Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей по российскому законодательству
Заказать уникальную дипломную работу- 43 43 страницы
- 34 + 34 источника
- Добавлена 15.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и правовой статус сотрудников ОВД и членов их семей в праве социального обеспечения РФ 8
1.2. Особенности пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей в российском законодательстве 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Анализ и оценка результатов назначения, исчисления и выплаты пенсий сотрудникам ОВД 22
2.2. Проблемы правового регулирования пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей 30
2.3. Предложения по совершенствованию системы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей в Российской Федерации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
В настоящее время практика применения судами законодательства складывается таким образом, что за основу принимается факт уплаты либо не уплаты страховых взносов работодателем. Например, в суд обратился гражданин, который в иске к УПФР требовал включить один из периодов работы в страховой стаж для назначения пенсии по старости. УПФР гражданину было отказано, так как за указанный период страховые отчисления указанным работодателем не производились. С такой позицией согласились вышестоящие суды. В частности, суд кассационной инстанции указал на то, что истцом не представлены доказательства трудовых отношений с работодателем в спорный период, а также не представлены доказательства уплаты работодателем страховых взносов за указанный период в ПФР [30].В то же время, согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. 9 постановления Пленума от 11.12.2012 № 30 [31], неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов за работника не является основанием для невключения периода работы в страховой стаж. Судами такой период при рассмотрении дел о назначении пенсии должен приниматься во внимание в пользу работника.На основании изложенного представляется необходимым внести изменения в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, в частности, в определение страхового стажа, из которого предлагается исключить слово «учитываемая», заменив его на «подлежащая учету в соответствии с законом», а также заменив фразу «…в течение которых уплачивались страховые взносы…» на фразу «…в течение которых уплачивались или должны были уплачиваться страховые взносы…».Другой, актуальной на наш взгляд, проблемой исчисления страхового стажа для назначения пенсии по старости, является ограничение количества периодов по уходу за детьми до полутора лет, включаемых в страховой стаж, тремя периодами (не более четырех с половиной лет в общей сложности), согласно ст. 11 Закона о трудовых пенсиях. Представляется, что такое ограничение не соответствует проводимой государством демографической политике, а также требованиям о социальном обеспечении граждан. Так, лица, которые в семье имеют четырех и более детей, ограничены в возможности получения в последующем достаточного пенсионного обеспечения при назначении пенсии по старости, поскольку часть периодов по уходу за детьми не будет зачтена в страховой стаж, что окажет влияние на размер формируемой пенсии.При этом, анализ судебной практики свидетельствует о том, что подсчет страхового стажа является сложным не только для граждан, которыми ставится вопрос о включении определенных периодов в стаж для назначения пенсии, но и для судебных органов. Например, судом кассационной инстанции было возвращено на новое рассмотрение гражданское дело, в котором решение нижестоящим судом было принято на основании одного из представленных расчетов, одновременно был представлен другой расчет, разнящийся с первым, который не был принят судом во внимание. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что суд кассационной инстанции указывает на обязанность нижестоящего суда предложить произвести верный расчет ПФР, который является заинтересованным лицом по делу.Таким образом, в настоящее время государством проводится такая социальная политика, которая направлена на демографический рост и одновременное улучшение качества жизни семей с детьми, особенно, многодетных семей. Государством обеспечивается принятие и реализация специальных программ, направленных на финансирование поддержания многодетных семей. Данной тенденции, как было отмечено, не соответствует подход законодателя к учету в качестве периодов страхового стажа всех периодов ухода за детьми до полутора лет.В связи с изложенным считаем целесообразным внести изменения в п. 3 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, исключив из него фразу «…но не более четырех с половиной лет в общей сложности». Данное изменение в законодательстве позволит предоставить полноценные гарантии получения пенсии гражданам, которыми созданы многодетные семьи. 2.3. Предложения по совершенствованию системы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей в Российской ФедерацииНа сегодняшний день законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников ОВД и членов их семей представляет собой достаточно сложную систему, состоящую из законов и подзаконных нормативно-правовых актов. при этом, в некоторых нормах повторяются положения, закрепленные в других законов. При этом следует учитывать, что система пенсионного обеспечения круга лиц, в отношении которых проводится настоящее исследование, основана на общей системе пенсионного обеспечения, которая также несовершенна.Кроме того, пенсионное обеспечение сотрудников ОВД представляет собой часть системы пенсионного обеспечения ряда групп субъектов, специфика социального обеспечения которых основана на особенностях прохождения государственной службы. Вместе с тем, нельзя не согласиться с тем, что Правительством в Постановлении № 941 представлен достаточно обширный перечень оснований включения того или иного периода службы в период, который принимается в расчет для предоставления пенсионного обеспечения сотрудников ОВД. Однако нельзя не обратить внимание на то, что все рассматриваемые нормативно-правовые акты направлены на регулирование пенсионных отношений, участниками которых являются и сотрудники иных служб и ведомств. В связи с этим следует обратить внимание на разницу в правовом положении указанных категорий граждан. В научных источниках совершенно справедливо отмечаются недостатки правового положения сотрудников ОВД с точки зрения пенсионного обеспечения, в частности, льготного исчисления стажа службы[32, 178]. Здесь необходимо обратить внимание, что к сотрудникам ОВД в некоторых случаях не применяются положения, устанавливающие льготное исчисление стажа.В качестве яркого примера несоответствия правового положения можно привести несение службы сотрудниками ОВД на пограничных и приграничных территориях. На сегодняшний день данный вопрос приобрел особую актуальность, что связано с проведением специальной военной операции. На указанных территориях проходят службу сотрудники разных служб, при этом для одних данный период службы является основанием для льготного исчисления стажа, для других – нет. Такое положение вызывает отток кадров из органов внутренних дел. В качестве примера можно привести сотрудников, осуществляющих ОРД на таможенных постах, для которых стаж засчитывается месяц за полтора. Аналогичные льготные условия предусмотрены для военнослужащих ФСБ, которые несут службу на приграничных территориях. Необходимо обратить внимание на то, что сотрудники ОРД на указанных территориях в рамках несения службы, по сути, выполняют те же функции, связанные с охраной общественного порядка, а также с обеспечением общественной безопасности, что и перечисленные категории служащих. В то же время для рассматриваемой категории не предусмотрены льготы в исчислении стажа. Сложность правового положения сотрудников ОВД усугубляется риском проявления агрессии со стороны противника на приграничных территориях. Другой проблемой, которая является актуальной, является проблема правового положения членов семьи военнослужащих сотрудников ОВД в части назначения им пенсии по случаю потери кормильца в случае гибели сотрудника ОВД. Исследователи в настоящее время отмечают противоречия в практике применения законодательства о назначении такой пенсии. В частности, зачастую имеют место отказы в назначении пенсии по потере кормильца членам семьи погибшего сотрудника, при этом отказ может быть мотивирован отсутствием судебного акта, устанавливающего факт нахождения лица на иждивении у погибшего сотрудника, в том числе, в случаях прямого отнесения такого лица к числу лиц, наделенных правом получения пенсионного обеспечения[33, 57]. В настоящее время суды часто отказывают в удовлетворении исков о понуждении уполномоченных органов назначить пенсию. При этом решения по искам родителей и иных родственников (не относимых к членам семьи служащего) мотивированы тем, что для назначения пенсии следует представить доказательства нахождения на иждивении у погибшего[34].Что касается судебных актов по искам супругов, то они мотивированы тем, что законодательством к числу лиц, находящихся на иждивении, относит лиц ,которые получали основную часть содержания от погибшего. При этом суды указывают, что основная часть содержания не предполагает, что у претендующего на назначение пенсии лица должен отсутствовать иной источник дохода. Однако, содержание, получаемое от супруга, должно являться основным источником[35].По нашему мнению, действительно, в некоторых случаях положение супруга, претендующего на получение пенсии, неочевидно, поэтому необходимо установление факта нахождения на иждивении в судебном порядке. Однако в ряде случаев доказывание возможно предоставлением документов, например, свидетельствующих о неполучении и невозможности получения лицом дохода, достаточного для содержания себя и проживания за счет погибшего родственника. Таким образом, правовое положение сотрудников ОВД с точки зрения предоставления льгот в части исчисления стажа для последующего пенсионного обеспечения, отличается от правового положения сотрудников иных ведомств и служб. В рассмотренном примере такое отличие имеет негативный характер для сотрудников ОВД. Представляется, что выявленный недостаток в нормативно-правовом регулировании подлежит устранению, для чего необходимо внести дополнение в ч. 36 (п. «г») Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 путем включения пункта следующего содержания: «периоды службы в органах внутренних дел в приграничных территориях по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».Другой актуальной проблемой является предоставление пенсионного обеспечения супругам погибших сотрудников ОВД, которые не относятся к числу нетрудоспособных граждан. Представляется, что в законодательстве следует закрепить положение о том, что нахождение на иждивении может быть доказано во внесудебном порядке, путем предоставления перечня документов по запросу уполномоченного органа. В противном случае вопрос о назначении пенсии находится на усмотрении судов. В заключении главы можно сделать вывод о сложности правоприменения в сфере пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей. Проблема заключается в двух основных моментах: общие нормы законодательства о пенсионном обеспечении сами по себе являются достаточно запутанными, сложными для восприятия и применения, при этом специальные нормы законодательства о назначении и выплате пенсий сотрудникам ОВД, основанное на общем подходе, усложняется вопросами расчета пенсии, стажа для назначения пенсии, что влечет возникновение споров бывших сотрудников (или членов их семьи) с ведомством. Решение проблем видится в детальном анализе законодателем тех правовых норм, которые наиболее часто выступают основанием спора в судебной практике, и внесении на основании анализа соответствующих изменений. ЗаключениеИзложенное позволяет сделать следующие выводы.На сегодняшний день действующее правовое регулирование пенсионного обеспечения сотрудников ОВД и членов их семей тесно взаимосвязано с проводимой государство социальной политикой, а также стремлением государства предоставить дополнительные меры поддержки для граждан ,выполняющих наиболее сложные служебные обязанности. Проведенное исследование показывает, что сотрудники ОВД имеют особый правовой статус в период службы и после ее завершения; особый режим служебного графика; выполняют опасную для жизни и здоровья работу. Однако, несмотря на то, что в настоящее время система нормативно-правовых актов, регулирующих сферу пенсионного обеспечения, назначения и выплаты пенсий сотрудникам ОВД, является достаточно развитой, нормы законодательства недостаточно упорядочены, отдельные положения дублируются, законы за время их существования значительно изменились, поскольку изменился подход государства к порядку назначения и выплаты пенсий. В связи с указанным считаем необходимым на сегодняшний день упорядочить нормы, регулирующие отдельные виды пенсионного обеспечения, что позволит выделить пенсионное обеспечение сотрудников ОВД в отдельный правовой институт.В связи с указанным необходимо исследование пенсионного обеспечения сотрудников ОВД с точки зрения теории и практики применения законодательства. в частности, сложность представляет вопрос исчисления служебного стажа, в результате чего бывшим сотрудникам приходится обращаться в суд. Другим неоднозначным вопросом является состав лиц, которые наделены правом получения пенсии по случаю потери кормильца. В настоящее время практика применения судами законодательства складывается таким образом, что за основу принимается факт уплаты либо не уплаты страховых взносов работодателем. В то же время, согласно разъяснениям, данным Верховным Судом РФ в п. 9 постановления Пленума от 11.12.2012 № 30, неисполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов за работника не является основанием для невключения периода работы в страховой стаж. Судами такой период при рассмотрении дел о назначении пенсии должен приниматься во внимание в пользу работника.На основании изложенного представляется необходимым внести изменения в ст. 2 Закона о трудовых пенсиях, в частности, в определение страхового стажа, из которого предлагается исключить слово «учитываемая», заменив его на «подлежащая учету в соответствии с законом», а также заменив фразу «…в течение которых уплачивались страховые взносы…» на фразу «…в течение которых уплачивались или должны были уплачиваться страховые взносы…».Также в настоящее время государством проводится такая социальная политика, которая направлена на улучшение качества жизни сотрудников правоохранительных органов, обеспечения их семей, особенно, многодетных семей. Государством обеспечивается принятие и реализация специальных программ, направленных на финансирование поддержания указанных категорий граждан. Данной тенденциине соответствует подход законодателя к учету в качестве периодов страхового стажа всех периодов ухода за детьми до полутора лет.В связи с изложенным считаем целесообразным внести изменения в п. 3 ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, исключив из него фразу «…но не более четырех с половиной лет в общей сложности». Данное изменение в законодательстве позволит предоставить полноценные гарантии получения пенсии гражданам, которыми созданы многодетные семьи. Правовое положение сотрудников ОВД с точки зрения предоставления льгот в части исчисления стажа для последующего пенсионного обеспечения, отличается от правового положения сотрудников иных ведомств и служб. В рассмотренном примере такое отличие имеет негативный характер для сотрудников ОВД. Представляется, что выявленный недостаток в нормативно-правовом регулировании подлежит устранению, для чего необходимо внести дополнение в ч. 36 (п. «г») Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 путем включения пункта следующего содержания: «периоды службы в органах внутренних дел в приграничных территориях по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации».Также актуальной проблемой является предоставление пенсионного обеспечения супругам погибших сотрудников ОВД, которые не относятся к числу нетрудоспособных граждан. Представляется, что в законодательстве следует закрепить положение о том, что нахождение на иждивении может быть доказано во внесудебном порядке, путем предоставления перечня документов по запросу уполномоченного органа. В противном случае вопрос о назначении пенсии находится на усмотрении судов. Список использованных источниковНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.12.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.200.Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999.Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» // Российская газета. № 6. 15.01.2014 (прил. 1 - 4).Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. № 44. 13.03.2002.Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 07.11.2022) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.10.1993. № 40. Ст. 3753.Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Российская газета. - № 232. - 10.10.2014.Приказ МВД России от 09.01.2018 № 7 (ред. от 07.09.2020) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018. Проект Федерального закона № 22435-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (внесен членом СФ В.И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 17.01.2023).Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» // Российская газета. 2016. № 15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. № 295. 21.12.2012.Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу № 88-23774/2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 18.01.2023).Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу № 88-14402/2022 // СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу № 33-43918/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 23.10.2014 № 33-1182/2014 //СПС Консультант Плюс.Литература (книги, учебники, монографии)Вахнина В.В., Мальцева Т.В. Виды конфликтов и их урегулирование в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: Академия управления МВД России, 2020. 160 с.Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллективавторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021 224 с. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 431 с. Публичная власть: система, компетенции: Монография. Воронеж: Научная книга, 2021. 216 с.Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты) и сборников статейБалмочных С.Ю., Позднякова Е.В., Фомичева А.С. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики при льготном исчислении стажа службы для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам правоохранительных органов // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 4. С. 177-182.Гарибян П.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел российской федерации // Вестник магистратуры. 2019. № 4-3 (91).С. 106-107.Головко В.В., Нарышкин К.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 2 (73).С. 36-39.Городничев И.М. О совершенствовании предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий // Государственная служба и кадры. 2022. № 1.С. 60-62.Грищенко А. Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 5-9.Передня Д.Г. Организационные факторы формирования управленческой культуры органов внутренних дел // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 4 (289).С. 70-78.Тимко С.А. Результаты реформы полиции: взгляд «изнутри» //LexRussica. 2023. № 2 (195).С. 145-157.Тонконогов А.В. Проблемы реализации законных прав вдов военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 5. С. 56-58.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.
4. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, № 49 (ч. 1), ст. 7020.
5. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 29.12.2022) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 04.03.1993, № 9, ст. 328.
6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета, № 247, 20.12.200.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4831.
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 17.12.2001. № 51. Ст. 4832.
9. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «Об основах обязательного социального страхования» // Российская газета. № 139. 21.07.1999.
10. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.
11. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 22.04.2020) «О страховых пенсиях» // Российская газета. № 6. 15.01.2014 (прил. 1 - 4).
12. Постановление Правительства РФ от 04.03.2002 № 141 (ред. от 04.08.2015) «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Российская газета. № 44. 13.03.2002.
13. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 (ред. от 07.11.2022) «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 04.10.1993. № 40. Ст. 3753.
14. Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 (ред. от 10.05.2017) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» // Российская газета. - № 232. - 10.10.2014.
15. Приказ МВД России от 09.01.2018 № 7 (ред. от 07.09.2020) «Об утверждении Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2018.
16. Проект Федерального закона № 22435-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (внесен членом СФ В.И. Матвиенко) (принят в первом чтении 21.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 17.01.2023).
17. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 № 1-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» // Российская газета. 2016. № 15.
18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Российская газета. № 295. 21.12.2012.
19. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2021 по делу № 88-23774/2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 18.01.2023).
20. Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 14.04.2022 по делу № 88-14402/2022 // СПС Консультант Плюс.
21. Апелляционное определение Московского городского суда от 26.10.2017 по делу № 33-43918/2017 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС Консультант Плюс.
22. Апелляционное определение Верховного суда Республики Ингушетия от 23.10.2014 № 33-1182/2014 //СПС Консультант Плюс.
Литература (книги, учебники, монографии)
23. Вахнина В.В., Мальцева Т.В. Виды конфликтов и их урегулирование в органах внутренних дел Российской Федерации. М.: Академия управления МВД России, 2020. 160 с.
24. Право социального обеспечения. Общая часть : учебник / коллективавторов ; под ред. М.О. Буяновой. Москва : КНОРУС, 2021 224 с.
25. Право социального обеспечения : учебник и практикум для вузов / И. В. Григорьев, В. Ш. Шайхатдинов. 8-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2023. 431 с.
26. Публичная власть: система, компетенции: Монография. Воронеж: Научная книга, 2021. 216 с.
Статьи из периодических изданий (научные журналы, газеты) и сборников статей
27. Балмочных С.Ю., Позднякова Е.В., Фомичева А.С. Проблемы правового регулирования и правоприменительной практики при льготном исчислении стажа службы для назначения пенсии за выслугу лет сотрудникам правоохранительных органов // Вестник Воронежского института МВД России. 2021. № 4. С. 177-182.
28. Гарибян П.А. Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел российской федерации // Вестник магистратуры. 2019. № 4-3 (91).С. 106-107.
29. Головко В.В., Нарышкин К.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Научный вестник Омской академии МВД России. 2019. № 2 (73).С. 36-39.
30. Городничев И.М. О совершенствовании предоставления сотрудникам органов внутренних дел социальных гарантий // Государственная служба и кадры. 2022. № 1.С. 60-62.
31. Грищенко А. Н. Правовая политика в области правоохранительной деятельности и функции полиции // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 5-9.
32. Передня Д.Г. Организационные факторы формирования управленческой культуры органов внутренних дел // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 4 (289).С. 70-78.
33. Тимко С.А. Результаты реформы полиции: взгляд «изнутри» //LexRussica. 2023. № 2 (195).С. 145-157.
34. Тонконогов А.В. Проблемы реализации законных прав вдов военнослужащих и сотрудников правоохранительной системы Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 5. С. 56-58.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел в России?
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел имеет ряд особенностей, включая возможность достижения пенсионного возраста ранее обычных граждан, наличие специальных пенсионных льгот и предоставление пенсии на основе служебного стажа.
Какие правовые гарантии имеют сотрудники органов внутренних дел в пенсионном обеспечении?
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на пенсионную льготу, а также гарантированную выплату пенсии на основе служебного стажа. Они также могут получить дополнительные льготы в зависимости от занятия определенных должностей.
Какие семьи сотрудников органов внутренних дел могут рассчитывать на пенсионное обеспечение?
Пенсионное обеспечение также распространяется на членов семей сотрудников органов внутренних дел. Это могут быть супруги, дети, а также инвалиды и ветераны, которые являются членами семьи сотрудника.
Какие нормативно-правовые акты регулируют пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел?
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел регулируется рядом нормативных актов, включая Федеральный закон "О полиции", Закон "О пенсиях лиц, состоящих на воинском учете, и членов их семей", а также некоторые подзаконные акты.
Каковы основные принципы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей в России?
Основными принципами пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей являются социальная защита, четкость и предсказуемость выплат, а также учет служебного стажа при расчете пенсии.
Какие права и статус имеют сотрудники органов внутренних дел и члены их семей в праве социального обеспечения РФ?
Сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют особый правовой статус в праве социального обеспечения РФ. Они пользуются рядом преимуществ, которые включают в себя особые виды пенсий, льготы при назначении пенсии, ветеранские статусы и прочие социальные гарантии. Основой для таких прав и статуса является служба в органах внутренних дел и должность либо ранее занимавшаяся, либо на момент установления пенсии.
Какие особенности имеет пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей?
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей имеет ряд особенностей. Во-первых, они имеют право на льготные пенсии, которые стандартным пенсионерам не положены. Во-вторых, сотрудники ОВД с многолетним стажем имеют возможность получить досрочную пенсию. В-третьих, они имеют право на дополнительное социальное обеспечение, включающее медицинские услуги, жилье, льготы на проезд и прочие виды поддержки.
Какие законы регулируют пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел?
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и членов их семей регулируется несколькими законами. Основной закон, определяющий принципы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, является Федеральный закон "О пенсионном обеспечении лиц, замещающих военные должности, и некоторых других лиц". Также важную роль играет Закон "О полиции", устанавливающий права и льготы сотрудников полиции в России.
Какое пенсионное обеспечение предусмотрено для сотрудников органов внутренних дел?
Сотрудники органов внутренних дел имеют право на особое пенсионное обеспечение, которое предусматривает особые условия и размеры пенсий, отличающиеся от общих правил пенсионного обеспечения.