КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСУРСНОМ КЛАССЕ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 54 54 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 15.04.2023
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РЕСУРСНОМ КЛАССЕ 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика нарушений поведения детей младшего школьного возраста 6
1.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 9
1.3. Общее представление о коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Характеристика классного коллектива. Констатирующий этап исследования. 21
2.2. Организация работы по развитию социальных навыков. Формирующий этап. 23
2.3. Заключительный этап работы. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
Фрагмент для ознакомления

А., Балкизова Ф.Б. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-korrektsii-agressivnogo-povedeniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.03.2023).21.Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с.22.Рожков О.П. Диагностика детей с РАС на ПМПК. [Электронный ресурс] - URL: https://pmpkrf.ru/wp-content/uploads/2018/11/Diagnostika-detej-s-RAS-na-PMPK.pdf (дата обращения: 05.03.2023).23.Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников -- Минск: Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", 2005. http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-35.shtml24.Словарь практического психолога / Головин С.Ю. // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1998. URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-prakticheskogo-psihologa.html (дата обращения: 06.02.2023)25.Стернин Иосиф Абрамович О понятиях метод, методика, прием // Вопросы психолингвистики. 2008. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-metod-metodika-priem (дата обращения: 05.03.2023).26.Стребелева Елена Антоновна, Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // ПФ. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-narusheniem-intellekta-reabilitatsiya-sredstvami-obrazovaniya (дата обращения: 05.03.2023).27.Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 319 с.28.Шахбанова Э.Ю. Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] – 2019. – URL: https://infourok.ru/profilaktika-narusheniy-povedeniya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-3894050.html (дата обращения: 05.03.2023).29.Шрамм, Р. Мотивация и подкрепление: Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (АВА/VB) / Роберт Шрамм ; пер. с англ. У. Жарниковой ; предисл. С. Анисимовой. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2021. — 608 с.30.Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями // Развитие личности. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-diagnostiki-obucheniya-i-psihoterapii-detey-s-autisticheskimi-narusheniyami (дата обращения: 05.03.2023).ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.SCQ (Социально-Коммуникативный Опросник) - это скрининговая методика, помогающая выявить симптомы, связанные с расстройством аутистического спектра.Анкета должна быть заполнена родителем или опекуном, и может быть использована по отношению к любому человеку в возрасте старше четырех лет, при условии, что умственный возраст составляет более 2 лет. Для его компиляции вам не нужна помощь или непосредственное руководство профессионалов.SCQ состоит из 40 вопросов в формате да\нет.На заполнение требуется менее 10 минут, а на подсчет результатов – менее 5 минут.SCQ включает два бланка:Бланк SCQ «В течение жизни» заполняется с учетом всей истории развития ребенка, и его использование дает результаты, которые могут быть основанием для направления на более подробное обследование.Бланк SCQ «В настоящее время» заполняется относительно поведения ребенка в течении последних 3 месяцев, и полученные результаты позволяют понять его повседневный жизненный опыт, оценит ход лечения и составить план обучения.Изначально SCQ был разработан как сопутствующая скрининговая методика применяющаяся перед использованием ADI-R (Интервью при Диагностике Аутизма - Пересмотренное). Также SCQ с дифференциальной целью может применяться перед использованием ADOS (Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма).Приложение 2.Результаты диагностического анкетирования детей.Софья В. 10.07.2011 - 12 лет.УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Знает буквы, последовательность цифр, цвета, формы и названия предметов, запоминает короткие стихи. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Не проявляет особого интереса к детям, почти не общается с ними, с трудом отвечает на запросы на общение от взрослых. КОММУНИКАЦИЯ Есть речь, но не всегда пользуется ею функционально, очень сильная эхолалия, небольшой набор фраз в предложениях, диалог в режиме «да»—«нет». ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Не может сидеть весь урок, есть трудности в выполнении инструкций, спонтанная речь и смех, стимы (раскачивание), слабо концентрируется на занятии, не выполняет фронтальных инструкций. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Иногда с трудом переносит шум, в некоторых случаях реагирует как на перегрузку на освещение. Есть сложности с ощущением своего тела, трудности с преодолением лестницы, испытывает сложности с восприятием высоты. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Неуклюжесть, нарушения походки, слабое развитие мелкой моторики, затруднен кистевой захват.Владислав З. 18.12.2011 - 12 лет.УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Хорошо справляется с логическими задачами, умеет считать, знает буквы русского и латинского алфавита, затрудняется с абстрактными понятиями. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Сверстниками интересуется мало, со взрослыми взаимодействует с затруднением, может не выполнять инструкций, не отвечать на вопросы, не реагировать на приказы. КОММУНИКАЦИЯ Хорошо развит навык просьбы, уверенно называет предметы, диалог практически отсутствует, вместо него часто бывает эхолалия. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Не может сидеть весь урок, есть вокализации, крик, плач. Может убегать или совершать стереотипные движения (раскачиваться), может проявлять гиперактивное поведение. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Постоянно находится в поиске предметов для оральной стимуляции (жевания), также может прыгать, ударять руками и ногами о твердые предметы. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Практически отсутствуют, двигается ловко и уверенно. Немного затрудняется с мелкомоторными навыками в пределах нормы.Игорь К. 18.02.2013 – 10 летУРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Умеет читать, писать короткие предложения, знает устный счет и цифры, наизусть знает любимые сказки, стихи и мультфильмы. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Мало интересуется сверстниками и другими детьми, хорошо контактирует со взрослыми, может не реагировать на обращенную речь. КОММУНИКАЦИЯ Обширный пассивный словарь, но часть слов запоминает «как звучат» без понимания смысла, сложно с абстрактными понятиями. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Капризничает и кричит, валяется на полу в ситуациях, когда не получает желаемого. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Требователен к ткани одежды, полотенец и т.п. Любит телесный контакт. Не любит громкие звуки—закрывает уши. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Проблемы с мелкой моторикой, плохо держит ручку, плохо пишет и рисует, слегка неуклюжий.Степан Ч. 22.06.2010 - 13 лет.УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Знает буквы и цифры, умеет читать простые слова. Запоминает места, в которых бывал, и достаточно хорошо понимает простую речь. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Недавно впервые стал интересоваться детьми, обращаться с просьбой поиграть с ним в догонялки к одноклассникам. Выражает симпатию к одной девочке—ждет и ведет под руку. КОММУНИКАЦИЯ Говорит несколько слов, которые понимают только близкие люди, для общения пользуется специальной программой на iPad, которая озвучивает выбранные им карточки. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Когда необходимо долго ждать или чувствует себя неуспешным, может громко кричать и даже укусить взрослого. В общественных местах, если прийти без подготовки, будет плакать или наотрез откажется зайти в помещение. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Очень любит тактильные ощущения от сенсорных игрушек типа массажера, любит сдавливание и щекотку, а также игрушки для жевания. Завораживают яркие зрительные вспышки. Чувствителен к громким звукам и большому скоплению людей. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Нет трудностей с крупной моторикой, хорошо лазает по разным сооружениям, катается на велосипеде и самокате, научился плавать. Мелкая моторика развита намного хуже—не может писать буквы, зато умеет печатать на клавиатуре.Таисия Н. - 21.05.2009 - 14 летУРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Знает все буквы, умеет читать вслух и про себя с 5,5 лет, владеет письмом и счетом, решает простые арифметические задачи, знает формы фигур, играет в лабиринты. Демонстрирует своеобразное логическое мышление. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Недавно стала замечать детей, но пока не умеет с ними общаться. Со взрослыми вступает в коммуникацию легко, но избирательно, по собственной инициативе. КОММУНИКАЦИЯ Понятная речь появилась почти в 6 лет, говорит без падежей, может вести короткий диалог и поет. Есть эхолалия. Хорошо развит навык просьбы, обращается с просьбами по своей инициативе. Иногда может ответить на вопрос «Как дела?». ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ С трудом понимает правила поведения на уроке, избирательно слушает, может проявлять беспокойство (кричать или раскачиваться) при большом скоплении людей. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Практически никаких.Игорь К. - 18.02.2013 - 10 летУРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Бегло читает, знает стихи и песни. Различает цвета, формы, знает последовательность цифр до 100. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Редко проявляет интерес к сверстникам. С трудом принимает правила в игре, предпочитает собственные занятия в одиночестве. КОММУНИКАЦИЯ Речь громкая, внятная. Задает и отвечает на вопросы. Часто использует устойчивые книжные выражения, не всегда функционально. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Быстро устает, не может сидеть весь урок, продолжительность одной продуктивной деятельности не более 10 минут. Сложности в восприятии инструкций на слух. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Избирателен в еде. Не ест блюда из нескольких компонентов. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Недостаточно развита мелкая моторика, трудности в застегивании пуговиц и пальцевом захвате при письме. Неуклюжесть, трудности с удерживанием баланса на занятиях физкультурой.Вероника М. - 06.09.2013 - 10 летУРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА Хорошо понимает простую речь на бытовом уровне, запоминает места, в которых бывал. Простраивает логические цепочки для достижения цели, но не знает буквы и цифры. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Редко проявляет активный интерес к детям, но хорошо коммуницирует со взрослыми, живо проявляет интерес к общению с животными—пытается с ними играть или командовать ими. КОММУНИКАЦИЯ Говорит много слов—может называть как предметы, так и действия, характеристики предметов. Произношение затрудненное, понятное только близким, поэтому для коммуникации с другими людьми использует карточки PECS. Может отвечать «да» или «нет» на вопросы. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ Когда необходимо долго ждать, когда чувствует себя неуспешным или когда его что-то беспокоит, может громко кричать. С ним трудно посещать общественные места без предварительной подготовки—он может отказаться заходить в незнакомое помещение и захочет поскорее его покинуть. СЕНСОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Сенсорные перегрузки компенсирует прыжками на месте. МОТОРНЫЕ ТРУДНОСТИ Освоил графические навыки—хорошо копирует линии и пишет по контуру. Крупная моторика без затруднений—хорошо имитирует движения. Двигается с осторожностью, не участвует в некоторых спортивных играх.Приложение 3.Разработка и проведение (5 занятий) группового коррекционно-развивающего тренингаПрограмма занятий “Социализация детей с расстройством аутистического спектра”Цель тренинга: обобщение навыков, сформированных в ходе индивидуальных занятий. Формирование навыков, необходимых для обучения в общеобразовательном классе. Формирование социальных, коммуникативных, игровых, бытовых навыков.Задачи тренинга:- научить детей спокойно ждать своей очереди; - научить детей взаимодействию друг с другом;- формирование навыка учебного поведения в группе;- развитие внимания у детей с РАС. Форма занятий: групповая.Категория участников: подростки 10-12 лет.Количество участников: 7 человек.Место проведения: школьный кабинет.Время: 40 минутДлительность: 5 занятийПриложение 4. Проект коррекции и обучения детей с аутизмом и близкими ему нарушениями коммуникации – TEACCHПрограмма ТЕАССН – это обширная программа, интегрирующая педагогические мероприятия и методы поведенческой терапии с целью стимулировать развитие коммуникативных способностей детей с нарушениями аутистического спектра. Данная программа исходит из типичной для бихевиоральной психологии идеи эффективности четко структурированных педагогических программ для обучения и коррекции поведения аутичных детей*. Учитывается уровень развития детей, и, исходя из него, разрабатываются варианты индивидуального обучения. Широко используется также специальная обучающая и консультационная работа с родителями аутичных детей. Использование программы ТЕАССН опытными педагогами обладает многими преимуществами.TreatmentandEducationofAutisticandRelatedCommunicationHandicappedChildren, TEACCH - программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями.Автор: Эрик Шоплер (Eric Schopler)TEACCH - методика с доказанной эффективностью. Структурированное обучение с особым вниманием к среде.Основные цели обучения:1. Максимально развить независимость ребенка.2. Помочь ребенку эффективно взаимодействовать с другими3. Увеличивать и развивать интеллектуальные навыки, школьныеумения и индивидуальные способности4. Стимулировать генерализацию навыков (все новые навыкиребенок мог максимально часто и эффективно использовать вразных ситуациях дома, в саду, школе).5. Развивать чувство себя, понимание себя (развитие эмоциональнойсферы)Работа с детьми идёт по следующим сферам: имитация; восприятие; крупная моторика; мелкая моторика; координация глаз и рук; элементарнаяпознавательная деятельность; речь; самообслуживание; социальные отношения.Основная возрастная группа: 3 - 14 л. Приложение 5.Методика «7 этапов установления руководящего контроля» Роберта Шрамма.Что такое руководящий контроль?Руководящий контроль – это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству.Зачем нужен руководящий контроль?Руководящий контроль – фундамент отношений с ребенком. Наличие руководящего контроля повышает вероятность того, что наши инструкции побудят ребенка дать правильный ответ. Если руководящий контроль не сформирован, ребенок не будет с нами сотрудничать, выполнять инструкции, соответственно, обучение будет практически невозможно.Как установить руководящий контроль?Роберт Шрамм выделяет 7 этапов установления руководящего контроля:Контроль мотивационных предметов. Все вещи, которые любит ребенок должны контролироваться взрослым. Ребенок может получить то, что он хочет, выполняя простые инструкции взрослого. Чтобы ограничить доступ ребенка к мотивационным предметам, можно положить их на шкаф в прозрачную коробку, чтобы ребенок мог их видеть, но не мог достать.Интересное взаимодействие. Через взрослого ребенок должен получать новый позитивный опыт. Взрослый должен начать ассоциироваться у ребенка с чем-то приятным. Для этого нужно следовать за интересами ребенка. Если ребенок хочет слушать музыку, вы можете быть тем, кто даст возможность ее послушать. Другая прекрасная возможность для отождествления себя с подкреплением — когда ребенок раскачивается на качелях. Вы можете сделать это занятие более интересным, играя с ребенком, пытаясь поймать его или пощекотать во время раскачивания.Последовательность и честность. Прежде чем задать ребенку вопрос или дать инструкцию, вам следует четко определить, какую реакцию вы ожидаете. За приемлемый ответ ребенка нужно поощрить. Постарайтесь найти пути, чтобы предложить больше подкреплений, когда ребенок показывает навык без вашей помощи, и меньше, когда вы помогаете ему дать правильный ответ.Успех-поощрение. Ребенок может получить мотивационный предмет только следуя вашим инструкциям. Давайте ребенку легкие задания и поощряйте его стремление участвовать в занятии. Нужно каждый раз инструктировать ребенка «Сначала выброси это в мусор, потом будет печенье» или «Соберешь все жетоны – будет машинка». Ребенок должен понять, что следовать правилам – это лучший способ получить желаемоеПеременное подкрепление. На ранних этапах овладения учебным контролем поощряйте каждую верную реакцию ребенка. Ни одна верная реакция не должна остаться незамеченной. Позже постепенно можно переходить переменному соотношению подкрепления, то есть перейти от подкрепления каждого отдельного ответа (1:1) к подкреплению каждого второго, третьего и даже четвертого ответа (2:1, 3:1, 4:1) в ситуациях, когда ребенок следует инструкции.Анализ предпочтений. Задача этого этапа – максимально понять предпочтения ребенка. Не просто ответить на вопрос, что ему нравится, а понять, что он предпочитает в зависимости от ситуации, часто ли меняет выбор, какие свойства этого поощрения привлекают ребенка. Ответы на эти вопросы помогут вам быстро и эффективно предлагать ребенку новые поощрения, что положительно сказывается на мотивации ребенка с вами заниматься, а следовательно, на руководящем контроле. Можно выделить первичные (еда), вторичные материальные (предметы) и вторичные нематериальные (социальные) поощренияУменьшение нежелательного поведения. Покажите ребенку, что игнорирование вашей инструкции или неприемлемое поведение не приведет к получению подкрепления. Нежелательное (неприемлемое) поведение – это поведение, повторение которого вы не хотели бы видеть снова при аналогичных обстоятельствах. Для этого достаточно не подкреплять такое поведение.Когда стоит начинать работу по установлению руководящего контроля?С самого начала работы с ребенком, сразу после знакомства и установления первичного контакта. Можно заранее расспросить родителей, что нравится ребенку, какие у него любимые игрушки, мультики.Приложение 6.Методика АВА (методика модификации поведения) Прикладной анализ поведения (ABA – Applied Behavior Analysis) принадлежит бихевиоральному направлению психологии. Основателем его является Б.Ф. Скиннер (1904–1990), создавший теорию оперантного научения, близкую по своей сути к теории И.П. Павлова (1849–1949) о формирования условных рефлексов через пищевое подкрепление. При аутизме нарушена коммуникация и по мнению Б.Ф. Скиннера ее возможно формировать, используя те же факторы окружающей среды и принципы, которые управляют другими формами поведения. Автор предложил понятие «вербальные операнты» (манты) – такие функциональные вербальные единицы из которых состоит речевой репертуар человека. Вербальный оперант – это тип поведения, который возникает в определенных повторяющихся ситуациях, выражающий «просьбу», «отказ», «недовольство» и пр. Для их формирования применяются следующие методы прикладного анализа поведения: 1) DTT – Discrete Trial Training, в русской интерпретации «метод дискретных проб» или «обучение отдельными блоками» [7]; 2) IT – «случайное обучение». Сущность оперантного обучения заключается в закреплении «последствий» поведения в той или иной ситуации, поскольку любое поведение направлено на достижение определенной цели. Если в результате поведения цель достигнута, поведение будет закрепляться: повторяться в аналогичных ситуациях, проявляться чаще, с большей интенсивностью, в противном случае, если цель не достигнута, вероятность повторения поведения существенно снижается. Метод дискретных проб является неотъемлемой частью в работе по формированию «желаемого» поведения у детей с РАС, которые не могут следовать инструкциям в группе и имеют множество поведенческих барьеров: низкий уровень развития коммуникации, проявления стереотипий и/или нежелательного поведения, слабые навыки сотрудничества. Дискретная проба (или блок) – это законченный эпизод, состоящий из инструкции, реакции (ответа) воспитанника, подсказки педагога (когда это необходимо), предоставления последствия (в зависимости от ответа ребенка) и удаления материалов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 339 c.
2. Анохин П.К. Механизмы и принципы целенаправленного поведения. - М.: Наука, 1972.- 256 с.
3. Бернштейн Н.Л. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990. - 494 с.
4. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации поведения человека. М.: Изд-во МГУ, 1990, 283 с.
5. Волков Борис Степанович. Психология детей младшего школьного возраста. учебнометодическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е. Водяха.
6. Волченкова Тамара Владимировна, Сафонова Татьяна Николаевна Преодоление эмоциональных и поведенческих нарушений у дошкольников группы компенсирующей направленности // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №60-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preodolenie-emotsionalnyh-i-povedencheskih-narusheniy-u-doshkolnikov-gruppy-kompensiruyuschey-napravlennosti (дата обращения: 05.03.2023).
7. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Эподы по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 221 с.
8. Выготский Л. С. Собр. сочинений: в 6 т. Проблемы развития психики. Гл. 1. Проблема развития высших психических функций. Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика. 1983; 3: 6–41.
9. Евгения Кузнецова. Психологическая коррекция нарушений поведения у детей младшего школьного возраста // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 15.10.2022. — URL https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskaya_korrekciya_narusheniy_povedeniya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta/ (дата обращения: 05.03.2023).
10. Ким А.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №1 (10) том 3. С. 103 - 105. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/848 (дата обращения: 21.02.2023 г.)
11. Кобрина Л.М., Скворцов В.Н., Никитина М.И., Логинова Е.Т. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная форма образования в регионе// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 43–50.
12. Коллектив авторов. Как помочь дошкольнику с расстройством аутистического спектра. / Опыт специалистов служб раннего вмешательства Фонда «Обнажённые сердца». М.: Эксмо. - 2020. – 149 с.
13. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. - 365 с.
14. Нарушения поведения / Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/10659/Нарушения_поведения (дата обращения: 06.02.2023)
15. Неверович Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверовича. – М., 1986.
16. Овчинникова Т. С., Васильева С. Б., Тараторина А. А. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ РЕСУРСНОГО КЛАССА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskoe-soprovozhdenie-raboty-resursnogo-klassa-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.03.2023).
17. Панцырь С.Н., Комарова О.П. Консультативно-диагностическая работа с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации Московский государственный психолого-педагогический университет. Москва. 2018. С. 85.
18. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. – М.: Академия. 2001. – 224 с.
19. Психолого-педагогическая диагностика / Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко, А.А. Дубовова // Учебно-методическое пособие. – Режим доступа к журн. URL: https://vk.cc/clofUh (дата обращения: 06.02.2023)
20. Пшихопова З.А., Балкизова Ф.Б. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2016. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-korrektsii-agressivnogo-povedeniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 05.03.2023).
21. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе. Практическое пособие / рук. авторского коллектива: Козорез А.И.—М.: АНО Ресурсный класс, 2015.— 360 с.
22. Рожков О.П. Диагностика детей с РАС на ПМПК. [Электронный ресурс] - URL: https://pmpkrf.ru/wp-content/uploads/2018/11/Diagnostika-detej-s-RAS-na-PMPK.pdf (дата обращения: 05.03.2023).
23. Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников -- Минск: Общественное объединение "Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам", 2005. http://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-35.shtml
24. Словарь практического психолога / Головин С.Ю. // ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. 1998. URL: https://vocabulary.ru/slovari/slovar-prakticheskogo-psihologa.html (дата обращения: 06.02.2023)
25. Стернин Иосиф Абрамович О понятиях метод, методика, прием // Вопросы психолингвистики. 2008. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-metod-metodika-priem (дата обращения: 05.03.2023).
26. Стребелева Елена Антоновна, Лазуренко С. Б., Кузенкова Л. М. Дети с нарушением интеллекта: реабилитация средствами образования // ПФ. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-narusheniem-intellekta-reabilitatsiya-sredstvami-obrazovaniya (дата обращения: 05.03.2023).
27. Фурманов И.А. Психология депривированного ребенка : пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 319 с.
28. Шахбанова Э.Ю. Профилактика нарушений поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] – 2019. – URL: https://infourok.ru/profilaktika-narusheniy-povedeniya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-3894050.html (дата обращения: 05.03.2023).
29. Шрамм, Р. Мотивация и подкрепление: Практическое применение методов прикладного анализа поведения и анализа вербального поведения (АВА/VB) / Роберт Шрамм ; пер. с англ. У. Жарниковой ; предисл. С. Анисимовой. — Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2021. — 608 с.
30. Эстербрук Светлана, Эстербрук Ричард Эффективные методы диагностики, обучения и психотерапии детей с аутистическими нарушениями // Развитие личности. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnye-metody-diagnostiki-obucheniya-i-psihoterapii-detey-s-autisticheskimi-narusheniyami (дата обращения: 05.03.2023).

Вопрос-ответ:

Какие подходы используются при коррекции поведенческих нарушений у младших школьников?

При коррекции поведенческих нарушений у младших школьников используются различные подходы, такие как психолого-педагогический, социальный, семейный и индивидуальный подходы. Психолого-педагогический подход основан на анализе и понимании психологических причин поведенческих нарушений и включает в себя психологическую диагностику и работу над психическими процессами ребенка. Социальный подход направлен на развитие социальных навыков и включает в себя работу с родителями и другими участниками образовательного процесса. Семейный подход предполагает сотрудничество с родителями и работу над семейными взаимоотношениями. Индивидуальный подход основан на учете индивидуальных особенностей ребенка и предполагает разработку индивидуальной программы коррекции.

Какие возрастные особенности у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста есть свои особенности. В это время происходит активное формирование индивидуальности ребенка, развитие самостоятельности и формирование личности. Дети начинают отделяться от родителей и становятся более самостоятельными в принятии решений. Они активно учатся и интересуются окружающим миром. Также в этом возрасте происходят изменения в развитии мозга, что влияет на поведение и способность к контролю над своими эмоциями.

Какие причины поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста?

Причины поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста могут быть разными. Одной из них является недостаток внимания и заботы со стороны родителей. Если ребенок часто чувствует себя незащищенным или игнорируемым, он может начать проявлять поведенческие нарушения. Также на поведение ребенка могут влиять различные стрессы или травмы, конфликты в семье или школе, неподходящие методы воспитания, а также нарушения в развитии и зрелости мозга.

Какими методологическими подходами руководствуются при коррекции поведенческих нарушений у младших школьников в ресурсном классе?

В коррекции поведенческих нарушений у младших школьников в ресурсном классе используются различные методологические подходы. Одним из них является системно-деятельностный подход, основанный на представлении о взаимосвязи между поведенческими нарушениями и внутренними факторами, такими как индивидуальные особенности ребенка, его восприятие окружающей среды, эмоциональное состояние и другие. Также применяется комплексный подход, который предполагает использование различных методов и методик, включая индивидуальную и групповую работу, психологическую коррекцию, педагогическую поддержку и др. Важным аспектом является также сотрудничество с родителями и педагогами, чтобы создать единую систему поддержки ребенка.

Какие возрастные особенности младших школьников влияют на их поведение?

Возрастные особенности младших школьников имеют влияние на их поведение. В этом возрасте дети активно развиваются физически, эмоционально и когнитивно, что может приводить к неконтролируемым эмоциональным проявлениям и поведенческим нарушениям. Они еще не имеют полного понимания социальных норм и правил, поэтому могут совершать поступки, которые считаются неприемлемыми. Также в этом возрасте дети часто испытывают ревность и конкуренцию со сверстниками, что может проявляться в агрессивном поведении или негативной реакции на успехи других.

Какие методы коррекции поведения применяются у детей младшего школьного возраста?

У детей младшего школьного возраста применяются различные методы коррекции поведения. Один из них - позитивное воздействие и поощрение заслуг, которое мотивирует ребенка к желаемому поведению. Также используются методы моделирования, когда ребенку показывают пример правильного поведения и объясняют, почему это важно. Важным элементом является установление правил и ожиданий поведения, которые должны быть ясными и понятными для ребенка. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать подходящие условия для развития и коррекции его поведения.

Какие подходы используются при коррекции поведенческих нарушений у младших школьников в ресурсном классе?

При коррекции поведенческих нарушений у младших школьников в ресурсном классе применяются различные подходы, включая психолого-педагогическую характеристику нарушений поведения, а также возрастные особенности детей. Также общее представление о коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста играет важную роль.

Какие возрастные особенности у детей младшего школьного возраста нужно учитывать при коррекции поведенческих нарушений?

При коррекции поведенческих нарушений у детей младшего школьного возраста необходимо учитывать их возрастные особенности, такие как освоение навыков самостоятельности, развитие эмоциональной сферы, формирование социальных навыков и другие аспекты, которые могут влиять на поведение ребенка.