Проблема отсутствия закона о лоббистской деятельности в России
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 08.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Крупному российскому бизнесу не нужен закон о лоббировании, у него есть возможность взаимодействовать с властями даже без какого-либо закона.
Во-вторых, в России нет закона, регулирующего лоббистскую деятельность. Хотя есть точка зрения, что появление такого закона мало что изменит, поскольку важны не только правовые основы лоббистской деятельности, но и правоприменительная практика, и культура взаимоотношений власти и общества. Решение проблем лоббирования высшими должностными лицами государства, как это часто бывает в России, носит вынужденный ситуативный характер. Считается, что переход к цивилизованному лоббированию поможет привлечь иностранные инвестиции. Сегодня в Россию идет в основном спекулятивный капитал, который при малейшем снижении прибылей мгновенно сворачивает свою спекулятивную деятельность. "Урвав свою долю" прибыли, иностранный капитал уходит в менее опасное и кризисное место, чем Россия. Именно поэтому отток иностранного капитала преобладает над его притоком. Наряду с этой точкой зрения существует и другая, согласно которой заниматься нецивилизованным лоббированием интересов узкой группы лиц, обладающих собственностью и властью, выгодно: гораздо легче договориться, потянув за ниточки, чем прибегать к процедуре честной конкуренции для получения государственного заказа.
Из вышесказанного следует третья особенность лоббизма в России: отсутствие прозрачности в деятельности лоббистов и лоббистских структур. Теневая экономика порождает "теневое лоббирование". Влияние парламента на процесс принятия политических и административных решений в России незначительно; сам парламент мало что решает. А поскольку решения принимает правительство, следовательно, более логично лоббировать интересы там, а значит, не публично. Общество оказывается в ситуации, когда трудно представить публичную лоббистскую деятельность.
В-четвертых, коррупционная составляющая российского лоббизма позволяет говорить о коррупционном лоббировании по-русски. Но правильно ли ставить знак равенства между коррупцией и лоббированием? Или мы можем поставить вопрос по-другому: существует ли причинно-следственная связь между лоббированием и коррупцией; всегда ли лоббизм порождает коррупцию? По некоторым оценкам, объем российского коррупционного рынка составляет более 300 миллиардов долларов в год. Из них, 90% средств, приходится на сферы, связанные с государственным сектором и распределением бюджетных средств. Этот рынок охватывает государственные закупки, распределение бюджетных средств, управление фондами государственной, региональной и муниципальной собственности.
На наш взгляд, основной проблемой коррупции является не ее связь с лоббированием, а отсутствие должного общественного контроля. Современное лоббирование в России осуществляется теневым, нецивилизованным способом. Как правило, тендерная документация составляется таким образом, что по воле ее создателя побеждает та фирма или компания, которая должна выиграть тендер, а все остальные не подходят по определенным критериям. Кажется, что конкуренция существует, но на самом деле конкуренции или соперничества нет. Цивилизованное лоббирование предполагает, что компании ведут честную открытую борьбу в конкурсе за государственный заказ, и побеждает тот, у кого более высокие показатели, доказательства эффективности и качества работы, и только такие аргументы должны использоваться для убеждения властей и общественности.
Возможно, что отсрочка принятия закона о лоббировании способствовала формированию теневого или нецивилизованного лоббирования. Сегодня российский парламент - это не только “место для дискуссий”, но и не место для публичного открытого лоббирования. И это не только потому, что в нем почти двадцать лет доминирует одна партия, что само по себе значительно подрывает лоббистский потенциал других партий, но и потому, что полномочия Парламента Российской Федерации в принятии решений и разработке проектов несопоставимы с возможностями и полномочиями исполнительной власти. Поэтому необходимо лоббировать свои интересы в правительстве Российской Федерации - то есть там, где общественная сторона не видна. Таким образом, создание и последующая реализация этого закона требуют изменений во всей политической системе России, включая увеличение полномочий парламента, функционирование действительно свободных СМИ, реальную и честную конкуренцию в бизнесе и политике и т.д.
Для развития и совершенствования лоббистской деятельности в России необходимо совершенствовать законодательство. Прежде всего, это подразумевает сочетание права граждан на обращение в государственные органы с правом доступа к информации. Это серьезное нарушение взаимосвязи между двумя субъективными правами, поскольку невозможно реализовать право на подачу петиции без предоставления властями необходимой информации. Еще одним направлением совершенствования лоббирования в России является рассмотрение проектов нормативных актов предпринимателями. Это позволит уже на этапе обсуждения согласовать позиции государства и бизнеса и тем самым сформировать государственно-частное партнерство.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нещадин А. Лоббизм сегодня / А. Нещадин [и др.] // Власть. 1995. № 3. С. 43.
Перегудов С. П. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис. 2001.№ 3.
Паппе Я. Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992—2000. М., 2000.
Страна на двоих // Новая газета. — 2002. — 21 декабря. — № 73.
Нещадин А. Лоббизм сегодня. С. 51.
Толстых П. Закат Государственной Думы // Деловой еженедельник «Компания». — 2004. — 23 марта.
Нещадин А. А. Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 40—41.
Копылов С., Щуплов А. Интервью бывшего депутата Владимира Семаго // Независимая Газета. — 2000. — 16 марта.
Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. С. 55.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации(по состоянию на 31.08.2003). Постановление Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации от 2201.1998., № 2134 II ГД.
Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. С. 53.
Косопкин А. С., Нефедова Т И. Депутатские объединения Государственной Думы:особенности и мотивы их формирования.
Ильичева Л. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти.
Любимов А. П. Формирование лоббистских правоотношенийв российском обществе. С. 246—248.
Регламент Государственной Думы. Ст. 19, п. 2.
Глейзнер Дж., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993—1998 годов. М., 1999.
Копылов С., Щуплов А. Интервью бывшего депутата Владимира Семаго.
Григор Г. Статьи // Ведомости.— 2002. — 18 февраля, 4 и 11 марта.
Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. С. 84.
Герасимов В. М. Психология парламентаризма / В. М. Герасимов [и др.]. М., 1999.
Коновалова Т. И. Совет Федерации Федерального Собрания РФ как субъект принятия политических решений : дис. ... к. полит, н. М., 1999.
Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны, или неофициальный лоббизм в России. М., 2003.
Медведев Р. Новая Дума новые и старые черты // Российская газета. — 2000. —10 января. С. 2.
Михайлова Е. Теневые структуры Думы // Независимая Газета. — 2001. — 13 сентября.
Козырева А. Цена нужной кнопки // Российская газета. — 2000. — 8 апреля. —№ 69.
1. Нещадин А. Лоббизм сегодня / А. Нещадин [и др.] // Власть. 1995. № 3. С. 43.
2. Перегудов С. П. Крупная российская корпорация в системе власти // Полис. 2001.№ 3.
3. Паппе Я. Ш. Олигархи. Экономическая хроника 1992—2000. М., 2000.
4. Страна на двоих // Новая газета. — 2002. — 21 декабря. — № 73.
5. Нещадин А. Лоббизм сегодня. С. 51.
6. Толстых П. Закат Государственной Думы // Деловой еженедельник «Компания». — 2004. — 23 марта.
7. Нещадин А. А. Лоббизм в России: этапы большого пути. С. 40—41.
8. Копылов С., Щуплов А. Интервью бывшего депутата Владимира Семаго // Независимая Газета. — 2000. — 16 марта.
9. Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. С. 55.
10. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации(по состоянию на 31.08.2003). Постановление Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации от 2201.1998., № 2134 II ГД.
11. Любимов А. П. Политическое право и практика лоббизма. С. 53.
12. Косопкин А. С., Нефедова Т И. Депутатские объединения Государственной Думы:особенности и мотивы их формирования.
13. Ильичева Л. Лоббизм в структурах законодательной и исполнительной власти.
14. Любимов А. П. Формирование лоббистских правоотношенийв российском обществе. С. 246—248.
15. Регламент Государственной Думы. Ст. 19, п. 2.
16. Глейзнер Дж., Чейсти П. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993—1998 годов. М., 1999.
17. Копылов С., Щуплов А. Интервью бывшего депутата Владимира Семаго.
18. Григор Г. Статьи // Ведомости.— 2002. — 18 февраля, 4 и 11 марта.
19. Любимов А. П. Лоббизм как конституционно-правовой институт. С. 84.
20. Герасимов В. М. Психология парламентаризма / В. М. Герасимов [и др.]. М., 1999.
21. Коновалова Т. И. Совет Федерации Федерального Собрания РФ как субъект принятия политических решений : дис. ... к. полит, н. М., 1999.
22. Мухин А. А., Козлов П. А. «Семейные» тайны, или неофициальный лоббизм в России. М., 2003.
23. Медведев Р. Новая Дума новые и старые черты // Российская газета. — 2000. —10 января. С. 2.
24. Михайлова Е. Теневые структуры Думы // Независимая Газета. — 2001. — 13 сентября.
25. Козырева А. Цена нужной кнопки // Российская газета. — 2000. — 8 апреля. —№ 69.
Вопрос-ответ:
Зачем России нужен закон о лоббировании?
Закон о лоббировании необходим, чтобы установить четкие правила и механизмы взаимодействия между представителями бизнеса и власти. Он поможет предотвратить взяточничество и коррупцию, а также создаст равные условия для всех участников рынка и общества.
Почему крупному российскому бизнесу не нужен закон о лоббировании?
Крупному российскому бизнесу необходимость в законе о лоббировании меньше, потому что у него уже есть возможность взаимодействовать с властями и влиять на принимаемые решения даже без какого-либо закона. Однако это может создавать неравные условия для малого и среднего бизнеса, а также приводить к коррупционным схемам и непрозрачным практикам.
Почему в России отсутствует закон о лоббировании?
В России нет закона, регулирующего лоббистскую деятельность из-за отсутствия политической воли и необходимости введения такого закона. Кроме того, важно учитывать, что появление закона лишь формально не решит проблему, если не изменить правоприменительную практику и культуру взаимоотношений власти и общества.
Будет ли введение закона о лоббировании в России изменять ситуацию с правоприменительной практикой и культурой взаимоотношений власти и общества?
Появление закона о лоббировании в России не гарантирует, что можно будет изменить правоприменительную практику и культуру взаимоотношений власти и общества. Важно, чтобы власти и общество сами стремились к прозрачности и ответственности, иначе закон может остаться только на бумаге.
Какие последствия могут возникнуть из-за отсутствия закона о лоббировании в России?
Отсутствие закона о лоббировании в России может привести к усилению коррупции и непрозрачности взаимодействия между бизнесом и властью. Это может создавать неравные условия для разных участников рынка и общества, а также препятствовать развитию конкуренции и свободного рынка.
Зачем России нужен закон о лоббировании?
Закон о лоббировании в России необходим для того, чтобы установить четкие правила и процедуры взаимодействия между бизнесом и государственными органами. Он поможет избежать коррупции, сделает процесс влияния на принятие решений более прозрачным и законным.
Как в России влиятельные предприниматели действуют без закона о лоббировании?
Без закона о лоббировании в России крупные российские бизнесмены используют различные методы для влияния на власть. Они могут использовать свои связи, деньги, личные отношения или прямые договоренности с политическими деятелями. Они также могут использовать средства массовой информации для воздействия на общественное мнение.
Может ли появление закона о лоббировании изменить ситуацию в России?
Появление закона о лоббировании в России может внести определенные изменения, но, скорее всего, не решит все проблемы. Важно не только наличие закона, но и правоприменительная практика, а также культура взаимоотношений между властью и обществом. Также необходимо гарантировать эффективное контролирующее воздействие общества на лоббистскую деятельность.
Может ли закон о лоббировании помешать коррупции в России?
Закон о лоббировании в России может существенно помочь борьбе с коррупцией. Его принятие позволит создать прозрачную систему регулирования взаимодействия между представителями бизнеса и правительством. Это позволит снизить возможности для коррупционных схем и повысить открытость принятия решений.
Какие преимущества может принести закон о лоббировании в России?
Закон о лоббировании в России может принести несколько преимуществ. Во-первых, он поможет создать четкие правила и процедуры для взаимодействия между бизнесом и государственными органами. Во-вторых, он способствует борьбе с коррупцией и повышает прозрачность принятия решений. Кроме того, он также может содействовать развитию гражданского общества и укреплению доверия между властью и населением.
Почему в России отсутствует закон о лоббировании?
Во-первых, крупному российскому бизнесу не нужен такой закон, поскольку у него уже есть возможность взаимодействовать с властями даже без него. Во-вторых, в России нет закона, регулирующего лоббистскую деятельность. Однако, есть точка зрения, что появление такого закона немного что изменит, так как важны не только правовые основы лоббистской деятельности, но и правоприменительная практика и культура взаимоотношений власти и общества.