Военно - патриотическое воспитание школьников в СССР и современной России
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 23.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Цели и задачи патриотического воспитания в СССР 10
1.1 Формирование патриотических ценностей молодежи во внеурочной работе со школьниками 10
1.2 Воспитание патриотизма через уроки (истории, НВП, пр.) 18
Глава 2. Развитие военно-патриотического воспитания в современной Российской Федерации 26
2.1 Изменение содержания во внеурочной деятельности школьников 26
2.2 Актуализация проблемы патриотизма в учебной работе со школьниками 40
Заключение 46
Список источников и литературы 49
Образовывались кадетские классы и движение «Юнармия», продвигавшие современные идеи патриотического воспитания школьников. Государство делало крупную ставку на молодежь и выделяло финансовые средства на программы военно-патриотического воспитания.
24 февраля 2022 г. страна шагнула в новую фазу актуальности военно-патриотического воспитания и государство «усилило нажим» на школьное образование. Церемониалы и специальные уроки стали частью школьной программы, а внеурочная деятельность расширялась кружками, помогающими воинам на фронте.
Актуализация проблемы патриотизма в учебной работе со школьниками
Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в других образовательных учреждениях. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. То есть проявить себя настоящим патриотом. Одна из главных задач исторического образования сегодня - это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у обучающихся, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством. Реализации принципа воспитания в обучении служат огромные потенциальные возможности истории Отечества при системном и комплексном изучении ее на уроках.
Эффективность патриотического воспитания напрямую связана с процессом организации работы учащихся на уроке. Она основывается на систематическом осмысливании патриотических, нравственных идей, представленных всем процессом исторического развития России. Причем важными факторами являются индивидуально-личностное отношение к изучаемым историческим темам, эмоциональное восприятие исторического материала как своеобразной основы познания окружающего мира, человека и самого себя.
На начальном этапе обучения, как правило, проводится работа по выявлению отношения к Родине, определяется уровень патриотических чувств. Обучающиеся с высокой долей вероятности недооценивают значение дружеского общения и поведения в своей жизни, понятие Родина уходит на задний план. Кроме того, большинство детей, в повседневной жизни, регулярно попадают под влияние боевиков, ужастиков, недооценивают роль занятий спортом в их будущей жизни и т.д. Следовательно, необходима целенаправленная работа, целью которой будет ликвидация разрыва между представлениями обучающихся и особенностями поведения в повседневной жизни, а также систематическое педагогическое подкрепление. Единство требований преподавателей, касающихся области патриотического воспитания обучающихся находит свое конкретное выражение в продуктивной работе, без которого невозможно успешное решение задач обучения, ни воспитания в целом. Так в качестве примера можно привести интегрированный урок по теме «Отечественная война 1812 года», когда урок истории гармонично переплетается с уроком литературы.
На уроках, как правило, используются следующие формы работы:
Визуальные источники. На каждом уроке стараются использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии…), которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.
Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство. В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний. Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения. Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.
Привлекая учащихся к организации презентаций, компьютерных мини-музеев, виртуальных экскурсий и т.д., к подбору графических изображений при изучении определенной исторической темы, учитель не только способствует развитию предметной компетентности, но и формирует социально значимые умения и навыки, развивает способности учащихся, создает для них ситуацию успеха. Источник должен быть доступным и достаточно ярким по содержанию, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока.
Исторические документы. Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории. Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации, и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить, рассуждать, извлекать информацию, подмечать черты отдаленной исторической эпохи. Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации, способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.
Часто применяется прием «вживание в образ» для более полного и эмоционального восприятия качеств личности детьми. Вживание в образ возможно в различных вариантах:
С помощью исторического документа;
С использованием визуальных источников;
Озвучивание кадров немого кино;
Через личные высказывания героев;
Методом ролевой игры.
Кинофрагменты. Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.
Игровые формы работы. Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, используются задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества: во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т.е может быть объектом оценивания. Понятно, что такими контрастными качествами обладают задания, материал которых пересекается с содержанием учебного предмета, а формат заимствован из области интеллектуальных игр и развлечений. Задания подобного рода обладают еще одним преимуществом: их удобно использовать на уроке для индивидуальной работы или работы в группах. Кроме того составление таких заданий является столь же интеллектуально привлекательным и посильным для ученика, как и их решение, поэтому оно может быть предложено в качестве творческой части домашнего задания, а наиболее удачные «авторские» образцы можно в дальнейшем предлагать для решения на уроке другим учащимся.
Достижение цели военно-патриотического воспитания становится возможным через решение следующих задач:
Повышение качества патриотического воспитания в школе;
Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности;
Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению;
Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания;
Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
Основными направлениями патриотического воспитания в школах являются:
Культурно историческое направление:
· воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её людям;
· вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
· формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
Духовно-нравственное направление включает в себя:
· формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
· воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
· формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
· воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
· формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Гражданско-правовое направление, ориентировано на:
· изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
· формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
· формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
· развитие реально действующего школьного самоуправления.
Военно - патриотическое направление включает в себя:
· изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
· сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
· формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
На уроках истории, обществознания, литературы, географии, ОБЖ, музыки и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.
Заключение
В данной работе мы подвергли анализу военно-патриотическое воспитание молодежи в целом и школьников в частности на протяжении XX и начала XXI века при двух существующих идеологически различных режимах. В первой главе были затронуты ключевые аспекты воспитания патриотизма при СССР. Основная концепция представлена монолитной, слаженной конструкцией, не терпящей инакомыслия и отражающей беззаветную уверенность в будущем коммунистической идеи, оплотом которой выступала молодежь.
Во второй главе были рассмотрены аспекты аналогичных проблем в Российской Федерации. Следует отметить, отсутствие целостности и идеологической наполненности школьной программы при раннем существовании нового государства. Однако, в начале 2000-х годов, правительство активно взялось за военно-патриотическое воспитание, выработав концепцию патриотической молодежи.
Таким образом, в центре внимания военно-патриотического воспитания встало формирование не только готовности патриота к защите Отечества, но и воспитание любви и уважения к стране и армии, без которой государство обречено. Для развития и поддержания высокого уровня патриотического сознания требуется «воспитание в обществе уважительного отношения к армии, ее представителям, гордость военной историей государства, достижениями в области развития отечественной военной техники и оружия, желание молодых людей посвятить себя службе в армии, а лицам, имеющим гражданские профессии, в случае необходимости, быть готовым встать на защиту своего Отечества»34.
Оглядываясь назад, следует отметить характерные черты, присущие Советской и Российской моделям военно-патриотического воспитания. В Советской модели мы усматриваем черты, характерные для воюющей страны. Эпоха холодной войны прочно вошла в жизнь государств как восточной, так и западной Европы. Жизнь людей была неразрывно связана с теми или иными опасениями. Это парадоксальным образом сказывалось на военно-патриотическом воспитании. В СССР школьники и студенты воспринимались Государством как армейский резерв, оттого, их обучение включало множество дисциплин, связанных с военной службой. Вооруженные силы СССР старались принимать участие в подготовке молодого поколения к возможным вызовам. Основой становился патриотизм, военно-исторические дисциплины описывали громкие победы России, а недавний пример Великой Отечественной войны был краеугольным камнем, воспитавшим многих будущих защитников отечества.
Российская Федерация столкнулась с вызовами в военно-патриотическом воспитании, такими как переосмысление доктрины и политической коньунктуры. Холодная война была окончена, преподаватели ожидали смены учебного плана. Однако, до начала 2000х гг. учебная программа была неизменна и основывалась на советском опыте работы с детьми. В 2010 гг. были возвращены нормы ГТО, однако 2022 г. перевернул понимание о военно-патриотическом воспитании. Отныне Государство всерьез взялось за воспитание молодого поколения и понятие патриотизма вернулось в школьный лексикон уже в новом виде. А формирование патриота невозможно без грамотной организации военно-патриотического воспитания. Овладение теорией и практикой, всесторонняя подготовка их к военной службе и выполнению своего долга перед Отечеством – основные задачи гражданско-патриотической работы родителей, преподавателя-организатора ОБЖ и педагогов дополнительного образования.
Анализ оценок патриотического воспитания, его необходимости и эффективности населением России, позволяет сделать вывод, что население осознает значимость и пользу реализации программ патриотического воспитания и в большинстве своем удовлетворено существующими моделями государственного патриотизма. По представлениям населения, воспитательное воздействие должно идти не только от государственных институтов и учреждений, обеспечивающих молодежную политику, но и от институтов гражданского общества и в первую очередь от семьи.
Нельзя не учитывать, что россияне хорошо осознают возможные угрозы радикального национализма и шовинистических настроений, которые могут возникнуть, в том числе, в результате непрофессиональной и неразумной работы с молодежью. Население всех регионов и всех возрастов активно занимается всевозможной патриотической деятельностью, в основном связанной с празднованием исторических дат и почитанием их участников. Эта, обычно поверхностная деятельность, не предполагающая глубоких переживаний и переосмысления информации, представляет очень малую часть того, что можно сделать в этой сфере. Однако, выше всех этих проблем стоит проблема развития главного транслятора социального и человеческого капитала – молодежи, социальные проблемы которой необходимо решать незамедлительно, в частности, проблемы свободного времени молодежи. Таким образом, система патриотического воспитания функционирует, несмотря на наличие существенных проблем.
Список источников и литературы
Литература
Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б.. «Мудрость воспитания»: книга для родителей М.: Педагогика, 1989. 304 с.
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. «Патриотическое воспитание молодёжи в современном мире». 2008 с.3
Голунов С., «Патриотическое воспитание в России: за и против», Москва 2012г, с.264
Дубровский А.М. «Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в политико-идеологическом контексте (1930-1950-е гг.)». Брянск: Изд-во Брянского государственного университета 2005 г.
Садыков, Ш. Ф. «Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в учебных заведениях ТАССР (1920-1930-е гг. ХХ века)». Казанский педагогический журнал 2011 г.
Ибрагимов З.И. и Токаржевский Е.А. «Развитие советской исторической науки в Азербайджане». Баку 1964 г.
Крупская Н.К. «О воспитании в семье: избранные статьи и речи» / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.
Маслов, Н. Н. Из истории распространения сталинской идеологии// Вопросы истории КПСС, - 1990 №7
Морозова Г.Ф. «Деградация нации – миф или реальность» // Социологические исследования. 1994.
Худяков, М. Г. «Очерки истории Казанского ханства». Казань 1991 г.
Официальные документы
Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»// Красная звезда. 22 июня 1996 г.
Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1982 №7. С. 30-39
ВСФК СССР. «Будь готов к труду и обороне» положение о значке пионеров и школьников БГТО (рус.) // Красный Спорт : газета. — 1934. — (№ 34 (50)). — С. 6.
О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах : Совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. – 1964. – 8 дек.
Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г «О преподавании гражданской истории в школах СССР»
Интернет – ресурсы
Мединский Ю.Н. Народное образование в СССР Издательство иностранных языков Москва., 1954 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/PubEdUSSR.htm?mbstx=isywy#Elementary_Four-Year_School (дата обращения 03.02.2023)
Издание «ANGLO-SOVIET YOUTH FRIENDSHIP ALLIANCE» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/anglosov.htm?mbstx=isywy (дата обращения 07.02.2023)
Издание «Atlantic» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1953/04/soviet-education/640302/ (дата обращения 10.02.2023)
Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/info/16293035 (дата обращения 11.02.2023)
Издание «Russia Beyond» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rbth.com/history/330570-soviet-children-were-prepared-war (дата обращения 11.02.2023)
Отношение к патриотизму путинской эпохи среди российского «промежуточного» поколения, семинар с доктором Юсси Лассила, Финский институт международных отношений // Издание «Rucarr» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rucarr.mau.se/2022/11/18/rucarr-seminar-november-29th-1515-attitudes-to-putin-era-patriotism-amongst-russias-in-between-generation/ (дата обращения 11.02.2023)
Карпова С.И. «Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/688361 (дата обращения 11.02.2023)
Издание «Радио Свобода» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rferl.org/a/russia-schoolchildren-patriotic-education-ukraine-war/32016144.html (дата обращения 11.02.2023)
Издание «La Prensa Latina» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.laprensalatina.com/russia-introduces-weekly-patriotism-classes-for-school-children/ (дата обращения 11.02.2023)
Российская программа «патриотического воспитания» хочет воспитать еще одно поколение верных Путину // Издание «Scroll» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scroll.in/article/1022423/russias-patriotic-education-programme-wants-to-create-another-generation-of-putin-faithful (дата обращения 11.02.2023)
Игрушечные солдатики: российское «патриотическое воспитание» //Издание «Lens» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.lensculture.com/articles/sarah-blesener-toy-soldiers-russia-s-patriotic-education?mbstx=isywy (дата обращения 11.02.2023)
Издание «CSIS» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.csis.org/blogs/post-soviet-post/next-generation-fighters-youth-military-patriotic-upbringing-bolsters (дата обращения 11.02.2023)
Официальный портал Государственной Думы Российской Федерации // Принят закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49166/ (дата обращения 11.02.2023)
Понятие «Исторический мазохизм» в речи патриарха Кирилла // Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/1410442 (дата обращения 11.02.2023)
Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Издательство Учитель, 2008
Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников. Методическое пособие. Айрис – пресс, 2006
Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие Айрис – пресс, 2006
Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования. КАРО, 2004
Орешкина Т.А. Героико-патриотическое воспитание в школе. Издательство Учитель, 2006
6 Гаязов А.С. Образование как пространство формирования личности гражданина. - М.: ВЛАДОС, 2006
7 Губанов Н. И. Роль образования в формировании глобалистического менталитета Альма матер (Вестник Высшей школы). - 2014. - № 11
8 Конаныхин П.В. Спирин Л.Ф. Идейно-политическое воспитание школьников. Просвещение, 1981
9 Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Феникс, 2006
10 Русецкий, А. В. Художественная культура как фактор патриотического воспитания трудящихся в условиях развитого социализма : автореф. дис. … канд. филос. наук / А. В. Русецкий. — Москва, 1978
11 О формировании у школьников научного отношения к общественным явлениям // Вопр. психологии, 1966, № 3
12 Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. - М. : Просвещение, 1972
13 Мальковская, Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. Просвещение, 1986
Крупская Н.К. О воспитании в семье: избранные статьи и речи / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.
Мудрость воспитания: книга для родителей / сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. М.: Педагогика, 1989. 304 с.
3 Мединский Ю.Н. Народное образование в СССР Издательство иностранных языков Москва., 1954 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/PubEdUSSR.htm?mbstx=isywy#Elementary_Four-Year_School (Дата обращения 03.02.2023)
4 Издание «ANGLO-SOVIET YOUTH FRIENDSHIP ALLIANCE» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/anglosov.htm?mbstx=isywy (Дата обращения 07.02.2023)
5 Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1982 №7. С. 30-39
6 ВСФК СССР. «Будь готов к труду и обороне» положение о значке пионеров и школьников БГТО (рус.) // Красный Спорт : газета. — 1934. — (№ 34 (50)). — С. 6.
7 О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах : Совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. – 1964. – 8 дек.
8 Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г «О преподавании гражданской истории в школах СССР»
9 Садыков, Ш. Ф. Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в учебных заведениях ТАССР (1920-1930-е гг. ХХ века)// Казанский педагогический журнал – 2011. – №1. – С. 179-184.
10 Маслов, Н. Н. Из истории распространения сталинской идеологии// Вопросы истории КПСС, - 1990 №7 c. 94-108
11 Худяков, М. Г. Очерки истории Казанского ханства. Казань 1991
12 Ибрагимов З.И. и Токаржевский Е.А. Развитие советской исторической науки в Азербайджане. Баку 1964
13 Издание «Atlantic» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1953/04/soviet-education/640302/ (дата обращения 10.02.2023)
14 Советское образование // издание «Atlantic» [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1953/04/soviet-education/640302/
15 Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/info/16293035 (дата обращения 11.02.2023)
16 Косенков О.Н. О программах начального военного обучения в общеобразовательных школах // Научный поиск молодых ученых, 2008
17 Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/info/16293035 (дата обращения 11.02.2023)
18 Издание «Russia Beyond» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rbth.com/history/330570-soviet-children-were-prepared-war (Дата обращения 11.02.2023)
19 Выражение «исторический мазохизм» было использовано патриархом Кириллом // Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/1410442 (дата обращения 11.02.2023)
20 Оушакине С. A. , Патриотизм отчаяния. Нация, война и потери в России, Ithaca and London press, 2009, c. 104. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scholar.princeton.edu/sites/default/files/oushakine/files/150-the_patriotism_of_despair_nation_war_and_loss_in_russia.pdf
21 Морозова Г.Ф., Деградация нации – миф или реальность // Социологические исследования, 21, 1994, с. 22
22 Баггер Г., Изучение истории в России в период постсоветского кризиса идентичности. Скандо-славица, №53, 2007, с. 119.
23 Ларюэль М., «Во имя нации». Национализм и политика в современной России, Houndmills press, 2009 c. 46
24 Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи// Красная звезда. 22 июня. 1996 г.
25 Отношение к патриотизму путинской эпохи среди российского «промежуточного» поколения, семинар с доктором Юсси Лассила, Финский институт международных отношений//Издание «Rucarr» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rucarr.mau.se/2022/11/18/rucarr-seminar-november-29th-1515-attitudes-to-putin-era-patriotism-amongst-russias-in-between-generation/ (дата обращения 11.02.2023)
26 Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном мире. 2008 с.3
27 Голунов C. Патриотическое воспитание в России: за и против. М. 2012. С.264
29 Игрушечные солдатики: российское «патриотическое воспитание» //Издание «Lens» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.lensculture.com/articles/sarah-blesener-toy-soldiers-russia-s-patriotic-education?mbstx=isywy (дата обращения 11.02.2023)
30 Официальный портал Государственной Думы Российской Федерации // Принят закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49166/ (дата обращения 11.02.2023)
31 Российская программа «патриотического воспитания» хочет воспитать еще одно поколение верных Путину // Издание «Scroll» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scroll.in/article/1022423/russias-patriotic-education-programme-wants-to-create-another-generation-of-putin-faithful (дата обращения 11.02.2023)
32 Издание «Радио Свобода» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rferl.org/a/russia-schoolchildren-patriotic-education-ukraine-war/32016144.html (дата обращения 11.02.2023)
33 Издание «La Prensa Latina» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.laprensalatina.com/russia-introduces-weekly-patriotism-classes-for-school-children/ (дата обращения 11.02.2023)
34 Педагогические условия реализации комплекса мероприятий военно-патриотического воспитания [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-kompleksa-meropriyatiy-voenno-patrioticheskogo-vospitaniya/viewer (дата обращения 11.02.2023)
22
1. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б.. «Мудрость воспитания»: книга для родителей М.: Педагогика, 1989. 304 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. «Патриотическое воспитание молодёжи в современном мире». 2008 с.3
3. Голунов С., «Патриотическое воспитание в России: за и против», Москва 2012г, с.264
4. Дубровский А.М. «Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в политико-идеологическом контексте (1930-1950-е гг.)». Брянск: Изд-во Брянского государственного университета 2005 г.
5. Садыков, Ш. Ф. «Особенности преподавания обществоведческих дисциплин в учебных заведениях ТАССР (1920-1930-е гг. ХХ века)». Казанский педагогический журнал 2011 г.
6. Ибрагимов З.И. и Токаржевский Е.А. «Развитие советской исторической науки в Азербайджане». Баку 1964 г.
7. Крупская Н.К. «О воспитании в семье: избранные статьи и речи» / сост. и предисл. Н.И. Стриевской. М.: АПН РСФСР, 1962. 208 с.
8. Маслов, Н. Н. Из истории распространения сталинской идеологии// Вопросы истории КПСС, - 1990 №7
9. Морозова Г.Ф. «Деградация нации – миф или реальность» // Социологические исследования. 1994.
10. Худяков, М. Г. «Очерки истории Казанского ханства». Казань 1991 г.
Официальные документы
11. Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»// Красная звезда. 22 июня 1996 г.
12. Бюллетень нормативных актов Министерства просвещения СССР. М. : Педагогика, 1982 №7. С. 30-39
13. ВСФК СССР. «Будь готов к труду и обороне» положение о значке пионеров и школьников БГТО (рус.) // Красный Спорт : газета. — 1934. — (№ 34 (50)). — С. 6.
14. О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах : Совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. – 1964. – 8 дек.
15. Постановление ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 15 мая 1934 г «О преподавании гражданской истории в школах СССР»
Интернет – ресурсы
16. Мединский Ю.Н. Народное образование в СССР Издательство иностранных языков Москва., 1954 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/PubEdUSSR.htm?mbstx=isywy#Elementary_Four-Year_School (дата обращения 03.02.2023)
17. Издание «ANGLO-SOVIET YOUTH FRIENDSHIP ALLIANCE» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.revolutionarydemocracy.org/archive/anglosov.htm?mbstx=isywy (дата обращения 07.02.2023)
18. Издание «Atlantic» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.theatlantic.com/magazine/archive/1953/04/soviet-education/640302/ (дата обращения 10.02.2023)
19. Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/info/16293035 (дата обращения 11.02.2023)
20. Издание «Russia Beyond» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rbth.com/history/330570-soviet-children-were-prepared-war (дата обращения 11.02.2023)
21. Отношение к патриотизму путинской эпохи среди российского «промежуточного» поколения, семинар с доктором Юсси Лассила, Финский институт международных отношений // Издание «Rucarr» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rucarr.mau.se/2022/11/18/rucarr-seminar-november-29th-1515-attitudes-to-putin-era-patriotism-amongst-russias-in-between-generation/ (дата обращения 11.02.2023)
22. Карпова С.И. «Патриотическое воспитание через внеурочную деятельность» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/688361 (дата обращения 11.02.2023)
23. Издание «Радио Свобода» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rferl.org/a/russia-schoolchildren-patriotic-education-ukraine-war/32016144.html (дата обращения 11.02.2023)
24. Издание «La Prensa Latina» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.laprensalatina.com/russia-introduces-weekly-patriotism-classes-for-school-children/ (дата обращения 11.02.2023)
25. Российская программа «патриотического воспитания» хочет воспитать еще одно поколение верных Путину // Издание «Scroll» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scroll.in/article/1022423/russias-patriotic-education-programme-wants-to-create-another-generation-of-putin-faithful (дата обращения 11.02.2023)
26. Игрушечные солдатики: российское «патриотическое воспитание» //Издание «Lens» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.lensculture.com/articles/sarah-blesener-toy-soldiers-russia-s-patriotic-education?mbstx=isywy (дата обращения 11.02.2023)
27. Издание «CSIS» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.csis.org/blogs/post-soviet-post/next-generation-fighters-youth-military-patriotic-upbringing-bolsters (дата обращения 11.02.2023)
28. Официальный портал Государственной Думы Российской Федерации // Принят закон Президента РФ о воспитательной составляющей образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/49166/ (дата обращения 11.02.2023)
29. Понятие «Исторический мазохизм» в речи патриарха Кирилла // Издание «ТАСС» [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/1410442 (дата обращения 11.02.2023)
Вопрос-ответ:
Какие были цели и задачи патриотического воспитания в СССР?
Цели и задачи патриотического воспитания в СССР включали формирование патриотических ценностей у молодежи через внеурочную работу со школьниками и через уроки истории в НВП.
Какие методы использовались для воспитания патриотизма у школьников в СССР?
Для воспитания патриотизма у школьников в СССР использовались различные методы, такие как организация военно-патриотических игр, походов и поездок, познавательных экскурсий, участие в массовых праздниках и праздничных мероприятиях, а также использование специальных учебников и методических пособий.
Как развивается военно-патриотическое воспитание в современной России?
В современной России военно-патриотическое воспитание развивается путем изменения содержания внеурочной деятельности школьников и актуализации проблемы патриотизма в учебной работе.
Какие изменения произошли в содержании внеурочной деятельности школьников в современной России в контексте военно-патриотического воспитания?
В современной России содержание внеурочной деятельности школьников в контексте военно-патриотического воспитания стало более разнообразным и включает в себя организацию военно-спортивных мероприятий, посещение военных музеев и выставок, занятия по военно-патриотическим направлениям и другие активности, направленные на формирование патриотических ценностей.
Каким образом проблема патриотизма актуализировалась в учебной работе школьников?
Проблема патриотизма актуализировалась в учебной работе школьников путем включения тематических уроков истории, обществознания, литературы, географии и других предметов, которые знакомят учащихся с историческими событиями, достижениями и культурой страны, развивают патриотические чувства и сознание.
Какие цели и задачи были ставились перед военно-патриотическим воспитанием школьников в СССР?
Целью военно-патриотического воспитания школьников в СССР было формирование у них патриотических ценностей, любви к Родине и готовности защищать ее интересы. Задачи включали пропаганду исторической памяти, развитие любви к советской власти, формирование военно-патриотических качеств, воспитание дисциплины, трудолюбия и коллективизма.
Какие методы использовались для формирования патриотических ценностей у школьников в СССР?
Для формирования патриотических ценностей у школьников в СССР использовались различные методы. Во внеурочной работе с детьми проводились патриотические мероприятия, такие как походы в музеи, кинопоказы, экскурсии на места славы. Также важную роль играли уроки истории и военно-патриотического воспитания, где рассказывалось о героическом прошлом СССР и военных подвигах.
Как изменилось военно-патриотическое воспитание в современной России?
В современной России военно-патриотическое воспитание претерпело изменения. Во внеурочной деятельности школьников появились новые формы работы, включающие спортивные соревнования, военно-патриотические клубы и лагеря, походы и экспедиции. Однако, актуализация проблемы патриотизма в учебной работе остается важным аспектом военно-патриотического воспитания в современной России.