Формирование умения работать с диаграммами у обучающихся 3 класса по программе УМК школа России
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 22.04.2023
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О ДИАГРАММАХ 6
1.1. Сущность понятия «диаграмма» 6
1.2. Формирование первичных представлений о диаграммах в начальной школе 9
1.3. Особенности изучения диаграмм по УМК «Школа России» 11
1.4. Примеры упражнений, способствующих формированию представлений о диаграммах в 4 классе по УМК «Школа России» 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 19
Составьте столбчатую диаграмму. Кто выполнил задач больше всех? Кто выполнил задач меньше всех? Упражнение №5. Расстояние от города А до города Б составляет 50 км, догорода С – 40 км, до города В – 30 км. Составьте столбчатую диаграмму. Какой города находится ближе всего к городу А? Какой дальше всего от города А?Интересным типом заданий, на наш взгляд, является составление задач самостоятельно. Например, можно предложить детям составить задачи по уже выполненным диаграммам. Это могут быть подписанные диаграммы (упражнение №6) или диаграммы, которые необходимо подписать самостоятельно (упражнение №7).Упражнение №6. На диаграмме вы видите длину некоторых рек нашей страны. Какая река самая длинная? Какая река самая короткая? По предложенным данным составьте задачу в 2 действия, запишите и решите ее.Упражнение №7. Перед вами столбчатая диаграмма. Как вам кажется, о чем она? Придумайте подписи к диаграмме. Придумайте задачу в 2 действия к диаграмме, запишите и решите ее.Таким образом, в курсе математики 4 класса можно предложить много вариантов заданий на диаграммы, помимо тех, которые уже есть в УМК «Школа России».Мы разработали несколько вариантов упражнений, которые позволяют детям освоить не только чтение диаграмм, но и строить диаграммы, создавать задачи на основе диаграмм. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги, можно заключить, что диаграмма представляет собой графическое отображение данных, которое позволяет получить более наглядную картину, повысить качество и скорость анализа числовых данных, степень усвоения нового материала. Существует несколько типов диаграмм. В школьном курсе математики применяются столбчатые, круговые, линейные диаграммы и их вариации.Сегодня в начальной школе есть масса приемов по формированию первичных навыков работы с диаграммами вразнообразны. В целом специалисты сходятся на том, что необходимо начинать с более простых заданий, подробно разбирать каждый этап решения задачи. Затем можно переходить к более сложным заданиям.АнализУМК «Школа России» на предмет работы с диаграммами показал, что в начальной школе согласно этому УМК изучаются только столбчатые диаграммы.Изучение происходит в 4 классе. При этом всего в учебниках и рабочих тетрадях предлагается 6 заданий двух типов.Все задания на чтение диаграмм. Заданий на построение диаграмм не применяется.По этой причине мы разработали примеры упражнений по работе с диаграммами для обучающихся 4 класса.В подборку были включены упражнения на построение диаграмм, упражнения на выбор диаграммы по условия, упражнения на составление задач по диаграммам.Таким образом, цель и задачи исследования достигнуты.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКПриказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (дата обращения: 05.03.2023). Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.И. Волкова. – 5-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2016. – 82 с.Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.И. Волкова. – 5-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2016. – 84 с.ГорееваН.М. Статистика: учебник для вузов / Е.М. Гореева, Л.Н. Демидова. – М.: Прометей, 2019. – 606 с. – ISBN 978-5-907100-00-8.ДжуроваВ.А. Формирование умения работать с таблицами, схемами и диаграммами в начальной школе / В.А. Джурова, К.А. Киричек // Научное отражение, 2022. – № 2 (28). – С. 23-26.ЕлифантьеваС.С. Обучение младших школьников работе с таблицами и диаграммами при реализации межпредметных связей / С.С. Епифантьева, А.В. Пизов // Герценовские чтения. Начальное образование, 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 148-152. Зубова С.П. Методические рекомендации по формированию умений младших школьников при изучении раздела «Анализ данных» / С.П. Зубова, Л.В. Лысогорова // Артемовские чтения. Материалы XIII Международной научной конференции, 2021. – С. 103-110. Моро М.И. Математика. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – ISBN 978-5-09-100692-6.Моро М.И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.И. Моро и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.МхитарянВ.С. Статистика: учебник: для программы СПО по специальностям укрупненной группы «Экономика и управление» по программе общепрофессиональной дисциплины «Статистика» / В.С. Мхитарян, Т.А. Дуброва, О.В. Кучмаева и др.; под ред. В.С. Мхитарян. – М.: Академия, 2019. – 317 с. – ISBN 978-5-4468-7698-3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2023. – 1375 с. –ISBN 978-5-94666-759-3.Омельченко В.П. Информатика. Медицинская информатика. Статистика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 606 с. – ISBN 978-5-9704-9221-8.ПоморцеваС.В. Использование графических моделей представления информации в начальном курсе математики / С.В. Поморцева // Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2019. – С. 208-212.Учи ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchi.ru (дата обращения: 23.03.2023).ЧилеваВ.А. Столбчатые диаграммы как средство графического представления данных в обучении математике в начальной школе / В.А. Чилева // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Ч. 1, 2021. – С. 246-250.
2. Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 1.: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.И. Волкова. – 5-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2016. – 82 с.
3. Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь 4 класс. В 2 ч. Ч. 2.: учебное пособие для общеобразовательных организаций / С.И. Волкова. – 5-е изд., дораб. – М.: «Просвещение», 2016. – 84 с.
4. Гореева Н.М. Статистика: учебник для вузов / Е.М. Гореева, Л.Н. Демидова. – М.: Прометей, 2019. – 606 с. – ISBN 978-5-907100-00-8.
5. Джурова В.А. Формирование умения работать с таблицами, схемами и диаграммами в начальной школе / В.А. Джурова, К.А. Киричек // Научное отражение, 2022. – № 2 (28). – С. 23-26.
6. Елифантьева С.С. Обучение младших школьников работе с таблицами и диаграммами при реализации межпредметных связей / С.С. Епифантьева, А.В. Пизов // Герценовские чтения. Начальное образование, 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 148-152.
7. Зубова С.П. Методические рекомендации по формированию умений младших школьников при изучении раздела «Анализ данных» / С.П. Зубова, Л.В. Лысогорова // Артемовские чтения. Материалы XIII Международной научной конференции, 2021. – С. 103-110.
8. Моро М.И. Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч. 1 / М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюкова. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2022. – ISBN 978-5-09-100692-6.
9. Моро М.И. Математика. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / М.И. Моро и др. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2021. – 144 с.
10. Мхитарян В.С. Статистика: учебник: для программы СПО по специальностям укрупненной группы «Экономика и управление» по программе общепрофессиональной дисциплины «Статистика» / В.С. Мхитарян, Т.А. Дуброва, О.В. Кучмаева и др.; под ред. В.С. Мхитарян. – М.: Академия, 2019. – 317 с. – ISBN 978-5-4468-7698-3.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2023. – 1375 с. –ISBN 978-5-94666-759-3.
12. Омельченко В.П. Информатика. Медицинская информатика. Статистика: учебник для студентов высших учебных заведений / В.П. Омельченко, А.А. Демидова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. – 606 с. – ISBN 978-5-9704-9221-8.
13. Поморцева С.В. Использование графических моделей представления информации в начальном курсе математики / С.В. Поморцева // Детство, открытое миру. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2019. – С. 208-212.
14. Учи ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uchi.ru (дата обращения: 23.03.2023).
15. Чилева В.А. Столбчатые диаграммы как средство графического представления данных в обучении математике в начальной школе / В.А. Чилева // Шамовские педагогические чтения научной школы управления образовательными системами. Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Ч. 1, 2021. – С. 246-250.
Вопрос-ответ:
Какое умение развивается у обучающихся 3 класса по программе УМК "Школа России" в главе "Теоретические аспекты формирования представлений младших школьников о диаграммах"?
У обучающихся 3 класса по программе УМК "Школа России" в главе "Теоретические аспекты формирования представлений младших школьников о диаграммах" развивается умение работать с диаграммами.
Какая сущность имеет понятие "диаграмма"?
Сущность понятия "диаграмма" заключается в представлении информации в графической форме, позволяющей увидеть относительную частоту встречаемости данных и их соотношение.
Какие особенности есть при изучении диаграмм по УМК "Школа России"?
При изучении диаграмм по УМК "Школа России" особенности заключаются в том, что учащиеся знакомятся с разными типами диаграмм и учатся определять и анализировать их содержание.
Какие примеры упражнений помогают формированию представлений о диаграммах в 4 классе по УМК "Школа России"?
Примеры упражнений, способствующих формированию представлений о диаграммах в 4 классе по УМК "Школа России", могут быть следующими: составление диаграммы по данным, анализ и интерпретация готовых диаграмм, решение задач, использующих диаграммы.
Какую роль играет начальная школа в формировании первичных представлений о диаграммах?
В начальной школе начинается формирование первичных представлений о диаграммах, которые являются основой для дальнейшего изучения и работы с диаграммами в более старших классах.
Зачем нужно учить детей работать с диаграммами?
Работа с диаграммами помогает детям развивать наглядное мышление, аналитические и логические навыки. Они учатся анализировать данные, находить закономерности, сравнивать и классифицировать информацию. Эти навыки будут полезны им в школе и в повседневной жизни.
Каковы особенности изучения диаграмм по программе УМК "Школа России"?
По программе УМК "Школа России" изучение диаграмм начинается с 3 класса. Дети учатся определять различные типы диаграмм (столбцовые, круговые, линейные) и интерпретировать информацию, представленную на них. Они также учатся строить простые диаграммы и анализировать полученные данные.
Какие упражнения помогают детям формировать представления о диаграммах в 4 классе?
В 4 классе по программе УМК "Школа России" предлагаются разные упражнения по работе с диаграммами. Дети могут строить диаграммы по предоставленным данным, заполнять пропущенные значения, анализировать диаграммы и отвечать на вопросы, сравнивать разные диаграммы и находить общие закономерности. Такие упражнения помогают им освоить навыки работы с данными и улучшают их понимание представленной информации.
Как формируются первичные представления о диаграммах в начальной школе?
В начальной школе дети начинают знакомиться с диаграммами с помощью наглядных материалов и игр. Они учатся определять цвета, формы, размеры и атрибуты предметов на диаграммах. Дети также изучают основные типы диаграмм и учатся интерпретировать информацию, представленную на них.
Какие навыки развиваются при работе с диаграммами?
Работа с диаграммами развивает наглядное мышление, логическое и аналитическое мышление, умение анализировать данные, находить закономерности и сравнивать информацию. Дети также учатся строить диаграммы и представлять информацию графически. Эти навыки будут полезны им не только в школе, но и в повседневной жизни.
Что такое диаграмма?
Диаграмма - это визуальное представление данных или информации с использованием графических элементов, таких как линии, круги, столбцы и др.