Эмоционально-оценочная рамка высказывания в текстах про спорт на английском, немецком, французском языках

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика на иностранном языке
  • 14 14 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.03.2023
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Аристотель отмечал зависимость их значения от рода объектов, Т. Гоббс — от различий в мнениях субъекта оценки, Дж. Локк — от их компаративной природы, а Б. Спиноза выявил их зависимость от нестабильности критериев оценки (Арутюнова 1998: 137—145). По мнению Н.Д. Арутюновой, для предикатов, включающих в свое значение оценочную сему, характерен наибольший отрыв от объективных свойств предметов: их содержание прямо определяется основанием оценки, которая в целом «обусловлена субъективными вкусами, интересами и взглядами (социальными, этическими, эстетическими) говорящего, группы говорящих, определенной части общества, и только по отношению к ним оценочное высказывание может рассматриваться как истинное или ложное» (Арутюнова 1998: 50). Из этого утверждения следует, что одни и те же явления могут оцениваться как положительно, так и отрицательно. То, что для одного человека трусость, для другого — осторожность, то, что один называет жестокостью, другой — справедливостью, один называет что-л. смелостью, другой — лихачеством и безрассудством, мотовство может кем-либо характеризоваться как щедрость и т.д. Ср. также: Как это все назвать, господа? Лакейством или деликатностью перед Европой? (Ф.М. Достоевский). В современной лингвистике оценочность рассматривается как свойство языковой/речевой единицы, связанное с установлением ценностного отношения (оценки) субъекта речи к объекту в широком смысле (явлению материального или духовного порядка) (Себепова, Онгарбаева 2015: 66). Следует отметить, что концепт оценки, «...являясь „интуитивно ясным“, с трудом поддается дефиниции, которая могла бы удовлетворить хотя бы большинство, если не всех исследователей» (Дридзе 1971: 69). Оценка достаточно часто выражает одобрение или неодобрение говорящего по отношению к какому-либо объекту, передавая тем самым субъективный план речи (Аврамова 2003: 214). Для задач настоящей работы существенным является содержательное различение «внешней» и «внутренней» оценки (Булыгина, Шмелёв 1994). «Внешняя» оценка связана с «интерпретативным» компонентом значения, требует «взгляда со стороны» и нередко проявляется в стилистической маркированности слова (фискал, стукач). «Внутренняя» оценка инкорпорирована в глагольную семантику. Для нашего материала важно, что слова «внутренней» высокой самооценки одновременно являются словами низкой, отрицательной «внешней» оценки, что обнаруживает одно из правил «наивной» этики по Ю.Д. Апресяну (Апресян 1995): русский языковой коллектив негативно воспринимает высокую самооценку субъектом своих поступков, свойств, качеств (бахвальство, хвастовство, зазнайство и др.). Таким образом, и внутренние, и внешние оценки будут предметом рассмотрения в настоящей работе. Особое внимание будет уделено оценке как фактору формирования ценностей. Не останавливаясь подробно на анализе природы оценки и оценочных языковых механизмов, рассмотренных и в философской, и в лингвистической литературе (Арутюнова 1998; Вольф 2002; Ивин 2010; Телия 1996 и др.), перейдем к краткому обзору основных направлений, связанных с ценностным подходом к описанию лексики и ее лексикографическим представлением.Ценностный подход к описанию лексикиЛексические значения, создающие языковую картину мира, представляют собой интерпретацию действительности в ее измерениях физических, психологических, социальных, духовных, ценностных (Бартминьский 2005: 32). Именно поэтому глубокое изучение лексической семантики предполагает учет ценностного компонента значения слова. Ценностно-оценочный аспект в изучении лексики представлен в исследованиях Н.Д. Арутюновой, в работах по когнитивной семантике (Ю.Д. Апресян, Е. Бартминьский, А. Вежбицкая, Е.В. Урысон и др.), в исследованиях по лингвокультурологии (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, М.Л. Ковшова, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, В.Н. Телия и др.), этнопсихолингвистике и коммуникативистике (Т.В. Ларина, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов, Н.В. Уфимцева, Р.М. Фрумкина и др.) и др. Особенно значимыми становятся аксиологические исследования психолингвистического направления (Сорокин, Марковина 1998; Уфимцева 2001; Фрумкина 2001; Красных 2002; Джамбаева 2013), в рамках которого экспликация оценки в национальных языках приобретает решающее значение, поскольку именно оценка формирует ценностную картину того или иного этноса. На современном этапе ценностный аспект должен включаться в образовательный процесс в качестве необходимого компонента. Ссылки по спортивной терминологии: 1. Терпелец, Ж. А. Современная футбольная терминология французского и английского языков: анализ основных источников формирования / Ж. А. Терпелец, В. П. Осадчая, Ф. Н. Шарикова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 2-1(80). – С. 173-179. – EDN VVGAOT. Ссылка на статью https://www.gramota.net/materials/2/2018/2-1/48.html2. Спортивные идиомы https://7esl.com/sport-idioms/3.https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perevoda-angliyskoy-sportivnoy-terminologii/viewer4. https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-emotivnosti-v-sportivnom-diskurse-na-primere-tantsevalnoy-terminologii/viewer5. https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-v-rechi-sportivnyh-kommentatorov-ssha-i-rossii/viewer6.https://cyberleninka.ru/article/n/emotivnost-kak-funktsionalno-semanticheskaya-kategoriya-k-voprosu-o-terminologii/viewer7. https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-otsenochnye-nominatsii-sportivnogo-diskursa-na-primere-nemetskogo-yazyka-futbola8. https://cyberleninka.ru/article/n/leksika-v-sportivnyh-reportazhah9. https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-nominatsiya-v-otraslevoy-leksike/viewer10. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nemetskoy-mentalnosti-v-razgovorno-okrashennom-variante-spetsialnoy-leksiki-na-materiale-razgovornogo-varianta-yazyka/viewerСсылки по эмоциям и психологии на английском: 1. https://www.verywellmind.com/what-are-emotions-27951782. https://online.uwa.edu/news/emotional-psychology/3.https://www.futurehealth.org/articles/The-Psychology-of-Emotions-by-Saberi-Roy-100620-167.html4. https://plato.stanford.edu/entries/emotion/5. https://courses.lumenlearning.com/psychx33/chapter/emotion/6. https://www.britannica.com/science/emotion7. http://www.humanillnesses.com/Behavioral-Health-Br-Fe/Emotions.html8. https://www.psychologytools.com/self-help/a-guide-to-emotions/9. http://www.scholarpedia.org/article/Cognition_and_emotion10.https://www.geeksforgeeks.org/emotion-importance-mechanism-and-types/Ссылки по эмоциям и психологии на немецком: 1. https://www.studocu.com/de-at/document/universitat-innsbruck/sprache-und-emotion-linguistik/sprache-und-emotion-zusammenfassung/12047582 2.https://diglib.uibk.ac.at/ulbtirolhs/download/pdf/308601?originalFilename=true3. https://www.studysmarter.de/schule/psychologie/grundlagendisziplinen-der-psychologie/emotionen/4. https://natapa.org/difference-between-feelings-and-emotions-11405. https://www.dasgehirn.info/denken/emotion/was-sind-emotionen6. https://www.spektrum.de/lexikon/neurowissenschaft/emotionen/34057. https://arbeitsblaetter.stangl-taller.at/EMOTION/8. https://www.lernen.net/artikel/gefuehle-emotionen-verstehen-6254/

1. Терпелец, Ж. А. Современная футбольная терминология французского и английского языков: анализ основных источников формирования / Ж. А. Терпелец, В. П. Осадчая, Ф. Н. Шарикова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – № 2-1(80). – С. 173-179. – EDN VVGAOT.
Ссылка на статью https://www.gramota.net/materials/2/2018/2-1/48.html
2. Спортивные идиомы https://7esl.com/sport-idioms/
3.https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perevoda-angliyskoy-sportivnoy-terminologii/viewer
4. https://cyberleninka.ru/article/n/proyavlenie-emotivnosti-v-sportivnom-diskurse-na-primere-tantsevalnoy-terminologii/viewer
5. https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-sredstva-v-rechi-sportivnyh-kommentatorov-ssha-i-rossii/viewer
6.https://cyberleninka.ru/article/n/emotivnost-kak-funktsionalno-semanticheskaya-kategoriya-k-voprosu-o-terminologii/viewer
7. https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-otsenochnye-nominatsii-sportivnogo-diskursa-na-primere-nemetskogo-yazyka-futbola
8. https://cyberleninka.ru/article/n/leksika-v-sportivnyh-reportazhah
9. https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-nominatsiya-v-otraslevoy-leksike/viewer
10. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-nemetskoy-mentalnosti-v-razgovorno-okrashennom-variante-spetsialnoy-leksiki-na-materiale-razgovornogo-varianta-yazyka/viewer


Ссылки по эмоциям и психологии на английском:
1. https://www.verywellmind.com/what-are-emotions-2795178
2. https://online.uwa.edu/news/emotional-psychology/
3.https://www.futurehealth.org/articles/The-Psychology-of-Emotions-by-Saberi-Roy-100620-167.html
4. https://plato.stanford.edu/entries/emotion/
5. https://courses.lumenlearning.com/psychx33/chapter/emotion/
6. https://www.britannica.com/science/emotion
7. http://www.humanillnesses.com/Behavioral-Health-Br-Fe/Emotions.html
8. https://www.psychologytools.com/self-help/a-guide-to-emotions/
9. http://www.scholarpedia.org/article/Cognition_and_emotion
10.https://www.geeksforgeeks.org/emotion-importance-mechanism-and-types/

Ссылки по эмоциям и психологии на немецком:
1. https://www.studocu.com/de-at/document/universitat-innsbruck/sprache-und-emotion-linguistik/sprache-und-emotion-zusammenfassung/12047582 2.https://diglib.uibk.ac.at/ulbtirolhs/download/pdf/308601?originalFilename=true
3. https://www.studysmarter.de/schule/psychologie/grundlagendisziplinen-der-psychologie/emotionen/
4. https://natapa.org/difference-between-feelings-and-emotions-1140
5. https://www.dasgehirn.info/denken/emotion/was-sind-emotionen
6. https://www.spektrum.de/lexikon/neurowissenschaft/emotionen/3405
7. https://arbeitsblaetter.stangl-taller.at/EMOTION/
8. https://www.lernen.net/artikel/gefuehle-emotionen-verstehen-6254/

Вопрос-ответ:

Как Аристотель оценивал значение высказываний в текстах про спорт?

Аристотель отмечал зависимость значения высказываний от рода объектов.

Какие различия в мнениях субъекта оценки отметил Т. Гоббс?

Т. Гоббс отметил, что значения высказываний могут зависеть от различий в мнениях субъекта оценки.

Что сказал Дж. Локк о компаративной природе высказываний в текстах про спорт?

Дж. Локк заметил, что значения высказываний могут зависеть от их компаративной природы.

Какую зависимость от нестабильности критериев оценки выявил А. Б. Спиноза?

А. Б. Спиноза выявил зависимость значений высказываний от нестабильности критериев оценки.

Какие свойства предметов наиболее отдаляют оценочные предикаты от объективности?

Согласно Н. Д. Арутюновой, для предикатов, включающих в свое значение оценочную сему, наибольший отрыв от объективных свойств предметов является характерным.

Значение эмоционально оценочной рамки высказывания в текстах про спорт на английском?

Эмоционально оценочная рамка высказывания в текстах про спорт на английском языке может иметь различное значение в зависимости от контекста. Она может служить для выражения эмоций, оценки спортивных достижений, описания команд и игроков, а также для передачи настроения и эмоциональной окраски текста.

Какие различия в мнениях субъекта оценки могут влиять на эмоционально оценочную рамку высказывания в текстах про спорт на немецком?

Мнения субъекта оценки могут существенно влиять на эмоционально оценочную рамку высказывания в текстах про спорт на немецком языке. Различные взгляды и вкусы могут привести к разной оценке команд, игроков и результатов матчей. Также, мнения могут варьироваться в зависимости от предыдущих достижений и впечатлений субъекта.

Какую роль играет компаративная природа в эмоционально оценочной рамке высказывания в текстах про спорт на французском языке?

Компаративная природа играет важную роль в эмоционально оценочной рамке высказывания в текстах про спорт на французском языке. Сравнение команд, игроков и результатов игр позволяет выражать отношение автора к ним. Такие сравнения могут быть положительными, отрицательными или нейтральными и помогают передать эмоциональную окраску текста.

Какие факторы влияют на нестабильность критериев оценки и, соответственно, на эмоционально оценочную рамку высказывания в текстах про спорт на английском?

Нестабильность критериев оценки в текстах про спорт на английском языке может зависеть от различных факторов. Это могут быть изменения в форме игроков, состоянии поля, обстоятельствах игры и многих других объективных факторах. Кроме того, субъективные предпочтения автора и его настроение также могут влиять на оценку и эмоциональную окраску текста.