Творчество Михаила Врубеля

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 35 35 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 03.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 5
1.1 Жизнь и творческий путь М. А. Врубеля 5
1.2 Основные работы 8
1.2.1 «Пан» (1899) 8
1.2.2 «Царевна-Лебедь» (1900) 10
Глава2 12
2.1 Анализ работ М. Врубеля 12
2.2 Сравнительный анализ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Фрагмент для ознакомления

Может ли «тайна Врубеля» заключаться исключительно в высокочувствительной и, возможно, необычной психической организации художника? Но это станет ясно позднее. Однако можно утверждать, что в этих картинах Врубель пытался выразить свой беспокойный ум и импульсивную душу. Герой художника умирает не в бессмысленной, холодной борьбе между жизнью и смертью, а в неравной борьбе. Это не борьба между добром и злом; художник почти готов оказаться на «другой стороне». Это борьба с судьбой, которая угнетает и в конце концов убивает личность. Главный герой борется до конца. Образ его смерти - это реквием, своего рода гимн сопротивлению. В этом гимне есть что-то триумфальное и бодрящее.Конечно, скрытый смысл «поражения» Врубеля нелегко понять и можно только предполагать. Хорошо известно, что Врубель был небезразличен к философии Ницше. Его симпатии были в пользу форм, которые были выше простых смертных.В этом образе, основанном на духе конца XIX века, есть ощущение чрезмерности или преувеличения. Однако важно отметить, что демон Врубель никогда не презирает людей или мир. В очертаниях его лица всегда четко прослеживается желание стать человеком, обрести человеческую любовь и свободу, что и определяет отличие Врубеля с его верой в человечество от настроений многих его современников, потерявших в то время вкус к прекрасным идеалам и чистой любви. И именно в этом проявляется способность Врубеля «передать тончайшие движения души, поместить себя в природу и извлечь из нее изысканную красоту».Таким образом, сказочные образы Врубель черпает не только из народных сказок, но и из музыкальных поэм, переложенных русскими композиторами и писателями. Но самое главное, Врубель черпал эти мотивы из мирового искусства и культуры. Он также косвенно заимствовал мотивы из творчества великих европейских писателей и музыкантов времен Врубеля. И через их искусство интерес Врубеля обратился к эпическому, античному и классическому, которые он ценил и которые в творческом плане помогали великим художникам решать проблему «человек и природа».2.2 Сравнительный анализОбраз дьявола, навеянный стихотворением Лермонтова, занимает особое место в творчестве художника.Врубель пытался максимально охватить тему дьявола и воплотить ее в виде скульптур, рисунков и картин (к сожалению, ничего из ранних опытов не сохранилось). Резкие цветовые контрасты и пластика достигают кульминации в этой теме. Первая сохранившаяся картина на эту тему - «Дьявол (сидящий)» (1890). В ней художник отвергает конкретную реальность места и времени. Фигура молодого гиганта с сильным телом и печальным, мрачным лицом помещена в воображаемый, изменчивый пейзаж. Мазки кисти плоские и декоративные, как разноцветные мозаики и витражи, сложенные из сверкающих морилок. Они не покоятся, но обладают собственной энергией. То, что изображено на картине, - это не результат творения, а процесс. Природа кажется вылепленной, ее формы и цвета меняются и нестабильны. Прозрачные кристаллы образуют поразительные гроздья цветов, очертания которых напоминают мощные крылья прекрасного существа. Величественная форма демона появляется во вспышках и искрах, как будто холодная магма подверглась брожению и кипению. Выражение лица демона вызывает меланхоличные вопросы, движение сцепленных рук говорит о силе и слабости, а сама композиция напоминает сжатую пружину, которая обладает огромным потенциалом, но не может найти выход.Мозаичный стиль письма в сочетании с широкими, чистыми мазками является визитной карточкой художника.Нечеловеческие образы, лишенные земной непосредственности, зовут и мучают Врубеля, а язык цвета для их воплощения - сияние магических минералов, огненные элементарные тона, сгущенные в драгоценные камни.Не случайно интерес Врубеля к минералогии и гипсовой лепке в юности привел его к обширному изучению игры граней в драгоценных камнях, когда он стал старше.В 1899 году он продолжил работу над образом дьявола и написал картину под названием «Бегство дьявола» (которая осталась незаконченной). С этой «Победой дьявола» тема борьбы между добром и злом казалась завершенной.В 1902 году Врубель создал свою самую трагическую работу «Демон поверженный». Как изменился герой картины 1890 года! Всего двенадцать лет отделяют того цветущего, полного сил юношу от этого смятенного, истерзанного облика. Его крылья были сломаны, изуродованное демоническое тело брошено в бездну, глаза пылали яростью. Мир погрузился во тьму, и последний луч света замерцал на короне демона на вершине горы. Дух восстания был низвергнут.В глазах демона та же тоска, та же апокалиптическая сила. Но его брови были более изборождены. Глубокие борозды покрывали его лоб.Демон упал с невообразимой высоты. Его крылья были беспомощно раскинуты. Его руки были сжаты в отчаянии. Если на полотне перед ним чувствовался хмельной хаос рождения, то падающий демон был случайностью. Падая с высоты, его разбитая форма предстает в страдании, передавая окружающим светящуюся красоту последнего заката.И «Демон 1890 года», и «Демон 1902 года» в высшей степени автобиографичны. Мастер, как никто, знавший объем своего дарования, свою творческую силу, не исполнил до конца грандиозных замыслов, которыми была полна его душа.И если в«Демоне сидящем» 33-летний художник, испытавший огромное разочарование посреди воплощения стольких надежд был еще полон сил, то 46-летний Врубель смело и очень ясно ощущал скорый конец очень тяжелой и разочаровывающей судьбы. В 1901 году Врубель начал страдать от тяжелого психического расстройства, а в 1906 году ослеп. В этой картине все силы художника достигли предела.ЗАКЛЮЧЕНИЕВрубель оказал сильное и продолжительное влияние на большинство наиболее значительных русских художников 20-го века. Его метод живописи «разноцветными кубами» (по словам Ф.И. Шаляпина) иногда интерпретируется как предтеча кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубокое понимание природы требует спонтанного перехода на другую сторону ее проявления, был не просто тенденцией, а по сути началом всех авангардных исканий в русском искусстве 20 века.Он является самым важным и наиболее характерным экспрессионистом символизма и модерна в русской живописи и графике. Его работы характеризуются драматической интенсивностью цвета, «кристальной» точностью, построением своих образов, обобщением символических и философских образов, часто трагического характера.Врубель оказал сильное и продолжительное влияние на большинство наиболее значительных русских художников 20-го века. Его метод живописи «разноцветными кубами» (по Ф.И. Шаляпину) иногда интерпретируется как предтеча кубизма.Однако Врубель, доказавший своим искусством, что глубокое понимание природы естественно предполагает нечто большее, чем ее внешний вид, стоял у истоков не только направления в русском искусстве XX века, но и почти всех авангардных течений.Искусство Врубеля завершило весь этап поиска монументального присутствия в конце века, проложив дорогу новому поколению художников, таких как К. Петров-Водкин, М. Сарлян и П. Кузнецов.Творчество этого художника было страстным протестом против зла. Он создавал трагические образы, воплощающие свет и благородство духа. Борьба света и тьмы - вот что лежит в основе большинства произведений Врубеля. В связи с этим А. Брок написал поэтические слова на могиле художника. «Врубель пришел к нам вестником того, что багровый вечер вложен в чистое золото ночи. Он оставил нам зло мира, дьявола как волшебника против ночи, и я не могу не трепетать перед тем, что Врубель и ему подобные открывали человечеству раз в сто лет.Врубель должен быть причислен к классикам русского искусства - его значение в истории русской живописи огромно. Он известен не только как создатель прекрасных картин, но и как один из первых, кто указал путь современной монументальной живописи. Его работы находятся в Музее Александра III, Третьяковском музее, Музее Академии художеств, а также во многих частных коллекциях.Наследие Михаила Врубеля давно стало бесценным сокровищем русской культуры. Однако ни один другой художник не вызывал столько споров и не давал столь противоречивых, на первый взгляд, оценок. Его описывают как великого ученого и аналитика формы, но также и как визионера, создававшего искусство, которое, по сути, было сном в ночи. Он освободил живопись от подражания литературным приемам, и его хвалили за «ненасытный аппетит к целой истории». За создание великого декоративного стиля своего времени (русский модерн), который был индивидуалистичным и в то же время очень выразительным для видения своего времени. За отношение к произведениям искусства наравне с предметами домашнего обихода и восприятие искусства как духовной силы, способной изменить мир.Работы Врубеля можно сравнить со страстной исповедью. И это не только потому, что в своих многочисленных портретах и автопортретах он говорит о себе. Почти каждая композиция представляет собой, по словам Александра Блоха, «бесконечный личный мир» художника.В эпоху символизма Врубель был олицетворением поэта, пророка и провидца, а его жизнь - воплощенным символом, знамением, живой копией фаустовского мифа, который в XX веке стал главной темой, с вопросом о возможностях и последствиях отношений художника со злом. Появление мифа Врубеля означало, прежде всего, что этот период остро нуждался в освобождении от позитивизма - плоской истины, прозы, обоснованной полезности и рационализма. Существенный неоромантизм искусства Врубеля также превратился в основу бунта против позитивизма.Век символизма подчеркивает жизнь Врубеля с его одержимостью «следами безумия и проклятия» (Блок), образом демона.Этот образ преследовал художника всю жизнь, дразня его своей непостижимостью, заставляя возвращаться к нему снова и снова, выбирая новые материалы и техники для его воплощения. Как всегда, художник вознагражден бесконечными творческими возможностями; но цена неизбежна. Они пали до страшных болезней, до смерти детей, до безумия и смерти.Место художника в русском искусстве определяется не только выражением символистских или модернистских идей. Врубель создал свою собственную мифологию, одновременно формальную и трагическую, основанную на вневременных образах русского искусства и мира. Художник возвышает тайну человеческой души. Духовная жизнь - высшая ценность в его творчестве. Используя стереотипный образ модерна,Врубель не делает свое творчество продуктом массовой культуры. Этому препятствует богатство его представлений.Врубель – весь блеск, измученный, революционный в непреклонных поисках, в вихре мечтаний, в любви, в поисках чуда, в созерцании неустойчивости форм и трепета красок, во всех напряженных, резких, тонких, ослепительных движениях.Исключительное мастерство, трагизм, великая страсть и необыкновенный декоративный талант сделали Врубеля художником на все времена.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Республика, 2004. с. 119-130.2.Бенуа А. «История русской живописи в XIX веке». М.: Республика, 1995. с. 403-408.3.Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике /авт.-сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. 384 с.4.Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля. М.: Лира, 2000. 274 с.5.Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. Л.: Искусство, 1989. с. 92-118.6.Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1987. с. 200-231.7.Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. с. 61-119.8.Сказка в творчестве русских художников /авт.-сост. Н.Ф. Шанина. М.: Искусство, 1969. с. 27-31.9.Давыдова Ольга Сергеевна Михаил Врубель В поисках «стильно прекрасного». Биографический аспект // Артикульт. 2021. №3 (43). 10.Филичева Л.Д. Михаил Врубель: демонический аспект свободы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №2 (15). 11.Бегичева Ольга Викторовна, Шэнь Тун, Штейнле Ксения Александровна Образ далекой возлюбленной в «принцессе грёзе» Михаила Врубеля – Николая Черепнина // Вестник музыкальной науки. 2022. №3.12.Баранова Светлана Измайловна, Деменина Екатерина Юрьевна К истории каминов «Встреча Вольги Святославовича и МикулыСеляниновича» М. А. Врубеля // Артикульт. 2020. №1 (37).13.Натаров К.Ю., Шлыков Л.Ю. Творческий почерк М. А. Врубеля: к 160-летию со дня рождения // БМИК. 2016. №5.14.Алексеев Е.П., Мережников А.Н. «Пляска Тамары». Иллюстрация-феерия МихаяЗичи и Михаила Врубеля: проблема изобразительной метафоры // Известия уральского университета. Серия 2 Гуманитарные науки, 2015, №1 (136), С. 75 – 92.15.Мережников А.Н. «Аутентичная копия» в творчестве В. Фаворского и В. Эльконина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2014, № 1 (124). С. 39 - 52.16. Мережников А.Н. «Национальная и европейская художественная культура в творчестве Михаила Врубеля» // Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2012. С. 375 - 385.17.Невский В.А. Майолика Врубеля // Абрамцево: Сборник статей. Л.: Xудожник РСФСР, 1988. Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991.18.Степан Петрович Яремич: [сборник]: в 2 т./Сост., авт. предисл. И. И. Выдрин, В. П. Третьяков. Т.1: Оценки и воспоминания современников. Статьи Яремича о современниках. Т. 2: О Врубеле: Монография. Статьи. Переписка. СПб., 2005. (Классика искусствознания).19.Художественный метод М.А. Врубеля: интерпретации и оценки // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2010, № 1. С. 57 - 65.20«Царевна-Лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2015, № 4 (145). С. 21 - 33.21.Яремич С.П. Фрески Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве // Мир искусства. 1903. № 10-11.22.Федоров-Давыдов А.А. Природа и человек в искусстве Врубеля // М. А. Врубель: 1856-1910. Альбом. М., 1968.

Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. М.: Республика, 2004. с. 119-130.
Бенуа А. «История русской живописи в XIX веке». М.: Республика, 1995. с. 403-408.
Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике /авт.-сост. Э.П. Гомберг-Вержбинская, Ю.Н. Подкопаева, Ю.В. Новиков. Л.: Искусство, 1976. 384 с.
Алпатов М., Анисимов Г. Живописное мастерство М. Врубеля. М.: Лира, 2000. 274 с.
Верещагина А.Г. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVIII – начала XX века. Л.: Искусство, 1989. с. 92-118.
Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л.: Художник РСФСР, 1987. с. 200-231.
Русакова А.А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. с. 61-119.
Сказка в творчестве русских художников /авт.-сост. Н.Ф. Шанина. М.: Искусство, 1969. с. 27-31.
Давыдова Ольга Сергеевна Михаил Врубель В поисках «стильно прекрасного». Биографический аспект // Артикульт. 2021. №3 (43).
Филичева Л.Д. Михаил Врубель: демонический аспект свободы // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. №2 (15).
Бегичева Ольга Викторовна, Шэнь Тун, Штейнле Ксения Александровна Образ далекой возлюбленной в «принцессе грёзе» Михаила Врубеля – Николая Черепнина // Вестник музыкальной науки. 2022. №3.
Баранова Светлана Измайловна, Деменина Екатерина Юрьевна К истории каминов «Встреча Вольги Святославовича и МикулыСеляниновича» М. А. Врубеля // Артикульт. 2020. №1 (37).
Натаров К.Ю., Шлыков Л.Ю. Творческий почерк М. А. Врубеля: к 160-летию со дня рождения // БМИК. 2016. №5.
Алексеев Е.П., Мережников А.Н. «Пляска Тамары». Иллюстрация-феерия МихаяЗичи и Михаила Врубеля: проблема изобразительной метафоры // Известия уральского университета. Серия 2 Гуманитарные науки, 2015, №1 (136), С. 75 – 92.
Мережников А.Н. «Аутентичная копия» в творчестве В. Фаворского и В. Эльконина // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2014, № 1 (124). С. 39 - 52.
Мережников А.Н. «Национальная и европейская художественная культура в творчестве Михаила Врубеля» // Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Сборник научных статей XVIII Царскосельской научной конференции. СПб., 2012. С. 375 - 385.
Невский В.А. Майолика Врубеля // Абрамцево: Сборник статей. Л.: Xудожник РСФСР, 1988. Неклюдова М. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991.
Степан Петрович Яремич: [сборник]: в 2 т./Сост., авт. предисл. И. И. Выдрин, В. П. Третьяков. Т.1: Оценки и воспоминания современников. Статьи Яремича о современниках. Т. 2: О Врубеле: Монография. Статьи. Переписка. СПб., 2005. (Классика искусствознания).
Художественный метод М.А. Врубеля: интерпретации и оценки // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2010, № 1. С. 57 - 65.
«Царевна-Лебедь»: превращение и преображение. Особенности творческого метода Михаила Врубеля // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки, 2015, № 4 (145). С. 21 - 33.
Яремич С.П. Фрески Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве // Мир искусства. 1903. № 10-11.
Федоров-Давыдов А.А. Природа и человек в искусстве Врубеля // М. А. Врубель: 1856-1910. Альбом. М., 1968.

Вопрос-ответ:

Какова жизнь и творческий путь Михаила Врубеля?

Жизнь и творческий путь Михаила Врубеля были необычными и интересными. Он родился в 1856 году и прожил до 1910 года. Врубель был русским живописцем, скульптором и графиком, известным своим оригинальным и экспрессивным стилем. Он получил классическое художественное образование в Санкт-Петербурге и Париже, и после этого разработал свою собственную, узнаваемую манеру. Великую часть своей карьеры он посвятил работе над мозаикой и фресками в церкви Святого Владимира в Киеве.

Какие основные работы Михаила Врубеля привлекают особое внимание?

Одной из самых известных работ Врубеля является картина "Пан", которая была написана в 1899 году. Это произведение искусства знаменито своим смелым и дерзким стилем. Еще одна замечательная работа Врубеля - "Царевна Лебедь", написанная в 1900 году. Эта картина выделяется своими изысканными и изящными деталями, а также уникальным переходом между реальностью и мифологией.

Как можно охарактеризовать работы Михаила Врубеля?

Работы Михаила Врубеля можно охарактеризовать как выразительные и эмоциональные. В них присутствует своеобразный стиль и узнаваемая манера художника. Врубель использовал яркие и насыщенные цвета, а его композиции были характерными и уникальными. Он часто изображал мифологические существа и таинственные сюжеты, создавая атмосферу загадки и необычности.

Каков сравнительный анализ работ Михаила Врубеля?

Сравнительный анализ работ Михаила Врубеля показывает его разнообразие и уникальность стиля. Он мастерски использовал разные техники и материалы, чтобы передать свои идеи и эмоции. Некоторые его работы были более выразительными и дерзкими, в то время как другие были более изящными и изысканными. Однако все они отличались высоким уровнем мастерства и оригинальностью подхода.

Каков был творческий путь Михаила Врубеля?

Михаил Врубель был русским художником-символистом, который работал в конце XIX - начале XX века. Он начал свой путь в искусстве как театральный декоратор, затем стал известным живописцем и графиком. Врубель создавал уникальные, сказочные образы в своих работах, объединяя в них элементы русской, европейской и восточной культур.

Какие являются основные работы Михаила Врубеля?

Среди основных работ Михаила Врубеля можно выделить картины "Пан" (1899) и "Царевна Лебедь" (1900). В этих работах художник использовал символические образы и мистическую атмосферу, которые стали его характерным стилем.

Какие работы Михаила Врубеля анализируются в статье?

В статье анализируются несколько работ Михаила Врубеля, среди них "Пан" (1899) и "Царевна Лебедь" (1900). Также проводится сравнительный анализ этих работ.

В чем заключается тайна творчества Михаила Врубеля?

Тайна творчества Михаила Врубеля может заключаться в его высокочувствительной и возможно необычной психической организации, которая находила свое отражение в его работах. Врубель пытался выразить свой беспокойный ум и импульсивную природу через свои картины.

Какими элементами художественного стиля Михаила Врубеля были пронизаны его работы?

Работы Михаила Врубеля пронизаны элементами символизма, мистики и фантастики. Художник объединял в своих работах многочисленные влияния, включая русскую, европейскую и восточную культуру, чтобы создать уникальные, сказочные образы.

Какие основные работы Михаила Врубеля можно выделить?

Основными работами Михаила Врубеля являются "Пан" (1899) и "Царевна Лебедь" (1900).

В чем заключается тайна творчества Михаила Врубеля?

Может ли тайна Врубеля заключаться исключительно в высокочувствительной и возможно необычной психической организации художника? Но это станет ясно позднее. Однако можно утверждать, что в его картинах Врубель пытался выразить свой беспокойный ум и импульсивность.

Каким образом Михаил Врубель пытался выразить свои мысли в своих работах?

Михаил Врубель пытался выразить свой беспокойный ум и импульсивность в своих картинах.