Диагностика фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 43 + 43 источника
- Добавлена 24.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические основы обследования фонематического анализа у детей с ФФНР…..………………………………………………………..…
5
1.1 Развитие фонематического анализа и синтеза в онтогенезе…………. 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи .
9
1.3. Особенности фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР………………………………………………
12
Выводы по главе 1 …………………………………………………………… 15
Глава 2. Технологии обследования фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи…………………………………………………………..
16
2.1.Организация исследования…….……………………………………..… 16
2.2 Анализ исследования………………………..…………………..… …….. 20
2.3 Методические рекомендации по проведению обследования и коррекции фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи………….……
24
Выводы по главе 2 …………………………………………………………… 28
Заключение……………………………………………………………………. 29
Список использованных источников и литературы …………….…...…….. 31
Исходя из представленного анализа, можно сделать вывод о важности формирования навыков фонематического анализа у детей с недоразвитием речи. Представленный алгоритм работы помогает детям качественно усваивать такой сложный навык, как фонематический анализ и предотвратить грубые нарушения письма в уже более старшем возрасте.Сначала все упражнения проводятся совместно с логопедом при участии зрительного контроля, затем, по мере освоения ребенком всех упражнений, участие логопеда и зрительного контроля исключались. Важно, чтобы артикуляционные установки для детей были осознанными. Поэтому каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков не только показывался логопедом, но и сопровождался словесной инструкцией, демонстрацией картинного материала, а также необходимые движения языка, губ ребенок показывал кистью руки, т.е. привлекались слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы.Используя инновационные компьютерные интерактивные технологии в процессе коррекции нарушений фонетико-фонематических процессов, можно грамотно сочетать современные учебные материалы и методы, а также традиционные. При этом вызвать интерес у обучающихся к изучаемому материалу и повысить качество выполняемой коррекционной работы. Электронные ресурсы существенно упрощают работу логопеда, что делает процесс восстановления фонематического процесса эффективнее и динамичнее, чем традиционные методы, поскольку задачи представляются в увлекательном, интерактивном виде. Данные методы повышают мотивацию ребенка к занятиям, что положительно сказывается на результатах работы логопеда. Использование компьютерных технологий в коррекционной деятельности - новый шаг в образовательном процессе. Значительный успех дает работа с детьми по исправлению дефектов речи, если специальные занятия и упражнения выполняются в игровой форме. Игры необходимо использовать в логопедической работе с детьми. Здесь методы игры еще более полезны, чем в обычных образовательных мероприятиях [1]. Поэтому сейчас востребовано внедрение новых технологий и приемов влогопедический процесс, которые должны сделать коррекционную работу эффективной, не скучной для детей, а интересной, способствующих обмену мыслями, чувствами, переживаниями. Благодаря последовательному появлению изображений на экране у детей появляется возможность более тщательно и полно выполнять упражнения. Использование анимации и сюрпризов делает процесс коррекции интересным и выразительным.Рассмотрим конкретные примеры интерактивных заданий и упражнений. Игра «Поиграем со звуком». Данный интерактивный тренажёр основана на компьютерной флеш-технологии, которая позволяет легко программировать управление процессом игры, обеспечивает качественную анимацию и эстетичный вид. Удобный пользовательский интерфейс игры позволяет ребенку легко ориентироваться в последовательности задач. Задания выполняются под контролем логопеда, так как игра является своего рода наглядным пособием для выполнения языковых упражнений, требующих контроля учителя. Мультипликационный фильм «Гимнастика для язычка» включает в себя следующие виды заданий: упражнения «Заборчик», «Дудочка», «Блинчик»; упражнения «Месим тесто», «Чистим зубы», «Киска». Для дальнейшего развития фонематического анализа у детей должна быть уточнена артикуляционная основа. Данные задания способствуют укреплению мышц артикуляционного аппарата и позволяют подготовить его к правильному произношению звуков. Каждая часть мультфильма представляет собой анимационную инструкцию к последовательному выполнению всех артикуляционных упражнений. Игра-тренажёр «Почтальон» способствует формированию умения определять позицию заданного звука в слове. Для этого ребёнок слушает имя получателя, выбирает в нем первый звук и кладет в ящик с той же буквой. Например, вам нужно отправить письмо Золушке. Несем это письмо в почтовый ящик с буквой «З». Игра поможет ребенку научиться проводить звуковой анализ слова, определять первую согласную в слове [4]. Игра «Выбери лишнее». Ребенку следует выбрать лишнее изображение и объяснить, почему. В случае неправильного выбора изображения загорается окно «ошибка», если изображение правильное, происходит переход к финальному изображению игры [5]. Просмотрев несколько методик, можно сделать вывод, что в каждой есть свои особенности, задания, отличающиеся по своей специфике, однако все они направлены на изучение одного, фонематического восприятия, что так необходимо при работе с детьми уже школьного возраста, т.к. количество заданий возрастает, как и возрастает смысловая нагрузка при их решении. У ребенка и так происходит в это время еще адаптация к структуре обучения в стенах школы, так еще если будут и физиологические отклонения, не до конца исправленные в более раннем возрасте, то возможно неуспеваемость в школе.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. По итогам проведенной диагностической работы мы выявили, что у испытуемых нет высокого уровня и уровня выше среднего, средний уровень развития фонематического анализа присутствует у 30% старших дошкольниковс ФФНР (Аня И., Антон С., Кирилл О.), 70% детей показали уровень ниже среднего (Богдан З., Варя Е., Даша Ж., Женя С., Ира Ш., Олеся К., Саша Т.), низкого уровня нет. Полученные результаты были отображены на диаграммеСпецифика содержания и методов обучения учащихся с ФФНР является особенно существенной в младших классах (при получении начального общего образования), где формируются предпосылки для овладения программой дальнейшего школьного обучения, в значительной мере обеспечивается коррекция речевого и психофизического развития. Подбор диагностических методик осуществляется с опорой на показатели фонематического анализа: отраженное воспроизведение рядов слогов и слов; дифференциация звуков слогов и слов, различающихся одной фонемой; различение на слух оппозиционных фонем на материале деформированных слов и предложений: определение первого звука в слове, первого и последнего звука в слове, количества и последовательности звуков в словах.Использование описанных компьютерных игр и упражнений позволяет детям старшего дошкольного возраста приобретать навыки слухового самоконтроля, умения определять последовательность, количество и расположение звуков по отношению к другим звукам слова и выполнять действие звукового анализа во внутренней речи. Каждый педагог может усовершенствовать предложенные компьютерные игры, дополнить их, найти новые возможности для проведения исходя из своего творческого потенциала.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературы по теме исследования позволил нам прийти к следующим выводам.Под фонематическим анализом исследователи подразумевают специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова, т.е. обработку речевого потока, специальные умственные действия для выполнения операций выделения, распознавания и различения фонем.Особенности фонематического анализа у старших дошкольников с ФФНР проявляются: в нечеткости различения и распознавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, асемантических сочетаний, слоговых рядов); в незавершенности процесса дифференциации звуков, особенно звуков с едва уловимыми акустическими или артикуляционными признаками, в трудностях в овладении звуком анализ и синтез слов, низкая успеваемость в письме и чтении; характер ошибок, связанных с нарушением фонематического анализа у детей с ФФНР, разнообразен: замены, пропуски согласных и гласных звуков, пропуски слогов и частей слова, перестановки, дополнения, раздельное написание частей слова.По результатам проведенной диагностической работы мы установили, что испытуемые не имеют высокого уровня и уровня выше среднего развития фонематического анализа, средний уровень присутствует у 30% старших дошкольников с ФФНР (Аня И., Антон С., Кирилл О.), 70% детей показали уровень ниже среднего (Богдан З., Варя Е., Даша Ж., Женя С., Ира С., Олеся К., Саша Т.), низкого уровня нет. Полученные результаты были отображены на диаграммеСпецифика содержания и методов обучения учащихся с ФФНР особенно значима в младших классах (при получении начального общего образования), где формируются предпосылки для освоения программы дальнейшего школьного обучения, в значительной степени обеспечивается коррекция речи и психофизического развития. Выбор диагностических методик осуществляется на основе показателей фонематического анализа: отраженного воспроизведения серий слогов и слов; дифференциации звуков слогов и слов, отличающихся одной фонемой; распознавание на слух оппозиционных фонем на материале деформированных слов и предложений: определение первого звука в слове, первого и последнего звука в слове, количества и последовательности звуков в словах.Использование описанных компьютерных игр и упражнений позволяет детям старшего дошкольного возраста приобретать навыки слухового самоконтроля, умения определять последовательность, количество и расположение звуков по отношению к другим звукам слова и выполнять действие звукового анализа во внутренней речи. Каждый педагог может усовершенствовать предложенные компьютерные игры, дополнить их, найти новые возможности для проведения исходя из своего творческого потенциала.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАбрамчук, О. И. Профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью фонематических процессов, у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игровых приемов / О. И. Абармчук. – URL : https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/04/opyt-abramchuk.pdf(дата обращения: 20.05.2022). – Текст : электронный.Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся, воспитанников с ФФНР МК ОУ«Основная общеобразовательная школа-интернат №32 для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». – URL : http://32prk.shkola.hc.ru (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.Александрова, Т. В. Живые звуки / Т. В. Александрова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 48 с. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения старших дошкольников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Москва : Сфера : В. Секачев, 2008. – 125 с. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе анализа и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977. – 174 с. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – Санкт-Петербург : Каро, 2014. – 112 с. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волкова. – Москва : Владос, 2007. – 470 с. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2007. – 110 с. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-пресс, 2010. – 470 с. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с. – Текст : непосредственный.Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки : методическое пособие / Н. В. Дурова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2001. – 112 с. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Москва : Творч. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 189, [1] с. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического анализа / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Нац. кн. центр, 2014. – 32 с. Ефремова, Е. А. Применение графических символов в работе логопеда / Е.А. Ефремова. – URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/08/24/statya-primenenie-graficheskih-simvolov-v-rabote-logopeda (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у старших дошкольников / О. Н. Жовницкая. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2001. – №11. – С.41-42.Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи : учебное пособие для студентов дефектологического и дошкольного факультетов педагогических вузов / Н. С. Жукова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического анализа у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1963. – 239 с. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова / Л. Е. Журова // Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В.Дуровой. – Mосква : Школа Пресс, 1998. – 144 с. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : учебное пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Изд. дом РАО ; 2007. – 286 с. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко, 1998. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Айрис-Пресс, 2007. – 286 с. Коротовских, Т. В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. В. Коротовских. – Текст : непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – №1 (70). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-na-osnove-narusheniy-fonemnogo-raspoznavaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem (дата обращения: 11.02.2023).Круглова, Е. Н. Использование схем-пиктограмм, моделей, символов в коррекционной работе учителя-логопеда при обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей с речевыми нарушениями / Е. Н. Круглова. – URL : http://akrosta.ru/work/work028792/ (дата обращения 11.02.2023). Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 220 с. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у старших дошкольников : Учеб. пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. – 222 с. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с. Левченко, Е. В. Развитие фонематического анализастарших дошкольников / Е. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 117-123. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3149/ (дата обращения: 11.02.2023).Обидина, С. В. Использование зрительных символов в работе логопеда (дидактический материал) / С. В. Обидина. – URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/54594-ispolzovanie-zritelnyh-simvolov-v-rabote-logo.html (дата обращения 11.02.2023– Текст : электронный.Понятийно-терминологический словарь логопеда : А-Я / [сост. В. И. Селиверстов и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. - 398, [1] с. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ФФНР. – URL: https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/aoop-dlya-obuchayushhihsya-s-tyazhelymi-naruzheniyami-rechi.pdf (дата обращения 11.02.2023). – Текст : электронный.Савка, Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии у учащихся начальных классов (из опыта работы) / Л. И. Савка. – Текст : непосредственный //Дефектология. – 1987. – №3. – С. 54-59.Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у старших дошкольников : учебное пособие / И. Н. Садовникова. – Москва : Академия, 2007. – 196 с. Спирова, Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л. Ф. Спирова. – Москва : Просвещение, 1987. – 280 с. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2– е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1984. – 223 с. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического анализа. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : методическое пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2007. – 172 с.Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л.С. Цветкова. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : Хрестоматия : учебное пособие / сост. К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2004. – 318 с. – ISBN 5-87604-030-4. –Текст : непосредственный.Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1956. – №5. – С. 38-58.Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – Москва : ИНТОР,1998.–110 с. Эльконин, Д. Б. Экспериментальный анализ первоначального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности старших дошкольников /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.Р.Давыдова. – Москва : АПН РСФСР. 1962. – С. 7-50. Ястребова, A. B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1978. – 104 с. – Текст : непосредственный.Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 360 с.
1. Абрамчук, О. И. Профилактика нарушений чтения и письма, обусловленных несформированностью фонематических процессов, у первоклассников с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игровых приемов / О. И. Абармчук. – URL : https://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2017/04/opyt-abramchuk.pdf(дата обращения: 20.05.2022). – Текст : электронный.
2. Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования учащихся, воспитанников с ФФНР МК ОУ«Основная общеобразовательная школа-интернат №32 для учащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». – URL : http://32prk.shkola.hc.ru (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки / Т. В. Александрова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 48 с.
4. Ахутина, Т. В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения старших дошкольников / Т. В. Ахутина, О. Б. Иншакова. – Москва : Москва : Сфера : В. Секачев, 2008. – 125 с.
5. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе анализа и усвоения устной речи (в норме и патологии) / В. И. Бельтюков. – Москва : Педагогика, 1977. – 174 с.
6. Быстрова, Г. А. Логопедические игры и задания / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – Санкт-Петербург : Каро, 2014. – 112 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волкова. – Москва : Владос, 2007. – 470 с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – Москва : Лабиринт, 2007. – 110 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – Москва : Детство-пресс, 2010. – 470 с.
10. Генинг, М. Г. Обучение дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей детских садов / М. Г. Генинг, Н.А. Герман. – 4-е издание – Чебоксары : Чувашское книжное издательство, 1980. – 134 с. – Текст : непосредственный.
11. Дурова, Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки : методическое пособие / Н. В. Дурова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2001. – 112 с.
12. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – Москва : Творч. Центр Сфера, 2005 (ГУП Смол. обл. тип. им. В.И. Смирнова). – 189, [1] с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического анализа / Л. Н. Ефименкова. – Москва : Нац. кн. центр, 2014. – 32 с.
14. Ефремова, Е. А. Применение графических символов в работе логопеда / Е.А. Ефремова. – URL : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/08/24/statya-primenenie-graficheskih-simvolov-v-rabote-logopeda (дата обращения: 11.02.2023). – Текст : электронный.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у старших дошкольников / О. Н. Жовницкая. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2001. – №11. – С.41-42.
16. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи : учебное пособие для студентов дефектологического и дошкольного факультетов педагогических вузов / Н. С. Жукова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006.
17. Журова, Л. Е. К вопросу о формировании фонематического анализа у детей дошкольного возраста / Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 1963. – 239 с.
18. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова / Л. Е. Журова // Обучение дошкольников грамоте / Под ред. Н.В.Дуровой. – Mосква : Школа Пресс, 1998. – 144 с.
19. Иншакова, О. Б. Некоторые приемы коррекции специфических ошибок чтения и письма / О. Б. Иншакова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция : учебное пособие / под общ. ред. О. Б. Иншаковой. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Изд. дом РАО ; 2007. – 286 с.
20. Калмыкова, И. Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. Р. Калмыкова. – Ярославль : Академия развития, Академия, Ко, 1998.
21. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей : учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – Санкт-Петербург : Айрис-Пресс, 2007. – 286 с.
22. Коротовских, Т. В. Коррекция дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием / Т. В. Коротовских. – Текст : непосредственный // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2017. – №1 (70). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korrektsiya-disgrafii-na-osnove-narusheniy-fonemnogo-raspoznavaniya-u-mladshih-shkolnikov-s-fonetiko-fonematicheskim-nedorazvitiem (дата обращения: 11.02.2023).
23. Круглова, Е. Н. Использование схем-пиктограмм, моделей, символов в коррекционной работе учителя-логопеда при обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей с речевыми нарушениями / Е. Н. Круглова. – URL : http://akrosta.ru/work/work028792/ (дата обращения 11.02.2023).
24. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах : методическое пособие для учителя-логопеда / Р. И. Лалаева. – Москва : ВЛАДОС, 2004. – 220 с.
25. Лалаева, Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у старших дошкольников : Учеб. пособие / Р. И. Лалаева. – Санкт-Петербург : Лениздат : Союз, 2002. – 222 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с.
27. Левченко, Е. В. Развитие фонематического анализастарших дошкольников / Е. В. Левченко. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – Москва : Буки-Веди, 2012. – С. 117-123. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3149/ (дата обращения: 11.02.2023).
28. Обидина, С. В. Использование зрительных символов в работе логопеда (дидактический материал) / С. В. Обидина. – URL : https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/logopedija/54594-ispolzovanie-zritelnyh-simvolov-v-rabote-logo.html (дата обращения 11.02.2023– Текст : электронный.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда : А-Я / [сост. В. И. Селиверстов и др.] ; под ред. В. И. Селиверстова. – Москва : ВЛАДОС, 1997. - 398, [1] с.
30. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ФФНР. – URL: https://fgosovz24.ru/assets/files/aoop/aoop-dlya-obuchayushhihsya-s-tyazhelymi-naruzheniyami-rechi.pdf (дата обращения 11.02.2023). – Текст : электронный.
31. Савка, Л. И. К вопросу о фонетико-фонематическом недоразвитии у учащихся начальных классов (из опыта работы) / Л. И. Савка. – Текст : непосредственный //Дефектология. – 1987. – №3. – С. 54-59.
32. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у старших дошкольников : учебное пособие / И. Н. Садовникова. – Москва : Академия, 2007. – 196 с.
33. Спирова, Л. Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи / Л. Ф. Спирова. – Москва : Просвещение, 1987. – 280 с.
34. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. – 2– е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1984. – 223 с.
35. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического анализа. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей / Т. А. Ткаченко. – Москва : Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 32 с.
36. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов : методическое пособие / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2007. – 172 с.
37. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и воспитание / Л.С. Цветкова. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 304 с.
38. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика : Хрестоматия : учебное пособие / сост. К. Ф. Седова. – Москва : Лабиринт, 2004. – 318 с. – ISBN 5-87604-030-4. –Текст : непосредственный.
39. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы усвоения грамоты / Д. Б. Эльконин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1956. – №5. – С. 38-58.
40. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – Москва : ИНТОР,1998.–110 с.
41. Эльконин, Д. Б. Экспериментальный анализ первоначального этапа обучения чтению // Вопросы психологии учебной деятельности старших дошкольников /Под ред. Д.Б.Эльконина, В.Р.Давыдова. – Москва : АПН РСФСР. 1962. – С. 7-50.
42. Ястребова, A. B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов / А. В. Ястребова. – Москва : Просвещение, 1978. – 104 с. – Текст : непосредственный.
43. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. – Москва : АРКТИ, 2007. – 360 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные теоретические основы лежат в основе обследования фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Теоретическими основами обследования фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием являются развитие фонематического анализа и синтеза в онтогенезе, психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также особенности фонематического анализа у таких детей.
Как развивается фонематический анализ и синтез у детей в онтогенезе?
Фонематический анализ и синтез у детей развивается в онтогенезе постепенно. Вначале ребенок осваивает звуковое инвариантное восприятие, затем переходит к фонематическому слуху и, наконец, к фонематическому анализу и синтезу. В начале развития фонематического анализа и синтеза у детей преобладает слуховая сторона, а в дальнейшем они научаются анализировать и синтезировать звуки, осознавая их место и роль в слове или предложении.
Как можно охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
Дети старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи имеют ряд психолого-педагогических особенностей. Они могут испытывать трудности в восприятии и различении звуков, иметь ограниченный словарный запас, неправильно произносить звуки и заменять их другими. Они также могут испытывать затруднения в фонологическом осознавании и синтезе звуков, что отражается на развитии речи в целом.
Как можно диагностировать фонематический анализ у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Диагностика фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием проводится с использованием специальных тестов и заданий, направленных на определение уровня восприятия и анализа звукового материала, а также на выявление проблемных аспектов в фонетико-фонематическом развитии ребенка.
Каковы основные теоретические основы обследования фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Основные теоретические основы обследования фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием заключаются в изучении развития фонематического анализа и синтеза в онтогенезе, психолого-педагогической характеристики детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также особенностей фонематического анализа у таких детей.
Какие особенности фонематического анализа могут быть у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи?
У детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи могут наблюдаться такие особенности фонематического анализа, как сложности в распознавании и различении звуков, нарушения в сегментации и синтезе звукового материала, проблемы с формированием фонетических шаблонов и др.
Какие задачи стоят перед диагностикой фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием?
Основной задачей диагностики фонематического анализа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является выявление уровня развития и проблемных аспектов в фонетико-фонематическом развитии ребенка, что позволяет определить дальнейшие шаги для коррекционной работы и разработать индивидуальную программу речевого развития.
Как проводится диагностика фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста?
Диагностика фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста проводится с использованием специальных методик и заданий, направленных на оценку способности ребенка распознавать и анализировать звуки речи. В ходе диагностики используются задания на различение и сравнение звуков, задания на опознавание и классификацию звуков, а также задания на синтез звуков в слова и анализ слов на звуки.