теоретическое обоснование обучению техники игры головой у юношей 12-13 лет занимающихся футболом
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 12-13 В ФУТБОЛЕ 5
1.1.Анализ научно-методической литературы по анатомо-физиологическим особенностям юношей 12-13 лет 5
1.2.Анализ научно-методической литературы по психологическим особенностям юношей 12-13 лет 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЮ ТЕХНИКИ ИГРЫ ГОЛОВОЙ У ЮНОШЕЙ 12-13 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ 16
2.1.Общая характеристика ударов головой по мячу в футболе 16
2.2.Особенности обучения техники удара головой 21
ВЫВОДЫ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Голову важно наклонять, а не запрокидывать — нужно сохранить контроль над движением мяча, держать его в поле зрения.Вторая, рабочая фаза – это удар и проводка. Резко выпрямляя туловище, наносим удар. Наибольшую силу удара по мячу головой обеспечиваем, если столкновение с мячом происходит в момент, когда туловище перпендикулярно земле - в этом положении скорость движения головы максимальна. Последующей проводкой завершаем ударное движение. Не нужно слишком сильно наклоняться вперед.В последней – завершающей фазе,необходимо принять рабочее место и готовиться к дальнейшим действиям [13].Важна роль рук – во время тренировки надо привыкнуть держать их вверх, чуть ниже уровня плеч, чуть врозь. У них две функции – защита головы и усиливающее, инерционное движение.В зависимости от положения, все удары головой можно разделить на удары в прыжке и удары без прыжка. Освоение игры головой следует начинать с ударов без прыжка, когда ноги находятся на земле и в устойчивом положении.Обязательна правильная разминка мышц шеи, начальный/нулевойэтап любой тренировки головы. Наклоны вперед-назад и в стороны, повороты и вращения — хорошая подготовка перед тренировкой [6].Начинать тренировать технику удара головой по мячу нужно без мяча. Правильный перенос веса на заднюю ногу, скручивание корпуса и шеи, выпад с разгибанием ноги и выпрямление корпуса (ударное движение) с махом рук назад — все это можно делать просто имитируя удар.Вторым этапом будет работа с поролоновым мячом. Необходимо продолжать практиковать удары с правильным замахом, ударным движением и проводкой. Набивать необходимо нанося короткие удары преимущественно движением шеи, либо сильные с участием всего тела.Третий этап, переход от поролонового мяча к мячу размером побольше – волейбольному или облегченному футбольному. Вес стандартного футбольного мяча 420 грамм, волейбольного мяча 270 грамм и облегченного футбольного мяча 290-300 грамм. При переходе к тренировке мячами не нужно усердствовать и перекачивать их, мяч не должен быть слишком твердым, хоть о волейбольном, хоть о футбольном мяче речь [15].Необходимо выполнять различные упражнения с мячом: набрасывания самостоятельно или с помощью партнера, набивание головой, перепасовка головами в двойках или тройках, удары после набрасывания в заданном направлении – вверх, вниз, в сторону. Набрасывания можно выполнять прямо, а можно сбоку. Если есть подходящая стена, можно ею воспользоваться — выполнять удары в стенку. Также можно повторить устройство с помощью веревки и палки, так же мяч можно подвесить за перекладину ворот [4].Постепенно можно увеличивать силу бросков, расстояние или высоту набивания. После закрепления навыка можно переходить к игре головой после навесов. Речь все еще об облегченных мячах – волейбольном или легком футбольном. Отработкой сильных ударов головой по полноразмерным мячам особо увлекаться не стоит, особенно если часты соревнования по футболу. После рассмотрения методики обучения, предлагаем ряд упражнений, пригодных для обучения футболистов 12-13 лет.Упражнение 1. Игроки образуют круг с тренером в центре. Он бросает мяч каждому игроку по очереди.В начале этого упражнения тренер находится на максимальном расстоянии от игроков. Постепенно это расстояние должно увеличиваться. Выполняя упражнение, игроки учатся правильно бить по мячу, посылать его в заданном направлении.Тренер главным образом следит за тем, чтобы тренирующиеся игроки правильно координировали свои движения и не напрягались излишне при ударе по мячу головой и в то же время не расслабляли мышцы шеи.В ходе упражнения выявляется игрок, который лучше остальных выполняет движение. Тренер ставит этого игрока в центр круга, откуда направляет мяч другим игрокам.Однако не стоит слишком долго держать игрока в центре круга. По мере того, как другие игроки учатся правильно выполнять движения, необходимо постепенно ставить их в центр круга. Это повышает интерес к тренировкам и стимулирует желание футболистов не совершать ошибок [13].Упражнение 2. Также выполняется по кругу. Один из игроков находится посередине. Тренер бросает ему мяч и сразу указывает, кто из игроков должен бить головой. Игрок пытается направить мяч в пункт назначения. Так развивается внимание и скорость реакции.Упражнение 3. Игроки встают по двое на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Они передают мяч головой. Когда игроки научатся четко владеть мячом и смогут делать 20-30 передач в воздухе, упражнение следует усложнить. Рекомендуется организовать соревнование – какая пара игроков дольше удержит мяч в воздухе [6].Упражнение 4. Игроки тренируются в парах. Каждый находится в круге диаметром 2 метра. Расстояние между кругами 3-4 метра. Спортсмены бросают мяч головой. Когда они могут сделать подряд 50 и более пасов, не выходя из круга, упражнение можно считать освоенным. Если игроки вынуждены покинуть круг, чтобы удержать мяч в воздухе, упражнение следует повторить на следующем занятии. Для игроков, хорошо справляющихся с этой задачей, рекомендуем усложнить занятие — постепенно увеличивать расстояние передач, отодвигать круги дальше друг от друга, но сохранять их диаметр [2].Упражнение 5. Три игрока образуют треугольник (рисунок 1). Основной игрок 1 передает мяч головой попеременно то игроку 2 (слева), то игроку 3 (справа), которые находятся в 4-5 метрах от него. Игроки 2 и 3 направляют мяч обратно только игроку 1.Рисунок 1. – Схема упражнения № 5При ударе по мячу игроки 2 и 3 постепенно перемещаются по площадке так, чтобы в конечном положении оказаться почти на одной линии с игроком 1, находящимся в середине этой линии. Они вынуждают игрока 1 поворачиваться все больше и больше влево, а затем вправо. Через некоторое время игроки меняются местами и повторяют упражнение [15].Упражнение 6. Четыре игрока образуют квадрат, стоящие на расстоянии 6-8 метров друг от друга. Пятый игрок находится в центре этого квадрата. Он головой передает мяч своим товарищам по команде, которые тут же отправляют мяч обратно (тоже ударом головой).После освоения этих упражнений нужно переходить к обучению ударам по мячу в прыжке. Чтобы успешно совершать такие удары, игрок должен уметь высоко прыгать, хорошо видеть мяч, правильно его принимать и направлять точно, по адресуУпражнения в ударах головой в прыжке гораздо сложнее. Они требуют гораздо больше внимания и работы. Тренироваться можно индивидуально, парами и группами. Чем меньше группа, тем эффективнее занятия [7].Упражнение 7. Прыжки с имитацией удара головой. Игроки бегут по кругу. Когда они бегут влево, прыжок выполняется отталкиванием правой ноги. Если игроки бегут вправо, отталкиваются левой ногой. Бедро маховой ноги поднято максимально высоко, передняя нога и бедро образуют прямой угол. В прыжке ноги, выпрямляясь, сближаются. Игрок как бы повисает в воздухе и, находясь в наивысшей точке полета, имитирует удар головой.Руки расслаблены во время бега и прыжков. Прыжок делают вверх, приземляются мягко на носки, поближе к месту толчка. Это же упражнение можно выполнять во время бега «змейкой», попеременно отталкиваясь то правой, то левой ногой.В этих упражнениях игроки часто допускают ошибки: больше бегают, чем прыгают; они слишком сильно отклоняются назад или вперед при прыжках; рывки и толчки делаются медленно, не энергично; не поднимают маховой ноги как можно выше и не образуют прямого угла между бедром и голенью; теряют равновесие до или после приземления; в высшей точке прыжка не успевают имитировать удар головой [4].Тренер, заметивший такую ошибку, обязан остановить игрока и сообщить ему, в чем заключается его ошибка. Иногда, чтобы устранить отдельные недостатки, нужно специально разучивать детали упражнения. Например, необходимо следить, чтобы руки игрока были расслаблены, давление было направлено энергично и вверх, торс в момент удара был резко направлен вперед.После освоения упражнения необходимо его усложнить. Например, предложить игрокам поворачивать корпус в прыжке влево и вправо на 45-90° [17].Упражнение 8. Игроки выстраиваются в две шеренги на расстоянии 10-12 метров друг от друга. Между линиями проводится центральная линия. По сигналу тренера игроки бегут навстречу друг другу. Они подбегают к линии, отжимаются и стараются прыгнуть как можно выше. Во втором заходе тренер просит игроков оттолкнуться другой ногой. Это упражнение учит игрока встречаться с противником в битве за верховой мяч [6].Когда тренер удовлетворится тем, что игроки могут легко выполнять прыжки с имитацией удара, следует перейти к упражнениям с мячом. Тренер бросает мяч в сторону игрока, проверяет, правильно ли игрок делает бросок, и наносит удар.Упражнение 9. Игроки делятся на группы по три человека. По двое в каждой группе стоят лицом друг к другу на расстоянии 10-12 метров. Третий игрок, находящийся посередине, высоко подбрасывает мяч и бежит в сторону. Его партнеры пытаются поймать мяч в воздухе. Во время тренировки игроки меняются ролями [3].Чтобы лучше освоить удары головой, следует выполнять комбинированные упражнения, приближенные к игровой обстановке.Упражнение 10 (комбинированное). Выполняется с подвешенными на стойках мячами (можно и с подбрасыванием мяча). Игроки разделяются на две группы и располагаются, как показано на рисунке 2.Рисунок 2. – Схема упражнения № 10Игрок 2 передает мяч ногой игроку 7, затем бежит к подвешенному мячу и бьет его головой во время прыжка. Затем он переходит в другую группу.В это время игрок 7, не владеющий мячом, направляет мяч игроку 3 и бьет головой по мячу, подвешенному на противоположной стойке [15].Таким образом, упражнение идет потоком.Необходимо регулярно менять направление бега, передавать мяч правой, затем левой ногой, в прыжках также подпрыгивать сначала одной ногой, а затем другой.Это же упражнение можно выполнять и с ведением мяча.Также индивидуальные задания принесут большую пользу игрокам. При дополнительной практике (вне групповых занятий) игрок быстрее и прочнее усваивает навыки игры головой.Быстрота и резкий толчок – обязательные предпосылки для правильного положения головы в прыжке. Однако нельзя забывать о точности. Поэтому, научившись правильно принимать мяч без прыжка и в прыжке, нужно тщательно отрабатывать удар, обеспечивающий наибольшую точность полета мяча [10].Таким образом, удары по мячу головой в футболе являются одним из основных технических приемов. Точность и скорость зависят от количества энергии, переданной мячу при ударе. Чем больше масса и выше скорость, тем больше создается «импульса» и передается энергия, и тем быстрее летит мяч. Важно чтобы на каждый технический прием уходило минимум времени. А для этого надо совершенствовать технику до такой степени, что бы выполнение приема происходило автоматически, т.е. без раздумывания, с высокой точностью и максимальной скоростью.ВЫВОДЫРезультаты теоретической работы позволили сделать следующие выводы:Одним из способов достижения высоких результатов у юных футболистов является совершенствование выполнения технических элементов, среди которых значительное место занимает удар головой мяча. В то же время в специальной литературе недостаточно внимания уделяется совершенствованию ударов по мячу головой. Особенно это касается тренировочного процесса юных футболистов.В футбольной практике наиболее часто используемым ударом является средняя часть лба и его варианты. При этом игровые ситуации очень разнообразны, а направление и скорость мяча настолько изменчивы, что во время матча бывают моменты, когда невозможно использовать способ удара головой и его варианты. В таких случаях эффективны такие способы, как удар боковой частью головы, затылком, теменной частью. Однако на современном этапе развития футбола эти удары используются довольно редко.Структура учебного процесса на начальном этапе обучения должна определяться методически правильными данными программных документов, соревновательной деятельности и опытом практических тренеров. Однако единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.В самом начале освоения техники удара по мячу, как ни странно, мяч не требуется. Важно научиться правильно двигаться. Юный спортсмен должен освоить базовые движения, выполнять их автоматически. Необходимо довести отталкивание и разгибание ноги до уровня рефлекса, взмах при ударе вместе с распрямлением тела обеих рук. Только после этого можно продолжать обучение дальше с волейбольным мячом (облегчённый футбольный мяч).Для подростков могут быть рекомендованы упражнения для дополнительного укрепления мышц шеи, в частности работу со жгутом и на специальных тренажёрах либо с сопротивлением рук партнёра.Таким образом, для футболиста очень важна техническая подготовка. Чтобы подготовить первоклассного игрока, необходимо с детства овладеть всем техническим арсеналом футбола. Процесс обучения должен строиться творчески, а уже освоенные приемы нужно увязывать с противодействием соперника.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкимов А. М. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 2020. - 380 c.Алешин П.Н., Семин Ю.П. Народный тренер России. Александр Мостовой. Денис Целых. По прозвищу «Царь». Пилип Липень. Параметрическая локализация Абсолюта (комплект из 3 книг). - М.: Городец, 2019. - 434 c.Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. - М.: Спорт, 2021. - 999 c.Галедин В.И. Лев Яшин. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 758 c.Гиффорд, К. Все о футболе. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2019. - 108 c.Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Универсальная техника атаки. - М.: Дивизион, 2018. - 680 c.Гриндлер К., Пальке Х., Хеммо Х. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.Губа В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов. - М.: Советский спорт, 2020. - 144 c.Коробейник А.В. Футбол. Самоучитель игры. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2020. - 320 c.Кузнецов А.С. Футбол. Настольная книга деткого тренера. - М.: Профиздат, 2018. - 408 c.Лапшин О.Ю. Учим играть в футбол. Планы уроков. - М.: Человек, 2021. - 256 c.Михалевский В. И. Футбол как социально-педагогическая система. Методология, методика, управление. - М.: Физическая культура, 2020. - 112 c.Морозков В. А. Футбол-магия на листе бумаги. Искусство побеждать. - М.: Феникс, 2020. - 224 c.Орехова В.П. Комплексные тренировки. Высшая физическая форма. - М.: Терра, 2018. - 798 c.Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. - М.: Олимпийская литература, 2019. - 624 c.Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки. - М.: Физическая культура, 2019. - 747 c.Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии). Гриф Государственного Комитета РФ по физической культуре (количество томов: 2). - М.: Медицина, 2019. - 259 c.Сорокин А.А. Организация спортивного питания юных футболистов. - М.: ТВТ Дивизион, 2018. - 845 c.Чирва Б.Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры». - М.: ТВТ Дивизион, 2021. - 975 c.Швыков И. А. Подготовка вратарей в футбольной школе. - М.: Терра-Спорт, 2019. - 435 c.
1. Акимов А. М. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 2020. - 380 c.
2. Алешин П.Н., Семин Ю.П. Народный тренер России. Александр Мостовой. Денис Целых. По прозвищу «Царь». Пилип Липень. Параметрическая локализация Абсолюта (комплект из 3 книг). - М.: Городец, 2019. - 434 c.
3. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки. - М.: Спорт, 2021. - 999 c.
4. Галедин В.И. Лев Яшин. - М.: Молодая Гвардия, 2018. - 758 c.
5. Гиффорд, К. Все о футболе. - М.: АСТ, Астрель, Кладезь, 2019. - 108 c.
6. Голомазов С.В., Чирва Б.Г. Футбол. Универсальная техника атаки. - М.: Дивизион, 2018. - 680 c.
7. Гриндлер К., Пальке Х., Хеммо Х. Техническая и тактическая подготовка футболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2021. - 256 c.
8. Губа В.П. Комплексный контроль интегральной функциональной подготовленности футболистов. - М.: Советский спорт, 2020. - 144 c.
9. Коробейник А.В. Футбол. Самоучитель игры. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2020. - 320 c.
10. Кузнецов А.С. Футбол. Настольная книга деткого тренера. - М.: Профиздат, 2018. - 408 c.
11. Лапшин О.Ю. Учим играть в футбол. Планы уроков. - М.: Человек, 2021. - 256 c.
12. Михалевский В. И. Футбол как социально-педагогическая система. Методология, методика, управление. - М.: Физическая культура, 2020. - 112 c.
13. Морозков В. А. Футбол-магия на листе бумаги. Искусство побеждать. - М.: Феникс, 2020. - 224 c.
14. Орехова В.П. Комплексные тренировки. Высшая физическая форма. - М.: Терра, 2018. - 798 c.
15. Платонов, В. Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение. - М.: Олимпийская литература, 2019. - 624 c.
16. Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки. - М.: Физическая культура, 2019. - 747 c.
17. Сапин М.Р. Анатомия (с основами спортивной морфологии). Гриф Государственного Комитета РФ по физической культуре (количество томов: 2). - М.: Медицина, 2019. - 259 c.
18. Сорокин А.А. Организация спортивного питания юных футболистов. - М.: ТВТ Дивизион, 2018. - 845 c.
19. Чирва Б.Г. Футбол. Методика совершенствования «техники эпизодов игры». - М.: ТВТ Дивизион, 2021. - 975 c.
20. Швыков И. А. Подготовка вратарей в футбольной школе. - М.: Терра-Спорт, 2019. - 435 c.