрудничество педагога и родителей очень важно. Мы пришли к выводу, что важная роль в период социализации отводится воспитателю, его работе с семьей ребёнка. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с. 46 -51. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду / // Дошкольное воспитание№11. – с. 32-34. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с. Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. - М.: Просвещение, 2009. - 226 с. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / // Дошкольное воспитание№4. – С. 58-64. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет.сада / ёв и др. – М. : Просвещение,19с. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224 с. Галанов, А. С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / – М. : Школьная Пресса,20с. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 128 с. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 112 с. . Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2012. - 275 с. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания / // Дошкольное воспитание№11. – С. 47-49. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей / // Дошкольное воспитание№9. – С. 71-76. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2009. - 79 с. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. И. Ганичева - М.: Академия, 2010. - 408 с. Зубова Г. , Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - с. 66 - 77. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / // Дошкольное воспитание№4. – С. 2-9. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста / Логаш, Л. // Дошкольное воспитание№9. – С. 42-44. Лямина, и развитие детей раннего возраста /.– М. : Просвещение, 19с. Новые подходы к социализации детей раннего возраста / // Дошкольное воспитание№1. – С. 34-36. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Результаты наблюдения:№ПоказателиЭксп. группаКонтр.группа1. Заболеваемость за исследуемый период10302. Гармоничность физич. развития70503. Развитие основных функц. систем80604. Сформированность физической подготовленности80605. Развитие мелкой моторики рук7030ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты опроса:ВопросЭкспериментальная группаКонтрольная группаДаНетЗатрудняюсь ответитьДаНетЗатрудняюсь ответить1. Предпочитает ли ваш ребёнок играть со сверстниками, а не с игрушкой?82822. Замечали ли вы эмоциональные реакции вашего ребёнка при взаимодействии со сверстником? (смех, радость, плач, гнев). 10103. Проявляет ли ваш ребёнок инициативу для того, чтобы привлечь внимание сверстника?4425324. Есть ли у вашего ребёнка потребность во взаимодействии с другими детьми?737125. Как вы думаете, ваш ребёнок осознает, что чувствует ребёнок, с которым он играет?5236226. Бывает ли так, что ваш ребёнок проявляет признаки «жестокости» к другим детям? (дергает, щипает других детей). 1091Итого44884587

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / Н. В. Соколовская. - Волгоград: Учитель, 2008. - 188 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. - 2011. - № 6 - с. 46 -51.
3. Бабенко, А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду / // Дошкольное воспитание№11. – с. 32-34.
4. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. - Воронеж: Учитель, 2012. - 236 с.
5. Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О. Л. Зверевой. - М. : Просвещение, 2009. - 226 с.
6. Видра, Д. Детский сад с точки зрения психоанализа / // Дошкольное воспитание№4. – С. 58-64.
7. Воспитание и обучение детей раннего возраста : кн. для воспитателя дет. сада / ёв и др. – М. : Просвещение,19с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 2007. - 224 с.
9. Галанов, А. С. Я иду в детский сад : пособие для родителей и воспитателей / – М. : Школьная Пресса,20с.
10. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. - М. : ТЦ "Сфера", 2010. - 128 с.
11. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т. А. Данилина, Н. М. Степина. - М. : Айрис-Пресс, 2009. - 112 с. . Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е. А. Посевиной Г. Д. - Ростов - на - Дону, Феникс , 2012. - 275 с.
12. Евдокимова, Е. Образ взрослого в событийной картине дошкольного воспитания / // Дошкольное воспитание№11. – С. 47-49.
13. Елагина, М. Роль оценки взрослого в развитии детей / // Дошкольное воспитание№9. – С. 71-76.
14. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 192 с.
15. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М. : Просвещение, 2009. - 79 с.
16. Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. И. Ганичева - М. : Академия, 2010. - 408 с.
17. Зубова Г. , Арнаутова Е. Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О. Л. Зубова // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 7. - с. 66 - 77.
18. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / // Дошкольное воспитание№4. – С. 2-9.
19. Логаш, Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста / Логаш, Л. // Дошкольное воспитание№9. – С. 42-44.
20. Лямина, и развитие детей раннего возраста / . – М. : Просвещение, 19с.
21. Новые подходы к социализации детей раннего возраста / // Дошкольное воспитание№1. – С. 34-36.

Вопрос-ответ:

Какие особенности социализации детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания?

Социализация детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания имеет свои особенности. В таких группах дети проводят ограниченное время, поэтому социализация происходит в более интенсивном темпе. Дети быстрее учатся социальным навыкам, таким как общение, совместная игра и уважение к другим. Кроме того, группы кратковременного пребывания также обеспечивают детям возможность взаимодействия с разными педагогами и сверстниками, что расширяет их социальный кругозор и способствует развитию социальных навыков.

Как функционирует группа кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

Группа кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении функционирует с учетом особенностей детей раннего возраста. В такой группе обеспечивается баланс между игровой и образовательной деятельностью. Детям предоставляется возможность свободно играть, исследовать окружающий мир, а также они учатся следовать определенным правилам и регламентам. Педагоги в группе кратковременного пребывания сопровождают детей в процессе общения и помогают им развивать социальные навыки.

Каким образом сопровождаются дети дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?

Дети дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания сопровождаются педагогами в процессе общения. Педагоги помогают детям налаживать контакт с другими детьми, учат их общению и взаимодействию. Они также помогают детям разрешать конфликты и учат их уважению к другим. В целом, сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания направлено на развитие их социальных навыков и способствует успешной социализации.

Каким образом группа кратковременного пребывания способствует социализации ребенка раннего дошкольного возраста?

Группа кратковременного пребывания предоставляет ребенку возможность общения с другими детьми своего возраста, что способствует развитию его социальных навыков и умений. Здесь ребенок участвует в различных играх и занятиях, где он учится сотрудничать, делиться, слушать других и выражать свои мысли и чувства. Таким образом, группа кратковременного пребывания помогает ребенку освоить социальные нормы и правила поведения.

Какие особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

В группе кратковременного пребывания ребенок обычно находится на неполный рабочий день, что отличается от полноценной дневной группы. Это может влиять на организацию образовательного процесса, поскольку время, отведенное для занятий и игр, может быть ограничено. Кроме того, в группе кратковременного пребывания обычно находится меньшее количество детей, что может повлиять на динамику социализации и взаимодействия.

Как сопровождаются дети дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?

Дети дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания сопровождаются педагогами, которые создают условия для комфортного и безопасного общения. Педагоги помогают детям научиться эффективно общаться, разрешать конфликты и сотрудничать друг с другом. Они также обеспечивают поддержку и помощь детям в процессе социализации и адаптации в группе.

Какие особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания описываются в психолого-педагогической литературе?

Психолого-педагогическая литература описывает, что дети раннего возраста в группе временного пребывания активно взаимодействуют друг с другом и с педагогами. Они развивают навыки социального взаимодействия, общения и совместной деятельности. Дети учатся эмоциональной регуляции, выражению своих чувств и пониманию чувств других людей. Важное значение имеет игра, в которой дети могут учиться сотрудничать, делиться, решать конфликты и следовать правилам.

Какие особенности социализации детей раннего возраста рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности социализации детей раннего возраста в группе временного пребывания в детском дошкольном учреждении. Авторы обсуждают особенности функционирования группы кратковременного пребывания ребенка, сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения и различные аспекты социализации.

Какую роль играют группы кратковременного пребывания в социализации детей раннего возраста?

Группы кратковременного пребывания играют важную роль в процессе социализации детей раннего возраста. Они предоставляют детям возможность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми в структурированной среде, развивать социальные навыки и учиться адаптироваться к коллективу. Эти группы также способствуют развитию коммуникативных и когнитивных способностей детей и помогают им осваивать нормы и правила поведения в обществе.

Какова роль сопровождения детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания?

Сопровождение детей дошкольного возраста в процессе общения в группе кратковременного пребывания имеет важное значение. Взрослые педагоги и сотрудники дошкольного учреждения играют роль медиаторов во взаимодействии между детьми, оказывая помощь в разрешении конфликтов, поощряя позитивное общение и способствуя развитию социальных навыков. Сопровождение включает в себя не только взаимодействие в группе, но и индивидуальную работу с каждым ребенком для помощи в адаптации, развитии коммуникативных навыков и установлении эмоциональной связи.