Информационно-аналитическая тележурналистика в России: история, жанровое разнообразие, тенденции развития
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕЖУРНАЛИСТИКА В РОССИИ: ИСТОРИЯ, ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 5
1.1.История становления информационно-аналитической тележурналистики в России 5
1.2.Типология информационно-аналитических жанров тележурналистики 16
1.3.Современные тенденции развития информационно-аналитической тележурналистики 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Общественные события составляют основу информационно-аналитических программ. Основными чертами информационно-аналитических программ являются: большой объем и разнообразие информации, подробности и детали события, глубина анализа, полнота освещения временного промежутка (недели), аналитические комментарии ведущего, сенсационность материалов. Зрители программ такого типа стремятся получить обобщенную, систематизированную и детализированную информацию о главных событиях недели. Среди информационно-аналитических жанров выделяют обозрение, интервью, комментарий, журналистское расследование и т.д. Как правило, все эти жанры органично сочетаются в информационно-аналитической программе, в зависимости от ее специфики. В.Л. Цвик выделяет два вида обозрений— тематическое обозрение, которое ограничивается вопросами в рамках одной проблематики, и общее обозрение, которое рассматривает различные события, произошедшие за определенный период времени. Так, например, информационно-аналитическую программу «Намедни» исследователь относит к общему обозрению по критерию широкой тематики, а к числу тематических обозрений относит программу «Футбольное обозрение». Другой исследователь отечественного телевидения, В.А. Саруханов, говорит об информационно-аналитических программах как об «одном из самых распространенных сегодня видов выпуска новостей — периодическая продолжительная передача, где обстоятельно комментируются новые факты и события.Еженедельные информационно-аналитические программы автор называет журналом. В изучаемом типе телепрограмм наиболее часто используются следующие жанры:• Интервью: во-первых, так называемыеинтервью на месте события, когда элементы интервью используются журналистами в сюжетах. Вторая разновидность — когда ведущий, делаяподводку к сюжету или в комментарии прибегает к мнению эксперта дляполучения достоверной информации, профессиональной оценки.В программах исследуемого типа также можно встретить информационное интервью (интервью-факт, или высказывание по поводу, и интервью-мнение, сообщение о событии, которое известно говорящему), интервью портретное и проблемное интервью (в данном виде интервью используются документы, статистические данные, личные наблюдения и др.).• Репортаж. Самый распространенный жанр в программах исследуемого типа. Особое значение в репортаже имеет личностное восприятие события журналистом. В репортажах присутствует очевиднаяфактографичность. • Комментарий — мнение компетентного человека, журналиста или специалиста о событии, факте. В информационно-аналитических программах используются следующие разновидности комментариев: выступление в кадре изакадровый комментарий.• Обозрение. Задача обозрения состоит в том, чтобы «дать общее панорамное представление о сумме фактов, ситуаций и т.д.Различают два вида обозрений — общее, которое рассматривает и анализирует события, произошедшие за определенный промежуток времени (как, например, в информационно-аналитических программах), и обозрение, ограниченное рамками определенной проблематики. Помимо жанров информационной и аналитической публицистики в программах изучаемого типа также присутствуют жанры художественной публицистики, например, очерк. Так, в программе «Намедни» этот жанр использовался.Авторами сюжетов в информационно-аналитических программах применяется также форма журналистского расследования.Итак, информационно-аналитические программы отличаются жанровым и типологическим разнообразием, вариативностью. 1.3.Современные тенденции развития информационно-аналитической тележурналистикиСуществует ряд тенденций дальнейшего развития информационно-аналитических программ на телевидении:расширение спектра информации;расширение тематики;острота актуальности;повышение оперативности;снижение объемов официальных сообщений;удовлетворение широкого круга интересов аудитории.Кроме того, заметно меняются требования к ведущим, журналистам. Журналистская деятельность испытывает сильное влияние технологического прогресса. Соответственно, специфика современной журналистики состоит в ее технологизации, которая, в свою очередь, представлена оперативностью, мобильностью, умением заниматься несколькими видами одновременно, работая над удовлетворением актуальных потребностей, запросов аудитории. В конце XX века журналисты рассматривались как «рупор общества», тем не менее, сейчас ситуация трансформируется. А аудитории современности есть право голоса, стали более реальными возможности осуществлять прямую коммуникацию, соответственно, меняется роль журналиста, который ищет, редактирует, материалы.В аспекте функционирования информации и коммуникационного процесса редакционная работа приобрела особую значимость. Авторство в журналистской деятельности стало отдавать пальму первенства редактуре. Специфика современного медиаполя такова, что журналистом сообщается информация индивидуалистической публике, чьи требования высказываются лично без посредников.То есть, именно аудиторией формируется повестка дня. Влияние на журналистику новых коммуникативных практик формирует новые свойства деятельности: скорость производства информации, участие аудитории в формировании «повестки дня» и выработке контента, демонополизация роли журналистов в процессах получения, обработки и распространения контента. Кроме того, информационно-аналитической тележурналистике приходится выдерживать конкуренцию с социальными медиа. Сейчас блоги, социальные сети приобретают статус дискуссионных площадок, постепенно их функциональное значение расширяется. Если ранее это было некое виртуальное повседневное средство общения, то теперь социальные сети, блоги выступают в качестве глобальной системы информирования населения, которая способна составить серьезную конкуренцию традиционным СМИ (телевидение, печать, радио). Представляется, что это в полной мере соответствует реальным потребностям общества, ведь общество сейчас «сетевое» (понятие, введенное М. Кастельсом), это общество с иными парадигмами мышления и информационными Согласно многочисленным социологическим опросам, в частности, проведенным Левада-центром, число людей, которые интересуются новостями именно в социальных медиа, неуклонно растет. Сейчас каждый четвертый россиянин узнает новости из социальных сетей. Социальные сети и блоги смогли создать собственное информационное поле, эти площадки по популярности ничем не уступают профессиональным журналистам. Представляется, что у социальных медиа есть очевидный плюс, которого лишены традиционные СМИ – это возможность не только узнать мнение или новость, но и поделиться собственным видением ситуации. То есть, социальные медиа более диалогичны и коммуникативны. В особенности вышесказанное актуально для блогосферы. События последних лет показывают, что блоги – это своего рода катализатор многих важных общественно-политических событий, они привносят большие изменения, представляя собой новое явление и новый вектор жизни. Кроме того, блоги обладают следующими особенностями, благодаря которым они особенно популярны и успешны: В первую очередь, речь идет об оперативности информации. К примеру, журналисту не надо ждать редакторской правки своей новости, размещения её в следующем номере. Он просто размещает эту новость в своем блоге, благодаря чему она становится известна его подписчикам, их друзьям и т.д. То есть, достаточно пяти-десяти минут, чтобы о новости узнали люди, живущие на другом конце света. И не нужно читать газету или смотреть телевизор – о новостях они узнают от своих друзей.Р. Эдельман отмечал, что на сегодняшний день блоги представляют собой источник информации для традиционных медиа. Во-вторых, любой человек может завести собственный журнал, поделиться в нем своим мнением о происходящих событиях. Ведением блогов занимаются многие знаменитости, весьма далекие от сферы журналистики, в частности, в качестве примера можно привести блоги Мадонны, других артистов, известных политиков (Д. Медведева, В. Жириновского и т.д.). Для обычного человека блог становится средством самовыражения и общения с другими людьми. Благодаря блогам почти у каждого человека есть возможность поделиться своими мыслями, идеями с массовой аудиторией. В-третьих, дневники как средство массовой информации достаточно популярны, поскольку доступны. То мнение, которое высказывается в блоге, не ограничено такими рамками, как тираж газеты, размер полосы, хронометраж телевизионного сюжета. В сети Интернет не существует таких ограничений, как формат и содержание. И все же, модель сотрудничества между традиционными СМИ и социальными медиа не только возможна, но и остро необходима. Причем, как традиционным СМИ, так и социальным медиа.Проблема заключается в том, что как в СМИ, так и в социальных медиа не всегда информация доносится совершенно и объективно, а значит, эти каналы связи могут и должны сотрудничать друг с другом, заимствовать основные преимущества и внедрять их в собственную деятельность. Стратегия сотрудничества будет стимулировать процесс совершенствования традиционных СМИ и социальных медиа. Следует сказать об одинаковой важности двух сторон контента (содержания): способности отражать то, что происходит в обществе, с одной стороны, и документального характера такого отражения — с другой. Иначе общество не может узнавать о самом себе и быть правильно ориентированным в происходящем.Таким образом, на современном этапе перед информационно-аналитической тележурналистикой стоят актуальные вызовы, которые требуют усиления персонификации подачи материала, объективности, оперативности. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Братышев, Д.Е. Создание имиджа телевизионного ведущего : Технология моделирования персонифицированного образа ведущего телевизионных программ : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.10 / МГУ им. М. В. Ломоносова. - Москва, 1998. - 25 с.
3. Вакурова, Н.В. Эволюция языка и стиля СМИ / Н. В. Вакурова, Л. И. Московкин // Региональная журналистика: от истории к современности [Текст] = Local journalism: from history to modern times : материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции, 25 апреля 2014 года / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина" ; [отв. ред. О. Е. Видная]. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2014. - Эволюция языка и стиля СМИ. - [3] с.
4. Гострова, Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние : На примере программ федеральных каналов "Вести недели" ("Россия") и "Намедни" (НТВ) : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.10.- Ростов-на-Дону, 2006.- 172 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/893
5. Гострова, Е.В. «Эстафета новостей» как прообраз современной информационно-аналитической телепрограммы /Е.В. Гострова. Текст – непосредственный // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Материалы научно-практической конференции. Москва. 2-5 февраля 2005 г. – Москва, 2005. – С. 38-42
6. Гострова, Е.В. Информационно-аналитические телевизионные программы: история, типология, современное состояние (на примере программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ). - Автореф. дис. канд. филолог. наук Е.В. Гострова. Ростов-на-Дону, РГУ. - Ростов-на-Дону, 2006. - С. 4. [Электронный ресурс] - URL: https://m.vuzlit.ru/105861/informatsionno_analiticheskie_programmy_regionaln yh_telekanalah_rossii_osnovnye_funktsii_kontent#574 (Дата обращения: 02.03.2023)
7. Гострова, Е.В. Информационно-аналитические программы на советском и российском ТВ: исторический аспект /Е.В. Гострова. – Текст – непосредственный // Труды аспирантов и соискателей Ростовского государственного университета. - Ростов н/Д., 2005. – С. 67-69.
8. Журналистика в информационном обществе : новые проблемы и новые вызовы = Journalism in the Information Society: New Opportunities and New Challenges : материалы круглого стола, факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, 14 декабря 2004 г. - Москва : Ин-т развития информ. о-ва, 2005. - 100, 84 с.; 21 см. - (Издания Региональной сети Целевой Группы ООН по ИКТ для Европы и Центральной Азии / Целевая группа ООН по информ.-коммуникац. технологиям; Вып. 2).; ISBN 5-901907-12-4
9. Исследования СМИ: методология, подходы, методы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие : материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. – URL: http://www.journ.msu.ru/upload/iblock/0c9/0c970e2f436c848e79836712fa065380.pdf , свободный (дата обращения: 02.03.2023). – Загл. с экрана.
10. Кузнецов, И.В. История отечественной журналистики (1917-2000) : Учеб. комплект : Учеб. пособие по специальности 021400 - Журналистика : Хрестоматия / И.В. Кузнецов. - Москва : Флинта : Наука, 2002. - 638, [1] с. : ил., факс.; 21 см.; ISBN 5-89349-369-9 (Флинта)
11. Лысенко, А.Г. ТВ живьем и в записи [Текст] / Анатолий Лысенко. - Москва : ПРОЗАиК, 2011. - 587, [4] с., [16] л. портр.; 22 см.; ISBN 978-5-91631-126-6 (в пер.)
12. Малышева, Е. Что считать Интернет-СМИ /Е. Малышева. – Текст - непосредственный/ Меди@льманах. - Москва, 2003. - № 3. - С. 11.
13. Цвик, В.Л. Телевизионная журналистика : история, теория, практика : [учеб. пособие] / В. Л. Цвик. - Москва : Аспект Пресс, 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 381, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; ISBN 5-7567-0318-7 (в пер.)
Вопрос-ответ:
Какие жанры преобладают в информационно-аналитической тележурналистике в России?
В информационно-аналитической тележурналистике в России преобладают такие жанры, как аналитический репортаж, экспертное интервью, комментарий, аналитическая программа. Эти жанры позволяют более глубоко и разносторонне рассматривать актуальные события и проблемы.
Какова история становления информационно-аналитической тележурналистики в России?
История становления информационно-аналитической тележурналистики в России начинается в 1990-х годах, после распада Советского Союза. В это время произошли значительные изменения в сфере СМИ, что открыло возможности для развития новых жанров и подходов в тележурналистике. Важной ролью в становлении этой области журналистики сыграло также развитие информационных технологий, что позволило создавать более качественные и разнообразные информационно-аналитические программы и материалы.
Какие тенденции развития можно выделить в информационно-аналитической тележурналистике в России?
В информационно-аналитической тележурналистике в России можно выделить несколько тенденций развития. Во-первых, все большее внимание уделяется использованию новых технологий для создания и распространения информационно-аналитических материалов. Во-вторых, наблюдается усиление влияния социальных сетей на формирование и распространение информации. В-третьих, возрастает интерес к применению искусственного интеллекта и автоматизации в процессе создания информационно-аналитических материалов. Все эти тенденции указывают на постоянное развитие и совершенствование данного направления журналистики в России.
Какие типы информационно-аналитических жанров тележурналистики существуют?
Типология информационно-аналитических жанров тележурналистики включает в себя такие жанры, как аналитический репортаж, экспертное интервью, комментарий, аналитическая программа, обзор, аналитическая статья и др. Каждый из этих жанров имеет свои особенности и задачи, но объединяет их одно - более глубокое аналитическое рассмотрение актуальных событий и проблем.
Что такое информационно-аналитическая тележурналистика?
Информационно-аналитическая тележурналистика - это жанр журналистики, который сочетает в себе информационную и аналитическую составляющие. Она предоставляет зрителям и слушателям не только объективную информацию, но и анализирует ее, делая выводы и оценивая события и факты. Такой журналистический жанр позволяет глубже понять происходящее и получить более полную картину происходящего.
Какова история становления информационно-аналитической тележурналистики в России?
История становления информационно-аналитической тележурналистики в России насчитывает несколько десятилетий. В период послевоенного восстановления и развития страны информационно-аналитическая тележурналистика стала одним из важных инструментов пропаганды государственной идеологии. Со временем, с развитием телекоммуникаций и расширением информационного пространства, информационно-аналитическая тележурналистика приобрела большую популярность и стала одним из основных источников новостей и аналитической информации для российских зрителей.
Какие жанры относятся к информационно-аналитической тележурналистике?
К информационно-аналитической тележурналистике относятся различные жанры, которые сочетают в себе информационную передачу и аналитический комментарий. Некоторые из таких жанров включают в себя аналитические программы, комментарии экспертов, дискуссии и обзоры событий. Популярные жанры информационно-аналитической тележурналистики в России включают: политические ток-шоу, аналитические программы, комментарии политических экспертов и аналитиков, дискуссионные передачи и подкасты.
Что такое информационно-аналитическая тележурналистика?
Информационно-аналитическая тележурналистика - это направление тележурналистики, которое объединяет информационное и аналитическое освещение актуальных событий и проблем в обществе. Это форма журналистики, которая исследует и анализирует новости и предоставляет читателям/зрителям глубокое понимание событий, их причин и последствий. В России информационно-аналитическая тележурналистика является одним из основных жанров телевизионной журналистики.
Какова история становления информационно-аналитической тележурналистики в России?
История становления информационно-аналитической тележурналистики в России начинается с развала Советского Союза и перестройки. В то время произошли значительные изменения в политической жизни страны, и появилась необходимость в более глубоком анализе и освещении событий. В результате, информационно-аналитическая тележурналистика стала играть важную роль в формировании общественного мнения и развитии демократических процессов в России.
Какие жанры относятся к информационно-аналитической тележурналистике?
Информационно-аналитическая тележурналистика включает различные жанры, такие как аналитические программы, прямые репортажи, интервью, дискуссионные передачи и комментарии экспертов. Эти жанры позволяют осветить события со всех сторон, предоставляя читателям/зрителям разностороннюю информацию и аналитическую точку зрения.
Какие тенденции развития можно наблюдать в информационно-аналитической тележурналистике в России?
В информационно-аналитической тележурналистике России можно наблюдать несколько тенденций развития. Во-первых, увеличение использования цифровых технологий и интернета, что позволяет предоставлять более широкий доступ к информации и стать более интерактивным. Во-вторых, сокращение времени на аналитическую обработку событий и увеличение уделяемого времени обсуждению и комментированию новостей. И наконец, повышение роли независимых экспертов и общественных дискуссий как средство более объективного и глубокого изучения событий.
Какова история становления информационно-аналитической тележурналистики в России?
История становления информационно-аналитической тележурналистики в России включает в себя множество этапов. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, тележурналистика претерпела значительные изменения. Стало возможным появление частных телеканалов, что привело к увеличению конкуренции и разнообразия информационных программ. В это время формируются основные жанровые характеристики информационно-аналитической тележурналистики.