Разработка проекта пасхального флористического оформления храма
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 13 + 13 источников
- Добавлена 28.03.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕКТА ОФОРМЛЕНИЯ 4
1.1Сущность, назначение, история флористики 4
1.2 Характеристика объекта флористического оформления 11
1.2.1Принцип работы при оформлении помещений 16
1.2.2 Оформление православного храма 17
1.3Разработка художественного образа и формулирование дизайнконцепции 20
1.3.1 Общее описание флористической работы 21
1.3.2 Описание ассортимента срезанных растений 22
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПАСХАЛЬНОГО ФЛОРИСТИЧЕКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ХРАМА 29
2.1Образно-стилистические решения 29
2.2 Конструктивные решения 30
2.3Колористические решения 33
2.4Освещение 34
2.5 Материалы и инструменты, необходимые при оформлении цветами 36
Заключение 40
Список литературы 41
Воскресные дни, праздники апостолов, пророков, святителей отмечается в ризах золотого цвета. В праздники Богородицы – облачения голубые, в дни памяти мучеников – красные, преподобных и юродивых – зеленые. День Святой Троицы, Духов день, Вход Господень в Иерусалим также празднуются в зеленых облачениях, Вознесение и Преображение – в белых. В дни чествования Креста Господня цвет риз фиолетовый, в Великий пост – фиолетовый, черный[3].В день Рождества церковь украшают еловыми ветками, венками, деревьями как напоминание о вечной жизни. Вместе с ними используют белые цветы, в первую очередь, лилии, а также гипсофиллы или хризантемы.Вход Господень в Иерусалим традиционно связан с вербой. Однако сейчас в убранстве храма используют и пальмовые ветви.Зелень – символ жизни – неизменно преобладает в праздник Святой Троицы, именуемого в народе зелёными святками. В храме размещают берёзовые веточки или небольшие деревца, пол устилают душистой травой, благоухание которой дополняют цветочные ароматы.Белый цвет обычно доминирует в праздники Благовещения, Богоявления и Преображения Господня как напоминание о чистоте, обновлении, возрождении и одновременно Божественном Свете.Используют его и в скорбные дни Страстной Пятницы – плащаницу Спасителя обкладывают белоснежными растениями, как и плащаницу Божией Матери в день Её Успения, добавляя к ним голубые и синие цветы.Со второй половине Великого Поста — Крестопоклонной недели — в декорировании храма превалируют красные гвоздики или розы как знак приближающихся Христовых страданий.Этот же цвет знаменует собой Пасху – из лепестков роз или гвоздик нередко выкладывают композиции в форме яйца. Этот праздник выступает символом возрождения, воскрешения, он выражает самые светлые людские чувства и говорит о вечной жизни и спасении для всех людей, поэтому часто в праздник Пасхи допускает небольшое отклонение от указанных правил и позволяет оформлять храмы и соборы чуть более пышно, чем в другие крупные праздники.На Пасху наиболее часто украшают Плащаницу, Царские врата, элементы иконостаса, раки с мощами, особо почитаемые иконы, вход в храм и арки, некоторые церковные атрибуты, решение об оформлении которых принимает отец-настоятель.Поскольку всё в храме должно быть подчинено созданию и поддержанию молитвенного настроения, цветы – это благоговейные акценты, посредством которых оформляются Царские врата, раки и ковчеги со святыми мощами, лежащие на аналое иконы, особо почитаемые святыни, двери в храм и др. Они не подавляют главного объекта, а лишь подчёркивают и украшают его[10,12].Таким образом, элементы цветочного декора всегда вписываются в интерьер храма с учётом его размеров, формы и стиля.2.2 Конструктивные решенияПри анализе различных современных техник изготовления конструкций для флористического оформления, а также подборе используемого ассортимента, с учётом пожеланий клиента были приняты определённые конструктивные решения.Цветочного оформления должно быть в меру, поскольку чересчур богатый интерьер будет отвлекать от молитв.Не желательно декорировать цветами большое количество икон в храме, а украшать лучше особенно чтимые иконы, икону к Празднику, иконы у Царских врат;При составлении композиции цветы не должны заслонять иконы и другие церковные атрибуты;Желательно использовать в композиции не более трех видов цветов;Не стоит выбирать для украшения сильно-пахнущие растения, чтобы не вызвать у прихожан плохого самочувствия;Растения не должны быть ядовитыми или опасными для людей;В праздничной пасхальной палитре в большей степени должны использоваться белые, красные, желтые и оранжевые оттенки;При украшении икон симметричными композициями нужно использовать зеркальное соответствие как по длине и высоте, так и по цвету и размеру цветов;По форме работы нужно выполнять круглыми, прямоугольными или треугольными;Композиция должна выглядеть гармоничной в целом.Для создания флористического объекта производятся необходимые предварительные работы. Вначале подготавливаются все используемые инструменты и материалы.Производя закупку материалов, требуется понимать его количество, необходимого для создания всей работы в целом, для того чтобы избежать покупки лишних материалов и как следствие, ненужных финансовых затрат. Провели закупку флористического материала на ближайшей цветочной базе и строительном магазине.Для созданияцветочных композиций и гирлянд применяем флористическую губку. Это искусственный пористый материал с капиллярной структурой, прекрасно впитывающий и долго удерживающий влагу. Темно-зеленый цвет оазиса незаметен под растениями.Для того чтобы пропитать оазис, его кладут на поверхность воды, налитой в плоский, но достаточно глубокий сосуд. По мере насыщения влагой оазис постепенно погружается в воду. Не рекомендуется поливать флористическую пену водой сверху или надавливать на нее, чтобы ускорить погружение. Повторное использование оазиса для живых цветов также нежелательно, поскольку отверстия от стеблей образуют в нем пустоты, которые будут препятствовать обеспечению новых растений влагой.Специальные пластиковые формы, заполненные оазисом, удобны для наиболее простого выполнения гирлянд.Для скрепления флористической губки с кашпо используем специальную липкую ленту «анкор», которая наклеивается крестообразно поверх куска оазиса и фиксируется на краях вазы. Затем следует подготовка выбранных для композиции растений: удаляются лишние листья и шипы, подрезается на необходимую длину стебель.Перед тем как поместить в оазис цветы, его декорируют зеленью. В предварительной обработке нуждаются практически все растения. Основная ее цель — создать условия, обеспечивающие максимальный срок жизни срезанных цветов. Срез делается под косым углом, в качестве инструмента предпочтителен острый нож. Чем больше площадь среза, тем свободнее растение сможет поглощать влагу и соответственно сохранять свою свежесть. Чтобы получить ровную поверхность, цветы подрезаются одинаково, в случае сложной ступенчатой композиции длина стеблей зависит от местоположения цветка.Следует помнить, что срезанные цветы боятся сквозняков, прямых солнечных лучей, повышенной температуры и сухости воздуха, резких перепадов температуры. Все эти факторы могут неблагоприятно сказаться на их стойкости.Очередность постановки цветов определяется по принципу — сперва более крупные, затем мелкие. В получившейся композиции не должно бытьвыраженных пустот.Пропорции композиции задаются правилом золотого сечения, которое универсально для всех видов искусства.Затем выбирается форма композиции. Это одна из ключевых характеристик, оказывающая огромное влияние на общий вид и впечатление от цветочной аранжировки.В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы[6]. Колористические решенияБольшое значение имеют при оформлении Православных праздников цветовые нюансы. При оформлении православного храма к праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.Для цветочного убранства в храме выбирают самые значимые и важные места. Необходимо соблюдать ряд правил при выборе растений и оформлении. Цветы и зелень подчеркивают духовный смысл праздничного события. Предпочтение отдается растениям, которые упоминаются в Библии или похожи на стилизованные цветы на иконах, в росписи, орнаментах храма[5].В праздник Пасхи нами и Настоятелем была выбранна красная гамма оформления и при декорировании превалируют красные гвоздики или розы.Рисунок 2 - Итог работы при оформлении храмаОсвещениеОсобенности церковной архитектуры отличают храмовое здание от всякого другого, прежде всего, наличием свода, главы или купола. Освещение храмового пространства складывается из двух составляющих: естественного и искусственного света.Солнечный свет пропускается в храм весьма ограниченно, и каждая его часть освещается по-своему.Важнейшим источником естественного света являются окна в алтаре. Лучи утреннего солнца, проникающие через них, символизируют Солнце правды – Спасителя. По возможности, здесь делают три окна, напоминающие о Божественном Троическом Свете. Алтарь, символизирующий Царство Небесное – это самая освещённая часть храма.Средняя часть, знаменующая собой оправданный Богом мир, освещается заметно слабее. Сюда солнечные лучи попадают через окна, расположенные в барабане и в стенах.Купол соответствует небесной сфере, поэтому здесь нередко располагается образ Спасителя (особенно это характерно для церквей, построенных в византийской традиции). Именно оттуда на молящихся льются потоки солнечного света, освещая оконные откосы с изображёнными на них ангелами и лики апостолов в промежутках между оконными проёмами.Расположение окон также неслучайно: сгруппированные по два или три, они напоминают о двух природах Христа – Божественной и человеческой и символизируют Святую Троицу.Наименее освещённая часть – притвор, символизирующий мир, не познавший Спасителя. Здесь обычно очень скудное освещение через узкие окна (иногда их вообще может не быть).Искусственное освещение храма в ещё меньшей степени, чем естественное, призвано к достижению сугубо практической цели – церковные светильники, имеющие символическое значение, зажигают не только в тёмное время суток, но и во время дневных служб, когда естественного света вполне достаточно.Внутреннее освещение складывается из последовательного или одновременного зажжения различных источников света:дикирия и трикирия;семисвечника;паникадила;поликандила;лампад;свечей[12].На объекте сильным преимуществом будет наибольшее количество часов освещения пространства именно с помощью солнечного света2.5 Материалы и инструменты, необходимые при оформлении цветамиДля создания флористических композиций необходимо приготовить следующие материалы.Флористическая губка. Она служит основой для композиций. Ее кладут на дно какой-либо емкости – корзинки, шляпной коробки, вазочки, для фиксации цветов и других элементов. Воткнутые в нее цветы дольше сохраняют свежесть, их можно поливать.Тонкая гибкая проволока. Она пригодится не только для укрепления композиции, но и для изготовления отдельных ее элементов.Флористическая тейп-лента необходима для закрытия срезов на стебле, проволоки, упаковки и декорирования. Напоминает своими свойствами изящную изоленту, изготовленную из синтетического нетканого материала. Она легко натягивается, повторяет форму элемента, плотно и надежно фиксируется благодаря клеящему слою, продлевает жизнь срезанному растению.Вазы, портбукетницы, атласные ленты разных цветов, красивая оберточная бумага, корзинки, шляпные коробки, штекеры и другие аксессуары для украшения.Инструменты: секатор, ножницы, флористический нож. Эти инструменты желательно иметь по паре: один – для бытовых целей (нарезать ленты, бумагу и т.д.), другой – строго для срезки и обработки цветов. Инструменты всегда должны быть острозаточенными. Тупые лезвия портят растения, и это негативно сказывается на общем качестве композиции.Термоклеевой пистолет (хватит самой простой модели мощностью от 100 до 150 Вт). Он нужен для соединения элементов.Степлер, кусачки, тонкогубцы и плоскогубцы для работы с проволокой.Цветовой круг – очень удобная шпаргалка, благодаря которой можно безошибочно подобрать цвета для букетов и других композиций. Для новичков это обязательный инструмент.Инструменты для флористики должны быть хорошего качества, чтобы ими было удобно и легко работать.В разработке пасхального флористического оформления имеем следующие материалы (таблица 2).Таблица 2 - Спецификация технических материалов для изготовления настольной композиции№ п/пНаименование материалаХарактеристика материаловКоличество, ед. измерения1Неорганическая основа для срезанных растений ("Оазис"), стандартный кирпич23 x 11 x 8 см7 шт2Пленка прозрачная100 x 100 см1 шт3Лента Анкортолщиной 0,5см5 м4Брусок дерева60х11 см x 1 см3 шт5Кашпо (пластик), цвет нейтральный30 x 30 x Н561 штВ проектируемой работе оформления храма флористическими материалами являются растения представленные в спецификации (таблица 3).Таблица 3 - Спецификация растительных материалов.п/пНаименование материала (вид, сорт)Характеристика материаловКоличество для одной работы,ед. измеренияДлина стебля, смКоличество в пачке, штЦвет1Роза одноцветковая «BelAnge»70см20Красный50 шт2Салал60см20Светло-зеленый40 шт3Гвоздика «Дон Педро»60 см10Тёмно-красный20 шт4Гиперикум70 см5 штрозовый15 шт5Гвоздика кустовая50 см10 штПудровый розовый20 шт6Аспарагус60 см5 штсалатовый10 штНеобходимо отметить рекомендации по уходу за проектируемой флористической работой. Уходовые мероприятия совершаются сотрудниками храма. В них входит ежедневный долив воды во флористические губки.Флористическая работа рассчитана на 3 дня.Таким образом, при разработке оформления храма были выполненые следующие задачи:для наиболее верной передачи идеи и настроения проекта оформления, был проведен анализ храма и даты проведения, произведена визуализация флористического объекта.было дано детальное описание того, с помощью каких технических средств выполняется проектируемая работа, как производится жизнеобеспечение растений, а также дан порядок изготовления флористического объекта. Составлены таблицы спецификаций технических и растительных материалов.дано описание цветового решения проекта флористического оформления, описано какой цвет имеет каждый флористический и не флористический материал.выполнено описание освещения, которое имеется на объекте флористического оформления.дана характеристика и обоснование применяющимся техническим материалам. Описан ассортимент растительного материала, а также даны рекомендации по уходу проектируемой флористической работой.ЗаключениеФлористика приравнена к одному из видов декоративного искусства, где весомой составляющей для проявлений творчества выступают живые цветы. Живые цветы способствуют хорошему настроению. Смотря на них, появляются положительные эмоции, человек начинает лучше мыслить, чувствовать себя комфортно и уютно, они снимают напряжение, которое накопилось на протяжении целого дня.Растения привлекают в нашу жизнь гармонию, раскрывают сердце, высвобождают творческую и созидательную энергии. Природные растения оживляют интерьер, ещё они очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом, повышают влажность.Профессиональные флористы заранее продумывают общую концепцию в оформлении. Украшение помещений при помощи цветочных композиций это универсальный способ декорирования любого стиля.Современная церковная флористика – это относительно новый вид искусства. Цель работы церковного флориста может считаться достигнутой, если цветочные аранжировки органично встроены в пространство храма и существуют в нём ради создания молитвенного настроения.Список литературыАсманн П. Современная флористика / П. Асманн. М.: Культура и традиции. 2003 – 225 с.Баркова Е. В. Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana), 2013. - с. 203-208.Вайнштейн О. Грамматика ароматов / Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М., 2003. - С. 5-12.Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов / М.Э. Витвицкая. М.: Лада: Рипол классик. 2005 – 400 с.Губер Т. Флористика. Новые идеи декорирования / Т. Губер. М.: Арт Родник. – 61 с.Лерш Г. Основы композиции во флористике. Искусство аранжировки / [пер. с англ. О. Степановой, Т. Китаиной]. М., 2002 – 128 с.Локрина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе / Т. Локрина. М.: Изд. дом «Никола 21-й век», 2004 – 96 с.Кизей И. В. История и современные традиции храмовой флористики // Царскосельские чтения, 2014. С. 199-204.Сидорова М.А. Европейская флористика / М.А. Сидорова. М.: Изд-во «Никола-Пресс», 2007 – 128 с.Смирнова Е. Флористика. Праздничные композиции. Практическое руководство / Е. Смирнова. М.: Изд. Никола-пресс, 2008 – 32 с.https://studopedia.net/18_57495_tsveti-v-evrope-v-XVII---XX-vekah.html История создания букетовhttps://pravlife.ru/tserkovnaya-floristika-sintez-iskusstva-i-bogosloviya Церковная флористика – синтез искусства и богословияhttps://eduherald.ru/ru/article/view?id=19712 Международный студенческий научный вестник. Флористика - исскуство составления букетов
1. Асманн П. Современная флористика / П. Асманн. М.: Культура и традиции. 2003 – 225 с.
2. Баркова Е. В. Роль флористического дизайна в пространстве повседневности современной культуры: эстетические и экологические аспекты проблемы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana), 2013. - с. 203-208.
3. Вайнштейн О. Грамматика ароматов / Ароматы и запахи в культуре. Книга 1. - М., 2003. - С. 5-12.
4. Витвицкая М.Э. Искусство составления букетов / М.Э. Витвицкая. М.: Лада: Рипол классик. 2005 – 400 с.
5. Губер Т. Флористика. Новые идеи декорирования / Т. Губер. М.: Арт Родник. – 61 с.
6. Лерш Г. Основы композиции во флористике. Искусство аранжировки / [пер. с англ. О. Степановой, Т. Китаиной]. М., 2002 – 128 с.
7. Локрина Т. Полный курс флористики. Композиции на оазисе / Т. Локрина. М.: Изд. дом «Никола 21-й век», 2004 – 96 с.
8. Кизей И. В. История и современные традиции храмовой флористики // Царскосельские чтения, 2014. С. 199-204.
9. Сидорова М.А. Европейская флористика / М.А. Сидорова. М.: Изд-во «Никола-Пресс», 2007 – 128 с.
10. Смирнова Е. Флористика. Праздничные композиции. Практическое руководство / Е. Смирнова. М.: Изд. Никола-пресс, 2008 – 32 с.
11. https://studopedia.net/18_57495_tsveti-v-evrope-v-XVII---XX-vekah.html История создания букетов
12. https://pravlife.ru/tserkovnaya-floristika-sintez-iskusstva-i-bogosloviya Церковная флористика – синтез искусства и богословия
13. https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19712 Международный студенческий научный вестник. Флористика - исскуство составления букетов
Вопрос-ответ:
Какое назначение имеет флористика?
Флористика – это изучение, а также искусство создания композиций из цветов, растений и других декоративных элементов. Главное назначение флористики заключается в том, чтобы создать эстетически привлекательные композиции, которые позволят передать определенное настроение, создать атмосферу и украсить пространство.
Как разрабатывается художественный образ и дизайн-концепция для пасхального флористического оформления храма?
Разработка художественного образа и формулирование дизайн-концепции для пасхального флористического оформления храма включает общее описание флористической работы, а также описание ассортимента срезанных растений, которые будут использоваться в оформлении.
Какие принципы работы применяются при оформлении помещений?
При оформлении помещений применяются различные принципы, среди которых основными являются: выбор цветовой гаммы, соблюдение пропорций, создание гармоничных композиций, использование различных текстур и фактур, учет освещения и создание эффекта перспективы.
Какие характеристики объекта флористического оформления храма?
Характеристики объекта флористического оформления храма включают в себя: особенности архитектуры храма, его интерьера и экстерьера, символику и предназначение помещений внутри храма, а также особенности и ритуалы православной церкви.
Как развивалась флористика на протяжении истории?
История флористики насчитывает тысячи лет. В разные времена и культуры развивались различные стили и техники флористического искусства. От культового использования цветов в древности до создания сложных флористических композиций в современном мире – история флористики богата и разнообразна.
Что такое флористика?
Флористика - это искусство создания композиций из живых цветов и растений. Она объединяет в себе элементы дизайна, ботаники и высокого мастерства. Флористика позволяет создавать различные оформления и украшения с использованием цветов, листьев и других растений.
Какие принципы работы при оформлении помещений используются в флористике?
При оформлении помещений в флористике используются такие принципы, как выбор подходящей цветовой гаммы, создание композиции с учетом принципов баланса и гармонии, использование различных текстур и форм растений, сочетание разных видов цветов и создание особых эффектов с помощью аксессуаров.
Как оформляется православный храм во время пасхальных праздников?
Оформление православного храма во время пасхальных праздников включает в себя использование цветов и растений, символизирующих радость воскресения Христова. Обычно используются яркие цвета, такие как красный, желтый и зеленый. Важными элементами оформления являются пасхальные яйца, свечи и фигурки ангелов.
Что включает в себя разработка художественного образа и формулирование дизайн-концепции во флористике?
Разработка художественного образа и формулирование дизайн-концепции во флористике включает в себя определение общего стиля оформления, выбор цветовой гаммы, определение форм и композиций, а также выбор аксессуаров и декоративных элементов. Это позволяет создать уникальный художественный образ и передать задуманную идею через композиции из цветов и растений.
Какими растениями можно использовать для флористического оформления?
В флористическом оформлении можно использовать широкий ассортимент растений. Это могут быть различные виды цветов, как срезанные так и живые растения, зелень, цветущие кустарники, пальмы, суккуленты и многое другое. Выбор растений зависит от типа оформления, сезона и предпочтений дизайнера.
Какая история есть у флористики?
История флористики насчитывает тысячелетия. Уже в древние времена люди использовали цветы и растения для оформления своих жилищ и праздников. Флористика как отрасль искусства развивалась в различных культурах и на разных континентах. Египтяне, греки, римляне, китайцы, японцы - все они в свое время разрабатывали свои традиции и техники флористического оформления. Сегодня флористика - это наука и искусство одновременно, которые постоянно развиваются и привлекают все больше и больше людей своей красотой и гармонией.
Какие принципы работы используются при оформлении помещений?
При оформлении помещений применяются такие принципы, как баланс, пропорция, гармония, контраст, акцент. Баланс обеспечивает равновесие композиции и создает ощущение гармонии. Пропорция позволяет подобрать соотношение размеров и форм элементов оформления. Гармония создает впечатление единства и согласованности в оформлении. Контраст используется для выделения акцентов и создания эффекта "противоположных полюсов". Акцент обращает на себя внимание и является фокусом внимания. Все эти принципы помогают создать гармоничное и эстетически приятное оформление помещения.