Лыжная подготовка учеников начальной школы
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 5
1.1 История лыжного спорта 5
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов 9
1.3 Роль лыжной подготовки в системе физического воспитания младших школьников 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 17
2.1 Содержание и методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе 17
2.2 Разработка подвижных игр на уроках лыжной подготовки в 1-4 классах 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Крутизна склона при освоении этого способа восхождения не должна быть большой. Освоив подъем прямо по склону, следует изучить «лесенку» с продвижением вперед.Следует отметить, что растущая популярность лыжного спорта, преобладание коньковых ходовв лыжных гонках среди юных спортсменов, которые очень хотят ощутить на себе высокую скорость бега на длинные дистанции и ощутить вкус первых побед, заставляет задуматься более трезво смотреть на начальное и последующее обучение технике коньковых ходов. По мнению М.А. Правдова, наблюдения свидетельствуют о том, что учащиеся младших классов на соревнованиях свободным стилем используют преимущественно коньковые ходы [18].Наиболее предрасположены к освоению различных двигательных действий, в том числе коньковым шагам, учащиеся 1-4 классов. Да, у них не хватает силы рукдля передвижения коньковым ходом по равнине и в подъём. Но под уклон коньковые шаги не вызывают затруднений. Поэтому изучение всех способов передвиженияуже в начальных классах является разумным приоритетом. Задержка обучению коньковым ходам приводит к тому, что позже, в средних классах, из-за негативного переноса некоторых элементов техники с классических ходов на коньковые, обучение становится более трудоемким. У детей 9-11 лет начальные двигательные навыки не вызывают никаких затруднений.Уроки лыжной подготовки проходят только в безветренную погоду при слабом ветре (не более 2 м/с), при температуре не ниже -15°С. В северных районах эта температурная норма может быть снижена на 5°, в южных — увеличена примерно на такую же величину.Задачи педагога на уроке лыжной подготовки: обеспечить максимальную занятость воспитанников в течение всего занятия, постоянно контролировать и регулировать двигательную активность, по возможности удерживать в поле зрения всех воспитанников, обеспечивать порядок и дисциплину. Учебные лыжни могут иметь форму круга, гребенки, отдельных дорожек. Спуски и повороты выполняются по разным направлениям.Таким образом, в задачи лыжной подготовки в начальных классах входят задачи ознакомления детей с простейшими правилами обращения с лыжным снаряжением, обучение основным приемам с лыжами, видам построений, перестроений и передвижений в строю, самым необходимым способам передвижения.2.2 Разработка подвижных игр на уроках лыжной подготовки в 1-4 классахВажное место на уроках лыжной подготовки занимает игровой метод, позволяющий отвлечь учащихся от порой сплошной монотонной работы на уроке, повысить эмоциональность занятий и придать им разнообразие. Поэтому в данном параграфе мы разработали подвижные игры для учащихся начальных классов.Игры для совершенствования поворотов на месте и в движении:1. «Веер». Место проведения: широкая утрамбованная площадка. Количество повторений – 2–4раза.Поворот переступанием выполняется в правую и левую стороны. Игру можно проводить как командную, так и индивидуальную.Ход игры:Игроки выстраиваются в одну или две шеренги с интервалом в 2 -3 м. По команде все выполняют поворот переступанием на 90, 180, 360, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Каждому выставляется оценка от 1 до 5 баллов в зависимости от четкости и быстроты поворота. Побеждает тот, кто набрал больше баллов.2.«Кто быстрее повернется». Место проведения: широкая утрамбованная площадка, на которой 5 – 6 параллельных лыжней, с расстоянием 2 м друг от друга.Количество повторений – 2 – 4 раза.Длина дистанции до 50 м.Способ поворота оговаривается заранее. Поворот выполняется в правую и левую стороны. Абсолютный победитель определяется по лучшему времени.Ход игры:Игроки выстраиваются на линии старта, каждый на своей лыжне. По сигналу они начинают движение вперед скользящим шагом, у флажков они быстро выполняют поворот на 360 и финишируют по своей лыжне. Первый на финише – победитель.Игры для совершенствования лыжных ходов, одноопорного скольжения и воспитания чувства равновесия:1. «Быстрая команда». Место проведения: равнинный участок или пологий подъем.Длина дистанции 30 – 100 м (в зависимости от возраста и подготовленности игроков).Способ лыжного хода и поворота оговариваются заранее. Передача эстафеты осуществляется касанием руки следующего участникаХод игры: Команды выстраиваются у стартовой линии в колону по одному, каждая на своей лыжне. По сигналу первые номера команд стараются как можно быстрее пройти определенный отрезок лыжни. Огибают флажок и, возвращаясь к линии старта, передают эстафету вторым номерам, вторые – третьим и т. д. Выигрывает команда, закончившаяся эстафету первой.2. «Встречная эстафета». Место проведения: равнинный участок с 2 – 3 прямолинейными лыжнями. Длина дистанции 30 – 100 м (в зависимости от возраста и подготовленности участников).Способ передвижения по лыжне оговаривается заранее.Ход игры:Каждая команда делится пополам на две встречные колонны, которые выстраиваются за противоположными линиями размеченного отрезка дистанции. Каждый участник проходит дистанцию только в одном направлении. Достигнув линии второй половины своей команды, он касанием руки передает эстафету следующему участнику и встает в конец колоны и т.д. Выигрывает команда, игроки которой закончили эстафету первыми. Игры для совершенствования техники спусков и подъемов:1. «Не задень». Место проведения: учебный склон с укатанным ровным участком.Продолжительность игры 10 -15 мин.Стартуют не более трех участников. Ход игры:Лыжники построены на вершине склона с интервалом в 2 м друг от друга. Спускаясь по склону вниз, каждый игрок должен пропустить предметы, лежащие на склоне, между разведенными в стороны лыжами. Лыжи разводятся непосредственно перед приближением к каждому предмету, а затем сразу же возвращаются в и.п. Учитель отмечает лучших лыжников.2. «Штурм высоты». Место проведения: учебный склон. Для каждой команды прокладываются две лыжни (для подъема и спуска).Продолжительность игры 10 – 15 мин.Ход игры:Команды построены в колоны по одному у подножия склона. На вершине установлены цветные флажки по числу команд. По сигналу первые номера команд устремляются к вершине. Достигнув цели, игрок поднимает свой флажок вверх; затем, вновь установив его на том же месте, спускаются со склона в высокой стойке по другой лыжне и, возвратится к своей команде, становится в ее конец. Это служит сигналом для старта вторых номеров, которые выполняют то же задание. Побеждает команда, последний игрок которой первым финиширует с флажком.Игры, воспитывающие скоростную и общую выносливость: 1.«Гонка с выбыванием». Место проведения: лыжня с меняющимся рельефом длиной 100–200м.При большом количестве участники в игры после прохождения каждого круга выбывают по два (последних) или более игроков.Ход игры:На замкнутой круговой лыжне одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После прохождения каждого круга лыжник, оказавшийся на финише последним, выбывает из игры. Например, стартовали пять лыжников, а после завершения первого круга гонку продолжают четверо, после второго круга – трое и т.д.2. «Охота на лис». Место проведения: лестная местность, хорошо знакомая игрокам. Зона игры оговаривается заранее.Продолжительность игры 20–25 мин.Ход игры:«Лисы» - 2 – 4 лучших лыжника – углубляются на лес 200 – 300 м. «Охотники» - все остальные участники – через 5 мин выходят на поиск «лис». «Лисы» убегают, прячутся за деревьями, в оврагах, кустах, меняют направление, путают следы. «Охотники» стараются их найти и поймать. По сигналу игра прекращается, и игроки возвращаются на место сбора.Таким образом, применение разработанных подвижных игр на уроках по лыжной подготовке оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, опорно-двигательного аппарата, улучшают общий обмен веществ, повышают активность всех органов и систем детского организма и служат полезным средством активного проведения досуга. Практика показывает, что наиболее успешное развитие двигательных способностей происходит тогда, когда ребенок много двигается и совершенствует различные движения.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛыжная подготовка является важной частью общей физической подготовки школьников. Перед уроками лыжной подготовки в школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы лыжной техники, и от того, как в это время построен процесс обучения, во многом зависит успешное проведение всех уроков лыжной подготовки в школе.К числу основных задач лыжной подготовки в начальных классах относится задача ознакомления детей с простейшими правилами обращения с лыжным снаряжением, обучение основным приемам катания на лыжах, видам построений, перестроений и движений рядами, основным приемам движения, в число которых в период начального обучения входят:попеременный двухшажный ход, подъемы ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке, поворот переступанием вокруг пяток лыж и вокруг носков лыж.Основными задачами учителя на уроке по лыжной подготовке в младших классах являются обеспечение максимальной работоспособности учащихся на протяжении всего занятия, постоянный контроль и регулирование двигательной активности.На уроках большое внимание следует уделять развитию физических качеств, повышению уровня общей работоспособности и закалке школьников. Планирование материала для развития физических качеств осуществляется учителем исходя из содержания школьной образовательной программы, образовательных стандартов с учетом состояния здоровья.Особое внимание обращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков. Это позволит не только успешно выполнять домашние задания, но и приобщить к занятиям лыжным спортом широкий круг учащихся. В то же время программа требует оснащения школьников теоретическими знаниями основ физического воспитания, а также специальными сведениями о лыжной подготовке.Проанализировав психолого-педагогическую литературу по лыжной подготовке младших школьников, можно сделать вывод, что каждый учитель физической культуры должен знать и строго выполнять все положения программы. Только в этом случае уроки лыжной подготовки будут насыщенными, интересными, увлекательными и познавательными.Результаты данного исследования могут быть использованы в работе учителей физической культуры как на уроках, так и во внеурочной деятельности младших школьников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБарчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2019. - 368 c.Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 192 c.Виноградов, Г.П. Теория и методика, технология спортивной тренировки / Г.П. Виноградов. - М.: Спорт, 2019. - 596 c.Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2019. - 822 c.Гавричков, Л.В. Лыжная подготовка / Л.В. Гавричков. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 112 c.Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 класс / Л.Д. Глазырина. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 208 c.Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2018. - 512 c.Каинов, А. Н. Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Учитель, 2019. - 172 c.Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития / Н.Н. Кожухова. - М.: Владос, 2018. - 700 c.Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2019. - 336 c.Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка. Пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2020. - 973 c. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / В.С. Кузнецов. - М.: Академия (Academia), 2018. - 134 c.Кукушкин, В.В. Все о спорте: Справочник / ред. А.А. Добров, В.В. Кукушкин. - М.: Физкультура и спорт; Издание 2-е, доп., 2019. - 580 c.Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2020. - 400 c.Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) (комплект из 2 книг) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. - М.: Медицина, 2018. - 760 c.Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2018. - 192 c.Правдов, М.А. Уроки физической культуры. 1-4 классы / М.А. Правдов. - М.: Илекса, 2018. - 439 c.Раменская, Т. М. Лыжный спорт. Учебное пособие / Т.М. Раменская, А.Г. Баталов. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 224 c.Шликенридер, П.Н. Лыжный спорт / П.Н. Шликенридер, К. Элберн. - М.: Тулома, 2018. - 288 c.
1. Барчуков, И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. - М.: КноРус, 2019. - 368 c.
2. Бутин, И.М. Лыжный спорт / И.М. Бутин. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 192 c.
3. Виноградов, Г.П. Теория и методика, технология спортивной тренировки / Г.П. Виноградов. - М.: Спорт, 2019. - 596 c.
4. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - М.: Олимпийская литература, 2019. - 822 c.
5. Гавричков, Л.В. Лыжная подготовка / Л.В. Гавричков. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 112 c.
6. Глазырина, Л.Д. Методика преподавания физической культуры. 1-4 класс / Л.Д. Глазырина. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 208 c.
7. Дубровский, В. И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Дубровский. - М.: Владос, 2018. - 512 c.
8. Каинов, А. Н. Физическая культура. 1-11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В. И. Ляха, А. А. Зданевича / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Учитель, 2019. - 172 c.
9. Качашкин, В. М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 2019. - 304 c.
10. Кожухова, Н.Н. Теория и методика физического воспитания и развития / Н.Н. Кожухова. - М.: Владос, 2018. - 700 c.
11. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. Планирование и организация занятий / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2019. - 336 c.
12. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Лыжная подготовка. Пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2020. - 973 c.
13. Кузнецов, В.С. Практикум по теории и методике физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / В.С. Кузнецов. - М.: Академия (Academia), 2018. - 134 c.
14. Кукушкин, В.В. Все о спорте: Справочник / ред. А.А. Добров, В.В. Кукушкин. - М.: Физкультура и спорт; Издание 2-е, доп., 2019. - 580 c.
15. Кун, Л. Всеобщая история физической культуры и спорта / Л. Кун. - М.: Радуга, 2020. - 400 c.
16. Лысов, П. К. Анатомия (с основами спортивной морфологии) (комплект из 2 книг) / П.К. Лысов, Д.Б. Никитюк, М.Р. Сапин. - М.: Медицина, 2018. - 760 c.
17. Лях, В. И. Физическая культура. 1-4 классы / В.И. Лях. - М.: Просвещение, 2018. - 192 c.
18. Правдов, М.А. Уроки физической культуры. 1-4 классы / М.А. Правдов. - М.: Илекса, 2018. - 439 c.
19. Раменская, Т. М. Лыжный спорт. Учебное пособие / Т.М. Раменская, А.Г. Баталов. - Москва: СПб. [и др.]: Питер, 2019. - 224 c.
20. Шликенридер, П.Н. Лыжный спорт / П.Н. Шликенридер, К. Элберн. - М.: Тулома, 2018. - 288 c.
Вопрос-ответ:
Какая история лыжного спорта?
Лыжный спорт имеет долгую историю, причины появления которой связаны с древней необходимостью передвижения по снегу. Впервые лыжи использовались в древней Руси, а затем эта традиция распространилась на северные страны. Со временем лыжи стали использоваться и в спорте, и сейчас являются одним из самых популярных зимних видов спорта.
Какие анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов?
Учащиеся младших классов имеют ряд особенностей, связанных с их возрастом и развитием. Они только начинают формироваться как физически развитые личности, поэтому им нужна особая подготовка. Их мышцы и опорно-двигательный аппарат еще не полностью сформированы, поэтому требуется особое внимание к упражнениям и тренировкам.
Какую роль играет лыжная подготовка в системе физического воспитания младших школьников?
Лыжная подготовка важна для младших школьников, так как способствует развитию их физических и координационных навыков. Она помогает им укрепить мышцы ног и спины, улучшить осанку и развить выносливость. Также, занимаясь лыжным спортом, дети учатся работать в команде и развивают свою силу воли и настойчивость.
Как проводятся уроки по лыжной подготовке в начальной школе?
Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся с учетом особенностей детей и их физической подготовки. На уроках используются специальные обучающие игры и упражнения, разработанные специально для детей младшего возраста. Также преподаватели обращают особое внимание на безопасность и правильное использование снарядов и экипировки.
Как разрабатываются подвижные игры на уроках лыжной подготовки в начальной школе?
Подвижные игры на уроках лыжной подготовки разрабатываются с учетом целей и задач урока. Они могут включать такие элементы, как бег, прыжки, передвижение на лыжах и другие физические упражнения. Важно, чтобы игры были интересными и мотивировали детей к активному участию, а также помогали им совершенствовать технику лыжного спорта.
Какие особенности лыжной подготовки учеников начальной школы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются история лыжного спорта, анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов, а также роль лыжной подготовки в системе физического воспитания младших школьников.
Какая роль лыжной подготовки в системе физического воспитания младших школьников?
Лыжная подготовка играет важную роль в системе физического воспитания младших школьников. Она способствует развитию физических качеств, координации движений, улучшению общей физической подготовки учащихся, а также формированию лыжных навыков и умений.
Какая методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе рассматривается в статье?
В статье рассматривается методика проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе. Описываются различные аспекты и принципы организации уроков, а также методы реализации задач, связанных с развитием лыжных навыков и умений у учащихся.
Какие игры можно разработать на уроках лыжной подготовки в начальной школе?
На уроках лыжной подготовки в начальной школе можно разработать различные подвижные игры. Это могут быть игры с использованием лыж, игры на развитие координации движений, игры на развитие силы и выносливости, командные игры и другие формы упражнений, способствующие развитию лыжных навыков и умений у детей.
Какие анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов рассматриваются в статье?
Статья рассматривает анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов, которые нужно учитывать при лыжной подготовке. Речь идет о развитии опорно-двигательного аппарата, системы кровообращения и дыхания, а также о возрастных особенностях роста и развития детей в данном возрасте.
Зачем ученикам начальной школы проводить лыжную подготовку?
Лыжная подготовка учеников начальной школы имеет несколько целей. Во-первых, она способствует развитию физических качеств детей, таких как выносливость, ловкость, координация движений и сила. Во-вторых, занятия лыжным спортом помогают формированию ценностей личности, таких как уверенность в себе, настойчивость, дисциплина и стремление к достижению цели. В-третьих, лыжная подготовка способствует общему физическому развитию детей и помогает им укрепить иммунную систему, что способствует снижению заболеваемости.
Какие анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов влияют на лыжную подготовку?
Учащиеся младших классов имеют свои особенности, которые важно учитывать при проведении лыжной подготовки. Например, дети в этом возрасте ещё развиваются, поэтому тренировки должны быть адаптированы под их возраст и физическую подготовленность. Также у детей младшего школьного возраста ещё формируются навыки координации движений и равновесия, поэтому высокая горизонтальная подвижность на лыжах может быть сложной для них. Кроме того, детям младшего школьного возраста необходимо больше времени на восстановление после нагрузок, так как их организм еще не вполне сформирован.